ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2023 г. N 331

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ТРУДОЕМКОСТИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕМОНТА, УТИЛИЗАЦИИ СУДОВ

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 6 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 7 октября 2022 г. N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации".

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 марта 2023 г. N 331

ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ТРУДОЕМКОСТИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕМОНТА, УТИЛИЗАЦИИ СУДОВ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов (далее - нормативы трудоемкости), применяемых для определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, кораблей (далее - суда).

2. Нормативы трудоемкости разрабатываются в соответствии с требованиями части 3 статьи 22.3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации".

3. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации организует разработку проектов нормативов трудоемкости в рамках государственных программ по развитию науки и техники в области судостроения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

4. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с полномочиями, указанными в пункте 3 настоящих Правил, привлекает к разработке проектов нормативов трудоемкости организации, отвечающие требованиям согласно приложению N 1 (далее - разработчик).

5. Проекты нормативов трудоемкости могут быть разработаны разработчиком в инициативном порядке на безвозмездной основе, а также в соответствии с договорами, заключенными с заказчиками проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, или в соответствии с договорами, заключенными с организациями, осуществляющими проектирование, строительство, ремонт, утилизацию судов.

6. Проекты нормативов трудоемкости, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, разрабатываются, рассматриваются и утверждаются с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Исходными данными для разработки проектов нормативов трудоемкости являются данные о фактической трудоемкости работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов согласно приложению N 2 (далее - данные о фактической трудоемкости работ). В ходе разработки проекта нормативов трудоемкости разработчиком выполняются:

а) статистическая обработка данных о фактической трудоемкости работ;

б) анализ результатов статистической обработки данных о фактической трудоемкости работ, а также определение конструктивных особенностей судна и организационно-технических условий выполнения работ, влияющих на трудоемкость проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;

в) определение параметра для нормирования трудоемкости работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов;

г) определение нормативных значений трудозатрат на выполнение установленного объема работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов применительно к выбранному параметру для нормирования (далее - удельная трудоемкость работ);

д) определение численных значений поправочных коэффициентов к нормативным значениям удельной трудоемкости работ, учитывающих влияние конструктивных особенностей судна и организационно-технических условий выполнения работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов;

е) разработка таблицы (таблиц) нормативных значений удельной трудоемкости работ, таблиц поправочных коэффициентов, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, и описание алгоритма (методики) расчета трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;

ж) оформление проекта нормативов трудоемкости.

8. Нормативы трудоемкости содержат:

а) значения величин трудозатрат на выполнение установленного объема работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судна, включая таблицы, содержащие нормативные значения удельной трудоемкости работ, установленные нормативами трудоемкости;

б) методику расчета трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна с учетом конструктивных особенностей судна и организационно-технических условий выполнения работ, включая поправочные коэффициенты, указанные в подпункте "д" пункта 7 настоящих Правил;

в) сведения об области применения нормативов трудоемкости;

г) информацию о применяемых документах по стандартизации (при наличии) и ссылку на них;

д) приложения в виде диаграмм, таблиц и графиков в случае, если на них есть ссылки в нормативах трудоемкости;

е) приложение, содержащее пример расчета трудоемкости по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов;

ж) информацию о проектах судов, данные о фактической трудоемкости работ по строительству которых использованы при разработке нормативов трудоемкости строительства судов.

9. Проекты нормативов трудоемкости могут быть разосланы разработчиком в организации, исполняющие или исполнявшие в течение последних 10 лет контракты на выполнение работ, трудоемкость которых устанавливается в проекте нормативов трудоемкости, для проведения контрольных расчетов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов по проектам нормативов трудоемкости и сопоставления результатов контрольных расчетов с данными о фактической трудоемкости этих работ, выполненных в организации (далее - апробация).

10. По окончании разработки проекта нормативов трудоемкости разработчик направляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:

а) разработанный проект нормативов трудоемкости для рассмотрения и утверждения;

б) пояснительную записку к проекту нормативов трудоемкости, содержащую:

сведения о выполнении разработки проекта нормативов трудоемкости в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

результаты апробации с указанием перечня организаций, в которые направлен на апробацию проект нормативов трудоемкости, а также перечня организаций, принявших участие в апробации и направивших разработчику ее результаты;

перечень государственных (муниципальных) заказчиков судов и потенциальных государственных (муниципальных) заказчиков судов, для которых разработан проект нормативов трудоемкости.

11. В случае если нормативы трудоемкости разработаны в порядке, указанном в пункте 5 настоящих Правил, разработчик одновременно с документами, указанными в пункте 10 настоящих Правил, направляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации следующие документы, подтверждающие соответствие разработчика требованиям, предусмотренным приложением N 1 к настоящим Правилам:

а) справка, составленная в произвольной форме и подписанная руководителем разработчика (иным уполномоченным лицом), с указанием:

наименования юридического лица;

идентификационного номера налогоплательщика;

места нахождения юридического лица и контактной информации (телефон, адрес сайта разработчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", график работы);

б) копии организационно-производственной структуры юридического лица и положения о структурном научно-исследовательском подразделении для проведения исследований в области технологии судостроения и нормирования трудоемкости работ, выполняемых при проектировании, строительстве, ремонте и утилизации судов;

в) копии документов об образовании и квалификации, подтверждающих получение высшего образования, и (или) документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, работников структурного научно-исследовательского подразделения юридического лица для проведения исследований в области технологии судостроения и нормирования трудоемкости работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов;

г) копии трудовых книжек или сведения о трудовой деятельности работников, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, подтверждающие стаж работы в области технологии судостроения и нормирования трудоемкости работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов;

д) перечень находящихся в собственности или на ином законном основании документов, программ для электронных вычислительных машин, баз данных, содержащих данные о фактической трудоемкости работ;

е) копия исполненного договора на разработку нормативов трудоемкости, копия акта выполненных по указанному договору работ, подтверждающего цену выполненных по этому договору работ.

12. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня получения от разработчика проекта нормативов трудоемкости рассылает его на рассмотрение государственным заказчикам, учреждениям и организациям, являющимся заказчиками судов, трудоемкость которых устанавливается в рассылаемом на рассмотрение проекте нормативов трудоемкости (далее - заинтересованные организации).

13. Заинтересованные организации не позднее чем через 60 календарных дней со дня получения проекта нормативов трудоемкости направляют в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации результаты рассмотрения проекта нормативов трудоемкости, предложения о внедрении нормативов трудоемкости или предложения о внесении изменений в проект нормативов трудоемкости, подписанные руководителем заинтересованной организации или уполномоченным им должностным лицом.

14. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 5 календарных дней после истечения срока, указанного в пункте 13 настоящих Правил, направляет разработчику результаты рассмотрения проекта нормативов трудоемкости и предложения заинтересованных организаций о внесении изменений в проект нормативов трудоемкости.

В случае если от заинтересованных организаций предложения о внесении изменений в проект нормативов трудоемкости не поступили, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает нормативы трудоемкости в порядке, предусмотренном пунктом 16 настоящих Правил.

15. Разработчик в течение 30 календарных дней со дня получения из Министерства промышленности и торговли Российской Федерации результатов рассмотрения проекта нормативов трудоемкости заинтересованными организациями выполняет его доработку.

По окончании доработки разработчик направляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации проект нормативов трудоемкости с пояснительной запиской, содержащей описание внесенных в него изменений.

16. В течение 30 календарных дней со дня получения от разработчика проекта нормативов трудоемкости Министерство промышленности и торговли Российской Федерации проводит его проверку на соответствие пункту 8 настоящих Правил с учетом результатов рассмотрения проекта нормативов трудоемкости заинтересованными организациями.

При соответствии проекта нормативов трудоемкости требованиям, установленным настоящими Правилами, нормативы трудоемкости утверждаются приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

В случае несоответствия проекта нормативов трудоемкости пункту 8 настоящих Правил Министерство промышленности и торговли Российской Федерации возвращает проект нормативов трудоемкости с указанием выявленных недостатков разработчику на доработку. Разработчик устраняет выявленные недостатки и в течение 15 календарных дней направляет доработанный проект нормативов трудоемкости в Министерство.

17. Срок действия нормативов трудоемкости не должен превышать 10 лет со дня их утверждения.

Приложение N 1
к Правилам разработки
и утверждения нормативов
трудоемкости проектирования,
строительства, ремонта,
утилизации судов

ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВОВ ТРУДОЕМКОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
РЕМОНТА, УТИЛИЗАЦИИ СУДОВ

1. В состав организации входит структурное научно-исследовательское подразделение для проведения исследований в области технологии судостроения и нормирования трудоемкости работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания и кораблей (далее - суда).

2. В штате организации по основному месту работы состоит не менее 5 квалифицированных специалистов, имеющих документы об образовании и квалификации, подтверждающие получение высшего образования в области технологии судостроения и организации судостроительного производства, или документы об образовании и квалификации, подтверждающие получение высшего образования, и документы, подтверждающие повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования в области технологии судостроения, а также стаж работы в области технологии судостроения и нормирования трудоемкости работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов, не менее 5 лет.

3. Организация имеет опыт исполнения контракта (договора), предусматривающего разработку проектов нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, при этом цена работ, непосредственно выполненных организацией по такому контракту (договору), должна составлять не менее 20 процентов цены контракта на разработку нормативов трудоемкости, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Организация на праве собственности или ином законном основании обладает учетной базой данных о фактической трудоемкости работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судов, выполненных не менее чем в 5 организациях за период не менее 10 лет, предшествующих году разработки проекта нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.

5. При разработке проектов нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, организация должна иметь лицензию на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

6. Организация имеет систему менеджмента качества, обеспечивающую выполнение применимых требований национального стандарта Российской Федерации.

Приложение N 2
к Правилам разработки
и утверждения нормативов
трудоемкости проектирования,
строительства, ремонта,
утилизации судов

ПЕРЕЧЕНЬ
ДАННЫХ О ФАКТИЧЕСКОЙ ТРУДОЕМКОСТИ РАБОТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ,
СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕМОНТУ, УТИЛИЗАЦИИ СУДОВ

I. Перечень данных о фактической трудоемкости работ
по проектированию судна

1. Трудоемкость проектирования морского судна, судна внутреннего плавания, судна смешанного (река - море) плавания, корабля (далее - судно), определенная по данным учета отработанного времени.

2. Величина трудоемкости по видам выполненных проектных конструкторских работ (аванпроект, эскизный проект, технический проект, проектная документация судна в постройке), определенная по данным учета отработанного времени (всего, по годам выполнения работ):

а) разработка общепроектных документов, ведомостей конструкторских документов;

б) разработка проектных документов по корпусу судна;

в) разработка проектных документов по судовым устройствам, дельным вещам;

г) разработка проектных документов по оборудованию, изоляции и отделке помещений, покрытиям палуб;

д) разработка проектных документов по механизмам и системам судовых энергетических установок;

е) разработка проектных документов по судовым системам;

ж) разработка проектных документов по электрооборудованию судна и радиоэлектронной технике;

з) разработка проектных документов по снабжению и техническому обеспечению судна;

и) разработка других проектных документов.

3. Величина трудоемкости разработки рабочей конструкторской документации, определенная по данным учета отработанного времени (всего, по годам выполнения работ):

а) разработка общесудовых документов;

б) разработка рабочей конструкторской документации по корпусу судна;

в) разработка рабочей конструкторской документации по дельным вещам и судовым устройствам;

г) разработка рабочей конструкторской документации по оборудованию и отделке помещений судна;

д) разработка рабочей конструкторской документации по системам судовых энергетических установок;

е) разработка рабочей конструкторской документации по механическому оборудованию судна;

ж) разработка рабочей конструкторской документации по электрооборудованию судна;

з) разработка эксплуатационной и приемо-сдаточной документации судна;

и) разработка организационно-технической документации на ремонт и утилизацию судна;

к) разработка другой документации.

4. Величина трудоемкости работ по техническому сопровождению строительства судна, определенная по данным учета отработанного времени (всего, по годам выполнения работ).

II. Перечень данных о фактической трудоемкости работ
по строительству судна

5. Трудоемкость строительства судна.

6. Трудоемкость строительства судна по годам строительства судна и видам работ (всего, по годам выполнения работ, отдельно для трудоемкости собственных работ по строительству судна и работ по строительству судна, выполненных сторонними организациями):

а) корпусообрабатывающее производство;

б) сборочно-сварочное производство (включаются данные о трудоемкости изготовления секций корпуса судна и блоков корпуса судна);

в) корпусостроительное (стапельное) производство;

г) трубообрабатывающее производство;

д) механомонтажное производство (включаются данные о трудоемкости работ по монтажу главной энергетической установки и оборудованию ее помещений, работ по монтажу вспомогательной энергетической установки и оборудованию ее помещений, работ по монтажу валопроводов и движителей, работ по монтажу электроэнергетической системы, внутрисудовой связи и управления, вооружения, специального оборудования);

е) электромонтажные работы;

ж) достроечное производство (включаются данные о трудоемкости малярных работ, изоляционных работ, работ по монтажу судовых устройств, работ по оборудованию судовых помещений, работ по нанесению покрытий и цементированию, работ по монтажу дельных вещей);

з) изготовление изделий машиностроительной части в механических и механосборочных цехах;

и) испытания судна (включаются данные о трудоемкости швартовных испытаний, заводских ходовых испытаний, ходовых приемосдаточных испытаний);

к) ревизия судна и сдача заказчику.

7. Трудоемкость изготовления, ремонта и восстановления специальной технологической оснастки (всего, по годам выполнения работ).

III. Перечень данных о фактической трудоемкости работ
по ремонту судна

8. Трудоемкость ремонта судна.

9. Трудоемкость ремонта судна по годам ремонта судна и видам работ (всего, по годам выполнения работ, отдельно для трудоемкости собственных работ по ремонту судна и работ по ремонту судна, выполненных сторонними организациями):

а) ремонт корпуса судна;

б) ремонт трубопроводов;

в) ремонт механизмов и оборудования;

г) электромонтажные работы;

д) достроечное производство (включаются данные о трудоемкости малярных работ, изоляционных работ, работ по ремонту судовых устройств, работ по оборудованию судовых помещений, работ по нанесению покрытий и цементированию, работ по ремонту дельных вещей);

е) испытания судна (включаются данные о трудоемкости швартовных испытаний, заводских ходовых испытаний, ходовых приемо сдаточных испытаний);

ж) ревизия судна и сдача заказчику.

10. Трудоемкость изготовления, ремонта, восстановления специальной технологической оснастки (всего, по годам выполнения работ).

IV. Перечень данных о фактической трудоемкости работ
по утилизации судна

11. Трудоемкость утилизации судна.

12. Трудоемкость утилизации судна по годам утилизации судна и видам работ (всего, по годам выполнения работ, отдельно для трудоемкости собственных работ по утилизации судна и работ по утилизации судна, выполненных сторонними организациями):

а) демонтаж систем, механизмов и оборудования, пригодных для дальнейшего использования;

б) демонтаж систем, механизмов и оборудования для дальнейшей утилизации;

в) формирование блок-упаковок ядерно опасных и радиационно опасных элементов (для судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания);

г) демонтаж корпусных конструкций на плаву;

д) демонтаж корпусных конструкций на твердом основании;

е) обращение с ядерно опасными и радиационно опасными материалами (для судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания).

13. Трудоемкость изготовления, ремонта, восстановления специальной технологической оснастки (всего, по годам выполнения работ).