ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. N 1091

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОДПИСАНИИ
СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ
КАЗАХСТАН О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Одобрить представленный Министерством обороны Российской Федерации согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Казахстанской Стороной проект Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан (прилагается).

Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Соглашения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Проект

СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН
О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Российская Федерация и Республика Казахстан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь Соглашением о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г., решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о развитии и совершенствовании противовоздушной обороны государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности от 23 июня 2005 г.,

в соответствии с Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 г.,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

"внешняя граница региона" - границы Сторон с другими государствами в пределах региона;

"войска (силы) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан" - органы военного управления, пункты управления (командные пункты), а также объединения, соединения и воинские части вооруженных сил Сторон, привлекаемые к решению задач противовоздушной обороны в регионе;

"период нарастания военной угрозы" - промежуток времени, в течение которого возникла и сохраняется угроза вооруженного нападения на одну из Сторон в регионе;

"регион" - территория и воздушное пространство Сторон в рамках Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, в пределах которых войска (силы) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан выполняют поставленные задачи.

Статья 2

Уполномоченными органами Сторон по реализации настоящего Соглашения являются:

от Российской Стороны - Министерство обороны Российской Федерации;

от Казахстанской Стороны - Министерство обороны Республики Казахстан.

В случае изменения своих уполномоченных органов Стороны незамедлительно информируют об этом друг друга по дипломатическим каналам.

Статья 3

В целях решения задач противовоздушной обороны в регионе Стороны создают Единую региональную систему противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, которая является составной частью объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств.

Основные задачи, принципы построения и применения войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан определяются Положением о Единой региональной системе противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, прилагаемым к настоящему Соглашению и являющимся его неотъемлемой частью.

Статья 4

Перечень органов военного управления, пунктов управления (командных пунктов), объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, утверждается совместно министрами обороны Сторон в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего Соглашения. По мере необходимости в этот перечень могут вноситься изменения.

Статья 5

Войска (силы) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан возглавляет командующий, который после вступления в силу настоящего Соглашения назначается на должность Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан по представлению министров обороны Сторон.

Статья 6

Уполномоченные органы Сторон в мирное время совместно с командующим войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан осуществляют планирование применения войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, организовывают их боевое дежурство по противовоздушной обороне и взаимодействие.

Статья 7

Стороны в период нарастания военной угрозы и в военное время оставляют за собой право принимать решение о применении своих войск (сил) и средств в порядке, предусмотренном их законодательством.

Часть войск (сил) из состава Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан по согласованию Сторон может выделяться в состав коалиционной группировки войск (сил) вооруженных сил Российской Федерации и Республики Казахстан.

Статья 8

Координация совместных действий войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан и других войск (сил), входящих в состав объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств, в мирное время осуществляется с командного пункта главнокомандующего Войсками воздушно-космической обороны Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статья 9

Создание и функционирование Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан не изменяет существующего порядка финансирования вооруженных сил Сторон в рамках объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств.

Статья 10

Использование и развитие объектов военной инфраструктуры, создание запасов материальных средств для Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, а также поддержание их в готовности к использованию в интересах обеспечения безопасности Сторон осуществляется на основании соответствующих соглашений между уполномоченными органами в соответствии с законодательством Сторон.

Статья 11

Стороны обеспечивают защиту полученной ими в ходе реализации настоящего Соглашения секретной информации в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимной защите секретной информации от 7 июля 2004 г.

Каждая из Сторон в соответствии со своим законодательством также обеспечивает сохранность и защиту информации, созданной в процессе данного сотрудничества. Стороны максимально ограничивают круг лиц, имеющих доступ к такой информации.

Стороны в случае прекращения действия настоящего Соглашения не разглашают полученные ими в ходе его реализации секретную информацию и другую информацию, не подлежащую распространению.

Статья 12

Разногласия и споры между Сторонами, которые могут возникнуть при толковании и применении настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров.

Статья 13

В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 14

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Настоящее Соглашение заключается сроком на 5 лет. В дальнейшем его действие автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода не уведомит по дипломатическим каналам в письменной форме другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в г. ____________ "__" __________ 20__ г. в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

В случае возникновения расхождений в толковании положений настоящего Соглашения Стороны будут обращаться к тексту на русском языке.

За Российскую Федерацию

За Республику Казахстан

Приложение
к Соглашению между
Российской Федерацией
и Республикой Казахстан
о создании Единой
региональной системы
противовоздушной обороны
Российской Федерации
и Республики Казахстан

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Настоящее Положение определяет основные задачи, принципы построения и применения Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.

I. Задачи, решаемые Единой региональной системой
противовоздушной обороны Российской Федерации
и Республики Казахстан

1. На Единую региональную систему противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан в мирное время возлагается решение следующих задач:

а) непрерывное ведение радиотехнической, радиолокационной разведки и радиоразведки, своевременное вскрытие подготовки и начала воздушного нападения противника;

б) охрана и защита воздушного пространства на стыках прилегающих участков государственных границ Сторон;

в) контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства Сторон в регионе;

г) принуждение воздушных судов, выполняющих полеты с нарушением установленных правил, к прекращению нарушений или пресечению таких полетов;

д) оповещение войск (сил) вооруженных сил Сторон о пролетах разведывательных космических средств и выдача в сетях оповещения информации о воздушной обстановке;

е) осуществление радиолокационного контроля воздушного пространства и передача органам организации воздушного движения Сторон в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности данных о движении воздушных судов и других воздушных объектов в случаях, предусмотренных правилами использования воздушного пространства Сторон, а также оказание помощи воздушным судам в случае возникновения в полете форс-мажорных обстоятельств.

2. Для организации взаимодействия в штабы Войск воздушно-космической обороны Вооруженных Сил Российской Федерации и Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан по согласованию с соответствующим министром обороны могут направляться представители председателя координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств, а также начальника Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности.

3. Командующий войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны в своей деятельности руководствуется решениями Совета глав государств Содружества Независимых Государств и Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств, а также Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.

4. В период нарастания военной угрозы и в военное время войска (силы) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан выполняют задачи по единому замыслу и плану в соответствии с планами применения вооруженных сил Российской Федерации и Республики Казахстан.

II. Принципы построения и применения Единой региональной
системы противовоздушной обороны Российской Федерации
и Республики Казахстан

5. Построение и применение Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан осуществляется на основе следующих принципов:

а) координация совместных действий войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан в мирное время;

б) сохранение непосредственного подчинения войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан национальным командованиям;

в) применение войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан по единому замыслу и плану в военное время;

г) единство подходов к определению требований к боевой готовности и выучке войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, организации их оперативной и боевой подготовки;

д) развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.

III. Основы применения Единой региональной системы
противовоздушной обороны Российской Федерации
и Республики Казахстан

6. В мирное время задачи, возлагаемые на Единую региональную систему противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, решаются войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан в соответствии с планом действий дежурных по противовоздушной обороне войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, который утверждается министрами обороны Сторон.

7. При вскрытии средствами разведки массового полета средств воздушного нападения противника в направлении внешней границы региона дежурные по противовоздушной обороне силы и средства переводятся в готовность N 1, уполномоченные органы Сторон оповещают друг друга об обстановке и поставленных задачах, действуя в соответствии с указаниями вышестоящих должностных лиц, которым они подчиняются, со складывающейся обстановкой, а также с планом действий дежурных по противовоздушной обороне войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.

8. Порядок действий при возникновении угрозы нарушения воздушными судами внешней границы региона состоит в следующем:

а) при обнаружении неопознанного воздушного судна, приближающегося к внешней границе региона, уполномоченные органы Сторон принимают меры к установлению с ним связи, а также ставят задачу подчиненным соединениям, воинским частям и подразделениям радиотехнических войск, разведки и радиоэлектронной борьбы установить его классификацию.

При установлении связи уполномоченные органы Сторон предупреждают экипаж воздушного судна о возможном вхождении или факте вхождения в воздушное пространство Сторон путем передачи установленных международных команд (фраз) и подают команды, направленные на предотвращение нарушения внешней границы региона или прекращение полета в их воздушном пространстве.

При необходимости оказания помощи указанному воздушному судну в прекращении нарушения внешней границы региона (по причине непреднамеренных действий экипажа воздушного судна или в результате возникновения в полете чрезвычайных обстоятельств) оперативные дежурные дают команду, направленную на подъем необходимого количества дежурных экипажей самолетов (вертолетов) в воздух для вывода этого воздушного судна за пределы воздушного пространства Сторон или посадки на ближайший (выделенный) аэродром на территории Российской Федерации или Республики Казахстан;

б) при получении информации о факте пересечения воздушным судном внешней границы региона, не зафиксированном радиолокационными средствами, в готовность N 1 приводится необходимое количество радиотехнических подразделений для усиления радиолокационной разведки. В дальнейшем дежурные по противовоздушной обороне силы действуют в соответствии с требованиями подпункта "а" настоящего пункта;

в) при обнаружении дежурными по противовоздушной обороне силами и средствами Российской Федерации или Республики Казахстан неопознанного воздушного судна - нарушителя внешней границы региона, нарушителя порядка использования воздушного пространства Российской Федерации или Республики Казахстан или воздушного судна, выполняющего полет в направлении внешней границы региона, уполномоченные органы Сторон информируют об этом друг друга и организуют передачу радиолокационной информации по каналам взаимодействия.

9. Порядок применения дежурными по противовоздушной обороне силами оружия и боевой техники по воздушному судну - нарушителю внешней границы региона определяется законодательством Стороны, над территорией которой находится данное воздушное судно.

10. Подъем в воздух дежурных по противовоздушной обороне экипажей самолетов вооруженных сил одной Стороны для решения задач боевого дежурства в воздушном пространстве другой Стороны осуществляется по согласованному решению командира дежурных сил командного пункта Войск воздушно-космической обороны Вооруженных Сил Российской Федерации и оперативного дежурного главного командного пункта Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Обо всех случаях подъема дежурных экипажей самолетов (вертолетов) осуществляется взаимное информирование Сторон.

11. Уполномоченные органы Сторон осуществляют в мирное время руководство повседневной деятельностью войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, их подготовку и всестороннее обеспечение.

IV. Обязанности командующего войсками (силами)
Единой региональной системы противовоздушной обороны
Российской Федерации и Республики Казахстан

12. В обязанности командующего войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан входит:

а) разработка плана действий дежурных по противовоздушной обороне сил Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан;

б) руководство войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, включенными в состав региональной группировки войск (сил) Российской Федерации и Республики Казахстан, осуществляемое в соответствии с единым оперативным планом применения войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан;

в) организация совместно с уполномоченными органами Сторон взаимодействия войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан с другими войсками (силами) вооруженных сил Сторон в регионе;

г) участие в организации боевого дежурства по противовоздушной обороне войск (сил) вооруженных сил Сторон в регионе и разработке графика несения боевого дежурства по противовоздушной обороне с включенными радиолокационными средствами и комплексами средств автоматизации частей и подразделений радиотехнических войск, входящих в состав Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан;

д) координация совместных действий войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан;

е) подготовка предложений по дальнейшему развитию войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан и повышению их боевой готовности совместно с уполномоченными органами Сторон;

ж) подготовка предложений по организации и проведению мероприятий подготовки войск (сил) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.

13. Уполномоченные органы Сторон определяют организационно-штатную структуру командования Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, которое является органом оперативного управления войсками (силами) Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, с предоставлением ему функций по разработке документов планирования применения сил и средств Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, а также подготовке и выполнению задач по противовоздушной обороне. Создание указанной структуры будет осуществляться в пределах установленной штатной численности уполномоченных органов Сторон.

14. Обязанности должностных лиц командования Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан согласовываются с главнокомандующим Войсками воздушно-космической обороны Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующим Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан и утверждаются командующим Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан.

15. Местонахождение командования Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан - Республика Казахстан, г. Алматы.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области