СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 1993 г. N 1160

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РАЙОНОВ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ
ПОЛИГОНЕ, НА 1994 - 1995 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить представленную Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, и администрацией Алтайского края Государственную программу по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994 - 1995 годы и на период до 2000 года, разработанную с участием заинтересованных министерств и ведомств (прилагается).

2. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, и администрации Алтайского края осуществлять финансирование Государственной программы, утвержденной настоящим Постановлением, начиная с I квартала 1994 г. Признать необходимым включить финансирование затрат по ее реализации в перечень защищенных статей республиканского бюджета Российской Федерации.

3. Администрации Алтайского края, Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, другим заинтересованным министерствам и ведомствам обеспечить безусловное выполнение мероприятий, предусмотренных Государственной программой по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994 - 1995 годы и на период до 2000 года.

4. Министерству обороны Российской Федерации, администрации Алтайского края совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Российской научной комиссией по радиационной защите и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации на основе утвержденной в установленном порядке методики и имеющихся научных данных провести в месячный срок ретроспективную оценку радиационной обстановки, сложившейся после проведения конкретных ядерных испытаний в отдельных районах Алтайского края, и возможных доз облучения населения.

5. Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, по представлению администрации Алтайского края с участием Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации внести в декабре 1993 г. на утверждение Совета Министров - Правительства Российской Федерации перечень населенных пунктов края, подвергшихся радиационному воздействию.

6. Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, администрации Алтайского края представлять в Совет Министров - Правительство Российской Федерации ежегодно, по итогам полугодия, доклады о ходе реализации утвержденной настоящим Постановлением Государственной программы.

Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждена
Постановлением
Совета Министров - Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 1993 г. N 1160

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ, ПОДВЕРГШИХСЯ
РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЯДЕРНЫХ
ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ,
НА 1994 - 1995 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

Введение

Государственная программа по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994 - 1995 годы и на период до 2000 года разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 428 на основе Концепции реабилитации населения и нормализации экологической, санитарно-гигиенической, медико-биологической и социально-экономической ситуации в населенных пунктах Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, одобренной Российской научной комиссией по радиационной защите 7 мая 1993 г., и с учетом предложений и рекомендаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и других заинтересованных организаций и ведомств.

Радиационное воздействие на население Алтайского края обусловлено более чем 40-летней деятельностью Семипалатинского полигона, испытания ядерного оружия на котором проводились с 1949 года. По имеющимся данным, радиоактивные облака от ядерных взрывов не менее 56 раз проходили над его территорией. При этом в 22 случаях фиксировались радиоактивные выпадения. Ядерные испытания проводились без оповещения населения и принятия каких-либо мер по радиационной защите.

Особенно значимое радиационное воздействие на население и природную среду - по имеющимся данным, до 2/3 общей дозовой нагрузки - имело место в результате ядерных взрывов, осуществленных 29 августа 1949 года, 22 ноября 1955 года, 7 августа 1962 года и 25 сентября 1962 года. Дозы облучения жителей края только по взрыву 1949 года варьируют согласно расчетам от незначительных до значений, превышающих 200 сЗв. Суммарную накопленную эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, получило, по предварительным данным, около 40 тыс. человек, дозу в пределах 5 - 25 сЗв - более 270 тыс. человек.

Радиационному воздействию с дозой свыше 5 сЗв подверглись территории Залесовского, Заринского, Змеиногорского, Курьинского, Локтевского, Рубцовского, Угловского, Шипуновского районов и г. Рубцовска.

Превышение дозы в 5 сЗв отмечено в 169 населенных пунктах, 25 сЗв - в 49 и 100 сЗв - в 4 населенных пунктах.

Возможный вклад (до 30%) остальных 52 взрывов в общее облучение населения, особенно на уровне границы значимого радиационного воздействия (5 сЗв), подлежит дополнительному уточнению. Учитывая это, Программой предусмотрены затраты на планируемые мероприятия в районах, подвергшихся радиационному воздействию в результате указанных взрывов, в размере до 30 процентов от общих затрат.

В настоящее время ведутся работы по уточнению параметров радиационной обстановки, формировавшейся в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и перечней населенных пунктов, подвергшихся их воздействию.

По мере получения достоверных данных о дозовых нагрузках на жителей этих территорий затраты на проведение указанных мероприятий будут корректироваться в годовых прогнозах.

Защита населения Алтайского края, подвергшегося радиационному воздействию, и его потомков в целях их оздоровления и медицинской реабилитации должна осуществляться путем:

снижения доз облучения от всех других основных источников ионизирующего излучения (радон жилищ и медицинское облучение) на основе принципа оптимизации;

ограничения действия на население вредных нерадиационных факторов (пестициды, нитраты, тяжелые металлы и др.);

повышения резистентности и антиканцерогенной защищенности жителей;

медицинской защиты населения посредством обеспечения мониторинга состояния здоровья облученного населения с выявлением больных лиц и лиц повышенного риска заболеваемости, их эффективного лечения и оздоровления;

социально-экономического развития территорий;

формирования здорового образа жизни населения.

Реализация этих задач позволит предотвратить дальнейшие негативные последствия облучения в результате ядерных испытаний и в медицинском отношении оздоровить и реабилитировать облученное население и его потомков.

Раздел 1. Основные положения Концепции
реабилитации населения и нормализации экологической,
санитарно-гигиенической, медико-биологической
и социально-экономической ситуации в населенных
пунктах Алтайского края, расположенных в зоне влияния
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

1. Концепция разработана Российской академией наук, Российской академией медицинских наук, Минздравом России, Госсанэпиднадзором России совместно с администрацией Алтайского края, заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 428 "О мерах по оздоровлению населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний" и одобрена Российской научной комиссией по радиационной защите 7 мая 1993 года.

2. Целью Концепции является формирование принципов и критериев обоснования практических мер, направленных на максимальное снижение возможных отрицательных последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на здоровье населения Алтайского края и компенсацию нанесенного ущерба.

3. При разработке Концепции учитывались следующие исходные предпосылки и положения:

проведенными научными исследованиями подтверждено, что население ряда районов Алтайского края неоднократно подвергалось радиационному воздействию в результате ядерных испытаний в период 1949 - 1962 и 1965 годов;

принимая во внимание, что основная масса выпавших радиоактивных продуктов ядерного взрыва практически полностью распадается в течение первого года, радиационная обстановка в Алтайском крае в настоящее время обусловлена, главным образом, естественной радиоактивностью. При этом мощность дозы внешнего фонового гамма-излучения, по данным различных обследований, составляет 10 - 20 мкР/ч, а дозы естественного облучения населения не превышают 0,1 сЗв в год (без учета воздействия радона и продуктов его распада). В связи с этим проживание и хозяйственная деятельность на всей территории Алтайского края не ограничиваются;

состояние здоровья населения Алтайского края, подвергшегося радиационному воздействию, по данным комплексных исследований, в сравнении с другими территориями Западной Сибири характеризуется повышенной смертностью и заболеваемостью;

предварительные данные не позволяют объяснить создавшуюся напряженную медицинскую ситуацию в Алтайском крае, в том числе заболеваемость новорожденных, выявленными в окружающей среде химическими факторами и естественным облучением населения;

на современном уровне развития науки оценить вклад различных факторов в сформировавшуюся эпидемиологическую обстановку без детального знания их коэффициентов риска, синергического или аддитивного характера действия при отсутствии указаний о выраженном превышении уровней химических и других экотоксикантов в окружающей среде не представляется возможным. Получение таких данных является одной из важнейших задач дальнейших научных исследований, однако не исключается, что эффект радиационного воздействия на население Алтайского края в период испытаний ядерного оружия в атмосфере в 1949 - 1962 годах усилен последующим действием других антропогенных факторов;

поскольку облучение имело место в прошлые годы, в качестве показателя риска возникновения отдаленных последствий в настоящее время принимается эффективная доза облучения населения, полученная ранее за счет радиационного воздействия при проведении ядерных взрывов;

учитывая особенности формирования доз облучения населения в результате ядерных взрывов, целесообразно отнести их к так называемым дозам острого (кратковременного) облучения. Согласно современным представлениям коэффициенты радиологического риска для такого облучения несколько выше, чем для хронического облучения.

4. В зависимости от уровня радиационного воздействия за счет ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне население подразделяется на две категории:

первая - лица, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, а также их дети и внуки;

вторая - лица, получившие эффективные дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, а также их дети и внуки.

5. Оценка полученных доз должна осуществляться после согласования с Росгидрометом и Минобороны России методик реконструкции радиационного воздействия в период ядерных испытаний, одобрения их Российской научной комиссией по радиационной защите и утверждения Госсанэпиднадзором России.

6. Основным показателем для принятия компенсационных и реабилитационных мер служит отнесение конкретных лиц к категориям радиационного воздействия.

Лица, отнесенные к первой категории, имеют право на возмещение ущерба здоровью в виде льгот, компенсаций, гарантий социального и медицинского обеспечения. Для этих лиц должны применяться индивидуальные компенсационные меры. Их объем и характер должны быть определены законодательством и осуществляться по специальной программе.

Для лиц, отнесенных к обеим категориям, применяются общие социально-экономические реабилитационные меры.

Все лица, отнесенные к указанным категориям, подлежат медицинскому наблюдению, лечению и оздоровлению за счет средств государственного бюджета, выделяемых целевым назначением. Объем и кратность медицинского наблюдения лиц различных категорий определяются органами здравоохранения по согласованию с Минздравом России.

Для остальных лиц, подвергшихся радиационному воздействию в дозах меньших или равных 5 сЗв, проводится обычный медицинский и санитарно-гигиенический контроль за состоянием здоровья.

На территориях, где проживает население, подвергшееся радиационному воздействию, целесообразно предусмотреть меры по ограничению влияния неблагоприятных антропогенных факторов.

7. Организация и выполнение мероприятий по медицинской и социальной реабилитации граждан, подвергшихся воздействиям ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также их детей и внуков должны базироваться на комплексе дополнительных мер по нормализации экологической и санитарно-гигиенической ситуации (создание банка экологических данных); по нормализации медико-биологической ситуации (создание медико-дозиметрического регистра, развитие и совершенствование сети специализированных клинических и амбулаторных медицинских учреждений, создание реабилитационных центров, подготовка и переподготовка кадров); по нормализации социально-экономической ситуации в районах, подвергшихся радиационному воздействию (обеспечение продуктами питания, развитие и совершенствование жилищно-коммунального хозяйства, народного образования и высшей школы, базы промышленного производства, торговли, транспорта, связи для обеспечения реабилитационных программ), с достижением средних по Российской Федерации показателей.

8. Необходимо продолжить углубленные исследования по изучению медико-биологических последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с целью уточнения мер по реабилитации здоровья населения и нормализации санитарно-гигиенической, медико-биологической и социально-экономической ситуации в населенных пунктах Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний.

Целенаправленная реализация этих задач позволит предотвратить дальнейшие негативные последствия ядерных испытаний и в медицинском отношении оздоровить и реабилитировать облученное население и его потомков.

Раздел 2. Цель, структура и основные положения Программы

Основной целью Программы являются снижение негативных медицинских, социальных и психологических последствий радиационного воздействия на население Алтайского края ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обеспечение социальной защиты пострадавших граждан, улучшение их здоровья и социально-экономическое развитие населенных пунктов, расположенных в зоне влияния указанных испытаний.

В Программе предусматривается выполнение комплекса мероприятий в соответствии с вышеизложенной Концепцией:

медицинская и социально-психологическая реабилитация пострадавших граждан, совершенствование их медицинского обслуживания, лечение, проведение оптимального комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, развитие материально-технической базы общего и специального здравоохранения, социально-психологической помощи, организация мониторинга здоровья населения;

социально-экономическое развитие населенных пунктов, подвергшихся влиянию ядерных испытаний, опережающее строительство в них объектов жилищно-коммунального хозяйства, народного образования, культуры, производственной инфраструктуры, обеспечивающей выполнение реабилитационных работ;

научные исследования, прежде всего в области ретроспективного восстановления доз облучения населения от всех ядерных взрывов, разработки средств и методов профилактики и лечения выявленных патологий, определения оптимальных направлений работ по системной реабилитации пострадавших граждан;

организация международного сотрудничества в вопросах преодоления последствий радиационного воздействия;

совершенствование форм и методов организации планируемых работ и управления Программой.

Медицинскую и социально-психологическую реабилитацию пострадавших граждан намечается осуществить за счет проведения лечебно-профилактических мероприятий на основе целевой диспансеризации, повышения уровня медицинского обслуживания граждан путем улучшения материально-технического оснащения существующих лечебно-профилактических учреждений и создания новых необходимых диагностических и лечебных кабинетов, отделений и учреждений, создания специализированных лечебно-оздоровительных отделений и центров, а также санаториев, домов отдыха, оздоровительных круглогодичных и летних детских учреждений и лагерей, повышения жизненного уровня пострадавшего населения за счет льгот, предусмотренных соответствующими законодательными актами.

Для повышения уровня здоровья населения предусматривается также улучшение социально-экономических условий проживания в районах и населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Поэтому одной из принципиальных установок Программы является ликвидация отставания социальной и производственной инфраструктуры этих территорий и вывод их в 1996 - 2000 годах на средний уровень развития Российской Федерации в целом.

Перечни этих населенных пунктов, согласованные с заинтересованными министерствами и ведомствами, утверждаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению их Госкомчернобылем России и администрацией Алтайского края и в дальнейшем уточняются не реже одного раза в три года.

Важной мерой социально-экономического подъема указанных территорий является также развитие сельскохозяйственного и лесного производства с целью их интенсификации и получения необходимых видов продукции.

Радиационное воздействие во время ядерных испытаний на здоровье людей и связанные с этим защитные меры рассматриваются в Программе в комплексе с другими факторами риска естественной и техногенной природы (химическое загрязнение среды обитания и сельскохозяйственной продукции, биогеохимические особенности районов и другие). При расчетах затрат на социально-психологическую реабилитацию населения, а также экономическую реабилитацию территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, учтены расходы, связанные с ограничением неблагоприятного воздействия на население и некоторых других антропогенных факторов.

В Программе предусмотрены меры по техническому дооснащению организаций, осуществляющих мониторинг природной среды и продуктов питания, проведение научных исследований по сочетанному воздействию радиационного и других факторов на здоровье населения, сформулированы требования по недопущению размещения в районах, подвергшихся радиационному воздействию, новых и развития действующих экологически вредных производств.

Реализацию Программы предусматривается осуществить посредством разработки и организации выполнения годовых (квартальных) прогнозов-заданий за счет государственных бюджетных ассигнований и централизованных капитальных вложений, а материально-техническое обеспечение - на условиях государственного заказа.

Затраты на мероприятия, предусмотренные Программой, определены в ценах на 01.01.1991 с последующей индексацией цен по видам работ при разработке прогнозных материалов и приведены в таблице 8.

В целях обеспечения возможности контроля за использованием выделяемых средств из государственного бюджета администрацией Алтайского края, исходя из положений и показателей настоящей Программы, ежегодно разрабатываются и утверждаются по согласованию с Госкомчернобылем России адресные подпрограммы с конкретными мероприятиями и заданиями по ее реализации.

В Программе не предусматриваются меры социальной защиты пострадавших граждан (льготы, компенсации), которые будут определены после принятия специального законодательного акта.

Раздел 3. Охрана здоровья населения, подвергшегося
радиационному воздействию

В Программе предусматривается выполнение в 1994 - 2000 годах комплекса мер по совершенствованию системы оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также их потомкам с учетом отрицательного воздействия факторов нерадиационного характера.

Имеется в виду:

создать и обеспечить работу медико-дозиметрического регистра с целью формирования эффективной системы контроля за состоянием здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков;

осуществить систему программных мероприятий по повышению эффективности профилактики, раннему выявлению и лечению заболеваний, а также донозологических форм на всех этапах оказания медицинской помощи, расширению и обеспечению доступности специализированной медицинской помощи, в том числе онкологической, гематологической, эндокринологической, медико-генетической, стоматологической, кардиологической, пульмонологической, психиатрической и др.;

создать на краевом и районном уровнях эффективную систему оздоровления и социально-психологической реабилитации населения;

обеспечить разработку и реализацию мер, направленных на снижение индивидуальной и коллективной доз облучения жителей края от медицинского облучения населения и от естественных источников ионизирующего излучения;

осуществить оптимальное развитие сети медицинских учреждений и системы профилактических мероприятий на основе данных заболеваемости и смертности;

создать трехуровневую систему медицинской помощи, реабилитации и ранней диагностики (центральная районная больница - межрайонный специализированный диспансер или отделение - краевой диагностический центр);

обеспечить проведение углубленных клинико-эпидемиологических исследований среди населения;

осуществить меры по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров здравоохранения.

Для реализации указанных мероприятий в Программе предусматриваются затраты на обеспечение центральных районных больниц, городских муниципальных и специализированных учреждений краевого уровня лечебно-диагностической аппаратурой и лекарственными препаратами. Намечается создание новых, расширение и реконструкция действующих специализированных учреждений и центров, предусмотрено строительство межрайонных диагностических центров в г. г. Бийске и Рубцовске, которые позволят приблизить специализированную медицинскую помощь к населению пострадавших районов, краевой больницы, в функции которой будут также входить организация мониторинга состояния здоровья населения и оказание специализированной помощи больным с патологией, причинно связанной с радиационным воздействием в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На ее базе предусматривается создать краевой эндокринологический центр.

В Рубцовском, Угловском и Локтевском районах намечается строительство центральных районных больниц в составе поликлиник и стационаров, оснащенных современным лечебно-диагностическим оборудованием, с отделениями реабилитации. В районах, подвергшихся радиационному воздействию, осуществляются реконструкция и переоснащение медицинских учреждений. В связи с высокой заболеваемостью среди женского и детского населения в районах, подвергшихся радиационному воздействию, и отсутствием специализированных медицинских учреждений предусматривается строительство межрайонной детской больницы в г. Рубцовске и центра реабилитации "Мать и дитя" в г. Бийске. В целом за 1994 - 2000 годы намечается ввод в действие больничных учреждений на 3240 коек и поликлиник на 3500 посещений в смену.

Установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смертности с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется у жителей Алтайского края экспертным межрегиональным советом и военно-врачебной комиссией.

В целях совершенствования методов ретроспективной оценки доз, полученных населением, предусматривается проведение работ по выявлению сведений об индивидуальных лучевых нагрузках.

При оценке стохастических эффектов действия радиации, обусловленных ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, представляется необходимым их сопоставление с эффектами, обусловленными природной радиацией и применением источников ионизирующего излучения в медицинских целях. Это даст возможность более корректно оценить влияние воздействия радиационного фактора, связанного с указанными ядерными испытаниями, на заболеваемость населения края.

Определенную значимость как фактор, отрицательно влияющий на здоровье облученного населения, имеет недоброкачественность питьевой воды в ряде населенных пунктов, что требует разработки и осуществления мероприятий по строительству и развитию систем водоснабжения для обеспечения населения питьевой водой, отвечающей по качеству действующим нормативам. Необходимо изучение характера питания населения, поскольку несбалансированный и витаминодефицитный рацион может предрасполагать к целому ряду заболеваний, в том числе и онкологических, и, наоборот, обогащенный специальными добавками рацион может снизить риск заболевания злокачественными новообразованиями и другими болезнями.

Поэтому в научном разделе Программы предусмотрено проведение таких работ, которые позволят дать суммарную оценку степени экологического неблагополучия и количественную характеристику влияния облучения при сочетании его с другими вредными факторами, в том числе с воздействием различных канцерогенов.

Значительное влияние на состояние здоровья населения оказывает уровень развития и качество санаторно-курортного лечения. В настоящее время потребности граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в таком лечении удовлетворяются лишь на 15 процентов, в связи с чем требуется существенное наращивание мощностей санаторно-курортной базы.

Предусмотренные в Программе меры по развитию санаторно-курортной сети позволят улучшить показатели обеспеченности указанного контингента по заболеваниям системы кровообращения до 46%, пищеварения - 58%, нервной системы - 40%, органов дыхания - 50%, опорно-двигательного аппарата - до 50 процентов.

Лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия реализуются при достаточном и стабильном обеспечении медикаментами, для чего необходимо организовать в крае производство лекарственных средств на собственной промышленной базе и сырье, а также выделение целевых средств на медикаментозное обеспечение населения. Предусмотрены меры по использованию имеющегося опыта и возможностей края в части организации производства средств реабилитации, медицинских приборов и техники. В частности, будет реализована программа по организации выпуска медицинской эндоскопической техники, используемой при исследованиях онкологических больных, которая предусматривает проведение уже в 1994 году клинических испытаний бронхоскопов, приобретение оборудования и начало реконструкции производственной базы по выпуску указанной техники. Одновременно намечается разработка других моделей эндоскопов, в первую очередь диагностического с использованием телевизионной системы и специального инструментария.

Предусмотренный в Программе комплекс мер по охране здоровья населения пострадавших территорий края позволит снизить общую и детскую смертность, общую заболеваемость населения, стабилизировать рост заболеваемости по отдельным нозологическим формам (онкология, туберкулез), увеличить продолжительность жизни и снизить первичный выход на инвалидность.

Объемы затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в таблице 1.

Таблица 1

ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

                                                              (млн. рублей)
─────────────────────────────────────────┬──────┬───────────┬──────┬───────
         Наименование мероприятий        │1994 -│В том числе│1996 -│1994 -
                                         │ 1995 │ по годам: │ 2000 │ 2000
                                         │ годы ├─────┬─────┤ годы │ годы
                                         │      │1994 │1995 │      │
─────────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴──────┴───────
 Создание и обеспечение работы медико-    7,6    3     4,6   20,4   28
 дозиметрического регистра населения,
 подвергшегося радиационному
 воздействию (бюджетные ассигнования)

 Создание и обеспечение работы            1      0,5   0,5   2,5    3,5
 экспертного совета по установлению
 причинно-следственной связи заболеваний
 и инвалидности с радиационным
 воздействием испытаний на
 Семипалатинском полигоне (бюджетные
 ассигнования)

 Целевая диспансеризация лиц,             75     37,5  37,5  187,5  262,5
 подвергшихся радиационному воздействию
 (бюджетные ассигнования)

 Совершенствование службы                 47,7   24,6  23,1  56,4   104,1
 специализированной медицинской помощи
 лицам, подвергшимся радиационному
 воздействию (бюджетные ассигнования)

 Дополнительное обеспечение медицинскими  112,5  51,6  60,9  301,2  413,7
 приборами и оборудованием лечебно-
 профилактических и аптечных учреждений
 (бюджетные ассигнования)

 Приобретение санитарного автотранспорта  1,8    0,9   0,9   4,5    6,3
 (бюджетные ассигнования)

 Дополнительные расходы на лечение детей  6      3     3     15     21
 и взрослых в специализированных
 республиканских центрах и научно-
 исследовательских институтах (бюджетные
 ассигнования)

 Затраты на дополнительное питание и      30,3   15,3  15    67,8   98,1
 оздоровление беременных женщин с
 аномалиями (бюджетные ассигнования)

 Обеспечение контрактной системы найма    6      3     3     15     21
 медицинских кадров для учреждений
 здравоохранения районов и городов,
 подвергшихся радиационному воздействию
 (бюджетные ассигнования)

 Подготовка и переподготовка медицинских  4,4    2,2   2,2   4      8,4
 кадров для учреждений здравоохранения
 районов и городов, подвергшихся
 радиационному воздействию (бюджетные
 ассигнования)

 Оплата путевок для реабилитации больных  19,6   9,8   9,8   49     68,6
 в санаторно-курортных учреждениях
 (бюджетные ассигнования)

 Оснащение существующих и вновь           5,2    2,6   2,6   16     21,2
 организуемых учреждений санитарно-
 эпидемиологической службы приборами,
 оборудованием и транспортными
 средствами (бюджетные ассигнования)

 Подготовка и повышение квалификации      1      0,5   0,5   2,5    3,5
 кадров санитарно-эпидемиологической
 службы (бюджетные ассигнования)

 Развитие материально-технической базы    378    129,9 248,1 438,7  816,7
 здравоохранения (капитальные вложения)

 Развитие материально-технической базы    565,4  417,4 148   100    665,4
 по производству медицинской техники,
 оборудования и лекарственных средств
 (капитальные вложения)

 Развитие материально-технической базы    3,9    2,7   1,2   4      7,9
 аптечных учреждений (капитальные
 вложения)

 Развитие материально-технической базы    86,3   43,5  42,8  195,1  281,4
 санаторно-курортных учреждений, включая
 профсоюзные (капитальные вложения)

 Развитие материально-технической базы    10     5     5     27     37
 учреждений санитарно-эпидемиологической
 службы (капитальные вложения)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
 Всего затрат                             1361,7 753   608,7 1506,6 2868,3
                                          <*>

  в том числе на:

  бюджетные ассигнования                  318,1  154,5 163,6 741,8  1059,9
                                          <*>

  капитальные вложения                    1043,6 598,5 445,1 764,8  1808,4

 Кроме того, валютные ассигнования        20,9   10,8  10,1  25,2   46,1
 (млн. долларов США)

  в том числе на:
  дополнительное обеспечение медицинскими 14,9   7,8   7,1   17,2   32,1
  приборами и оборудованием лечебно-
  профилактических учреждений

  развитие материально-технической базы   4      2     2     6      10
  лечебно-профилактических учреждений

  приобретение импортных приборов и       2      1     1     2      4
  оборудования для учреждений службы
  санитарно-эпидемиологического надзора
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Из них финансируется из местных источников 40 млн. рублей.

Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации.

Раздел 4. Социально-психологическая реабилитация населения,
подвергшегося радиационному воздействию

На территориях, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний, социальная и психологическая ситуация характеризуется устойчивым состоянием напряженности, тревожности, особенно за судьбы детей и внуков, снижением уровня жизни, социальной и экономической жизнедеятельности.

Программой предусматривается проведение мероприятий по следующим направлениям:

создание научно обоснованной системы социально-психологического мониторинга;

формирование системы информационного обеспечения населения, ориентированной на его социально-психологическую реабилитацию, включая сеть региональных центров общественной информации;

создание в пострадавших районах центров (кабинетов) психологической разгрузки, психологического консультирования и психотерапии, социальной и психологической реабилитации;

подготовка специалистов в области социально-психологических, политических и правовых проблем для пострадавших районов;

развитие материально-технической базы объектов социального назначения - домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских домов-интернатов, психоневрологических домов-интернатов, специальных жилых домов для престарелых и инвалидов с отделениями социальной помощи (предусмотрено ввести в действие в 1994 - 2000 годах домов-интернатов различного назначения на 510 мест);

разработка и реализация специальных обучающих программ для различных групп населения по проблемам экологии, социальной психологии, культуры и искусства;

обеспечение привлечения и закрепления в районах, подвергшихся радиационному воздействию, творческой интеллигенции, работников культуры и образования.

Реализация указанных мер будет способствовать социальной стабилизации и реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Затраты на их выполнение приведены в таблице 2.

Таблица 2

ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ,
ПОДВЕРГШЕГОСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

                                                              (млн. рублей)
─────────────────────────────────────────┬──────┬───────────┬──────┬───────
         Наименование мероприятий        │1994 -│В том числе│1996 -│1994 -
                                         │ 1995 │ по годам: │ 2000 │ 2000
                                         │ годы ├─────┬─────┤ годы │ годы
                                         │      │1994 │1995 │      │
─────────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴──────┴───────
 Организация социально-психологического   38     17,5  20,5  4,2    42,2
 мониторинга, обеспечение работы
 социально-психологического регистра
 граждан, подвергшихся радиационному
 воздействию (бюджетные ассигнования)

 Подготовка кадров для центров            0,4    0,2   0,2   0,2    0,6
 социально-психологической поддержки
 населения, подвергшегося радиационному
 воздействию (бюджетные ассигнования)

 Организация районных и городских центров 4,2    1,5   2,7   9,6    13,8
 социально-психологической помощи
 населению (бюджетные ассигнования)

 Приобретение медицинского,               2,1    0,9   1,2   2,4    4,5
 технологического оборудования и
 автотранспорта для домов-интернатов для
 инвалидов и престарелых, детских домов-
 интернатов, других учреждений социальной
 помощи (бюджетные ассигнования)

 Развитие материально-технической базы    14     6,3   7,7   9,9    23,9
 объектов социального назначения
 (капитальные вложения)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
 Всего затрат                             58,7   26,4  32,3  26,3   85

  из них:

  бюджетные ассигнования                  44,7   20,1  24,6  16,4   61,1

  капитальные вложения                    14     6,3   7,7   9,9    23,9
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации.

Раздел 5. Социально-экономическое развитие населенных
пунктов, подвергшихся радиационному воздействию

Социально-экономическая ситуация в пострадавших районах характеризуется более низкими показателями обеспеченности жильем, учреждениями народного образования, культуры, услугами коммунального хозяйства и другими объектами социальной сферы по сравнению со среднекраевыми и среднероссийскими показателями. Значительно отстает край от среднероссийских показателей по обеспечению жилищного фонда горячим водоснабжением и газом. Многие учреждения народного образования размещены в приспособленных, ветхих помещениях.

В целях социально-экономического развития населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, в Программе предусматривается:

обеспечение в 2000 году благоустроенным жильем населения с дозами облучения 5 сЗв и более на среднереспубликанском уровне. При этом имеется в виду, что наряду с финансированием строительства жилых домов из федерального бюджета в размере 60% затрат на жилищное строительство будут использованы также (в размере 40%) средства краевого бюджета, предприятий, организаций и населения, включая кредитные ресурсы;

обеспечение населения пострадавших районов в соответствии с действующими нормами детскими дошкольными, школьными и клубными местами с заменой ветхих зданий новыми типовыми помещениями;

развитие коммунального хозяйства - обеспечение жителей пострадавших районов качественной питьевой водой, отоплением, централизованным или индивидуальным горячим водоснабжением, подведение газопроводов к деревням и селам, строительство сооружений для очистки хозяйственно-питьевой воды и сточных вод;

укрепление материально-технической базы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

значительное расширение сети межпоселковых и внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием;

расширение телефонной сети и реконструкция объектов связи.

В целях обеспечения реализации намечаемой строительной программы по социально-экономическому развитию пострадавших населенных пунктов и вводу в действие мощностей в Программе предусмотрены меры по развитию строительной индустрии и производству строительных материалов.

В 1994 - 2000 годах намечается осуществить строительство и ввод в эксплуатацию:

жилых домов (тыс. кв. м общей площади)
1994 - 1995 годы                                   - 651
в том числе в 1994 году                            - 300
1996 - 2000 годы                                   - 1155
общеобразовательных школ (ученических мест)
1994 - 1995 годы                                   - 2900
в том числе в 1994 году                            - 1296
1996 - 2000 годы                                   - 4573
детских дошкольных учреждений (мест)
1994 - 1995 годы                                   - 610
в том числе в 1994 году                            - 420
1996 - 2000 годы                                   - 1590.

Общие затраты на реализацию предусмотренных в разделе мероприятий приведены в таблице 3.

Таблица 3

ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ,
ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

                                                              (млн. рублей)
─────────────────────────────────────────┬──────┬───────────┬──────┬───────
         Наименование мероприятий        │1994 -│В том числе│1996 -│1994 -
                                         │ 1995 │ по годам: │ 2000 │ 2000
                                         │ годы ├─────┬─────┤ годы │ годы
                                         │      │1994 │1995 │      │
─────────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴──────┴───────
 Строительство жилых домов                645,9  277,8 368,1 978    1623,9
                                          <*>                <*>

 Строительство объектов коммунального     246    108   138   382,5  628,5
 назначения

 Строительство распределительных газовых  47,1   9     38,1  116,7  163,8
 сетей и производственных баз

 Строительство объектов торговли,         1,5    0,7   0,8   3      4,5
 общественного питания и бытового
 обслуживания населения

 Строительство объектов народного         27,5   9     18,5  54,5   82
 образования

 Строительство объектов культуры          8,1    3,3   4,8   4,2    12,3

 Строительство объектов транспорта        6      3     3     8,5    14,5

 Строительство объектов связи             0,8    0,3   0,5   4,3    5,1

 Строительство объектов стройиндустрии и  56     27    29    104    160
 промышленности строительных материалов

 Оснащение учреждений народного           25,6   11,8  13,8  52,5   78,1
 образования (бюджетные ассигнования)

 Оснащение объектов культуры (бюджетные   8,9    4,1   4,8   1,4    10,3
 ассигнования)

 Оснащение объектов связи (бюджетные      3      1,5   1,5   7,5    10,5
 ассигнования)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
 Всего затрат                             1076,4 455,5 620,9 1717,1 2793,5
                                          <*>                <*>

  из них:

  бюджетные ассигнования                  37,5   17,4  20,1  61,4   98,9

  капитальные вложения                    1038,9 438,1 600,8 1655,7 2694,6
                                          <*>                <*>
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Из них финансируется за счет местных источников в 1994 - 1995 годах 239,9 млн. рублей, в 1996 - 2000 годах 390 млн. рублей.

Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации.

Раздел 6. Обеспечение населения, подвергшегося
радиационному воздействию, полноценными продуктами питания

В целях оздоровления пострадавшего населения и его потомства в Программе предусматривается выполнение следующих мероприятий в агропромышленном комплексе Алтайского края, направленных на увеличение объемов и улучшение качества производимых сельскохозяйственного сырья и продукции, существенное расширение ассортимента продуктов питания из сельскохозяйственного сырья с добавками пектина, витаминов, белка, каротина и других веществ, обладающих радиопротекторными свойствами, обеспечение жителей пострадавших районов полноценными, нормативно чистыми продуктами питания:

снижение уровня содержания вредных химических веществ в продовольственной и непродовольственной продукции за счет улучшения почв сельскохозяйственных угодий с учетом экономической целесообразности;

повышение урожайности сельскохозяйственных культур и интенсификации отраслей, использующих сельскохозяйственное сырье, при одновременном обеспечении высокого качества, надежного хранения и переработки продукции;

увеличение объемов и значительное улучшение качества кормов для сельскохозяйственных животных, птицы, совершенствование системы ветеринарного обслуживания на основе широкого использования иммунокорректоров и современных ветеринарных препаратов;

увеличение мощностей перерабатывающей промышленности за счет реконструкции имеющихся и строительства новых объектов.

Реализация указанной стратегии достигается конкретной системой мер по химико-технологическому обследованию почв, воды, кормов, продукции растительного и животного происхождения с целью определения сырьевых зон для организации производства экологически безопасной продукции и корректировки мероприятий по улучшению качества почв на пострадавших территориях. Намечается также осуществление мероприятий по улучшению почв путем проведения соответствующих агромелиоративных работ, снижению их загрязнения тяжелыми металлами и пестицидами, а также по уменьшению перехода экотоксикантов в сельскохозяйственные растения в целях получения продукции высокого качества. Намечены меры по улучшению качества животноводческого сырья для производства экологически нормативной продукции.

Предусматриваются подготовка и повышение квалификации специалистов контролирующих служб агропромышленного комплекса по вопросам организации контроля и сертификации сельскохозяйственной продукции.

Программой намечено осуществить значительные инвестиции на проектирование и организацию пектинового производства, жидких витаминов, порошков из плодов и ягод, продуктов детского и лечебного питания из зерна, нетрадиционных видов мясных и молочных продуктов, продуктов пчеловодства и медицинских препаратов, обладающих радиопротекторными свойствами, цехов по переработке продукции растениеводства и животноводства для детского и диетического питания, реконструкцию и расширение действующих предприятий перерабатывающей промышленности, строительство дополнительных предприятий и цехов по переработке и хранению продуктов питания детского и лечебного ассортимента.

Программой намечается выполнение мероприятий по улучшению содержания и воспроизводства лесных массивов и проведение работ по расширению и строительству новых мощностей перерабатывающей промышленности с целью оздоровления экологической обстановки в регионе, увеличения объемов и расширения безопасного использования лесной продукции.

Реализация мероприятий Программы в области агропромышленной сферы позволит обеспечить население районов, подвергшихся радиационному воздействию, полноценными продуктами, развить индустрию детского, диетического питания и лечебных препаратов.

Объемы затрат на выполнение мероприятий по обеспечению населения, подвергшегося радиационному воздействию, полноценными продуктами питания приведены в таблице 4.

Таблица 4

ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ,
ПОЛНОЦЕННЫМИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ

                                                              (млн. рублей)
─────────────────────────────────────────┬──────┬───────────┬──────┬───────
         Наименование мероприятий        │1994 -│В том числе│1996 -│1994 -
                                         │ 1995 │ по годам: │ 2000 │ 2000
                                         │ годы ├─────┬─────┤ годы │ годы
                                         │      │1994 │1995 │      │
─────────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴──────┴───────
 Химико-технологическое обследование      20,8   10,4  10,4  28     48,8
 почв, воды, кормов, продукции
 растительного и животного происхождения,
 включая приобретение приборов и
 оборудования (бюджетные ассигнования)

 Улучшение качества почв и снижение их    36,7   18    18,7  120    156,7
 загрязнения тяжелыми металлами и
 пестицидами (бюджетные ассигнования)

 Улучшение качества животноводческого     6,6    3     3,6   18     24,6
 сырья для производства экологически
 нормативно чистой продукции (бюджетные
 ассигнования)

 Приобретение лекарственных ветеринарных  15     7,5   7,5   30     45
 препаратов и иммунокорректоров
 (бюджетные ассигнования)

 Техническое перевооружение предприятий   140    70    70    303,6  443,6
 по выпуску продукции из
 сельскохозяйственного сырья (бюджетные
 ассигнования)

 Подготовка и повышение квалификации      0,6    0,3   0,3   1,5    2,1
 специалистов контролирующих служб
 агропромышленного комплекса (бюджетные
 ассигнования)

 Улучшение содержания и воспроизводства   22     11    11    45     67
 лесных массивов (бюджетные ассигнования)

 Создание мощностей по выпуску            12     4,5   7,5   22,5   34,5
 животноводческого сырья для производства
 экологически нормативно чистой продукции
 (капитальные вложения)

 Проектирование и организация             27     15    12    10     37
 экспериментального производства пектина,
 жидких витаминов, порошков из плодов и
 ягод, продуктов из зерна, нетрадиционных
 видов мясных и молочных продуктов,
 продукции пчеловодства, обладающих
 радиопротекторными свойствами
 (капитальные вложения)

 Проектирование и организация цехов по    39     21    18    25     64
 переработке и хранению продукции
 растениеводства и животноводства для
 детского и диетического питания
 (капитальные вложения)

 Реконструкция и расширение действующих   25,4   10,8  14,6  24,2   49,6
 предприятий перерабатывающей
 промышленности (капитальные вложения)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
 Всего затрат                             345,1  171,5 173,6 627,8  972,9
                                          <*>

  из них:

  бюджетные ассигнования                  241,7  120,2 121,5 546,1  787,8
                                          <*>

  капитальные вложения                    103,4  51,3  52,1  81,7   185,1

 Кроме того, валютные ассигнования        4      2     2     10     14
 (млн. долларов США)

  из них на:

  приобретение импортного оборудования    2      1     1     5      7

  приобретение быстроразлагающихся,       2      1     1     5      7
  малотоксичных пестицидов
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Из них финансируется за счет местных источников 30,1 млн. рублей.

Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации.

Раздел 7. Контроль состояния загрязнения природной среды

В результате проведенного анализа имеющихся материалов установлено, что на формирование доз облучения населения в крае могли оказать влияние радиоактивные выпадения после ядерных взрывов, проведенных на Семипалатинском полигоне в 1949 - 1962 и 1965 годах, а также после серии мощных ядерных взрывов на о. Новая Земля в 1962 - 1963 годах и полигоне КНР в районе оз. Лобнор в 1968 - 1980 годах.

Обследования, проведенные Росгидрометом в Алтайском крае в 1991 году, показали, что средняя плотность загрязнения обследованной территории цезием-137 составляет 0,1 - 0,2 Ки/кв. км, что несущественно отличается от значений, характерных для других регионов России.

В связи с вышеизложенным целесообразно при организации контроля состояния загрязнения природной среды в Алтайском крае ограничиться существующей системой мониторинга соответствующих подразделений министерств и ведомств (Минприроды России, Росгидромета, Госсанэпиднадзора России, Минсельхоза России и других), а выделение средств из федерального бюджета предусмотреть лишь на техническое перевооружение и приборное дооснащение этих подразделений в соответствии с современными требованиями в объемах: 1994 - 1995 годы - 5 млн. рублей, в том числе в 1994 году - 3 млн. рублей, 1996 - 2000 годы - 10 млн. рублей (бюджетные ассигнования). При этом учитывается также, что в разделе 6 Программы предусматриваются затраты на организацию контроля сельскохозяйственной продукции.

Раздел 8. Научное обеспечение Программы
и дальнейшее развитие исследований по изучению влияния
ядерных испытаний на население Алтайского края

Основной целью научного обеспечения Программы является определение и обоснование эффективных способов реабилитации населения, подвергшегося радиационному воздействию.

Программой предусматривается осуществить комплекс научно-исследовательских работ по следующим направлениям:

ретроспективная оценка последствий радиационного воздействия на население и окружающую среду Алтайского края;

обоснование мер по охране здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию, а также их детей и внуков;

разработка и обоснование стратегии и тактики ограничения влияния неблагоприятных антропогенных факторов на здоровье населения и стабилизации экологической ситуации;

разработка и научное обоснование дополнительных мер и механизмов социально-экономической реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию.

Ретроспективная оценка радиационного воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на население Алтайского края осложнена большим количеством взрывов (более 56), радиоактивные продукты которых распространялись в направлении Алтайского края.

К настоящему времени путем оценки архивных материалов полигона, восстановления метеорологической обстановки, данных по определению превышения цезия, стронция, плутония над уровнем глобальных выпадений, характера их распределения на территории Алтайского края, а также с помощью математического моделирования удалось реконструировать след и уровни доз радиационного воздействия от взрывов 1949 и 1962 годов.

Для восстановления радиационного воздействия от других взрывов предполагается в течение 1994 - 1995 и последующих годов провести научно-исследовательские работы по реконструкции доз от каждого взрыва и определению территорий, которые при этих взрывах подвергались радиоактивному загрязнению. На первом этапе (1994 - 1995 годы) необходимо провести эту работу для территорий, подвергшихся воздействию от 14 ядерных взрывов (25% от общего числа воздействовавших на территорию Алтайского края), по которым имеются архивные данные о радиационной обстановке на момент взрывов, и на их основе с использованием соответствующих методов провести реконструкцию доз внешнего облучения населения от этих взрывов.

При этом предусматриваются разработка методики и определение доз внутренного облучения, а также реконструкция доз внутреннего облучения на критические органы (щитовидная железа, кожные покровы и другие). Требуется также проведение работ по реконструкции доз и установлению территорий, подвергшихся радиационному воздействию, по ядерным взрывам, архивные данные которых до настоящего времени отсутствуют.

Намечается организовать работы по оценке отдаленных последствий радиационного воздействия на население и окружающую среду Алтайского края, исследованию детерминистских и стохастических эффектов у населения, определению последствий воздействия ядерных испытаний на флору и фауну.

Для понимания отдаленных последствий облучения от ядерных взрывов будет проведена оценка здоровья групп повышенного риска, а также клинико-эпидемиологические исследования облученного населения и их потомков, эпидемиологический анализ заболеваемости, рождаемости, смертности среди облученных групп с учетом доз радиационного воздействия. При этом в исследованиях предполагается широко использовать популяционный, когортный и семейный анализ.

Предусматривается проведение научных исследований по разработке методов и средств антиканцерогенной защиты групп повышенного риска, обоснование целенаправленных мероприятий по формированию здорового образа жизни, разработка методик формирования групп повышенного риска, форм и методов организации диспансерного наблюдения их с учетом доз облучения, разработка научных основ организации мониторинга состояния здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию, а также их детей и внуков, оценка эффективности проведения мероприятий средствами первичной и вторичной реабилитации.

Намечается проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на разработку методических материалов и рекомендаций по раннему выявлению негативного воздействия природной среды на человека, изучению закономерностей формирования адаптивных реакций населения на неблагоприятные экологические факторы, а также побочных реакций адаптогенеза, определению кроссадаптационных изменений резистентности организма, изучению суммарных профессиональных и экологических нагрузок на отдельные контингенты населения, систематическому гигиеническому анализу населенных пунктов края.

Важнейшей задачей научных исследований является разработка механизмов социальной защиты населения, пострадавшего от ядерных испытаний, методов психолого-педагогической и психолого-социальной реабилитации населения, разработка методов оценки ущерба, нанесенного ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне населению Алтайского края и его социально-экономическому развитию, разработка критериев и нормативов социального развития территорий, подвергшихся радиационному воздействию.

Объемы затрат на научное обеспечение Программы и дальнейшее развитие исследований по изучению влияния ядерных испытаний на население Алтайского края приведены в таблице 5.

Таблица 5

ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ
ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА НАСЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                                                              (млн. рублей)
─────────────────────────────────────────┬──────┬───────────┬──────┬───────
         Наименование мероприятий        │1994 -│В том числе│1996 -│1994 -
                                         │ 1995 │ по годам: │ 2000 │ 2000
                                         │ годы ├─────┬─────┤ годы │ годы
                                         │      │1994 │1995 │      │
─────────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴──────┴───────
 Оценка последствий радиационного         74 <*> 32    42    195    269
 воздействия на население и окружающую
 среду

 Разработка научных основ получения       8      4     4     15     23
 продуктов для лечебного и диетического
 питания для населения пострадавших
 территорий на основе районированных
 сельскохозяйственных технологий

 Научные исследования по социально-       14     7     7     30     44
 психологической и экономической
 реабилитации населения и территорий,
 подвергшихся радиационному воздействию

 Организация и управление научным         4      2     2     10     14
 обеспечением комплексной программы

 Всего затрат - бюджетные ассигнования    100    45    55    250    350
                                          <*>
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Из них финансируется за счет местных источников 20 млн. рублей.

Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации.

Раздел 9. Международное сотрудничество по вопросам
преодоления последствий радиационного воздействия

Сложность проблем, связанных с оценкой последствий воздействия радиационного фактора на население Алтайского края в результате многолетних испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, обусловлена далеко не полными данными о радиационной обстановке в период испытаний и тем, что в течение 40 лет не осуществлялось каких-либо мероприятий по защите населения.

Необходимость международного сотрудничества обусловлена возможностью получить новую информацию о влиянии на население радиационного фактора не только в аварийных ситуациях на радиоактивно опасных объектах, но и при ядерных взрывах, проведенных в других странах.

Для оценки отдаленных эффектов воздействия ядерных взрывов на здоровье населения необходимо объединение усилий государств, проводивших испытания ядерного оружия, - России, США, Англии, Франции, Китая. Наибольший опыт в этом вопросе накоплен в США. Предполагается изучить их опыт по оценке отдаленных последствий воздействия ядерных взрывов с целью сопоставления с материалами, полученными в Алтайском крае, использования этих материалов для создания комплекса эффективных мероприятий по реабилитации населения, пострадавшего от воздействия испытаний ядерного оружия.

Целесообразно изучить и использовать опыт ученых Японии, накопленный при проведении эпидемиологических исследований по оценке воздействия атомных бомбардировок г. г. Хиросимы и Нагасаки и организации системы диспансеризации людей, пострадавших при этих бомбардировках, а также опыт, накопленный во Франции, о роли радиационного воздействия в развитии онкологических заболеваний, особенно рака легкого, и по предупреждению этих заболеваний.

При этом предполагается осуществить сотрудничество со странами ближнего зарубежья, прежде всего в вопросах получения и обеспечения населения, пострадавшего от воздействия ядерных испытаний, экологически чистыми продуктами для диетического и лечебного питания.

В Программе предусматривается:

участие российских ученых и специалистов в работе научных конференций и совещаний, проводимых за рубежном, подготовке соглашений, протоколов, программ участия в осуществлении международного сотрудничества по проблемам ликвидации последствий ядерных испытаний;

организация и проведение на территории Алтайского края международных конференций, симпозиумов, конгрессов;

прием зарубежных экспертов и специалистов по различным аспектам международного сотрудничества;

перевод и издание в России необходимых зарубежных материалов.

Объемы затрат на эти цели приведены в таблице 6.

Таблица 6

ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В ВОПРОСАХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

                                                              (млн. рублей)
─────────────────────────────────────────┬──────┬───────────┬──────┬───────
         Наименование мероприятий        │1994 -│В том числе│1996 -│1994 -
                                         │ 1995 │ по годам: │ 2000 │ 2000
                                         │ годы ├─────┬─────┤ годы │ годы
                                         │      │1994 │1995 │      │
─────────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴──────┴───────
 Участие российских ученых в              0,3    0,1   0,2   0,7    1
 конференциях и совещаниях, стажировка
 специалистов за рубежом

 Организация и проведение международных   2      -     2     3,5    5,5
 конференций и совещаний на территории
 Алтайского края

 Прием зарубежных специалистов и ученых   0,5    0,2   0,3   2      2,5
 для подготовки совместных программ
 сотрудничества и консультаций

 Перевод и тиражирование в России         1,5    0,7   0,8   3,5    5
 зарубежных и отечественных материалов
 для распространения за рубежом
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
 Всего затрат - бюджетные ассигнования    4,3    1     3,3   9,7    14
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации.

Раздел 10. Организационные мероприятия
и управление Программой

Ответственными за разработку и выполнение Государственной программы по реабилитации населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994 - 1995 годы и на период до 2000 года являются Госкомчернобыль России (государственный заказчик) и администрация Алтайского края (исполнитель работ).

Администрацией края для организации выполнения работ по всем разделам настоящей Программы создан Комитет по ликвидации последствий многолетнего воздействия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне, в задачи которого входят разработка и организация выполнения конкретных адресных подпрограмм и мероприятий по реализации заданий Программы, межрегиональная и межотраслевая координация и контроль за выполнением указанных заданий. Организационно-методическое руководство работой Комитета осуществляет Госкомчернобыль России.

Конкретная организационно-штатная структура Комитета определяется с учетом работ, планируемых по основным направлениям реализации Программы:

социальная защита, предоставление компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;

социально-экономическое развитие районов края, попавших в зону влияния ядерных испытаний;

улучшение медико-биологической и санитарно-гигиенической обстановки, научное обеспечение и другие мероприятия.

Для координации приоритетных направлений деятельности Комитета, принятия важных экспертных решений администрацией края создан Координационный совет, работающий под непосредственным руководством Госкомчернобыля России.

Комитет краевой администрации работает в тесном взаимодействии с территориальными структурами заинтересованных министерств и ведомств (Минздрав России, Минприроды России, Минсоцзащиты России, Минсельхоз России, Госсанэпиднадзор России, Росгидромет, Российская академия наук и др.), а также службами администрации края и Госкомчернобылем России.

Финансирование практических мероприятий по охране здоровья и реабилитации населения, а также инвестиционных программ (капитальные вложения) осуществляется Минфином России по согласованию с Госкомчернобылем России из бюджетных ассигнований и лимитов государственных централизованных капитальных вложений, установленных Минэкономики России. При этом выделение ассигнований осуществляется под конкретные подпрограммы, разрабатываемые ежегодно администрацией края для выполнения заданий Государственной программы, согласованные с Госкомчернобылем России и соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Перечисление средств осуществляется непосредственно на спецсчет администрации края.

Руководство по научному обеспечению Программы осуществляет региональный научный совет, входящий на правах секции в научно-технический совет Госкомчернобыля России. Тематический план научных исследований утверждается администрацией Алтайского края и Госкомчернобылем России в установленном порядке. Финансирование работ осуществляется по договору между Госкомчернобылем России и администрацией края. Отчеты научных исследований по основным направлениям предоставляются ежеквартально в Госкомчернобыль России.

Порядок финансирования, учета и отчетности расходов на выполнение Государственной программы по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994 - 1995 годы и на период до 2000 года определяется в соответствии с инструктивными документами Минфина России, Банка России и Госкомстата России.

Порядок управления Программой может изменяться на основании совместных решений Госкомчернобыля России и администрации Алтайского края.

При разработке Программы рассматривались возможности формирования дополнительных внебюджетных источников финансирования намечаемых мероприятий посредством привлечения для социально-экономического развития населенных пунктов края, пострадавших от воздействия радиации, акционерного капитала, развития предпринимательства и фермерства, использования государственного внебюджетного экологического фонда, создания новых государственно-коммерческих структур. Значительное влияние на объемы внебюджетных средств может оказать активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и администрации края при поддержке федеральных органов управления. В целях мобилизации внебюджетных источников финансирования Программы будет активизирована работа по привлечению отечественных и международных организаций к благотворительной деятельности. Реализация указанных направлений работы может быть обеспечена путем разработки конкретных целевых программ.

Ситуация, сложившаяся на территории Алтайского края в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должна быть в полной мере использована для повышения уровня знаний человечества в области поведения радиоактивных элементов в природных средах, влияния долговременного облучения биологических объектов малыми дозами, практической реализации комплекса защитных мер в условиях радиоактивно загрязненных территорий.

Техническая и иная информация, касающаяся долгосрочных последствий для общества и окружающей среды, а также научный и практический опыт, накопленный в ходе устранения последствий, равно как и совершенные в этот период ошибки должны быть достоянием общественности и использоваться в случае возникновения в будущем подобных чрезвычайных ситуаций.

В этих целях Программой предусматривается:

информационно-пропагандистская деятельность по доведению до населения объективной информации о последствиях влияния ядерных взрывов на территорию Алтайского края;

обеспечение объективной, полной и своевременной информацией общественности через средства массовой информации;

издание и распространение научно-популярной литературы, создание теле-, видео-, кинофильмов, проведение лекций, круглых столов, семинаров, конференций;

проведение социологических исследований и мониторинга общественного мнения;

контакты с общественными движениями и их информационное обеспечение.

Для обеспечения разработки и оперативного функционирования механизма реализации Программы предусматриваются подготовка кадров, повышение квалификации и переквалификация их в свете современных требований, выполнение комплекса работ по информационно-аналитическому обеспечению, сбору, межотраслевой интеграции и систематизации данных для использования их в органах управления представительной и исполнительной власти.

Объемы затрат на выполнение организационных мероприятий и управление Программой приведены в таблице 7.

Таблица 7

ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

                                                              (млн. рублей)
─────────────────────────────────────────┬──────┬───────────┬──────┬───────
         Наименование мероприятий        │1994 -│В том числе│1996 -│1994 -
                                         │ 1995 │ по годам: │ 2000 │ 2000
                                         │ годы ├─────┬─────┤ годы │ годы
                                         │      │1994 │1995 │      │
─────────────────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴──────┴───────
 Обеспечение работы Комитета по           2,4    1,2   1,2   6      8,4
 ликвидации последствий многолетнего
 воздействия ядерных взрывов на
 Семипалатинском полигоне администрации
 Алтайского края

 Разработка и сопровождение программ по   1,2    0,6   0,6   3      4,2
 изысканию внебюджетных источников
 финансирования Программы

 Создание и оснащение фонда теле-,        0,8    0,3   0,5   1,5    2,3
 видео-, киноматериалов, выпуск
 информационных изданий, проведение
 информационно-пропагандистских
 мероприятий

 Подготовка и повышение квалификации      0,4    0,2   0,2   1      1,4
 кадров, обеспечивающих управление
 Программой

 Оснащение и содержание Научно-           3      1,5   1,5   7,5    10,5
 исследовательского института
 региональных медико-экологических
 проблем Алтайского края

 Информационно-аналитическое обеспечение  30     18    12    30     60
 Программы

 Подготовка и проведение научно-          1      0,5   0,5   2,5    3,5
 практических конференций по проблемам
 влияния на население края ядерных
 испытаний на Семипалатинском полигоне
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
 Всего затрат - бюджетные ассигнования    38,8   22,3  16,5  51,5   90,3
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации.

Таблица 8

СВОДКА ЗАТРАТ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ
ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ, ПОДВЕРГШИХСЯ
РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЯДЕРНЫХ
ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ,
НА 1994 - 1995 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

                                                              (млн. рублей)
─────────────────────────────────────────┬──────┬───────────┬──────┬───────
       Наименование мероприятий        │1994 -│ В том числе │1996 -│1994 -
                                       │ 1995 │  по годам:  │ 2000 │ 2000
                                       │ годы ├──────┬──────┤ годы │ годы
                                       │      │ 1994 │ 1995 │      │
───────────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────
 I. Бюджетные ассигнования

 Охрана здоровья населения,             318,1  154,5  163,6  741,8  1059,9
 подвергшегося радиационному
 воздействию

 Социально-психологическая              44,7   20,1   24,6   16,4   61,1
 реабилитация населения, подвергшегося
 радиационному воздействию

 Социально-экономическое развитие       37,5   17,4   20,1   61,4   98,9
 населенных пунктов, подвергшихся
 радиационному воздействию

 Контроль состояния загрязнения         5      3      2      10     15
 природной среды

 Обеспечение населения, подвергшегося   241,7  120,2  121,5  546,1  787,8
 радиационному воздействию,
 полноценными продуктами питания

 Научное обеспечение Программы и        100    45     55     250    350
 дальнейшее развитие исследований по
 изучению влияния ядерных испытаний на
 население Алтайского края

 Международное сотрудничество в         4,3    1      3,3    9,7    14
 вопросах преодоления последствий
 радиационного воздействия

 Организационные мероприятия и          38,8   22,3   16,5   51,5   90,3
 управление Программой
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
  Итого                                 790,1  383,5  406,6  1686,9 2477
                                        <*>

 II. Капитальные вложения

 Охрана здоровья населения,             1043,6 598,5  445,1  764,8  1808,4
 подвергшегося радиационному
 воздействию

  в том числе развитие материально-     378    129,9  248,1  438,7  816,7
 технической базы здравоохранения

 Социально-психологическая              14     6,3    7,7    9,9    23,9
 реабилитация населения, подвергшегося
 радиационному воздействию

 Социально-экономическое развитие       1038,9 438,1  600,8  1655,7 2694,6
 населенных пунктов, подвергшихся       <**>                 <**>
 радиационному воздействию

 Обеспечение населения, подвергшегося   103,4  51,3   52,1   81,7   185,1
 радиационному воздействию,
 полноценными продуктами питания
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
  Итого                                 2199,9 1094,2 1105,7 2512,1 4712
                                        <**>                 <**>

 Всего бюджетных ассигнований и         2990   1477,7 1512,3 4199   7189
 капитальных вложений

 III. Кроме того, валютные
 ассигнования (млн. долларов США)

 Охрана здоровья населения,             20,9   10,8   10,1   25,2   46,1
 подвергшегося радиационному
 воздействию

 Обеспечение населения, подвергшегося   4      2      2      10     14
 радиационному воздействию,
 полноценными продуктами питания
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
  Итого валютные ассигнования           24,9   12,8   12,1   35,2   60,1
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Из них финансируется из местных источников 90,1 млн. рублей.

<**> Из них финансируется из местных источников в 1994 - 1995 годах 239,9 млн. рублей, в 1996 - 2000 годах 390 млн. рублей.

Примечания.

1. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации.

2. Выделение валютных ассигнований производится Минфином России без взыскания рублевого покрытия.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области