ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2021 г. N 1222

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ "АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2015 г. N 690 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4492; 2016, N 24, ст. 3525; 2018, N 31, ст. 5011; 2019, N 10, ст. 984; 2020, N 7, ст. 849; N 37, ст. 5723; 2021, N 9, ст. 1507).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением абзаца сорок второго пункта 5 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2022 г.

3. Действие подпункта "г" пункта 1, подпункта "л" пункта 3, абзаца шестого подпункта "а" пункта 5, подпункта "б" пункта 5 и пункта 9.2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2015 г. N 690 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (в редакции настоящего постановления), распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 июля 2021 г. N 1222

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ "АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Пункт 1 дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) создание и функционирование на базе Аналитического центра Центра экспертизы по реализации федерального проекта "Искусственный интеллект", осуществляющего экспертно-аналитическое, методологическое и организационно-техническое сопровождение реализации федерального проекта "Искусственный интеллект" и Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (далее соответственно - Центр экспертизы, субсидия на Центр экспертизы), в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".".

2. Дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:

"федеральный проект" - федеральный проект "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";

"Стратегия" - Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

"Центр экспертизы" - обособленное подразделение Аналитического центра, сформированное в целях реализации федерального проекта, обеспечение которого происходит за счет средств субсидии на Центр экспертизы, руководитель которого назначается по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;

"документы в сфере искусственного интеллекта" - Стратегия, план реализации Стратегии, федеральный проект, ведомственные программы цифровой трансформации, стратегии внедрения искусственного интеллекта по отраслям, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации или иные акты, определяющие государственную политику в сфере искусственного интеллекта;

"приоритетная отрасль" - отрасль из перечня приоритетных для поддержки искусственного интеллекта отраслей, определенного Центром экспертизы по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;

"онлайн-портал" - национальный онлайн-портал в сфере искусственного интеллекта.".

3. Пункт 3 дополнить подпунктами "з" - "л" следующего содержания:

"з) обязанность Аналитического центра представлять на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации финансовый план Аналитического центра по осуществлению функций Центра экспертизы, указанных в пункте 5.1 настоящих Правил, в году, предшествующем году исполнения финансового плана, по форме, согласованной с Министерством экономического развития Российской Федерации;

и) обязанность Аналитического центра ежеквартально представлять в Министерство экономического развития Российской Федерации на согласование прогноз Аналитического центра по осуществлению расходов на предоставление субсидии на Центр экспертизы в квартале, предшествующем кварталу прогноза, по форме, согласованной с Министерством экономического развития Российской Федерации;

к) обязанность Аналитического центра представлять в Министерство экономического развития Российской Федерации на согласование распределение остатка средств субсидии на Центр экспертизы, не использованных на начало очередного финансового года, на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии на Центр экспертизы, для последующего их предоставления главному распорядителю средств федерального бюджета в соответствии с подпунктом "д" настоящего пункта;

л) возможность возмещения за счет субсидии затрат (части затрат) Аналитического центра, источником финансового обеспечения которых является субсидия, фактически осуществленных Аналитическим центром в текущем финансовом году за счет собственных средств до заключения соглашения, при представлении Аналитическим центром в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих оплату осуществленных организацией затрат (части затрат).".

4. В пункте 5:

а) подпункт "а" дополнить абзацем следующего содержания:

"обеспечение функций Центра экспертизы, указанных в пункте 5.1 настоящих Правил;";

б) подпункт "б" изложить в следующей редакции:

"б) на финансовое обеспечение следующих расходов, возникающих в связи с основной деятельностью Аналитического центра:

оплата труда работников, начисления на выплаты по оплате труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на обучение и повышение квалификации работников;

командировочные расходы работников;

приобретение программного обеспечения, техническое сопровождение программного обеспечения, услуги информационных агентств, расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, приобретение основных средств, материальных запасов, иные расходы на общехозяйственные нужды, включая коммунальные расходы, расходы на услуги связи, расходы на услуги в сфере информационных технологий, транспортные услуги, расходы на содержание и обслуживание имущества, расходы на уплату налога на имущество, земельного налога, расходы на ремонт имущества, расходы на аренду (субаренду) имущества, расходы на уплату государственных пошлин и сборов, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нотариальных услуг, приобретение услуг по регистрации товарных знаков, расходы на осуществление аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда), расходы на уплату взносов за участие в мероприятиях по вопросам реализации национальных проектов (программ).".

5. Дополнить пунктами 5.1 - 5.6 следующего содержания:

"5.1. Субсидии на Центр экспертизы предоставляются при условии осуществления Центром экспертизы следующих функций:

а) подготовка экспертных заключений для Министерства экономического развития Российской Федерации по вопросам реализации федерального проекта и Стратегии, в том числе плана реализации Стратегии, результатов федерального проекта и пунктов плана реализации Стратегии;

б) ежегодное проведение анализа реализации федерального проекта на соответствие Стратегии;

в) ежегодное участие в формировании и актуализации плана реализации Стратегии;

г) расчет установленных показателей федерального проекта;

д) расчет на ежегодной основе основных индикаторов федерального проекта;

е) ежегодное формирование индекса готовности приоритетных отраслей к внедрению искусственного интеллекта (охват не менее 150 компаний);

ж) ежегодное проведение общественной дискуссии для выявления ключевых вопросов этики применения искусственного интеллекта (Форум "Этика применения искусственного интеллекта");

з) ежегодное проведение социологического опроса об удовлетворенности условиями работы в Российской Федерации граждан, заинтересованных в развитии технологий искусственного интеллекта;

и) разработка онлайн-портала (версии на русском и английском языках);

к) ежегодное проведение поддержки и развития онлайн-портала (версии на русском и английском языках);

л) обеспечение разработки, использования и ежегодного развития цифрового решения, обеспечивающего сбор информации об успехах технологических компаний и бесшовное использование сервисов институтов развития;

м) ведение на регулярной основе онлайн-портала (версии на русском и английском языках), включая проведение мероприятий по его продвижению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

н) подготовка экспертных заключений по документам в сфере искусственного интеллекта, включая экспертизу действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов в целях стимулирования развития искусственного интеллекта;

о) формирование и ведение единой базы документов в сфере искусственного интеллекта, а также экспертно-аналитических материалов по искусственному интеллекту, в том числе на русском и английском языках, с обеспечением доступа к ним Министерству экономического развития Российской Федерации, а также перевод отдельных из них;

п) мониторинг исследований в сфере искусственного интеллекта, зарубежного опыта создания, поддержки, развития и внедрения технологий искусственного интеллекта, информационных и образовательных источников в части искусственного интеллекта, нормативно-правового регулирования, общественного мнения по вопросам искусственного интеллекта, внедрения искусственного интеллекта в отрасли и в деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также мониторинг и сравнительный анализ основных показателей развития технологий искусственного интеллекта в Российской Федерации и ведущих странах (включая патентную активность юридических и физических лиц, инвестиционную активность, производство программно-аппаратных средств, развитие рынка и профильных компаний разработчиков и иные значимые показатели), а также иной значимой информации по вопросам искусственного интеллекта, в том числе на русском и английском языке;

р) мониторинг и подготовка экспертных заключений, в том числе на английском языке, на проекты инициатив и документов международных и зарубежных альянсов в сфере искусственного интеллекта, а также международных организаций и объединений (Организация Объединенных Наций, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Совет Европы, в том числе Специальный комитет по искусственному интеллекту Совета Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, "Группа двадцати", Европейский союз, объединение БРИКС) по вопросам искусственного интеллекта, международной стандартизации и сертификации в сфере искусственного интеллекта;

с) организация мероприятий с участием представителей экспертного сообщества по вопросам искусственного интеллекта, в том числе на английском языке;

т) участие в работе координационных органов, комитетов, комиссий, рабочих групп по вопросам искусственного интеллекта;

у) подготовка справочных, презентационных материалов, а также пресс-релизов по вопросам искусственного интеллекта, в том числе на английском языке.

5.2. Аналитический центр:

по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно утверждает план мероприятий Центра экспертизы, который включает в себя мероприятия, направленные на реализацию функций Центра экспертизы, указанных в пункте 5.1 настоящих Правил;

представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о деятельности Центра экспертизы по форме, согласованной с Министерством, на полугодовой и годовой основе (не позднее 30 рабочих дней после отчетного полугодия);

ежегодно представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации прогнозные отчеты по выполнению результата федерального проекта, связанного с предоставлением субсидии на Центр экспертизы, в сроки, предусмотренные федеральным проектом;

по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации утверждает методику расчета показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии на Центр экспертизы;

представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации дополнительную отчетность по форме и в сроки, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации, по вопросам деятельности Центра экспертизы.

5.3. Отчет о деятельности Центра экспертизы в том числе включает в себя сведения:

о реализации плана мероприятий Центра экспертизы;

о расходах Центра экспертизы, источником финансового обеспечения которых является субсидия на Центр экспертизы, в отчетном году.

5.4. Средняя заработная плата работников Центра экспертизы, непосредственно связанных с достижением результата предоставления субсидии на Центр экспертизы, не может превышать размер среднемесячной начисленной заработной платы по виду экономической деятельности "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления" по г. Москве, исчисляемой по данным Федеральной службы государственной статистики, за год, предшествующий отчетному году.

5.5. В отношении расходов Центра экспертизы, возникающих в связи с исполнением функций Центра экспертизы, указанных в подпунктах "а" - "д", "н" - "у" пункта 5.1 настоящих Правил (далее - экспертные расходы Центра экспертизы), действуют следующие ограничения:

а) расходы на оплату труда работников Центра экспертизы, на начисления на выплаты по оплате труда работников Центра экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут превышать 91 процент экспертных расходов Центра экспертизы;

б) расходы на обучение и повышение квалификации работников Центра экспертизы не могут превышать 3 процента экспертных расходов Центра экспертизы;

в) командировочные расходы работников Центра экспертизы не могут превышать 6 процентов экспертных расходов Центра экспертизы;

г) расходы Центра экспертизы на приобретение программного обеспечения, техническое сопровождение программного обеспечения и услуги информационных агентств, не могут превышать 9 процентов экспертных расходов Центра экспертизы;

д) расходы на осуществление набора работников Центра экспертизы, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, не могут превышать 3 процента экспертных расходов Центра экспертизы;

е) расходы на приобретение основных средств, материальных запасов для Центра экспертизы, не могут превышать 10 процентов экспертных расходов Центра экспертизы;

ж) иные расходы на общехозяйственные нужды Центра экспертизы, включая расходы на услуги связи, расходы на услуги в сфере информационных технологий, транспортные услуги, расходы на содержание и обслуживание имущества, расходы на уплату налога на имущество, земельного налога, расходы на ремонт имущества, расходы на уплату государственных пошлин и сборов, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нотариальных услуг, приобретение услуг по регистрации товарных знаков, расходы по аттестации рабочих мест (специальной оценке условий труда), расходы по уплате взносов за участие в мероприятиях по вопросам реализации национальных проектов (программ), не могут превышать 9 процентов экспертных расходов Центра экспертизы;

з) коммунальные расходы Центра экспертизы не могут превышать 5 процентов экспертных расходов Центра экспертизы;

и) экспертными расходами Центра экспертизы не могут быть расходы на аренду (субаренду) имущества Центра экспертизы.

5.6. Экспертные расходы Центра экспертизы, указанные в подпунктах "б" - "з" пункта 5.5 настоящих Правил, не могут превышать 40 процентов расходов на оплату труда работников Центра экспертизы, указанных в подпункте "а" пункта 5.5 настоящих Правил.".

6. Пункт 7 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) Аналитический центр не должен являться российским юридическим лицом, доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.".

7. Пункт 9.1 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) создан и функционирует на базе Аналитического центра Центр экспертизы, осуществляющий экспертно-аналитическое, методологическое и организационно-техническое сопровождение реализации федерального проекта и Стратегии в текущем финансовом году.".

8. Пункт 9.1.1 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) для достижения результата, указанного в подпункте "д" пункта 9.1 настоящих Правил:

количество представленных Центром экспертизы в Министерство экономического развития Российской Федерации отчетов о деятельности Центра экспертизы, согласованных Министерством экономического развития Российской Федерации, включающих сведения об осуществлении функций Центра экспертизы, указанных в пункте 5.1 настоящих Правил;

количество рассчитанных показателей федерального проекта;

количество рассчитанных основных индикаторов федерального проекта;

количество сформированных индексов готовности приоритетных отраслей к внедрению искусственного интеллекта (охват не менее 150 компаний);

количество проведенных общественных дискуссий для выявления ключевых вопросов этики применения искусственного интеллекта (Форум "Этика применения искусственного интеллекта");

количество разработанных онлайн-порталов, включающих версии на русском и английском языках;

количество онлайн-порталов, включающих версии на русском и английском языках, в отношении которых Центром экспертизы осуществлены поддержка и развитие;

количество разработанных и используемых цифровых решений, обеспечивающих сбор информации об успехах технологических компаний и бесшовное использование сервисов институтов развития;

количество проведенных социологических опросов об удовлетворенности условиями работы в Российской Федерации граждан, заинтересованных в развитии технологий искусственного интеллекта.".

9. Дополнить пунктом 9.1.2 следующего содержания:

"9.1.2. Точная дата достижения результата предоставления субсидии на Центр экспертизы, и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии на Центр экспертизы, а также их конечное значение определяются в федеральном проекте.".

10. Пункт 9.2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Ежегодная отчетность, указанная в абзацах первом и втором настоящего пункта настоящих Правил, в отношении субсидии на Центр экспертизы представляется главному распорядителю средств федерального бюджета после ее согласования Министерством экономического развития Российской Федерации. Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 10 рабочих дней рассматривает представленную Аналитическим центром ежегодную отчетность, принимает решение о ее согласовании и направляет согласованную отчетность Аналитическому центру. Ежегодная отчетность, указанная в абзацах первом и втором настоящего пункта, представляется Аналитическим центром главному распорядителю средств федерального бюджета не позднее 30-го рабочего дня, следующего за отчетным годом.".

11. Абзац первый пункта 9.3 изложить в следующей редакции:

"9.3. В случае недостижения значений результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, средства субсидии (Vвозврата) подлежат возврату в федеральный бюджет в размере, определенном по формуле:".