ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2005 г. N 69

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАПАСОВ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ
УЧАСТКАХ НЕДР, РАЗМЕРЕ И ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ
ЗА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение.

2. Организация проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 210 "Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1109).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 февраля 2005 г. N 69

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАХ НЕДР,
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРА И ПОРЯДКА ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ
ЗА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.

2. Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

3. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

4. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых.

6. Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр.

6(1). Заключения государственной экспертизы, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

II. Объекты государственной экспертизы

7. Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

8. Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее - материалы) по:

а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;

б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;

в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;

г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых.

е) выбору места размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья.

9. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

III. Организация проведения государственной экспертизы
(за исключением участков недр местного значения)

10. Для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Федерального агентства по недропользованию:

материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 2 экземплярах на бумажном носителе и в 1 - на электронном носителе;

документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы в размере, установленном в соответствии с разделом V настоящего Положения.

10(1). В состав предусмотренных абзацем вторым пункта 10 настоящего Положения материалов, направляемых для проведения государственной экспертизы материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, включается один из следующих технических проектов разработки месторождения углеводородного сырья или дополнение к нему:

а) проект пробной эксплуатации месторождения (залежи);

б) технологическая схема разработки месторождения;

в) технологический проект разработки месторождения.

11. Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - уполномоченное учреждение).

12. Представленные материалы регистрируются Федеральным агентством по недропользованию, которое в течение 3 дней с даты регистрации проверяет их комплектность и направляет комплектные материалы для проведения государственной экспертизы в уполномоченное учреждение. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

13. С целью проведения государственной экспертизы уполномоченное учреждение создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного учреждения. Количество штатных работников уполномоченного учреждения в составе экспертной комиссии не может превышать 30 процентов от общего числа ее членов.

Экспертом может быть лицо, имеющее высшее образование, стаж работы в сфере недропользования не менее 5 лет, обладающее научными и (или) практическими познаниями по вопросу недропользования, к рассмотрению которого в ходе государственной экспертизы указанное лицо привлекается.

В экспертную комиссию не могут быть включены специалисты, являющиеся представителями заявителя и лицами, принимавшими участие в работах по подготовке представленных материалов, а также граждане, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заявителем, и представители юридического лица, состоящего с заявителем в таких договорных отношениях.

Количество привлекаемых внештатных экспертов обуславливается сложностью рассматриваемых материалов.

Оплата труда внештатных экспертов осуществляется уполномоченным учреждением на договорной основе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на обеспечение его деятельности.

Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 90 дней.

В случае необходимости уполномоченное учреждение вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 60 дней, если в ходе анализа представленных заявителем материалов экспертная комиссия выявила отклонения в объеме запасов углеводородного сырья не менее чем на 5 процентов и не более чем на 20 процентов относительно объема запасов углеводородного сырья, указанного в материалах, представленных на государственную экспертизу.

13(1). В случае представления заявителем на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата экспертная комиссия в течение 60 дней с даты получения указанных материалов от Федерального агентства по недропользованию подготавливает справку об оценке достоверности информации о количестве и качестве геологических запасов месторождения углеводородного сырья. В случае если срок проведения государственной экспертизы продлен на основании абзаца седьмого пункта 13 настоящего Положения, указанная справка подготавливается экспертной комиссией в течение 30 дней с даты принятия решения о продлении срока проведения государственной экспертизы. В случае если срок проведения государственной экспертизы продлен на основании абзаца восьмого пункта 13 настоящего Положения, указанная справка подготавливается экспертной комиссией в течение 60 дней с даты принятия решения о продлении срока проведения государственной экспертизы.

Справка об оценке достоверности информации о количестве и качестве геологических запасов месторождения углеводородного сырья должна содержать выводы о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества геологических запасов углеводородного сырья в недрах. Указанная справка подписывается членами экспертной комиссии и в течение 3 дней с даты подписания направляется уполномоченным учреждением в комиссию, предусмотренную пунктом 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".

14. Результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается Федеральным агентством по недропользованию.

15. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

16. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований;

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

об обоснованности выбора места размещения попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья;

иные выводы и рекомендации.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

17. Заключение государственной экспертизы в течение 5 дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию направляется заявителю, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17(1) настоящего Положения.

17(1). Заключение государственной экспертизы, осуществляемой путем проведения анализа материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, направляется заявителю в течение 5 дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию, но не позднее даты направления заявителю решения комиссии по согласованию проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, рассмотрение которой осуществлялось в соответствии с пунктом 20 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".

IV. Организация проведения государственной экспертизы
в части участков недр местного значения

18. Для проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения заявитель направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации материалы и документы, предусмотренные в пункте 10 настоящего Положения.

19. Проведение государственной экспертизы в части участков недр местного значения осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный экспертный орган).

20. Уполномоченный экспертный орган в течение 3 дней с даты регистрации органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации поступивших материалов проверяет их комплектность и принимает комплектные материалы к рассмотрению. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

21. Для рассмотрения принятых материалов уполномоченным экспертным органом создается экспертная комиссия. Состав экспертной комиссии формируется из штатных сотрудников уполномоченного экспертного органа и утверждается уполномоченным экспертным органом.

Срок проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема материалов, но не должен превышать 30 дней.

В случае необходимости уполномоченный экспертный орган вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

22. Результаты государственной экспертизы в части участков недр местного значения излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается руководителем уполномоченного экспертного органа.

23. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

24. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

об обоснованности постановки на территориальный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с территориального баланса, а также внесения изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

25. Заключение государственной экспертизы в части участков недр местного значения в течение 5 дней с даты его утверждения руководителем уполномоченного экспертного органа направляется уполномоченным экспертным органом заявителю.

V. Размер и порядок взимания платы за проведение
государственной экспертизы

26. За проведение государственной экспертизы устанавливается плата в размере согласно приложению N 1.

Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых для определения размера платы за проведение государственной экспертизы устанавливаются согласно приложению N 2.

26.1. За проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому, объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.

27. Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения.

Приложение N 1
к Положению
о государственной экспертизе
запасов полезных ископаемых,
геологической, экономической
и экологической информации
о предоставляемых в пользование
участках недр, об определении
размера и порядка взимания
платы за ее проведение

РАЗМЕР ПЛАТЫ
ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАПАСОВ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
В ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАХ НЕДР

Документы и материалы
Вид полезного ископаемого, участка недр
Категория месторождений
Размер платы (тыс. рублей)
Документы и материалы по подсчету геологических запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений углеводородного сырья
нефть, газ
уникальные
800
крупные
480
средние
320
мелкие
160
Документы и материалы по подсчету запасов всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых (за исключением запасов углеводородного сырья)
месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов
крупные
360
средние
240
мелкие
120
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев
крупные
180
средние
120
мелкие
60
россыпные месторождения
крупные
90
средние
60
мелкие
30
месторождения общераспространенных полезных ископаемых
крупные
75
средние
50
мелкие
25
подземные воды
крупные
160
средние
80
мелкие
40
эксплуатируемые одиночными скважинами для питьевого и технического водоснабжения
10
Документы и материалы по подсчету геологических запасов всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений углеводородного сырья, включая обоснование показателей проницаемости
нефть
уникальные
960
крупные
576
средние
384
мелкие
192
Документы и материалы по подсчету геологических запасов всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений углеводородного сырья, включая определение стратиграфической принадлежности продуктивных отложений
нефть, газ
уникальные
960
крупные
576
средние
384
мелкие
192
Документы и материалы по подсчету геологических запасов всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений углеводородного сырья, включая определение стратиграфической принадлежности продуктивных отложений и обоснование показателей проницаемости
нефть, газ
уникальные
1120
крупные
672
средние
448
мелкие
224
Документы и материалы (технологическая схема разработки, дополнение к технологической схеме разработки, технологический проект разработки и дополнение к технологическому проекту разработки) по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата
нефть, газ
уникальные
800
крупные
480
средние
320
мелкие
160
очень мелкие
80
Документы и материалы (дополнение к технологической схеме разработки по упрощенной схеме, дополнение к технологическому проекту разработки по упрощенной схеме, проект пробной эксплуатации и дополнение к проекту пробной эксплуатации) по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата
нефть, газ
уникальные
400
крупные
240
средние
160
мелкие
80
очень мелкие
40
Документы и материалы по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов твердых полезных ископаемых в недрах
месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов
крупные
360
средние
240
мелкие
120
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев
крупные
180
средние
120
мелкие
60
россыпные месторождения
крупные
90
средние
60
мелкие
30
месторождения общераспространенных полезных ископаемых
крупные
75
средние
50
мелкие
25
Документы и материалы по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов подземных вод
подземные воды
крупные
160
средние
80
мелкие
40
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов залежи углеводородного сырья
нефть, газ
для всех категорий месторождений оплата производится по каждой залежи
30
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов залежи углеводородного сырья, включая обоснование показателей проницаемости
нефть
для всех категорий месторождений оплата производится по каждой залежи
36
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов залежи углеводородного сырья, включая определение стратиграфической принадлежности продуктивных отложений
нефть, газ
для всех категорий месторождений оплата производится по каждой залежи
36
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов залежи углеводородного сырья, включая определение стратиграфической принадлежности продуктивных отложений и обоснование показателей проницаемости
нефть, газ
для всех категорий месторождений оплата производится по каждой залежи
42
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов твердых полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов
месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов
для всех категорий месторождений
60
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев
для всех категорий месторождений
30
россыпные месторождения
для всех категорий месторождений
10
месторождения общераспространенных полезных ископаемых
для всех категорий месторождений
10
Документы и материалы по подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений твердых полезных ископаемых
месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов
крупные
180
средние
120
мелкие
60
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев
крупные
90
средние
60
мелкие
30
россыпные месторождения
для всех категорий месторождений
30
месторождения общераспространенных полезных ископаемых
для всех категорий месторождений
25
Документы и материалы по геологической информации об участках недр, намеченных для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных отходов, отходов I - V классов опасности, сброса сточных вод, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых
участки недр
для всех участков недр независимо от размера
300

Приложение N 2
к Положению
о государственной экспертизе
запасов полезных ископаемых,
геологической, экономической
и экологической информации
о предоставляемых в пользование
участках недр, об определении
размера и порядка взимания
платы за ее проведение

КАТЕГОРИИ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ (ОБЪЕМАМ) ЗАПАСОВ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ
ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Полезное ископаемое
Единица измерения
Категории месторождений
крупные <1>
средние
мелкие <2>
1. Месторождения углеводородного сырья
Нефть и конденсат <3>
млн. тонн
30
30 - 5
5
Газ <4>
млрд. куб. метров
30
30 - 5
5
2. Месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов
Железные руды
млн.тонн
300
300 - 50
50
Марганцевые руды
млн. тонн
30
30 - 3
3
Хромовые руды
млн. тонн
10
10 - 1
1
Бериллий
тыс. тонн
10
10 - 0,5
0,5
Бокситы
млн. тонн
50
50 - 5
5
Вольфрам в коренных месторождениях
тыс. тонн
100
100 - 10
10
Висмут
тыс. тонн
15
15 - 1
1
Германий
тыс. тонн
1,5
1,5 - 0,5
0,5
Кобальт
тыс. тонн
15
15 - 2
2
Литий
тыс. тонн
200
200 - 50
50
Медь
тыс. тонн
1000
1000 - 100
100
Молибден
тыс. тонн
50
50 - 5
5
Никель
тыс. тонн
200
200 - 30
30
Ниобий
тыс. тонн
300
300 - 50
50
Олово в коренных месторождениях
тыс. тонн
50
50 - 5
5
Ртуть
тыс. тонн
15
15 - 0,7
0,7
Свинец
тыс. тонн
1000
1000 - 100
100
Стронций (целестин, стронцианит)
тыс. тонн
500
500 - 100
100
Сурьма
тыс. тонн
100
100 - 10
10
Тантал в коренных месторождениях
тыс. тонн
5
5 - 0,5
0,5
Титан в коренных месторождениях
млн. тонн
10
10 - 3
3
Цезий
тыс. тонн
5
5 - 0,5
0,5
Цинк
тыс. тонн
1000
1000 - 100
100
Цирконий
млн. тонн
1,5
1,5 - 0,3
0,3
Золото в коренных месторождениях
тонн
50
50 - 5
5
Серебро
тонн
3000
3000 - 500
500
Платина в коренных месторождениях
тонн
30
30 - 3
3
Радиоактивное сырье
тыс. тонн
20
20 - 5
5
Алмазы в коренных месторождениях
млн. карат
20
20 - 1
1
3. Месторождения нерудных полезных ископаемых, углей, горючих сланцев
Уголь:
коксующийся
млн. тонн
300
300 - 50
50
энергетический
млн. тонн
500
500 - 50
50
бурый
млн. тонн
1000
1000 - 100
100
Горючие сланцы
млн. тонн
1000
1000 - 100
100
Фосфориты
млн. тонн
30
30 - 10
10
Апатиты
млн. тонн
50
50 - 10
10
Борные руды:
бораты
млн. тонн
1,5
1,5 - 0,2
0,2
боросиликаты
млн. тонн
20
20 - 5
5
Калийные соли
млн. тонн
500
500 - 100
100
Сера самородная
млн. тонн
20
20 - 2
2
Сода природная
млн. тонн
50
50 - 3
3
Соль поваренная:
пищевая
млн. тонн
300
300 - 100
100
химическая
млн. тонн
1000
1000 - 200
200
Магниевые соли
млн. тонн
80
80 - 10
10
Сульфат натрия
млн. тонн
10
10 - 5
5
Абразивы:
корунд, гранат
тыс. тонн
100
100 - 30
30
наждак
тыс. тонн
300
300 - 100
100
Асбест:
хризотиловый
млн. тонн
15
15 - 2
2
антофиллитовый
тыс. тонн
40
40 - 5
5
амфиболитовый
тыс. тонн
5
5 - 0,5
0,5
Барит
млн. тонн
3
3 - 1
1
Брусит
млн. тонн
5
5 - 2
2
Волластонит
млн. куб. метров
3
3 - 1
1
Глины:
огнеупорные
млн.тонн
25
25 - 5
5
тугоплавкие
млн. тонн
50
50 - 10
10
бентонитовые,
млн. тонн
15
15 - 2
2
палыгорскитовые
Горные породы (для изготовления декоративно-облицовочных материалов)
млн. куб. метров
5
5 - 2
2
Графит
млн. тонн
15
15 - 3
3
Тальк, тальковый камень, пирофиллит
млн. тонн
5
5 - 0,5
0,5
Каолины
млн. тонн
25
25 - 5
5
Бокситы (для производства огнеупоров)
млн. тонн
10
10 - 3
3
Доломиты (для металлургической и химической промышленности)
млн. тонн
100
100 - 30
30
Известняки (для металлургической, химической, стекольной, пищевой промышленности)
млн. тонн
150
150 - 50
50
Кварцит (для динаса, ферросплавов, карбида, кремния)
млн. тонн
30
30 - 5
5
Диатомит, спонголит
млн. тонн
5
5 - 1
1
Магнезит
млн. тонн
100
100 - 10
10
Мраморы (архитектурно-строительные, поделочные и статуарные)
млн. тонн
2
2 - 0,5
0,5
Пегматиты, полевошпатовое сырье
млн. тонн
2
2 - 0,5
0,5
Эффузивные породы для производства вспученных материалов
млн. тонн
5
2 - 1
1
Формовочные материалы
млн. тонн
20
20 - 5
5
Плавиковый пшат
млн. тонн
5
5 - 1
1
Слюда - мусковит
тыс. тонн
20
20 - 2
2
Слюда - флогопит и вермикулит
тыс. тонн
1
1 - 0,1
0,1
Цеолиты
тыс. тонн
100
100 - 0,1
0,1
Гипс, ангидрит
тыс. тонн
20
20 - 5
5
Ювелирные (полудрагоценные) камни (аквамарин, аметист, берилл, бирюза, хризолит, опал благородный)
килограммов
500
500 - 50
50
Ювелирно-поделочные камни (агат, жадеит, лазурит, малахит, нефрит, сердолик, чароит)
тонн
900
900 - 200
200
Поделочные камни (змеевик, оникс мраморный, офиокальцит, яшма)
тонн
10000
10000 - 3000
3000
Кварц жильный для плавки оптического кварцевого стекла
тыс. тонн
500
500 - 100
100
Кварц жильный для оптического стекловарения
млн. тонн
3
3 - 0,5
0,5
Кварц жильный для синтеза оптических кристаллов кварца
тыс. тонн
100
100 - 40
40
Пьезооптическое сырье:
пьезокварц
тонн
5
5 - 1,5
1,5
горный хрусталь
тонн
500
500 - 200
200
исландский шпат
тонн
8
8 - 1
1
оптический флюорит
тонн
0,5
0,5 - 0,1
0,1
Драгоценные камни (изумруд, сапфир, рубин, александрит)
тыс. карат
100
100 - 10
10
4. Россыпные месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов
Вольфрам
тыс. тонн
15
15 - 1
1
Олово
тыс. тонн
10
10 - 1
1
Тантал
тыс. тонн
1
1 - 0,1
0,1
Титан:
рутил
млн. тонн
1
1 - 0,1
0,1
ильменит
млн. тонн
5
5 - 0,5
0,5
Золото
тонн
3
3 - 0,5
0,5
Платина
тонн
3
3 - 0,5
0,5
Алмазы
млн. карат
5
5 - 0,1
од
5. Месторождения общераспространенных полезных ископаемых
Общераспространенные полезные ископаемые
млн. куб. метров
5
1 - 5
1
6. Подземные воды
Пресные воды для хозяйственно-питьевого, технического водоснабжения и орошения земель
тыс. куб. метров в сутки
200
200 - 30
30
Термальные воды для производства тепловой или электрической энергии
тыс. куб. метров в сутки (в виде пароводяной смеси - тонн в сутки)
30
30 - 15
15
Минеральные воды (лечебные и природные столовые):
сероводородные, радоновые, кремнистые, рассолы
куб. метров в сутки
500
500 - 100
100
углекислые, железистые, содержащие органику, сульфидные, минерализованные различного состава, природные столовые
куб. метров в сутки
300
300 - 50
50
азотные термы
куб. метров в сутки
1500
1500 - 300
300
Промышленные воды для извлечения полезных компонентов
тыс. куб. метров в сутки
30
30 - 15
15

--------------------------------

<1> К крупным месторождениям полезных ископаемых относятся месторождения с запасами более указанной цифры.

<2> К мелким месторождениям полезных ископаемых относятся месторождения с запасами менее указанной цифры.

<3> Месторождения нефти и конденсата с извлекаемыми запасами более 300 млн. тонн относятся к уникальным месторождениям, с запасами менее 1 млн. тонн - к очень мелким месторождениям.

<4> Месторождения газа с извлекаемыми запасами более 300 млрд. куб. метров относятся к уникальным месторождениям, с запасами менее 1 млрд. куб. метров - к очень мелким месторождениям.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области