ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2004 г. N 737

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ
"СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2002 - 2010 ГОДЫ
И ДО 2015 ГОДА)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 11 ОКТЯБРЯ 2001 Г. N 717

Правительство Российской Федерации постановляет:

Внести в Федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4100), следующие изменения:

а) в подразделе "Критерии комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации" раздела 4 "Механизмы реализации Программы":

в абзаце двенадцатом:

слова: "(Приложения N 6, 7)" заменить словами: "(Приложение N 6)";

слова: "(Приложение N 8)" исключить;

в абзаце тринадцатом слова: "(Приложения N 9, 10)" исключить;

в абзаце четырнадцатом слова: "(Приложение N 11)" исключить;

абзац пятнадцатый исключить;

в абзаце шестнадцатом слова: "Приложения N 8, 10 и 11 к Программе ежегодно пересматриваются в соответствии с динамикой социально-экономических показателей развития субъектов Российской Федерации и динамикой сокращения межрегиональных различий в количестве объектов социальной и инженерной инфраструктуры" исключить;

б) Приложение N 6 к указанной Программе изложить в новой редакции (прилагается);

в) приложения N 7 - 11 к указанной Программе исключить.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Приложение N 6
к Федеральной целевой программе
"Сокращение различий в социально-экономическом
развитии регионов Российской Федерации
(2002 - 2010 годы и до 2015 года)"
(в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2004 г. N 737)

МЕТОДИКА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(2002 - 2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)"
В 2004 ГОДУ

1. Общие положения

Фонд регионального развития является инструментом финансирования проектов и мероприятий Федеральных целевых программ регионального развития по объектам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо в муниципальной собственности.

Федеральные целевые программы развития субъектов Российской Федерации, одобренные Правительством Российской Федерации к реализации, имеют конкретный перечень инвестиционных проектов. Исключение составляет федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" (далее - Программа), для реализации которой ежегодно должны определяться как субъекты Российской Федерации, претендующие на государственную поддержку, так и соответствующий перечень инвестиционных проектов. Настоящая методика решает эту задачу.

Программа направлена на сокращение различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и доли населения, живущего за чертой бедности, и обеспечивает участие государства в реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, разработанных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р.

Настоящая Методика определяет перечень субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств Фонда регионального развития, и объем необходимой государственной поддержки для софинансирования проектов и мероприятий Программы.

2. Основные принципы

Оказание государственной поддержки для софинансирования проектов и мероприятий Программы за счет средств Фонда регионального развития будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:

привлечение средств федерального бюджета для реализации региональных программ;

обеспечение эффективности использования государственной поддержки;

софинансирование инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

3. Общие условия и правила

Определение субъектов Российской Федерации, претендующих на государственную поддержку, и распределение средств осуществляются на основании:

региональной программы экономического и социального развития;

оценки состояния социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

По результатам расчета, проводимого с целью определения отклонения уровня социально-экономического развития от среднероссийского уровня, формируется перечень субъектов Российской Федерации, претендующих на государственную поддержку.

4. Расчет интегрального показателя
и определение субъектов Российской Федерации,
нуждающихся в государственной поддержке

Определение субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке, осуществляется на основе оценки уровня их социально-экономического развития и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Осуществление оценки уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации базируется на следующих основных принципах:

системность оценки, предполагающая учет взаимосвязи базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;

адаптация используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;

соответствие системы индикаторов задачам ежегодного мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

достижение предоставления полной информации о результатах оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для принятия адекватных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления.

Система показателей включает в себя индикаторы, характеризующие качество жизни населения, оценку уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и степень обеспеченности их объектами инфраструктуры.

5. Перечень базовых индикаторов
оценки уровня социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации

В прилагаемых ниже формулах верхний индекс j означает номер субъекта Российской Федерации (RF - для среднероссийских показателей), а нижний индекс t - рассматриваемый год.

Для учета территориальной дифференциации уровня цен в настоящей Методике использованы следующие индикаторы, отражающие географические особенности региона:

коэффициент уровня покупательной способности (КУ), определяемый как отношение среднедушевого прожиточного минимума (ПР_МИН) в субъекте Российской Федерации к среднероссийскому показателю:

                                     j
                               ПР_МИН
                           j         t
                         КУ  = --------;
                           t         RF
                               ПР_МИН
                                     t

районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по субъектам Российской Федерации (К_Уд), определяемый на основе соответствующих официальных данных о территориальной дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.

6. Перечень индикаторов оценки
уровня социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации

Интегральный показатель развития определяется по следующим нормированным показателям развития субъектов Российской Федерации:

1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (N), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (КУ), по формуле:

                                   j
                                ВРП
                            j      t    1
                      x(ВРП)  = ---- x ---;
                            t     j      j
                                 N     КУ
                                  t      t

2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования (Ин) к численности населения (N), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (К_Уд), по формуле:

                                 j
                               Ин      1
                           j     t
                      x(Ин)  = --- x -----;
                           t     j       j
                                N    К_Уд
                                 t       t

3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансового баланса (тыс. рублей), определяемый как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта Российской Федерации (рассчитывается на основе показателей финансового баланса в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 199, как доходы субъекта Российской Федерации с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) к численности населения (N);

4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума (в процентах), определяемое по формуле:

                                       j
                                   СрДД
                              j        t
                       x(СрДД)  = -------,
                              t         j
                                  ПР_МИН
                                        t

где:

СрДД - величина среднедушевых денежных доходов населения;

ПР_МИН - величина среднедушевого прожиточного минимума;

5) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель);

6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. метров), по данным Федеральной службы государственной статистики;

7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);

8) обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смену (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель);

9) выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения);

10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения);

11) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения), по данным Федеральной службы государственной статистики.

7. Расчет интегрального показателя

    Расчет интегрального показателя отклонения  уровня  социально-
экономического   развития   субъекта   Российской   Федерации   от
                           j
среднероссийского уровня (Y ) осуществляется поэтапно.
    На  первом этапе   рассчитываются   относительные   отклонения
базовых индикаторов социально-экономического  развития. Показатели
  j
(x ) по   каждому   субъекту   Российской   Федерации  нормируются
  k
относительно среднероссийских показателей:

                                j
                               x
                           j    k
                          X  = --- - 1,
                           k   _RF
                               x
                                k

    где:
    j - номер субъекта Российской Федерации;
    k - номер показателя;
    _RF
    x   - среднее значение показателя по России.
     k

При этом показатели уровня и качества жизни населения определяются по формуле:

                                     j
                                    x
                            j        k
                           X  = 1 - ---.
                            k       _RF
                                    x
                                     k

На втором этапе определяется интегральный показатель отклонения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации от среднероссийского уровня по формуле:

                                 11  j
                                SUM X
                            j   i=1  i
                           Y  = ------,
                                  11

где j - номер субъекта Российской Федерации.

На заключительном этапе формируется перечень субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке.

8. Определение объема возможной государственной
поддержки субъектам Российской Федерации

Объем финансирования для каждого субъекта Российской Федерации определяется пропорционально отклонению уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации от среднероссийского уровня по формуле:

               j    j               j              j
              V  = К  x 0,75 x V + К  x 0,2 x V + К  x 0,05 x V,
                                    1              2

    где:
     j
    V  - объем для субъекта Российской Федерации;
    V - объем средств, распределяемых среди  субъектов  Российской
Федерации, финансируемых в соответствии с настоящей Методикой;
     j
    K - интегральный   показатель   отклонения  уровня  социально-
экономического   развития   субъектов   Российской   Федерации  от
среднероссийского уровня:

                                  j
                           j     Y
                          К  = ------,
                                n   j
                               SUM Y
                               j=1

    где:
     j
    К  - коэффициент, учитывающий наличие  региональной  программы
     1
развития субъекта Российской Федерации и/или  отдельных  поручений
Президента или Правительства Российской Федерации;
     j
    К  - коэффициент,    учитывающий    уровень   софинансирования
     2
субъектом Российской Федерации проектов и мероприятий  Программы в
предшествующие годы.
                 j
    Коэффициент K  рассчитывается по формуле:
                 1

                                  j
                                 К
                            j     11
                           К  = ------,
                            1    n   j
                                SUM К
                                j=1  11

    где:
     j     j          j        j
    К   = К   + 10 x Z  + 5 x Z ;
     11    ср         1        2
     j
    К   - средний  процент   выделения   средств   государственной
     ср
поддержки в соответствии с Программой в предыдущие годы;
     j
    Z  = 1, если    у    субъекта    Российской    Федерации  есть
     1
                                                           j
зарегистрированная региональная программа развития, иначе Z  = 0;
                                                           1
     j
    Z  = 1, если у субъекта Российской  Федерации  есть  отдельное
     2
поручение Президента или Правительства Российской Федерации, иначе
 j
Z  = 0.
 2
    Коэффициент определяется по формуле:

                                   j
                                 К
                           j      21
                          К  = -------,
                           2    n    j
                               SUM К
                               j=1  21

          j
    где К   -  величина   превышения    уровня    софинансирования
         21
субъектом Российской Федерации проектов и мероприятий  Программы в
предшествующие годы.
                                  j
Если превышение отсутствует, то К   = 0.
                                 21

9. Оценка инвестиционных проектов
для субъектов Российской Федерации, уровень
социально-экономического развития которых
ниже среднероссийского уровня

Доля средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации - участника Программы, направляемых на финансирование проектов и мероприятий Программы совместно с привлеченными средствами из внебюджетных источников, определяется дифференцированно исходя из уровня финансовой обеспеченности субъекта Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области