ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2021 г. N 1808

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ" И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НЕКОТОРЫХ АКТОВ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 23, ст. 2953; N 42, ст. 5922; 2020, N 15, ст. 2259; 2021, N 3, ст. 600; N 15, ст. 2564).

2. Признать утратившими силу:

пункты 1 (в части, касающейся приложений N 1 и 2 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий") и 9 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 391 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст. 2259);

пункт 2 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1332 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 42, ст. 5922);

пункты 2 и 4 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2475 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 3, ст. 600);

пункты 1 (в части, касающейся приложений N 1 и 2 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий") и 2 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 490 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 391" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 15, ст. 2564).

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru), в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 3 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2021 г. N 1808

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"

1. Паспорт заменить текстом следующего содержания:

"Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации государственной программы Российской Федерации
"Комплексное развитие сельских территорий"

Характеристика текущего уровня развития сельских территорий
и качества жизни сельского населения Российской Федерации

Сельские территории Российской Федерации являются ключевым ресурсом страны, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития страны.

Численность сельского населения Российской Федерации на 1 января 2021 г. составила 36919 тыс. человек, что на 267 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 г. (37186 тыс. человек). За последние 5 лет доля сельского населения Российской Федерации сократилась с 25,85 процента (на 1 января 2016 г.) до 25,26 процента (на 1 января 2021 г.).

На начало 2021 года насчитывалось 153,1 тыс. сельских населенных пунктов, объединенных в 1,6 тыс. муниципальных районов. В среднем на 1 муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений, 84 сельских населенных пункта и 20,4 тыс. жителей (28,8 тыс. жителей - с учетом городского населения), а на 1 сельское поселение - около 8 сельских населенных пунктов и 2272 сельских жителя. При этом по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года количество сельских населенных пунктов без населения составляло 19,4 тысячи.

На 1 января 2021 г. 68 процентов всего сельского населения, или 86 процентов всего населения сельских поселений, проживает в сельских поселениях с численностью до 10 тыс. человек.

На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся сети расселения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Между городом и селом сохраняется разрыв в продолжительности жизни в 1,5 года. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.

Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны.

По итогам 2020 года, по информации Федеральной службы государственной статистики, достигнуты следующие результаты реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р:

численность сельского населения на начало 2021 года составила 36,9 млн. человек, превысив плановый показатель 36,2 млн. человек на 671 тыс. человек;

общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя в сельских населенных пунктах, приблизилась к плановому значению 28 кв. метров на человека и составила 27,5 кв. метра на человека;

удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства, составил 37,5 процента, превысив плановое значение 32,6 процента на 4,9 процентных пункта;

миграционный отток сельского населения составил минус 3 тыс. человек при плановом значении минус 95,4 тыс. человек.

Вместе с тем не удалось достичь плановых значений по следующим показателям:

удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием, связанные с сетью автомобильных дорог, по данным Федерального дорожного агентства, составил 71,6 процента при плановом показателе 73,7 процента;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения составила 70,7 года, что ниже планового показателя 72,7 года;

уровень занятости сельского населения составил 52,2 процента при плановом значении 62,3 процента;

соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств составило 67,3 процента при плановом значении 70,9 процента;

обеспеченность ветеринарных лечебниц, участков и пунктов, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии, стационарными помещениями составила 75 процентов при плановом значении 80 процентов.

Одним из важнейших экономических показателей уровня жизни на селе является средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. За 2020 год, по данным статистики, ее размер оказался на 32,3 процента ниже, чем в целом по экономике - 34770 рублей против 51352 рублей.

В развитии социальной инфраструктуры сельских территорий наблюдаются тенденции сокращения числа организаций социальной сферы. Так, по данным Министерства культуры Российской Федерации, количество организаций культурно-досугового типа сократилось с 37852 единиц на конец 2018 года до 37601 единицы на конец 2019 года. Согласно результатам федерального статистического наблюдения N 1-МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования" число лечебно-профилактических организаций сократилось с 38083 единиц на конец 2018 года до 37961 единицы на конец 2019 года, спортивных сооружений - с 96068 единиц на конец 2018 года до 95882 единиц на конец 2019 года, детско-юношеских спортивных школ - с 1277 единиц на конец 2018 года до 1228 единиц на конец 2019 года, общедоступных столовых, закусочных - с 5121 единицы на конец 2018 года до 4961 единицы на конец 2019 года, число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, - с 118427 единиц на конец 2018 года до 116199 единиц на конец 2019 года, число телефонизированных сельских населенных пунктов - с 105697 единиц на конец 2018 года до 103853 единиц на конец 2019 года. По данным Министерства культуры Российской Федерации, наблюдается незначительное снижение числа библиотек (с 28555 единиц на конец 2018 года до 28543 единиц на конец 2019 года), при этом уровень их информатизации растет (с 77 процентов на конец 2018 года до 82 процентов на конец 2019 года).

Согласно данным федеральной государственной информационной системы доступности дошкольного образования в 2020 году сократилась численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, проживающих в сельской местности и не обеспеченных местами в дошкольных организациях (с 14582 детей по состоянию на 1 января 2020 г. до 9536 детей по состоянию на 1 января 2021 г.), что связано с реализацией федерального проекта "Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", в рамках которого проводятся мероприятия по созданию дополнительных мест в дошкольных организациях, в том числе в частных дошкольных организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Повышение доступности и качества общего образования в Российской Федерации обеспечивается за счет реализации в рамках федерального проекта "Современная школа" таких мероприятий, как создание новых мест в поселках городского типа; создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения; модернизация инфраструктуры образования. Всего в рамках перечисленных мероприятий в 2020 году в сельской местности создано около 13000 новых ученических мест.

В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" осуществляется создание мобильных технопарков "Кванториум" для занятий в них детей, проживающих в сельской местности и малых городах. Общее количество детей, охваченных деятельностью мобильных технопарков в 2020 году, составило 132440 человек.

До 2013 года главным инструментом развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". В 2014 - 2017 годах реализация основных направлений развития сельских территорий осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

В 2018 году федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" была преобразована в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а с 2019 года - в ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" указанной Государственной программы, которая была досрочно завершена в 2020 году.

С 2020 года началась реализация государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Программа).

Итоги реализации Программы за 2020 год характеризуются следующими результатами:

по показателю "Доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации" - 25,26 процента при плановом значении 25,2 процента (прогнозное и плановое значение по данному показателю до 2030 года в рамках Программы - 25,4 процента);

по показателю "Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств" - 67,3 процента при плановом значении 63 процента (прогнозное и плановое значение по данному показателю до 2030 года в рамках Программы - 84,3 процента);

по показателю "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" - 37,5 процента при плановом значении 33,4 процента (прогнозное и плановое значение по данному показателю до 2030 года в рамках Программы - 58,5 процента).

Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации Программы, общие требования к политике
субъектов Российской Федерации в сфере Программы

Цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части их реализации на сельских территориях, отражены в следующих стратегических документах Российской Федерации:

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р;

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития);

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р.

Приоритетами Программы являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях. Участие в ней субъектов Российской Федерации носит заявительный характер. Кроме того, в основу Программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.

Эффективным механизмом работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также должен стать проектный принцип работы, в том числе в части привлечения финансирования. В настоящее время проектное управление и мотивация бизнеса применяются только отдельными субъектами и муниципальными образованиями, что не позволяет комплексно и целенаправленно направлять финансирование на потенциальные "точки роста" на сельских территориях и агломерациях. Кроме того, отсутствие синхронности действий региональных органов исполнительной власти по развитию сельских территорий приводит к дублированию объектов, заявляемых к финансированию в рамках государственных программ Российской Федерации, в связи с чем в субъектах Российской Федерации существует необходимость обеспечить преемственность реализации государственных программ субъектов Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", а также согласование всех заявок, требующих финансирования, через координирующий орган исполнительной власти в сфере комплексного развития сельских территорий (в том числе через единое цифровое пространство).

Субъектам Российской Федерации рекомендуется разработать государственные комплексные программы развития сельских территорий, включающие аналитическую часть, отражающую сведения о мероприятиях и результатах, направленных на развитие сельских территорий во всех отраслевых государственных программах субъектов Российской Федерации. Реализацию государственных комплексных программ развития сельских территорий субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять на проектной основе (по аналогии с системой управления Программой). Кроме того, в 2022 году необходимо обеспечить охват всех муниципальных образований Российской Федерации мероприятиями по развитию сельских территорий за счет всех источников финансирования, при этом особое внимание следует обращать на необходимость привлечения внебюджетных источников к их реализации.

Дальнейшее социальное развитие сельских территорий должно базироваться на экономическом росте, увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности сельского хозяйства, рациональном использовании земель. Для этого потребуются дополнительные усилия со стороны органов исполнительной власти всех уровней в целях повышения доступности всех видов ресурсов для реализации проектов развития сельских территорий, включая удешевление и повышение доступности кредитных ресурсов, в том числе по жилищному направлению, государственная поддержка развития института самозанятых, микро- и малого бизнеса, предоставление земельных ресурсов вне конкурсной основы, расширение объемов государственной поддержки развития альтернативных видов занятости и народных художественных промыслов, предоставление инфраструктуры для совместного использования бизнесом в преференциальных зонах, развитие новых форм привлечения ресурсов (краудфандинг), повышение влияния на развитие сельских территорий государственных институтов развития (обучение, сопровождение бизнеса на всех этапах жизненного цикла, развитие потребительской и перерабатывающей кооперации).

Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации, механизмы
их эффективного решения для обеспечения развития
сельских территорий

Согласно Стратегии пространственного развития приоритетами пространственного развития Российской Федерации являются опережающее развитие перспективных центров экономического роста, в том числе на сельских территориях, с увеличением их количества и максимальным рассредоточением по территории Российской Федерации, социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения и недостаточным собственным потенциалом экономического роста.

Таким образом, необходимо ускоренное обеспечение перспективных центров экономического роста на сельских территориях базовой социальной и инженерной инфраструктурой, инфраструктурой для торгового и бытового обслуживания населения, а также дальнейшее развитие выездных (мобильных) и дистанционных форм оказания услуг в сфере культуры, здравоохранения и социального обслуживания, 100-процентное обеспечение инфраструктурой для развития информационно-коммуникационных технологий и транспортной доступности сельских территорий, прилегающих к центрам экономического роста.

Обеспечение развития сельских территорий в системе пространственного развития страны требует проведения эффективной государственной политики регионального развития, разработки предложений по размещению производственных, перерабатывающих и логистических мощностей различных отраслей экономики, а также формирования обеспечивающей активное экономическое развитие системы расселения. Для решения обозначенных задач потребуется проведение полноценной оценки состояния сельских территорий, определение экономического потенциала их развития с учетом возможности формирования специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов продукции, развития межрегионального обмена, применения более совершенного организационно-экономического механизма, что будет способствовать рациональному использованию производственного потенциала, повышению инновационной и инвестиционной привлекательности сельских территорий, их устойчивому развитию.

Ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации, осуществляющим предоставление и распределение субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия, реализуемые в том числе на сельских территориях, потребуется обеспечить единство подходов к определению потребности в размещении новых или модернизации существующих объектов социальной, инженерной, транспортной, логистической инфраструктуры не только исходя из отраслевых принципов их локации, но и с учетом текущего и перспективного уровня занятости населения, демографических прогнозов, потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов и сопутствующей инфраструктуры, а также инвестиционной активности территорий.

Программой установлены 3 цели, достижение которых планируется к 2025 году:

доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации должна составить 25,2 процента;

соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств должно возрасти до 72,8 процента;

доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах должна достичь 48 процентов.

Основные направления Программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте Программы.

На динамику достижения целевых показателей Программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.

Потребуется взаимная синхронизация государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, затрагивающих развитие инфраструктуры сельских территорий и сельских агломераций, а также инвестиционных программ субъектов естественных монополий в части мероприятий по строительству и реконструкции распределительных газовых сетей, систем отопления, сетей водоснабжения и водоотведения.

В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на развитие сельских территорий, необходимо обеспечить вовлечение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализацию государственных программ Российской Федерации.

Соответствующая методическая поддержка, обучение государственных и муниципальных служащих, представителей бизнес-сообщества и общественности, проживающих на сельских территориях, практическая помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по тиражированию лучших практик развития села оказываются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации как координатором мероприятий по комплексному развитию сельских территорий.

Одновременно функции по информационно-аналитическому сопровождению Программы осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.

Вклад Программы в достижение национальных целей
Российской Федерации

Основным инструментом Программы, влияющим на достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", является предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:

на создание, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, за исключением больниц (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий);

на приобретение транспортных средств и оборудования (не бывшего в употреблении или эксплуатации) для обеспечения функционирования существующих объектов или эксплуатации объектов, создаваемых в рамках проектов комплексного развития сельских территорий (автобусов, санитарного транспорта, мобильных медицинских комплексов);

на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (социальные выплаты гражданам в целях обеспечения кадрами медицинских организаций, расположенных в удаленных населенных пунктах и сельских населенных пунктах).

Основным инструментом Программы, влияющим на достижение национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов", является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:

на создание, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, центров культурного развития и развития традиционных промыслов и ремесел, спортивных сооружений (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий);

на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личные подсобные хозяйства), осуществляющим деятельность на сельских территориях, в обеспечении квалифицированными специалистами.

Основными инструментами Программы, влияющими на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", являются выдача жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготным ставкам для строительства или приобретения жилья на сельских территориях, выдача потребительских кредитов на повышение уровня благоустройства домовладений, а также предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:

на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (социальные выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов);

на строительство жилых помещений для передачи их гражданам по договору найма;

на обустройство инженерной инфраструктурой и объектами по благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку;

на создание инженерной инфраструктуры (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий);

на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий;

на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.

Создание социальной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях для достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" в рамках Программы выступает вспомогательным фактором увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, темпов устойчивого роста доходов населения как в отраслях агропромышленного комплекса, так и в других отраслях экономики.

Основным инструментом Программы, влияющим на достижение национальной цели "Цифровая трансформация", является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие телекоммуникаций, приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий).

Задачи обеспечения достижения показателей
социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации, входящих в состав приоритетных территорий,
уровень которых должен быть выше среднего уровня
по Российской Федерации

По состоянию на 1 января 2021 г. в 15 из 26 субъектов, входящих в состав приоритетных территорий, фактическое значение показателя доли сельского населения превышает среднероссийский уровень - 25,3 процента: Ненецкий автономный округ - 25,8 процента, Республика Крым - 49,2 процента, 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа (от 35,7 процента в Республике Северная Осетия - Алания до 62 процентов в Чеченской Республике, среднее значение по округу - 49,6 процента), Республика Бурятия - 40,9 процента, Республика Саха (Якутия) - 33,7 процента, Забайкальский край - 31,7 процента, Амурская область - 32,2 процента, Еврейская автономная область - 31,7 процента, Чукотский автономный округ - 28,8 процента.

Большинство перечисленных регионов обладает потенциалом сохранения достигнутого соотношения между городским и сельским населением.

Вместе с тем исторически значительно ниже среднероссийского уровня значение показателя доли сельского населения в Мурманской области - 7,9 процента, Магаданской области - 3,9 процента, Сахалинской области - 17,6 процента, Ямало-Ненецком автономном округе - 16,1 процента. Однако данный показатель продолжает снижаться в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

С учетом положений Стратегии пространственного развития, демографического прогноза и балансов трудовых ресурсов потребуется совершенствование мероприятий по сохранению населения на сельских территориях, в том числе по развитию альтернативных форм занятости на сельских территориях, стимулированию внутренней и внешней миграции, повышению уровня доходов сельского населения.

По состоянию на 1 января 2021 г. соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств превышает среднероссийский уровень (67,3 процента) в Республике Карелия - 84 процента, Республике Коми - 68,3 процента, Архангельской области и Ненецком автономном округе - 70,5 процента, Мурманской области - 90,6 процента, Ямало-Ненецком автономном округе - 149,1 процента, Красноярском крае - 79,6 процента, Калининградской области - 71,9 процента, Республике Крым - 80 процентов, Северо-Кавказском федеральном округе (среднее значение по субъектам, входящим в состав округа) - 75,9 процента, Камчатском крае - 68,7 процента, Приморском крае - 88 процентов, Амурской области - 71,5 процента, Сахалинской области - 84,2 процента, Еврейской автономной области - 84,4 процента.

Этот показатель ниже среднероссийского уровня в Республике Бурятия - 67,2 процента, Республике Саха (Якутия) - 62,5 процента, Забайкальском крае - 59,1 процента, Хабаровском крае - 58,1 процента, Магаданской области - 62,9 процента, Чукотском автономном округе - 62,6 процента.

Национальной целью развития Российской Федерации на долгосрочный период является ликвидация бедности, в связи с чем меры по повышению занятости и доходов сельского населения, реализуемые различными федеральными ведомствами, должны стать более скоординированными, должна повыситься оперативность принятия решений, затрагивающих интересы сельского населения и сельских территорий.

По состоянию на 1 января 2021 г. в 9 из 26 субъектов, входящих в состав приоритетных территорий, показатель доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах значительно превышает среднероссийский уровень - 37,5 процента, в том числе в Мурманской области - 78,5 процента, Ямало-Ненецком автономном округе - 56,2 процента, Калининградской области - 74,6 процента, Республике Крым - 52,8 процента, Республике Ингушетия - 80,5 процента, Кабардино-Балкарской Республике - 69,9 процента, Республике Северная Осетия - Алания - 92 процента, Чеченской Республике - 57,3 процента, Ставропольском крае - 70,3 процента.

Указанный показатель значительно ниже среднероссийского уровня в Республике Карелия - 4,8 процента, Республике Коми - 6,9 процента, Архангельской области и Ненецком автономном округе - 6,8 процента, Красноярском крае - 15,4 процента, Республике Дагестан - 17,1 процента, Республике Бурятия - 5,8 процента, Республике Саха (Якутия) - 3,5 процента, Забайкальском крае - 4,5 процента, Приморском крае - 11,4 процента, Еврейской автономной области - 5,1 процента.

Распределение общих объемов субсидий между субъектами Российской Федерации в рамках государственных программ Российской Федерации осуществляется с учетом заявленной субъектами потребности в средствах федерального бюджета по общим принципам. В связи с этим получение субъектами из федерального бюджета субсидий на софинансирование мероприятий, оказывающих влияние на достижение в субъектах Российской Федерации значений целевых показателей государственных программ на уровне не ниже среднероссийского, зависит прежде всего от активности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в проводимых на федеральном уровне заявочных кампаниях.

Субъекты Российской Федерации с фактическими значениями показателей ниже среднероссийского уровня должны обеспечивать высокое качество представления заявочных документов, а также применение проектных принципов организации работы в целях привлечения достаточных объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, необходимых для ускоренной ликвидации диспропорций в развитии.

Вместе с тем достижение показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего по Российской Федерации, требует совместных усилий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней в части увеличения объемов финансирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ за счет средств бюджетов всех уровней, а также в части привлечения внебюджетного финансирования и использования механизмов государственно-частного партнерства.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, приведены в приложении N 3.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения, приведены в приложении N 4.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку приведены в приложении N 5.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами, приведены в приложении N 6.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий приведены в приложении N 7.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях приведены в приложении N 8.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях приведены в приложении N 9.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение комплексного развития сельских территорий приведены в приложении N 11.

Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включенных (подлежащих включению) в федеральную адресную инвестиционную программу, в государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" приведен в приложении N 12.".

2. Приложения N 1, 2 и 10 к Программе признать утратившими силу.

3. Приложение N 11 к Программе изложить в следующей редакции:

"Приложение N 11
к государственной программе
Российской Федерации "Комплексное
развитие сельских территорий"
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 22 октября 2021 г. N 1808)

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при обеспечении комплексного развития сельских территорий в рамках ведомственного проекта "Современный облик сельских территорий" направления (подпрограммы) "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", предусматривающего реализацию проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций (далее соответственно - государственная программа, субсидии).

2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:

"сельские территории" - сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района; сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации); сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя; рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений; рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти). В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;

"сельские агломерации" - примыкающие друг к другу сельские территории и (или) граничащие с сельскими территориями поселки городского типа и (или) малые города. Численность населения, постоянно проживающего на территории каждого населенного пункта, входящего в состав сельской агломерации, не может превышать 30 тыс. человек. Под примыкающими друг к другу сельскими территориями понимаются сельские территории, имеющие смежные границы муниципальных образований. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется органом исполнительной власти. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;

"заявитель" - орган исполнительной власти, представляющий в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявочную документацию, прошедшую процедуру предварительного отбора в субъекте Российской Федерации в установленном им порядке, на отбор проектов, проводимый в порядке, утверждаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

"проект" - документ, содержащий комплекс мероприятий, реализуемых на сельских территориях или на территории сельских агломераций, обеспечивающих достижение целей и показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей ведомственного проекта "Современный облик сельских территорий" направления (подпрограммы) "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" государственной программы и способствующих достижению целей государственной программы;

"отбор проектов" - устанавливаемая в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, процедура балльной оценки, ранжирования и распределения проектов по федеральным округам Российской Федерации, по результатам которой комиссией по отбору проектов и оценке эффективности использования субсидий, образуемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - комиссия), принимается решение об отборе проектов;

"проекты, отобранные для субсидирования" - проекты, прошедшие отбор проектов, на реализацию которых в соответствии с набранными ими общими баллами предоставляются субсидии в очередном финансовом году и плановом периоде;

"проекты, условно отобранные для субсидирования" - проекты, прошедшие отбор проектов, на реализацию которых в соответствии с набранными ими баллами был распределен объем субсидии на первый и (или) второй годы планового периода, представляющий разницу между общим объемом субсидии на первый и (или) второй годы планового периода и объемом субсидии, распределенным на реализацию в первом и (или) втором году планового периода проектов, отобранных для субсидирования;

"стоимость проекта" - сумма денежных средств, определенная на основании сметной стоимости, а также иных документально подтвержденных и обоснованных затрат, необходимых для реализации проекта.

3. Мероприятия, предусмотренные проектом, должны быть направлены на реализацию следующих направлений:

а) строительство и реконструкция (модернизация) объектов (в том числе модульных), капитальный ремонт объектов, включая многофункциональные, предназначенных для предоставления соответствующих услуг населению (в том числе маломобильному):

государственных или муниципальных дошкольных образовательных организаций;

государственных или муниципальных общеобразовательных организаций;

государственных или муниципальных организаций дополнительного образования;

медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и их структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (поликлиники, их структурные подразделения, врачебные амбулатории, центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские здравпункты), а также здания (отдельные здания, комплексы зданий) центральных районных больниц, в том числе предусматривающих оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;

государственных или муниципальных организаций культурно-досугового типа;

государственных или муниципальных физкультурно-спортивных организаций;

государственных организаций социального обслуживания;

государственных учреждений, подведомственных уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и их структурных подразделений, осуществляющих проведение профилактических, диагностических и лечебных мероприятий;

б) строительство, реконструкция (модернизация) объектов, предназначенных для размещения в них организаций народных художественных промыслов, входящих в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О народных художественных промыслах";

в) реконструкция (модернизация), капитальный ремонт объектов ремесленной деятельности, объектов туризма, объектов, имеющих туристический потенциал, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

г) приобретение транспортных средств (не бывших в употреблении или эксплуатации) для обеспечения функционирования существующих или создаваемых в рамках проекта объектов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта:

пассажирских автобусов (микроавтобусов), в том числе использующих природный газ в качестве моторного топлива;

санитарных автомобилей (автомобилей скорой помощи класса "А", оснащенных необходимым оборудованием);

комплексов передвижных медицинских на колесных транспортных средствах со стандартным оснащением для оказания первичной медико-санитарной помощи и проведения профилактического медицинского осмотра;

мобильных ветеринарных пунктов на колесных транспортных средствах с оснащением для оказания ветеринарной помощи и проведения профилактических мероприятий;

мобильных утилизационных установок для обеспечения деятельности государственных учреждений, указанных в абзаце девятом подпункта "а" настоящего пункта;

д) приобретение и установка модульных конструкций (за исключением объектов с массовым пребыванием граждан, указанных в части 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), приобретение оборудования (не бывшего в употреблении или эксплуатации) для обеспечения функционирования существующих или создаваемых в рамках проекта объектов, перечисленных в подпункте "а" настоящего пункта;

е) строительство, реконструкция и капитальный ремонт централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, водоотведения, канализации, очистных сооружений, станций водоподготовки и водозаборных сооружений для функционирования объектов жилого и нежилого фонда (объектов социального назначения);

ж) строительство блочно-модульных котельных и перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление (включая техническое присоединение к газовым сетям), строительство, реконструкция и капитальный ремонт тепловых сетей (за исключением котельных);

з) строительство газораспределительных сетей с распределительными газопроводами низкого давления (для газоснабжения жилых домов, общественных зданий и коммунально-бытовых предприятий) и среднего давления (для подачи газа в газопровод низкого давления);

и) строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров;

к) строительство, реконструкция и капитальный ремонт электрических сетей уличного освещения, установка электрооборудования для уличного освещения (при условии обязательного использования энергосберегающих технологий);

л) строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии для энергообеспечения объектов жилого и нежилого фонда (объектов социального назначения);

м) развитие телекоммуникаций (строительство (прокладка) линий передачи данных, приобретение и монтаж оборудования, обеспечивающего в том числе возможность беспроводного подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") объектов жилого и нежилого фонда (объектов социального назначения);

н) строительство объектов (зданий) для размещения в них многофункциональных государственных и муниципальных организаций, включая организации, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, а также иные государственные и муниципальные организации и учреждения.

4. Проектами может предусматриваться при необходимости реализация мероприятий, включенных в проектную документацию по объекту, но не предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, без которых реализация проекта, в том числе ввод объекта в эксплуатацию, не представляется возможной, при условии реализации таких дополнительных мероприятий без софинансирования из федерального бюджета, при этом в балльной системе оценки соответствующие объемы внебюджетных источников не учитываются.

Проект, реализация которого осуществляется на территории сельской агломерации, должен состоять из мероприятий, реализация которых осуществляется не менее чем в 30 процентах населенных пунктов, относящихся к сельским территориям в составе соответствующей сельской агломерации. Это требование не распространяется на проекты, направленные на отбор проектов в 2021 году.

5. Распределение средств субсидии субъектам Российской Федерации на проекты, отобранные для субсидирования, и проекты, условно отобранные для субсидирования, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с реализацией проектов, отобранных для субсидирования. На проекты, условно отобранные для субсидирования, предоставление субсидий осуществляется в случае выделения в текущем финансовом году из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в соответствии с настоящими Правилами, при этом очередность проектов определяется в соответствии с результатами ранжирования.

6. Требования к составу заявочной документации, представляемой на отбор проектов, устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В отношении промышленной продукции, приобретение которой необходимо для реализации проекта, в составе проектной документации представляется действительное на день подачи проекта на отбор заключение об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. N 1135 "Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" либо заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", размещенное на официальном ресурсе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или полученное в установленном порядке.

7. Организация и проведение отбора проектов осуществляется комиссией.

Решение комиссии об отборе проектов направляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в субъекты Российской Федерации и в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

8. Дублирование предоставления субсидий с иными мероприятиями государственной поддержки в рамках реализации мероприятий государственной программы не допускается.

В целях исключения дублирования предоставления субсидий с иными мерами государственной поддержки федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в соответствующих сферах, на основании письменного обращения заявителя подготавливают и предоставляют документы, подтверждающие возможность реализации в составе проекта отдельных мероприятий в соответствии с указанными в проекте характеристиками и отсутствие финансового обеспечения соответствующих мероприятий посредством иных мер государственной поддержки (далее - подтверждающие документы). Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании письменного обращения заявителя запрашивает подтверждающие документы у федеральных органов исполнительной власти в случае непредоставления заявителю подтверждающих документов в требуемый для участия в отборе срок.

9. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение соглашения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).

10. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на направления, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

11. Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:

а) наличие проекта (проектов), прошедшего (прошедших) отбор;

б) наличие заявочной документации, соответствующей требованиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

12. Субсидия предоставляется на основании соглашения, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В соглашении могут устанавливаться различные уровни софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, связанных с реализацией проектов.

13. В случае отказа субъекта Российской Федерации от реализации мероприятия, предусмотренного проектом, перераспределение субсидии осуществляется субъекту Российской Федерации на реализацию проекта, имеющего наибольший общий балл в соответствии с результатами ранжирования, осуществляемого в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем шестым пункта 2 настоящих Правил.

14. В целях повышения эффективности реализации проектов предусматривается исполнение субъектом Российской Федерации следующих обязательных условий реализации проектов:

а) финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящих Правил, за счет средств из внебюджетных источников в объеме не менее 50 процентов общей стоимости мероприятия;

б) обеспечение организации постоянного (на период реализации мероприятия) онлайн-видеонаблюдения с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по каждому объекту капитального строительства (за исключением линейных объектов капитального строительства), строительство (реконструкция) которого осуществляется в рамках проекта, и направление ссылки для подключения к трансляции в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не позднее 30 календарных дней со дня заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с подрядной организацией;

в) обеспечение выполнения субъектом Российской Федерации следующих требований при реализации мероприятий проекта в отношении объектов (зданий) по установленным в подпунктах "а" - "в" пункта 3 настоящих Правил направлениям (начиная с 2023 года):

подключение объектов социальной инфраструктуры, строительство (реконструкция) которых осуществляется в рамках проектов, к широкополосному доступу к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с наличием необходимого для функционирования оборудования);

наличие необходимого количества работников, обладающих соответствующей профессиональной квалификацией, для обеспечения заполнения штатного расписания начиная с первого года функционирования объекта социальной инфраструктуры, строительство и укомплектование оборудованием которого осуществляется в рамках проекта;

организация уличного освещения территории объекта социальной инфраструктуры с применением энергосберегающих технологий;

наличие автомобильной дороги общего пользования, ведущей от сети автомобильных дорог общего пользования к объекту социальной инфраструктуры;

г) обеспечение внесения и актуализации сведений о состоянии сельских территорий и сельских агломераций и показателей социально-экономического состояния сельских территорий и агломераций в информационные сервисы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также обеспечение контроля за полнотой и достоверностью представляемых сведений;

д) обеспечение привлечения средств из внебюджетных источников на реализацию мероприятий проекта в объеме, предусмотренном паспортом проекта при направлении его на отбор проектов в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

15. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (W0i) определяется по формуле:

где:

V0 - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год;

Q0i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по проектам, ранее отобранным для субсидирования в очередном финансовом году;

C0i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по проектам, вновь отобранным для субсидирования в очередном финансовом году;

n - количество субъектов Российской Федерации.

16. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий год планового периода (W1-2i) определяется по формуле:

где:

V1-2 - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидии на соответствующий год планового периода;

Q1-2i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по проектам, ранее отобранным для субсидирования в соответствующем году планового периода;

C1-2i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по проектам, вновь отобранным для субсидирования и (или) условно отобранным для субсидирования в соответствующем году планового периода;

O1-2 - не распределенный между субъектами Российской Федерации объем субсидии на соответствующий год планового периода.

При этом .

17. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по проектам, вновь отобранным для субсидирования в очередном финансовом году (C0i), определяется по формуле:

C0i = ((X0i1 + X0i2 + ... X0in) - I0i) x У0i,

где:

X0i1, X0i2, X0in - стоимость каждого из проектов, отобранных для субсидирования в очередном финансовом году в i-м субъекте Российской Федерации;

I0i - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию проектов, отобранных для субсидирования в i-м субъекте Российской Федерации в очередном финансовом году, из местных бюджетов и внебюджетных источников;

У0i - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год (процентов), определенный в соответствии с пунктом 13(1-1) Правил предоставления субсидий.

Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации по проектам, вновь отобранным для субсидирования и (или) условно отобранным для субсидирования в соответствующем году планового периода (C1-2i), определяется по формуле:

C1-2i = ((X1-2i1 + X1-2i2 + ... X1-2in) + (X1-2уi1 +
+ X1-2уi2 + ... X1-2уin) - I1-2i) x У1-2i,

где:

X1-2i1, X1-2i2, X1-2in - стоимость каждого из проектов, отобранных для субсидирования в соответствующем году планового периода в i-м субъекте Российской Федерации;

X1-2уi1, X1-2уi2, X1-2уin - стоимость каждого из проектов, условно отобранных для субсидирования в соответствующем году планового периода в i-м субъекте Российской Федерации;

I1-2i - объем финансового обеспечения, предусмотренный на реализацию проектов, отобранных и (или) условно отобранных для субсидирования в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем году планового периода, из местных бюджетов и внебюджетных источников;

У1-2i - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на соответствующий год планового периода (процентов), определенный в соответствии с пунктом 13(1-1) Правил предоставления субсидий.

Размер субсидии не может превышать стоимость проектов, отобранных и (или) условно отобранных для субсидирования.

18. При распределении субсидий между субъектами Российской Федерации размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в финансовом году не может превышать размер средств на исполнение в очередном финансовом году расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.

Распределение субсидий на соответствующий финансовый год осуществляется в первую очередь субъектам Российской Федерации на фактически реализуемые в соответствии с ранее заключенными соглашениями проекты, которые содержат мероприятия, требующие софинансирования из федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Включение в соглашения проектов, условно отобранных для субсидирования, не влечет за собой первоочередного распределения субсидий на их реализацию на соответствующий финансовый год.

19. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

20. Результатами использования субсидий на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, являются:

количество реализованных проектов, отобранных для субсидирования;

количество созданных рабочих мест (заполненных штатных единиц) в период реализации проектов, отобранных для субсидирования, начиная с отбора 2019 года.

Оценка эффективности использования субсидий осуществляется комиссией в соответствии с методикой оценки эффективности реализации проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Эффективность использования субсидий оценивается ежеквартально и ежегодно на основании отчетных сведений, представляемых уполномоченными органами в соответствии с формами и сроками, определенными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с утверждаемой им методикой.

21. В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил предоставления субсидий, и до дня представления отчета о достижении значений результатов использования субсидии, указанных в пункте 20 настоящих Правил, в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 16 - 18 Правил предоставления субсидий.

22. Освобождение субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил, а также возврат средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет осуществляются в соответствии с пунктом 20 Правил предоставления субсидий.

23. Ответственность за достоверность представляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий предоставления субсидий возлагается на органы исполнительной власти.

24. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.".