ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2022 г. N 1949
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В РАЗДЕЛ I ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2159; 2019, N 15, ст. 1743; 2021, N 47, ст. 7836; 2022, N 23, ст. 3840).
2. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Информационное общество" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу абзац десятый пункта 2 изменений, которые вносятся в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. N 1016 "О внесении изменений в раздел I государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 23, ст. 3840).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 ноября 2022 г. N 1949
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В РАЗДЕЛ I ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"
1. Подраздел "Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" изложить в следующей редакции:
"Оценка текущего состояния соответствующей сферы
социально-экономического развития Российской Федерации
или обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации
Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
События 2020 - 2022 годов существенно повлияли на экономику в целом и сектор информационно-телекоммуникационных технологий в частности. Произошедшие из-за пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) структурные изменения во всех отраслях экономики положительно сказались на деятельности операторов связи, заставив их диверсифицировать оказание услуг, а также усилить мощности для передачи трафика данных, возросшего в несколько раз в условиях перехода на дистанционную работу. В то же время изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики в начале 2022 года оказало влияние и на телекоммуникационную отрасль с прогнозируемым усилением влияния в ближайшей перспективе. Несмотря на значимую роль услуг связи для экономики и граждан внешнеэкономические факторы, а также вынужденное снижение расходов предприятий других секторов экономики и падение доходов населения скажутся на развитии отрасли. И хотя отказ от привычных услуг связи рассматривается населением только в крайнем случае, а бизнес все более зависим от современных технических средств и услуг связи с условием цифровизации, охватывающей все сферы экономики, сохраняется вероятность сокращения трат населения и бизнеса до минимальных с возможным отказом потребителей от дополнительных сервисов.
В то же время внешнеэкономические факторы могут оказаться факторами роста для инфраструктуры отрасли. Телекоммуникационный рынок достиг насыщения по многим направлениям услуг связи и находится в ожидании новых прорывных проектов или технологий, способных существенно изменить потребительские предпочтения и стать толчком к новому витку роста рынка.
По предварительной оценке, объем рынка телекоммуникаций в России в 2021 году составил 1,75 трлн. рублей. Годовая динамика рынка была положительной и составила 2 процента в сопоставимых ценах. В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 44 процентов) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через сети подвижной связи.
Объем российского рынка доступа к сети "Интернет" через сети фиксированной и подвижной связи в целом в 2021 году оценивается в 560,7 млрд. рублей, из них 75,4 процента (422,7 млрд. рублей) приходится на долю услуг, оказанных населению.
По итогам 2021 года значение показателя "Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов" составило 85,85 процента (плановое значение - 77 процентов).
В 2022 - 2025 годах операторы связи, несмотря на внешние негативные факторы и условия повышенной неопределенности, планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг", возможное внедрение новых, особенно отечественных, технологий связи.
Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах России. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В течение последних лет ключевые показатели отрасли информационных технологий в Российской Федерации поступательно росли. Удельный вес отрасли в валовом внутреннем продукте страны вырос в 2,8 раза - с 0,46 процента в 2010 году до 1,29 процента в 2021 году. Валовая добавленная стоимость отрасли информационных технологий за указанный период возросла со 186 млрд. рублей до 1513 млрд. рублей. По итогам 2021 года рост валовой добавленной стоимости отрасли информационных технологий составил 20 процентов по сравнению с 2020 годом. При этом рост отрасли информационных технологий опережал динамику валового внутреннего продукта за рассматриваемый период в среднем на 10 процентных пунктов.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами организаций отрасли информационных технологий в 2021 году достиг 2083,6 млрд. рублей (или 137,3 процента к 2020 году).
Объем экспорта компьютерных услуг в долларовом выражении также стабильно рос. В 2017 году Российская Федерация стала чистым экспортером компьютерных услуг. В 2019 году экспорт в этой сфере достиг 4,5 млрд. долларов США, показав рост на 10 процентов относительно 2018 года, в 2020 году - 5,1 млрд. долларов США (на 13,5 процента). Рост за 2021 год относительно 2020 года составил 24,7 процента.
Доля Российской Федерации в мировом экспорте компьютерных и информационных услуг составляет 0,9 процента. За 2015 - 2019 годы рост объема экспорта компьютерных услуг России превысил общемировой на 30 процентных пунктов. Динамика экспорта компьютерных услуг также оставалась позитивной.
Дальнейший характер развития отечественной отрасли информационных технологий будет обусловлен совокупностью мировых и локальных тенденций.
Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики и уровень обороноспособности страны. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере и на транспорте.
В то же время новый виток цифровой трансформации несет в себе угрозы информационной безопасности не только государству, но и личности, а также обществу в целом. На текущее время в Российской Федерации каждое четвертое преступление совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В 2021 году выявлено 517,7 тыс. преступлений данной категории, большинство из них совершено с применением средств мобильной связи, сети "Интернет", а также расчетных пластиковых карт.
Отмечается также рост количества бытовых киберпреступлений, происходят массовые утечки персональных данных граждан, что, в свою очередь, является эффективным инструментом мошенников для обмана граждан и злоупотребления их доверием, а также компрометации электронных сервисов государства. Такому объему киберпреступлений не представляется возможным противостоять мерами карательного характера. Принципиальных результатов в этом направлении можно добиться только путем создания на государственном уровне необходимых условий для безопасного и эффективного взаимодействия государства, бизнеса и граждан.
В настоящее время состояние сферы массовых коммуникаций и массовой информации в Российской Федерации характеризуется наличием устойчивого тренда стабилизации и динамичного восстановления после кризиса 2021 года, обусловленного пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и связанными с ней ограничениями.
В 2021 году был реализован широкий спектр государственных услуг, сосредоточенных в сфере телерадиовещания, печатных средствах массовой информации, книгоиздании, в сети "Интернет", а также предприняты дополнительные меры поддержки средств массовой информации, предприятий печатной продукции и медиаотрасли в целом.".
2. Подраздел "Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере" после абзаца двадцать восьмого дополнить текстом следующего содержания:
"Для эффективного достижения национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Цифровая трансформация" распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р утвержден перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Такими инициативами являются:
доступ в Интернет;
цифровой профиль гражданина;
госуслуги онлайн;
электронный документооборот;
подготовка кадров для ИТ.
В этой связи в состав Программы включены мероприятия, направленные на достижение следующих целей:
дополнительное развитие и модернизация всей телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации с целью создания равных возможностей для доступа к цифровым технологиям всем жителям Российской Федерации, в том числе посредством создания спутниковой группировки быстрого доступа в сеть "Интернет";
повышение скорости обслуживания граждан и создание комфортных условий для бизнеса при оказании государственных, муниципальных и иных услуг, а также цифровая трансформация услуг и взаимоотношений в обществе;
повышение качества и удобства предоставляемых органами государственной власти государственных услуг, а также расширение количества государственных услуг, которые граждане и организации смогут получить в электронном виде;
создание возможности для перехода на цифровое взаимодействие граждан, бизнеса и государства;
поддержание баланса спроса и предложения на рынке труда в ИТ-отрасли.".
3. В подразделе "Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Российской Федерации":
а) абзац восьмой признать утратившим силу;
б) абзац двадцать второй изложить в следующей редакции:
"развитие и модернизация телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации с целью создания равных возможностей доступа к современным телекоммуникационным сервисам всем жителям Российской Федерации, в том числе посредством создания спутниковой группировки быстрого доступа в сеть "Интернет";".