ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 1994 г. N 1283

О ПОДПИСАНИИ МЕМОРАНДУМА О ТЕХНИЧЕСКОМ СОДЕЙСТВИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ ПРОВОДИМЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕФОРМАМ ПО ПЕРЕХОДУ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И МЕМОРАНДУМА
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЯПОНИИ ПО ВОПРОСУ О ПРИСОЕДИНЕНИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ГАТТ/ВТО

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить проекты Меморандума о техническом содействии Правительства Японии проводимым в Российской Федерации реформам по переходу к рыночной экономике и Меморандума о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии по вопросу о присоединении Российской Федерации к ГАТТ/ВТО (прилагаются).

Разрешить Министерству иностранных дел Российской Федерации по согласованию с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации вносить в случае необходимости в прилагаемый проект Меморандума о техническом содействии Правительства Японии проводимым в Российской Федерации реформам по переходу к рыночной экономике изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.

Разрешить Министерству внешних экономических связей Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации вносить в случае необходимости в прилагаемый проект Меморандума о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии по вопросу о присоединении Российской Федерации к ГАТТ/ВТО изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.

2. Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Сосковцу О.Н. подписать от имени Правительства Российской Федерации Меморандумы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Проект

МЕМОРАНДУМ
О ТЕХНИЧЕСКОМ СОДЕЙСТВИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ
ПРОВОДИМЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕФОРМАМ
ПО ПЕРЕХОДУ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Правительство Российской Федерации и Правительство Японии, далее именуемые Сторонами, договорились осуществлять широкое сотрудничество в целях достижения успеха проводимых в Российской Федерации реформ по переходу к рыночной экономике, используя при этом опыт послевоенного развития японской экономики, а также стремясь обеспечить подготовку кадров, необходимых в условиях рыночной экономики.

Стороны подтвердили общее мнение о высокой эффективности таких форм подготовки кадров, как стажировка в Японии российских специалистов с целью изучения современного состояния, опыта и "ноу-хау" японской экономики, совместная подготовка технико-экономических обоснований инвестиционных проектов применительно к конкретным объектам, представляющим взаимный интерес для Российской и Японской Сторон, а также направление в Российскую Федерацию японских специалистов для обмена информацией и проведения деловых встреч со специалистами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно отвечающими за осуществление рыночных реформ.

Стороны приветствовали тот факт, что, руководствуясь подписанным 18 апреля 1991 г. Соглашением между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в оказании технического содействия реформе по переходу на рыночную экономику в СССР, которое эффективно используется в деле оказания технического содействия российским реформам, направленным на переход к рыночной экономике, Японская Сторона подтвердила намерение оказывать в период по 31 марта 1995 г. техническое содействие Российской Федерации по перечисленным ниже направлениям, а Российская Сторона подтвердила намерение обеспечивать необходимые условия для беспрепятственного осуществления вышеуказанного технического содействия.

1. Экономическое планирование

Стороны, исходя из важности разработки и осуществления основных направлений в области управления экономикой, включая соответствующие планы экономического развития, для дальнейшего повышения эффективности проводимых в Российской Федерации реформ предпримут следующие шаги:

1) Японская Сторона по согласованию с Российской Стороной направит группу экспертов по вопросам макроэкономической структуры российской экономики (декабрь 1994 г.);

2) будут осуществлены совместные исследования в таких областях экономической политики, как макроэкономика, структурные проблемы, внешняя торговля и система налогообложения;

3) в Японии для российских специалистов будут проведены консультации по вопросам разработки и реализации планов экономического развития, статистики и методов анализа экономики, а также состоится обмен мнениями между специалистами двух стран (декабрь 1994 г., 5 специалистов, срок - три месяца);

4) японские эксперты проведут в Российской Федерации семинары по вопросам экономического планирования и другим основным направлениям экономической политики в Японии (ноябрь 1994 г., 4 специалиста);

5) как правило, два раза в год в Российской Федерации или Японии будут проводиться регулярные двусторонние консультации специалистов по проблемам развития экономик двух стран, а также улучшения инвестиционного климата в России и поиску путей расширения инвестиционного сотрудничества России и Японии (очередные консультации планируются на март 1995 г.);

6) по взаимному согласованию будут проведены совместные семинары по следующему перечню вопросов:

ход экономической реформы в Российской Федерации и проблемы реализации экономических программ Правительства Российской Федерации по выводу экономики из кризиса. Опыт Японии по реформированию экономики;

законодательная база экономической реформы, ее развитие в условиях экономики переходного периода. Законодательное обеспечение структурной и институциональной перестройки экономики.

2. Финансовая и кредитно-денежная политика

Японская Сторона пригласит в ноябре 1994 г. девять российских специалистов для прохождения стажировки по вопросам финансовой и кредитно-денежной политики.

3. Промышленная политика

Японская Сторона, сознавая важность структурных преобразований промышленного комплекса Российской Федерации и учитывая важность содействия частным предприятиям, исходя из представления о том, что содействие эффективному управлению предприятиями, являющимися основными структурными единицами экономики, способствует повышению эффективности управления экономикой в целом, будет осуществлять нижеследующие меры:

1) организует для специалистов Государственного комитета Российской Федерации по промышленной политике стажировку по вопросам разработки промышленной политики в условиях рыночных отношений, управления и контроля за деятельностью промышленного комплекса;

2) разработает планы реструктуризации таких предприятий, как Красноярский металлургический завод и Кузнецкий металлургический комбинат;

3) изучит проекты промышленного сотрудничества, которые представит Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике, и направит делегацию в Российскую Федерацию с целью рассмотрения возможностей инвестирования и организации производства продукции по заказам японских фирм;

4) в целях повышения квалификации персонала промышленных предприятий будет осуществлять прием российских специалистов на стажировку по вопросам организации производства, маркетинга, повышения качества продукции и бухгалтерского учета на промышленных предприятиях.

4. Малое и среднее предпринимательство

Сознавая необходимость ускоренного развития малых и средних предприятий для осуществляемого в Российской Федерации перехода на рыночную экономику, положительно оценивая результаты предпринятых Правительством Японии мер по предоставлению в 1992 - 1993 годах технической помощи в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации, реализованных на основании ранее достигнутых договоренностей между Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Министерством внешней торговли и промышленности Японии, и принимая во внимание заинтересованность Российской Стороны в дальнейшем развитии сотрудничества в этой области, включая:

повышение квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий, а также сотрудников государственного аппарата, занимающихся вопросами поддержки малого предпринимательства;

объединение усилий в создании специализированной информационной, технологической, финансовой и консультационной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (центры, фонды, банки, технопарки, консультационные, обучающие и информационные структуры, лизинговые фирмы и т.д.);

обмен деловой информацией, необходимой для привлечения японских инвестиций в экономику Российской Федерации, и в частности в районы Дальнего Востока и Сибири,

Японская Сторона осуществляет с 1 апреля 1994 г. по 31 марта 1995 г. следующие меры:

1) направит 23 лектора, а также на базе имеющихся в г. Владивостоке и г. Москве центров обучения проведет стажировки по вопросам технологии и управления в следующих областях: менеджмент, рыбное хозяйство, пищевая промышленность, дерево- и металлообработка, высокотехнологичные отрасли;

2) пригласит 20 специалистов в области разработки политики в сфере малого и среднего предпринимательства;

3) направит в Российскую Федерацию 5 - 6 экспертов по вопросам политики в области малого и среднего предпринимательства для проведения в г. Москве консультаций по вопросам реализации политики в области малого и среднего предпринимательства.

5. Приватизация и антимонопольная политика

Исходя из важности ускорения приватизации государственных предприятий и ликвидации монополий в Российской Федерации и учитывая опыт командирования групп экспертов, Японская Сторона будет проводить соответствующие консультации по вопросам ликвидации монополий, ускорения приватизации в таких областях, как транспорт и связь, а также организовывать обмен мнениями между специалистами двух стран по вопросам антимонопольной политики.

6. Система транспорта

Признавая важную роль создания современной системы транспорта в деле осуществления реформ по переходу к рыночной экономике в Российской Федерации, для российских специалистов в Японии будут проводиться стажировки по вопросам эксплуатации и управления железнодорожным транспортом (ноябрь 1994 г., 12 специалистов, срок - 20 дней), а также в сфере транспорта (январь 1995 г., 12 специалистов, срок - 20 дней).

7. Управление воздушным движением над Сибирью
и Камчаткой

Принимая во внимание тот факт, что техническое содействие в области управления воздушным движением будет способствовать обеспечению безопасности движения воздушных судов над Сибирью и Камчаткой, Японская Сторона примет российских авиадиспетчеров, а также других специалистов, занимающихся вопросами управления воздушным движением, на стажировку, которая будет включать посещение объектов, обеспечивающих безопасность управления воздушным движением, консультации с представителями управления воздушного транспорта Министерства транспорта Японии (декабрь 1994 г., 8 специалистов).

8. Регулирование трудовых отношений и
стабилизация занятости

1) Японию посетит делегация российских специалистов по вопросам трудовых отношений в составе представителей государственных, профсоюзных и предпринимательских кругов для проведения встреч с представителями аналогичных организаций Японии и изучения состояния трудовых отношений в промышленности (ноябрь 1994 г., 10 специалистов, срок - 12 дней);

2) в Японии будет принята группа российских исследователей, занимающихся изучением вопросов трудовых отношений (февраль 1995 г., 4 специалиста, срок - 30 дней).

9. Повышение производительности труда на
российских предприятиях

С учетом того, что повышение производительности труда на промышленных предприятиях является важнейшим условием развития рыночной экономики, намечены следующие меры:

1) Японская Сторона примет сроком на один или два месяца представителей предприятий Российской Федерации для проведения в 14 японских компаниях различной отраслевой принадлежности стажировки по внешнеторговым операциям, банковскому делу и другим вопросам (с ноября по декабрь 1994 г., 31 специалист);

2) Японская Сторона будет активно поддерживать деятельность японских неправительственных организаций, оказывающих содействие повышению производительности предприятий Российской Федерации, главным образом в таких формах, как прием стажеров (57 специалистов с 1 апреля 1994 г. по 31 марта 1995 г.);

3) по линии японских неправительственных организаций будут проводиться консультации специалистов и прием стажеров в области внешнеторговых операций и в других областях (февраль - март 1995 г., до 10 специалистов);

4) по рекомендации Государственного комитета Российской Федерации по промышленной политике на российских предприятиях будут проведены консультации по вопросам менеджмента.

10. Топливно-энергетический комплекс

Японская Сторона, учитывая важность реформирования российского топливно-энергетического комплекса как составной части общей программы перехода экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а также значение двустороннего и многостороннего сотрудничества в области энергетики, осуществляемого на взаимовыгодной основе и в контексте целей и положений Европейской энергетической хартии, а также принимая во внимание роль нефтегазового сектора в топливно-энергетическом комплексе и в целом в экономике Российской Федерации, выражает большую заинтересованность в развитии нефтегазовых месторождений на шельфе острова Сахалин.

Японская Сторона рассмотрит возможность оказания необходимого содействия в проведении геолого-разведочных работ в Сибири и других регионах Российской Федерации.

Японская Сторона организует стажировку в Японии российских специалистов в области нефтепереработки, а также в области добычи и переработки угля.

11. Связь

Японская Сторона, исходя из понимания, что эффективное развитие средств связи является неотъемлемым условием проведения в Российской Федерации реформ, направленных на переход к рыночной экономике, намерена и в дальнейшем продолжать осуществление технического сотрудничества в этой отрасли. В Японию будут приглашены руководящие работники Министерства связи Российской Федерации и организаций, занимающихся связью, для стажировки по вопросам политики в области связи, методов управления и контроля на уровне предприятий в условиях рыночной конкуренции (ноябрь - декабрь 1994 г., 9 специалистов).

12. Медицина

Японская Сторона, сознавая необходимость мер по социальной защите населения и особую важность медицинского обслуживания в процессе осуществления рыночных преобразований в Российской Федерации, намерена оказывать надлежащую поддержку развитию сотрудничества между соответствующими организациями обеих Сторон.

13. Таможенная служба

Японская Сторона в соответствии с просьбой таможенных властей Российской Федерации, а также исходя из понимания эффективности использования дрессированных на поиск наркотиков собак для контроля за перемещением запрещенных лекарственных средств, организует стажировку в Японии для сотрудников таможенной службы Российской Федерации из дальневосточного региона с целью изучения методики дрессировки (февраль 1995 г., 3 специалиста, 14 дней).

14. Местная администрация

С учетом расширения прав на местах и повышения роли местных администраций в системе социального обеспечения в условиях происходящего по мере проведения приватизации отделения объектов социального обеспечения от предприятий в Японии для представителей Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике, а также сотрудников органов местного самоуправления в Российской Федерации будет осуществлена стажировка, в том числе по вопросам организации, полномочий и бюджета японских органов местного самоуправления и определяющего их функции законодательства (декабрь 1994 г., 15 специалистов, срок - 14 дней).

За Правительство
Российской Федерации

За Правительство
Японии

Токио.
"__" ноября 1994 года.

Проект

МЕМОРАНДУМ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЯПОНИИ ПО ВОПРОСУ
О ПРИСОЕДИНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К ГАТТ/ВТО

Правительство Российской Федерации и Правительство Японии, основываясь на документах, подписанных в ходе визита Президента Российской Федерации Ельцина Б.Н. в Японию в октябре 1993 года, подтверждая важность успешного осуществления проводимых в Российской Федерации реформ, ускорения интеграции Российской Федерации в многостороннюю торгово-экономическую систему в качестве полноправного партнера, руководствуясь обоюдным намерением сбалансированно расширять отношения между двумя странами в целом, подтверждая свою приверженность положениям Коммюнике встречи на высшем уровне в г. Неаполе от 9 июля 1994 г., в котором выражено намерение сотрудничать в деле присоединения Российской Федерации к Генеральному соглашению по тарифам и торговле в целях ускорения интеграции Российской Федерации в мировую экономику и дальнейшего улучшения доступа российских товаров на рынки основных промышленно развитых стран, учитывая, что Российская Федерация ведет переговоры по присоединению к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, имея конечной целью войти в ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника, выражают стремление к дальнейшему развитию сотрудничества между Российской Федерацией и Японией по вопросу вступления Российской Федерации в ГАТТ/ВТО и договорились о нижеследующем:

1. Правительство Японии выражает готовность оказывать техническое содействие Правительству Российской Федерации, включая предоставление необходимой информации и консультационных услуг, проведение стажировок по проблемам, связанным со вступлением Российской Федерации в ГАТТ/ВТО.

2. Правительство Российской Федерации подтверждает свое стремление предпринимать дальнейшие усилия по совершенствованию внутренней законодательной базы и системы регулирования внешних экономических связей с учетом правил и требований ГАТТ/ВТО.

3. Правительство Российской Федерации приветствует результаты проведенных российско-японских консультаций по вопросам технического содействия, подтверждает полезность дальнейшего обмена мнениями по вопросам вступления Российской Федерации в ГАТТ/ВТО и высоко оценивает намерение Правительства Японии принять в 1995 году в Японии специалистов Российской Федерации для прохождения стажировок.

Обе Стороны отметили важность двустороннего сотрудничества в целях развития международной торговли и выразили намерение продолжать усилия в этом направлении.

За Правительство
Российской Федерации

За Правительство
Японии

Токио.
"__" ноября 1994 года.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области