ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 1999 г. N 329

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения необходимых правовых, социально - экономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Министерству культуры Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Союза театральных деятелей Российской Федерации осуществлять меры государственной поддержки следующих приоритетных направлений в области театрального искусства:

а) сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела;

б) осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ;

в) обеспечение стабильного финансово - экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работников.

2. Утвердить прилагаемые:

Положение о театре в Российской Федерации;

Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации.

3. Министерству культуры Российской Федерации:

а) расширить практику государственных заказов на создание новых драматургических произведений и театральных постановок, в том числе для детей и юношества, обратив особое внимание на поддержку одаренной творческой молодежи;

б) направлять необходимые средства на обеспечение гастрольной деятельности театров, обменных гастролей столичных и провинциальных театров, на организацию театральных фестивалей, конкурсов, семинаров и других творческих мероприятий общероссийского значения;

в) разработать и осуществить совместно с заинтересованными организациями комплекс мер по привлечению внебюджетных средств для поддержки театрального искусства, созданию механизмов для объединения на долевых началах средств бюджетов всех уровней с целью финансирования театров;

г) совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации подготовить предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты в области образования с целью регулирования вопросов подготовки кадров для театров и театральных организаций;

д) совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации осуществить в установленном порядке целевые наборы в высшие образовательные учреждения искусства для подготовки актеров и режиссеров детских и юношеских театров, а также возобновить практику повышения квалификации творческих работников театров, в том числе стажировок у ведущих деятелей и специалистов театрального искусства в Российской Федерации и за рубежом, разработать и утвердить положение о повышении квалификации творческих работников театров;

е) совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Российским комитетом профсоюза работников культуры внести до 1 июля 1999 г. в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию системы социальной защиты работников театров с учетом специфики их профессиональной деятельности;

ж) совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по печати внести в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам, касающимся государственной поддержки ведущих театральных периодических изданий.

4. Доходы от сдачи в аренду имущества театров, находящихся в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в смете доходов и расходов указанных театров. При этом поступающие доходы полностью используются указанными театрами в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития материально - технической базы театров в порядке, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

5. Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации рассмотреть во II квартале 1999 г. предложения Министерства культуры Российской Федерации об отнесении к гуманитарной помощи оборудования и материалов, ввозимых по контрактам на территорию Российской Федерации для технического переоснащения театров по перечням, представляемым Государственному таможенному комитету Российской Федерации Министерством культуры Российской Федерации.

6. Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании и общероссийскому государственному телевизионному каналу "Культура" предусматривать в сетке вещания программы, посвященные театральному искусству народов Российской Федерации.

Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год предусматривать средства на указанные цели.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

а) предусматривать в соответствующих бюджетах в приоритетном порядке средства на постановку спектаклей, в том числе для детей и юношества, проведение гастролей театров и исполнителей как важнейшего инструмента сохранения единого культурного пространства страны, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей, обеспечения всем гражданам равного доступа к культурным ценностям;

б) освободить театры от платы за пользование зданиями, сооружениями, оборудованием и иным имуществом, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности;

в) устанавливать для театров тарифы за пользование коммунальными услугами на уровне тарифов, установленных для бюджетных организаций;

г) предусмотреть при реструктуризации сети городских клубных учреждений создание свободных сценических площадок, находящихся в совместном ведении органов культуры субъектов Российской Федерации и региональных отделений Союза театральных деятелей Российской Федерации, обеспечив их предоставление на конкурсной основе театрам и театральным организациям на ограниченный срок;

д) создавать совместно с региональными отделениями Союза театральных деятелей Российской Федерации творческие мастерские, обеспечивающие на конкурсной основе реализацию инновационных проектов и программ в области театрального искусства.

8. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 г. N 297 "О социально - экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.ПРИМАКОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 марта 1999 г. N 329

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕАТРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Признавая основополагающую роль театра в развитии и самореализации личности в сценическом искусстве, в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры, настоящее Положение определяет основные принципы деятельности театров в Российской Федерации, правовые, экономические и социальные условия их создания и функционирования и меры государственной поддержки.

I. Общие положения и основные принципы
деятельности театра

2. Настоящее Положение распространяется на театры, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Для иных театров настоящее Положение является примерным.

3. Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве (далее именуется - театр).

4. В своей деятельности театр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.

5. Основными принципами деятельности театра в Российской Федерации являются:

а) обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, предоставляемыми театром, равный доступ к сценическому искусству;

б) создание необходимых условий для гуманизации личности, сохранения самобытности российской культуры, национального самосознания и языка;

в) независимость театра в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, представлений, публикации любых рекламных и других материалов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

г) содействие в сохранении единого культурного пространства, развитии межнациональных, межрегиональных и межгосударственных культурных связей;

д) защита исключительных прав на результаты творческой деятельности театра в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах.

6. Театр является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свое наименование, самостоятельный баланс или смету, расчетный и иные счета в кредитных организациях, печать, штамп и бланки установленного образца. Театр в соответствии с законодательством Российской Федерации может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

II. Правовой статус и гарантии деятельности театра

7. Театр является некоммерческой организацией.

8. Учредителем (учредителями) театра могут быть:

а) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

б) граждане и юридические лица, в том числе иностранные, и лица без гражданства. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, допускается совместное учредительство театров.

9. Театры создаются учредителем (учредителями) по собственной инициативе и регистрируются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Учредительными документами театра являются устав, либо устав и учредительный договор, либо учредительный договор.

11. Театр как юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

12. Театр имеет право:

а) использовать результаты интеллектуальной деятельности, приравненные к ним средства индивидуализации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством об авторском праве и смежных правах;

б) самостоятельно формировать свою экономическую программу, определять порядок реализации билетов, услуг и продукции, устанавливать на них цены в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;

в) нанимать и увольнять работников в соответствии с законодательством о труде;

г) участвовать в установленном порядке в реализации федеральных и межгосударственных целевых программ в сфере культуры и искусства, в которых участвует Российская Федерация;

д) создавать филиалы и открывать представительства.

13. Театр обязан:

а) надлежащим образом выполнять свои обязательства в соответствии с их условиями, требованиями законов, иных нормативных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями;

б) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования своих работников, обеспечивать им условия для трудовой деятельности, своевременно выплачивать заработную плату в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) обеспечивать гарантированные законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников, нести ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью.

14. Театру не может быть отказано в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности.

15. Театру обеспечивается защита его прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации, государственная поддержка при его участии в реализации федеральных и межгосударственных целевых программ в сфере культуры и искусства.

16. Органы государственной власти не вмешиваются в профессионально - творческую деятельность театра, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрет на публичное исполнение спектаклей и другие виды их использования, а также на публикацию театральных рекламных материалов не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

III. Управление театром

17. Управление театром осуществляется его органами, образуемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и уставом театра.

18. Учредитель (учредители) театра утверждает устав и изменения устава, назначает на должность и освобождает от должности руководителей театра, осуществляет контроль за соответствием деятельности театра законодательству Российской Федерации и учредительным документам.

19. Руководство деятельностью государственного или муниципального театра, имеющего форму учреждения, по выбору учредителя осуществляется:

на основе единоначалия - директором или художественным руководителем, с которым учредитель заключает трудовой договор (контракт);

на основе разделения сфер ведения - директором и художественным руководителем, с каждым из которых учредитель заключает трудовой договор (контракт).

20. Руководители театра в соответствии с уставом и в пределах своей компетенции действуют без доверенности от имени театра, представляют его интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, распоряжаются имуществом театра, заключают договоры, в том числе трудовые, выдают доверенности, открывают в кредитных организациях расчетный и другие счета театра, пользуются правом распоряжения средствами, утверждают штатное расписание, издают приказы и дают указания, обязательные для всех работников театра, и несут ответственность за результаты деятельности театра.

21. В театре в соответствии с уставом может создаваться художественный совет или иной совещательный орган.

IV. Основы деятельности театра

Устав театра

22. В уставе театра определяются его наименование, содержащее указание на характер деятельности и организационно - правовую форму, местонахождение театра, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и контроля их деятельности, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации театра, указываются данные о его филиалах и представительствах.

23. Основными видами деятельности театра являются:

а) создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия;

б) подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео- и иные материальные носители;

в) организация других мероприятий художественно - творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;

г) проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;

д) предоставление другим организациям по договорам с ними постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;

е) изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;

ж) предоставление сцен - площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий других театров, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами;

з) подготовка, тиражирование и реализация информационно - справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно - творческой деятельностью театра;

и) прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;

к) реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра.

24. Театр в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.

25. К предпринимательской деятельности театра относится следующая деятельность:

а) реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества театра (за исключением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете) для целей, не связанных с культурной деятельностью;

б) оказание посреднических услуг;

в) долевое участие в деятельности коммерческих организаций;

г) приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

д) осуществление приносящей доход не предусмотренной уставом деятельности (работ, услуг), соответствующей целям создания театра.

Имущество и средства театра

26. В соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом театр наделяется его учредителем (учредителями) имуществом, необходимым для осуществления сценической деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другим необходимым имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Земельные участки, занимаемые государственным или муниципальным театром, закрепляются за ним в постоянное (бессрочное) пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на весь период существования.

27. Театр использует имущество в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

28. Театр несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества. Контроль за использованием имущества осуществляется собственником или уполномоченным им органом.

Имущество, подаренное, пожертвованное или переданное театру по завещанию, приобретенное им за счет средств, выделенных ему по смете, по договору или на иных основаниях, находится в оперативном управлении театра.

29. Государственная или муниципальная собственность, закрепленная за театром, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, предусмотренных гражданским законодательством.

30. Театр самостоятельно распоряжается продуктами своего интеллектуального и творческого труда, включая созданные им спектакли.

31. Отношения между учредителем (учредителями) и государственным или муниципальным театром определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

32. В договоре могут быть предусмотрены обязательства театра в отношении объемов основной деятельности, установления льготных цен для отдельных категорий населения, гастрольной и выездной деятельности, другие обязательства, связанные с основной деятельностью, и обязательства учредителя по обеспечению финансирования театра в объемах, определенных бюджетом или договором, выделению средств на техническое переоснащение, капитальный ремонт или реконструкцию.

В договоре могут быть также предусмотрены выполнение театром отдельных заказов учредителя, предусматривающее дополнительное финансирование, обязательства учредителя по социальной защите работников театра и другие, определены порядок использования театром имущества, переданного ему учредителем, материальная ответственность сторон.

33. Договор на новый срок заключается, как правило, не позднее чем за месяц до истечения срока действующего договора. Расторжение договора осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Организация и финансирование деятельности театра

34. Театр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из целей, предусмотренных его уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо - производственного и социального развития театра.

35. Театр самостоятельно устанавливает цены на билеты. Цены (тарифы) на другие платные услуги и продукцию, реализуемые театром, устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

36. Источниками финансирования деятельности театра являются:

а) ассигнования учредителя (учредителей);

б) сборы от продажи билетов на спектакли и другие представления, а также от предоставления сопутствующих услуг;

в) поступления по договорам на проведение работ и оказание услуг, заключенным с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая учредителя (учредителей) театра;

г) добровольные взносы и дары, средства, полученные по завещаниям;

д) кредиты банков и иных кредитных организаций;

е) доходы от предпринимательской деятельности.

37. Право театра на получение от российских и иностранных юридических лиц и граждан безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается.

38. Средства, оставшиеся у театра после выплаты заработной платы работникам, осуществления иных выплат по обязательствам, распределяются театром самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовые отношения и социальная защита

39. Отношения работника и театра регулируются законодательством Российской Федерации о труде и гражданским законодательством.

40. В соответствии с законодательством Российской Федерации формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов работников театра, виды и размеры доплат и надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются театром самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда.

41. Обязательное социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников театра и членов их семей осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

42. Условия труда и отдыха, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и другие льготы для работников устанавливаются театром в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Внешнеэкономическая деятельность

43. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, театр вправе устанавливать прямые связи с иностранными организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иметь валютные счета в банках и других кредитных организациях.

Учет и отчетность в театре

44. Театр ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

V. Ликвидация и реорганизация театра

45. Ликвидация театра осуществляется в соответствии с гражданским законодательством:

по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда.

46. Реорганизация театра осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 марта 1999 г. N 329

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИНЦИПАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Финансирование государственных и муниципальных театров в Российской Федерации является одним из важнейших социально - экономических обязательств государства.

2. Финансирование должно обеспечить:

а) создание необходимых условий для творческой деятельности театра и предотвращение его коммерциализации;

б) комплектование театральных трупп, способных выполнить высокие художественные задачи;

в) создание необходимых условий для работы театра, обеспечивающих наиболее полную реализацию творческого потенциала;

г) необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива театра.

3. Нормативы финансирования государственных и муниципальных театров не могут быть ниже нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры. Указанные нормативы определяются учредителем театра:

а) по организации труда - на основании нормативной численности артистического и художественного персонала по видам театров соответственно: театр оперы и балета - 400 и 60 человек; театр музыкальной комедии - 180 и 28 человек; драматический театр и театр юного зрителя - 40 и 15 человек; театр кукол - 20 и 11 человек;

б) по финансовому обеспечению творческого процесса - на основании минимальной суммы средств, выделяемой на создание нового и прокат текущего репертуара в следующих размерах: театр оперы и балета - 1200 тыс. рублей; театр музыкальной комедии - 800 тыс. рублей; драматический театр и театр юного зрителя - 500 тыс. рублей; театр кукол - 150 тыс. рублей в год. Указанные нормативы корректируются по общегосударственной методологии с учетом изменения оптовых цен и тарифов;

в) по организации творческого процесса - на основании минимального нормативного количества спектаклей - 280 спектаклей в год.

Средства, поступившие из внебюджетных источников, не влияют на нормативы и размеры финансирования театра учредителем.

4. Нормативы численности персонала и нормативы финансового обеспечения творческого процесса по видам театров, не предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, устанавливаются договором между театром и его учредителем.

5. Каждый государственный или муниципальный театр самостоятельно устанавливает показатели численности артистического и художественного персонала, показатели творческо - производственной деятельности с учетом особенностей театра и экономических возможностей коллектива.

6. Учредитель государственного или муниципального театра в зависимости от национальных, социальных и экономических условий при расчете нормативного финансирования может увеличивать нормативы численности персонала, необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива и сокращать норматив количества спектаклей.

7. Нормативы бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров пересматриваются в текущем году в случае:

а) существенных изменений условий деятельности театра (переезд в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);

б) реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных окладов и т.п.;

в) разовых существенных изменений цен на основные материалы и тарифов на услуги, используемые театром.

8. Нормативы бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров определяются на основе социально - экономических нормативов по методике, утверждаемой Министерством культуры Российской Федерации.