ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 1994 г. N 899

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ
КОМПЕНСАЦИЙ ЛИЦАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ НАЦИСТСКИМ ПРЕСЛЕДОВАНИЯМ

В целях обеспечения выплаты компенсации лицам, пострадавшим от нацистских преследований, за счет средств, предоставляемых в распоряжение Российской Федерации Федеративной Республикой Германией, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях и порядке выплаты компенсаций лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, представленное Наблюдательным Советом Фонда взаимопонимания и примирения.

2. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации организовать работу местных органов социальной защиты населения по приему и оформлению документов, определяющих право на компенсацию граждан бывшего СССР - жертв нацистских преследований, проживающих на территории Российской Федерации, и направлению их в Фонд взаимопонимания и примирения для назначения и выплаты указанной компенсации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 августа 1994 г. N 899

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИЙ ЛИЦАМ,
ПОДВЕРГШИМСЯ НАЦИСТСКИМ ПРЕСЛЕДОВАНИЯМ

Настоящее Положение устанавливает условия и порядок выплаты компенсаций гражданам бывшего СССР, подвергшимся нацистским преследованиям, за счет средств, предоставляемых для этих целей Российской Федерации Федеративной Республикой Германией.

Категории лиц, имеющих право на получение компенсации

1. Категории лиц, имеющих право на получение компенсации в зависимости от тяжести репрессий, которым они были подвергнуты:

первая категория - несовершеннолетние узники (в возрасте до 18 лет на момент применения к ним нацистских преследований), находившиеся, а также рожденные в нацистских концлагерях, тюрьмах, гетто (с лагерным режимом), трудовых лагерях и других местах принудительного содержания и принудительного труда, расположенных как на территории Германии и ее союзников, так и на оккупированных территориях бывшего СССР или других государств, подвергшихся немецкой оккупации;

вторая категория - совершеннолетние узники нацистских концлагерей, тюрем и гетто (с лагерным режимом);

третья категория - лица из числа гражданского населения, насильственно вывезенные с территории бывшего СССР на принудительные работы в Германию, в союзные с ней страны и оккупированные ими государства, в возрасте старше 18 лет, содержавшиеся в условиях лагерного режима;

четвертая категория - лица, указанные в третьей категории, но не содержавшиеся в условиях лагерного режима (работавшие на предприятиях, в сельском и домашнем хозяйствах).

2. Не имеют права на получение компенсации следующие лица:

добровольно уехавшие на работу в Германию, в том числе выехавшие вместе с ними несовершеннолетние дети;

совершившие преступления против Родины или человечества.

Размеры компенсационных выплат

3. Размер компенсационной выплаты устанавливается с учетом категории лица, имеющего право на получение компенсации, определяемой в соответствии с пунктом 1 настоящего Положения, продолжительности пребывания его в нацистской неволе, проведения по отношению к нему псевдомедицинских экспериментов и наличия инвалидности.

При наличии документов о нахождении в местах принудительного содержания, но отсутствии данных о продолжительности пребывания в них компенсация назначается в размере, равном стартовой сумме выплат.

4. Начисление компенсаций производится в немецких марках.

В качестве базовых принимаются стартовая и минимальная месячная сумма выплат. Стартовая сумма выплаты зависит от категории лица, имеющего право на получение компенсации, и устанавливается изначально. Минимальная месячная сумма выплаты устанавливается в размере 10 немецких марок за 1 месяц пребывания в нацистской неволе, исходя из общей суммы Фонда взаимопонимания и примирения (далее именуется - Фонд) в 400 млн. немецких марок (за вычетом резерва в размере 10 процентов от суммы Фонда) <*>, общего числа лиц, имеющих право на получение компенсации (ориентировочно 500 тыс. человек), максимального срока пребывания в местах принудительного содержания (48 месяцев) и усредненного коэффициента категории лица, имеющего право на получение компенсации (1,5).

--------------------------------

<*> Резервный фонд создается для лиц, которые могут быть выявлены дополнительно по мере завершения работы по выплате компенсаций жертвам нацистских преследований. В случае неполного расходования средств Фонда, включая резервную сумму, Наблюдательный Совет Фонда вносит предложения в Правительство Российской Федерации об использовании остаточной суммы для дополнительной помощи лицам, имеющим право на получение компенсации.

5. В зависимости от категории лиц, имеющих право на получение компенсации, устанавливаются следующие размеры стартовых сумм выплат и коэффициенты к минимальной месячной сумме выплат:

────────────────────────────┬──────────────────────┬──────────────
Категория лиц, имеющих право│   Стартовая сумма    │ Коэффициент
  на получение компенсации  │ (в немецких марках)  │  категории
────────────────────────────┴──────────────────────┴──────────────
Первая категория                      400                 3,0
Вторая категория                      300                 2,5
Третья категория                      200                 2,0
Четвертая категория                   100                 1,0

6. Основная сумма компенсации складывается из стартовой суммы, установленной в соответствии с категорией лица, имеющего право на получение компенсации, и суммы, определяемой как произведение минимальной месячной суммы выплаты на количество месяцев пребывания в местах принудительного содержания и принудительного труда с учетом коэффициента категории.

К основной сумме компенсации лицам, являющимся на момент подачи заявления инвалидами, устанавливается доплата: инвалидам I группы в размере 75, II группы - 50, III группы - 25 немецких марок.

Лицам, подвергшимся псевдомедицинским экспериментам, независимо от их возраста и места репрессий, к основной сумме компенсации устанавливается доплата в размере 100 немецких марок.

Лицам, имеющим право на получение обеих доплат, указанные доплаты начисляются одновременно.

Порядок выплаты компенсации

7. Лицо, претендующее на получение компенсации, направляет в Фонд через органы социальной защиты населения по месту постоянного жительства (или непосредственно в Фонд, если указанное лицо проживает на территории другого государства - бывшей республики СССР) заявление, необходимые документы и учетную карточку установленной Фондом формы.

8. Документами для принятия положительного решения в связи с заявлением лица, претендующего на получение компенсации, могут служить справки, выданные архивными учреждениями, органами обороны, контрразведки, внутренних дел, воинскими частями, обществом Красного Креста, Международной службой розыска, музеями, в том числе созданными в местах расположения бывших немецких концлагерей, а также выписки из книг движения воспитанников детских домов и другие документы, включая выданные немецкими властями (в частности, пропуска на немецкие предприятия).

При отсутствии необходимых документов и доказательств либо их недостаточности к рассмотрению могут также приниматься:

- данные о лагерных номерах;

- выписки из личных дел, заполненных до 1985 года, где в анкете или автобиографии приводятся сведения о пребывании в нацистской неволе;

- выписки, извлечения, справки из судебных дел, где содержатся сведения о нацистских преследованиях лица, претендующего на получение компенсации;

- выписки, удостоверяющие принадлежность членов семьи или близких родственников к партизанам, подпольщикам, комсоставу Красной Армии, советским активистам, если это привело к репрессиям со стороны нацистов;

- материалы музеев, статьи в печати и др.;

- заверенные в установленном порядке письменные свидетельские показания лиц, использовавших принудительный труд заявителя в указанный период, другие документы и материалы.

В Фонд представляются подлинные документы или их копии, заверенные в установленном порядке.

Факт пребывания в местах принудительного содержания и его продолжительность могут быть подтверждены свидетельскими показаниями в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

9. Органы социальной защиты населения регистрируют заявления с представленными документами в специальном журнале и направляют их в Фонд.

В необходимых случаях органы социальной защиты населения оказывают лицу, претендующему на получение компенсации, содействие в получении недостающих документов, в том числе путем направления соответствующих запросов в архивные и другие учреждения.

10. Экспертная комиссия Фонда, рассмотрев представленные документы, устанавливает, руководствуясь настоящим Положением, размер компенсации или принимает решение об отказе в ее назначении. Если представленные документы и другие материалы не позволяют принять определенное решение, комиссия может возвратить их в органы социальной защиты населения для оказания помощи лицу, претендующему на получение компенсации, в получении необходимых данных или запросить дополнительные документы.

Решение экспертной комиссии может быть обжаловано в кассационной комиссии Фонда, решение которой является окончательным.

11. В случае смерти лица после принятия по его заявлению положительного решения на получение компенсации причитающаяся ему компенсационная выплата не включается в состав наследства и назначается чем членам его семьи, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца.

Родители и супруги умерших имеют право на получение компенсации независимо от трудоспособности и того, находились ли они на их иждивении.

12. Выплата компенсаций производится уполномоченными Фондом банками и через систему Сберегательного банка Российской Федерации по желанию лица, имеющего право на ее получение, в иностранной валюте или в рублях с применением курса рубля к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату выплаты.

Сберегательный банк Российской Федерации, другие уполномоченные банки и Фонд устанавливают порядок расчетов, связанных с выплатой указанных компенсаций, а также механизм контроля за полнотой и своевременностью их выплаты.

Назначаемые Фондом компенсационные выплаты налогом не облагаются.

13. Помимо граждан бывшего СССР, проживающих на территории Российской Федерации, Фонд обслуживает граждан бывшего СССР, проживающих на территории Латвийской Республики и Литовской Республики.

Лицам, проживающим на территории других государств - бывших республик СССР, кроме Республики Беларусь, Украины, Республики Молдова и Эстонской Республики, Фонд выплачивает компенсацию в тех случаях, если они подвергались нацистским преследованиям на территории бывшей РСФСР или были насильственно угнаны с ее территории.