ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N 483
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2001 г. N 483
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
Наименование - Федеральная целевая программа "Русский язык" Программы на 2002 - 2005 годы Основание для - распоряжение Правительства Российской разработки Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р Программы Государственный - Федеральное агентство по образованию заказчик Основные - Министерство образования Российской разработчики Федерации, Министерство по делам федерации, Программы национальной и миграционной политики Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Цель Программы - сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России Задачи Программы - развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации; развитие русского языка как национального языка русского народа; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии; расширение влияния русского языка в сфере международного общения; обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в сфере образования; разработка комплекса мер по пропаганде русского языка и русской культуры с помощью средств массовой информации Сроки реализации - 2002 - 2005 годы Программы Части и разделы - часть I. Научно-исследовательские работы Программы Разделы: 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка 2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры 3. Русский язык как мировой язык Часть II. Прочие нужды Разделы: 1. Подготовка и повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного 2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад 3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы 4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации 5. Меры, направленные на сохранение позиций русского языка в России и за рубежом 6. Организационно-методическое сопровождение Программы Объемы и источники - на 2002 - 2005 годы всего - 165180 тыс. финансирования рублей, из них: средства федерального бюджета - 128140 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 15440 тыс. рублей, внебюджетные средства - 21600 тыс. рублей в том числе: выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей, из них: на научно-исследовательские работы - 7090 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1400 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2940 тыс. рублей, внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей; на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 10890 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1000 тыс. рублей, внебюджетные средства 1400 тыс. рублей; предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. рублей, из них: на научно-исследовательские работы - 7018 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1568 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2700 тыс. рублей, внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей; на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 30000 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1400 тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс. рублей; предусмотрено на 2004 - 2005 годы 104982 тыс. рублей, из них: на научно-исследовательские работы - 13182 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 4282 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 5400 тыс. рублей, внебюджетные средства - 3500 тыс. рублей; на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 80000 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2000 тыс. рублей, внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей Ожидаемые - новый свод правил современного русского результаты языка; реализации разработка словарной и грамматической Программы кодификации русского языка; аналитические доклады по вопросу функционирования русского языка как межнационального; разработка новых технологий обучения русскому языку, создание нового поколения учебников; разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка должностными лицами и государственными служащими; разработка стандартов в области контроля качества владения нормами русского литературного языка, подготовка типовых тестовых материалов; разработка документов по международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО; выпуск нового поколения учебно-методической литературы; создание и освоение современных методов преподавания русского языка в средней и высшей школе в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья; получение сведений о реальной языковой ситуации в России; составление научного прогноза развития межъязыковых отношений в стране; разработка теории языковой политики в многонациональном государстве; разработка законодательной базы, регулирующей функционирование русского языка как государственного; издание новых образцов научной, популярной и справочной литературы по русскому языку; подготовка справочников, словарей, текстов с культурологическим комментарием, направленных на сохранение русской духовности в системе образования; подготовка вузовских программ по современному русскому языку, его истории, диалектологии, стилистике, истории русского литературного языка и культуре речи; разработка курсов дистанционного обучения русскому языку как иностранному; создание гибких моделей обучения русскому языку как иностранному; подготовка нового поколения программ, учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному; создание цикла передач на телевидении и радио, пропагандирующих русский язык и русскую культуру; разработка региональных программ "Русский язык", входящих в общую систему мероприятий Система - определяется Федеральным агентством организации по образованию контроля за исполнением Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.
Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.
Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова - паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.
Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.
Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств-участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.
Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.
В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.
Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.
На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.
В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что будучи национальным достоянием общества язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.
Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).
2. Цель и задачи реализации Программы
Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.
Программа призвана решать задачи федерального уровня и
государственного значения:
развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
развитие русского языка как национального языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии;
расширение влияния русского языка в сфере международного общения;
обновление содержания и методов обучения русскому языку;
усиление роли русского языка в сфере образования;
разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры;
сохранение единого культурного пространства.
Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач.
Опыт реализации программы по русскому языку в 1996 - 2001 годах показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые положительные результаты. В 2002 - 2005 годах необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом.
3. Программные мероприятия
Система программных мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские работы" и "Прочие нужды".
Первая часть "Научно-исследовательские работы" включает три раздела:
русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка;
русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры;
русский язык как мировой язык.
Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию научно-исследовательских проектов.
Первая часть предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского языка как государственного, как языка межнационального общения, как иностранного языка.
На основе проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.
Во второй части "Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации.
В 2004 - 2005 годах предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий:
проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом;
проведение международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе, конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности";
организация повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий;
издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом;
создание банков данных о русском языке, русской литературе и культуре;
подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы;
оказание поддержки деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Общий объем ассигнований на финансирование Программы в 2002 - 2005 годах составляет 165180 тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств.
Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Реализация Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Федеральным агентством по образованию - государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий.
Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика.
Реализация Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Федеральным агентством по образованию с каждым участвующим в реализации Программы субъектом Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в установленном порядке.
Реализация Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.
Федеральное агентство по образованию отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 25.11.2003 N 712.
Государственный заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
6. Управление реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Текущее управление и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Федеральным агентством по образованию.
Руководителем Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет).
Совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе научных и научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ.
Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Федерального агентства по образованию, в подготовке которых принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители субъектов Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Федеральное агентство по образованию уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации Программы.
7. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет:
улучшаться ситуация в области распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и национальных языков России;
обеспечено совершенствование законодательства по вопросам русского языка как государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;
внедрена методика тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными служащими;
повышена речевая культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;
создано новое поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
усовершенствован образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные;
создана система подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
возрастать интерес к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням;
разработана научно - теоретическая база энциклопедии русской словесности;
укреплена позиция русского языка как средства международного общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как иностранного;
активизирована деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры.
МЕРОПРИЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(тыс. рублей) ┌─────────────────────┬─────────┬──────────────────────────────────┬─────────────────────┐ │ │Источник │ Объем финансирования │ Ожидаемые результаты│ │ │финанси- ├──────┬───────────────────────────┤ │ │ │рования │2002 -│ в том числе │ │ │ │ │ 2005 ├─────┬─────┬───────┬───────┤ │ │ │ │годы -│2002 │2003 │ 2004 │ 2005 │ │ │ │ │всего │ год │ год │ год │ год │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ Часть I. Научно-исследовательские работы │ │ │ │ 1. Русский язык как государственный язык │ │ Российской Федерации. │ │ Государственная политика в области │ │ русского языка │ │ │ │ Развитие русского языка как государственного │ │ языка Российской Федерации │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │1. Разработка норм │федераль-│ 100│ 100│ - │ - │ - │подготовка новых пра-│ │грамматической коди- │ный │ │ │ │ │ │вил русской орфогра- │ │фикации русского язы-│бюджет │ │ │ │ │ │фии, орфоэпии, пунк- │ │ка. Совершенствование│ │ │ │ │ │ │туации и рекомендаций│ │правил русской орфо- │ │ │ │ │ │ │по грамматической ко-│ │графии, орфоэпии и │ │ │ │ │ │ │дификации русского │ │пунктуации │ │ │ │ │ │ │языка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2. Анализ российского│федераль-│ 230│ - │ 60│ 75 │ 95 │подготовка аналити- │ │и зарубежного законо-│ный │ │ │ │ │ │ческих докладов по │ │дательства по вопро- │бюджет │ │ │ │ │ │вопросам языковой по-│ │сам языковой полити- │ │ │ │ │ │ │литики, комментариев │ │ки. Исследование нор-│ │ │ │ │ │ │к законодательным ак-│ │мативных правовых ак-│ │ │ │ │ │ │там стран Балтии по │ │тов по вопросам рус- │ │ │ │ │ │ │вопросам русского │ │ского языка │ │ │ │ │ │ │языка (по странам) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3. Исследование сос- │федераль-│ 911│ 265│ 121│ 230 │ 295 │составление обзоров │ │тояния и функциониро-│ный │ │ │ │ │ │по вопросам функцио- │ │вания русского языка │бюджет │ │ │ │ │ │нирования русского │ │в субъектах Российс- │ │ │ │ │ │ │языка как межнацио- │ │кой Федерации. Разра-│ │ │ │ │ │ │нального; подготовка │ │ботка языковой поли- │ │ │ │ │ │ │информации об уровне │ │тики в многонацио- │ │ │ │ │ │ │и качестве владения │ │нальном государстве. │ │ │ │ │ │ │русским языком в мно-│ │Проведение этносоцио-│ │ │ │ │ │ │гонациональной среде;│ │логических исследова-│ │ │ │ │ │ │проведение этносоцио-│ │ний в области функци-│ │ │ │ │ │ │логических исследова-│ │онирования русского │ │ │ │ │ │ │ний в области взаимо-│ │языка в условиях мно-│ │ │ │ │ │ │отношений русского │ │гоязычия │ │ │ │ │ │ │языка и национальных │ │ │ │ │ │ │ │ │языков в Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │4. Разработка регио- │средства │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │создание региональных│ │нальных программ по │бюджетов │ │ │ │ │ │программ по русскому │ │русскому языку │субъектов│ │ │ │ │ │языку │ │ │Россий- │ │ │ │ │ │ │ │ │ской Фе- │ │ │ │ │ │ │ │ │дерации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 3241│ 865│ 681│ 805 │ 890 │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │средства федерального│ │ 1241│ 365│ 181│ 305 │ 390 │ │ │бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │средства бюджетов │ │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │ │ │субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ Оценка качества и уровня владения русским языком │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │5. Разработка языко- │федераль-│ 619│ 140│ 139│ 150 │ 190 │подготовка требований│ │вых квалификационных │ный │ │ │ │ │ │к владению русским │ │требований по исполь-│бюджет │ │ │ │ │ │языком государствен- │ │зованию русского язы-│ │ │ │ │ │ │ными служащими и │ │ка государственными │ │ │ │ │ │ │практикума по культу-│ │служащими │ │ │ │ │ │ │ре речи для государ- │ │ │ │ │ │ │ │ │ственных служащих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │6. Разработка стан- │федераль-│ 212│ 110│ 102│ - │ - │подготовка учебных │ │дартов в области │ный │ │ │ │ │ │тестовых материалов │ │контроля качества │бюджет │ │ │ │ │ │по культуре русской │ │владения русским ли- │ │ │ │ │ │ │речи │ │тературным языком. │ │ │ │ │ │ │ │ │Подготовка типовых │ │ │ │ │ │ │ │ │тестовых материалов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │7. Разработка доку- │федераль-│ 459│ - │ 139│ 135 │ 185 │подготовка концепции │ │ментов по международ-│ный │ │ │ │ │ │создания уровней тес-│ │ной сертификации │бюджет │ │ │ │ │ │тирования русского │ │уровней владения │ │ │ │ │ │ │языка как иностранно-│ │русским языком в со- │ │ │ │ │ │ │го, лингводидактичес-│ │ответствии с требова-│ │ │ │ │ │ │кого описания, систе-│ │ниями Совета Европы и│ │ │ │ │ │ │мы требований и мини-│ │ЮНЕСКО │ │ │ │ │ │ │мумов указанных уров-│ │ │ │ │ │ │ │ │ней │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │1290 │ 250│ 380│ 285 │ 375 │ │ │в том числе средства │ │1290 │ 250│ 380│ 285 │ 375 │ │ │федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ 2. Русский язык как национальный язык русского народа, │ │ основа его художественной литературы │ │ и духовной культуры │ │ │ │ Исследования в области русского языка и культуры речи │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │8. Исследования по │федераль-│ 392│ 50│ 92│ 110 │ 140 │подготовка научных │ │истории русского язы-│ный │ │ │ │ │ │публикаций, посвящен-│ │ка, способствующие │бюджет │ │ │ │ │ │ных различным хроно- │ │развитию русского на-│ │ │ │ │ │ │логическим периодам │ │ционального самосоз- │ │ │ │ │ │ │развития русского │ │нания │ │ │ │ │ │ │языка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 392│ 50│ 92│ 110 │ 140 │ │ │в том числе средства │ │ 392│ 50│ 92│ 110 │ 140 │ │ │федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ Исследования в области художественной литературы │ │ и духовной культуры русского народа │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │9. Литературовед- │внебюд- │ 6000│ 2000│ 2000│ 2000 │ - │подготовка научных │ │ческие исследования │жетные │ │ │ │ │ │обзоров, статей, мо- │ │в области класси- │средства │ │ │ │ │ │нографий по класси- │ │ческой русской ли- │ │ │ │ │ │ │ческой русской лите- │ │тературы. Обобщение │ │ │ │ │ │ │ратуре и русской │ │опыта русской школы │ │ │ │ │ │ │школе художественно- │ │художественного пе- │ │ │ │ │ │ │го перевода │ │ревода и дальнейшее │ │ │ │ │ │ │ │ │ее развитие │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │10. Разработка ин- │федераль-│ 778│ 150│ 139│ 99 │ 390 │создание банка дан- │ │формационного и │ный │ │ │ │ │ │ных о русской лите- │ │программного обес- │бюджет │ │ │ │ │ │ратуре и культуре │ │печения для форми- │ │ │ │ │ │ │ │ │рования базы данных │ │ │ │ │ │ │ │ │по русской литера- │ │ │ │ │ │ │ │ │туре и культуре │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │11. Разработка │федераль-│ 350│ - │ 92│ 70,8│ 187,2│создание историко- │ │культурологических │ный │ │ │ │ │ │культурологических │ │комментариев к про- │бюджет │ │ │ │ │ │комментариев к произ-│ │изведениям русской │ │ │ │ │ │ │ведениям русской │ │классической лите- │ │ │ │ │ │ │классической литера- │ │ратуры │ │ │ │ │ │ │туры для общеобразо- │ │ │ │ │ │ │ │ │вательных учреждений │ │ │ │ │ │ │ │ │Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │12. Разработка новых │федераль-│ 150│ 150│ - │ - │ - │формирование новых │ │программ по современ-│ный │ │ │ │ │ │программ по современ-│ │ному русскому языку, │бюджет │ │ │ │ │ │ному русскому языку с│ │его истории и диалек-│ │ │ │ │ │ │учетом последних дос-│ │тологии, стилистике, │ │ │ │ │ │ │тижений науки (для │ │истории русского ли- │ │ │ │ │ │ │языковых факультетов │ │тературного языка, │ │ │ │ │ │ │высших учебных заве- │ │культуре речи для │ │ │ │ │ │ │дений) │ │высших учебных заве- │ │ │ │ │ │ │ │ │дений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 7278│ 2300│ 2231│ 2169,8│ 577,2│ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │средства федерального│ │ 1278│ 300│ 231│ 169,8│ 577,2│ │ │бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюджетные средства│ │ 6000│ 2000│ 2000│ 2000 │ - │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ Русский язык в системе среднего и высшего образования │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │13. Экспертиза совре-│средства │ 840│ 240│ 200│ 200 │ 200 │унификация концепций │ │менных концепций язы-│бюджетов │ │ │ │ │ │языкового образования│ │кового образования в │субъектов│ │ │ │ │ │в русских и нацио- │ │вузах и общеобразова-│Россий- │ │ │ │ │ │нальных общеобразова-│ │тельных учреждениях в│ской Фе- │ │ │ │ │ │тельных учреждениях │ │соответствии с требо-│дерации │ │ │ │ │ │Российской Федерации │ │ваниями государствен-│ │ │ │ │ │ │ │ │ных образовательных │ │ │ │ │ │ │ │ │стандартов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │14. Экспертиза дейс- │средства │ 4000│ 1000│ 1000│ 1000 │ 1000 │подготовка экспери- │ │твующих и разработка │бюджетов │ │ │ │ │ │ментальных концепций │ │экспериментальных │субъектов│ │ │ │ │ │учебной литературы │ │концепций учебной ли-│Россий- │ │ │ │ │ │нового поколения для │ │тературы нового поко-│ской Фе- │ │ │ │ │ │общеобразовательных │ │ления для общеобразо-│дерации │ │ │ │ │ │учреждений Российской│ │вательных учреждений │ │ │ │ │ │ │Федерации (русский │ │Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │язык и литература) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │15. Разработка прог- │внебюд- │ 800│ 150│ 150│ 150 │ 350 │формирование учебно- │ │рамм преподавания │жетные │ │ │ │ │ │методических программ│ │русского языка и ли- │средства │ │ │ │ │ │преподавания русского│ │тературы в школах │ │ │ │ │ │ │языка и литературы в │ │русской диаспоры │ │ │ │ │ │ │школах русской диас- │ │ │ │ │ │ │ │ │поры │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │16. Разработка кон- │средства │ 4000│ 1000│ 1000│ 1000 │ 1000 │создание эксперимен- │ │цепций языкового об- │бюджетов │ │ │ │ │ │тальных программ │ │разования и подготов-│субъектов│ │ │ │ │ │русского языка для │ │ка экспериментальных │Россий- │ │ │ │ │ │национальных общеоб- │ │образовательных прог-│ской │ │ │ │ │ │разовательных учреж- │ │рамм русского языка │Федерации│ │ │ │ │ │дений России │ │для национальных об- │ │ │ │ │ │ │ │ │щеобразовательных уч-│ │ │ │ │ │ │ │ │реждений России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │17. Подготовка обра- │средства │ 200│ 200│ - │ - │ - │формирование новых │ │зовательных программ │бюджетов │ │ │ │ │ │образовательных прог-│ │по русскому языку и │субъектов│ │ │ │ │ │рамм в области рус- │ │литературе в соот- │Россий- │ │ │ │ │ │ской словесности │ │ветствии с планируе- │ской Фе- │ │ │ │ │ │ │ │мым переходом школь- │дерации │ │ │ │ │ │ │ │ной образовательной │ │ │ │ │ │ │ │ │системы на 12-летнее │ │ │ │ │ │ │ │ │обучение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │18. Разработка курсов│внебюд- │ 2200│ 600│ 600│ 600 │ 400 │создание курсов дис- │ │дистанционного обуче-│жетные │ │ │ │ │ │танционного обучения │ │ния русскому языку, │средства │ │ │ │ │ │русскому языку, лите-│ │литературе и культуре│ │ │ │ │ │ │ратуре и культуре │ │России │ │ │ │ │ │ │России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 12040│ 3190│ 2950│ 2950 │ 2950 │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │средства бюджетов │ │ 9040│ 2440│ 2200│ 2200 │ 2200 │ │ │субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюджетные средства│ │ 3000│ 750│ 750│ 750 │ 750 │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ Русский язык в средствах массовой информации │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │19. Научно-методичес-│федераль-│ 310│ 50│ 100│ 75 │ 85 │разработка научно-ме-│ │кие рекомендации по │ный │ │ │ │ │ │тодических рекоменда-│ │русскому языку и │бюджет │ │ │ │ │ │ций по совершенство- │ │культуре речи для ра-│ │ │ │ │ │ │ванию функционирова- │ │ботников средств мас-│ │ │ │ │ │ │ния русского языка в │ │совой информации │ │ │ │ │ │ │средствах массовой │ │ │ │ │ │ │ │ │информации, практику-│ │ │ │ │ │ │ │ │ма по культуре речи │ │ │ │ │ │ │ │ │для работников │ │ │ │ │ │ │ │ │средств массовой ин- │ │ │ │ │ │ │ │ │формации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │20. Анализ влияния │федераль-│ 280│ 50│ 70│ 75 │ 85 │подготовка научных │ │средств массовой ин- │ный │ │ │ │ │ │публикаций по изуче- │ │формации на процесс │бюджет │ │ │ │ │ │нию тенденций влияния│ │обучения русскому │ │ │ │ │ │ │языка средств массо- │ │языку │ │ │ │ │ │ │вой информации на │ │ │ │ │ │ │ │ │процесс обучения │ │ │ │ │ │ │ │ │русскому языку │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │21. Использование │федераль-│ 230│ - │ 50│ 75 │ 105 │подготовка аналити- │ │средств массовой ин- │ный │ │ │ │ │ │ческих обзоров состо-│ │формации для пропа- │бюджет │ │ │ │ │ │яния русскоязычных │ │ганды русского языка │ │ │ │ │ │ │средств массовой ин- │ │и русской культуры за│ │ │ │ │ │ │формации в странах │ │рубежом в условиях │ │ │ │ │ │ │Балтии (по странам) │ │новой геополитической│ │ │ │ │ │ │ │ │ситуации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 820│ 100│ 220│ 225 │ 275 │ │ │в том числе средства │ │ 820│ 100│ 220│ 225 │ 275 │ │ │федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ 3. Русский язык как мировой язык │ │ │ │ Исследования в области обучения русскому │ │ языку как иностранному │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │22. Исследования в │федераль-│ 450│ 125│ 125│ 90 │ 110 │подготовка аналити- │ │области функциониро- │ный │ │ │ │ │ │ческих обзоров и мо- │ │вания русского языка │бюджет │ │ │ │ │ │нографий по функцио- │ │и национально-языко- │ │ │ │ │ │ │нированию русского │ │вых процессов в госу-│ │ │ │ │ │ │языка в государст- │ │дарствах - участниках│ │ │ │ │ │ │вах - участниках СНГ │ │СНГ и странах Балтии.│ │ │ │ │ │ │и странах Балтии │ │Русский язык в кон- │ │ │ │ │ │ │ │ │тексте интеграционных│ │ │ │ │ │ │ │ │процессов в государ- │ │ │ │ │ │ │ │ │ствах - участниках │ │ │ │ │ │ │ │ │СНГ и странах Балтии │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │23. Разработка новых │федераль-│ 500│ 50│ 60│ 165 │ 225 │создание дистанцион- │ │методов обучения рус-│ный │ │ │ │ │ │ных курсов по обуче- │ │скому языку как ино- │бюджет │ │ │ │ │ │нию русскому языку │ │странному, в том чис-│ │ │ │ │ │ │как иностранному │ │ле с учетом целей и │ │ │ │ │ │ │ │ │задач дистанционного │ │ │ │ │ │ │ │ │обучения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 950│ 175│ 185│ 255 │ 335 │ │ │в том числе средства │ │ 950│ 175│ 185│ 255 │ 335 │ │ │федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ Русский язык как средство ознакомления │ │ с культурой России │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │24. Изучение социо- │федераль-│ 110│ - │ - │ 50 │ 60 │подготовка научных │ │лингвистического и │ный │ │ │ │ │ │публикаций по социо- │ │культурологического │бюджет │ │ │ │ │ │лингвистическим и │ │аспектов функциониро-│ │ │ │ │ │ │культурологическим │ │вания русского языка │ │ │ │ │ │ │аспектам функциониро-│ │как языка международ-│ │ │ │ │ │ │вания русского языка │ │ного общения │ │ │ │ │ │ │как языка международ-│ │ │ │ │ │ │ │ │ного общения (в от- │ │ │ │ │ │ │ │ │дельных государст- │ │ │ │ │ │ │ │ │вах - участниках СНГ)│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │25. Разработка гибких│федераль-│ 100│ 50│ 50│ - │ - │создание гибких моде-│ │моделей языкового об-│ный │ │ │ │ │ │лей обучения русскому│ │разования в соответ- │бюджет │ │ │ │ │ │языку │ │ствии с требованиями │ │ │ │ │ │ │ │ │мировых образователь-│ │ │ │ │ │ │ │ │ных систем │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │26. Лингвокультуроло-│федераль-│ 240│ 50│ 50│ 70 │ 70 │формирование лингво- │ │гическое описание │ный │ │ │ │ │ │культурологического │ │русского языка │бюджет │ │ │ │ │ │тезауруса русского │ │ │ │ │ │ │ │ │языка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 450│ 100│ 100│ 120 │ 130 │ │ │в том числе средства │ │ 450│ 100│ 100│ 120 │ 130 │ │ │федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ Русский язык в системе образования иностранных граждан │ │ и соотечественников, живущих за рубежом │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │27. Подготовка учеб- │федераль-│ 829│ 60│ 179│ 255 │ 335 │создание учебно-мето-│ │но-методических мате-│ный │ │ │ │ │ │дических материалов │ │риалов по русскому │бюджет │ │ │ │ │ │по русскому языку для│ │языку для обучающихся│ │ │ │ │ │ │детей соотечественни-│ │за рубежом │ │ │ │ │ │ │ков, проживающих за │ │ │ │ │ │ │ │ │рубежом, учебников по│ │ │ │ │ │ │ │ │русскому языку для │ │ │ │ │ │ │ │ │школ Эстонской Рес- │ │ │ │ │ │ │ │ │публики (с эстонским │ │ │ │ │ │ │ │ │языком обучения) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 829│ 60│ 179│ 255 │ 335 │ │ │в том числе средства │ │ 829│ 60│ 179│ 255 │ 335 │ │ │федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Всего по части I "На-│ │ 27290│ 7090│ 7018│ 7174,8│ 6007,2│ │ │учно-исследователь- │ │ │ │ │ │ │ │ │ские работы" │ │ │ │ │ │ │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │средства федерального│ │ 7250│ 1400│ 1568│ 1724,8│ 2557,2│ │ │бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │средства бюджетов │ │ 11040│ 2940│ 2700│ 2700 │ 2700 │ │ │субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюджетные средства│ │ 9000│ 2750│ 2750│ 2750 │ 750 │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ Часть II. Прочие нужды │ │ │ │ 1. Повышение квалификации преподавателей русского │ │ языка как иностранного │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │28. Разработка эффек-│федераль-│ 1050│ 400│ 650│ - │ - │создание и внедрение │ │тивных стратегий и │ный │ │ │ │ │ │инновационных форм │ │технологий для форми-│бюджет │ │ │ │ │ │повышения квалифика- │ │рования профессио- │ │ │ │ │ │ │ции преподавателей │ │нально-педагогической│ │ │ │ │ │ │русского языка как │ │культуры преподавате-│ │ │ │ │ │ │иностранного │ │лей русского языка │ │ │ │ │ │ │ │ │как иностранного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │29. Разработка инно- │федераль-│ 1024│ 400│ 624│ - │ - │создание комплекса │ │вационных технологий │ный │ │ │ │ │ │программ по русскому │ │в обучении русскому │бюджет │ │ │ │ │ │языку как иностранно-│ │языку как иностранно-│ │ │ │ │ │ │му для различных ка- │ │му │ │ │ │ │ │ │тегорий обучающихся │ │ │ │ │ │ │ │ │на основе инновацион-│ │ │ │ │ │ │ │ │ных технологий обуче-│ │ │ │ │ │ │ │ │ния │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │30. Разработка гибких│федераль-│ 1500│ 500│ 1000│ - │ - │создание комплектов │ │моделей обучения рус-│ный │ │ │ │ │ │учебно-методических и│ │скому языку как ино- │бюджет │ │ │ │ │ │дидактических матери-│ │странному в разных │ │ │ │ │ │ │алов с учетом конк- │ │странах с учетом кон-│ │ │ │ │ │ │ретных условий орга- │ │кретных условий орга-│ │ │ │ │ │ │низации процесса обу-│ │низации учебного про-│ │ │ │ │ │ │чения русскому языку │ │цесса │ │ │ │ │ │ │как иностранному │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │31. Повышение квали- │федераль-│ 7850│ 600│ 250│ 3500 │ 3500 │организация курсов │ │фикации преподавате- │ный │ │ │ │ │ │повышения квалифика- │ │лей русского языка │бюджет │ │ │ │ │ │ции для преподавате- │ │как иностранного │ │ │ │ │ │ │лей русского языка │ │(граждан Российской │ │ │ │ │ │ │как иностранного │ │Федерации) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │32. Повышение квали- │федераль-│ 7500│ 200│ 300│ 3500 │ 3500 │организация курсов │ │фикации преподавате- │ный │ │ │ │ │ │повышения квалифика- │ │лей русского языка, │бюджет │ │ │ │ │ │ции для преподавате- │ │работающих за рубе- │ │ │ │ │ │ │лей русского языка, │ │жом, с учетом условий│ │ │ │ │ │ │работающих за рубежом│ │организации образова-│ │ │ │ │ │ │ │ │тельного процесса в │ │ │ │ │ │ │ │ │разных странах │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │33. Организация кур- │федераль-│ 8000│ - │ - │ 4000 │ 4000 │организация курсов │ │сов повышения квали- │ный │ │ │ │ │ │повышения квалифика- │ │фикации преподавате- │бюджет │ │ │ │ │ │ции преподавателей │ │лей русского языка │ │ │ │ │ │ │русского языка как │ │как иностранного на │ │ │ │ │ │ │иностранного на осно-│ │основе дистанционных │ │ │ │ │ │ │ве дистанционных об- │ │образовательных тех- │ │ │ │ │ │ │разовательных техно- │ │нологий │ │ │ │ │ │ │логий и их програм- │ │ │ │ │ │ │ │ │мно-методическое соп-│ │ │ │ │ │ │ │ │ровождение; │ │ │ │ │ │ │ │ │создание нового учеб-│ │ │ │ │ │ │ │ │но-методического │ │ │ │ │ │ │ │ │комплекса по русскому│ │ │ │ │ │ │ │ │языку для 5 - 6 и 10 │ │ │ │ │ │ │ │ │- 11 классов общеоб- │ │ │ │ │ │ │ │ │разовательных учреж- │ │ │ │ │ │ │ │ │дений (электронная │ │ │ │ │ │ │ │ │версия) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 26924│ 2100│ 2824│11000 │11000 │ │ │в том числе средства │ │ 26924│ 2100│ 2824│11000 │11000 │ │ │федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ 2. Организация семинаров, конференций, │ │ совещаний, олимпиад │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │34. Проведение между-│федераль-│ 5426│ 300│ 1526│ 1800 │ 1800 │проведение семинаров │ │народных семинаров и │ный │ │ │ │ │ │для преподавателей, │ │совещаний преподава- │бюджет │ │ │ │ │ │работающих в высших │ │телей русского языка │ │ │ │ │ │ │учебных заведениях │ │и литературы, работа-│ │ │ │ │ │ │государств - участни-│ │ющих за рубежом │ │ │ │ │ │ │ков СНГ и стран Бал- │ │ │ │ │ │ │ │ │тии; │ │ │ │ │ │ │ │ │проведение семинара │ │ │ │ │ │ │ │ │для преподавателей │ │ │ │ │ │ │ │ │русского языка, обу- │ │ │ │ │ │ │ │ │чающих детей сооте- │ │ │ │ │ │ │ │ │чественников в Феде- │ │ │ │ │ │ │ │ │ративной Республике │ │ │ │ │ │ │ │ │Германия; │ │ │ │ │ │ │ │ │проведение совещаний │ │ │ │ │ │ │ │ │преподавателей, рабо-│ │ │ │ │ │ │ │ │тающих в российских │ │ │ │ │ │ │ │ │центрах науки и куль-│ │ │ │ │ │ │ │ │туры за рубежом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │35. Проведение между-│федераль-│ 2100│ 100│ - │ 1000 │ 1000 │проведение междуна- │ │народных конференций,│ный │ │ │ │ │ │родных конференций по│ │семинаров по пробле- │бюджет │ │ │ │ │ │проблемам русского │ │мам русского языка и │ │ │ │ │ │ │языка и литературы; │ │литературы │ │ │ │ │ │ │проведение российско-│ │ │ │ │ │ │ │ │французского семинара│ │ │ │ │ │ │ │ │по вопросам языковой │ │ │ │ │ │ │ │ │политики и языковой │ │ │ │ │ │ │ │ │нормы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │36. Проведение между-│средства │ 400│ - │ 400│ - │ - │обобщение зарубежного│ │народного семинара │бюджетов │ │ │ │ │ │опыта в создании пра-│ │(симпозиума) по проб-│субъектов│ │ │ │ │ │вовой базы для приме-│ │лемам правового обес-│Россий- │ │ │ │ │ │нения официальных │ │печения статуса госу-│ской Фе- │ │ │ │ │ │языков во внутригосу-│ │дарственных и офици- │дерации │ │ │ │ │ │дарственных и межго- │ │альных языков │ │ │ │ │ │ │сударственных отноше-│ │ │ │ │ │ │ │ │ниях │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │37. Организация еже- │внебюд- │ 200│ 50│ 50│ 50 │ 50 │проведение конферен- │ │годных конференций по│жетные │ │ │ │ │ │ций по проблемам язы-│ │проблемам языковой │средства │ │ │ │ │ │ковой ситуации, пуб- │ │ситуации в зарубежных│ │ │ │ │ │ │ликации по итогам │ │странах │ │ │ │ │ │ │конференции │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │38. Проведение еже- │федераль-│ 29500│ - │ 6000│12000 │11500 │проведение междуна- │ │годных всероссийских │ный │ │ │ │ │ │родных олимпиад │ │и международных олим-│бюджет │ │ │ │ │ │школьников по русско-│ │пиад и конкурсов │ │ │ │ │ │ │му языку; │ │школьников и студен- │внебюд- │ 200│ 50│ 50│ 50 │ 50 │проведение всероссий-│ │тов по русскому языку│жетные │ │ │ │ │ │ских олимпиад школь- │ │ │средства │ │ │ │ │ │ников по русскому │ │ │ │ │ │ │ │ │языку; │ │ │ │ │ │ │ │ │проведение олимпиад │ │ │ │ │ │ │ │ │школьников государств│ │ │ │ │ │ │ │ │- участников СНГ и │ │ │ │ │ │ │ │ │стран Балтии по русс-│ │ │ │ │ │ │ │ │кому языку; проведе- │ │ │ │ │ │ │ │ │ние конкурсов рос- │ │ │ │ │ │ │ │ │сийских школьников и │ │ │ │ │ │ │ │ │студентов, изучающих │ │ │ │ │ │ │ │ │французский язык, и │ │ │ │ │ │ │ │ │французских школьни- │ │ │ │ │ │ │ │ │ков и студентов, изу-│ │ │ │ │ │ │ │ │чающих русский язык, │ │ │ │ │ │ │ │ │на лучшее знание язы-│ │ │ │ │ │ │ │ │ка и страны изучаемо-│ │ │ │ │ │ │ │ │го языка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │39. Проведение еже- │федераль-│ 4465│ 650│ 915│ 1700 │ 1200 │проведение междуна- │ │годных всероссийских │ный │ │ │ │ │ │родных и всероссийс- │ │и международных меро-│бюджет │ │ │ │ │ │ких мероприятий, при-│ │приятий по русскому │ │ │ │ │ │ │уроченных к Пушкин- │ │языку, литературе и │ │ │ │ │ │ │ским дням │ │культуре, приурочен- │ │ │ │ │ │ │ │ │ных к Пушкинским дням│ │ │ │ │ │ │ │ │(6 июня и 19 октября)│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │40. Проведение кон- │федераль-│ 2000│ - │ - │ 1000 │ 1000 │проведение конкурсов │ │курсов "За образцовое│ный │ │ │ │ │ │"За образцовое владе-│ │владение русским язы-│бюджет │ │ │ │ │ │ние русским языком в │ │ком в профессиональ- │ │ │ │ │ │ │профессиональной дея-│ │ной деятельности" │ │ │ │ │ │ │тельности" │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 44291│ 1150│ 8941│17600 │16600 │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │средства федерального│ │ 43491│ 1050│ 8441│17500 │16500 │ │ │бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │средства бюджетов │ │ 400│ - │ 400│ - │ - │ │ │субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюджетные средства│ │ 400│ 100│ 100│ 100 │ 100 │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ 3. Подготовка изданий и просветительская деятельность │ │ в области русского языка и литературы │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │41. Создание банков │федераль-│ 7150│ 600│ 950│ 2800 │ 2800 │формирование банка │ │данных о русском язы-│ный │ │ │ │ │ │данных о русском язы-│ │ке │бюджет │ │ │ │ │ │ке, его истории и │ │ │ │ │ │ │ │ │современном состоя- │ │ │ │ │ │ │ │ │нии; │ │ │ │ │ │ │ │ │формирование банка │ │ │ │ │ │ │ │ │данных о функциониро-│ │ │ │ │ │ │ │ │вании русского языка │ │ │ │ │ │ │ │ │в субъектах Россий- │ │ │ │ │ │ │ │ │ской Федерации и за │ │ │ │ │ │ │ │ │рубежом, в том числе │ │ │ │ │ │ │ │ │в государствах - │ │ │ │ │ │ │ │ │участниках СНГ и в │ │ │ │ │ │ │ │ │странах Балтии │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │42. Издание словарей │федераль-│ 3965│ 1235│ 2730│ - │ - │издание и переиздание│ │русского языка │ный │ │ │ │ │ │словарей русского │ │ │бюджет │ │ │ │ │ │языка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюд- │ 5000│ - │ - │ 2500 │ 2500 │ │ │ │жетные │ │ │ │ │ │ │ │ │средства │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │43. Издание двуязыч- │средства │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │издание двуязычных │ │ных словарей (русско-│бюджетов │ │ │ │ │ │словарей (русско-на- │ │национальных, нацио- │субъектов│ │ │ │ │ │циональных, нацио- │ │нально-русских) │Россий- │ │ │ │ │ │нально-русских) │ │ │ской Фе- │ │ │ │ │ │ │ │ │дерации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │44. Издание словаря │внебюд- │ 4000│ 1000│ 1000│ 1000 │ 1000 │издание словаря языка│ │языка А.С. Пушкина │жетные │ │ │ │ │ │А.С. Пушкина (в 4 то-│ │(в 4 томах) │средства │ │ │ │ │ │мах) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │45. Популяризация │федераль-│ 1200│ 190│ 1010│ - │ - │издание классических │ │классических работ по│ный │ │ │ │ │ │работ по проблемам │ │проблемам русистики │бюджет │ │ │ │ │ │русистики │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюд- │ 2000│ - │ - │ 1000 │ 1000 │ │ │ │жетные │ │ │ │ │ │ │ │ │средства │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │46. Издание учебно- │федераль-│ 4000│ 250│ 750│ 1500 │ 1500 │издание учебно-мето- │ │методической литера- │ный │ │ │ │ │ │дической литературы │ │туры по русскому язы-│бюджет │ │ │ │ │ │по русскому языку для│ │ку для обучающихся за│ │ │ │ │ │ │детей соотечественни-│ │рубежом │ │ │ │ │ │ │ков, обучающихся за │ │ │ │ │ │ │ │ │рубежом (для различ- │ │ │ │ │ │ │ │ │ных ступеней и форм │ │ │ │ │ │ │ │ │обучения) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │47. Издание справоч- │внебюд- │ 800│ 200│ 200│ 200 │ 200 │издание справочных │ │ных пособий, слова- │жетные │ │ │ │ │ │пособий, словарей, │ │рей, научно-популяр- │средства │ │ │ │ │ │научно-популярных │ │ных брошюр для работ-│ │ │ │ │ │ │брошюр для работников│ │ников средств массо- │ │ │ │ │ │ │средств массовой ин- │ │вой информации │ │ │ │ │ │ │формации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 30115│ 3975│ 7140│ 9500 │ 9500 │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │средства федерального│ │ 16315│ 2275│ 5440│ 4300 │ 4300 │ │ │бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │средства бюджетов │ │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │ │ │субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюджетные средства│ │ 11800│ 1200│ 1200│ 4700 │ 4700 │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ 4. Пропаганда русского языка в средствах │ │ массовой информации │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │48. Подготовка теле- │федераль-│ 8995│ 1000│ 2595│ 2200 │ 3200 │создание теле- и ра- │ │и радиопередач по │ный │ │ │ │ │ │диопередач по пробле-│ │проблемам русского │бюджет │ │ │ │ │ │мам русского языка и │ │языка и литературы │ │ │ │ │ │ │литературы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 8995│ 1000│ 2595│ 2200 │ 3200 │ │ │в том числе средства │ │ 8995│ 1000│ 2595│ 2200 │ 3200 │ │ │федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ 5. Меры, направленные на укрепление позиций русского │ │ языка в России и за рубежом │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │49. Поддержка дея- │федераль-│ 21365│ 4465│10400│ 3250 │ 3250 │проведение междуна- │ │тельности Международ-│ный │ │ │ │ │ │родных и общероссий- │ │ной ассоциации препо-│бюджет │ │ │ │ │ │ских конференций, се-│ │давателей русского │ │ │ │ │ │ │минаров, совещаний, │ │языка и литературы и │ │ │ │ │ │ │чтений по линии Меж- │ │Общества преподавате-│ │ │ │ │ │ │дународной ассоциации│ │лей русского языка и │ │ │ │ │ │ │преподавателей рус- │ │литературы по прове- │ │ │ │ │ │ │ского языка и литера-│ │дению общественно │ │ │ │ │ │ │туры и Общества пре- │ │значимых мероприятий │ │ │ │ │ │ │подавателей русского │ │общероссийского и │ │ │ │ │ │ │языка и литературы; │ │международного уров- │ │ │ │ │ │ │организационно-техни-│ │ней │ │ │ │ │ │ │ческое и информацион-│ │ │ │ │ │ │ │ │ное обеспечение их │ │ │ │ │ │ │ │ │деятельности │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │50. Разработка систе-│внебюд- │ 400│ 100│ 100│ 100 │ 100 │создание единого об- │ │мы некоммерческого │жетные │ │ │ │ │ │разовательного прост-│ │распространения в го-│средства │ │ │ │ │ │ранства Российской │ │сударствах - участни-│ │ │ │ │ │ │Федерации, государств│ │ках СНГ и странах │ │ │ │ │ │ │- участников СНГ и │ │Балтии учебно-методи-│ │ │ │ │ │ │стран Балтии │ │ческой литературы по │ │ │ │ │ │ │ │ │русскому языку и пе- │ │ │ │ │ │ │ │ │дагогических периоди-│ │ │ │ │ │ │ │ │ческих изданий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │51. Командирование │средства │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │подготовка отчетов, │ │членов научно-коорди-│бюджетов │ │ │ │ │ │аналитических справок│ │национного совета по │субъектов│ │ │ │ │ │ │ │Федеральной целевой │Россий- │ │ │ │ │ │ │ │программе "Русский │ской │ │ │ │ │ │ │ │язык" в регионы Рос- │Федерации│ │ │ │ │ │ │ │сии │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 23765│ 5065│11000│ 3850 │ 3850 │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │средства федерального│ │ 21365│ 4465│10400│ 3250 │ 3250 │ │ │бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │средства бюджетов │ │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │ │ │субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюджетные средства│ │ 400│ 100│ 100│ 100 │ 100 │ │ ├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤ │ 6. Организационно-методическое сопровождение Программы │ ├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤ │52. Организационно- │федераль-│ 3800│ - │ 300│ 1750 │ 1750 │формирование банка │ │методическое сопро- │ный │ │ │ │ │ │данных по результатам│ │вождение, техническое│бюджет │ │ │ │ │ │реализации Программы,│ │и информационное │ │ │ │ │ │ │региональным програм-│ │обеспечение деятель- │ │ │ │ │ │ │мам по русскому язы- │ │ности по реализации │ │ │ │ │ │ │ку, мероприятиям по │ │Программы │ │ │ │ │ │ │русскому языку и ли- │ │ │ │ │ │ │ │ │тературе, проводимым │ │ │ │ │ │ │ │ │федеральными органами│ │ │ │ │ │ │ │ │исполнительной власти│ │ │ │ │ │ │ │ │и организациями; │ │ │ │ │ │ │ │ │издание ежегодных ка-│ │ │ │ │ │ │ │ │талогов и информаци- │ │ │ │ │ │ │ │ │онных бюллетеней по │ │ │ │ │ │ │ │ │Программе │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Итого │ │ 3800│ - │ 300│ 1750 │ 1750 │ │ │в том числе средства │ │ 3800│ - │ 300│ 1750 │ 1750 │ │ │федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Всего по части II │ │137890│13290│32800│45900 │45900 │ │ │"Прочие нужды" │ │ │ │ │ │ │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │средства федерального│ │120890│10890│30000│40000 │40000 │ │ │бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │средства бюджетов │ │ 4400│ 1000│ 1400│ 1000 │ 1000 │ │ │субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюджетные средства│ │ 12600│ 1400│ 1400│ 4900 │ 4900 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Всего по Программе на│ │165180│20380│39818│53074,8│51907,2│ │ │2002 - 2005 годы │ │ │ │ │ │ │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │средства федерального│ │128140│12290│31568│41724,8│42557,2│ │ │бюджета │ │ │ │ │ │ │ │ │средства бюджетов │ │ 15440│ 3940│ 4100│ 3700 │ 3700 │ │ │субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │внебюджетные средства│ │ 21600│ 4150│ 4150│ 7650 │ 5650 │ │ └─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┘