ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2025 г. N 861

О ЦЕНТРЕ
РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций при реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области развития технологий искусственного интеллекта Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Образовать на базе автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" Центр развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации (далее - Центр), возложив на Центр обеспечение информационно-аналитического и организационно-технического сопровождения реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области развития технологий искусственного интеллекта в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемые:

Положение о системе реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области развития технологий искусственного интеллекта и Центре развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

3. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить необходимое взаимодействие с Центром в пределах своей компетенции и определить уполномоченных представителей, ответственных за внедрение искусственного интеллекта в федеральном органе исполнительной власти, в должности не ниже заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти.

4. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации организовать необходимое взаимодействие с Центром в пределах своей компетенции и определить уполномоченных представителей, ответственных за внедрение искусственного интеллекта в исполнительных органах субъекта Российской Федерации, в должности не ниже заместителя председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

5. Установить, что координацию деятельности Центра осуществляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации.

6. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2025 г. N 861

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО
ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет функции и права Центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации, образованного на базе автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (далее - Центр), порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и иными заинтересованными органами и организациями при реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, участников и структуру системы реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта.

Настоящее Положение не распространяется на отношения, связанные с реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием развития науки в сфере искусственного интеллекта, включая фундаментальные и прикладные научные исследования, применение искусственного интеллекта в науке, а также на отношения, связанные с подготовкой кадров в сфере искусственного интеллекта и изучением искусственного интеллекта на всех уровнях образования, включая программы среднего общего, высшего и дополнительного образования.

2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"выделенный проект" - вид реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате обособленного проекта в случае принятия такого решения путем утверждения паспорта приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в порядке, предусмотренном разделом II настоящего Положения;

"инструменты достижения приоритетной задачи в области искусственного интеллекта" - мероприятия "дорожной карты" развития высокотехнологичного направления "Искусственный интеллект" на период до 2030 года, предусмотренной Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации", мероприятия в области искусственного интеллекта, предусмотренные национальными проектами, федеральными проектами, ведомственными проектами, реализуемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", государственные программы Российской Федерации, реализуемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", государственные программы субъектов Российской Федерации, региональные проекты, мероприятия в области искусственного интеллекта, предусмотренные иными документами (программными документами федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием), меры государственной поддержки в области искусственного интеллекта, нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, обеспечением безопасности применения таких технологий;

"итоговый информационно-аналитический отчет" - документ, содержащий оценку реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта, проводимую Центром, по форме, утверждаемой президиумом комиссии;

"паспорт приоритетной задачи в области искусственного интеллекта" - утверждаемый президиумом комиссии документ, определяющий комплекс взаимосвязанных инструментов достижения приоритетной задачи в области искусственного интеллекта, реализуемой в формате выделенного проекта;

"президиум комиссии" - президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;

"приоритетные задачи в области искусственного интеллекта" - задачи Правительства Российской Федерации в области развития технологий искусственного интеллекта в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации. Приоритетные задачи в области искусственного интеллекта могут реализовываться в том числе в формате выделенных проектов в соответствии с настоящим Положением;

"регламент" - регламент формирования, согласования, реализации, мониторинга и анализа хода реализации, управления рисками, изменениями и завершения реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта;

"система реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта" - механизм обеспечения согласованного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и иными заинтересованными органами и организациями при реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта, включающий также комплекс инструментов, предназначенных для реализации такого взаимодействия (в том числе регламент, паспорт приоритетной задачи в области искусственного интеллекта и другие документы, утверждаемые в соответствии с настоящим Положением и регламентом).

3. Определяемые настоящим Положением структура, функции участников системы реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта не дублируют функции органов управления проектной деятельностью, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".

4. Участниками системы реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта в формате выделенных проектов являются:

а) президиум комиссии;

б) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

в) Центр;

г) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и иные заинтересованные органы и организации.

5. Президиум комиссии:

а) утверждает типовую форму паспорта приоритетной задачи в области искусственного интеллекта;

б) утверждает регламент;

в) принимает решение о реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта путем утверждения паспорта приоритетной задачи в области искусственного интеллекта;

г) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Положением.

6. Центр обеспечивает информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта, в том числе не реализуемых в формате выделенных проектов, в следующих областях:

а) организация международного сотрудничества;

б) нормативно-правовое регулирование обеспечения безопасности технологий искусственного интеллекта;

в) разработка и тиражирование решений на основе технологий искусственного интеллекта;

г) реализация Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

д) сопровождение "дорожных карт" развития;

е) взаимодействие, включая обратную связь, с экспертным сообществом, участниками программ планирования;

ж) анализ и мониторинг исполнения проектов создания и применения технологий искусственного интеллекта;

з) оценка отраслевого уровня внедрения технологий искусственного интеллекта;

и) формирование и ведение единой базы экспертно-аналитических материалов в сфере искусственного интеллекта;

к) разработка и сопровождение цифровых информационно-аналитических панелей о показателях развития искусственного интеллекта в Российской Федерации;

л) создание и развитие национального портала в сфере искусственного интеллекта с учетом требований информационной безопасности.

7. Центр в пределах своей компетенции имеет право:

а) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций необходимую информацию;

б) направлять федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и иным заинтересованным органам и организациям рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Центра.

II. Порядок формирования и реализации приоритетных
задач в области искусственного интеллекта в случае принятия
решения об их реализации в формате выделенного проекта

8. В порядке, предусмотренном регламентом, членом Правительства Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, иным участником системы реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта может быть инициировано предложение о реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта.

Формирование и согласование паспорта приоритетной задачи в области искусственного интеллекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, организациями и последующее направление на рассмотрение в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляются в соответствии с регламентом.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по результатам рассмотрения и принятия решения о согласовании предложения о реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта направляет его на утверждение президиумом комиссии в соответствии с регламентом.

9. Решение о реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта с утверждением паспорта приоритетной задачи в области искусственного интеллекта принимается президиумом комиссии.

10. Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, являющиеся участниками системы реализации приоритетных задач в области искусственного интеллекта в формате выделенных проектов и ответственные за реализацию приоритетной задачи в области искусственного интеллекта, в соответствии с утвержденным паспортом приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в установленном законодательством Российской Федерации порядке обеспечивают утверждение (принятие) соответствующих инструментов достижения приоритетной задачи в области искусственного интеллекта или внесение изменений в них.

11. В порядке, предусмотренном регламентом, обеспечиваются мониторинг реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта, управление рисками ее реализации.

12. Изменение паспорта приоритетной задачи в области искусственного интеллекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 настоящего Положения.

13. Завершение реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта осуществляется в порядке, предусмотренном регламентом.

По итогам завершения реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта Центром осуществляются формирование итогового информационно-аналитического отчета и представление его на рассмотрение на заседании президиума комиссии.

14. В целях координации реализации приоритетной задачи в области искусственного интеллекта в формате выделенного проекта формируются проектные команды, состоящие из представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и иных заинтересованных органов и организаций. Персональные составы указанных проектных команд утверждаются решением президиума комиссии.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2025 г. N 861

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В Регламенте Правительства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2009, N 11, ст. 1302; 2011, N 9, ст. 1251; 2012, N 19, ст. 2419; N 41, ст. 5635; 2016, N 37, ст. 5499; 2020, N 36, ст. 5618; N 42, ст. 6614; 2022, N 27, ст. 4856):

а) дополнить пунктом 60(9) следующего содержания:

"60(9). Проекты актов, регулирующих отношения, связанные с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, обеспечением безопасности применения таких технологий, направляются на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.";

б) в абзаце первом пункта 61 слова "60(7) и 60(8)" заменить цифрами "60(7) - 60(9)".

2. Пункт 8 Положения о Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2018 г. N 1065 "О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 38, ст. 5846; 2020, N 34, ст. 5484; N 35, ст. 5569; 2021, N 21, ст. 3585), дополнить подпунктом "к" следующего содержания:

"к) реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации".".

3. В Положении о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6612; 2025, N 12, ст. 1311):

а) подпункт "б" пункта 8 после слов "формируемых указанными министерствами в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения," дополнить словами "позиции автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (далее - Аналитический центр) (при наличии), формируемой в соответствии с пунктом 10(1) настоящего Положения,";

б) пункт 9 дополнить подпунктом "б(1)" следующего содержания:

"б(1)) предоставляет Аналитическому центру доступ к реестру ИТ-расходов с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации в целях формирования позиции, предусмотренной пунктом 10(1) настоящего Положения (при наличии технической возможности), или при отсутствии технической возможности обеспечивает направление необходимых материалов Аналитическому центру в целях формирования и получения указанной позиции;";

в) дополнить пунктом 10(1) следующего содержания:

"10(1). Аналитический центр, руководствуясь методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (при их наличии), осуществляет формирование позиции по ИТ-расходам в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, в целях оценки возможности осуществления расходов на внедрение технологий искусственного интеллекта.";

г) подпункт "и" пункта 13 дополнить словами ", позиция Аналитического центра (при наличии), подготовленная в отношении ИТ-расходов в соответствии с пунктом 10(1) настоящего Положения".

4. Пункт 33 Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 23, ст. 4042; 2023, N 32, ст. 6380; N 52, ст. 9665), дополнить абзацем следующего содержания:

"Проекты паспортов государственных программ (комплексных программ), в рамках которых реализуются мероприятия (результаты) в области развития технологий искусственного интеллекта, подлежат согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.".