ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2019 г. N 549
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
КОМПАНИЙ-ЛИДЕРОВ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИХ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
ВНЕДРЕНИЕ ПРОДУКТОВ, СЕРВИСОВ И ПЛАТФОРМЕННЫХ РЕШЕНИЙ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ
ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОРОЖНЫХ КАРТ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ "СКВОЗНЫХ"
ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий;
Положение о проведении конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 мая 2019 г. N 549
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ КОМПАНИЙ-ЛИДЕРОВ,
РАЗРАБАТЫВАЮЩИХ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВНЕДРЕНИЕ ПРОДУКТОВ,
СЕРВИСОВ И ПЛАТФОРМЕННЫХ РЕШЕНИЙ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ОСНОВЕ
РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ДОРОЖНЫХ КАРТ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ
"СКВОЗНЫХ" ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий в целях обеспечения выполнения федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - субсидии).
1(1). Субсидии предоставляются на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, в том числе на государственную поддержку проектов компаний-лидеров, направленных на обеспечение социального дистанцирования, повышение эффективности удаленной работы, учебы и досуга, повышение доступности онлайн-занятости, создание и развитие рекомендательных, коммуникационных и игровых сервисов, а также сервисов и платформ для генерации и создания информационного содержания, оказания услуг онлайн, а также на развитие систем удаленной диагностики, мониторинга состояния здоровья, повышение доступности медицинской помощи путем развития телемедицины (далее - дистанционные сервисы).
2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:
"компания-лидер" - российская коммерческая организация, осуществляющая деятельность в области создания и внедрения любых типов цифровой продукции (услуг), создания и развития информационных технологий и технических средств, обладающая кадровыми, материально-техническими, организационными и иными ресурсами, обеспечивающими высокий инновационный потенциал и лидирующие позиции организации на рынках товаров, работ, услуг в области информационных технологий;
"проект компании-лидера" - совокупность взаимосвязанных мероприятий, реализуемых в том числе в партнерстве с российскими научными и образовательными организациями и заключающихся в разработке продуктов, сервисов, включая дистанционные сервисы, и платформенных решений на базе "сквозных" цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок, для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий, апробации внедрения цифровых продуктов в практику хозяйственной деятельности (инжиниринг), совершенствования количественных, качественных и иных характеристик цифровых продуктов для создания или повышения их конкурентных преимуществ и вывода цифровых продуктов на рынок в целях создания новых сегментов рынка или расширения доли цифровых продуктов в имеющихся сегментах рынка, включая экспорт цифрового продукта на внешние рынки;
"цифровой продукт" - программы для электронных вычислительных машин, иное программное обеспечение, базы данных, информационные системы, инновационные способы осуществления процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, основанные на "сквозных" цифровых технологиях;
"сквозные" цифровые технологии" - направления развития следующих высокотехнологичных областей:
искусственный интеллект;
новые производственные технологии;
робототехника и сенсорика;
интернет вещей;
мобильные сети связи пятого поколения (цифровые сервисы);
новые коммуникационные интернет-технологии;
технологии виртуальной и дополненной реальности;
технологии распределенных реестров;
квантовые коммуникации;
квантовые сенсоры;
квантовые вычисления;
"получатель государственной поддержки" - компания-лидер, отобранная в порядке, определенном Положением о проведении конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. N 549 "О государственной поддержке компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий" (далее - Положение об отборе);
"оператор" - организация, наделенная функциями государственной поддержки проектов компаний-лидеров в части организационно-технического, информационного и аналитического сопровождения организации и проведения конкурсного отбора получателей государственной поддержки, доведения до получателей государственной поддержки средств государственной поддержки за счет субсидий, а также мониторинга реализации проектов компаний-лидеров.
3. Субсидии предоставляются оператору, созданному в организационно-правовой форме акционерного общества, признаваемого в соответствии со статьей 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации непубличным, единственным акционером (собственником 100 процентов акций) которого является Российская Федерации и к целям деятельности которого относятся стимулирование в Российской Федерации собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций проектного офиса Национальной технологической инициативы с правом участвовать в реализации государственных программ развития инновационной инфраструктуры, стимулирования развития инноваций и спроса на инновации, создания благоприятной среды для инновационно-технологического предпринимательства.
Субсидии предоставляются оператору в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с:
предоставлением государственной поддержки получателям государственной поддержки путем внесения оператором имущественного взноса в учрежденный оператором фонд (далее - фонд) для последующего перечисления фондом грантов получателям государственной поддержки на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с реализацией проекта компании-лидера, в порядке и на условиях, определяемых настоящими Правилами (далее - грант);
осуществлением организационно-технического, информационного и аналитического сопровождения организации и проведения конкурсного отбора получателей государственной поддержки и мониторинга проектов компаний-лидеров (далее - затраты на выполнение функций оператора).
Субсидии предоставляются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета.
4. За счет средств субсидий запрещено приобретать иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления указанных средств, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
5. Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и оператором в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении субсидии), содержащего в том числе:
а) цели, порядок и условия предоставления субсидии, значения результата предоставления субсидии, указанного в пункте 25 настоящих Правил;
б) формы и сроки представления отчета о расходах и отчета о достижении значений результата предоставления субсидии, указанного в пункте 25 настоящих Правил;
в) обязательство оператора осуществлять контроль за соблюдением получателем государственной поддержки целей, порядка и условий предоставления грантов;
г) обязательство оператора обеспечивать включение фондом в договоры о предоставлении грантов, заключаемые с получателями государственной поддержки, условий о согласии получателей государственной поддержки на проведение в отношении них обязательных проверок целей, порядка и условий предоставления грантов оператором, фондом, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля;
д) обязательство оператора обеспечивать включение фондом в договоры о предоставлении грантов, заключаемые с получателями государственной поддержки, положения об обязанности получателей государственной поддержки представлять отчеты об использовании грантов не реже одного раза в год, а также отчеты о ходе реализации проектов компаний-лидеров не реже одного раза в квартал;
е) сведения о предельном размере субсидии, направляемой на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на выполнение функций оператора.
6. Размер субсидии, предоставляемой оператору в соответствующем финансовом году (C), определяется по формуле:
где:
k - коэффициент нормирования затрат, применяемый в целях приведения расчетного размера субсидии в соответствие с утвержденными лимитами бюджетных обязательств на предоставление субсидии в значении, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Pri - предельный размер затрат на реализацию проекта компании-лидера, определенный в пункте 7 настоящих Правил;
Qi - затраты на выполнение функций оператора.
7. Предельный размер затрат на реализацию проекта компании-лидера составляет 300 млн. рублей.
8. Затраты на выполнение функций оператора не могут превышать 5 процентов предельного размера затрат на реализацию проектов компаний-лидеров, определенного в пункте 7 настоящих Правил.
9. Оператор должен соответствовать на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, следующим требованиям:
а) у оператора отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у оператора отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, а также иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
в) оператор не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) оператор не является иностранным юридическим лицом либо российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
д) оператор не получает средства из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил.
10. Предоставление субсидии осуществляется при условии представления оператором следующих документов:
а) копии учредительных документов оператора, заверенные в установленном порядке;
б) справка, подписанная руководителем оператора (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие у оператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
в) справка, подписанная руководителем оператора (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие у оператора задолженности по возврату в установленном порядке в федеральный бюджет не использованных в отчетном финансовом году остатков субсидий (бюджетных инвестиций), наличие потребности в использовании которых в текущем финансовом году не подтверждено в установленном порядке;
г) справка о том, что оператор не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
11. Документы, указанные в пункте 10 настоящих Правил, прошиваются, нумеруются постранично и подписываются лицом, имеющим право действовать от имени оператора. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации документов несет оператор в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Датой представления документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, считается день их поступления в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В случае представления оператором неполного комплекта документов либо документов, содержащих неполные сведения или оформленных ненадлежащим образом, такие документы возвращаются оператору в течение 10 рабочих дней со дня их поступления (с указанием причин возврата).
12. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассматривает документы, указанные в пункте 10 настоящих Правил, в 20-дневный срок со дня их поступления принимает решение о заключении или об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии и в течение 5 дней со дня его принятия уведомляет оператора о принятом решении.
13. Основаниями для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии являются непредставление оператором (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, или несоответствие представленных оператором документов требованиям, установленным пунктом 11 настоящих Правил, или недостоверность представленной информации, а также несоответствие оператора требованиям, установленным пунктом 9 настоящих Правил.
14. Перечисление субсидии оператору осуществляется не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства оператором платежных документов для оплаты денежного обязательства оператора. Представление оператором указанных документов осуществляется в срок не позднее 10-го рабочего дня после принятия Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации решения о предоставлении субсидии.
Перечисление субсидии оператору осуществляется на лицевой счет для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытый в территориальных органах Федерального казначейства, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств оператора, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в размере, определяемом в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
15. Информация о размере и сроках перечисления субсидии учитывается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
16. В целях обеспечения предоставления государственной поддержки компаниям-лидерам оператор заключает с фондом соглашение о предоставлении имущественного взноса, которое включает:
а) цели, порядок и условия предоставления и использования имущественного взноса на предоставление грантов получателям государственной поддержки;
б) размер имущественного взноса в пределах размера субсидии, определяемого в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) обязательства фонда, определяемые в соответствии с подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящих Правил;
г) обязанность фонда осуществлять контроль за соблюдением получателем государственной поддержки целей, порядка и условий предоставления грантов;
д) иные условия, определяемые оператором.
17. Предоставление имущественного взноса оператором осуществляется при условии соответствия фонда следующим требованиям:
а) у фонда отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у фонда отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, а также иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
в) фонд не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) фонд не является иностранным юридическим лицом либо российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
д) фонд не получает средства из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
18. Предоставление имущественного взноса оператором осуществляется при условии представления фондом следующих документов:
а) копии учредительных документов фонда, заверенные в установленном порядке;
б) справка, подписанная руководителем фонда (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие у фонда на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении имущественного взноса, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
в) справка, подписанная руководителем фонда (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие у фонда задолженности по возврату в установленном порядке в федеральный бюджет не использованных в отчетном финансовом году остатков субсидий (бюджетных инвестиций), наличие потребности в использовании которых в текущем финансовом году не подтверждено в установленном порядке.
19. В целях предоставления государственной поддержки фонд заключает с получателем государственной поддержки договор о предоставлении гранта, который включает:
а) цели, порядок и условия предоставления гранта, а также при необходимости условия и порядок использования средств гранта получателем государственной поддержки;
б) сведения о размере гранта, определяемом в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) получателем государственной поддержки за счет средств гранта, и (или) перечень работ (услуг), на возмещение затрат по которым направляются средства гранта;
г) перечень затрат, на финансовое обеспечение (возмещение) которых предоставляется грант;
д) показатели результатов, в том числе их целевые значения по годам, предусмотренные проектом компании-лидера;
е) ключевые контрольные точки по годам, предусмотренные проектом компании-лидера (при наличии);
ж) сроки перечисления средств гранта;
з) порядок и сроки представления получателем государственной поддержки отчетности о ходе реализации проекта компании-лидера, а также при необходимости о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант;
и) обязанность оператора проводить проверку соблюдения получателем государственной поддержки целей, порядка и условий предоставления и использования гранта, которые установлены договором о предоставлении гранта, и согласие получателя государственной поддержки на проведение такой проверки;
к) обязательство получателя государственной поддержки по уплате штрафов и (или) по возврату суммы гранта в случае несоблюдения целей, порядка и условий предоставления гранта, в том числе недостижения целевых значений показателей результатов и ключевых контрольных точек (при наличии), предусмотренных договором о предоставлении гранта, включая порядок расчета размера штрафов, порядок возврата сумм, использованных получателем государственной поддержки;
л) условия и порядок расторжения договора о предоставлении гранта;
м) запрет приобретения получателем государственной поддержки иностранной валюты за счет полученных из федерального бюджета средств, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления указанных средств;
н) запрет направления средств гранта на оплату труда работников получателя государственной поддержки, выполняющих трудовые функции, связанные с реализацией иных мероприятий в рамках обеспечения государственной научно-технологической политики Российской Федерации, на осуществление которых получателю государственной поддержки предоставляется государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
о) право оператора, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществлять контроль за выполнением мероприятий проекта компании-лидера на основании отчетов о выполнении мероприятий проекта компании-лидера, содержащих в том числе сведения о достигнутых результатах и соответствующих показателях;
п) обязательства получателя государственной поддержки по возврату средств гранта в случае нарушения целей, порядка и условий предоставления гранта в течение 10 рабочих дней после получения требования о возврате средств гранта;
р) обязательство получателя государственной поддержки по обеспечению софинансирования проекта компании-лидера за счет внебюджетных источников в размере не менее 20 процентов объема запланированной государственной поддержки по итогам реализации проекта компании-лидера;
с) обязанность получателя государственной поддержки обеспечить согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам о предоставлении гранта, на осуществление Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления гранта, предусмотренных настоящими Правилами;
т) случаи и порядок использования в очередном финансовом году остатка средств гранта, не использованного на 1 января текущего финансового года.
19(1). Порядок расчета размера штрафов, указанный в подпункте "к" пункта 19 настоящих Правил, определяется в договоре о предоставлении гранта, заключаемом фондом с получателем государственной поддержки, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми оператором.
19(2). Затраты получателя государственной поддержки на работы (услуги), указанные в подпункте "в" пункта 19 настоящих Правил, могут возмещаться за счет средств гранта в случае, если они понесены не ранее начала финансового года, в котором принято решение о признании получателя государственной поддержки победителем конкурсного отбора в соответствии с Положением об отборе, при условии документального подтверждения получателем государственной поддержки раздельного учета затрат на реализацию проектов.
20. Заключение договора о предоставлении гранта с получателем государственной поддержки осуществляется при условии, что:
а) у получателя государственной поддержки отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у получателя государственной поддержки отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, а также иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
в) получатель государственной поддержки не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) получатель государственной поддержки не является иностранным юридическим лицом либо российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
д) получатель государственной поддержки не получает средства из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
21. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии может быть использован оператором в текущем финансовом году на цели, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, по решению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, принимаемому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
22. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и уполномоченный орган государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением о предоставлении субсидии.
23. В случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля, факта нарушения целей, порядка и условий предоставления субсидии, а также в случае недостижения значений результата предоставления субсидии, указанного в пункте 25 настоящих Правил, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета:
а) на основании требования Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - не позднее 10-го рабочего дня со дня получения указанного требования оператором;
б) на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
24. Контроль за соблюдением получателем государственной поддержки целей, порядка и условий предоставления гранта, которые установлены договором о предоставлении гранта, осуществляет оператор.
Контроль, предусмотренный настоящим пунктом, осуществляется в том числе на основании отчетности получателей государственной поддержки о ходе реализации проекта компании-лидера, представляемой получателями государственной поддержки оператору.
Абзацы третий - пятый утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 974.
25. Результатом предоставления субсидии является отбор и поддержка (начиная с 2020 года) компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий. Значения результата предоставления субсидии соответствуют значениям результата, установленного в федеральном проекте "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Степень достижения значений результата предоставления субсидии ежегодно оценивается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации путем сопоставления фактического значения результата предоставления субсидии и его планового значения.
25(1). Отчет о расходах и отчет о достижении значений результата предоставления субсидии, указанного в пункте 25 настоящих Правил, формируются оператором ежеквартально и ежегодно нарастающим итогом.
В эти отчеты включается информация о реализации мероприятий федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", о достижении значений результата, установленного в федеральном проекте "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", и об исполнении бюджета указанного федерального проекта, а также информация о прогнозном и фактическом достижении его результата.
Указанные отчеты направляются в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронного документа. Отчеты, представляемые на бумажном носителе, подписываются руководителем оператора. Отчеты, представляемые в форме электронного документа, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя оператора.
26 - 27. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 974.
28. Оператор ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представляет в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации доклад о результатах деятельности компаний-лидеров с представлением информации по каждой компании-лидеру на основании отчетов о выполнении мероприятий проектов компаний-лидеров.
29. На основании доклада, указанного в пункте 28 настоящих Правил, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе:
а) направить оператору рекомендации о внесении изменений в проекты компаний-лидеров в целях повышения эффективности реализации проектов компаний-лидеров;
б) инициировать проведение заседания конкурсной комиссии (конкурсных комиссий) в соответствии с Положением об отборе в целях решения вопроса о прекращении предоставления государственной поддержки проекта компании-лидера.
30. Внесение изменений в проект компании-лидера допускается не чаще 1 раза в год после представления доклада, указанного в пункте 28 настоящих Правил.
31. Положения пункта 24 и подпункта "б" пункта 29 настоящих Правил не распространяются на правоотношения, связанные с предоставлением грантов в целях возмещения фактически понесенных затрат получателем государственной поддержки.
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 мая 2019 г. N 549
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСНОГО ОТБОРА НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОМПАНИЙ-ЛИДЕРОВ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИХ
И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВНЕДРЕНИЕ ПРОДУКТОВ, СЕРВИСОВ
И ПЛАТФОРМЕННЫХ РЕШЕНИЙ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ОСНОВЕ
РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОРОЖНЫХ
КАРТ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ "СКВОЗНЫХ"
ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий, в том числе на предоставление поддержки проектов компаний-лидеров, направленных на обеспечение социального дистанцирования, повышение эффективности удаленной работы, учебы и досуга, повышение доступности онлайн-занятости, создание и развитие рекомендательных, коммуникационных и игровых сервисов, а также сервисов и платформ для генерации и создания информационного содержания, оказания услуг онлайн, развитие систем удаленной диагностики, мониторинга состояния здоровья, а также на повышение доступности медицинской помощи путем развития телемедицины (далее - конкурсный отбор) (далее - конкурсный отбор).
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. N 549 "О государственной поддержке компаний-лидеров, разрабатывающих и обеспечивающих внедрение продуктов, сервисов и платформенных решений преимущественно на основе российских технологий и решений для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации дорожных карт по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий" (далее - Правила).
3. В конкурсном отборе могут принимать участие компании-лидеры, разработавшие проекты и соответствующие требованиям, установленным в конкурсной документации на проведение конкурсного отбора (далее - конкурсная документация) и предусматривающим в том числе:
наличие необходимых кадровых, материально-технических, организационных и иных ресурсов для реализации проекта компании-лидера;
наличие успешного опыта коммерциализации цифровых продуктов и (или) инновационной деятельности, в результате которой в течение последних 3 лет, предшествующих году проведения конкурсного отбора, в экономический оборот на российском рынке вовлекались товары, способы оказания услуг, выполнения работ, основанные на использовании цифровых продуктов.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 974.
4. Для целей конкурсного отбора проекты компаний-лидеров должны быть направлены на развитие "сквозных" цифровых технологий, определяемых в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, и соответствовать требованиям конкурсной документации, в том числе предусматривать:
а) исследования и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание и (или) совершенствование цифровых продуктов на базе "сквозных" цифровых технологий, в том числе в партнерстве с российскими научными организациями и российскими образовательными организациями высшего образования;
б) апробацию внедрения созданных (усовершенствованных) цифровых продуктов в практику хозяйственной деятельности, в том числе в партнерстве с российскими научными организациями и российскими образовательными организациями высшего образования (далее - инжиниринг);
в) доработку цифровых продуктов по результатам инжиниринга, в том числе посредством совершенствования количественных, качественных и иных характеристик цифровых продуктов для создания или повышения их конкурентных преимуществ;
г) маркетинговую деятельность, в том числе по выводу цифровых продуктов на рынок в целях создания новых сегментов рынка или расширения доли цифровых продуктов в имеющихся сегментах рынка, включая экспорт цифрового продукта на внешние рынки;
д) установление и достижение целевых значений показателей из числа следующих:
совокупный объем внутренних затрат компании-лидера на создание и (или) совершенствование цифровых продуктов на базе "сквозных" цифровых технологий;
число заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, поданных в ходе реализации проекта компании-лидера, по направлениям "сквозных" цифровых технологий;
абзацы четвертый - пятый утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 974;
число цифровых продуктов, являющихся программами для электронных вычислительных машин или базами данных, созданных в ходе реализации проекта компании-лидера, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
е) срок реализации проекта компании-лидера, не превышающий 3 лет;
ж) размер затрат на реализацию проекта компании-лидера, не превышающий 300 млн. рублей в год;
з) софинансирование участником конкурсного отбора проекта компании-лидера за счет внебюджетных источников в размере не менее 20 процентов общего объема запланированной государственной поддержки на реализацию проекта компании-лидера.
5. Для целей конкурсного отбора оператор по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выбирает направления "сквозных" цифровых технологий.
6. Конкурсный отбор является открытым. Для участия в конкурсном отборе компании-лидеры, указанные в пункте 3 настоящего Положения, подают заявку на участие в конкурсном отборе (далее - заявка), соответствующую требованиям, установленным в конкурсной документации.
7. Конкурсная документация утверждается оператором по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и включает в себя:
а) описание "сквозных" цифровых технологий, указание отраслей экономики и социальной сферы, в которые подлежат внедрению цифровые продукты по итогам реализации проектов компаний-лидеров в целях содействия цифровой трансформации соответствующих отраслей экономики и социальной сферы, а также характеристику групп предполагаемых выгодоприобретателей в результате реализации проектов компаний-лидеров;
б) требования к проектам компаний-лидеров;
в) требования к участникам конкурсного отбора с учетом положений пункта 3 настоящего Положения;
г) требования к заявкам, включающим описание проекта компании-лидера, в том числе к их содержанию, форме и оформлению;
д) критерии и правила выставления конкурсной комиссией (конкурсными комиссиями) оценок заявкам, успешно прошедшим экспертизу, проводимую в соответствии с пунктами 10 и 10(1) настоящего Положения;
е) срок проведения конкурсного отбора;
ж) порядок проведения конкретных процедур конкурсного отбора, за исключением процедуры экспертизы заявок;
з) порядок заключения договоров о предоставлении гранта с победителями конкурсного отбора.
8. В целях проведения конкурсного отбора оператор обеспечивает подготовку на основании конкурсной документации и размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 45 дней до истечения срока подачи заявок извещения о проведении конкурсного отбора с приложением конкурсной документации.
9. Прием заявок осуществляется оператором в сроки, установленные в извещении о проведении конкурсного отбора.
10. Заявки, соответствующие требованиям конкурсной документации, направляются оператором на экспертизу, организацию проведения которой обеспечивает оператор.
10(1). Экспертиза заявок проводится в порядке, определяемом оператором по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, который должен предусматривать:
а) обязанность оператора привлекать к участию в экспертизе заявок представителей организаций - участников соглашений о намерении между Правительством Российской Федерации и государственными корпорациями и компаниями с государственным участием в целях развития отдельных высокотехнологичных направлений;
б) критерии и правила оценки заявок экспертами (экспертными организациями) и (или) экспертными комиссиями, формируемыми оператором;
в) право оператора рекомендовать участникам конкурсного отбора доработать заявки в соответствии с заключениями экспертов (экспертных организаций) и (или) экспертной комиссии и представить заявки в целях проведения повторной экспертизы;
г) основания для отказа оператором в допуске заявок участников конкурсного отбора к дальнейшему рассмотрению их конкурсной комиссией (конкурсными комиссиями) с учетом заключений экспертов (экспертных организаций) и (или) экспертной комиссии.
11 - 12. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 974.
13. Результаты экспертизы заявок вместе с заявками в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня ее окончания, представляются оператором в конкурсную комиссию (конкурсные комиссии), формируемую оператором в целях определения победителей конкурсного отбора.
Положение о конкурсной комиссии (конкурсных комиссиях) и ее состав утверждаются оператором по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В состав конкурсной комиссии (конкурсных комиссий) могут быть включены в том числе представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, организаций - участников соглашений о намерении между Правительством Российской Федерации и государственными корпорациями и компаниями с государственным участием в целях развития отдельных высокотехнологичных направлений, автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика", институтов развития, осуществляющих государственную поддержку разработки или внедрения цифровых технологий, общественных объединений, а также организаций, осуществляющих экономическую деятельность в отраслях связи, информационных технологий, транспорта, социальной сферы и реального сектора экономики.
14 - 15. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 974.
16. Перечень победителей конкурсного отбора и размеры предоставляемой им государственной поддержки определяются решением конкурсной комиссии (конкурсных комиссий), оформляемым протоколом заседания конкурсной комиссии (конкурсных комиссий).
17. Предоставление государственной поддержки победителям конкурсного отбора осуществляется на основании договора о предоставлении гранта в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами.
18. В случае если лимиты бюджетных обязательств, доведенные до Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета в финансовом году, в котором проводится конкурсный отбор, на предоставление субсидий в соответствии с Правилами, превышают суммарный размер затрат на государственную поддержку реализации проектов компаний-лидеров более чем на 300 млн. рублей, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по предложению оператора вправе принять решение о проведении дополнительного конкурсного отбора в текущем финансовом году.
Дополнительный конкурсный отбор проводится в порядке, предусмотренном настоящим Положением.