ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2007 г. N 852
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации".
2. Установить, что президент-ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, замещающий указанную должность, осуществляет полномочия по управлению Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации до избрания ее ректора в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением уставом.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 декабря 2007 г. N 852
УСТАВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
I. Общие положения
1. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - Академия) является федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализует образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
2. Академия образована путем преобразования Российской академии управления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1994 г. N 1140.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 26 апреля 1995 г. N 197-рп Академия является правопреемницей Российской академии управления в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью, включая объекты незавершенного строительства.
3. Полное официальное наименование Академии - федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Сокращенные наименования - РАГС, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, ФГОУ ВПО "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Наименование Академии на английском языке - Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation, сокращенное наименование на английском языке - RAPA.
Местонахождение Академии: Россия, 119606, г. Москва, просп. Вернадского, д. 84.
4. Учредителем Академии является Правительство Российской Федерации.
5. Координацию деятельности Академии осуществляет Администрация Президента Российской Федерации.
6. Академия является юридическим лицом, имеет лицевые счета по учету средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства, счета по учету средств в иностранной валюте, открытые в учреждениях Банка России или кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, а также имеет самостоятельный баланс.
7. Академия вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в судах.
8. Академия имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, а также может иметь иные печати, штампы, бланки, товарный знак и символику.
9. Академия имеет право на выдачу документов государственного образца соответствующего уровня образования и (или) квалификации своим выпускникам после получения в установленном порядке свидетельства о государственной аккредитации по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).
10. Академия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1994 г. N 1140 выполняет функции учебно-методического, научного и информационно-аналитического центра по проблемам государственной службы в Российской Федерации, а также функции управления системой переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
11. Академия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации и настоящим уставом.
12. Основными направлениями деятельности Академии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2006 г. N 1264 являются:
а) подготовка и переподготовка граждан для прохождения государственной службы;
б) профессиональная переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих муниципальные должности, лиц, включенных в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы, работников, высвобождаемых при сокращении штата или ликвидации государственных органов, а также оказание иных образовательных услуг в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности;
в) подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
г) организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;
д) проведение исследований, выполнение работ и оказание услуг по заданию Администрации Президента Российской Федерации;
е) оказание консультационных и информационно-аналитических услуг, а также услуг научно-методического характера федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям;
ж) научное и организационное сопровождение международных программ и проектов сотрудничества в области государственной службы;
з) осуществление международного сотрудничества по направлениям, соответствующим профилю деятельности Академии.
13. Академия осуществляет редакционно-издательскую деятельность, выпуск, распространение учебников и хрестоматий, учебных и учебно-методических пособий, научной, справочной литературы, периодических изданий, а также аудиовизуальной продукции, обучающих программ и информационных материалов, связанных с образовательным процессом, научной и иной деятельностью, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
14. Академия координирует учебную, научную, информационно-аналитическую и методическую деятельность федеральных государственных образовательных учреждений, осуществляющих обучение государственных служащих, указанных в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 10 ноября 2006 г. N 1264. Координация осуществляется:
а) в учебной деятельности путем:
реализации единой образовательной политики в сфере подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;
формирования непрерывной многоуровневой системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы в соответствии с потребностями органов государственной власти и органов местного самоуправления;
участия в разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ для государственных и муниципальных служащих на основе российского и зарубежного опыта, а также с учетом основных тенденций развития европейского образовательного пространства;
объединения усилий в области информационного обеспечения обучения, создания единой сети для использования дистанционных образовательных технологий и консалтинга;
б) в научной деятельности путем:
концентрации усилий ученых и специалистов в научной разработке проблем укрепления российской государственности, развития государственной и муниципальной службы, кадровой политики, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;
создания временных творческих коллективов из числа штатных работников и внештатных работников Академии на основании договоров гражданско-правового характера по реализации инновационных научно-исследовательских проектов фундаментального и прикладного характера в области государственного и муниципального управления;
укрепления контактов с учеными Российской академии наук, отраслевых академий и их региональных отделений, учеными и специалистами высших учебных заведений Российской Федерации;
в) в информационно-аналитической и методической деятельности путем:
создания совместных авторских коллективов по подготовке образовательных программ, учебников и учебно-методических пособий, информационно-аналитических сборников, других материалов информационно-аналитического и учебно-методического характера;
формирования единых подходов к обеспечению качества обучения, внедрению современных моделей качества, систем оценки и контроля знаний обучающихся;
проведения мероприятий по обмену опытом работы в области информационно-аналитической и методической деятельности, организации повышения квалификации и стажировок научно-педагогических кадров, а также воспитательной работы с обучающимися.
15. Академия вправе запрашивать у учреждений, указанных в пункте 14 настоящего устава, в целях формирования единой отчетности по подготовке государственных и муниципальных служащих, других категорий работников статистические данные, установленные федеральными органами государственной статистики, материалы ведомственной отчетности, анализ кадрового состава научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, справки и записки по вопросам учебно-методической, научной работы, другие информационно-аналитические материалы, а также сведения по запросу Администрации Президента Российской Федерации.
16. В Академии могут быть созданы попечительский совет, а также советы по различным направлениям учебно-методической, научной, редакционно-издательской и иной деятельности. Порядок формирования и работы советов определяется положениями о них, утверждаемыми ректором Академии.
17. В состав Академии входят филиалы, институты, в том числе научно-исследовательские, факультеты, кафедры, аспирантура и докторантура, учебные, научные, информационно-аналитические подразделения, библиотека, издательство, редакции журналов и малотиражной газеты, управления и объекты производственной, социальной инфраструктуры и иные структурные подразделения, осуществляющие образовательную, научную, научно-исследовательскую, информационно-аналитическую, методическую, редакционно-издательскую и финансово-экономическую деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
18. Структурные подразделения не являются юридическими лицами. Статус и функции структурного подразделения Академии определяются положением, принятым ученым советом Академии и утвержденным ректором Академии.
19. В целях обеспечения режима секретности и проведения всех видов работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в Академии функционирует самостоятельное структурное подразделение по защите государственной тайны. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на ректора Академии.
Допуск Академии к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации и реализацией мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется путем получения Академией в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
20. Филиалы Академии являются ее обособленными структурными подразделениями, расположенными вне местонахождения Академии.
Положение о филиале принимается ученым советом Академии и утверждается ректором Академии.
21. Филиалы Академии создаются, реорганизуются, переименовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Академия имеет следующие филиалы:
Владимирский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" (создан приказом президента-ректора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 277. Местонахождение - Россия, 600017, г. Владимир, ул. Горького, д. 59А. Сокращенное наименование филиала - Владимирский филиал РАГС);
Воронежский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" (создан приказом президента-ректора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 277. Местонахождение - Россия, 394005, г. Воронеж, Московский просп., д. 143. Сокращенное наименование филиала - Воронежский филиал РАГС).
23. Академия вправе добровольно вступать и объединяться в ассоциации (союзы), которые создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24. Академия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за сохранность документов (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие), обеспечивает их передачу на государственное хранение в соответствии с установленным перечнем документов, хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу.
25. Академия в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по мобилизационной политике, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
26. Устав Академии и изменения к нему принимаются конференцией педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся и утверждаются по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В Академии должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с действующим уставом, предложениями о внесении в него изменений, а также условия для свободного обсуждения этих предложений.
Соблюдение положений настоящего устава обязательно для всех категорий работников и обучающихся Академии.
27. Устав Академии и изменения к нему подлежат регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28. Академия и ее филиалы могут реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующих лицензий.
Деятельность Академии по реализации указанных образовательных программ (включая разработку требований к приему граждан, содержанию образования и организации образовательного процесса, выдачу документов об образовании, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам) регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и настоящим уставом.
II. Прием в Академию
29. Порядок приема граждан в Академию устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
30. Академия объявляет прием для обучения по образовательным программам высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.
31. При приеме Академия знакомит поступающих и (или) их родителей (законных представителей) с настоящим уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации Академии и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
32. Количество граждан, принимаемых на первый курс Академии для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема определяются в пределах государственных заданий (контрольных цифр), устанавливаемых ежегодно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Академия вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования прием граждан сверх установленных государственных заданий (контрольных цифр) для обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе договоров с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами. При этом общее количество обучающихся в Академии не должно превышать численность контингента, установленную в лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Академия вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием на основании договоров с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
33. Прием в Академию проводится на конкурсной основе по заявлениям поступающих. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных граждан, подготовленных к освоению образовательных программ соответствующего уровня и (или) ступени, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются категории граждан, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
34. Поступающие в Академию проходят вступительные испытания на русском языке.
35. На период проведения вступительных испытаний и зачисления в Академию создаются приемная, предметные экзаменационные, аттестационные и апелляционная комиссии, порядок формирования, состав, полномочия и деятельность которых регламентируются положениями, утверждаемыми ректором Академии.
36. На каждого обучающегося в Академии формируется в установленном законодательством Российской Федерации порядке личное дело.
III. Образовательная деятельность Академии
37. Образовательный процесс в Академии ведется на русском языке.
38. Программы подготовки бакалавров, магистров и специалистов по направлениям подготовки (специальностям) являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.
39. Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования определяется Академией в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Обучение студентов в Академии может осуществляться по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Сроки освоения образовательных программ высшего профессионального образования устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными государственными образовательными стандартами.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также по нескольким формам обучения (в случае их сочетания) при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования могут увеличиваться на срок до 1 года по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета Академии.
Решением ученого совета Академии может сокращаться срок обучения в Академии лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, а также лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Условия освоения указанными лицами основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Академия самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие учебные планы, а также годовые календарные учебные графики.
40. Организация учебного процесса в Академии по образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются Академией самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
41. В Академии учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану и графику учебного процесса по конкретному направлению подготовки (специальности).
Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.
В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.
42. Ученый совет Академии вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.
43. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут. Продолжительность 1 занятия (лекции, семинары и другие) составляет, как правило, 2 академических часа. Перерывы между лекциями и другими видами учебных занятий составляют не менее 10 минут.
Учебная нагрузка студента определяется учебными планами, состоит из аудиторных занятий, самостоятельной работы, изучения факультативных дисциплин, консультаций и не может превышать 54 часа в неделю.
44. Учебные занятия в Академии проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, "круглых столов", собеседований, практических занятий, деловых игр, лабораторных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, подготовки рефератов, контрольных работ, выполнения курсового проектирования (курсовой работы), квалификационной работы (дипломной работы и магистерской диссертации), производственной практики, стажировки. Академия может устанавливать другие виды учебных занятий.
45. В Академии устанавливается обязательное посещение обучающимися учебных занятий всех видов.
46. В Академии допускается обучение студентов и слушателей по индивидуальному учебному плану и графику. Порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану и графику утверждается ректором (проректором по учебно-методической работе) Академии.
47. Академия может вести совместные образовательные программы с другими образовательными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными документами.
48. Академия оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.
49. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается ученым советом Академии.
Студенты, обучающиеся в Академии по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.
Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
50. При проведении промежуточной аттестации обучающихся уровень их знаний, умений и навыков определяется оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно" по дисциплинам, для которых формой контроля является экзамен, а также "зачтено" и "не зачтено" - по дисциплинам, для которых установлен зачет.
В Академии применяются также многобалльная система оценки знаний студентов по отдельным дисциплинам и рейтинговая система комплексной оценки знаний.
51. В Академии допускается пересдача экзаменов, зачетов, повторная защита курсовых работ в ходе промежуточной аттестации, как правило, только в случае получения неудовлетворительной оценки, но не более двух раз. Первую пересдачу (повторную защиту) принимает преподаватель, ранее принимавший экзамен, зачет (курсовую работу), или с письменного разрешения заведующего кафедрой другой преподаватель, ведущий эту учебную дисциплину (учебный курс). Направление на пересдачу (повторную защиту) выдается студенту деканом соответствующего факультета по согласованию с проректором по учебно-методической работе. Вторую пересдачу (повторную защиту) принимает комиссия, создаваемая распоряжением проректора по учебно-методической работе.
Досрочная промежуточная аттестация допускается при наличии уважительных причин только с разрешения декана факультета, согласованного с проректором по учебно-методической работе и заведующим соответствующей кафедрой.
52. Итоговая аттестация выпускника Академии является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
Итоговая аттестация выпускника Академии осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
После прохождения итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены каникулы в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.
53. Академия выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
54. Выпускнику Академии и обучающемуся, выбывшему до окончания Академии, из личного дела выдается документ об образовании, на основании которого он был зачислен в Академию. Заверенная копия документа остается в личном деле. Все прочие документы (выписки из приказов о зачислении, об окончании или выбытии, зачетная книжка, студенческий билет и другие) остаются для хранения в личном деле.
55. Перевод на обучение в Академию из других высших учебных заведений, а также внутри Академии с одной образовательной программы и формы обучения на другую осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
IV. Научная деятельность
56. Академия организует и проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, оказывает услуги научно-методического характера федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям.
57. Приоритетными для Академии являются научные исследования по заданию Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.
58. Академия проводит научные исследования по следующим проблемам:
а) совершенствование государственного управления в Российской Федерации, повышение его эффективности;
б) развитие системы государственной службы и формирование механизмов кадровой политики;
в) правовое обеспечение государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной службы;
г) осуществление структурных преобразований в экономике России, разработка механизмов реализации приоритетных национальных программ и проектов, направленных на обеспечение конкурентоспособности российской экономики;
д) совершенствование социальной политики государства;
е) использование новых информационных технологий в сфере государственного управления и государственной службы;
ж) развитие гуманитарных наук и культуры;
з) обеспечение государственных интересов Российской Федерации на международной арене, а также национальной безопасности страны;
и) государственно-политическое, социально-экономическое, правовое и духовное развитие российского государства и общества.
59. Для эффективного осуществления научной деятельности Академией используются различные формы взаимного научного сотрудничества с иными образовательными и научными организациями.
V. Управление Академией
60. Академия обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Под автономией Академии понимается ее самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
61. Управление Академией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и настоящим уставом на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.
62. Отношения между Академией и учредителем регулируются законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
63. Конференция педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся Академии (далее - конференция) является органом самоуправления Академии.
Порядок избрания делегатов на конференцию определяется ученым советом Академии. При этом члены ученого совета Академии должны составлять не более половины общего числа делегатов.
Конференция считается правомочной, если в ней приняли участие не менее двух третей списочного состава ее делегатов. Решение конференции считается принятым, если за него проголосовали более половины делегатов, присутствующих на конференции.
64. К компетенции конференции относится:
а) принятие устава Академии и внесение в него изменений;
б) избрание ученого совета Академии;
в) избрание ректора Академии;
г) рассмотрение и утверждение коллективного договора между администрацией и коллективом Академии.
65. Общее руководство Академией осуществляет выборный представительный орган - ученый совет Академии.
В состав ученого совета Академии входят ректор Академии, который является его председателем, проректоры и по решению ученого совета Академии - деканы факультетов. Другие члены ученого совета Академии избираются на конференции тайным голосованием.
Количество членов ученого совета Академии не должно превышать 55 человек.
Нормы представительства в ученом совете Академии от ее структурных подразделений и обучающихся определяются ученым советом Академии.
Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета Академии или отозванными из него, если за это проголосовали более половины делегатов, присутствующих на конференции, при наличии не менее двух третей ее списочного состава.
В случае увольнения (отчисления) из Академии члена ученого совета Академии он выбывает из его состава.
Срок полномочий ученого совета Академии - 5 лет. Досрочные перевыборы членов ученого совета Академии проводятся по требованию не менее половины его членов.
66. Ученый совет Академии:
а) определяет порядок избрания делегатов на конференцию, осуществляет подготовку документации и ведения конференции;
б) рассматривает проект устава Академии, а также вносимых в него изменений, принимает решения о вынесении проекта устава Академии на конференцию;
в) принимает решение о созыве конференции, а также по иным вопросам, связанным с ее проведением;
г) осуществляет общий контроль за соблюдением в деятельности Академии законодательства Российской Федерации и настоящего устава;
д) решает вопросы учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и информационно-аналитической работы, подготовки кадров, осуществления международных связей Академии, в том числе утверждает рабочие учебные планы и программы, устанавливает нормы учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава, решает вопросы координации учебных планов кафедр, принимает решения по всем вопросам организации учебного процесса, включая сроки обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, утверждает положения о проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, переносит сроки начала учебного года, утверждает порядок формирования планов научно-исследовательской работы по заданию Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;
е) ежегодно заслушивает доклады ректора и проректоров Академии по основным направлениям деятельности;
ж) обсуждает бюджет Академии, заслушивает ежегодно отчет о ее финансово-хозяйственной деятельности;
з) определяет принципы распределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов Академии;
и) утверждает положения о стипендиях, устанавливает размеры стипендий студентам, аспирантам и докторантам;
к) определяет сроки и процедуру проведения выборов ректора Академии, порядок выдвижения кандидатур на эту должность и требования к ним;
л) принимает решения по вопросам представления к присвоению ученых званий доцента и профессора работникам Академии из числа профессорско-преподавательского состава;
м) проводит конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников;
н) принимает решение о возможности включения деканов факультетов в состав ученого совета Академии без избрания на конференции;
о) избирает деканов факультетов, заведующих кафедрами;
п) рассматривает вопросы организационной структуры Академии, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации кафедр и других ее структурных подразделений;
р) определяет направления научных исследований;
с) рассматривает годовые планы научно-исследовательских работ Академии;
т) рассматривает вопросы деятельности диссертационных советов Академии;
у) устанавливает в рамках лицензии объем и структуру приема студентов на первый курс, количество обучаемых в Академии студентов, слушателей (в том числе в филиалах), аспирантов и докторантов;
ф) рассматривает вопросы редакционно-издательской деятельности;
х) ходатайствует о присвоении почетных званий Российской Федерации, представлении к государственным и отраслевым наградам и премиям;
ц) присуждает почетные звания Академии;
ч) решает другие вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
67. Решения ученого совета Академии по конкурсному отбору на должности научно-педагогических работников, избранию деканов факультетов, заведующих кафедр и представлению к ученым званиям принимаются тайным голосованием. Другие решения принимаются открытым голосованием.
В случае тайного голосования решение ученого совета Академии считается принятым, если за него проголосовали более половины членов, принявших участие в голосовании, при наличии не менее двух третей его списочного состава.
В случае открытого голосования решение ученого совета Академии считается принятым, если в заседании участвуют более половины его списочного состава, а за решение голосуют более половины присутствующих.
Решения ученого совета Академии вступают в силу с даты подписания их председателем ученого совета Академии, а в случае его отсутствия - заместителем председателя.
68. Решения ученого совета Академии по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для выполнения структурными подразделениями Академии, а также всеми работниками и обучающимися.
69. Организационную работу по подготовке и проведению заседания ученого совета Академии, ведение документов и сдачу их в архив осуществляет ученый секретарь.
70. Ученый совет Академии собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца.
71. Непосредственное управление Академией осуществляет ректор Академии.
Ректор Академии осуществляет управление Академией на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за качество подготовки обучающихся, финансовую дисциплину, осуществление учета и отчетности, сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении Академии, соблюдение трудовых прав работников Академии и прав обучающихся, а также соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации.
Ректор Академии избирается тайным голосованием на конференции сроком на 5 лет по результатам обсуждения программ кандидатов на эту должность из числа кандидатур, согласованных с Администрацией Президента Российской Федерации и Аттестационной комиссией Правительства Российской Федерации.
Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора Академии, в котором предусматривается в том числе возможность их самовыдвижения, устанавливается положением, утверждаемым ученым советом Академии.
Ректор Академии считается избранным, если за него проголосовали более половины делегатов, присутствующих на конференции, при наличии двух третей ее списочного состава.
Если голосование проводилось по 1 или 2 кандидатурам и никто из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то выборы признаются несостоявшимися.
Если голосование проводилось по более чем 2 кандидатурам и никто из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то 2 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, включаются в список для повторного голосования. Избранным на должность ректора Академии в результате повторного голосования считается кандидат, за которого проголосовали более половины делегатов, присутствующих на конференции, при наличии двух третей ее списочного состава. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, выборы признаются несостоявшимися.
После избрания ректора Академии с ним заключается в установленном законодательством Российской Федерации порядке трудовой договор сроком на 5 лет.
Сроки и процедура проведения выборов ректора Академии, порядок выдвижения кандидатур на эту должность и требования к ним определяются ученым советом Академии.
Повторные выборы ректора Академии проводятся в случае нарушения процедуры выборов ректора, установленной Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и положением о выборах ректора, утвержденным ученым советом Академии, либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными.
72. При наличии вакантной должности ректора Академии исполнение его обязанностей возлагается актом Правительства Российской Федерации на одного из проректоров.
73. В случае если Академия в целом лишается государственной аккредитации, ректор Академии и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются учредителем от занимаемых должностей. Выборы ректора Академии в этом случае не проводятся, и он принимается учредителем на работу по трудовому договору на срок, не превышающий 5 лет. Учредитель или уполномоченный этим учредителем орган, осуществляющий управление в сфере образования, по представлению ректора Академии утверждает новый состав ученого совета Академии.
После возобновления государственной аккредитации Академии (но не ранее чем через 1 год со дня лишения ее государственной аккредитации) ученый совет Академии избирается в установленном Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" порядке.
74. Совмещение должности ректора Академии с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) не разрешается. Ректор Академии не может исполнять свои обязанности по совместительству.
75. Ректор Академии:
а) издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся Академии;
б) определяет должностные обязанности работников Академии;
в) представляет Академию в государственных органах, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях, в том числе зарубежных;
г) руководит образовательной, научной, хозяйственной и финансовой деятельностью Академии в соответствии с настоящим уставом и законодательством Российской Федерации;
д) возглавляет работу ректората и ученого совета Академии;
е) утверждает положения, инструкции, иные локальные акты, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему уставу;
ж) назначает и увольняет руководителей учебных, научно-исследовательских, информационно-аналитических и иных структурных подразделений Академии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) утверждает положения о структурных подразделениях Академии, в том числе о ее филиалах;
и) решает вопросы финансовой деятельности Академии;
к) распоряжается ее имуществом и средствами в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
л) утверждает локальные сметы доходов и расходов Академии и ее филиалов;
м) заключает договоры, открывает счета в банках в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также выдает доверенности;
н) принимает на работу и увольняет работников Академии;
о) утверждает штатное расписание Академии;
п) утверждает почасовой фонд оплаты труда;
р) издает приказы о поощрении работников Академии и о наложении на них дисциплинарных взысканий;
с) осуществляет иную деятельность от имени Академии в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
76. Проректоры принимаются на работу по трудовому договору, срок окончания которого совпадает со сроком окончания полномочий ректора Академии. Численность проректоров и распределение обязанностей между ними устанавливаются ректором Академии.
77. Для решения оперативных вопросов деятельности Академии при ректоре Академии создается совещательный орган - ректорат, деятельность которого регулируется положением, утверждаемым ректором Академии.
78. Институт, входящий в состав Академии, возглавляет директор, назначаемый приказом ректора Академии.
79. Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом Академии путем тайного голосования сроком на 5 лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора Академии.
80. Декан несет персональную ответственность за результаты деятельности факультета.
81. Кафедру возглавляет заведующий, избираемый ученым советом Академии путем тайного голосования сроком на 5 лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора Академии.
Заведующий кафедрой несет персональную ответственность за уровень и результаты научной и учебно-методической работы кафедры.
82. Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет директор, назначаемый на должность приказом ректора Академии из числа лиц, имеющих, как правило, опыт учебно-методической и (или) научной и организационной работы в высшем учебном заведении.
Директор филиала действует на основании доверенности, выданной ректором Академии.
Директор филиала несет персональную ответственность за результаты работы возглавляемого им филиала.
83. Должности ректора Академии, проректоров, директоров институтов и руководителей филиалов замещаются лицами, возраст которых не превышает 65 лет, независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
По представлению ученого совета Академии учредитель по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации имеет право продлить срок пребывания ректора Академии в этой должности до достижения им возраста 70 лет.
По представлению ученого совета Академии ректор Академии имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, директора института и руководителя филиала до достижения ими возраста 70 лет.
VI. Обучающиеся и работники Академии
84. К обучающимся в Академии относятся студенты, аспиранты, слушатели и другие категории обучающихся.
Студентом Академии является лицо, обучающееся по образовательным программам высшего профессионального образования.
Слушателем Академии является лицо, обучающееся по образовательным программам дополнительного профессионального образования или получающее параллельно второе высшее профессиональное образование.
Аспирантом Академии является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к кафедре Академии, подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
85. Обучающиеся в Академии имеют право:
а) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Академии, в том числе через общественные организации и органы управления Академией;
б) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом Академии и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;
в) принимать активное участие в деятельности кафедр, в конференциях, симпозиумах, своими исследованиями содействовать реализации научных исследований, проводимых на кафедрах и в Академии в целом;
г) выбирать тему выпускной квалификационной работы;
д) в установленном локальными актами Академии порядке пользоваться помещениями и оборудованием учебных аудиторий, лабораторий и кабинетов, а также информационными фондами, учебным, научным и художественным фондами библиотеки Академии, услугами медицинского центра, загородного учебно-оздоровительного и спортивного комплексов;
е) на иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
86. Обучающиеся в Академии обязаны:
а) выполнять требования настоящего устава, соблюдать правила внутреннего распорядка, других локальных актов Академии;
б) посещать учебные занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные соответствующими учебными планами и программами;
в) бережно относиться к имуществу Академии, нести материальную ответственность за причиненные убытки Академии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
87. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской и общественной работе для обучающихся предусматриваются различные формы морального и материального поощрения. Выбор формы поощрения осуществляется ректором Академии по представлению заведующих кафедрами и общественных организаций.
88. За невыполнение обучающимся учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам, нарушение им обязанностей, предусмотренных настоящим уставом и правилами внутреннего распорядка Академии, к обучающемуся могут применяться меры дисциплинарного взыскания вплоть до отчисления из Академии.
89. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть применено к обучающемуся после получения от него объяснения в письменной форме по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения приказом ректора Академии.
90. Дисциплинарное взыскание применяется в срок, не превышающий 1 месяца со дня обнаружения проступка и 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни обучающегося и (или) нахождения его на каникулах.
91. Студент (аспирант) имеет право на восстановление в Академии в течение 5 лет после отчисления по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатная или платная), в соответствии с которой он обучался до отчисления.
92. Восстановление обучающихся, отчисленных из Академии по неуважительной причине, производится ректором Академии по представлению декана факультета (кафедры) в течение 5 лет после отчисления с сохранением основы обучения (бесплатная или платная), в соответствии с которой они обучались до отчисления. Восстановление студента (аспиранта) на обучение на бесплатной основе производится при наличии вакантных мест, как правило, в начале учебного года.
93. В Академии предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав и научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, обслуживающего, учебно-вспомогательного и иного персонала.
К профессорско-преподавательским должностям относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.
94. Прием на работу работников Академии осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
95. Замещение должностей научно-педагогических работников в Академии производится по трудовому договору, заключаемому как на определенный, так и на неопределенный срок. Конкретный срок срочного трудового договора устанавливается по соглашению сторон с учетом мнения ученого совета Академии.
При замещении должностей научно-педагогических работников (за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой) заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, с которым заключается трудовой договор на неопределенный срок, проводится 1 раз в 5 лет.
В целях сохранения в Академии непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству - на срок не более 1 года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.
В Академии не проводится конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
До истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия научно-педагогического работника занимаемой должности может проводиться аттестация. Положение об аттестации научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности в Академии допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
96. Работники Академии имеют право:
а) заключать, изменять и расторгать трудовой договор в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) иметь рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;
в) в установленном локальными актами Академии порядке пользоваться помещениями и оборудованием учебных аудиторий, лабораторий и кабинетов, средствами связи, информационными фондами, учебным, научным и художественным фондами библиотеки Академии, услугами медицинского подразделения, загородного учебно-оздоровительного и спортивного комплексов;
г) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к уставной деятельности Академии;
д) систематически заниматься повышением своей квалификации;
е) работать по совместительству в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
ж) участвовать в отраслевых, межотраслевых, всероссийских и международных семинарах, конференциях, симпозиумах;
з) обжаловать приказы и распоряжения администрации Академии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
97. Научно-педагогические работники Академии помимо прав, предусмотренных пунктом 96 настоящего устава, имеют право:
а) разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебной, научной и методической работы;
б) определять содержание учебных курсов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского образования;
в) применять методы и средства обучения, а также методы проведения научных исследований, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного и научного процессов.
98. Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается ученым советом Академии на каждый учебный год в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов.
99. Педагогическим работникам Академии в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
100. Педагогическим работникам с целью обеспечения их издательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации.
101. Работники Академии обязаны:
а) выполнять требования настоящего устава;
б) добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка Академии, требования по охране труда и технике безопасности;
в) поддерживать порядок и дисциплину в учебных аудиториях, лабораториях, на кафедрах и в Академии в целом, бережно относиться к имуществу Академии, нести установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нанесение убытков Академии;
г) своевременно ставить в известность администрацию Академии и руководство о невозможности по уважительным причинам выполнять возложенные на них обязанности.
102. Научно-педагогические работники Академии помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 101 настоящего устава, обязаны:
а) обеспечивать высокую эффективность учебного и научного процессов, способствовать развитию у обучающихся самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
б) принимать активное участие в методической работе кафедр, совершенствовании учебного процесса, поиске новых более эффективных форм и методов обучения студентов, слушателей и аспирантов, применять в обучении современные компьютерные технологии и технические средства обучения;
в) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки;
г) уважать личное достоинство обучающихся, проявлять заботу об их культурном и физическом развитии, оказывать им помощь в организации самостоятельной работы;
д) вести научные исследования, активно вовлекать в них студентов, слушателей, аспирантов и докторантов;
е) повышать свой профессиональный уровень и педагогическую квалификацию.
103. Увольнение работников Академии по инициативе администрации до истечения сроков действия трудовых договоров производится по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Увольнение педагогических работников по инициативе администрации Академии в связи с сокращением штата допускается только после окончания учебного года.
104. Локальными актами Академии за успехи в работе и другой уставной деятельности для работников Академии предусматриваются различные формы морального и материального поощрения.
105. Педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации на длительный отпуск до 1 года.
VII. Подготовка научно-педагогических кадров и повышение
квалификации научно-педагогических работников
106. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре и докторантуре Академии, а также путем прикрепления к Академии соискателей ученых степеней, перевода педагогических работников на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций, предоставления творческих отпусков для завершения работы над диссертациями, направления на стажировки в другие образовательные учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
107. Количество лиц, принимаемых в аспирантуру и докторантуру Академии за счет средств федерального бюджета (контрольные цифры), и структура их приема устанавливаются ежегодно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
108. Академия вправе осуществлять прием граждан сверх государственных заданий (контрольных цифр) в аспирантуру и докторантуру для подготовки кандидатов наук и докторов наук на платной (договорной) основе.
Подготовка аспирантов осуществляется по очной и заочной формам.
В аспирантуру принимаются лица с высшим профессиональным образованием на основе конкурсного отбора. Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре за счет средств федерального бюджета, имеют право на вторичное поступление в аспирантуру только на платной (договорной) основе.
109. Права и обязанности аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные им, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
110. В докторантуру Академии принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать 3 года.
111. Аспиранты и докторанты имеют право на стажировки, в том числе в высших учебных заведениях и научных центрах зарубежных государств.
112. Аспирантам, обучающимся по очной форме за счет средств федерального бюджета, а также докторантам, принятым в Академию за счет средств федерального бюджета, выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью 2 месяца.
113. Аспирантам и докторантам, принятым в Академию за счет средств федерального бюджета, для приобретения научной литературы выдается ежегодное пособие в размере 2 месячных стипендий.
114. Иногородним аспирантам, докторантам и соискателям предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по подготовке диссертации. Аспирантам, обучающимся по очной форме, общежитие предоставляется в порядке, установленном ректором Академии.
115. Повышение квалификации научно-педагогических работников Академии проводится не реже 1 раза в 5 лет в образовательных учреждениях системы дополнительного профессионального образования и структурных подразделениях высших учебных заведений, в том числе в структурных подразделениях Академии.
VIII. Экономика Академии
116. Главным распорядителем бюджетных средств для Академии является Управление делами Президента Российской Федерации. Главный распорядитель осуществляет в отношении Академии:
а) доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств;
б) утверждение сметы доходов и расходов;
в) оформление разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
г) другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
117. Имущество Академии находится в федеральной собственности.
Полномочия собственника в отношении объектов движимого федерального имущества, переданного Академии, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в отношении объектов недвижимого имущества и культурных ценностей, переданных Академии, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.
118. За Академией в целях обеспечения деятельности, предусмотренной настоящим уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, находящееся на ее балансе, объекты незавершенного строительства, в том числе имущество, переданное ранее Академии и находящееся на ее балансе.
119. За Академией закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, выделенные ей в установленном порядке.
120. Имущество, приобретенное Академией за счет средств, полученных от разрешенных видов деятельности (внебюджетных средств), учитываемое на отдельном балансе, поступает в самостоятельное распоряжение Академии.
121. Академия вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Средства, полученные Академией в качестве арендной платы, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача в аренду закрепленных за Академией объектов собственности осуществляется без права выкупа.
122. Академия несет ответственность за сохранность и эффективное использование имущества, закрепленного за ней на праве оперативного управления.
Академия не вправе совершать сделки, возможным последствием которых явится отчуждение или обременение имущества, находящегося в оперативном управлении Академии, либо имущества, приобретенного за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
Академия отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами, а также имуществом, учитываемым на отдельном балансе. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Академии несет собственник имущества, закрепленного за Академией на праве оперативного управления.
123. Финансовое обеспечение деятельности Академии осуществляется за счет:
а) средств федерального бюджета в соответствии с государственным заказом (контрольными цифрами) на подготовку специалистов с высшим, послевузовским и дополнительным профессиональным образованием;
б) средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за Академией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) средств (доходов), получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (включая платную образовательную деятельность);
г) средств в виде отчислений от доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности филиалов Академии;
д) добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
е) средств, поступающих от арендаторов на возмещение коммунальных и эксплуатационных услуг, а также от страховых организаций - на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
ж) средств федерального бюджета на организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам государственного управления в соответствии с основными направлениями научных исследований.
124. Основными видами деятельности, осуществляемыми за счет средств федерального бюджета (в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год), являются:
а) образовательная деятельность по государственным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в пределах установленных контрольных цифр, а именно:
реализация образовательных программ высшего профессионального образования, в том числе профессиональная подготовка кадров для государственной гражданской службы, предусмотренная Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
профессиональная переподготовка, повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с государственным заказом;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации лиц, включенных в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы, работников, высвобождаемых при сокращении штата или ликвидации федеральных органов государственной власти;
б) подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации;
в) организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам государственной службы и кадровой политики для органов государственной власти в соответствии с основными направлениями научных исследований, согласованными с Администрацией Президента Российской Федерации;
г) информационно-аналитическое обеспечение государственной службы по заказам Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;
д) координация учебной, научной, информационно-аналитической и методической деятельности учреждений, указанных в пункте 14 настоящего устава;
е) программно-методическое обеспечение системы обучения государственных служащих по образовательным программам высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования;
ж) библиотечное обслуживание обучающихся и работников Академии, приобретение литературы для библиотечного фонда.
124.1. Академия в установленном законодательством Российской Федерации порядке оказывает медицинские услуги работникам и обучающимся в Академии (осуществляет амбулаторно-поликлиническое медицинское обслуживание).
125. Академия осуществляет расходование бюджетных средств и средств иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе сметы доходов и расходов, утвержденной в установленном порядке.
126. Академия в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом вправе осуществлять сверх установленных государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку специалистов, в том числе иностранных, соответствующего уровня образования с оплатой стоимости обучения, оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, по договорам с юридическими и (или) физическими лицами.
Указанные виды деятельности не могут быть оказаны взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета.
127. Академия самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и настоящему уставу.
128. Академия в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно устанавливает заработную плату работникам Академии, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования.
129. Академия в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно распределяет финансовые ресурсы между структурными подразделениями и временными творческими коллективами, а также распоряжается доходами от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в установленном порядке.
130. Академия в установленном порядке:
а) осуществляет функции распорядителя бюджетных средств в отношении филиалов Академии, распределяет между ними лимиты бюджетных обязательств, оформляет разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства и утверждает сметы доходов и расходов, а также порядок их составления;
б) обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также средств, полученных в установленном порядке от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
в) осуществляет ведение бюджетного учета, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предоставление бюджетной отчетности в порядке, установленном для бюджетных учреждений федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности;
г) ведет капитальное строительство новых зданий и сооружений на земельных участках, закрепленных за ней в соответствии с основными направлениями деятельности Академии;
д) проводит капитальный ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе Академии;
е) осуществляет функции заказчика-застройщика на подрядные и проектно-изыскательские работы для Академии;
ж) предоставляет право на использование объектов интеллектуальной собственности по лицензионным соглашениям в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, за исключением прав Российской Федерации.
131. В целях обеспечения более эффективной организации своей деятельности Академия в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять следующие виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на возмездных условиях на основе договоров, заключенных с юридическими и физическими лицами:
а) обучение граждан по образовательным программам высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов сверх государственных заданий (контрольных цифр), доведенных в установленном порядке;
б) оказание платных дополнительных образовательных услуг (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин и другие услуги), не предусмотренных соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами;
в) организация и проведение стажировки и практики граждан в Российской Федерации и за рубежом, направление на обучение за пределы территории Российской Федерации;
г) реализация товаров, созданных или приобретенных за счет средств от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, направленных на обеспечение уставной деятельности, в том числе на обеспечение образовательного процесса и научной деятельности;
д) выполнение аналитических, фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, финансируемых сверх средств, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение указанной деятельности;
е) оказание консалтинговых, инжиниринговых, информационных, маркетинговых, справочно-библиографических, методических (методологических) и экспертных услуг в сфере государственной службы, за исключением услуг, осуществляемых за счет средств федерального бюджета по заказу Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;
ж) осуществление в установленном порядке издательско-полиграфической деятельности, выпуск и реализация печатной и аудиовизуальной продукции, обучающих программ, информационных и других материалов, изготовленных за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
з) оказание копировально-множительных услуг, тиражирование учебных, учебно-методических, информационно-аналитических и других материалов;
и) предоставление услуг связи и интернет-услуг;
к) проведение и организация ярмарок, выставок, симпозиумов, конференций, в том числе с участием иностранных юридических и физических лиц;
л) предоставление услуг проживания, пользования коммунальными и хозяйственными услугами в общежитиях, в том числе гостиничного типа;
м) оказание услуг общественного питания, связанных с производством и реализацией продукции, в том числе продуктов питания;
н) оказание социально-бытовых и автотранспортных услуг, а также организация автопарковок;
о) предоставление физкультурно-оздоровительных услуг;
п) осуществление международного сотрудничества по направлениям, соответствующим профилю деятельности Академии;
р) организация международных мероприятий;
с) организация детских оздоровительных лагерей, пансионатов, домов отдыха на базе учебно-оздоровительного комплекса "Солнечный", состоящего на балансе Академии;
т) оказание медицинских услуг;
у) оказание юридических услуг.
132. Доходы от указанной в пункте 131 настоящего устава деятельности используются в соответствии с уставными целями.
133. Стоимость работ и услуг, осуществляемых Академией, определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
IX. Учет, отчетность и контроль в Академии
134. Академия в установленном порядке осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность.
135. Должностные лица Академии несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности.
136. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в Академии осуществляют уполномоченные органы государственной власти.
X. Международная деятельность Академии
137. В соответствии с законодательством Российской Федерации Академия имеет право осуществлять международную деятельность на основе межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве в области образования и науки, договоров (контрактов) с зарубежными образовательными и научными учреждениями и организациями, прямых договоров с иностранными юридическими и физическими лицами, а также на основе вступления в неправительственные международные организации.
138. Основными направлениями международной деятельности Академии являются:
а) реализация программ двустороннего и многостороннего обмена обучающимися и научно-педагогическими работниками;
б) проведение совместно с иностранными партнерами научных и прикладных исследований, конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий по профилю деятельности Академии;
в) разработка и реализация совместных образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
г) приглашение иностранных преподавателей и специалистов для участия в образовательном процессе и научной работе;
д) направление преподавателей Академии в зарубежные образовательные учреждения на стажировки, педагогическую и научную работу;
е) обучение иностранных граждан, включая подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре;
ж) оказание консультационных услуг иностранным организациям;
з) участие в конкурсах на получение грантов различных международных организаций в области реализации международных исследовательских программ;
и) заключение с иностранными партнерами договоров о совместной деятельности;
к) осуществление иных форм международного сотрудничества, соответствующих законодательству Российской Федерации.
139. Академия принимает участие в организации получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования за пределами территории Российской Федерации в соответствии с государственным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
XI. Виды локальных актов,
регламентирующих деятельность Академии
140. Локальными актами, регламентирующими деятельность Академии, являются приказы, распоряжения, положения, правила и должностные инструкции, утверждаемые в порядке, устанавливаемом ректором Академии.
Локальные акты Академии не могут противоречить законодательству Российской Федерации.
XII. Реорганизация и ликвидация Академии
141. Реорганизация и ликвидация Академии осуществляются Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При реорганизации Академии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ее устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
Академия может быть ликвидирована по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
142. При ликвидации Академии денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию ее обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.