ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1996 г. N 1062
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3008), в целях развития фундаментальных научных исследований, выполняемых совместно учеными высшей школы, Российской академии наук, государственных научных центров Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, и повышения качества фундаментального образования Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) и представить ее Президенту Российской Федерации для решения вопроса о придании Программе статуса президентской.
2. Утвердить Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российскую академию наук государственными заказчиками Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 1997 - 2000 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 1996 г. N 1062
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" Основание для разработки - Указ Президента Российской Федерации Программы от 13 июня 1996 г. N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки" Государственный заказчик - Министерство общего и профессионального Программы образования Российской Федерации, Российская академия наук Основные исполнители - высшие учебные заведения и научные Программы учреждения, определяемые по конкурсу проектов Основные разработчики - межведомственная рабочая группа, Программы образованная поручением Правительства Российской Федерации, экспертная группа специалистов высшей школы и Российской академии наук Сроки и этапы - 1997 - 2000 годы реализации Программы Цель и задачи Программы, - развитие фундаментальных исследований, важнейшие целевые выполняемых совместно учеными показатели Российской академии наук и высшей школы и способствующих обеспечению научной и экономической независимости, безопасности государства, повышению его научного потенциала; повышение качества фундаментального образования, основанного на традициях отечественной системы высшего профессионального образования, развитие уникальных, занимающих передовые позиции в мировой науке научных школ и участие студентов, аспирантов и преподавателей в разработке проблем фундаментальной и прикладной науки непосредственно в лабораториях научных институтов Российской академии наук; подготовка и издание учебников, аккумулирующих новые достижения науки; повышение престижа фундаментального образования и создание благоприятных условий для успешного обучения студентов, развитие новых форм, включая магистратуру; создание современных образовательных программ, учитывающих взаимодействие естественнонаучных и гуманитарных знаний; поддержка различных форм научного творчества молодежи; создание современной уникальной приборно-аналитической базы совместных фундаментальных исследований в вузах и научных институтах, модернизация учебных лабораторных практикумов; создание баз данных по математическим, естественнонаучным и другим фундаментальным дисциплинам; обеспечение инфраструктуры фундаментальной науки Основные направления - развитие совместных фундаментальных реализации исследований, проводимых высшими Программы учебными заведениями, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук и государственными научными центрами Российской Федерации; обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях; формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях; развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами и аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций; поддержка экспедиционных и полевых исследований, выполняемых научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных заведений совместно с учеными Российской академии наук; создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях Ожидаемые конечные - создание наиболее эффективной системы результаты реализации развития фундаментальных наук благодаря Программы кооперации ученых университетов, высших учебных заведений и институтов Российской академии наук, оптимальное решение проблем сохранения ведущих научных школ и развития приоритетных направлений, определяемых государственной научно-технической политикой; повышение качества математического и естественнонаучного образования, обновление его содержания и создание современных образовательно - профессиональных программ; обновление приборной и информационной базы фундаментального образования; развитие новых форм организации учебного процесса, индивидуализация обучения и выявление талантливой молодежи; создание научно-образовательных комплексов, обеспечивающих взаимодействие фундаментальной академической и вузовской науки как основы подготовки кадров высшей квалификации Объемы и источники - всего - 3158 млрд. рублей финансирования (в ценах 1996 года) за счет средств Программы федерального бюджета, из них: Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации - 2729 млрд. рублей, Российской академии наук - 429 млрд. рублей Система организации - контроль за исполнением Программы контроля за осуществляют Министерство общего и исполнением профессионального образования Программы Российской Федерации и Российская академия наук. Ход работы по проектам и их итоги, оценка их социальной и экономической эффективности, а также научной значимости рассматриваются советом Программы и принимаются заказчиком в установленном порядке. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук направляют ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ, предусмотренных Программой, и эффективности использования финансовых средств
I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Одним из существенных недостатков в развитии научно - технического потенциала страны является все увеличивающийся разрыв между академической и вузовской фундаментальной наукой. Это приводит к распылению средств, разобщенности ученых и к снижению качества образования, делает практически недоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов Российской академии наук и отраслевых академий. Вследствие недостаточного финансирования значительно снижена эффективность таких форм подготовки специалистов, которые основаны на взаимодействии ученых высших учебных заведений и Российской академии наук, и прежде всего таких форм, как научно - исследовательские институты при ряде ведущих университетов страны и базовые кафедры при научных учреждениях Российской академии наук.
В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно - научных комплексов, центров. Для своего функционирования эти центры должны обладать хорошо развитой инфраструктурой, в том числе и социальной, иметь уникальную научную аппаратуру и установки, необходимые объемы лабораторного оборудования и реактивов.
Все большую роль в подготовке специалистов играет и информационное обеспечение развития фундаментальной науки и образования. Однако реальная ситуация ведет к тому, что его уровень неуклонно снижается - устаревают учебники, ученые и студенты крайне ограничены в поездках на международные научные мероприятия, отсутствует возможность стажировок.
Одной из существенных трудностей в современной системе высшего профессионального образования является недостаточная разработка некоторых теоретических вопросов, в частности, вопросов соотношения естественнонаучных и гуманитарных знаний при подготовке специалистов.
Решение вопросов интеграции высшего образования и фундаментальной науки требует разработки федеральной целевой программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекса научно-исследовательских, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.
Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 903.
Программа предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической и вузовской науки, поддержку совместных исследований, проводимых на базе Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования, университетов и высших учебных заведений, а также информационное и приборное обеспечение учебного процесса.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, повышение качества образования с целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.
Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:
развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в высших учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах Российской Федерации;
обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях;
формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях;
развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами, аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
поддержка экспедиционных и полевых исследований, выполняемых научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных заведений совместно с учеными Российской академии наук;
создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Программа является составной частью комплекса мероприятий, направленных на сохранение и развитие основы научно-технического потенциала страны - фундаментальной науки и высшей школы. Снижение уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом рынке.
Программа должна обеспечить условия для дальнейшего развития фундаментальных наук путем исследований, проводимых в высших учебных заведениях, особенно в классических университетах, совместно с Российской академией наук, и совершенствования подготовки студентов, аспирантов и докторантов для работы в научных организациях и образовательных учреждениях Российской Федерации. Основные направления Программы ориентированы на решение важнейшей задачи государственной научно-технической политики - на развитие различных форм взаимодействия университетов России с академическими, другими научными учреждениями с целью подготовки высококвалифицированных молодых научно-педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать ключевые проблемы научно-технического и социально-экономического развития. Решение этой проблемы предполагает создание современного приборного и информационного обеспечения фундаментальной науки.
Программа имеет конкретную направленность на развитие научно - образовательной инфраструктуры России, включая кадровый, информационный и приборный компоненты, в результате чего будет обеспечено выполнение любых конкретных задач, поставленных государством перед высшей школой в области фундаментальных наук.
Исходя из указанных целей и задач, Программа предусматривает следующие пять направлений.
1. Развитие совместных фундаментальных исследований,
проводимых в высших учебных заведениях, в Российской
академии наук, в отраслевых академиях наук
и в государственных научных центрах
Российской Федерации
Особенностью организации фундаментальных исследований в России является наличие крупных научных школ в институтах Российской академии наук, университетах и высших учебных заведениях, играющих передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему образования, основанную на базовой подготовке студентов в области фундаментальных наук, отличную от многих других систем, существующих в Европе и в США.
На базе этой системы образования ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры математиков, физиков, химиков, биологов, геологов и других специалистов для всех вузов России, институтов Российской академии наук, других академий и отраслевых институтов. Подготовка специалистов в этих областях знаний, имеющих фундаментальное образование и широкий научный кругозор, в последние годы испытывает серьезные сложности из-за финансовых проблем.
Программой предусмотрено целевое финансирование совместных фундаментальных исследований в области математики, физики, химии и других фундаментальных наук как необходимой основы для сохранения и дальнейшего развития уровня подготовки научно-педагогических и научных кадров. Перспективная талантливая молодежь должна целенаправленно привлекаться к участию в работе научных коллективов. С этой целью Программой предусмотрено расширение участия студентов и аспирантов в работе российских научных школ мирового уровня, а также обеспечение стажировки студентов и аспирантов в зарубежных научных центрах. Предусматривается развитие новых форм подготовки специалистов, ориентированных на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
Программой предусматривается возрождение финансовой поддержки проведения студенческих научных олимпиад, конкурсов, научных молодежных школ и конференций. Специальное внимание уделено финансированию участия талантливых молодых исследователей университетов в международных конгрессах и конференциях по фундаментальным проблемам науки.
2. Обеспечение взаимодействия академической науки
с образовательным процессом в высших учебных заведениях
Наиболее эффективной формой взаимодействия вузовской, академической и отраслевой науки, которая успешно развивалась ранее и оказалась не реализованной из-за финансовых трудностей, являлась система филиалов кафедр университетов и вузов в научных учреждениях Российской академии наук и в отраслевых академиях, а также университетских кафедр - лабораторий, обеспечивавшая интеграцию образовательного процесса и фундаментальных научных исследований и использовавшаяся для проведения студенческих практик, для выполнения дипломных работ, подготовки аспирантов и соискателей, стажеров - исследователей. Они получали возможность работать в сильных научных коллективах, проникнуться атмосферой научного поиска, принять участие в научных исследованиях.
Такая форма взаимодействия позволяет ликвидировать обычно имеющийся разрыв в 5 - 7 лет между содержанием учебников и текущим состоянием науки. Поэтому укрепление и расширение системы филиалов кафедр является одним из важных направлений эффективного использования научных результатов в учебном процессе.
Аналогичный эффект оказывает и привлечение ученых из учреждений Российской академии наук и других академий для педагогической работы в вузах. Поэтому поддержка преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий наук, преподающих основные курсы в вузах, является одним из условий результативности взаимодействия фундаментальной науки с педагогическим процессом в вузах.
Анализ ситуации с молодыми кадрами показал эффективность внедрения новых форм подготовки специалистов, в основу которых были положены идеи, реализованные в свое время академиками М.А. Лаврентьевым и А.Н. Колмогоровым, - создание при крупных научных центрах и ведущих университетах России колледжей, лицеев, гимназий, школ - интернатов. Однако работа таких образовательных учреждений наталкивается на очень большие финансовые трудности. Поэтому предусматривается поддержка новых форм подготовки специалистов, включая создание университетами и научными учреждениями Российской академии наук совместных учебно-научных центров, совместных университетов пред- и последипломного образования. Особого внимания требует довузовское профилирующее образование в различных учебных заведениях, функционирующих при университетах и вузах России и институтах Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования.
3. Развитие опытно-экспериментальной и приборной
базы фундаментальных исследований для совместного
использования научными сотрудниками, преподавателями,
студентами и аспирантами высших учебных заведений
и научно-исследовательских организаций
Общеизвестно, что современная наука развивается на базе совершенных, дорогостоящих, уникальных установок и приборов. Как правило, эти установки являются базовыми для работы ученых разных направлений и обеспечивают работу национальных и международных научных центров.
Особая важность финансирования научной приборной базы обуславливается ее необходимостью для решения приоритетных проблем фундаментальной науки, возможностью ее использования в педагогическом процессе и перспективами создания на ее основе творческого коллектива ученых при широком участии студентов, аспирантов и докторантов в научно-исследовательской работе. С этой целью необходимо осуществить приоритетное обеспечение оборудованием, современной технической и материальной базой российских научных школ мирового уровня, закупку зарубежной уникальной аппаратуры и ее концентрацию путем создания центров коллективного пользования в целях обеспечения нужд вузовской и академической науки.
Сейчас создалась ситуация, когда в научных лабораториях и на кафедрах вузов разработаны лабораторные модели ряда приборов и установок, которые значительно превосходят по техническим данным существующие зарубежные аналоги или не имеют аналогов вообще. Однако промышленность не может организовать их производство. В связи с этим Программа предусматривает финансирование соответствующих работ для производства уникальных приборов и установок. Потребуется государственная поддержка работ по созданию макетов и опытных образцов по результатам фундаментальных исследований, проводимых совместно Российской академией наук, университетами и вузами России.
В то же время в высших учебных заведениях и научных учреждениях Российской академии наук имеются установки, выход из строя которых может угрожать безопасности людей или вызвать экологическую катастрофу. Очевидна необходимость профилактических работ на таких установках и поддержание их в режиме безопасной работы, исходя из чего предусматривается соответствующая финансовая поддержка, прежде всего установок, используемых как высшей школой, так и Российской академией наук.
4. Формирование информационной базы фундаментальных
исследований в целях совершенствования учебного
процесса в высших учебных заведениях
Несомненно, наиболее слабым звеном в инфраструктуре фундаментальной науки является издание научной и учебной литературы, организация международного межбиблиотечного обмена. Недостаточное финансирование издательской деятельности приводит к тому, что теряются приоритеты, устаревают учебники.
Программа предусматривает развитие информационной базы фундаментальной науки, поддержку издательской деятельности, прежде всего в направлении совершенствования учебного процесса, обеспечения новых технологий преподавания фундаментальных математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Крайне необходимым для успешного осуществления реформы высшего образования является издание учебной литературы в виде серии учебников и учебных пособий. Предусматривается поддержка изданий научно-популярных книг, предназначенных для развития интереса школьников к естественным наукам.
В Программе планируется специальная поддержка научного книгоиздания. Необходимо предусмотреть выделение средств для комплектования библиотек новыми учебниками и монографиями, приобретения копировальной техники, а также для предоставления подписки на современные научные и образовательные журналы, которые находятся в тяжелом положении (за счет подписки их издание обеспечивается на 7 - 12 процентов).
Одним из важных направлений информационной базы науки является участие преподавателей, ученых высшей школы и Российской академии наук в международных конгрессах, конференциях и других научных мероприятиях, связанных с реализацией Программы. Кроме того, необходимо командирование в зарубежные ведущие научные центры для научной работы преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий, читающих и преподающих основные курсы в университетах и вузах.
Формирование информационной базы фундаментальных наук непосредственно связано с дальнейшим развитием компьютерных коммуникаций, созданием баз данных по фундаментальным дисциплинам. Предусматривается также создание и поддержание единого банка данных о приборах и установках, разрабатываемых в университетах и учреждениях Российской академии наук и доведенных до товарного вида.
В целях поддержки лицензионной работы предполагается оказать финансовую поддержку выставочной деятельности.
5. Поддержка экспедиционных и полевых исследований,
выполняемых научными сотрудниками, преподавателями
и студентами высших учебных заведений совместно
с учеными Российской академии наук
Экспедиционные и полевые исследования имеют особое значение, в первую очередь для биологических наук, наук о Земле, истории и археологии. Однако практически весь комплекс этих работ сейчас свернут из-за высокой стоимости транспорта и проживания. Вместе с тем Российская Федерация в связи с распадом СССР лишилась многих уникальных месторождений, в том числе и важных для национальной безопасности. Безвозвратно гибнут памятники истории и архитектуры, уничтожается живая природа.
В связи с этим в Программе предусматривается выделение средств на экспедиционные и полевые исследования, включая студенческую практику, а также участие в этих исследованиях дипломников, аспирантов и преподавателей.
IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным источником ресурсного обеспечения Программы является бюджетное финансирование.
В отличие от других целевых программ федерального и иного уровня, принципов финансирования фундаментальных исследований Российским фондом фундаментальных исследований финансирование Программы предполагает направление финансовых средств лишь на целевые расходы, связанные с выплатой разовых платежей на цели, предусмотренные Программой. Программа состоит из совокупности независимых проектов, которые могут выполнятся в условиях разового финансирования.
Расходы на капитальное строительство могут быть направлены только на цели, предусмотренные разделами I и II Программы.
ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
млрд. рублей, в ценах 1996 года ┌────────────────────────────┬──────┬──────┬───────┬───────┬─────┐ │ Направление расходов и │Всего │ 1997 │ 1998 │ 1999 │2000 │ │ источники финансирования │ │ год │ год │ год │ год │ ├────────────────────────────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┤ │Финансовые затраты - всего │ 3158 │ 782 │ 786 │ 788 │ 802 │ │ в том числе из: │ │ │ │ │ │ │федерального бюджета │ 3158 │ 782 │ 786 │ 788 │ 802 │ │внебюджетных источников │ - │ - │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ │Государственные инвестиции -│ │ │ │ │ │ │всего │ 200 │ 50 │ 50 │ 50 │ 50 │ │ в том числе: │ │ │ │ │ │ │Министерство общего и │ │ │ │ │ │ │профессионального │ 100 │ 25 │ 25 │ 25 │ 25 │ │образования Российской │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │Российская академия наук │ 100 │ 25 │ 25 │ 25 │ 25 │ │ │ │ │ │ │ │ │НИОКР - всего │ 458 │ 120 │ 114 │ 114 │ 110 │ │ в том числе: │ │ │ │ │ │ │Министерство общего и │ 229 │ 60 │ 57 │ 57 │ 55 │ │профессионального │ │ │ │ │ │ │образования Российской │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │Российская академия наук │ 229 │ 60 │ 57 │ 57 │ 55 │ │ │ │ │ │ │ │ │Прочие текущие расходы - │ 2500 │ 612 │ 622 │ 624 │ 642 │ │всего │ │ │ │ │ │ │ в том числе: │ │ │ │ │ │ │Министерство общего и │ 2400 │ 587 │ 597 │ 599 │ 617 │ │профессионального │ │ │ │ │ │ │образования Российской │ │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │Российская академия наук │ 100 │ 25 │ 25 │ 25 │ 25 │ └────────────────────────────┴──────┴──────┴───────┴───────┴─────┘
Финансирование научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ и прочих текущих расходов по Программе осуществляется за счет средств федерального бюджета целевым назначением через Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российскую академию наук в пределах выделяемых им ассигнований.
V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Государственным заказчиком Программы являются Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук.
Управление Программой осуществляет совет, в который входят представители Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академии наук, других основных исполнителей Программы.
Реализация Программы осуществляется на широкой конкурсной основе.
Сообщение о конкурсе публикуется в средствах массовой информации, изданиях Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академии наук и ее региональных отделений за 6 месяцев до его проведения.
Информационное сообщение содержит сведения о проектах, по которым объявляется конкурс, сроках и порядке его проведения, форме предоставления материалов.
Проекты - заявки на конкурс принимаются от высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, осуществляющих фундаментальные исследования. Проекты должны носить комплексный характер и основываться на совместных работах и исследованиях, проводимых учеными высших учебных заведений и академических институтов.
Работы, поступившие на конкурс, проходят экспертизу.
Содержанием экспертизы является оценка научных достоинств проекта, его значение для совершенствования учебного процесса, реальность выполнения работы в срок и в пределах установленных размеров финансирования. Экспертиза проектов - заявок осуществляется группами экспертов по направлениям Программы. При формировании экспертных групп обязательным является включение в их состав представителей ведущих университетов и академических институтов из различных регионов страны.
Председатели групп экспертов по направлениям Программы утверждаются советом Программы.
Совет Программы:
принимает решение об объявлении конкурса и о его результатах на основе экспертных заключений;
организует рассмотрение поступивших проектов - заявок, включая их экспертизу;
определяет структуру конкурсных проектов, требования по оформлению представляемых материалов;
рассматривает результаты выполнения Программы в целом и по каждому из направлений.
Совет Программы возглавляют сопредседатели, являющиеся руководителями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Российской академии наук.
Текущее управление Программой, включая сбор, анализ и обобщение материалов проектов - заявок участников Программы, организацию работы экспертных групп, сбор информации о ходе выполнения проектов и подготовку материалов для сводных отчетов, осуществляется дирекцией Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Российской академией наук. Ход работы по проектам и их итоги, оценка их социальной и экономической эффективности и научной значимости рассматриваются советом Программы и принимаются заказчиком в установленном порядке.
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук при необходимости по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточняют целевые показатели, в том числе включение и исключение проектов, затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей, механизм реализации.
Ежегодно, до 1 февраля, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук направляют в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
VI. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
┌────────────────────────────────┬───────────┬───────────────────┬─────────────────────┐ │ │ Срок │ Сметная стоимость │ Ожидаемые конечные │ │ │выполнения,│ программных │результаты реализации│ │ │ заказчик │ мероприятий, │ Программы │ │ │ │ млрд. рублей │ │ │ │ ├──────┬────────────┤ │ │ │ │1997 -│в том числе │ │ │ │ │ 2000 ├─────┬──────┤ │ │ │ │годы -│1997 │1998 -│ │ │ │ │всего │ год │ 2000 │ │ │ │ │ │ │ годы │ │ ├────────────────────────────────┼───────────┼──────┼─────┼──────┼─────────────────────┤ │1. Развитие совместных фунда-│1997 - 2000│ 545 │ 135 │ 410 │повышение качества │ │ ментальных исследований,│ годы │ │ │ │образования, обеспе- │ │ проводимых в высших учебных│Министерст-│ │ │ │чивающего научную и │ │ заведениях, Российской ака-│во общего │ │ │ │экономическую неза- │ │ демии наук, отраслевых ака-│и професси-│ │ │ │висимость и безопас- │ │ демиях наук и государствен-│онального │ │ │ │ность государства, │ │ ных научных центрах Россий-│образования│ │ │ │благополучие граждан │ │ ской Федерации │Российской │ │ │ │ │ │ │Федерации, │ │ │ │ │ │1.1. Обеспечение проведения │Российская │ │ │ │ │ │ фундаментальных исследова- │академия │ │ │ │ │ │ ний, выполняемых совместно │наук │ │ │ │ │ │ учеными Российской академии│ │ │ │ │ │ │ наук и высшей школы и спо- │ │ │ │ │ │ │ собствующих развитию обра- │ │ │ │ │ │ │ зования и разработке обра- │ │ │ │ │ │ │ зовательных программ │ │ │ │ │ │ │ (10 проектов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │1.2. Создание правовой и норма-│ │ │ │ │разработка правовых и│ │ тивной базы, способствующей│ │ │ │ │нормативных докумен-│ │ развитию фундаментальных│ │ │ │ │тов, регулирующих│ │ наук (2 проекта) │ │ │ │ │развитие фундамен-│ │ │ │ │ │ │тальных исследований│ │ │ │ │ │ │ │ │1.3. Развитие системы непрерыв-│ │ │ │ │создание системы пре-│ │ ного образования: школа -│ │ │ │ │емственных государс-│ │ вуз - аспирантура - докто-│ │ │ │ │твенных образова-│ │ рантура как базы подготовки│ │ │ │ │тельных стандартов│ │ научно-педагогических кад- │ │ │ │ │общего и профессио-│ │ ров (6 проектов) │ │ │ │ │нального образования │ │ │ │ │ │ │ │ │1.4. Создание системы поощрения│ │ │ │ │повышение престижа и│ │ студентов и аспирантов,│ │ │ │ │создание условий для│ │ проводящих совместные исс-│ │ │ │ │успешного обучения│ │ ледования в научных учреж-│ │ │ │ │студентов математи-│ │ дениях Российской академии│ │ │ │ │ческих и естествен-│ │ наук и высшей школы │ │ │ │ │нонаучных факульте- │ │ │ │ │ │ │тов │ │ │ │ │ │ │ │ │1.5. Поддержка обучения и стажи-│ │ │ │ │освоение достижений│ │ ровок наиболее способных│ │ │ │ │мировой науки в об-│ │ студентов (1000 чел.) и ас-│ │ │ │ │ласти математических│ │ пирантов (100 чел.) в веду-│ │ │ │ │и естественных наук.│ │ щих научных центрах мира │ │ │ │ │Утверждение престижа│ │ │ │ │ │ │российской высшей│ │ │ │ │ │ │школы │ │ │ │ │ │ │ │ │1.6. Воссоздание студенческих│ │ │ │ │создание условий для│ │ научных олимпиад, конкур-│ │ │ │ │выявления наиболее│ │ сов, научных молодежных│ │ │ │ │талантливой молодежи│ │ школ и конференций │ │ │ │ │и индивидуализации│ │ (150 проектов) │ │ │ │ │образования │ │ │ │ │ │ │ │ │1.7. Обеспечение участия талант-│ │ │ │ │развитие коммуника-│ │ ливых молодых исследовате-│ │ │ │ │тивных возможностей│ │ лей университетов в между-│ │ │ │ │для молодых исследо-│ │ народных конференциях по│ │ │ │ │вателей │ │ фундаментальным проблемам│ │ │ │ │ │ │ математических и естествен-│ │ │ │ │ │ │ ных наук (150 чел.) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │1.8. Развитие научных исследова-│ │ │ │ │создание учебно-мето-│ │ ний и создание образова-│ │ │ │ │дических комплексов,│ │ тельно-профессиональных │ │ │ │ │обеспечивающих разви-│ │ программ, направленных на│ │ │ │ │тие междисциплинарных│ │ взаимное проникновение фун-│ │ │ │ │образовательных прог-│ │ даментальных, естественно -│ │ │ │ │рамм │ │ научных и гуманитарных зна-│ │ │ │ │ │ │ ний (10 проектов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2. Обеспечение взаимодействия │1997 - 2000│ 546 │ 136 │ 410 │ │ │ академической науки с │ годы │ │ │ │ │ │ образовательным процессом в │Министерс- │ │ │ │ │ │ высших учебных заведениях │тво общего │ │ │ │ │ │ │и профес- │ │ │ │ │ │ │сионально- │ │ │ │ │ │ │го образо- │ │ │ │ │ │ │вания Рос- │ │ │ │ │ │ │сийской │ │ │ │ │ │ │Федерации, │ │ │ │ │ │ │Российская │ │ │ │ │ │ │академия │ │ │ │ │ │ │наук │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2.1. Развитие системы совместных│ │ │ │ │интеграция вузов,│ │ учебно-научных центров, фи-│ │ │ │ │Российской академии│ │ лиалов университетов и ка-│ │ │ │ │наук и других акаде-│ │ федр университетов в науч-│ │ │ │ │мий в подготовке сту-│ │ ных учреждениях Российской│ │ │ │ │дентов и научных сот-│ │ академии наук и отраслевых│ │ │ │ │рудников │ │ академий (100 проектов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2.2. Развитие системы колледжей,│ │ │ │ │развитие существующих│ │ лицеев, гимназий, школ -│ │ │ │ │и создание новых│ │ интернатов при крупных на-│ │ │ │ │центров специализиро-│ │ учных центрах и ведущих│ │ │ │ │ванной подготовки│ │ университетах России │ │ │ │ │школьников при уни-│ │ (100 проектов) │ │ │ │ │верситетах и научных│ │ │ │ │ │ │центрах Российской│ │ │ │ │ │ │академии наук │ │ │ │ │ │ │ │ │2.3. Поддержка инфраструктуры│ │ │ │ │создание инфраструк-│ │ крупных учебно-научных│ │ │ │ │туры, обеспечивающей│ │ центров, образованных на│ │ │ │ │функционирование │ │ базе университетов и инсти-│ │ │ │ │учебно-научных цент-│ │ тутов Российской академии│ │ │ │ │ров │ │ наук (50 проектов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2.4. Разработка новых форм выс-│ │ │ │ │предоставление граж-│ │ шего профессионального об-│ │ │ │ │данам новых возмож-│ │ разования (10 проектов) │ │ │ │ │ностей в получении│ │ │ │ │ │ │образования, индиви-│ │ │ │ │ │ │дуализация образова-│ │ │ │ │ │ │тельных программ │ │ │ │ │ │ │ │ │3. Развитие опытно-эксперимен-│1997 - 2000│ 886 │ 219 │ 667 │ │ │ тальной и приборной базы│ годы │ │ │ │ │ │ фундаментальных исследова-│Министерс- │ │ │ │ │ │ ний для совместного исполь-│тво общего │ │ │ │ │ │ зования научными сотрудни-│и профес- │ │ │ │ │ │ ками, преподавателями, сту-│сионально- │ │ │ │ │ │ дентами, аспирантами высших│го образо- │ │ │ │ │ │ учебных заведений и науч-│вания Рос- │ │ │ │ │ │ но-исследовательских органи-│сийской │ │ │ │ │ │ заций │Федерации, │ │ │ │ │ │ │Российская │ │ │ │ │ │ │академия │ │ │ │ │ │ │наук │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3.1. Обеспечение научным обору-│ │ │ │ │модернизация и созда-│ │ дованием, современной тех-│ │ │ │ │ние современной при-│ │ нической и материальной ба-│ │ │ │ │борно-аналитической │ │ зой Российской академии на-│ │ │ │ │базы фундаментальных│ │ ук, университетов и вузов,│ │ │ │ │исследований в вузах │ │ имеющих научные школы миро-│ │ │ │ │ │ │ вого уровня в области мате-│ │ │ │ │ │ │ матики, механики, физики,│ │ │ │ │ │ │ химии, биологии и наук о│ │ │ │ │ │ │ Земле и проводящих совмест-│ │ │ │ │ │ │ ные исследования (100 про-│ │ │ │ │ │ │ ектов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3.2. Создание центров коллектив-│ │ │ │ │повышение эффектив-│ │ ного пользования для нужд│ │ │ │ │ности использования│ │ вузовской и академической│ │ │ │ │приборной базы │ │ науки, оснащение их совре-│ │ │ │ │ │ │ менной научной аппаратурой│ │ │ │ │ │ │ (5 проектов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3.3. Развитие на базе универси-│ │ │ │ │производство новейших│ │ тетов, вузов и институтов│ │ │ │ │приборов и установок│ │ Российской академии наук│ │ │ │ │для учебного и науч-│ │ опытных производств по из-│ │ │ │ │ного процессов │ │ готовлению приборов и уста-│ │ │ │ │ │ │ новок, которые превосходят│ │ │ │ │ │ │ зарубежные аналоги или не│ │ │ │ │ │ │ имеют аналогов (40 проек-│ │ │ │ │ │ │ тов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3.4. Обеспечение вузов необходи-│ │ │ │ │обеспечение работос-│ │ мыми материалами для прове-│ │ │ │ │пособности лаборато-│ │ дения лабораторных занятий,│ │ │ │ │рий, центров, кафедр│ │ для курсовых и дипломных│ │ │ │ │систематическим снаб-│ │ работ студентов по физике,│ │ │ │ │жением реактивами,│ │ химии, биологии, геологии│ │ │ │ │материалами и т.п. │ │ (500 проектов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3.5. Поддержание в рабочем сос-│ │ │ │ │создание системы│ │ тоянии установок, необходи-│ │ │ │ │обеспечения работос-│ │ мых для научной деятельнос-│ │ │ │ │пособности установок│ │ ти, установок в университе-│ │ │ │ │как необходимая осно-│ │ тах и научных учреждениях│ │ │ │ │ва интеграции научно-│ │ Российской академии наук│ │ │ │ │го и учебного процес-│ │ (100 проектов) │ │ │ │ │сов │ │ │ │ │ │ │ │ │4. Формирование информационной│1997 - 2000│ 886 │ 219 │ 667 │ │ │ базы фундаментальных иссле-│ годы │ │ │ │ │ │ дований в целях совершен-│Министерс- │ │ │ │ │ │ ствования учебного процесса│тво общего │ │ │ │ │ │ в высших учебных заведениях│и профес- │ │ │ │ │ │ │сионально- │ │ │ │ │ │ │го образо- │ │ │ │ │ │ │вания Рос- │ │ │ │ │ │ │сийской │ │ │ │ │ │ │Федерации, │ │ │ │ │ │ │Российская │ │ │ │ │ │ │академия │ │ │ │ │ │ │наук │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │4.1. Издание научной и учебной│ │ │ │ │подготовка на базе│ │ литературы в области фун-│ │ │ │ │новой учебной и науч-│ │ даментальных наук, в том│ │ │ │ │ной литературы совре-│ │ числе серии учебников и│ │ │ │ │менных специалистов,│ │ учебных пособий (1000 про-│ │ │ │ │способных обеспечить│ │ ектов) │ │ │ │ │научный и технический│ │ │ │ │ │ │прогресс │ │ │ │ │ │ │ │ │4.2. Организация и поддержка│1997 - 2000│ │ │ │обеспечение препода-│ │ международного межбиблио-│ годы │ │ │ │вателей и научных ра-│ │ течного обмена (300 проек-│Министерс- │ │ │ │ботников информацией│ │ тов) │тво общего │ │ │ │о мировых достижениях│ │ │и профес- │ │ │ │в области фундамен-│ │ │сионально- │ │ │ │тальных исследований │ │ │го образо- │ │ │ │ │ │ │вания Рос- │ │ │ │ │ │ │сийской │ │ │ │ │ │ │Федерации, │ │ │ │ │ │ │Российская │ │ │ │ │ │ │академия │ │ │ │ │ │ │наук │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │4.3. Развитие новых технологий│ │ │ │ │повышение эффектив-│ │ преподавания фундаменталь-│ │ │ │ │ности образовательно-│ │ ных дисциплин (50 проектов)│ │ │ │ │го процесса │ │ │ │ │ │ │ │ │4.4. Развитие издания научно-по-│ │ │ │ │пропаганда естествен-│ │ пулярных книг в области ес-│ │ │ │ │нонаучных знаний│ │ тественных наук (250 проек-│ │ │ │ │среди молодежи │ │ тов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │4.5. Поддержка издания научных│ │ │ │ │создание информацион-│ │ журналов, прежде всего в│ │ │ │ │ной базы для подго-│ │ области математики, механи-│ │ │ │ │товки специалистов на│ │ ки, физики, химии, биологии│ │ │ │ │соответствующем сов-│ │ и наук о Земле (150 проек-│ │ │ │ │ременным требованиям│ │ тов) │ │ │ │ │уровне │ │ │ │ │ │ │ │ │4.6. Комплектование библиотек│ │ │ │ │создание информацион-│ │ новыми учебниками, моногра-│ │ │ │ │ной базы для подго-│ │ фиями, подписными изданиями│ │ │ │ │товки специалистов на│ │ (1000 проектов) │ │ │ │ │соответствующем сов-│ │ │ │ │ │ │ременным требованиям│ │ │ │ │ │ │уровне │ │ │ │ │ │ │ │ │4.7. Обеспечение участия препо-│ │ │ │ │расширение возможнос-│ │ давателей, ученых высшей│ │ │ │ │тей для обмена ре-│ │ школы и Российской академии│ │ │ │ │зультатами научных│ │ наук в международных конг-│ │ │ │ │исследований │ │ рессах, конференциях и дру-│ │ │ │ │ │ │ гих научных мероприятиях,│ │ │ │ │ │ │ связанных с реализацией│ │ │ │ │ │ │ Программы (1000 заявок) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │4.8. Командирование в зарубежные│ │ │ │ │обеспечение препода-│ │ ведущие научные центры для│ │ │ │ │вателям и ученым воз-│ │ научной работы преподавате-│ │ │ │ │можности освоения│ │ лей, ученых высшей школы,│ │ │ │ │идей и методов прове-│ │ Российской академии наук и│ │ │ │ │дения научных иссле-│ │ отраслевых академий наук,│ │ │ │ │дований в зарубежных│ │ читающих основные курсы в│ │ │ │ │ведущих научных цент-│ │ университетах (200 проек-│ │ │ │ │рах, развитие профес-│ │ тов) │ │ │ │ │сиональных контактов │ │ │ │ │ │ │ │ │4.9. Создание баз данных по фун-│ │ │ │ │развитие компьютерных│ │ даментальным дисциплинам│ │ │ │ │коммуникаций, повыше-│ │ (100 проектов) │ │ │ │ │ние эффективности│ │ │ │ │ │ │процесса модернизации│ │ │ │ │ │ │приборной базы науч-│ │ │ │ │ │ │ного и учебного про-│ │ │ │ │ │ │цессов │ │ │ │ │ │ │ │ │4.10. Поддержка музеев, создан- │ │ │ │ │ │ │ ных при университетах, ву-│ │ │ │ │ │ │ зах и академических инсти-│ │ │ │ │ │ │ тутах (200 проектов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │5. Поддержка экспедиционных и │1997 - 2000│ 95 │ 73 │ 22 │ │ │ полевых исследований, вы- │годы │ │ │ │ │ │ полняемых научными сотруд- │Министерс- │ │ │ │ │ │ никами, преподавателями и │тво общего │ │ │ │ │ │ студентами высших учебных │и профес- │ │ │ │ │ │ заведений совместно с уче- │сионально- │ │ │ │ │ │ ными Российской академии │го образо- │ │ │ │ │ │ наук │вания Рос- │ │ │ │ │ │ │сийской │ │ │ │ │ │ │Федерации, │ │ │ │ │ │ │Российская │ │ │ │ │ │ │академия │ │ │ │ │ │ │наук │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │5.1. Поддержка экспедиционных и│ │ │ │ │проведение геологи-│ │ полевых исследований с│ │ │ │ │ческих, географичес-│ │ участием дипломников, аспи-│ │ │ │ │ких, биологических,│ │ рантов и преподавателей ву-│ │ │ │ │почвенных, историо-│ │ зов (500 проектов) │ │ │ │ │графических и архео-│ │ │ │ │ │ │логических экспедици-│ │ │ │ │ │ │онных работ с учас-│ │ │ │ │ │ │тием преподавателей,│ │ │ │ │ │ │аспирантов и докто-│ │ │ │ │ │ │рантов как необходи-│ │ │ │ │ │ │мой базы совершенст-│ │ │ │ │ │ │вования педагогичес-│ │ │ │ │ │ │кого и научного про-│ │ │ │ │ │ │цессов │ │ │ │ │ │ │ │ │5.2. Поддержка студенческой│ │ │ │ │ │ │ практики (250 проектов) │ │ │ │ │ │ └────────────────────────────────┴───────────┴──────┴─────┴──────┴─────────────────────┘
Примечание. Сметная стоимость конкретных программных мероприятий (проектов) и состав затрат определяются по результатам экспертизы конкурсных проектов.