ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2025 г. N 447
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 27 АПРЕЛЯ 2024 Г. N 555
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, N 19, ст. 2524).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 апреля 2025 г. N 447
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 АПРЕЛЯ 2024 Г. N 555
1. В пункте 3 цифры "2025" заменить цифрами "2026".
2. В Положении о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденном указанным постановлением:
1) в разделе I:
в абзаце третьем пункта 9 слова "в указанном органе местного самоуправления" исключить;
дополнить пунктом 9(1) следующего содержания:
"9(1). Особенности целевого обучения и приема на целевое обучение в интересах отдельных федеральных органов исполнительной власти с обязательством по прохождению военной службы по контракту после завершения обучения устанавливаются отдельными актами Правительства Российской Федерации.";
2) в пункте 10:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"10. Заказчики формируют предложения в соответствии с формой предложений о заключении договора или договоров о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", и размещают их на цифровой платформе "Работа в России":";
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Обязанность заказчика размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России" не распространяется на прием на целевое обучение в интересах безопасности государства, а также на случаи, если заказчиками являются органы, указанные в части 1 статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", и подведомственные им организации.";
в абзаце шестом слова "в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта, указанный заказчик" заменить словами ", то такой заказчик осуществляет регистрацию предложений с присвоением им уникальных номеров, состоящих из цифр и не включающих в себя иные символы, и";
абзац седьмой признать утратившим силу;
в абзаце девятом слова "Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации" заменить словами "Федеральная служба по труду и занятости";
3) дополнить пунктом 10(1) следующего содержания:
"10(1). В случае если заказчик входит в специальный перечень заказчиков целевого обучения, сформированный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" из числа организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", заказчик вправе не размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России".";
4) пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, обеспечивают проверку предложений заказчиков, находящихся на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней после их размещения на цифровой платформе "Работа в России", но не позднее чем за один день до дня начала приема на обучение на едином портале.";
5) в пункте 12:
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) требования, которые заказчики могут предъявлять к гражданам, с которыми заключается договор о целевом обучении с учетом ограничений, связанных с особенностями регулирования труда, предусмотренными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - требования, предъявляемые к гражданам). Требования, предъявляемые к гражданам, формируются заказчиком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения;";
абзац шестой подпункта "г" изложить в следующей редакции:
"направленность (профиль), в том числе специализация, образовательной программы, которую должен освоить гражданин, в рамках профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности (указывается, если предложение адресовано гражданам, поступающим на обучение, и организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит конкурс раздельно по направленностям (профилям) в рамках профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности, в иных случаях указывается по решению заказчика);";
подпункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) сведения о требованиях, которые будут предъявляться к гражданам на этапе трудоустройства в соответствии с договором о целевом обучении (при наличии таких требований), в том числе необходимость прохождения аккредитации специалиста, предусмотренной частью 1 статьи 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", других аккредитационных (аттестационных, сертификационных, проверочных) процедур;";
подпункт "к" после слов "в подпунктах "б", "в", "е" и "ж" пункта 24" дополнить словами "и пункте 25";
дополнить подпунктами "н(1)" и "н(2)" следующего содержания:
"н(1)) ссылки на информацию о проведении мероприятий по профессиональной ориентации граждан на конкретную область трудовой деятельности, участие в которых рассматривается как индивидуальные достижения при приеме на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с предложением (далее - профориентационные мероприятия), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в случае, если заказчик проводит профориентационные мероприятия;
н(2)) для предложения, адресованного гражданам, желающим заключить с тем же заказчиком договор о целевом обучении, который предусматривает освоение образовательной программы следующего уровня (далее - следующий договор о целевом обучении), - указание того, что предложение сформировано для заключения следующего договора о целевом обучении, а также того, что гражданин вправе подать заявку на заключение договора о целевом обучении в соответствии с данным предложением при условии выполнения следующих требований:
гражданин в соответствии с договором о целевом обучении завершил (завершит в текущем учебном году) освоение образовательной программы соответствующего уровня (с указанием уровня (уровней) образовательных программ) (далее - предшествующий договор о целевом обучении);
срок исполнения гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в соответствии с предшествующим договором о целевом обучении не истек;
предшествующим договором о целевом обучении установлено право гражданина на освобождение от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору о целевом обучении в случае заключения следующего договора о целевом обучении;";
6) дополнить пунктом 12(1) следующего содержания:
"12(1). Сведения, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 12 настоящего Положения, отражаются в договоре о целевом обучении на день его заключения и могут быть изменены путем внесения изменений в договор о целевом обучении.";
7) пункт 13 дополнить абзацем следующего содержания:
"При подаче заявки гражданин дает согласие на передачу своих персональных данных, включая контактные данные (телефон, адрес электронной почты), заказчику для осуществления взаимодействия до заключения договора о целевом обучении. В случае если гражданин является несовершеннолетним и не приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласие на передачу персональных данных гражданина дается его законным представителем (родителем, усыновителем или попечителем).";
8) в пункте 15:
в абзаце пятом слова ", не позднее дня завершения приема документов от поступающих на обучение в принимающую организацию" исключить;
в абзаце шестом слова "с последующим представлением заявки в письменном виде на бумажном носителе" заменить словами "с последующим представлением оригинала заявки в месячный срок со дня направления копии (для поступающих на обучение - не позднее дня завершения приема заявлений о приеме на обучение от поступающих на обучение по соответствующим образовательным программам)";
абзацы седьмой - десятый признать утратившими силу;
9) дополнить пунктами 15(1) - 15(6) следующего содержания:
"15(1). В случае подачи заявки гражданином, обучающимся по образовательной программе (за исключением заявок, поданных в соответствии с предложениями, не размещенными на цифровой платформе "Работа в России"), сведения о заявке на цифровой платформе "Работа в России" размещает:
а) организация, осуществляющая образовательную деятельность, если заявка подана в указанную организацию;
б) заказчик, если заявка подана заказчику.
15(2). В случае подачи заявки гражданином, поступающим на обучение (за исключением заявок, поданных в соответствии с предложениями, не размещенными на цифровой платформе "Работа в России"):
а) по образовательным программам среднего профессионального образования:
если заявка подана в электронном виде посредством единого портала, сведения о заявке передаются на цифровую платформу "Работа в России";
если заявка подана в письменном виде на бумажном носителе, принимающая организация размещает сведения о заявке на цифровой платформе "Работа в России";
б) по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам аспирантуры:
если заявка подана в электронном виде посредством единого портала:
сведения о заявке передаются на цифровую платформу "Работа в России";
сведения о заявке, поданной на целевое обучение в пределах квоты, поступают в информационную систему, определяемую Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с оператором информационной системы (в 2025 году - в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования) (далее - информационная система Министерства науки и высшего образования Российской Федерации);
если заявка подана в письменном виде на бумажном носителе на целевое обучение в пределах квоты, принимающая организация вносит сведения о заявке в информационную систему Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, сведения о заявке передаются на цифровую платформу "Работа в России";
если заявка подана в письменном виде на бумажном носителе не на целевое обучение в пределах квоты, принимающая организация размещает сведения о заявке на цифровой платформе "Работа в России";
в) по программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки (как на целевое обучение в пределах квоты, так и не на целевое обучение в пределах квоты) - принимающая организация размещает сведения о заявке на цифровой платформе "Работа в России".
15(3). Сведения, поступившие на цифровую платформу "Работа в России" в соответствии с пунктами 15(1) и 15(2) настоящего Положения, являются доступными для заказчиков.
15(4). Указанное в пунктах 15(1) и 15(2) настоящего Положения внесение сведений в информационную систему Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, размещение сведений на цифровой платформе "Работа в России" осуществляются не позднее следующего рабочего дня после дня поступления оригинала заявки в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или заказчику.
15(5). В случае если заявка подана в соответствии с предложением, не размещенным на цифровой платформе "Работа в России", организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую подана заявка, не позднее одного рабочего дня после получения оригинала заявки направляет его заказчику заказным почтовым отправлением или с курьером.
15(6). Количество заявок, поданных гражданами в соответствии с предложением, отображается в предложении на цифровой платформе "Работа в России".";
10) в пункте 17:
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) сведения о зачислении претендентов (за исключением претендентов, зачисленных в соответствии с предложениями, не размещенными на цифровой платформе "Работа в России"):
по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам аспирантуры передаются на цифровую платформу "Работа в России" из информационной системы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
по программам среднего профессионального образования, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки размещаются принимающими организациями на цифровой платформе "Работа в России" в течение 2 рабочих дней после издания распорядительного акта о зачислении, но не позднее чем за один день до начала учебного года;";
дополнить подпунктом "б(1)" следующего содержания:
"б(1)) сведения о зачислении претендентов в соответствии с предложениями, не размещенными на цифровой платформе "Работа в России", в течение 2 рабочих дней после издания распорядительного акта о зачислении, но не позднее чем за один день до начала учебного года направляются принимающими организациями заказчикам заказным почтовым отправлением или с курьером;";
11) в пункте 21:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"21. В случае если гражданин подал заявку в электронном виде, заключение договора о целевом обучении осуществляется в электронном виде (при наличии технической возможности). В случае если гражданин подал заявку в письменном виде на бумажном носителе, заключение договора о целевом обучении осуществляется в электронном виде (при наличии технической возможности) или в письменном виде на бумажном носителе. В случае заключения договора о целевом обучении в письменном виде на бумажном носителе формирование проекта указанного договора осуществляется на цифровой платформе "Работа в России" (при наличии технической возможности), за исключением договоров о целевом обучении, заключаемых в соответствии с предложениями, которые не были размещены на цифровой платформе "Работа в России".";
в абзаце четвертом слова "В 2024/25 учебном году" заменить словами "В 2024/25 и 2025/26 учебных годах";
абзац десятый дополнить словами "с представлением копии указанного договора";
12) в разделе III:
пункт 23 изложить в следующей редакции:
"23. Заказчики устанавливают прямо предусмотренные законодательством Российской Федерации требования, предъявляемые к гражданам, из числа следующих:
требования в отношении допуска гражданина к осуществлению трудовой деятельности, в том числе в части:
допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, для осуществления трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении (далее - допуск к государственной тайне);
отсутствия у гражданина медицинских противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении (далее - медицинские противопоказания);
требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими особенности заключения договора о целевом обучении, который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, в том числе требование о необходимости прохождения гражданином конкурса на заключение договора о целевом обучении.
При установлении требований, предъявляемых к гражданам, заказчики указывают ссылки на положения законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми устанавливаются такие требования.
В случае если предложением установлено, что трудовая деятельность в соответствии с договором о целевом обучении будет осуществляться на территории закрытого административно-территориального образования, заказчик может установить требование в отношении проживания гражданина на территории указанного административно-территориального образования.";
дополнить пунктами 23(1) - 23(5) следующего содержания:
"23(1). Требования, предъявляемые к гражданам, указываются в предложении. При подаче заявки гражданин подтверждает, что он соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам.
23(2). В случае если заказчиком установлено требование в части допуска к государственной тайне:
а) заказчик может рассмотреть заявку и в порядке, определенном локальным нормативным актом заказчика, установить соответствие или несоответствие гражданина требованию в части допуска к государственной тайне;
б) если гражданин поступает на целевое обучение в пределах квоты:
при получении заявки, не содержащей подтверждения соответствия гражданина требованию в части допуска к государственной тайне, принимающая организация отказывает гражданину в приеме на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с данной заявкой;
если заказчик в результате рассмотрения заявки установил несоответствие гражданина требованию в части допуска к государственной тайне, заказчик информирует принимающую организацию о том, что гражданин не соответствует указанному требованию, с обоснованием такого несоответствия, принимающая организация отказывает гражданину в приеме на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с данной заявкой;
в) если гражданин поступает не на целевое обучение в пределах квоты и заказчик в результате рассмотрения заявки установил несоответствие гражданина требованию в части допуска к государственной тайне, заказчик информирует гражданина о том, что он не соответствует указанному требованию, с обоснованием такого несоответствия.
23(3). В случае если заказчиком установлено требование об отсутствии у гражданина медицинских противопоказаний:
а) заказчик может рассмотреть заявку и в порядке, определенном локальным нормативным актом заказчика, установить наличие или отсутствие у гражданина медицинских противопоказаний;
б) если гражданин поступает на целевое обучение в пределах квоты:
при получении заявки, не содержащей подтверждения отсутствия у гражданина медицинских противопоказаний, принимающая организация отказывает гражданину в приеме на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с данной заявкой;
если заказчик в результате рассмотрения заявки установил наличие у гражданина медицинских противопоказаний, заказчик информирует принимающую организацию о том, что гражданин не соответствует требованию об отсутствии медицинских противопоказаний, с обоснованием указанного несоответствия, принимающая организация отказывает гражданину в приеме на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с данной заявкой;
в) если гражданин поступает не на целевое обучение в пределах квоты и заказчик в результате рассмотрения заявки установил наличие у гражданина медицинских противопоказаний, заказчик информирует гражданина о том, что он не соответствует требованию об отсутствии медицинских противопоказаний, с обоснованием указанного несоответствия.
23(4). В случае если нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрено заключение договора о целевом обучении на конкурсной основе:
а) гражданин указывает в заявке, что он участвовал в конкурсе на заключение договора о целевом обучении с положительным результатом;
б) если гражданин поступает на целевое обучение в пределах квоты, то при получении заявки, не содержащей подтверждения участия гражданина в конкурсе на заключение договора о целевом обучении с положительным результатом, принимающая организация отказывает гражданину в приеме на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с данной заявкой.
23(5). В случае если заказчиком установлено требование в отношении проживания гражданина на территории закрытого административно-территориального образования, гражданин в заявке указывает, что он проживает на территории указанного административно-территориального образования на день подачи заявки.";
13) в пункте 24:
абзац шестой подпункта "а" после слов "направленность (профиль)" дополнить словами ", в том числе специализация,";
в подпункте "б":
абзац второй изложить в следующей редакции:
"наименование организации (индивидуального предпринимателя), в которой будет осуществляться трудовая деятельность;";
абзац четвертый признать утратившим силу;
14) подпункт "б" пункта 28 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"организации, осуществляющей образовательную деятельность, заказчика и (или) работодателя - по заключению договора о практической подготовке гражданина в соответствии с договором о целевом обучении;";
15) в пункте 29:
подпункт "в" после слова "условия" дополнить словами "и порядок";
дополнить подпунктом "д" следующего содержания:
"д) минимальный размер, до которого заказчик может сократить меры материальной поддержки, в случае, если гражданин не выполняет требования к успеваемости. Указанный минимальный размер должен составлять по программам бакалавриата и программам специалитета не менее половины размера государственной академической стипендии, назначаемой в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", по иным образовательным программам - не менее половины установленного заказчиком размера мер материальной поддержки.";
16) пункт 31 признать утратившим силу;
17) в абзаце втором пункта 33 слова "В 2024/25 учебном году" заменить словами "В 2024/25 и 2025/26 учебных годах";
18) по тексту пункта 40 слова "в период" заменить словами "до завершения";
19) в пункте 47:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"47. В случае если орган, организация, являющиеся местом осуществления трудовой деятельности, ликвидированы (за исключением упразднения органа с передачей его функций иному органу) или индивидуальный предприниматель прекратил деятельность:";
в абзаце третьем подпункта "а" слова "или прекращения осуществления вида (видов) экономической деятельности организацией, индивидуальным предпринимателем" заменить словами "или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя";
20) пункт 48 изложить в следующей редакции:
"48. В случае если после завершения освоения гражданином образовательной программы исполнение обязательств по договору о целевом обучении приостановлено:
если указанное приостановление осуществлено до заключения трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору, срок трудоустройства продлевается на период указанного приостановления;
если указанное приостановление осуществлено после заключения трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору, срок трудовой деятельности продлевается на период указанного приостановления, за исключением случая, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта.
В случае если гражданин проходит (проходил) военную службу по мобилизации, по контракту после завершения освоения образовательной программы, срок указанной службы засчитывается в срок трудовой деятельности (вне зависимости от приостановления действия трудового договора, осуществляемого в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации).";
21) в пункте 56:
в абзаце первом слова "3 месяцев" заменить словами "6 месяцев";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"В случае если гражданин после истечения указанного в абзаце первом настоящего пункта срока непредоставления мер поддержки направил заказчику уведомление о расторжении договора о целевом обучении с указанием причины его расторжения, договор о целевом обучении считается расторгнутым со дня получения указанного уведомления, гражданин освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, заказчик несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении.";
абзац третий признать утратившим силу;
22) дополнить разделом V(1) следующего содержания:
"V(1). Заключение следующего договора о целевом обучении
с тем же заказчиком
64(1). Гражданин, завершивший освоение образовательной программы в соответствии с предшествующим договором о целевом обучении, может заключить с тем же заказчиком следующий договор о целевом обучении, который предусматривает:
освоение образовательной программы следующего уровня;
освобождение гражданина от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору о целевом обучении в порядке, установленном настоящим разделом.
64(2). Освобождение гражданина от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору о целевом обучении осуществляется при условии одновременного выполнения следующих требований:
а) предшествующим договором о целевом обучении (дополнительным соглашением к указанному договору) установлено право гражданина на освобождение от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору о целевом обучении в случае заключения следующего договора о целевом обучении;
б) срок исполнения гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в соответствии с предшествующим договором о целевом обучении не истек;
в) предшествующим договором о целевом обучении и следующим договором о целевом обучении предусмотрено освоение:
предшествующим договором о целевом обучении - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, следующим договором о целевом обучении - программы подготовки специалистов среднего звена;
предшествующим договором о целевом обучении - образовательной программы среднего профессионального образования, следующим договором о целевом обучении - программы бакалавриата или программы специалитета;
предшествующим договором о целевом обучении - программы бакалавриата, следующим договором о целевом обучении - программы магистратуры;
предшествующим договором о целевом обучении - программы магистратуры или программы специалитета, следующим договором о целевом обучении - программы ординатуры или программы ассистентуры-стажировки;
предшествующим договором о целевом обучении - программы магистратуры, или программы специалитета, или программы ассистентуры-стажировки, следующим договором о целевом обучении - программы аспирантуры.
64(3). Гражданин может последовательно осваивать несколько образовательных программ следующего уровня, заключая по каждой из них следующий договор о целевом обучении.
64(4). После заключения следующего договора о целевом обучении исполнение обязательств по предшествующему договору о целевом обучении приостанавливается по инициативе гражданина на период до исполнения обязательства по осуществлению трудовой деятельности в соответствии со следующим договором о целевом обучении.
64(5). В случае если гражданин исполнил обязательство по осуществлению трудовой деятельности в соответствии со следующим договором о целевом обучении:
все предшествующие договоры о целевом обучении считаются расторгнутыми;
гражданин и заказчик освобождаются от ответственности за неисполнение всех предшествующих договоров о целевом обучении.
64(6). В случае если заказчик считает целесообразным заключить следующий договор о целевом обучении, он формирует отдельное предложение для граждан, желающих заключить такой договор (далее - предложение о заключении следующего договора). В предложении о заключении следующего договора указываются требования к заключению следующего договора в соответствии с пунктом 64(2) настоящего Положения.
В заявке, поданной в соответствии с предложением о заключении следующего договора, гражданин указывает, что он завершил (завершит в текущем учебном году) освоение образовательной программы в соответствии с предшествующим договором о целевом обучении и предшествующим договором о целевом обучении (дополнительным соглашением к указанному договору) установлено право на освобождение от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности в случае заключения следующего договора о целевом обучении.
64(7). В случае если следующий договор о целевом обучении расторгнут (считается расторгнутым) в соответствии с положениями раздела V настоящего Положения:
а) все предшествующие договоры о целевом обучении считаются расторгнутыми;
б) если заказчик освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора о целевом обучении, гражданин не освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора о целевом обучении:
заказчик освобождается от ответственности за неисполнение всех предшествующих договоров о целевом обучении;
гражданин несет ответственность за неисполнение следующего договора о целевом обучении и всех предшествующих договоров о целевом обучении;
в) если гражданин освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора о целевом обучении, заказчик не освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора о целевом обучении:
гражданин освобождается от ответственности за неисполнение всех предшествующих договоров о целевом обучении;
заказчик несет ответственность за неисполнение следующего договора о целевом обучении и всех предшествующих договоров о целевом обучении;
г) если гражданин и заказчик освобождены от ответственности за неисполнение следующего договора о целевом обучении, гражданин и заказчик освобождаются от ответственности за неисполнение всех предшествующих договоров о целевом обучении.";
23) в пункте 65 слова "случаев, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 10" заменить словами "случаев, указанных в абзаце шестом пункта 10 и пункте 10(1)";
24) дополнить пунктом 65(1) следующего содержания:
"65(1). В случаях, указанных в абзаце шестом пункта 10 и пункте 10(1) настоящего Положения, заказчик не позднее 10 июня года приема направляет предложение по квоте в принимающую организацию заказным почтовым отправлением или с курьером.
Принимающая организация присваивает заказчикам, представившим в принимающую организацию предложения, уникальные идентификационные номера, состоящие из цифр и не включающие в себя иные символы.";
25) пункт 66 после слов "о соответствии заказчика" дополнить словами "определенному пункту";
26) абзац четвертый пункта 67 признать утратившим силу;
27) пункт 68 изложить в следующей редакции:
"68. Гражданин может поступать на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с одной заявкой.";
28) дополнить пунктами 68(1) и 68(2) следующего содержания:
"68(1). Гражданин, поступающий на целевое обучение в пределах квоты, указывает в заявлении о приеме на обучение сведения о предложении, в соответствии с которым подана заявка:
размещено или не размещено предложение на цифровой платформе "Работа в России";
номер предложения, сформированный на цифровой платформе "Работа в России", в случае, если предложение размещено на цифровой платформе "Работа в России";
наименование заказчика и номер предложения, присвоенный заказчиком, в случае, если предложение не размещено на цифровой платформе "Работа в России".
68(2). Принимающая организация проводит проверку соответствия заявления о приеме на обучение предложению, размещенному на цифровой платформе "Работа в России" или представленному заказчиком в принимающую организацию. В случае если предложение, указанное в заявлении о приеме на обучение, отсутствует на цифровой платформе "Работа в России" и не представлено заказчиком в принимающую организацию и (или) характеристики обучения, указанные в заявлении о приеме на обучение, не соответствуют предложению, указанному в заявлении о приеме на обучение, принимающая организация отказывает поступающему в приеме на целевое обучение в пределах квоты.";
29) пункт 69 изложить в следующей редакции:
"69. Заказчик, сформировавший предложение по квоте, вправе определить перечень профориентационных мероприятий, организованных заказчиком и (или) проведенных с его участием, участие в которых учитывается при приеме на целевое обучение в пределах квоты в качестве индивидуальных достижений с начислением баллов (далее - целевые баллы).
В качестве профориентационных мероприятий рассматриваются конкурсы, олимпиады и иные мероприятия конкурсного (соревновательного) характера и (или) обучение в профильных классах (обучение в профильных классах - только при приеме на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата, программам специалитета) при условии, что проведение профориентационных мероприятий (обучение в профильных классах) завершено в году приема на обучение или в течение 4 лет, предшествующих году приема на обучение.
В случае если заказчик определил перечень профориентационных мероприятий:
заказчик информирует граждан о проведении профориентационных мероприятий на своем официальном сайте в сети "Интернет" или иным способом публикует в сети "Интернет" сведения о проведении профориентационных мероприятий;
заказчик указывает в предложении ссылки на сведения о проведении профориентационных мероприятий, размещенные им на своем официальном сайте в сети "Интернет" или опубликованные в сети "Интернет" иным способом;
в случае если предложение размещено на цифровой платформе "Работа в России", заказчик не позднее 10 июня года приема (начиная с 2026 года) формирует на цифровой платформе "Работа в России" сведения о гражданах, участвовавших в профориентационных мероприятиях, соответствующих предложениям по квоте (далее - участники профориентационных мероприятий), для принимающих организаций;
в случае если предложение не размещено на цифровой платформе "Работа в России":
заказчик формирует сведения об участниках профориентационных мероприятий, которые представляют собой списки участников профориентационных мероприятий с указанием предложений по квоте;
не позднее 10 июня года приема заказчик передает списки участников профориентационных мероприятий в принимающие организации, указанные в предложениях по квоте, за подписью уполномоченного должностного лица заказчика на бумажном носителе или в электронном виде;
участники профориентационных мероприятий идентифицируются в списках участников профориентационных мероприятий по страховому номеру индивидуального лицевого счета без указания фамилии, имени и отчества (при наличии).
При приеме на обучение на 2025/26 учебный год заказчик осуществляет действия, указанные в абзацах восьмом - десятом настоящего пункта, вне зависимости от того, размещено или не размещено предложение на цифровой платформе "Работа в России".";
30) дополнить пунктом 69(1) следующего содержания:
"69(1). Для учета участия в профориентационных мероприятиях в качестве индивидуального достижения гражданин указывает в заявлении о приеме на обучение, что он участвовал в профориентационных мероприятиях. В случае если гражданин указан в сформированных заказчиком сведениях об участниках профориентационных мероприятий, которые соответствуют предложению по квоте, указанному в заявлении о приеме на обучение, принимающая организация начисляет гражданину целевые баллы и включает их в сумму конкурсных баллов при приеме на целевое обучение в пределах квоты:
при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры - 5 баллов;
при приеме на обучение по программам аспирантуры, программам ассистентуры-стажировки - количество баллов, установленное принимающей организацией (от одного до 5 баллов).
Количество целевых баллов, начисляемых участнику профориентационных мероприятий, не зависит от количества профориентационных мероприятий, в которых он участвовал.
Количество целевых баллов, установленное принимающей организацией при приеме на обучение по программам аспирантуры, программам ассистентуры-стажировки, является одинаковым для всех участников профориентационных мероприятий по всем заказчикам и предложениям.";
31) пункт 73 изложить в следующей редакции:
"73. Сведения о зачислении претендентов, подавших заявления о приеме на целевое обучение в принимающие организации (за исключением претендентов, зачисленных в соответствии с предложениями, не размещенными на цифровой платформе "Работа в России"):
по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам аспирантуры - передаются на цифровую платформу "Работа в России" из информационной системы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации после их внесения в указанную информационную систему;
по программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки - размещаются принимающими организациями на цифровой платформе "Работа в России" в течение 2 рабочих дней после издания распорядительного акта о зачислении, но не позднее чем за один день до начала учебного года.
Сведения о зачислении претендентов в соответствии с предложениями, не размещенными на цифровой платформе "Работа в России", в течение 2 рабочих дней после издания распорядительного акта о зачислении, но не позднее чем за один день до начала учебного года направляются принимающими организациями заказчикам заказным почтовым отправлением или с курьером.";
32) пункт 76 изложить в следующей редакции:
"76. Сведения о гражданах, которые были зачислены на целевое обучение в пределах квоты и до начала учебного года исключены из числа зачисленных на целевое обучение в пределах квоты в принимающую организацию (за исключением претендентов, зачисленных в соответствии с предложениями, не размещенными на цифровой платформе "Работа в России"):
по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам аспирантуры - передаются на цифровую платформу "Работа в России" из информационной системы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации после их внесения в указанную информационную систему;
по программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки - в течение 5 рабочих дней после издания распорядительного акта об исключении из числа зачисленных на целевое обучение в пределах квоты размещаются принимающими организациями на цифровой платформе "Работа в России".
Сведения о гражданах, которые были зачислены на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с предложениями, не размещенными на цифровой платформе "Работа в России", и до начала учебного года исключены из числа зачисленных на целевое обучение в пределах квоты, в течение 5 рабочих дней после их исключения из числа зачисленных на целевое обучение в пределах квоты направляются принимающими организациями заказчикам заказным почтовым отправлением или с курьером.
В случае если гражданин был зачислен на целевое обучение в пределах квоты в принимающую организацию и до начала учебного года исключен из числа зачисленных на целевое обучение в пределах квоты в принимающую организацию, гражданин и заказчик освобождаются от ответственности за незаключение договора о целевом обучении либо от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении.";
33) в пункте 77:
подпункт "б" после слов "в рамках мер поддержки гражданину" дополнить словом "ежемесячно";
в абзаце третьем подпункта "в" слова "к защите" заменить словами "в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук";
34) пункт 80 изложить в следующей редакции:
"80. В случае если заказчиком является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в предложении по квоте и договоре о целевом обучении с гражданином, принятым на целевое обучение в пределах квоты, указывается место осуществления трудовой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Место осуществления трудовой деятельности по указанному договору не может быть изменено на место осуществления трудовой деятельности в другом субъекте Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 80(1) настоящего Положения.
В случае если заказчиком является орган местного самоуправления, в предложении по квоте и договоре о целевом обучении с гражданином, принятым на целевое обучение в пределах квоты, указывается место осуществления трудовой деятельности на территории соответствующего муниципального образования. Место осуществления трудовой деятельности по указанному договору не может быть изменено на место осуществления трудовой деятельности в другом муниципальном образовании, за исключением случаев, указанных в пункте 80(1) настоящего Положения.";
35) дополнить пунктом 80(1) следующего содержания:
"80(1). В случае если заказчиком является орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, место осуществления трудовой деятельности, указанное в договоре о целевом обучении с гражданином, принятым на целевое обучение в пределах квоты, может быть изменено соответственно на место осуществления трудовой деятельности в другом субъекте Российской Федерации или другом муниципальном образовании (в том числе на территории другого субъекта Российской Федерации) в следующих случаях:
гражданин осуществляет уход за подопечным-инвалидом или за подопечным, нуждающимся в постоянном уходе, отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать подопечного, нуждающегося в постоянном уходе, уход за подопечным-инвалидом или подопечным, нуждающимся в постоянном уходе, осуществляется в месте, отличном от места осуществления трудовой деятельности, необходимость осуществления указанного ухода возникла после подачи заявки или условия осуществления указанного ухода изменились после подачи заявки;
супруг (супруга) гражданина является военнослужащим (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или мобилизации) и проходит военную службу в месте, отличном от места осуществления трудовой деятельности гражданином, прохождение военной службы супругом (супругой) гражданина началось после подачи заявки или место прохождения военной службы супругом (супругой) гражданина изменилось после подачи заявки;
гражданин заключил брак после подачи заявки, его супруг (супруга) является гражданином, поступившим на целевое обучение в пределах квоты, и места осуществления трудовой деятельности гражданина и его супруга (супруги) находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации или разных муниципальных образований.";
36) в разделе VII:
после пункта 83 дополнить пунктом 83(1) следующего содержания:
"83(1). Неисполнение заказчиком обязательств по договору о целевом обучении, расторжение договора о целевом обучении заказчиком в одностороннем порядке, отказ заказчика от заключения договора о целевом обучении не являются основанием для прекращения или изменения образовательных отношений между гражданином и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.";
дополнить пунктом 106(1) следующего содержания:
"106(1). При осуществлении перехода с платного обучения на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на место, с которого отчислен гражданин, принятый на целевое обучение в пределах квоты, в первоочередном порядке переводится гражданин из числа тех граждан, которые не позднее 2-го месяца после объявления о возможности указанного перехода заключили договор о целевом обучении с тем же заказчиком (при наличии предложения, сформированного заказчиком для обучающихся).";
в пункте 108 слова "в информационную систему, определяемую Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (в 2024 году - в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования)" заменить словами "в информационную систему Министерства науки и высшего образования Российской Федерации";
37) абзац первый пункта 110 изложить в следующей редакции:
"110. На цифровой платформе "Работа в России" размещается следующая информация (за исключением случаев, если предложение не было размещено на цифровой платформе "Работа в России"):".
3. Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденные указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 апреля 2024 г. N 555
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 7 апреля 2025 г. N 447)
ПРАВИЛА
УСТАНОВЛЕНИЯ КВОТЫ ПРИЕМА НА ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ
БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок и сроки установления квоты приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета граждан, которые прошли конкурс в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", и дали согласие на заключение договора о целевом обучении по образовательной программе высшего образования с органами или организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее соответственно - договор о целевом обучении, целевое обучение).
2. Квота приема на целевое обучение устанавливается по специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям в пределах контрольных цифр приема на обучение по специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной год, в котором осуществляется прием на целевое обучение (далее соответственно - контрольные цифры приема на обучение, год приема на обучение).
3. При установлении квоты приема на целевое обучение учитываются:
а) потребности экономики Российской Федерации, отдельных субъектов Российской Федерации и федеральных государственных органов в квалифицированных кадрах по специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям с учетом прогноза потребности в кадрах в профессионально-отраслевом и региональном разрезах, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - прогноз кадровой потребности);
б) отраслевые особенности трудовой деятельности и обеспечения квалифицированными кадрами;
в) динамика приема граждан на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (за 5 лет, предшествующих году приема на обучение);
г) динамика целевого обучения и приема граждан на целевое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (за 5 лет, предшествующих году приема на обучение);
д) потребности федеральных государственных учреждений, осуществляющих в качестве одного из видов деятельности медицинскую деятельность.
4. В процессе установления квоты приема на целевое обучение формируется целевая кадровая потребность федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее - целевая потребность), которая является основой для формирования проекта квоты приема на целевое обучение.
Процесс формирования целевой потребности предусматривает формирование первичной целевой потребности и сводной целевой потребности.
5. Установление квоты приема на целевое обучение осуществляется с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - цифровая платформа "Работа в России"). Формы представления сведений на цифровой платформе "Работа в России" устанавливаются Федеральной службой по труду и занятости.
II. Участники формирования целевой потребности
6. В формировании первичной целевой потребности участвуют:
а) работодатели - юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые заявляют о своей целевой потребности и намерены удовлетворить ее посредством заключения договоров о целевом обучении, в которых заказчиками целевого обучения будут являться иные лица;
б) заказчики целевого обучения - юридические лица, которые заявляют о своей целевой потребности (далее - собственная целевая потребность заказчиков целевого обучения), и (или) о целевой потребности иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, входящих в сферу деятельности и (или) управления заказчиков целевого обучения (далее - целевая потребность в сфере заказчиков целевого обучения), и (или) о целевой потребности работодателей и намерены заключить соответствующие договоры о целевом обучении в качестве заказчиков целевого обучения. Перечни заказчиков целевого обучения, имеющих экстерриториальное значение для социально-экономического развития Российской Федерации (далее - экстерриториальные заказчики), формируются федеральными государственными органами (государственными корпорациями), осуществляющими нормативно-правовое регулирование и выработку государственной политики в соответствующих сферах.
7. В формировании сводной целевой потребности участвуют:
а) исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в различных сферах (далее - региональные отраслевые органы). Перечни региональных отраслевых органов формируются федеральными государственными органами (государственными корпорациями), осуществляющими нормативно-правовое регулирование и выработку государственной политики в соответствующих сферах;
б) исполнительные органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные на формирование целевой потребности субъектов Российской Федерации, или высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные региональные органы). Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные на формирование целевой потребности субъектов Российской Федерации, определяются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации;
в) федеральные государственные органы (государственные корпорации), осуществляющие нормативно-правовое регулирование и выработку государственной политики (далее - отраслевые центры ответственности). Перечень отраслевых центров ответственности определяется на основании формируемого Министерством экономического развития Российской Федерации справочника по соотношению федеральных органов исполнительной власти и разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. В перечне отраслевых центров ответственности указываются виды экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, соответствующие сферам, в которых отраслевые центры ответственности осуществляют нормативно-правовое регулирование и выработку государственной политики (далее - курируемые виды экономической деятельности);
г) федеральные государственные органы и организации, осуществляющие административно-распорядительные функции по отношению к работодателям и заказчикам целевого обучения (далее - административные центры ответственности). Перечни административных центров ответственности формируются отраслевыми центрами ответственности (при необходимости). В случае если отраслевой центр ответственности перечень административных центров ответственности не сформировал, он принимает на себя функции административных центров ответственности.
8. Перечни, формируемые в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящих Правил, используются при формировании целевой потребности на цифровой платформе "Работа в России".
III. Формирование первичной целевой потребности
9. Формирование первичной целевой потребности осуществляется на основании поданных заказчиками целевого обучения или работодателями заявок о наличии целевой потребности (далее - заявка).
10. В целях формирования первичной целевой потребности:
а) работодатели подают заявки с указанием заказчиков целевого обучения;
б) заказчики целевого обучения подают заявки с указанием того, что они будут являться заказчиками целевого обучения по договорам о целевом обучении в соответствии с квотой приема на целевое обучение, установленной на основании заявок, и рассматривают заявки работодателей.
11. Заявки подаются посредством цифровой платформы "Работа в России" не позднее 1 апреля года, предшествующего году приема на обучение (далее - год формирования целевой потребности) (в 2025 году - не позднее 1 мая).
12. В заявке работодателя указывается заказчик целевого обучения, соответствующий части 1 статьи 71.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
13. В заявке указывается вид экономической деятельности, соответствующий целевой потребности, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - целевой вид экономической деятельности).
Заказчик целевого обучения, указанный в заявке работодателя, должен осуществлять экономическую деятельность, соответствующую целевому виду экономической деятельности, либо нормативно-правовое регулирование и выработку государственной политики и (или) административно-распорядительные функции в сфере, соответствующей целевому виду экономической деятельности.
После подачи заказчиком целевого обучения или работодателем заявки на цифровой платформе "Работа в России" осуществляется автоматическое определение:
региональных отраслевых органов (по заявкам, поданным заказчиками целевого обучения, за исключением экстерриториальных заказчиков (далее - региональные заказчики), и по заявкам работодателей с указанием региональных заказчиков);
административных центров ответственности (при необходимости);
отраслевых центров ответственности, имеющих курируемые виды экономической деятельности, соответствующие целевым видам экономической деятельности.
14. Заявки работодателей направляются заказчикам целевого обучения, указанным в заявках. Заказчики целевого обучения, указанные в заявках работодателей, не позднее 20 апреля года формирования целевой потребности (в 2025 году - не позднее 15 мая) рассматривают заявки работодателей и принимают решение о согласовании или несогласовании целевой потребности работодателей.
15. Работодатель при подаче заявки обязуется заключить договор о целевом обучении с заказчиками целевого обучения, указанными в заявках, и гражданами, которые будут приняты на места в пределах квоты приема на целевое обучение, установленной на основании заявки.
16. Заказчик целевого обучения при подаче заявки, а также в случае согласования целевой потребности работодателя обязуется сформировать предложения о заключении договоров о целевом обучении в соответствии с квотой приема на целевое обучение, установленной на основании заявки.
17. Информация о решениях, принятых заказчиками целевого обучения, в течение одного дня после их принятия отображается в личных кабинетах работодателей на цифровой платформе "Работа в России".
IV. Формирование сводной целевой потребности
18. При формировании сводной целевой потребности рассматривается целевая потребность заказчиков целевого обучения, которая включает в себя:
а) заявки заказчиков целевого обучения, отражающие собственную целевую потребность заказчиков целевого обучения;
б) заявки заказчиков целевого обучения, отражающие целевую потребность в сфере заказчиков целевого обучения;
в) заявки работодателей, согласованные заказчиками целевого обучения.
19. Целевая потребность региональных заказчиков направляется в региональные отраслевые органы.
20. Региональные отраслевые органы не позднее 10 мая года формирования целевой потребности (в 2025 году - не позднее 25 мая):
а) рассматривают целевую потребность региональных заказчиков и самостоятельно принимают решения:
о согласовании целевой потребности региональных заказчиков;
о согласовании целевой потребности региональных заказчиков с внесением в целевую потребность изменений (в части уменьшения количества мест, которое необходимо выделить в рамках квоты приема на целевое обучение для удовлетворения целевой потребности (далее - требуемое количество мест), и (или) замены организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую предлагается осуществить прием на целевое обучение);
об отклонении целевой потребности региональных заказчиков;
б) формируют целевую потребность субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах управления (далее - региональная отраслевая целевая потребность) на основании согласованной целевой потребности региональных заказчиков (с учетом внесенных изменений) и целевой потребности региональных отраслевых органов (при наличии).
21. Региональная отраслевая целевая потребность направляется в уполномоченные региональные органы.
22. Уполномоченные региональные органы не позднее 20 мая года формирования целевой потребности (в 2025 году - не позднее 30 мая) формируют на основании региональной отраслевой целевой потребности и целевой потребности уполномоченных региональных органов (при наличии) сводную целевую потребность субъектов Российской Федерации (далее - региональная целевая потребность).
Региональная целевая потребность направляется в административные центры ответственности и (или) отраслевые центры ответственности в соответствии с курируемыми видами экономической деятельности.
23. Целевая потребность экстерриториальных заказчиков направляется в административные центры ответственности или отраслевые центры ответственности в соответствии с курируемыми видами экономической деятельности.
24. Административные центры ответственности не позднее 5 июня года формирования целевой потребности (в 2025 году - не позднее 15 июня):
а) рассматривают региональную целевую потребность и целевую потребность экстерриториальных заказчиков и самостоятельно принимают решения:
о согласовании региональной целевой потребности и целевой потребности экстерриториальных заказчиков;
о согласовании региональной целевой потребности и целевой потребности экстерриториальных заказчиков с внесением в региональную целевую потребность и целевую потребность экстерриториальных заказчиков изменений (в части уменьшения требуемого количества мест и (или) замены организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую предлагается осуществить прием на целевое обучение);
об отклонении региональной целевой потребности и целевой потребности экстерриториальных заказчиков;
б) формируют целевую потребность заказчиков целевого обучения, в отношении которых административные центры ответственности осуществляют административно-распорядительные функции и которые не подали заявки;
в) формируют целевую потребность в соответствующих сферах управления (далее - предварительная отраслевая целевая потребность) на основании согласованных региональной целевой потребности и целевой потребности экстерриториальных заказчиков (с учетом внесенных изменений), целевой потребности заказчиков целевого обучения, в отношении которых административные центры ответственности осуществляют административно-распорядительные функции и которые не подали заявки, и целевой потребности административных центров ответственности (при наличии).
25. Предварительная отраслевая целевая потребность направляется в отраслевые центры ответственности.
26. Отраслевые центры ответственности не позднее 20 июня года формирования целевой потребности (в 2025 году - не позднее 5 июля):
а) рассматривают предварительную отраслевую целевую потребность, региональную целевую потребность, целевую потребность экстерриториальных заказчиков и самостоятельно принимают решения:
о согласовании предварительной отраслевой целевой потребности, региональной целевой потребности, целевой потребности экстерриториальных заказчиков;
о согласовании предварительной отраслевой целевой потребности, региональной целевой потребности, целевой потребности экстерриториальных заказчиков с внесением в предварительную отраслевую целевую потребность, региональную целевую потребность, целевую потребность экстерриториальных заказчиков изменений (в части уменьшения требуемого количества мест и (или) замены организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую предлагается осуществить прием на целевое обучение);
об отклонении предварительной отраслевой целевой потребности, региональной целевой потребности, целевой потребности экстерриториальных заказчиков;
б) формируют целевую потребность заказчиков целевого обучения, которые осуществляют экономическую деятельность в соответствии с курируемыми видами экономической деятельности отраслевых центров ответственности и не подали заявки;
в) формируют сводную целевую потребность в соответствующих сферах управления (далее - сводная отраслевая целевая потребность) на основании согласованных предварительной отраслевой целевой потребности, региональной целевой потребности, целевой потребности экстерриториальных заказчиков (с учетом внесенных изменений), целевой потребности заказчиков целевого обучения, которые осуществляют экономическую деятельность в соответствии с курируемыми видами экономической деятельности отраслевых центров ответственности и не подали заявки, и целевой потребности отраслевых центров ответственности (при наличии).
27. При принятии решений, указанных в пунктах 20, 22, 24 и 26 настоящих Правил, участники формирования целевой потребности учитывают прогноз кадровой потребности. Прогноз кадровой потребности размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на цифровой платформе "Работа в России" не позднее 1 декабря года, предшествующего году формирования целевой потребности.
28. Информация о решениях, принимаемых в процессе формирования целевой потребности, в течение одного дня после их принятия отображается в личных кабинетах участников формирования целевой потребности, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, на цифровой платформе "Работа в России".
29. Итоговая целевая потребность, сформированная на основании сводной отраслевой целевой потребности, 1 июля года формирования целевой потребности (в 2025 году - 10 июля) отображается в личных кабинетах участников формирования целевой потребности, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, и учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на цифровой платформе "Работа в России" и направляется в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации посредством информационной системы, определенной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, для учета при формировании общего объема контрольных цифр приема на обучение и квоты приема на целевое обучение.
30. Заказчики целевого обучения, входящие в специальный перечень заказчиков целевого обучения, сформированный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" из числа организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", также являются экстерриториальными заказчиками, направляют свою целевую потребность в административный центр ответственности, определенный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Административный центр ответственности формирует предварительную отраслевую целевую потребность в порядке, определенном пунктом 26 настоящих Правил, и направляет ее соответственно в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", являющиеся отраслевыми центрами ответственности.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" формируют сводную отраслевую целевую потребность в порядке, определенном пунктом 26 настоящих Правил.
V. Формирование проекта и установление квоты приема
на целевое обучение
31. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации не позднее 10 февраля года приема на обучение:
а) осуществляет сопоставление итоговой целевой потребности с распределением контрольных цифр приема на обучение, проведенным организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
б) формирует проект квоты приема на целевое обучение путем определения количества мест для приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (при необходимости - по образовательным программам, выделяемым в рамках специальностей, направлений подготовки, научных специальностей) с указанием заказчиков целевого обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которые предлагается осуществить прием на обучение на места в пределах квоты приема на целевое обучение, форм обучения, субъектов Российской Федерации, на территориях которых будет осуществляться трудовая деятельность гражданами в соответствии с договором о целевом обучении после завершения освоения ими образовательной программы (далее - проектное количество мест). Суммарное проектное количество мест по программам бакалавриата и программам специалитета по конкретной специальности, направлению подготовки, научной специальности в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, не может составлять более 80 процентов объема контрольных цифр приема на обучение по конкретной специальности, направлению подготовки, научной специальности в конкретной организации (с учетом квот, предусмотренных частями 6 и 6.1 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). В процессе формирования проекта квоты приема на целевое обучение Министерство науки и высшего образования Российской Федерации при необходимости принимает решения о замене организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую предлагается осуществить прием на целевое обучение, и (или) об уменьшении требуемого количества мест, и (или) об установлении квоты приема на целевое обучение с указанием нескольких заказчиков целевого обучения;
в) передает проект квоты приема на целевое обучение из информационной системы, определенной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, на цифровую платформу "Работа в России".
32. Проект квоты приема на целевое обучение отображается в личных кабинетах участников формирования целевой потребности, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, на цифровой платформе "Работа в России".
Федеральная служба по труду и занятости не позднее 15 февраля года приема на обучение информирует заказчиков целевого обучения о направлении проекта квоты приема на целевое обучение в их личные кабинеты на цифровой платформе "Работа в России".
33. Заказчики целевого обучения не позднее 25 февраля года приема на обучение рассматривают проект квоты приема на целевое обучение и согласовывают или не согласовывают его. В случае отсутствия согласования проекта квоты приема на целевое обучение соответствующее проектное количество мест исключается из проекта квоты приема на целевое обучение.
34. Федеральная служба по труду и занятости не позднее 1 марта года приема на обучение информирует Министерство науки и высшего образования Российской Федерации посредством цифровой платформы "Работа в России" о результатах согласования проекта квоты приема на целевое обучение заказчиками целевого обучения.
35. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации не позднее 20 марта года приема на обучение на основании проекта квоты приема на целевое обучение разрабатывает проект акта Правительства Российской Федерации об установлении квоты приема на целевое обучение и представляет его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке. Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении квоты приема на целевое обучение предусматривает установление квоты приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям с указанием следующих сведений:
наименование заказчика целевого обучения;
наименование работодателя (при необходимости);
наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую будет осуществляться прием на целевое обучение;
форма обучения;
образовательная программа, выделяемая в рамках специальности, направления подготовки, научной специальности (при необходимости);
субъект Российской Федерации, на территории которого будет осуществляться трудовая деятельность гражданами в соответствии с договором о целевом обучении после завершения ими освоения образовательной программы.
Указанный проект акта представляется с пояснительной запиской, содержащей необходимые обоснования, а также сведения об учете прогноза кадровой потребности.
36. Правительство Российской Федерации не позднее 10 апреля года приема на обучение устанавливает квоту приема на целевое обучение.
37. Установленная Правительством Российской Федерации квота приема на целевое обучение размещается в личных кабинетах участников формирования целевой потребности, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, на цифровой платформе "Работа в России".
38. Особенности установления квоты приема на целевое обучение в интересах отдельных федеральных органов исполнительной власти с обязательством по прохождению военной службы по контракту после завершения обучения устанавливаются отдельными актами Правительства Российской Федерации.".
4. В типовой форме договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, утвержденной указанным постановлением:
1) в разделе III:
подпункты "д" и "е" пункта 1 признать утратившими силу;
в подпункте "в" пункта 2 слово "(субъектов)" исключить;
в пунктах 3 и 4 слова "по решению заказчика" заменить словами "в случае, если заказчиком является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления либо работодатель включен в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", и на основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" заказчиком принято решение об указании в сведениях о месте осуществления трудовой деятельности только данных об основном виде деятельности и организационно-правовой форме организации, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении, а также о субъекте Российской Федерации, на территории которого расположена указанная организация";
в пункте 6 слова "организация, в которой (индивидуальный предприниматель), в которой" заменить словами "организация, в которой (индивидуальный предприниматель, у которого)";
2) пункт 1 раздела IV изложить в следующей редакции:
"1. В период обучения по основной образовательной программе гражданину предоставляются следующие меры поддержки <9>: ___________________________________________________________________________ (порядок и сроки предоставления мер поддержки) ___________________________________________________________________________ (размеры мер поддержки (при необходимости) ___________________________________________________________________________ (минимальный размер, до которого заказчик может сократить меры материальной поддержки (при необходимости) __________________________________________________________________________. (иные характеристики предоставления мер поддержки (указываются по решению заказчика)";
3) пункт 3 раздела V после слова "Условия" дополнить словами "и порядок";
4) в пункте 1 раздела VII:
подпункт "г" после слов "при невыполнении им требований к успеваемости" дополнить словами "и о восстановлении мер поддержки";
дополнить подпунктом "д(1)" следующего содержания:
"д(1)) заключить договор о практической подготовке гражданина с образовательной организацией в соответствии с настоящим договором (указывается в случае установления условий прохождения гражданином практической подготовки у заказчика);";
5) в разделе VIII:
в подпункте "г" пункта 1 слова "к защите" заменить словами "в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. В случае если гражданин после завершения освоения основной образовательной программы в соответствии с настоящим договором заключит с заказчиком новый договор о целевом обучении, предусматривающий освоение ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (уровень образовательной программы <11>) (далее - следующий договор), гражданин имеет право на освобождение от исполнения обязательств по настоящему договору в порядке, установленном разделом V(1) Положения <12>.";
6) пункт 1 раздела IX дополнить подпунктом "б(1)" следующего содержания:
"б(1)) заключить договор о практической подготовке гражданина с образовательной организацией в соответствии с настоящим договором (указывается в случае установления условий прохождения гражданином практической подготовки у работодателя);";
7) в разделе X:
в подпункте "а" пункта 1 слова "организовать проведение" заменить словами "заключить договор о практической подготовке гражданина в соответствии с настоящим договором и организовать проведение";
в подпункте "б" пункта 2 слово "предоставление" заменить словом "предоставления";
8) пункт 6 раздела XII изложить в следующей редакции:
"6. Если гражданин, освоивший основную образовательную программу в соответствии с настоящим договором, заключил следующий договор и следующий договор расторгнут (считается расторгнутым) в соответствии с разделом V Положения (указывается в случае, если пунктом 3 раздела VIII настоящего договора установлено право гражданина, заключившего следующий договор, на освобождение от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по настоящему договору):
а) если заказчик освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора, гражданин не освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора:
заказчик освобождается от ответственности за неисполнение настоящего договора и всех предшествующих договоров (при наличии);
гражданин несет ответственность за неисполнение следующего договора, настоящего договора и всех предшествующих договоров (при наличии);
б) если гражданин освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора, заказчик не освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора:
гражданин освобождается от ответственности за неисполнение настоящего договора и всех предшествующих договоров (при наличии);
заказчик несет ответственность за неисполнение следующего договора, настоящего договора и всех предшествующих договоров (при наличии);
в) если гражданин и заказчик освобождены от ответственности за неисполнение следующего договора, гражданин и заказчик освобождаются от ответственности за неисполнение настоящего договора и всех предшествующих договоров (при наличии).";
9) сноску 10 изложить в следующей редакции:
"<10> В разделе VI договора о целевом обучении устанавливается прохождение гражданином практики у заказчика, работодателя, в иной организации, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении (за исключением случая, когда прохождение практики у заказчика, работодателя, в иной организации, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении, невозможно, в том числе в связи с отсутствием необходимых технических средств, помещений), а также может быть установлено прохождение гражданином практической подготовки по дисциплинам, модулям у заказчика, работодателя, в иной организации, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.";
10) в сноске 11 слова "или программы ординатуры," исключить.
5. В форме предложений о заключении договора или договоров о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, утвержденной указанным постановлением:
1) в разделе I:
пункт 1 дополнить словами "или номер предложения, присвоенный заказчиком целевого обучения по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования (далее соответственно - заказчик, основная образовательная программа) (для предложения, которое не размещается на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России")";
пункт 2 дополнить словами "или дата формирования предложения, установленная заказчиком (для предложения, которое не размещается на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России")";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Полное наименование заказчика: ____________________________________ ________________________________________________________________________.";
в пункте 4 слова "Заказчик соответствует" заменить словами "Заказчик соответствует пункту ___";
2) раздел III изложить в следующей редакции:
"III. Требования, предъявляемые к гражданам, с которыми заключается договор о целевом обучении (в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гражданам, с которыми заключается договор о целевом обучении, установленными Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования"): 1. Требование в части допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, для осуществления трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении: ________________________________________________________. (да/нет) 2. Требование в части отсутствия у гражданина медицинских противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении: _____________________________________________ __________________________________________________________________________. (перечень медицинских противопоказаний и (или) характеристика трудовой деятельности) 3. Гражданин должен проживать на территории закрытого административно-территориального образования: ____________________________. (да/нет) 4. Иные требования в отношении допуска гражданина к осуществлению трудовой деятельности: ____________________________________________________ __________________________________________________________________________. 5. Требования, установленные нормативными правовыми актами, определяющими особенности заключения договора о целевом обучении, который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения (в том числе требование о необходимости прохождения гражданином конкурса на заключение договора о целевом обучении): _______________________________________________________________: (да/нет) срок проведения конкурса на заключение договора о целевом обучении: __________________________________________________________________________; ссылка на объявление о проведении конкурса, размещенное в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": _______________________ ________________________________________________________________________.";
3) в разделе IV:
в пункте 3:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) наименование организации (индивидуального предпринимателя), в которой будет осуществляться трудовая деятельность <3>: ___________________ ________________________________________________________________________;";
в подпунктах "в" и "г" слова "по решению заказчика" заменить словами "в случае, если заказчиком является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления либо работодатель включен в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", и на основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" заказчиком принято решение об указании в сведениях о месте осуществления трудовой деятельности только данных об основном виде деятельности и организационно-правовой форме организации, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении, а также о субъекте Российской Федерации, на территории которого расположена указанная организация";
подпункт "в" пункта 6 после слова "условия" дополнить словами "и порядок";
в пункте 7 слова "к защите" заменить словами "в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук";
4) дополнить разделами V(1) и V(2) следующего содержания:
"V(1). Проведение заказчиком мероприятий по профессиональной ориентации граждан, участие в которых рассматривается как индивидуальное достижение при приеме на целевое обучение в пределах установленной квоты с начислением баллов __________________________________________________________________________. (наименования мероприятий по профессиональной ориентации граждан с указанием сроков их проведения и ссылок на сообщения о проведении указанных мероприятий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") V(2). Предложение адресовано гражданам, которые имеют договор о целевом обучении с лицом, являющимся заказчиком по настоящему предложению (далее - предшествующий договор), и хотят заключить с указанным лицом договор о целевом обучении, предусматривающий освоение образовательной программы следующего уровня (далее - следующий договор) (указывается в предложении в случае, если заказчик намерен заключить следующий договор). Гражданин вправе подать заявку на заключение договора о целевом обучении в соответствии с предложением при условии выполнения следующих требований: гражданин в соответствии с предшествующим договором завершил (завершит в текущем учебном году) освоение __________________________________________________________________________; (уровень образовательной программы) <6> срок исполнения гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в соответствии с предшествующим договором не истек; предшествующим договором установлено право гражданина на освобождение от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору в случае заключения следующего договора.";
5) дополнить сноской 6 следующего содержания:
"<6> Указывается уровень образовательной программы, освоение которой гражданин завершил (завершит в текущем учебном году) в соответствии с предшествующим договором:
если предложение предусматривает освоение программы подготовки специалистов среднего звена, указывается уровень "среднее профессиональное образование - подготовка квалифицированных рабочих, служащих";
если предложение предусматривает освоение программы бакалавриата, программы специалитета, указывается уровень "среднее профессиональное образование";
если предложение предусматривает освоение программы магистратуры, указывается уровень "бакалавриат";
если предложение предусматривает освоение программы ординатуры или программы ассистентуры-стажировки, указываются уровни (уровень) "магистратура" и (или) "специалитет";
если предложение предусматривает освоение программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, указываются уровни (уровень) "магистратура", и (или) "специалитет", и (или) "ассистентура-стажировка".".
6. В форме заявки на заключение договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, утвержденной указанным постановлением:
1) пункт 2 дополнить словами "или номер предложения, присвоенный заказчиком (для предложения, которое не размещено на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России")";
2) пункт 3 дополнить словами "или дата формирования предложения заказчиком (для предложения, которое не размещено на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России")";
3) пункт 4 после слов "место регистрации" дополнить словами ", телефон, адрес электронной почты";
4) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Подтверждаю соответствие требованиям, предъявляемым заказчиком к гражданам, с которыми заключается договор о целевом обучении <*>: я соответствую требованию в части допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, для осуществления трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении: ______________________________ (да/нет) (указывается в случае, если заказчиком установлено указанное требование); я соответствую требованию об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении: _________________________________________________________________ (да/нет) (указывается в случае, если заказчиком установлено указанное требование); я участвовал в конкурсе на заключение договора о целевом обучении, проведенном федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, с положительным результатом: ________________________________________________ (да/нет) (указывается в случае, если заказчиком установлено указанное требование); я соответствую иным требованиям, предъявляемым заказчиком к гражданам, с которыми заключается договор о целевом обучении: ______________________ (да/нет) (указывается в случае, если заказчиком установлены указанные требования, в том числе требование о проживании на территории закрытого административно-территориального образования, указанного в предложении).";
5) дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:
"7. Я завершил (завершаю в текущем учебном году) освоение образовательной программы ______________________________ в соответствии с договором о целевом обучении, которым установлено право на освобождение от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по договору о целевом обучении в случае заключения с тем же заказчиком договора о целевом обучении по образовательным программам следующего уровня ______________________________ (указывается в случае, если заявка дается на предложение, которое адресовано гражданам, заключающим с тем же заказчиком договор о целевом обучении по образовательным программам следующего уровня). 8. Даю согласие на передачу моих персональных данных, включая контактные данные (телефон, адрес электронной почты), заказчику для осуществления взаимодействия до заключения договора о целевом обучении (указанное согласие дается совершеннолетним гражданином; в случае если гражданин является несовершеннолетним, согласие на передачу персональных данных гражданина дается его законным представителем (родителем, усыновителем или попечителем).".