См. Документы Федерального казначейства

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 1999 г. N 677

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА НА 2000 - 2004 ГОДЫ

В целях совершенствования государственной бюджетной политики, обеспечения эффективного управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить представленную Министерством финансов Российской Федерации Федеральную целевую программу развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы (далее именуется Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство финансов Российской Федерации.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включать Программу в перечень федеральных целевых программ, предусматриваемых к финансированию из федерального бюджета, начиная с 2000 года.

4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Министерству науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы и ежегодно уточнять их размер.

5. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на соответствующие годы предусматривать финансирование Программы в установленном порядке.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.СТЕПАШИН

Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 июня 1999 г. N 677

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
НА 2000 - 2004 ГОДЫ

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
НА 2000 - 2004 ГОДЫ

Наименование Программы    - Федеральная целевая программа развития
                            органов федерального казначейства на
                            2000 - 2004 годы

Наименование, дата        - Постановление Совета Министров -
и номер решения о           Правительства Российской Федерации
разработке Программы        от 27 августа 1993 г. N 864

Государственный заказчик, - Министерство финансов Российской
директор Программы          Федерации

Основные разработчики     - Министерство финансов Российской
Программы                   Федерации

Цель и задачи             - Цель Программы:
Программы                   развитие системы органов федерального
                            казначейства, необходимое для
                            повышения эффективности управления
                            и контроля за государственными
                            финансовыми ресурсами.
                            Основные задачи Программы:
                            совершенствование механизмов
                            мобилизации, учета и использования
                            государственных финансовых ресурсов;
                            упорядочение правовой основы
                            деятельности органов федерального
                            казначейства в целях создания
                            достаточных условий для выполнения
                            возлагаемых на них функций;
                            развитие организационного,
                            материального и технического
                            обеспечения органов федерального
                            казначейства;
                            развитие, полномасштабное внедрение и
                            организация эффективного использования
                            единой информационной,
                            телекоммуникационной системы органов
                            федерального казначейства,
                            с учетом обеспечения безопасности
                            информации

Сроки и этапы             - 2000 - 2004 годы
реализации Программы        первый этап - в течение 2000 - 2001
                            годов: развитие базовых условий для
                            функционирования органов федерального
                            казначейства и прежде всего
                            нормативной правовой основы
                            казначейского исполнения федерального
                            бюджета, а также эффективной
                            мобилизации и управления
                            государственными финансовыми ресурсами
                            на едином счете федерального
                            казначейства. Обеспечение регистрации
                            всех операций, связанных с
                            поступлением доходов, а также с
                            санкционированием и финансированием
                            расходов, в главной книге федерального
                            казначейства (далее именуется -
                            главная книга). Для разработки главной
                            книги предполагается в приоритетном
                            порядке ввести в действие план счетов
                            федерального казначейства, отражающий
                            учетную информацию в рамках бюджетной
                            классификации Российской Федерации, а
                            также обеспечивающий осуществление
                            контрольных бухгалтерских операций.
                            Реализация отдельных элементов учета
                            обязательств бюджетных учреждений по
                            осуществлению расходов и платежей.
                            Завершение разработки и осуществление
                            пилотного внедрения первоочередных
                            решений единой информационной,
                            телекоммуникационной системы органов
                            федерального казначейства,
                            позволяющих обеспечить на уровне
                            Главного управления федерального
                            казначейства Министерства финансов
                            Российской Федерации и двух
                            управлений федерального казначейства
                            по субъектам Российской Федерации
                            возможность коллективной и
                            распределенной обработки данных об
                            исполнении федерального бюджета
                            Российской Федерации, с учетом
                            обеспечения гарантированной
                            конфиденциальности информации, высокой
                            степени безопасности и надежности
                            данных;
                            второй этап - в течение 2002 и 2003
                            годов: обеспечение учета обязательств
                            и кредиторской задолженности
                            федерального бюджета в органах
                            федерального казначейства, а также
                            повсеместное внедрение первоочередных
                            решений единой информационной,
                            телекоммуникационной системы органов
                            федерального казначейства,
                            обеспечивающих в том числе эффективное
                            информационное взаимодействие органов
                            федерального казначейства со смежными
                            ведомственными и межведомственными
                            автоматизированными информационными
                            системами федеральных органов
                            исполнительной власти и Центрального
                            банка Российской Федерации;
                            третий этап - в течение 2004 года:
                            разработка и внедрение системы
                            обеспечения учета денежных активов,
                            а также завершение полномасштабного
                            внедрения технологий эффективного
                            контроля, защиты и управления
                            государственными финансовыми
                            ресурсами, с учетом создания единого
                            информационного пространства
                            участников бюджетного процесса
                            и обеспечения его комплексной
                            безопасности

Перечень основных         - внесение изменений и дополнений в
мероприятий                 законодательство Российской Федерации,
Программы                   закрепляющих принцип казначейского
                            учета государственных финансовых
                            ресурсов и исполнения федерального
                            бюджета, обслуживания исполнения
                            бюджетов субъектов Российской
                            Федерации, а также местных бюджетов;
                            реализация концепции функционирования
                            единого счета федерального
                            казначейства;
                            централизация всех государственных
                            финансовых средств на счетах органов
                            федерального казначейства;
                            обеспечение единства системы учета и
                            отчетности для всех участников
                            исполнения бюджетного процесса на
                            основе единой системы бухгалтерского
                            учета и единой бюджетной классификации
                            Российской Федерации;
                            разработка и внедрение правил
                            совершения операций и ведения учета
                            средств государственных внебюджетных
                            фондов и внебюджетных средств,
                            получаемых учреждениями и
                            организациями, других государственных
                            финансовых ресурсов;
                            разработка и внедрение единой
                            методологической основы исполнения
                            бюджетов Российской Федерации;
                            составление и ведение единого реестра
                            получателей и распорядителей средств
                            федерального бюджета;
                            определение специального режима
                            единого счета федерального
                            казначейства для совершения операций
                            с государственными денежными
                            средствами с учетом специфики
                            деятельности по исполнению бюджетов
                            всех уровней;
                            обеспечение информационно -
                            технологической поддержки всего
                            процесса исполнения бюджетов -
                            развитие, внедрение и организация
                            эффективного использования единой
                            информационной, телекоммуникационной
                            системы органов федерального
                            казначейства, а также организация
                            ее взаимодействия с расчетной сетью
                            Центрального банка Российской
                            Федерации;
                            включение в форму банковских платежных
                            документов ряда реквизитов, которые
                            обеспечили бы возможность их
                            автоматизированной обработки

Исполнители основных      - Министерство финансов Российской
мероприятий по              Федерации, Федеральное агентство
реализации Программы        правительственной связи и информации
                            при Президенте Российской Федерации
                            в рамках Федерального закона "О
                            федеральных органах правительственной
                            связи и информации"

Объемы и источники        - объем финансирования Программы на 2000
финансирования              - 2004 годы:
                            всего: 16682889000 рублей за счет
                            средств федерального бюджета и по
                            согласованию за счет средств бюджетов
                            субъектов Российской Федерации,
                            местных бюджетов
                            в том числе по направлениям:
                            капитальные вложения - 604800000
                            рублей
                            научно - исследовательские и опытно -
                            конструкторские работы - 2013120000
                            рублей
                            прочие текущие расходы - 14064969000
                            рублей
                            затраты на реализацию:
                            первого этапа (2000 - 2001 гг.) -
                            6078229320 рублей
                            в том числе по направлениям:
                            капитальные вложения - 376200000
                            рублей
                            научно - исследовательские и опытно -
                            конструкторские работы - 650880000
                            рублей
                            прочие текущие расходы - 5051149320
                            рублей
                            второго этапа (2002 - 2003 гг.) -
                            6935277120 рублей
                            в том числе по направлениям:
                            капитальные вложения - 152400000
                            рублей
                            научно - исследовательские и опытно -
                            конструкторские работы - 852480000
                            рублей
                            прочие текущие расходы - 5930397120
                            рублей
                            третьего этапа (2004 г.) - 3669382560
                            рублей
                            в том числе по направлениям:
                            капитальные вложения - 76200000
                            рублей
                            научно - исследовательские и опытно -
                            конструкторские работы - 509760000
                            рублей
                            прочие текущие расходы - 3083422560
                            рублей

Ожидаемые конечные        - полный и обособленный учет
результаты реализации       государственных бюджетных и
Программы                   внебюджетных средств;
                            эффективный контроль за полнотой и
                            своевременностью зачисления платежей
                            в доход бюджетов и целевым характером
                            расходов;
                            эффективное управление
                            государственными бюджетными средствами
                            на едином счете федерального
                            казначейства

Система контроля за       - Контроль за ходом исполнения Программы
исполнением                 осуществляется в соответствии с
Программы                   Порядком разработки и реализации
                            федеральных целевых программ и
                            межгосударственных целевых программ,
                            в осуществлении которых участвует
                            Российская Федерация, утвержденным
                            Постановлением Правительства
                            Российской Федерации от 26 июня 1995
                            г. N 594.
                            Текущее управление реализацией
                            Программы осуществляет государственный
                            заказчик - Министерство финансов
                            Российской Федерации.
                            Государственный заказчик Программы с
                            учетом выделенных на ее реализацию
                            бюджетных средств ежегодно уточняет
                            целевые показатели и затраты на
                            программные мероприятия.
                            При необходимости государственный
                            заказчик вносит в установленном
                            порядке предложения об изменении или
                            продлении сроков реализации отдельных
                            программных мероприятий.
                            Для обеспечения эффективного
                            управления реализацией и контроля за
                            ходом выполнения Программы
                            Министерством финансов Российской
                            Федерации создается дирекция
                            Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

В результате институциональных изменений, произошедших в экономическом и бюджетном механизме Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности государственных финансовых ресурсов, создания условий для использования их в качестве важнейшего управляющего фактора развитием страны.

Сегодня объективно существует необходимость усиления централизации государственных финансовых ресурсов у одного федерального органа исполнительной власти, наделенного Правительством Российской Федерации достаточными полномочиями для осуществления оперативных управленческих функций.

Государственные финансовые ресурсы сегодня находятся в управлении целого ряда министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других. Каждый из них располагает собственной системой органов, ведущих учет государственных финансовых ресурсов и операций с ними на собственных счетах, часть которых открыта в коммерческих банках. Такое положение объективно ведет к распылению денежных средств и, как следствие, лишает возможности оперативного управления государственными финансовыми ресурсами, во многих случаях они остаются недоступными Правительству Российской Федерации в момент, когда последнее мобилизует ликвидные средства для финансирования бюджетного дефицита. Очевидно, что использование даже части свободных остатков этих средств позволит существенно оздоровить состояние государственных финансовых ресурсов. Одновременно необходимо исключить практику прохождения государственных финансовых ресурсов через счета органов государственной власти, открытых в коммерческих банках, как фактор, способствующий давлению на рынок государственных заимствований, а также снижающий их защищенность.

На сегодняшний день возможности Правительства Российской Федерации по эффективному управлению государственным долгом ограничены. Это происходит в том числе из-за того, что свободные остатки государственных финансовых ресурсов практически не используются в рамках программ краткосрочных заимствований.

Решению данных проблем отвечает консолидация всех денежных средств государства, включая средства государственных внебюджетных фондов, на одном счете.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение такой задачи путем организации федерального казначейства.

В компетенцию созданных более 6 лет назад органов федерального казначейства входит прежде всего проведение операций по исполнению федерального бюджета, учет и подготовка отчетности о его исполнении.

До настоящего времени развитие казначейской системы характеризовалось созданием Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации.

Показателем этого процесса к концу 1998 года является создание 88 управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и 2147 отделений федерального казначейства по городам, районам и районам в городах.

Органы федерального казначейства производят учет и ежедневное распределение, а также зачисление по уровням бюджетной системы поступающих налогов. Осуществляют по распоряжению главных распорядителей средств федерального бюджета финансирование расходов федерального бюджета на уровне субъектов Российской Федерации как за счет централизованных ресурсов, так и за счет доходов федерального бюджета, поступивших на данной территории.

Оперативная мобилизация государственных финансовых ресурсов, их учет и контроль за целевым использованием не могут эффективно осуществляться без развития адекватной информационной системы. В этой связи Министерством финансов Российской Федерации совместно с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) на базе передовых достижений науки и техники ведутся работы по созданию, внедрению и организации эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства с учетом обеспечения безопасности информации, содержащей государственную тайну, и информации конфиденциального характера на всех этапах ее обработки, хранения и передачи по каналам связи. Эта система должна стать стержневой для информационно - технологического обеспечения выполнения функций, осуществляемых органами федерального казначейства.

Разработана и внедряется в органах федерального казначейства единая система бухгалтерского учета.

Таким образом, в настоящее время федеральное казначейство находится на такой стадии развития, когда в основном завершено формирование организационной структуры исходя из положений нормативных правовых актов, в соответствии с которыми оно было создано и которыми для него были определены основные цели и задачи.

В то же время на сегодняшний день процессы деятельности федерального казначейства обеспечивают только исполнение федерального бюджета и не включают полного контроля и учета внебюджетных средств бюджетных организаций, государственных целевых бюджетных фондов, а также обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В федеральном казначействе только формируется единая система учета, не отработаны типовые процессы реализации казначейских функций различными органами, неудовлетворителен информационный обмен между органами федерального казначейства, как по вертикали, так и по горизонтали, а также с учреждениями Центрального банка Российской Федерации, органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

При этом существующие казначейские технологии не отвечают в полной мере современным требованиям ни по функциональному наполнению, ни по методической и информационной реализации.

Положение органов федерального казначейства по отношению к другим государственным структурам не способствует выполнению стоящих перед казначейством задач.

Существуют несогласованность положений нормативных правовых актов, проблемы в организационно - методической, а также информационно - технологической областях. Это касается всех направлений взаимодействия федерального казначейства:

1) с банковской системой:

нет централизации средств на счетах органов федерального казначейства,

органы федерального казначейства реально не включены в систему электронных расчетов Центрального банка Российской Федерации,

отсутствие в платежных банковских документах ряда реквизитов, которые обеспечили бы возможность их автоматизированной обработки;

2) с налоговыми и таможенными органами:

не все счета по учету налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, открыты в органах федерального казначейства,

существует дублирование функций по учету доходов федерального бюджета органами федерального казначейства и налоговыми органами,

не осуществляется зачисление таможенных платежей в доход федерального бюджета на соответствующем территориальном уровне,

требует улучшения методология и технология обмена информацией указанных органов с органами федерального казначейства;

3) с распорядителями и получателями бюджетных средств:

отсутствует единый реестр распорядителей и получателей бюджетных средств,

не все бюджетополучатели переведены на обслуживание через лицевые счета в органах федерального казначейства,

отсутствует правовая основа единства осуществления расходов через лицевые счета по всем распорядителям и получателям средств федерального бюджета,

на счета федерального казначейства не переведены внебюджетные средства бюджетных организаций и государственных целевых бюджетных фондов,

не разграничена сфера ответственности за принятие, подтверждение и оплату бюджетных обязательств.

В этой связи очевидна необходимость перехода федерального казначейства к интенсивному этапу развития. Требует решения на качественно более высоком уровне вопрос организации информационного и правового взаимодействия органов федерального казначейства, налоговых, таможенных органов, банков, распорядителей и получателей бюджетных средств, т.е. всех субъектов бюджетного и налогового процессов.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы (далее именуется - Программа) в качестве одного из ключевых элементов предусмотрено решение задач последовательного и значительного сокращения количества банковских счетов по учету доходов и средств федерального бюджета.

При этом в первую очередь имеется в виду внедрение единого счета доходов и средств федерального бюджета - единого счета федерального казначейства (далее именуется - единый счет), актуальная информация о состоянии которого должна являться основой принятия эффективных решений по управлению государственными бюджетными средствами. Задача системы управления денежными средствами состоит в том, чтобы обеспечить потребность в финансовых ресурсах, связанную с осуществлением платежей, необходимых для исполнения государственных обязательств, а также в консолидации денежных ресурсов и такой организации платежного процесса, которые позволили бы высвободить часть ликвидных финансовых ресурсов.

Программой предусматривается внедрение в практику исполнения федерального бюджета казначейских процедур фиксации элементов платежного процесса, предшествующих кассовому расходу, что позволит блокировать рост, а в дальнейшем и появление неисполненных обязательств федерального бюджета (доведение бюджетных ассигнований, доведение лимитов бюджетных обязательств, регистрация принятых бюджетных обязательств и т.п.).

Предлагается проводить работу по следующим основным направлениям деятельности органов федерального казначейства в целях их совершенствования:

разработка и реализация концепции единого счета, обеспечивающей минимизацию разрыва между временем зачисления средств в доход государства и временем, когда они становятся доступными федеральному казначейству для исполнения государством своих обязательств;

включение в форму платежных документов ряда реквизитов, которые обеспечили бы возможность их автоматизированной обработки;

разработка и внедрение порядка казначейского исполнения федерального бюджета, обслуживание на договорной основе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;

внедрение единой системы бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях;

развитие системы учета государственного внутреннего и внешнего долга.

На сегодняшний день создан достаточный потенциал для интенсивного развития федерального казначейства - это прежде всего сформированная организационная структура и накопленный опыт работы по исполнению федерального бюджета, а также имеющийся опыт работы по созданию единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства.

2. Цель и основные задачи, сроки и этапы
реализации Программы

Целью Программы является развитие системы органов федерального казначейства, необходимое для повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

В Программе определены основные направления развития технологий управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами с учетом создания единого правового, методологического и информационного пространства участников бюджетного процесса, а также обеспечения его комплексной безопасности.

Основные задачи Программы:

совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;

упорядочивание правовой основы деятельности органов федерального казначейства в целях создания условий для выполнения возлагаемых на них функций;

развитие организационного, материального и технического обеспечения органов федерального казначейства;

развитие, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации.

Сроки реализации Программы - 2000 - 2004 годы.

Сложность построения системы органов федерального казначейства, ее территориальная разобщенность и масштабность предопределяют поэтапный подход к решению задачи ее комплексного совершенствования. Этапы развития органов федерального казначейства определяются стадиями реализации концепции функционирования единого счета, внедрением соответствующих очередей единой информационной, телекоммуникационной системы, а также планами совершенствования расчетной сети Центрального банка Российской Федерации.

Первый этап - в течение 2000 и 2001 годов - предусматривает развитие базовых условий для функционирования органов федерального казначейства и прежде всего нормативной правовой основы казначейского исполнения федерального бюджета, а также эффективной мобилизации и управления государственными финансовыми ресурсами на едином счете. Одновременно будет обеспечен учет всех операций, связанных с поступлением доходов, а также с санкционированием и финансированием расходов, в главной книге федерального казначейства (далее именуется - главная книга). Для разработки главной книги в приоритетном порядке будет введен в действие план счетов федерального казначейства, отражающий учетную информацию в рамках принятой бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечивающий осуществление контрольных бухгалтерских операций. Параллельно будет осуществлена практическая реализация отдельных элементов учета обязательств бюджетных учреждений по осуществлению расходов и платежей.

Кроме того, в рамках первого этапа планируется завершить на стенде разработку и осуществить пилотное внедрение первоочередных решений единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства, позволяющих обеспечить на уровне Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и двух управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации возможность коллективной и распределенной обработки данных об исполнении федерального бюджета Российской Федерации, с учетом обеспечения конфиденциальности информации, высокой степени безопасности и надежности данных.

Второй этап - в течение 2002 и 2003 годов - предусматривает работы по обеспечению учета обязательств и кредиторской задолженности федерального бюджета в органах федерального казначейства, а также повсеместное внедрение первоочередных решений единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства, обеспечивающих в том числе эффективное информационное взаимодействие органов федерального казначейства с иными органами государственной власти и организациями, обладающими автоматизированными информационными системами, в частности Центрального банка Российской Федерации.

Третий этап - в течение 2004 года - предусматривает мероприятия по разработке и внедрению системы обеспечения учета денежных активов, а также завершению внедрения технологий эффективного контроля, защиты и управления государственными финансовыми ресурсами, с созданием единого информационного пространства участников бюджетного процесса и обеспечением его комплексной безопасности.

3. Система программных мероприятий

Настоящая Программа предусматривает систему мероприятий, необходимых для развития органов федерального казначейства и выполнения поставленных перед ними задач, в виде реализации следующих основополагающих принципов:

а) принцип единства кассы;

б) принцип осуществления бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином счете;

в) принцип подведомственности.

а) Для обеспечения принципа единства кассы необходимо:

1. Разработать концепцию функционирования единого счета, что предполагает значительное сокращение числа банковских счетов, открытых органам федерального казначейства. Это позволит минимизировать финансовые потоки среди участников бюджетного процесса, повысить качество управления государственными финансовыми ресурсами. Консолидация доходов и осуществление расходов будут производиться с единого счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и восьмидесяти девяти счетов управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации. Отделениям федерального казначейства по городам, районам и районам в городах могут быть открыты счета для учета доходов и счета для выдачи наличных денежных средств.

2. Осуществить централизацию всех государственных финансовых средств на счетах органов федерального казначейства, а именно:

закрыть в банковских организациях и открыть в органах федерального казначейства счета по учету доходов, контролируемые в настоящий момент Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;

закрыть в банковских организациях и открыть в органах федерального казначейства счета по учету внебюджетных средств бюджетных учреждений;

открыть в органах федерального казначейства лицевые счета всем главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, закрыв в установленном порядке соответствующие открытые им в настоящее время лицевые счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а также других кредитных организациях;

считать целесообразным обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов органами федерального казначейства;

открыть в органах федерального казначейства счета для учета операций со всеми остальными средствами, взимание которых осуществляется на основании законодательных и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Обеспечить единство системы учета и отчетности для всех участников бюджетного процесса (органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы государственного контроля) на основе единой системы бухгалтерского учета и единой бюджетной классификации Российской Федерации. Отражать в учете все стадии исполнения бюджетов, включая операции, предшествующие платежам (доведение бюджетных ассигнований, доведение лимитов бюджетных обязательств, регистрация принятых бюджетных обязательств, пр.).

4. Разработать правила совершения операций и ведения учета в органах федерального казначейства средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств, получаемых бюджетными учреждениями, других государственных финансовых ресурсов.

б) Для реализации принципа осуществления бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином счете необходимо:

1. Ввести в действие правила финансирования расходов федерального бюджета, в соответствии с которыми:

принятие бюджетными учреждениями обязательств по осуществлению расходов и платежей будет производиться в соответствии с установленными и доведенными до них лимитами бюджетных обязательств;

бюджетные учреждения будут иметь право осуществлять расходование средств исключительно в пределах выделенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов, формируемых исходя из утвержденного федерального бюджета;

оплата обязательств федерального бюджета по осуществлению расходов будет производиться на основании представленных получателями средств документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих исполнение бюджетных обязательств их контрагентами.

Данные правила могут быть применены также для обеспечения финансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

2. Разработать единую методологическую основу исполнения расходной части федерального бюджета, в том числе:

порядок доведения до распорядителей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

методику прогнозирования доходов федерального бюджета, получаемых на территории каждого субъекта Российской Федерации;

порядок открытия и ведения в органах федерального казначейства лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Данная методологическая основа может быть также применена для обеспечения исполнения расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

в) Реализация принципа подведомственности предполагает:

1. Иерархический порядок доведения лимитов бюджетных обязательств получателям и распорядителям средств федерального бюджета.

2. Составление и ведение единого сводного реестра получателей и распорядителей средств федерального бюджета.

Ключевыми факторами реализации основных направлений развития федерального казначейства являются:

1. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, закрепляющих принцип казначейского учета государственных финансовых ресурсов и исполнения федерального бюджета, обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов.

2. Определение специального режима единого счета для совершения операций с государственными денежными ресурсами с учетом специфики деятельности по исполнению бюджетов всех уровней.

3. Обеспечение информационно - технологической поддержки всего процесса исполнения бюджетов. На решение этой задачи направлены развитие, полномасштабное внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства.

4. Ресурсное обеспечение Программы

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

                                                            (руб.)
┌──────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬───────────┐
│              │    Всего   │ Первый этап│ Второй этап│Третий этап│
│              │(2000 - 2004│(2000 - 2001│(2002 - 2003│ (2004 г.) │
│              │     гг.)   │    гг.)    │    гг.)    │           │
├──────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Всего:        │ 16682889000│  6078229320│  6935277120│ 3669382560│
├──────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│Направления   │            │            │            │           │
│расходов      │            │            │            │           │
├──────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│1. Капитальные│   604800000│   376200000│   152400000│   76200000│
│вложения      │            │            │            │           │
├──────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│2. Научно -   │  2013120000│   650880000│   852480000│  509760000│
│исследова-    │            │            │            │           │
│тельские и    │            │            │            │           │
│опытно -      │            │            │            │           │
│конструктор-  │            │            │            │           │
│ские работы   │            │            │            │           │
├──────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤
│3. Прочие     │ 14064969000│  5051149320│  5930397120│ 3083422560│
│текущие       │            │            │            │           │
│расходы       │            │            │            │           │
└──────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴───────────┘

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и по согласованию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Ресурсное обеспечение Программы на 2000 - 2004 годы предусматривает финансирование мероприятий, направленных на развитие органов федерального казначейства, предусматривающих коренное изменение подхода в управлении государственными финансовыми ресурсами. Планируется разработать целый ряд правовых и нормативно - методических документов, совершенствовать единую информационную, телекоммуникационную систему органов федерального казначейства, соответственно организовать центральный и региональные технические центры при органах федерального казначейства, осуществить обучение кадров, произвести капитальное строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений органов федерального казначейства. Общий объем финансирования Программы в функциональном разрезе направлений расходов с детализацией планируемых к исполнению организационно - технических мероприятий представлен в Приложении N 1.

Особенностью реализации Программы является максимальное использование существующих материально - технических ресурсов и инфраструктуры органов федерального казначейства всех уровней. В то же время ряд операций отделений федерального казначейства по городам, районам и районам в городах передается на уровень управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации. Абсолютное сокращение штата органов федерального казначейства должно составить 11,9%.

5. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - Министерством финансов Российской Федерации. К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и научные учреждения.

Механизм реализации Программы включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие управление совокупностью процессов, предназначенных для проведения работ по планированию, выполнению и контролю за ходом реализации программных мероприятий.

Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров) на закупку товаров, работ и услуг, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий в установленном порядке.

6. Организация управления и контроля
за исполнением Программы

Текущее управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство финансов Российской Федерации.

Государственный заказчик Программы с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.

При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.

Порядок управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

Для обеспечения эффективного управления реализацией и контроля за ходом выполнения Программы Министерством финансов Российской Федерации создается дирекция Программы.

7. Оценка эффективности, социально - экономических
последствий реализации Программы

Реализация Программы позволит получить следующие конечные результаты:

1. Полный и обособленный учет государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Органы федерального казначейства должны будут обеспечить всеобъемлющий учет государственных бюджетных и внебюджетных средств на основе единой системы бухгалтерского учета и бюджетной классификации Российской Федерации. Все государственные средства, доходы, источники, расходы и государственный долг должны учитываться в главной книге.

2. Эффективный контроль за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюджетов, а также целевым характером расходов.

На основе учетных данных органы федерального казначейства должны будут обеспечивать своевременное информирование Правительства Российской Федерации о состоянии государственных финансовых ресурсов. Одновременно в процессе исполнения федерального бюджета будет осуществляться контроль по следующим направлениям:

полнота и своевременность зачисления доходов кредитными учреждениями;

целесообразность привлечения внешних и внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета;

целевой характер совершаемых расходов.

Кроме того, органы федерального казначейства должны будут осуществлять контроль за федеральными внебюджетными средствами, а именно контроль за доходами и расходами федеральных внебюджетных фондов и контроль за внебюджетными средствами учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

3. Эффективное управление государственными бюджетными средствами на едином счете федерального казначейства.

Данные конечные результаты реализации Программы должны обеспечиваться основными процессами, приведенными в Приложении N 2.

Оценку социально - экономических последствий реализации Программы можно сделать по следующим критериям:

а) изменение количества рабочих мест в отрасли, регионе. Обеспечение информационно - технологической поддержки всего процесса исполнения бюджетов в результате внедрения и организации эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства потребует значительного привлечения инженерно - технических работников на территории всей Российской Федерации;

б) изменение условий труда работников. Обеспечение информационно - технологической поддержки приведет к изменению характера деятельности работников органов федерального казначейства, так как все рутинные типовые операции будут автоматизированы. Это позволит сотрудникам органов федерального казначейства в большей степени уделять внимание аналитическим и контрольным функциям. Вместе с тем потребуется включение в штат всех органов федерального казначейства инженерно - технических работников для обслуживания автоматизированной системы;

в) сохранение и развитие научно - технического потенциала. Подготовка специалистов органов федерального казначейства к работе с информационной системой, соответствующей передовым научным и техническим решениям в этой области, позволит поднять уровень квалификации как персонала в области информационных технологий, так и функциональных работников, а также привлечь квалифицированные кадры к решению данных задач. Создание автоматизированной системы органов федерального казначейства косвенно приведет к повышению качества телекоммуникационных услуг в субъектах Российской Федерации. Проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по ее созданию, внедрению и развитию позволит сохранить квалифицированные кадры и будет способствовать вовлечению Российской Федерации в мировое информационное пространство;

г) внедрение социальных инноваций. Создание системы органов федерального казначейства, охватывающих всю территорию Российской Федерации, с учетом внедрения автоматизированной системы, влияет на:

повышение интеллектуального (образовательного) уровня населения за счет повышения требований к квалификации персонала;

расширение и совершенствование смежных с казначейством областей деятельности, например:

повышаются требования к квалификации сотрудников организаций, взаимодействующих с органами федерального казначейства,

необходимость обслуживания единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства ведет к развитию сферы услуг в области информационных технологий на местном уровне.

Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
развития органов федерального
казначейства на 2000 - 2004 годы

ОБЩИЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАСХОДОВ

┌───────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│        Направление        │                   Объемы финансирования (руб.)                   │
│                           ├──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬───────────┤
│                           │  2000 г. │  2001 г. │  2002 г. │  2003 г. │   2004 г.│   всего   │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Управление реализацией     │  46080000│  46080000│  46080000│  46080000│  46080000│  230400000│
│Программы                  │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Разработка правовых и      │  41760000│  58464000│  33408000│  25056000│   8352000│  167040000│
│нормативно - методических  │          │          │          │          │          │           │
│документов                 │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Разработка прикладных      │ 296640000│ 354240000│ 406080000│ 446400000│ 509760000│ 2013120000│
│программных систем         │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Конфигурация и расширение  │ 239040000│ 239040000│ 239040000│ 239040000│ 239040000│ 1195200000│
│прикладных систем          │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Преобразование данных и    │  14400000│  43200000│  72000000│ 100800000│ 144000000│  374400000│
│интерфейсы                 │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Управление программным     │  14400000│  25920000│  31680000│  37440000│  46080000│  155520000│
│обеспечением               │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Управление данными         │  28800000│  46080000│  63360000│  69120000│  80640000│  288000000│
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Архитектура технических    │2326366560│2423534760│2789758560│2889214560│2978590560│13407465000│
│и программных систем       │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│в том числе:               │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Защищенная корпоративная   │ 576000000│ 504000000│ 372000000│ 367200000│ 367200000│ 2186400000│
│вычислительная сеть        │          │          │          │          │          │           │
│(ЗКВС)                     │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Локальные вычислительные   │1512696960│1512696960│1647096960│1889496960│2129496960│ 8691484800│
│сети (ЛВС)                 │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Структурированные кабельные│  98949600│  98965800│  98949600│  98949600│  98949600│  494764200│
│сети (СКС)                 │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Система защиты информации  │ 138720000│ 307872000│ 671712000│ 533568000│ 382944000│ 2034816000│
│(СЗИ)                      │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Кадровое обеспечение       │  55152000│  53712000│  50400000│  50400000│  50400000│  260064000│
│                           │          │          │          │          │          │           │
│в том числе                │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Обучение руководителей     │   9792000│   8640000│   8640000│   8640000│   8640000│   44352000│
│органов федерального       │          │          │          │          │          │           │
│казначейства               │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Обучение технического      │  37872000│  37872000│  34560000│  34560000│  34560000│  179424000│
│персонала                  │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Повышение квалификации     │         0│         0│         0│         0│         0│          0│
│специалистов органов       │          │          │          │          │          │           │
│федерального казначейства  │          │          │          │          │          │           │
│<*>                        │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Прочее обучение            │   7488000│   7200000│   7200000│   7200000│   7200000│   36288000│
│специалистов               │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Капитальное строительство  │ 300000000│  76200000│  76200000│  76200000│  76200000│  604800000│
│и ремонт                   │          │          │          │          │          │           │
│                           │          │          │          │          │          │           │
│Итого                      │3065998560│3012230760│3401926560│3533350560│3669382560│16682889000│
└───────────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴───────────┘

--------------------------------

<*> Финансирование данных работ будет осуществляться за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на содержание органов федерального казначейства.

Где:

Управление реализацией Программы

Основные цели данного направления работ:

- минимизация расходов на выполнение программных мероприятий за счет устранения дублирования в работах, отказа от ненужных работ, централизованного управления трудовыми и финансовыми ресурсами, сокращения затрат на интеграцию;

- повышение скорости выполнения программных мероприятий за счет координации деятельности исполнителей и создания единых проектных планов;

- повышение качества всех работ за счет централизованного внедрения наилучших методик ведения проектов и передового опыта их выполнения;

- минимизации рисков провалов программных мероприятий за счет стандартизованной программы управления проектами.

Таким образом, это затраты на планирование и развертывание Программы, руководство ею и завершение в назначенный срок. Расходы распадаются на пять основных направлений:

- создание и сопровождение инфраструктуры управления;

- планирование Программы;

- контроль за реализацией Программы;

- завершение Программы;

- консультации по управлению Программой.

Все затраты равномерно распределены по годам реализации Программы: с 2000 по 2004 г.

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
"УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ"

┌──────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│       Направление        │            Объемы финансирования (руб.)              │
│                          ├────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┤
│                          │ 2000 г.│ 2001 г.│ 2002 г.│ 2003 г.│ 2004 г.│  всего  │
├──────────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤
│Управление реализацией    │46080000│46080000│46080000│46080000│46080000│230400000│
│Программы                 │        │        │        │        │        │         │
│                          │        │        │        │        │        │         │
│в том числе:              │        │        │        │        │        │         │
│                          │        │        │        │        │        │         │
│Создание и сопровождение  │20736000│20736000│20736000│20736000│20736000│103680000│
│инфраструктуры управления │        │        │        │        │        │         │
│Программой                │        │        │        │        │        │         │
│                          │        │        │        │        │        │         │
│Планирование Программы    │ 2304000│ 2304000│ 2304000│ 2304000│ 2304000│ 11520000│
│                          │        │        │        │        │        │         │
│Контроль за реализацией   │18432000│18432000│18432000│18432000│18432000│ 92160000│
│Программы                 │        │        │        │        │        │         │
│                          │        │        │        │        │        │         │
│Завершение Программы      │ 2304000│ 2304000│ 2304000│ 2304000│ 2304000│ 11520000│
│                          │        │        │        │        │        │         │
│Консультации по управлению│ 2304000│ 2304000│ 2304000│ 2304000│ 2304000│ 11520000│
│Программой                │        │        │        │        │        │         │
└──────────────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┘

Разработка правовых и нормативно -
методических документов

Эта область Программы обеспечивает изменение организации работ в органах федерального казначейства с целью их улучшения. Реорганизация работ проводится путем разработки и утверждения нормативных документов, определяющих новые технологии управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами, а затем - их внедрение. Работы включают в себя три основных направления:

- разработка нормативно - методических документов, описывающих новые технологии управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами;

- опытное внедрение разработанной технологии;

- полномасштабное внедрение технологий в органах федерального казначейства.

В рамках этого направления должны быть подготовлены предложения о внесении изменений и дополнений в следующие Федеральные законы:

"О банках и банковской деятельности" - в целях закрепления правового статуса органов федерального казначейства в части ведения лицевых счетов распорядителей средств федерального бюджета и их расчетно - кассового обслуживания;

"Об исполнительном производстве" - закрепляющих особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах бюджетов;

"О государственной пошлине" - в целях дополнения перечня органов, освобожденных от уплаты государственной пошлины, органами федерального казначейства;

"О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" - в целях законодательного закрепления возможности обслуживания органами федерального казначейства местных бюджетов,

необходимо разработать проект Федерального закона "О казначейской системе исполнения бюджетов", а также внести предложения по изменениям и дополнениям в Указе Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе" и Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864, утверждающем Положение о федеральном казначействе, по уточнению функций, касающихся совершенствования технологий управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

Планируется разработка ряда нормативных документов в области бухгалтерского учета и отчетности, казначейского исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, информационного взаимодействия органов федерального казначейства с распорядителями бюджетных ассигнований, учреждениями Центрального банка Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации. Необходимо ввести единую систему классификации и кодирования федерального казначейства, разработать типовую функционально - организационную структуру органов федерального казначейства, комплексную программу автоматизации федерального казначейства, программу переподготовки специалистов органов федерального казначейства с учетом внедрения в рамках автоматизированной системы федерального казначейства новых технологий управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

Финансирование данных программных мероприятий должно составить 167040000 руб., причем около 60 процентов этой суммы приходится на первые два года, в течение которых будет разрабатываться большинство новых технологий. Начало работ по их внедрению запланировано уже на первый год, а завершение внедрения - на последующие годы реализации Программы.

Разработка прикладных программных систем

Объем ежедневно выполняемых федеральным казначейством операций диктует необходимость использования современных средств автоматизации (систем управления базами данных), обеспечивающих возможность коллективной и распределенной обработки данных в режиме реального времени с учетом обеспечения гарантированной конфиденциальности информации, высокой степени безопасности и надежности баз данных.

В разработке программного обеспечения выделяются четыре основных направления:

- программы, непосредственно предназначенные для исполнения федерального бюджета и обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;

- программы, предназначенные для загрузки в новые системы данных прошлых лет (так называемые программы преобразования данных);

- управление программным обеспечением, то есть установка нужных версий программ и документации к ним во всех органах федерального казначейства;

- управление данными - обеспечение их правильности и непротиворечивости.

Больше всего средств требует первое направление - разработка прикладных систем, решающих функциональные задачи органов федерального казначейства. В рамках этих работ проводится исследование предметной области, выбирается стратегия автоматизации, разрабатывается и внедряется программное обеспечение. Разработка программных систем для исполнения федерального бюджета и обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов разделяется на три стадии проектирования: эскизное, техническое, рабочее.

Программная система исполнения федерального бюджета и обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов будет не единственной областью, где потребуется работа программистов. Созданные в предыдущие годы информационные системы органов федерального казначейства накопили обширные данные об исполнении бюджета за прошедшие периоды. Данные прошлых лет понадобятся в новой системе для составления отчетности. Таким образом, возникает задача перегрузки данных из ранее эксплуатировавшихся систем во вновь внедряемую. Формально этот этап называется преобразованием данных. Для решения этой задачи требуются проектировщики и программисты. В ней выделяются два этапа: технорабочее проектирование и преобразование данных.

Кроме того, в общую сумму расходов входят расходы на управление программным обеспечением (т.е. распространение новых версий, а также обеспечение их согласованности) и управление данными.

Архитектура технических и программных систем

1. Защищенная корпоративная вычислительная сеть

Создание защищенной корпоративной телекоммуникационной вычислительной сети единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства включает в себя монтаж узлов ЗКВС в Главном управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (ГУФК), а также установку региональных узлов ЗКВС в каждом управлении федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

В целях обеспечения защиты информации, составляющей государственную тайну, и информации конфиденциального характера на этапе передачи по каналам связи необходима установка дополнительного специального оборудования, например экранирующих сетевых маршрутизаторов, подсистемы защиты данных и т.д.

Расходы на ЗКВС, составляющие в сумме 2186400000 руб., планируется снижать с каждым годом в течение работ по Программе. Наибольшая их часть (примерно 50%) придется на первые два года выполнения Программы.

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
"ЗАЩИЩЕННАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ"

┌────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────┐
│      Направление       │               Объемы финансирования (руб.)                 │
│                        ├─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬──────────┤
│                        │ 2000 г. │ 2001 г. │ 2002 г. │ 2003 г. │ 2004 г. │  всего   │
├────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Защищенная корпоративная│576000000│504000000│372000000│367200000│367200000│2186400000│
│вычислительная сеть     │         │         │         │         │         │          │
│                        │         │         │         │         │         │          │
│в том числе:            │         │         │         │         │         │          │
│                        │         │         │         │         │         │          │
│Оборудование            │410400000│336000000│211200000│105600000│103200000│1166400000│
│                        │         │         │         │         │         │          │
│Работы                  │105600000│ 86400000│ 57600000│ 28800000│ 26400000│ 304800000│
│                        │         │         │         │         │         │          │
│Гарантия на аппаратные  │        0│        0│        0│117600000│117600000│ 235200000│
│средства во время       │         │         │         │         │         │          │
│реализации Программы    │         │         │         │         │         │          │
│(последние 2 года)      │         │         │         │         │         │          │
│                        │         │         │         │         │         │          │
│Аренда каналов во время │ 60000000│ 81600000│103200000│115200000│120000000│ 480000000│
│реализации Программы    │         │         │         │         │         │          │
└────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴──────────┘

2. Локальные вычислительные сети

Под этим термином понимаются сети групповой работы, в которые входит все необходимое - персональные компьютеры, серверы, средства печати, службы обмена сообщениями, службы взаимодействия пользователей и др. Такая сеть представляет собой необходимую почву для совместной обработки информации в каждом отдельном органе федерального казначейства.

Затраты на их организацию распадаются на четыре основные группы: проектирование, закупка техники и программного обеспечения, разворачивание сетей на объектах, а также продление договоров на гарантийное обслуживание техники, обновление версий программного обеспечения, техническую поддержку и т.п.

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
"ЛОКАЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ"

┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│       Направление            │                 Объемы финансирования (руб.)                    │
│                              ├──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│                              │  2000 г. │  2001 г. │  2002 г. │  2003 г. │  2004 г. │  всего   │
├──────────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Локальные вычислительные сети │1512696960│1512696960│1647096960│1889496960│2129496960│8691484800│
│                              │          │          │          │          │          │          │
│в том числе:                  │          │          │          │          │          │          │
│                              │          │          │          │          │          │          │
│Проектные мероприятия         │  36000000│  36000000│  33600000│  33600000│  31200000│ 170400000│
│                              │          │          │          │          │          │          │
│Аппаратно - программный       │1447377600│1447377600│1447377600│1447377600│1447377600│7236888000│
│комплекс                      │          │          │          │          │          │          │
│                              │          │          │          │          │          │          │
│Работы по разворачиванию ЛВС  │  29319360│  29319360│  29319360│  29319360│  29319360│ 146596800│
│                              │          │          │          │          │          │          │
│Гарантии, апгрейд,            │         0│         0│ 136800000│ 379200000│ 621600000│1137600000│
│поддержка во время            │          │          │          │          │          │          │
│реализации Программы          │          │          │          │          │          │          │
└──────────────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┘

3. Структурированные кабельные сети

В настоящем разделе даны расходы на организацию структурированных кабельных сетей в органах федерального казначейства. Они представляют собой кабельные системы, прокладываемые внутри зданий, которые могут использоваться для компьютерных сетей, офисных телефонных систем, систем охранной и пожарной сигнализации. Основным их применением будет организация локальных информационных сетей.

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
"СТРУКТУРИРОВАННЫЕ КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ"

┌─────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│   Направление   │             Объемы финансирования (руб.)             │
│                 ├────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┤
│                 │ 2000 г.│ 2001 г.│ 2002 г.│ 2003 г.│ 2004 г.│  всего  │
├─────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤
│Структурированные│98949600│98965800│98949600│98949600│98949600│494764200│
│кабельные сети   │        │        │        │        │        │         │
│                 │        │        │        │        │        │         │
│в том числе:     │        │        │        │        │        │         │
│                 │        │        │        │        │        │         │
│Для УФК          │19789920│19793160│19789920│19789920│19789920│ 98952840│
│                 │        │        │        │        │        │         │
│Для ОФК          │79159680│79172640│79159680│79159680│79159680│395811360│
└─────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┘

4. Система защиты информации

Полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета влечет за собой значительное увеличение объемов секретной и конфиденциальной информации, обрабатываемой и накапливаемой в подразделениях органов федерального казначейства, что требует проведения комплекса организационно - технических мероприятий, обеспечивающих безопасность обрабатываемых сведений.

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
"СТРУКТУРИРОВАННЫЕ КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ"

┌───────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────┐
│       Направление         │                Объемы финансирования (руб.)                │
│                           ├─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬──────────┤
│                           │ 2000 г. │ 2001 г. │ 2002 г. │ 2003 г. │ 2004 г. │  всего   │
├───────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Система защиты информации  │138720000│307872000│671712000│533568000│382944000│2034816000│
│                           │         │         │         │         │         │          │
│в том числе:               │         │         │         │         │         │          │
│                           │         │         │         │         │         │          │
│Физическая охрана объектов │ 84000000│218400000│470400000│ 84000000│ 43680000│ 900480000│
│казначейства, приобретение │         │         │         │         │         │          │
│и установка на объектах    │         │         │         │         │         │          │
│технических средств охраны │         │         │         │         │         │          │
│                           │         │         │         │         │         │          │
│Мероприятия по защите      │  6720000│ 13440000│ 23520000│ 26880000│ 30240000│ 100800000│
│информации от утечки по    │         │         │         │         │         │          │
│техническим каналам        │         │         │         │         │         │          │
│                           │         │         │         │         │         │          │
│Приобретение хозяйственного│ 23040000│ 23040000│  5760000│   576000│        0│  52416000│
│оборудования для оснащения │         │         │         │         │         │          │
│режимно - секретных органов│         │         │         │         │         │          │
│                           │         │         │         │         │         │          │
│Обеспечение защиты инфор-  │ 23520000│ 50400000│168000000│416640000│302400000│ 960960000│
│мационно - вычислительных  │         │         │         │         │         │          │
│систем и связи             │         │         │         │         │         │          │
│                           │         │         │         │         │         │          │
│Расходы, связанные с       │  1440000│  2592000│  4032000│  5472000│  6624000│  20160000│
│подготовкой кадров,        │         │         │         │         │         │          │
│оформлением лицензий,      │         │         │         │         │         │          │
│аттестацией объектов       │         │         │         │         │         │          │
│информатизации             │         │         │         │         │         │          │
└───────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴──────────┘

Кадровое обеспечение

Изменение и расширение функций органов федерального казначейства приводит к перемещению исполнения операций по ведению доходов бюджетов всех уровней, бухгалтерскому учету по исполнению бюджетов всех уровней, а также хозяйственной бухгалтерии с уровня отделений федерального казначейства по городам, районам и районам в городах на уровень управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и позволит произвести сокращение кадров в отделениях федерального казначейства до 35% (приблизительно 11000 человек).

В свою очередь, увеличение объемов работ в управлениях федерального казначейства по субъектам Российской Федерации приведет к увеличению штата отделов по учету доходов бюджетов всех уровней, бухгалтерий по исполнению бюджетов, внутренних хозяйственных бухгалтерий, материально - хозяйственных отделов, а также к созданию региональных вычислительных центров, обеспечивающих платежи с единого счета федерального казначейства. Среднее увеличение численности управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации составит до 62% к общей численности управлений (приблизительно 6700 человек).

Для обеспечения ведения лицевых распорядительных счетов главных распорядителей бюджетных ассигнований и ведения единого счета федерального казначейства в ГУФК создается соответствующее подразделение с численностью до 150 человек.

Общее сокращение штата органов федерального казначейства составит до 12% (приблизительно 5200 человек).

Обучение кадров является основополагающей задачей, решение которой позволит быстро и качественно осуществить реализацию Программы. Обучение включает повышение квалификации руководящих работников органов федерального казначейства, специалистов по направлениям, обучение технических специалистов (всего до 12 специалистов в год из каждого управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и его подведомственных организаций). Кроме того, планируется финансирование расходов на получение высшего экономического образования в региональных высших учебных заведениях (до 10 человек в год из каждого управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и его подведомственных организаций).

В рамках данного направления необходимо провести следующие основные исследования и работы:

- определить требования к обучению специалистов органов федерального казначейства;

- определить требования к среде обучения специалистов;

- идентифицировать действующую в настоящий момент организацию обучения;

- выработать рекомендации по оптимизации и развитию действующей организации обучения специалистов органов федерального казначейства;

- определить роли и ответственность сотрудников органов федерального казначейства в процессе обучения;

- оценить навыки специалистов, привлекаемых к организации и проведению учебного процесса;

- выработать требования к навыкам и повышению квалификации специалистов, привлекаемых к организации и проведению учебного процесса, в соответствии с их должностными обязанностями;

- составить учебные планы;

- создать и внедрить процедуры распределения и обновления учебных пособий, а также других вспомогательных материалов;

- произвести обучение специалистов органов федерального казначейства.

Капитальное строительство, капитальный ремонт зданий
и сооружений органов федерального казначейства

Расчет затрат на капитальные вложения производится по методикам Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике. В расчет вошли данные о необходимых органам федерального казначейства зданиях (500 зданий, площадь в среднем одного здания 400 кв. м), на которые необходимы затраты на капитальный ремонт, а также о зданиях и сооружениях, которые необходимо приобрести в государственную собственность.

Приложение N 2
к Федеральной целевой программе
развития органов федерального
казначейства на 2000 - 2004 годы

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Распределение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирующих налогов (представлено на схеме 1)

Средства поступающих налогов аккумулируются на счете федерального бюджета, открытом к единому счету для управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации. Учет и расщепление регулирующих налогов проводят отделения федерального казначейства на основании документов, получаемых из учреждения банка. В управлениях федерального казначейства по субъекту Российской Федерации к счету единого счета ведутся лицевые счета, открытые каждому отделению федерального казначейства. Возврат налогоплательщикам излишне перечисленных регулирующих налогов производится со счета управления на основании документов, поступающих от отделений федерального казначейства.

2. Зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального казначейства

Средства, поступающие в доход федерального бюджета, аккумулируются на счете федерального бюджета, открытом к единому счету для управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, а учет и классификацию доходов проводят отделения федерального казначейства на основании информации, полученной из учреждения банка с транзитного счета. В управлениях федерального казначейства по субъекту Российской Федерации ведутся лицевые счета, открытые каждому отделению федерального казначейства. Возврат налогоплательщикам излишне перечисленных налогов производится со счета управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на основании документов, поступающих от отделений федерального казначейства.

3. Отражение доходов государственных внебюджетных фондов на едином счете федерального казначейства

Органы федерального казначейства должны будут открыть лицевые счета по учету средств государственных внебюджетных фондов, с учетом закрытия соответствующих счетов в кредитных организациях и учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

4. Отражение внебюджетных средств организаций, состоящих на федеральном бюджете, на единый счет федерального казначейства

Отделения федерального казначейства открывают организациям, состоящим на федеральном бюджете, лицевые счета по учету внебюджетных средств; соответствующие счета в кредитных организациях и учреждениях Центрального банка Российской Федерации должны быть закрыты.

5. Привлечение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание государственного внешнего долга

Функции органов федерального казначейства и департаментов Министерства финансов Российской Федерации, а также других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по привлечению и погашению внешних источников финансирования дефицита бюджета должны быть четко разграничены. Функции содержательного выполнения операций (подготовка и заключение договоров, размещение и погашение обязательств и т.п.) сохраняются за соответствующими министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также департаментами Министерства финансов Российской Федерации, но полномочия по учету операций с государственными средствами должны быть полностью переданы Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

6. Привлечение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание государственного внутреннего долга

Функции содержательного выполнения операций по привлечению и погашению внутренних источников финансирования дефицита бюджета (подготовка и заключение договоров, размещение и погашение обязательств и т.п.) также сохраняются за соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти, а также департаментами Министерства финансов Российской Федерации, но полномочия по учету этих операций должны быть полностью переданы органам федерального казначейства.

7. Утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (представлено на схеме 2)

Департамент бюджетной политики совместно с департаментами отраслевого финансирования формируют и передают в Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств, детализированные в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, в разрезе главных распорядителей. Детализированные лимиты бюджетных обязательств передаются через систему органов федерального казначейства распорядителям всех уровней, которые в свою очередь детализируют их по бюджетным организациям. Отделения федерального казначейства доводят лимиты бюджетных обязательств до конкретных бюджетных учреждений и отражают их на соответствующих лицевых счетах.

8. Регистрация принятых бюджетополучателями бюджетных обязательств (представлено на схеме 3)

При принятии бюджетных обязательств бюджетная организация представляет в установленном порядке в отделение федерального казначейства необходимые определенные Министерством финансов Российской Федерации документы для проверки на соответствие лимиту бюджетных обязательств, регистрации и отражения на лицевом счете. Централизованно должны устанавливаться критерии (сумма заключаемого договора, статьи расходов и т.п.), соответствие которым требует предварительного согласования с органом федерального казначейства для принятия таких обязательств, для других федеральным казначейством устанавливается уведомительная процедура. Информацию о принятых бюджетными учреждениями бюджетных обязательствах органы федерального казначейства передают своим вышестоящим органам для контроля предстоящих платежей и соответствующим распорядителям бюджетных средств для планирования кассовых расходов.

9. Подтверждение, выверка исполнения и оплата подтвержденных бюджетных обязательств (представлено на схеме 4)

Обслуживание лицевых счетов бюджетополучателей и контроль за использованием средств федерального бюджета осуществляется отделениями федерального казначейства. В отделениях поступившие от бюджетополучателей документы, подтверждающие исполнение обязательств их контрагентами, регистрируются и учитываются. На основании подтверждающих документов готовятся платежные документы для осуществления платежа с соответствующего счета к единому счету, открытого управлению федерального казначейства по субъекту Российской Федерации. Управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации осуществляют прием платежных документов, учет на лицевых счетах, открытых каждому отделению, и их фактическую оплату. Информация о подтвержденных бюджетных обязательствах доводится до вышестоящих органов федерального казначейства и до соответствующих распорядителей бюджетных ассигнований.

10. Финансирование расходов целевых бюджетных фондов

Финансирование расходов целевых бюджетных фондов должно производиться в порядке, аналогичном финансированию расходов федерального бюджета, с отслеживанием и фиксацией всех стадий платежа и строгим контролем целевого характера расходов.

11. Выполнение межбюджетных расчетов

Операции по межбюджетным расчетам выполняются Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации или управлениями федерального казначейства по субъектам Российской Федерации с отражением платежей на едином счете. В случае обслуживания исполнения федеральным казначейством бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов такие операции отражаются только в системе лицевых счетов на балансовых счетах органов федерального казначейства.

12. Финансирование расходов федерального бюджета на возвратной основе

При организации финансирования на возвратной основе из средств федерального бюджета в настоящую Программу будут внесены необходимые дополнения, исходя из решений, принимаемых Правительством Российской Федерации по этим вопросам.

Для финансирования расходов федерального бюджета на возвратной основе получателям кредитов и ссуд, предусмотренным федеральным законом о федеральном бюджете, в органах федерального казначейства могут открываться ссудные лицевые счета, на которых отражается информация о параметрах и состоянии кредитных соглашений. Операции по выдаче кредитов и ссуд, обслуживанию и погашению в этом случае должны проходить по единому счету на уровне управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

13. Предоставление дотаций и трансфертов предприятиям и населению

В случае, когда получателем средств федерального бюджета является не бюджетное учреждение, органы федерального казначейства осуществляют платежи с лицевых счетов, открытых соответствующим распорядителям к единому счету федерального казначейства, на счета предприятий и населения, открытые в кредитных организациях или учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

14. Финансирование расходов государственных внебюджетных фондов

Для осуществления платежей за счет средств государственных внебюджетных фондов соответствующие распорядители представляют в органы федерального казначейства платежные документы, которые регистрируются, учитываются на лицевом счете.

15. Финансирование расходов бюджетных учреждений за счет внебюджетных средств

Для осуществления платежей за счет внебюджетных средств бюджетные учреждения представляют в отделения федерального казначейства по месту открытия соответствующего лицевого счета платежные документы. В отделениях федерального казначейства поступившие документы регистрируются и учитываются на лицевом счете.

16. Учет государственных средств, расходов, источников, доходов и долга в главной книге федерального казначейства

Для учета государственных средств, расходов, источников, доходов и долга должна использоваться единая для всех уровней органов федерального казначейства и всех субъектов бюджетной сферы система бухгалтерского учета, которая должна обеспечивать учетную базу для всех процессов и стадий исполнения федерального бюджета, а также для учета и контроля над денежными активами и внебюджетными средствами.

17. Формирование и представление отчетности об исполнении федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации

На основе учетных данных с использованием единой для всех субъектов бюджетной сферы бюджетной классификации Российской Федерации органы федерального казначейства должны обладать возможностью формирования ежедневной или, как минимум, еженедельной отчетности об исполнении федерального бюджета.

18. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансовых ресурсов, представление ее в установленном порядке высшим органам законодательной и исполнительной власти, в том числе Счетной палате Российской Федерации

Кроме отчетности об исполнении федерального бюджета федеральное казначейство должно обеспечивать сбор и представление информации о состоянии государственных финансовых ресурсов, необходимой для исполнения функций управления.

Схема 1. Расщепление регулирующих налогов

                        ┌───────────┐                 ┌────────┐
                        │ЕСК        │──── Выписка ───>│ГУФК    │
                        └───────────┘                 └────────┘
                             /│\                         /│\
                              │                           │
                          Денежные                     Отчеты
                          средства                        │
                              │                           │
┌────────┐              ┌─────┴───────┐              ┌────┴───────┐
│Счета   │   Денежные   │Счет         │   Платежные  │УФК         │
│бюджетов│<─ средства───│федерального │<─ документы──│            │
│других  │              │бюджета,     │              │            │
│уровней │              │открытый к   │              ├───┬──┬──┬──┤
│        │              │единому счету├─── Выписка──>│л/с│  │  │  │
│        │              │для УФК      │              └───┴──┴──┴──┘
└────────┘              └──┬──────────┘                  /│\/│\    │Платежные документы
                           │    /│\                       │  │     │на перечисление части
             Денежные      │     │                    Отчеты ├─────┤налогов в бюджеты других
     ┌────── средства──────┘  Денежные                    │  │     │уровней и возврат
     │                        средства                    │  │     │излишне уплаченных сумм
    \│/                          │                        │  │
┌────┴──────┐               ┌────┴───────┐               ┌┴──┴─┐    ┌─────┐
│Налого-    │   Денежные    │Транзитный  │   Выписка и   │ОФК  ├───>│ГНИ  │
│плательщики│── средства ──>│счет налогов├── платежные ─>│     │<───│     │
└───────────┘               └────────────┘   документы   └─────┘    └─────┘
                                             налого-
                                             платель-
                                             щиков

Схема 2. Доведение до распорядителей и получателей
бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств

┌────────────────────┐
│Департамент         │
│бюджетной политики и│
│Отраслевые          │
│департаменты        │
│Минфина России      │
└──────┬─────────────┘
       │           /│\
Лимит бюджетных  Лимит бюджетных
обязательств     обязательств,
в соответствии   детализированный
с бюджетной      по подведомственной сети
классификацией,     │
в разрезе           │
главных             │
распорядителей      │
      \│/           │
┌───────────────────┴─┐     Лимит бюджетных обязательств,      ┌─────────┐
│ГУФК                 ├─── детализированный по главным РБА ───>│Гл. РБА  │
│                     │<───────────────────────────────────────│         │
└──────┬──────────────┘                                        └─────────┘
       │                    Лимит бюджетных обязательств,
       ├───────────────────────── детализированный по
       │                         подведомственной сети
      \│/                                │
┌─────────────────────┐                  │                     ┌─────────┐
│УФК                  ├───────────────────────────────────────>│РБА      │
│                     │<───────────────────────────────────────│         │
└──────┬──────────────┘                                        └─────────┘
       │                    Лимит бюджетных обязательств,
       ├──────────────────────── детализированный по
      \│/                        подведомственным БО
┌─────────────────────┐                                       ┌─────────┐
│ОФК                  ├──── Лимит бюджетных обязательств ────>│БО       │
└─────────────────────┘                                       └─────────┘

Схема 3. Регистрация принятых бюджетополучателями
бюджетных обязательств

┌───────────┐                                                  ┌───────┐
│ГУФК       ├──────────── Бюджетные обязательства ────────────>│Гл. РБА│
└───────────┘                                                  └───────┘
    /│\
     │
 Бюджетные обязательства
     │
     │
┌────┴──────┐                                                  ┌───────┐
│УФК        ├──────────── Бюджетные обязательства ────────────>│РБА    │
└───────────┘                                                  └───────┘
    /│\
     │
 Принятые бюджетные
 обязательства
     │
     │
┌────┴──────┐                                                 ┌──────┐
│ОФК        │<───────────── Бюджетные обязательства ──────────│БО    │
└───────────┘              (регистрация договоров,            └──────┘
                                 контрактов)                     /│\
                                                                  │
                                                      Обязательства (заключение
                                                        договоров, контрактов)
                                                                 \│/
                                                          ┌──────────────┐
                                                          │Контрагенты БО│
                                                          └──────────────┘

Схема 4. Подтверждение и оплата бюджетных обязательств

┌──────────┐                   ┌────────┐                       ┌───────┐
│ЕСК       │     Платежные     │ГУФК    │    Подтвержденные     │Гл. РБА│
│          │<─── документы ────┤        ├─── бюджетные ────────>│       │
└────┬─────┘                   └────────┘    обязательства      └───────┘
     │                            /│\
     │                             │
 Денежные средства           Подтвержденные
     │                       бюджетные
     │                       обязательства
     │                             │
    \│/                            │
┌─────────────┐                 ┌──┴────────┐                    ┌───────┐
│Счет         │<── Платежные ───┤УФК        ├─ Подтвержденные───>│РБА    │
│федерального │    документы    ├───┬──┬──┬─┤  бюджетные         │       │
│бюджета,     │                 │л/с│  │  │ │  обязательства     └───────┘
│открытый к   │                 └─┬─┴──┴──┴─┘
│единому счету│                   │/│\  /│\
│для УФК      │       ──┐         │ │    │
└────┬────────┘  Лицевые├─────────┘ │    │
     │             счета│   Платежные  Подтвержденные
     │         отделений│   документы  бюджетные
     │                ФК│           │  обязательства
     │                ──┘           │    │
     │                              │    │
     │                          ┌───┴────┴┐                       ┌─────┐
     │                          │ОФК      │<─ Подтвержденные ─────│БО   │
     │                          └─────────┘   бюджетные           └─────┘
 Денежные средства                            обязательства         /│\
     │                                        (накладные, акты)  Товары, услуги
    \│/                                                             \│/
┌─────────────┐                                                 ┌──────────────┐
│Банки        │                                                 │Контрагенты БО│
│контрагентов │                                                 └──────────────┘
└─────────────┘