ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 1997 г. N 191
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЯДЕРНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И
ДРУГИХ ОСОБО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В УСЛОВИЯХ РАКЕТНОГО,
ЯДЕРНОГО И ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ КОНВЕРСИИ
И РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 1997 - 1998 ГОДАХ"
В целях сохранения здоровья трудящихся, занятых на производствах с особо опасными факторами физической и химической природы, снижения загрязнения окружающей природной среды и уменьшения опасности при проведении работ на предприятиях ядерно-энергетического комплекса Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также конверсии и разработки новых технологий в 1997 - 1998 годах" (далее именуется - Программа).
2. Определить Министерство здравоохранения Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы.
3. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на 1997 год Федеральному управлению медико - биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета, и предусмотреть ее финансирование в проекте федерального бюджета на 1998 год.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 февраля 1997 г. N 191
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЯДЕРНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И
ДРУГИХ ОСОБО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В УСЛОВИЯХ РАКЕТНОГО,
ЯДЕРНОГО И ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ КОНВЕРСИИ
И РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 1997 - 1998 ГОДАХ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЯДЕРНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И
ДРУГИХ ОСОБО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В УСЛОВИЯХ РАКЕТНОГО,
ЯДЕРНОГО И ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ КОНВЕРСИИ
И РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 1997 - 1998 ГОДАХ"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также конверсии и разработки новых технологий в 1997 - 1998 годах" Дата принятия решения - Постановление Правительства Российской о разработке Программы, Федерации от 20 апреля 1995 г. N 384 дата ее утверждения "Вопросы Федерального управления (наименование и медико-биологических и экстремальных номер соответствующего проблем при Министерстве здравоохранения нормативного акта) и медицинской промышленности Российской Федерации", Поручение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. N ВК-П12-14914 Государственный - Министерство здравоохранения Российской заказчик - координатор Федерации Программы Основной разработчик - Федеральное управление Программы медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации Сроки реализации - 1997 - 1998 годы Программы Цели и задачи - основной целью Программы является Программы медицинская защита здоровья персонала предприятий и объектов, обслуживаемых учреждениями Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, и населения прилегающих территорий от воздействия особо вредных факторов физической и химической природы в условиях ракетно-ядерного и химического разоружения, конверсии, а также разработки новых технологий. Задачи Программы: снижение риска возникновения аварийных ситуаций на особо опасных производствах; предотвращение неблагоприятного воздействия особо опасных производств на среду обитания людей; создание системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, занятых на предприятиях и объектах, обслуживаемых Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации; модернизация санитарно - эпидемиологического надзора в организациях, учреждениях и на предприятиях с особо опасными условиями труда; обеспечение готовности учреждений, организаций, предприятий, служб и специалистов к планированию и осуществлению оптимальных контрмер против последствий радиационных и химических аварий Перечень подпрограмм и - специальные профилактические, основных лечебно-диагностические и мероприятий реабилитационные мероприятия для персонала особо опасных производств; специальные санитарно-гигиенические мероприятия по обеспечению функционирования особо опасных производств на современном этапе их развития; материально-техническое обеспечение; повышение готовности учреждений, организаций, предприятий, подведомственных Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; международное сотрудничество Исполнители - организации, учреждения и предприятия, подпрограмм и находящиеся в ведении Федерального основных управления медико-биологических и мероприятий экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства промышленности Российской Федерации, Министерства оборонной промышленности Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Российского космического агентства Объемы и источники - 254,9 млрд. рублей, в 1997 году - за финансирования счет средств Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России и внебюджетных источников в объеме 42,21 млрд. рублей; в 1998 году - 212,69 млрд. рублей за счет ассигнований из федерального бюджета (в ценах 1996 года) Ожидаемые результаты - предотвращение дальнейшего ухудшения реализации Программы показателей здоровья лиц, занятых на особо опасных ядерных и химических производствах, членов их семей и населения районов, прилегающих к предприятиям и объектам; снижение риска возникновения аварийных ситуаций на особо опасных предприятиях и объектах; снижение медицинских и экологических последствий от радиационных и химических аварий при проведении текущих работ с особо опасными вредными агентами, в ходе ракетно-ядерного разоружения, уничтожения химического оружия, конверсии производств и внедрения новых технологий; снижение неблагоприятного влияния особо опасных производств на природную среду в условиях конверсии и уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия Система организации - создание дирекции Программы, контроля за возглавляемой заместителем начальника исполнением Программы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, с участием ведущих специалистов Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства промышленности Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти для координации работ по реализации Программы и контроля за использованием финансовых средств. Информация о ходе выполнения Программы и об использовании бюджетных средств представляется в установленном порядке.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Создававшаяся с 1947 года система Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее именуется - Федеральное управление) изначально была ориентирована на выполнение государственных оборонных задач, отличавшихся высокой опасностью и беспрецедентной сложностью проводимых работ. В результате объединения государственного санитарно - эпидемиологического надзора со специальной медицинской помощью в единых учреждениях - медико-санитарных частях, а также проведения целевых научных исследований эта система в настоящее время располагает сетью учреждений здравоохранения, хорошо сбалансированной с потребностями производства.
В 1996 году сетью лечебных учреждений Федерального управления охвачено около 2,5 млн. человек, из которых около 1 млн. человек работают на особо опасных предприятиях. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 1995 г. N 314 дополнительно предписывает Федеральному управлению обеспечить медицинским обслуживанием работников объектов по уничтожению химического оружия, поликлиническим, консультативно-профилактическим обслуживанием граждан, проживающих на территории зоны наблюдения вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Изменения экономических и социальных условий России отрицательно сказались на функционировании системы Федерального управления, причем в гораздо большей степени, чем на медико-санитарном обеспечении страны в целом.
Одним из видов профилактики воздействия вредных факторов особо опасных производств на людей и природную среду являются специальные санитарно-гигиенические мероприятия, разрабатываемые по результатам обследований предприятий и объектов, а также прилегающих территорий. В последние годы из-за недостатка финансирования объем обследований неуклонно сокращается. Причина - в сокращении штатов промышленно-санитарных лабораторий медико - санитарных частей и нарастающей моральной и физической изношенности оборудования.
Санитарно-эпидемиологический надзор Федерального управления почти полностью лишился передвижных радиологических и химических лабораторий, что создает серьезные трудности в осуществлении санитарного надзора, особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций. Несмотря на то, что на Федеральное управление возложена функция информирования правительственных органов о нарушениях радиационной и химической обстановки на обслуживаемых особо опасных производствах, оно практически не располагает современными средствами связи со своими объектами (факс-модемной связью, системой электронной почты и так далее).
Организация динамического наблюдения за лицами с факторами риска - носителями плутония и других особо опасных веществ затруднена в связи с тем, что имеющиеся в немногих медико - санитарных частях счетчики излучения человека по большей части морально устарели и не обеспечивают измерение достаточно низких концентраций значимых радионуклидов в теле человека, хотя на химико-металлургических заводах Министерства Российской Федерации по атомной энергии зарегистрировано около 2 тыс. лиц - носителей плутония с превышением его содержания в организме и доказана прямая связь между плутонием и заболеваемостью раком легких.
Физически изношена и морально устарела материально-техническая база лечебных учреждений здравоохранения Федерального управления. Износ основных средств на 1 января 1996 г. составил более 50 процентов. По многим позициям лечебно-профилактические учреждения не оснащались современным рентгенологическим, ультразвуковым, эндоскопическим и лабораторно-диагностическим оборудованием. Система не располагает ни одним магнитно-ядерно - резонансным или электронно-позитронным томографом, современными рентгено-диагностическими установками.
Ухудшаются отдельные показатели здоровья как лиц, непосредственно занятых в особо опасных производствах, так и населения прилегающих местностей. В структуре профессиональной заболеваемости работников системы Министерства Российской Федерации по атомной энергии 58 процентов занимают болезни, вызванные воздействием радиоактивных веществ. За последние 5 лет рост заболеваемости злокачественными новообразованиями среди работников, занятых на отдельных предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной энергии, составил 28 процентов, среди всех лиц, обслуживаемых Федеральным управлением - на 23 процента (это превышает темпы роста по России). При этом резко увеличилось число больных, впервые выявленных в запущенной стадии, снизился процент выявления этих заболеваний на медосмотрах.
Первичная заболеваемость психическими расстройствами среди работающих на ряде предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии за последние 3 года возросла почти на 50 процентов. Это - серьезная предпосылка к росту риска возникновения аварийной ситуации на особо опасных предприятиях по вине работников этих предприятий.
Снижается продолжительность профессиональной деятельности высококвалифицированного персонала особо опасных производств. Среди работников имеются лица, получившие сверхнормативные дозы ионизирующего облучения и воздействия вредных химических веществ, а также страдающие профессиональными заболеваниями. У 80 процентов работников особо опасных производств отмечается развитие вторичных иммунодефицитов, осложняющих течение профессиональных заболеваний.
Неблагоприятны и общие показатели здоровья населения, проживающего в районах размещения особо опасных предприятий. Общая смертность населения закрытых административно-территориальных образований, на территории которых расположены предприятия Министерства Российской Федерации по атомной энергии, за последние годы возросла в полтора раза, а 1994 год характеризовался отрицательным естественным приростом населения. Распространенность врожденных аномалий среди детей в возрасте до 14 лет, проживающих в ЗАТО, вдвое превышает показатель по России.
Отсутствует база для организации социально-гигиенического мониторинга на объектах, обслуживаемых Федеральным управлением, с целью идентификации ведущих факторов, сокращающих продолжительность жизни и ухудшающих показатели здоровья работающих лиц и населения прилегающих местностей.
Все изложенное усугубляется начавшимися в оборонных отраслях промышленности процессами уничтожения ядерного, ракетного и химического оружия, а также конверсией, сопровождающейся разработкой и внедрением новых особо опасных технологий. При нынешних технологиях на обслуживаемых Федеральным управлением 90 предприятиях и учреждениях оборонного комплекса используется и производится более 400 видов токсических химических веществ. В рамках химического разоружения Россией заявлено к уничтожению 40 тыс. тонн боевых отравляющих веществ, планируется снять с боевого дежурства 1,5 тыс. ракет и слить около 110 тыс. тонн горючего - особо токсичных сильнодействующих веществ. Эти работы влекут реальную опасность загрязнения среды обитания человека высокотоксичными компонентами ракетного топлива.
Новые технологии эксплуатации (в том числе вызванные разоружением и конверсией) особо опасных предприятий химического, ракетостроительного, судостроительного профиля, объектов ядерного топливного цикла с экспериментальным характером работ в контакте с новыми токсичными веществами, со сложной операторской деятельностью увеличивают риск аварийных ситуаций. Только на атомных электростанциях ежегодно регистрируется около 100 эксплуатационных событий, которые могут привести к авариям различной степени тяжести.
Обеспеченность медицинского персонала средствами индивидуальной защиты и индивидуальными аварийными дозиметрами составляет менее 50 процентов от штатной, причем половина из них подлежит замене как морально устаревших. Менее чем наполовину укомплектованы специализированные аварийные укладки медикаментов. Не имеется средств на замену устаревших препаратов по срокам годности, а также на восполнение запасов, истраченных в ходе послеаварийных работ. Отсутствует возможность разработки и производства в необходимых объемах специальных медикаментозных препаратов на случай радиационной или химической аварии для защиты персонала медико-санитарных частей и аварийного предприятия, а также населения прилегающих местностей.
Практически приостановлена деятельность подведомственных научно-исследовательских институтов по корректировке и разработке новых инструкций и методических документов, регламентирующих действия медицинского персонала по ликвидации последствий аварий на обслуживаемых предприятиях, в том числе в связи с изменением характера их деятельности. В подведомственных научно - исследовательских институтах не могут быть также организованы бригады быстрого реагирования, нет оперативной связи институтов с медико-санитарными частями.
Уничтожение ракетного и химического оружия, а также конверсия особо опасных производств осуществляются на фоне активизации деятельности "зеленых" и других общественно-политических организаций, использующих недостоверную информацию, в связи с чем требуется организовать выпуск учебно-методических пособий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, а также учебные пособия по токсикологии особо опасных веществ военного применения, диагностике и лечению вызываемых ими хронических и острых поражений, дегазации и дезактивации.
Из изложенного видно, что данная Программа продиктована острой необходимостью осуществления мероприятий по обеспечению задач, возложенных на Федеральное управление.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является медицинская защита и сохранение здоровья персонала предприятий, объектов, обслуживаемых Федеральным управлением, и населения прилегающих территорий от воздействия особо вредных факторов физической и химической природы в условиях ракетно-ядерного и химического разоружения, конверсии, а также разработки новых технологий.
Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих задач:
снижение риска возникновения аварийных ситуаций на особо опасных производствах по вине их работников;
предотвращение неблагоприятного воздействия особо опасных производств на среду обитания людей в нынешних условиях их функционирования;
создание на современном уровне развития медицинской науки и техники системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, занятых на предприятиях и объектах, обслуживаемых Федеральным управлением, а также консультативно-диагностического обслуживания населения прилегающих территорий;
модернизация санитарно-эпидемиологического надзора в организациях, учреждениях и на предприятиях с особо опасными условиями труда в соответствии с требованиями современного этапа развития производства и проблем, вызванных уничтожением ракетно - ядерного и химического оружия, конверсией и внедрением новых технологий;
обеспечение материально-технической, информационной и организационной готовности учреждений, организаций, предприятий, служб и специалистов к планированию и осуществлению оптимальных медико-санитарных и социальных контрмер против последствий радиационных и химических аварий, возможных на современном этапе развития особо опасных производств.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Специальные профилактические, лечебно-диагностические
и реабилитационные мероприятия в отношении персонала
особо опасных производств
Обеспечивая повышение уровня медицинской помощи в учреждениях Федерального управления, специальные профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия в отношении персонала особо опасных производств будут способствовать улучшению показателей здоровья работников, уменьшению профессиональных заболеваний и смертности.
Запланированные в рамках данного раздела Программы следующие специальные мероприятия включают в себя неотъемлемые проблемно - ориентированные блоки - профилактика, диагностика, лечение и реабилитация:
создание центров профессиональной патологии при лечебно - профилактических учреждениях для работников особо опасных производств и лиц, занятых в работах по уничтожению ядерного, ракетного и химического оружия и конверсии;
создание медицинских центров клинической психофизиологии и реабилитации работников особо опасных производств;
организация иммунологических лабораторий для работников особо опасных производств;
открытие медико-генетических кабинетов и лабораторий для диагностического обслуживания работников, членов их семей и населения, проживающего в районах расположения особо опасных предприятий, а также мест уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия;
дополнительное оснащение медико-санитарных частей и клиник современным оборудованием;
совершенствование организации комплексных медицинских обследований работников, повышающих эффективность ранней диагностики заболеваний, их лечения и последующей реабилитации;
обеспечение работников особо опасных производств, а также населения, проживающего в районах расположения производств и мест уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия, дорогостоящими социально-значимыми видами медицинской помощи;
совершенствование службы крови, в частности, улучшение ее материально-технического оснащения;
совершенствование службы судебно-медицинской экспертизы с ее материально-техническим переоснащением.
Создание центров профессиональной патологии приблизит специализированную помощь к работающим, обеспечит комплексную диагностику профессиональных заболеваний и отравлений с применением новейших методов исследования и повысит качество профилактики, лечения и реабилитации больных, предоставит возможность внедрить в практику медико-санитарных частей современные медицинские технологии. Повысится эффективность выявления групп риска по развитию профессиональных заболеваний, и улучшатся условия для ранней диагностики, консультативной и лечебно-профилактической помощи работникам предприятий из этих групп риска. Повысится качество проводимых предварительных и периодических медицинских осмотров персонала особо опасных предприятий и лиц, занятых в работах по уничтожению ракетного, ядерного и химического оружия.
Открытие специализированных центров, кабинетов и лабораторий наряду с оснащением медико-санитарных частей и клиник современным оборудованием и другим медицинским имуществом поднимет на должный уровень качество лечебно-профилактической помощи работникам особо опасных производств и больным профессиональными заболеваниями с последующей реабилитацией. Это увеличит продолжительность активной трудоспособности высококвалифицированных работников особо опасных производств и будет способствовать сохранению особо ценных трудовых ресурсов предприятий, снижению риска возникновения аварийных ситуаций, которые могут иметь тяжелые последствия - вплоть до глобальных.
Специальные санитарно-гигиенические мероприятия по
обеспечению функционирования особо опасных производств
на современном этапе их развития
Программой предусмотрена модернизация санитарно - эпидемиологического надзора и расширение сферы его деятельности, направленной на обеспечение безопасности персонала и населения при уничтожении ракетного, ядерного и химического оружия, а также защиту природной среды. Реализация Программы обеспечит максимально возможное сохранение трудовых ресурсов, снижение расходов на лечение и социальную компенсацию лицам в случае утраты трудоспособности по профессиональному заболеванию, сокращение мероприятий по реабилитации загрязненной природной среды и объектов, используемых в народном хозяйстве, снижение риска возникновения радиационных аварий при переработке оружейного урана и плутония и предотвращение переоблучения лиц, занятых в этих работах, и жителей населенных пунктов, находящихся в зоне влияния данных объектов, а также предотвращение острой и хронической интоксикации лиц, занятых в уничтожении ракетного и химического оружия. Данным разделом Программы предусмотрены следующие мероприятия, направленные на укрепление и развитие санитарно - эпидемиологического надзора и повышение его эффективности:
материально-техническое переоснащение и кадровое обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора;
развитие нормативной базы мероприятий по санитарно - эпидемиологическому надзору на особо опасных производствах;
научно-информационное обеспечение мероприятий по санитарно-эпидемиологическому надзору;
мероприятия по санитарному надзору за уничтожением ракетного, ядерного и химического оружия;
мероприятия по санитарному надзору за конверсией предприятий на всех стадиях внедрения новых особо опасных технологий.
Повышение готовности учреждений, организаций
и предприятий системы Федерального управления к
действиям в условиях чрезвычайных ситуаций
Каждый из предыдущих разделов Программы помимо своих непосредственных целей способствует снижению роли человеческого фактора в риске возникновения ядерных, химических и иных аварийных ситуаций на предприятиях, обслуживаемых системой Федерального управления. Однако при любых принимаемых мерах возможность возникновения аварии на особо опасном производстве, в том числе с широкомасштабными последствиями, нельзя исключить полностью. Медико-санитарное обеспечение персонала и населения при радиационной или химической аварии входит в состав неотложных мероприятий, проводимых в кратчайшие сроки: спасение людей и оказание специализированной медицинской помощи пострадавшим, предупреждение разноса радиоактивных и химических загрязнений за пределы территорий особого режима, введение и организация соблюдения на этих территориях санитарно-гигиенических ограничений для предотвращения переоблучения или отравления, предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний. Данный раздел Программы посвящен повышению готовности медицинской службы системы Федерального управления к преодолению последствий аварий и других чрезвычайных ситуаций на особо опасных предприятиях и объектах путем реализации следующих мероприятий:
создание сети и эксплуатация автоматизированной системы информационного обеспечения принятия решений при подготовке учреждений, организаций и предприятий Федерального управления к работе в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение постоянной готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций специализированных бригад быстрого реагирования;
организация и проведение медико-санитарной экспертизы чрезвычайных ситуаций, связанных с острыми профессиональными отравлениями и аварийными ситуациями.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Научные исследования являются прикладными и подразделяются на следующие направления:
экспериментальные исследования на биологических моделях человека действия особо опасных факторов физической и химической природы;
изучение условий труда и состояния здоровья лиц, работающих на особо опасных производствах в непосредственном контакте с источниками ионизирующего и неионизирующего излучения, компонентами видов ракетного топлива и другими особо токсичными веществами;
клинические исследования средств и методов профилактики, диагностики и лечения профессиональных заболеваний, а также критериев отбора лиц для работы на производствах с особо опасными условиями труда;
разработка научно-методологического обеспечения лечебно - эвакуационных и санитарно-гигиенических мероприятий при возникновении аварийных ситуаций на предприятиях ядерно - энергетического комплекса и других особо опасных производствах, обслуживаемых системой Федерального управления;
разработка санитарных правил и норм эксплуатации предприятий, объектов, цехов и участков, в том числе при внедрении новых особо опасных технологий, в ходе конверсии особо опасных производств, а также объектов по уничтожению ракетного, ядерного и химического оружия;
научно-издательская деятельность;
организация и совершенствование информационного обеспечения учреждений и организаций системы Федерального управления, разработка автоматизированной информационной системы оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений системы Федерального управления.
Международное сотрудничество
В рамках данной Программы предполагается использовать опыт и знания специалистов других стран в следующих областях:
научная методология и методики проведения обследований населения, проживающего вблизи особо опасных химических производств;
лабораторные модели вредного действия излучения (малых доз) и химических веществ на человека;
принципы медицинской сортировки пострадавших при химических авариях;
диагностика, клиника и лечение химических поражений, вызванных боевыми отравляющими веществами;
санитарно-гигиеническая регламентация воздействия боевых отравляющих веществ.
Россия заинтересована в сотрудничестве в указанных областях, так как оно позволило бы сократить расходы на проведение российских разработок по данным направлениям.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает:
своевременное формирование и эффективное функционирование модернизированной медико-санитарной системы защиты здоровья лиц, занятых в особо опасных ядерных и химических производствах, а также населения прилегающих местностей, отвечающей современным научно-техническим требованиям;
снижение неблагоприятного влияния особо опасных производств на природную среду в условиях конверсии и уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия при безаварийной работе предприятий;
максимальное снижение медицинских и экологических последствий от радиационных и химических аварий, возможных как при нынешнем состоянии производства, так и в ходе уничтожения ракетного, ядерного и химического оружия, конверсии производства и внедрения новых технологий;
снижение прямых и косвенных экономических потерь и улучшение состояния здоровья населения.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В таблицах 1 и 2 представлены необходимые для реализации Программы финансовые ресурсы, их объемы и источники поступления.
Таблица 1
ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(млрд. рублей, в ценах 1996 года) ┌─────────────────────────────┬────────────┬─────────────────────┐ │ │ 1997 - │ В том числе │ │ │1998 годы - ├──────────┬──────────┤ │ │ всего │ 1997 год │ 1998 год │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼────────────┼──────────┼──────────┤ │Объемы финансирования - всего│ 254,9 │ 42,21 │ 212,69 │ │ │ │ │ │ │из них: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │научно-исследовательские и │ 51,4 │ 5,3 │ 46,1 │ │опытно-конструкторские работы│ │ │ │ │ │ │ │ │ │прочие расходы │ 203,5 │ 36,91 │ 166,59 │ └─────────────────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┘
Таблица 2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
(млрд. рублей, в ценах 1996 года) ┌───────────────────────────────────────┬──────┬─────────────────┐ │ │1997 -│ В том числе │ │ │1998 │ │ │ │годы -├────────┬────────┤ │ │всего │1997 год│1998 год│ ├───────────────────────────────────────┼──────┼────────┼────────┤ │Специальные профилактические, лечебно -│ 29,01│ 4,9 │ 24,11 │ │диагностические и реабилитационные │ │ │ │ │мероприятия для персонала особо │ │ │ │ │опасных производств │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Специальные санитарно - │ 23,7 │ 2,2 │ 21,5 │ │гигиенические мероприятия │ │ │ │ │по обеспечению функционирования особо │ │ │ │ │опасных производств на современном │ │ │ │ │этапе их развития │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Материально-техническое обеспечение │132,06│ 28,41 │ 103,65 │ │ │ │ │ │ │Повышение готовности │ 18,73│ 1,4 │ 17,33 │ │учреждений, организаций, │ │ │ │ │предприятий системы Федерального │ │ │ │ │управления к действиям в условиях │ │ │ │ │чрезвычайных ситуаций │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Научно-исследовательские и опытно - │ 51,4 │ 5,3 │ 46,1 │ │конструкторские работы │ │ │ │ └───────────────────────────────────────┴──────┴────────┴────────┘
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Программой предусмотрены назначение руководителей основных направлений Программы на федеральном и региональном уровнях, организация консультативных советов, проведение независимой комплексной оценки реализации Программы и ее корректировка, разработка соответствующих критериев и методов оценки эффективности реализации мероприятий.
Отдельные направления и разделы Программы ежегодно будут корректироваться с учетом оценки состояния здоровья персонала предприятий и объектов системы Федерального управления и населения прилегающих территорий, результатов научных исследований, проводимых по этой проблеме, а также социально-экономического положения страны и развития международных связей.
Для текущего управления Программой Федеральным управлением создается дирекция, возглавляемая заместителем начальника Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации с участием ведущих специалистов Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства промышленности Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств.
Государственный заказчик Программы - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Соисполнители Программы - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности Российской Федерации, Министерство оборонной промышленности Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Российское космическое агентство.
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Приложение
к Федеральной целевой программе
"Медико-санитарное обеспечение
современного этапа развития
ядерно-энергетического комплекса
и других особо опасных производств
в условиях ракетного, ядерного и
химического разоружения,
а также конверсии и разработки
новых технологий
в 1997 - 1998 годах"
Таблица 1
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ, ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОТНОШЕНИИ ПЕРСОНАЛА
ОСОБО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
┌───────────────────────┬──────────────────┬───────┬────────────────────┐ │ Мероприятия │ Объем │Испол- │Ожидаемые результаты│ │ │ финансирования │нители │ │ │ │ (млрд. рублей, │ │ │ │ │в ценах 1996 года │ │ │ │ ├──────┬───────────┤ │ │ │ │1997 -│в том числе│ │ │ │ │1998 ├─────┬─────┤ │ │ │ │годы -│1997 │1998 │ │ │ │ │всего │ год │ год │ │ │ ├───────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────┼────────────────────┤ │1. Создание центров │ 12,54│ - │12,54│Феде- │Снижение хронической│ │ профессиональной │ │ │ │ральное│профессиональной │ │ патологии для │ │ │ │управ- │заболеваемости, │ │ контроля за │ │ │ │ление │обеспечение │ │ состоянием здоровья │ │ │ │ │квалифицированной │ │ работающих на │ │ │ │ │медицинской помощью │ │ предприятиях с особо│ │ │ │ │больных │ │ опасными условиями │ │ │ │ │профессиональными │ │ труда и населения │ │ │ │ │заболеваниями, │ │ прилегающих │ │ │ │ │своевременное │ │ территорий │ │ │ │ │выявление групп │ │ │ │ │ │ │риска развития │ │ │ │ │ │ │профессиональных │ │ │ │ │ │ │заболеваний │ │ │ │ │ │ │ │ │2. Создание медицинских│ 1,7 │ - │ 1,7 │Феде- │Раннее выявление │ │ центров клинической │ │ │ │ральное│состояний │ │ психофизиологии и │ │ │ │управ- │психической │ │ реабилитации │ │ │ │ление │дезадаптации. │ │ │ │ │ │ │Обеспечение │ │ │ │ │ │ │безопасности работ и│ │ │ │ │ │ │безаварийной │ │ │ │ │ │ │эксплуатации │ │ │ │ │ │ │потенциально опасных│ │ │ │ │ │ │производств. │ │ │ │ │ │ │Длительное │ │ │ │ │ │ │сохранение │ │ │ │ │ │ │работоспособности их│ │ │ │ │ │ │кадрового состава │ │ │ │ │ │ │ │ │3. Организация │ 6,2 │ 3,1 │ 3,1 │Феде- │Своевременное │ │ иммунологических │ │ │ │ральное│выявление │ │ лабораторий │ │ │ │управ- │иммунодефицитных │ │ │ │ │ │ление │состояний работников│ │ │ │ │ │ │предприятий и их │ │ │ │ │ │ │коррекция. Прогноз │ │ │ │ │ │ │состояния здоровья │ │ │ │ │ │ │обслуживаемого │ │ │ │ │ │ │контингента на │ │ │ │ │ │ │ближайшие годы │ │ │ │ │ │ │ │ │4. Открытие │ 4,8 │ - │ 4,8 │Феде- │Снижение │ │ медико-генетических │ │ │ │ральное│распространенности │ │ кабинетов и │ │ │ │управ- │генетических │ │ лабораторий │ │ │ │ление │дефектов, │ │ │ │ │ │ │младенческой │ │ │ │ │ │ │смертности и │ │ │ │ │ │ │инвалидности │ │ │ │ │ │ │ │ │5. Обеспечение │ 2,88│ 1,44│ 1,44│Феде- │Своевременная │ │ дорогостоящих │ │ │ │ральное│диагностика, лечение│ │ видов медицинской │ │ │ │управ- │и реабилитация │ │ помощи │ │ │ │ление │больных │ │ │ │ │ │ │профессиональными │ │ │ │ │ │ │заболеваниями. │ │ │ │ │ │ │Продление │ │ │ │ │ │ │трудоспособного │ │ │ │ │ │ │периода и жизни │ │ │ │ │ │ │работников │ │ │ │ │ │ │промышленных │ │ │ │ │ │ │предприятий │ │ │ │ │ │ │ │ │6. Совершенствование │ 0,13│ 0,06│ 0,07│Феде- │Сокращение сроков │ │ судебно-медицинской │ │ │ │ральное│гражданских и │ │ экспертизы │ │ │ │управ- │уголовных дел, │ │ │ │ │ │ление │связанных с │ │ │ │ │ │ │проведением │ │ │ │ │ │ │судебно-медицинских │ │ │ │ │ │ │экспертиз на │ │ │ │ │ │ │производствах с │ │ │ │ │ │ │особо опасными │ │ │ │ │ │ │условиями труда │ │ │ │ │ │ │ │ │7. Совершенствование │ 0,76│ 0,3 │ 0,46│Феде- │Полное обеспечение │ │ деятельности службы │ │ │ │ральное│лечебно - │ │ крови │ │ │ │управ- │профилактических │ │ │ │ │ │ление │учреждений цельной │ │ │ │ │ │ │донорской кровью │ │ │ │ │ │ │ │ │ Всего │ 29,01│ 4,9 │24,11│ │ │ └───────────────────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴────────────────────┘
Таблица 2
СПЕЦИАЛЬНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИХ РАЗВИТИЯ
┌───────────────────────┬──────────────────┬───────┬────────────────────┐ │ Мероприятия │ Объем │Испол- │Ожидаемые результаты│ │ │ финансирования │нители │ │ │ │ (млрд. рублей, │ │ │ │ │в ценах 1996 года │ │ │ │ ├──────┬───────────┤ │ │ │ │1997 -│в том числе│ │ │ │ │1998 ├─────┬─────┤ │ │ │ │годы -│1997 │1998 │ │ │ │ │всего │ год │ год │ │ │ ├───────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────┼────────────────────┤ │1. Создание сети │ 14,7 │ - │14,7 │Феде- │Оперативное │ │ автоматизированного │ │ │ │ральное│получение информации│ │ радиационного │ │ │ │управ- │о радиационной │ │ контроля в │ │ │ │ление │обстановке, │ │ наблюдаемых зонах (в│ │ │ │ │своевременное │ │ рамках системы │ │ │ │ │принятие │ │ ЕГАСКРО, подсистема │ │ │ │ │управленческих │ │ Минздрава России) │ │ │ │ │решений с целью │ │ │ │ │ │ │уменьшения │ │ │ │ │ │ │медико-санитарных │ │ │ │ │ │ │последствий аварии, │ │ │ │ │ │ │снижения уровней │ │ │ │ │ │ │облучения населения │ │ │ │ │ │ │ │ │2. Информационное │ 4,5 │ - │ 4,5 │Феде- │Повышение уровня │ │ обеспечение │ │ │ │ральное│санитарного надзора │ │ процессов │ │ │ │управ- │за особо опасными │ │ разоружения и │ │ │ │ление │производствами │ │ конверсии │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3. Санитарно - │ 1,5 │ 0,7 │ 0,8 │Феде- │Повышение │ │ гигиеническая оценка│ │ │ │ральное│безопасности │ │ влияния новых │ │ │ │управ- │персонала и │ │ техногенных факторов│ │ │ │ление │населения в процессе│ │ при уничтожении │ │ │ │ │уничтожения │ │ химического и │ │ │ │ │химического и │ │ ракетного оружия │ │ │ │ │ракетного оружия │ │ │ │ │ │ │ │ │4. Гигиеническая │ 3 │ 1,5 │ 1,5 │Феде- │Повышение │ │ экспертиза проектов │ │ │ │ральное│безопасности │ │ перепрофилирования │ │ │ │управ- │персонала и │ │ предприятий, цехов, │ │ │ │ление │населения при │ │ участков │ │ │ │ │применении новых │ │ │ │ │ │ │технологий │ │ │ │ │ │ │ │ │ Всего │ 23,7 │ 2,2 │21,5 │ │ │ └───────────────────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴────────────────────┘
Таблица 3
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
┌──────────────────────┬───────────────────┬───────┬────────────────────┐ │ Мероприятия │ Объем │Испол- │Ожидаемые результаты│ │ │ финансирования │нители │ │ │ │ (млрд. рублей, │ │ │ │ │ в ценах 1996 года │ │ │ │ ├──────┬────────────┤ │ │ │ │1997 -│в том числе │ │ │ │ │1998 ├─────┬──────┤ │ │ │ │годы -│1997 │ 1998 │ │ │ │ │всего │ год │ год │ │ │ ├──────────────────────┼──────┼─────┼──────┼───────┼────────────────────┤ │1. Оснащение центров │ 32,64│ - │ 32,64│Феде- │Оснащение 5 центров │ │ профессиональной │ │ │ │ральное│профессиональной │ │ патологии │ │ │ │управ- │патологии │ │ │ │ │ │ление │медицинской и другой│ │ │ │ │ │ │аппаратурой и │ │ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │2. Оснащение центров │ 5,15│ 2,6 │ 2,55│Феде- │Оснащение 7 центров │ │ клинической │ │ │ │ральное│клинической │ │ психофизиологии и │ │ │ │управ- │психофизиологии и │ │ реабилитации │ │ │ │ление │реабилитации │ │ │ │ │ │ │медицинской и другой│ │ │ │ │ │ │аппаратурой и │ │ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │3. Оснащение │ 15,64│ 7,82│ 7,82│Феде- │Оснащение │ │ иммунологических │ │ │ │ральное│13 иммунологических │ │ лабораторий │ │ │ │управ- │лабораторий │ │ │ │ │ │ление │медицинской и другой│ │ │ │ │ │ │аппаратурой и │ │ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │4. Оснащение медико - │ 12,6 │ 6,3 │ 6,3 │Феде- │Оснащение │ │ генетических │ │ │ │ральное│12 медико - │ │ кабинетов │ │ │ │управ- │генетических │ │ │ │ │ │ление │кабинетов │ │ │ │ │ │ │медицинской и другой│ │ │ │ │ │ │аппаратурой и │ │ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │5. Переоснащение │ 39,0 │ 9,5 │ 29,51│Феде- │Дооснащение │ │ медико-санитарных │ │ │ │ральное│76 медико - │ │ частей │ │ │ │управ- │санитарных частей │ │ │ │ │ │ление │медицинской │ │ │ │ │ │ │аппаратурой и │ │ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │6. Дооснащение │ 8,65│ - │ 8,65 │Феде- │Дооснащение │ │ клинических больниц│ │ │ │ральное│7 клинических │ │ для оказания │ │ │ │управ- │больниц медицинской │ │ дорогостоящих видов│ │ │ │ление │аппаратурой и │ │ медицинской помощи │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │7. Оснащение службы │ 0,38│ 0,19│ 0,19│Феде- │Дооснащение │ │ судебно-медицинской│ │ │ │ральное│Бюро главной │ │ экспертизы │ │ │ │управ- │судебно-медицинской │ │ │ │ │ │ление │экспертизы │ │ │ │ │ │ │медицинской и другой│ │ │ │ │ │ │аппаратурой и │ │ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │8. Оснащение службы │ 2,28│ 1,14│ 1,14│Феде- │Дооснащение станции │ │ переливания крови │ │ │ │ральное│переливания крови │ │ │ │ │ │управ- │медицинской │ │ │ │ │ │ление │аппаратурой и │ │ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │9. Дооснащение │ 15,7 │ 0,85│ 14,85│Феде- │Дооснащение │ │ санитарно - │ │ │ │ральное│76 санитарно - │ │ эпидемиологической │ │ │ │управ- │эпидемиологических │ │ службы │ │ │ │ление │служб аппаратурой и │ │ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │ Всего │132,06│28,41│103,65│ │ │ └──────────────────────┴──────┴─────┴──────┴───────┴────────────────────┘
Таблица 4
ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ
И ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
┌──────────────────────┬──────────────────┬───────┬────────────────────┐ │ Мероприятия │ Объем │Испол- │Ожидаемые результаты│ │ │ финансирования │нители │ │ │ │ (млрд. рублей, │ │ │ │ │в ценах 1996 года │ │ │ │ ├──────┬───────────┤ │ │ │ │1997 -│в том числе│ │ │ │ │1998 ├─────┬─────┤ │ │ │ │годы -│1997 │1998 │ │ │ │ │всего │ год │ год │ │ │ ├──────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────┼────────────────────┤ │1. Информационное │ 1,5 │ 0,7 │ 0,8 │Феде- │Возможность │ │ обеспечение │ │ │ │ральное│своевременного │ │ организаций и │ │ │ │управ- │получения информации│ │ предприятий │ │ │ │ление │о чрезвычайной │ │ Федерального │ │ │ │ │ситуации, связь с │ │ управления по │ │ │ │ │заинтересованными │ │ оказанию │ │ │ │ │организациями, │ │ медико-санитарной │ │ │ │ │ведомствами, │ │ помощи в условиях │ │ │ │ │эффективный маневр │ │ ликвидации │ │ │ │ │силами и средствами │ │ чрезвычайных │ │ │ │ │службы, │ │ ситуаций │ │ │ │ │квалифицированное │ │ │ │ │ │ │принятие │ │ │ │ │ │ │управленческих │ │ │ │ │ │ │решений │ │ │ │ │ │ │ │ │2. Обеспечение │ 15,93│ - │15,93│Феде- │Создание условий для│ │ готовности │ │ │ │ральное│оперативного сбора │ │ специализированных │ │ │ │управ- │медицинского │ │ бригад быстрого │ │ │ │ление │персонала бригад, │ │ реагирования к │ │ │ │ │прибытия их на место│ │ действиям в │ │ │ │ │аварии и │ │ условиях │ │ │ │ │своевременного │ │ чрезвычайных │ │ │ │ │проведения │ │ ситуаций │ │ │ │ │медико-санитарных │ │ │ │ │ │ │мероприятий по │ │ │ │ │ │ │оказанию помощи │ │ │ │ │ │ │пострадавшим │ │ │ │ │ │ │ │ │3. Организация и │ 1,3 │ 0,7 │ 0,6 │Феде- │Накопление и │ │ проведение │ │ │ │ральное│обобщение опыта │ │ медико-санитарной │ │ │ │управ- │проведения контрмер │ │ экспертизы │ │ │ │ление │для уменьшения │ │ чрезвычайных │ │ │ │ │неблагоприятных │ │ ситуаций, связанных│ │ │ │ │последствий │ │ с острыми │ │ │ │ │чрезвычайных │ │ профессиональными │ │ │ │ │ситуаций, связанных │ │ отравлениями │ │ │ │ │с острыми │ │ персонала и │ │ │ │ │профессиональными │ │ аварийными │ │ │ │ │отравлениями │ │ ситуациями │ │ │ │ │персонала и │ │ │ │ │ │ │аварийными │ │ │ │ │ │ │ситуациями │ │ │ │ │ │ │ │ │ Всего │ 18,73│ 1,4 │17,33│ │ │ └──────────────────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴────────────────────┘
Таблица 5
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ
┌───────────────────────┬──────────────────┬───────┬────────────────────┐ │ Мероприятия │ Объем │Испол- │Ожидаемые результаты│ │ │ финансирования │нители │ │ │ │ (млрд. рублей, │ │ │ │ │в ценах 1996 года │ │ │ │ ├──────┬───────────┤ │ │ │ │1997 -│в том числе│ │ │ │ │1998 ├─────┬─────┤ │ │ │ │годы -│1997 │1998 │ │ │ │ │всего │ год │ год │ │ │ ├───────────────────────┼──────┼─────┼─────┼───────┼────────────────────┤ │1. Изучение │ 5,5 │ 2,8 │ 2,7 │Феде- │Обобщенные оценки │ │ особенностей │ │ │ │ральное│показателей здоровья│ │ состояния здоровья и│ │ │ │управ- │и условий труда │ │ условий труда лиц, │ │ │ │ление │работников особо │ │ работающих на особо │ │ │ │ │опасных производств.│ │ опасных │ │ │ │ │Рекомендации по │ │ производствах в │ │ │ │ │наблюдению за │ │ непосредственном │ │ │ │ │состоянием здоровья │ │ контакте с │ │ │ │ │и проведению │ │ источниками │ │ │ │ │лечебно - │ │ ионизирующего и │ │ │ │ │профилактических │ │ неионизирующего │ │ │ │ │мероприятий. │ │ излучения, │ │ │ │ │Предотвращение │ │ компонентами │ │ │ │ │профессиональных │ │ ракетных топлив и │ │ │ │ │заболеваний │ │ другими особо │ │ │ │ │работников в │ │ токсичными │ │ │ │ │результате контакта │ │ веществами, а также │ │ │ │ │с особо опасными │ │ населения │ │ │ │ │веществами │ │ прилегающих │ │ │ │ │ │ │ территорий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2. Экспериментальные │ 2 │ 1 │ 1 │Феде- │Научная основа для │ │ исследования на │ │ │ │ральное│разработки │ │ биологических │ │ │ │управ- │нормативных │ │ моделях человека │ │ │ │ление │документов по │ │ действия особо │ │ │ │ │гигиенической │ │ опасных факторов │ │ │ │ │регламентации особо │ │ физической, │ │ │ │ │опасных факторов │ │ химической и │ │ │ │ │физической, │ │ биологической │ │ │ │ │химической и │ │ природы │ │ │ │ │биологической │ │ │ │ │ │ │природы, а также │ │ │ │ │ │ │создания средств │ │ │ │ │ │ │диагностики, │ │ │ │ │ │ │профилактики и │ │ │ │ │ │ │лечения острых и │ │ │ │ │ │ │хронических │ │ │ │ │ │ │поражений людей │ │ │ │ │ │ │ │ │3. Клиническая оценка │ 8 │ - │ 8 │Феде- │Средства и методы │ │ средств и методов │ │ │ │ральное│профилактики, │ │ профилактики, │ │ │ │управ- │диагностики и │ │ диагностики и │ │ │ │ление │лечения │ │ лечения │ │ │ │ │профессиональных │ │ профессиональных │ │ │ │ │заболеваний. │ │ заболеваний, а также│ │ │ │ │Критерии │ │ разработка критериев│ │ │ │ │профессионального │ │ профотбора на │ │ │ │ │отбора на │ │ производствах с │ │ │ │ │производства с особо│ │ особо опасными │ │ │ │ │опасными условиями │ │ условиями труда │ │ │ │ │труда │ │ │ │ │ │ │ │ │4. Создание научно - │ 6,4 │ - │ 6,4 │Феде- │Научно-методическая │ │ методической основы │ │ │ │ральное│и информационная │ │ и осуществление │ │ │ │управ- │основа контроля и │ │ ведения │ │ │ │ление, │нормализации │ │ регионального │ │ │ │Госу- │экологической │ │ комплексного │ │ │ │дар- │обстановки и │ │ эколого - │ │ │ │ствен- │разработки │ │ гигиенического │ │ │ │ный │оптимальных мер по │ │ мониторинга в │ │ │ │комитет│улучшению │ │ закрытых │ │ │ │Рос- │показателей здоровья│ │ административно - │ │ │ │сийской│населения закрытых │ │ территориальных │ │ │ │Федера-│административно - │ │ образованиях (ЗАТО),│ │ │ │ции по │территориальных │ │ в районах размещения│ │ │ │охране │образований, а также│ │ объектов по │ │ │ │окружа-│населения, │ │ уничтожению │ │ │ │ющей │проживающего в │ │ ядерного, ракетного │ │ │ │среды │районах размещения │ │ и химического оружия│ │ │ │ │объектов по │ │ с внедрением в │ │ │ │ │уничтожению │ │ практику системы │ │ │ │ │ядерного, ракетного │ │ динамического │ │ │ │ │и химического оружия│ │ наблюдения за │ │ │ │ │ │ │ влиянием указанных │ │ │ │ │ │ │ объектов на │ │ │ │ │ │ │ состояние окружающей│ │ │ │ │ │ │ среды и здоровье │ │ │ │ │ │ │ населения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │5. Разработка │ 8,5 │ - │ 8,5 │Феде- │Санитарные правила, │ │ санитарных правил и │ │ │ │ральное│методические пособия│ │ норм эксплуатации │ │ │ │управ- │и рекомендации и │ │ предприятий, │ │ │ │ление │другие документы, │ │ объектов, цехов и │ │ │ │ │предназначенные для │ │ участков, в том │ │ │ │ │штатных и аварийных │ │ числе при внедрении │ │ │ │ │ситуаций на │ │ новых особо опасных │ │ │ │ │предприятиях с особо│ │ технологий в ходе │ │ │ │ │опасными │ │ конверсии особо │ │ │ │ │производствами, │ │ опасных производств │ │ │ │ │включая предприятия │ │ (включая предприятия│ │ │ │ │атомно - │ │ ядерно-топливного │ │ │ │ │энергетического │ │ цикла), а также при │ │ │ │ │комплекса и объектов│ │ эксплуатации │ │ │ │ │по уничтожению │ │ объектов по │ │ │ │ │ракетно-ядерного │ │ уничтожению │ │ │ │ │оружия │ │ ракетного, ядерного │ │ │ │ │ │ │ и химического оружия│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │6. Разработка научно - │ 6 │ - │ 6 │Феде- │Методические │ │ методического │ │ │ │ральное│рекомендации по │ │ обеспечения │ │ │ │управ- │лечебно - │ │ лечебно - │ │ │ │ление │эвакуационным и │ │ эвакуационных и │ │ │ │ │санитарно - │ │ санитарно - │ │ │ │ │гигиеническим │ │ гигиенических │ │ │ │ │мероприятиям при │ │ мероприятий при │ │ │ │ │возникновении │ │ возникновении │ │ │ │ │аварийных ситуаций │ │ аварийных ситуаций │ │ │ │ │на предприятиях │ │ на предприятиях │ │ │ │ │ядерно - │ │ ядерно - │ │ │ │ │энергетического │ │ энергетического │ │ │ │ │комплекса и других │ │ комплекса и │ │ │ │ │особо опасных │ │ других особо опасных│ │ │ │ │производствах, │ │ производствах, │ │ │ │ │обслуживаемых │ │ обслуживаемых │ │ │ │ │системой │ │ системой │ │ │ │ │Федерального │ │ Федерального │ │ │ │ │управления │ │ управления │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │7. Разработка и │ 7 │ - │ 7 │Феде- │Медико-технические │ │ производство │ │ │ │ральное│средства обеспечения│ │ медико-технических │ │ │ │управ- │деятельности │ │ средств обеспечения │ │ │ │ление │медицинского │ │ деятельности │ │ │ │ │персонала │ │ медицинского │ │ │ │ │специализированных │ │ персонала │ │ │ │ │бригад быстрого │ │ специализированных │ │ │ │ │реагирования │ │ бригад быстрого │ │ │ │ │ │ │ реагирования │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │8. Научно-издательская │ 4,5 │ - │ 4,5 │Феде- │Массовые тиражи │ │ деятельность │ │ │ │ральное│инструктивно - │ │ │ │ │ │управ- │методических, │ │ │ │ │ │ление │научных и │ │ │ │ │ │ │научно-популярных │ │ │ │ │ │ │материалов, │ │ │ │ │ │ │необходимых для │ │ │ │ │ │ │эффективного │ │ │ │ │ │ │функционирования │ │ │ │ │ │ │системы Федерального│ │ │ │ │ │ │управления │ │ │ │ │ │ │ │ │9. Организация и │ 3,5 │ 1,5 │ 2 │Феде- │Пакеты прикладных │ │ совершенствование │ │ │ │ральное│программ, │ │ информационного │ │ │ │управ- │автоматизированная │ │ обеспечения │ │ │ │ление │информационная │ │ учреждений и │ │ │ │ │система, │ │ организаций системы │ │ │ │ │телекоммуникационные│ │ Федерального │ │ │ │ │сети │ │ управления по │ │ │ │ │ │ │ основным │ │ │ │ │ │ │ направлениям его │ │ │ │ │ │ │ деятельности. │ │ │ │ │ │ │ Разработка │ │ │ │ │ │ │ автоматизированной │ │ │ │ │ │ │ информационной │ │ │ │ │ │ │ системы для оценки │ │ │ │ │ │ │ деятельности │ │ │ │ │ │ │ лечебно - │ │ │ │ │ │ │ профилактических │ │ │ │ │ │ │ учреждений системы │ │ │ │ │ │ │ Федерального │ │ │ │ │ │ │ управления │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Всего │ 51,4 │ 5,3 │46,1 │ │ │ └───────────────────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴────────────────────┘