ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 1996 г. N 1426

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ
ТЕРРИТОРИЙ ЛЕЧЕБНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ МЕСТНОСТЯМИ
И КУРОРТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Во исполнение Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 713), а также в целях сохранения санаторно - курортного комплекса России Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о признании территорий лечебно - оздоровительными местностями и курортами федерального значения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 1996 г. N 1426

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИЗНАНИИ ТЕРРИТОРИЙ ЛЕЧЕБНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ
МЕСТНОСТЯМИ И КУРОРТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", регулирует отношения в сфере использования, развития и охраны территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами и являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации.

I. Лечебно - оздоровительные местности
федерального значения

1. Под лечебно - оздоровительной местностью понимается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Лечебно - оздоровительная местность является особо охраняемой природной территорией с ограниченным режимом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами.

2. Территория признается лечебно - оздоровительной местностью федерального значения, если она:

располагает одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами;

обладает необходимыми запасами минеральных вод, лечебных грязей и достаточными ресурсами других природных лечебных факторов;

имеет площадь, пригодную и достаточную для курортного строительства;

удовлетворяет экологическим и санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно - оздоровительного назначения;

обладает источниками хозяйственно - питьевого и технического водоснабжения, а также надежными системами энергообеспечения, способными удовлетворить потребности будущего курорта.

3. Территория признается лечебно - оздоровительной местностью федерального значения на основании следующих документов, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

бальнеологических заключений, разработанных научно - исследовательскими институтами, уполномоченными Министерством здравоохранения Российской Федерации, о качестве природных лечебных факторов территорий;

экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных) и заключений по лечебных факторам;

заключений государственной экологической и санитарно - эпидемиологической экспертиз о состоянии территории лечебно - оздоровительной местности и находящихся в ее пределах природных лечебных ресурсов (факторов);

перечня промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных в пределах лечебно - оздоровительной местности, подлежащих перепрофилированию, перемещению или ликвидации;

топографического плана территории с экспликацией угодий и сведений об их пользователях.

4. Представленные документы в 3-месячный срок рассматриваются межведомственным экспертным советом при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. На основании заключения этого совета Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок вносит в Правительство Российской Федерации предложения о признании территории лечебно - оздоровительной местностью федерального значения, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой земельного кадастра России.

5. Для территорий, признанных лечебно - оздоровительными местностями федерального значения, разрабатываются и осуществляются организационно - технические и другие мероприятия, предусматривающие в частности:

обустройство территории;

дополнительное изучение природных лечебных ресурсов;

разработку проекта округа санитарной или горно - санитарной охраны с предложениями по установлению границ и режима функционирования;

вынесение на местность границ округа санитарной или горно - санитарной охраны и проведение регулярных наблюдений за состоянием природной среды на территории округа;

поддержание лечебно - оздоровительной местности, а также ее природных лечебных ресурсов (факторов) в благоприятном экологическом и санитарно - эпидемиологическом состоянии;

проведение работ по сохранению природных лечебных факторов, уходу за зелеными насаждениями, проведение ландшафтных и других природоохранных работ;

строительство дорог, систем водоснабжения, канализации, энергообеспечения, телерадиовещания и связи.

II. Курорты федерального значения

6. Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно - профилактических целях особо охраняемая лечебно - оздоровительная местность, находящаяся в ведении федеральных органов государственной власти и располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

7. Территория признается курортом федерального значения на основании следующих документов, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

заключения Министерства здравоохранения Российской Федерации о типе и медицинском профиле курорта;

проекта районной планировки и генерального плана курорта с указанием всех пользователей земель, природных лечебных ресурсов и других природных объектов;

перечня действующих санаторно - курортных учреждений, учреждений отдыха, объектов по использованию природных лечебных ресурсов (каптажей, бюветов, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев, терренкуров, пляжей, парков и других) с их технической оценкой и указанием владельцев;

перечня предприятий, подлежащих перепрофилированию или выводу за пределы территории курорта, с их технической оценкой и указанием владельцев;

бальнеологических заключений о современном состоянии природных лечебных ресурсов (факторов), используемых (или намечаемых к использованию) на курорте;

экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных) и заключений по лечебным факторам. К заключениям прилагаются справки о современном состоянии этих ресурсов;

заключений государственной экологической и санитарно - эпидемиологической экспертиз о состоянии территории курорта, его природных лечебных ресурсов (факторов) и других природных объектов.

8. Представленные документы в 3-месячный срок рассматриваются межведомственным экспертным советом при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. На основании заключения этого совета Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок вносит в Правительство Российской Федерации предложения о признании курорта курортом федерального значения, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой земельного кадастра России.

9. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта федерального значения определяются положением о данном курорте, утверждаемым Правительством Российской Федерации.