ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2007 г. N 394

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЛЕСНОГО НАДЗОРА (ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ)

В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 600 "О государственном контроле за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 42, ст. 4279);

пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 47, ст. 4919).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 июня 2007 г. N 394

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЛЕСНОГО НАДЗОРА (ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ)

1. Настоящее Положение устанавливает в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации порядок осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

2. Задачами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее соответственно - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства).

3. Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

При проведении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений в соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства, а также федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

5. Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями и гражданами.

6. Должностные лица Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в соответствующей сфере деятельности, предусмотренной пунктом 4 настоящего Положения (далее - установленная сфера деятельности), одновременно по должности являются:

а) руководители Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главными государственными лесными инспекторами Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

б) заместители руководителей Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальники управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - заместителями главных государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

в) заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - старшими государственными лесными инспекторами Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

г) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпункте "в" настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - заместителями старших государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

д) руководители территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главными государственными лесными инспекторами в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

е) заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - заместителями главных государственных лесных инспекторов в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

ж) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - старшими государственными лесными инспекторами в установленной сфере деятельности;

з) заместители начальников отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - заместителями старших государственных лесных инспекторов в установленной сфере деятельности;

и) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпунктах "ж" и "з" настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - государственными лесными инспекторами в установленной сфере деятельности.

6(1). Перечень должностных лиц государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящего Положения, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и являющихся государственными лесными инспекторами или лесничими, устанавливается соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Положения, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.

8. Должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов;

б) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

в) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

г) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;

д) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

е) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

ж) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

з) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

и) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

к) уведомлять в письменной форме граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;

к(1)) направлять в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;

л) предъявлять гражданам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;

м) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

н) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

о) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;

о(1)) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

о(2)) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

п) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

8.1. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом "О ведомственной охране".

Государственные органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и указанные в абзаце втором пункта 3 настоящего Положения государственные учреждения приобретают специальные средства, служебное и гражданское оружие, ведут учет, хранят и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом "Об оружии".

9. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.04.2011 N 284.

10. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

в) проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в целях проведения мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране);

д) не препятствовать представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина присутствовать при проведении мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) предоставлять должностным лицам юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданину либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

ж) знакомить должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя или граждан либо их представителей с результатами мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране);

з) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

и) доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Государственному лесному инспектору, лесничему выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.

12. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

12(1). Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

12(2). Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

12(3). Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

12(4). Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

12(5). В случае если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса и на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или орган местного самоуправления муниципального района (если самовольная постройка расположена на межселенной территории) уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с частью 3 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

13 - 14. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 N 530.

15. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 25.03.2010 N 183.

16. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 N 530.

17. Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

18. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), при проведении проверок обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

19. Методическое руководство по вопросам обеспечения федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

20. Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальном сайте органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.