АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 февраля 2015 г. N П16-9612

В дополнение к разделу II протокола заседания подкомиссии по вопросам повышения качества оказания государственных услуг и мониторинга реализации поэтапных планов выполнения мероприятий, содержащих ежегодные индикаторы, обеспечивающие достижение целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 16 февраля 2015 г. N 18 (письмо от 19 февраля 2015 г. N П16-7886) направляются методические рекомендации по формированию перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

Заместитель директора Департамента
государственного управления, регионального
развития и местного самоуправления
Правительства Российской Федерации
Ю.СКОРИНОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРЕЧНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
И КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РОСАТОМ", ДЛЯ КОТОРЫХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗРАБОТАНЫ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ И ИНФОРМАЦИЯ О КОТОРЫХ
ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗМЕЩЕНА В ФЕДЕРАЛЬНОМ РЕЕСТРЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ФУНКЦИЙ)

Методические рекомендации по формированию перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) (далее соответственно - Методические рекомендации, Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций, Федеральный реестр), разработаны Минэкономразвития России во исполнение пункта 44 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. N 991-р, и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

Методические рекомендации разработаны в целях унификации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций и упорядочения деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" по разработке и утверждению административных регламентов, а также по заполнению Федерального реестра.

I. Общие положения

1.1. Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций включает в себя сведения о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - органы, предоставляющие государственные услуги (исполняющие контрольно-надзорные функции).

В Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций включаются также сведения о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях, осуществляемых в рамках государственных полномочий Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, в отношении которых административные регламенты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, если иное не предусмотрено указанным федеральным законом.

В Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций подлежат включению полномочия, относящиеся к:

государственным услугам, в рамках реализации которых осуществляется непосредственное взаимодействие с заявителем - юридическим или физическим лицом (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), либо его уполномоченным представителем, обратившимся с запросом о предоставлении соответствующей государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме;

контрольно-надзорным функциям - государственным функциям, в рамках которых реализуется деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций включаются сведения о государственных услугах, на которые распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).

В Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций включаются сведения о контрольно-надзорных функциях, на которые полностью или частично распространяется действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иных законодательных актов Российской Федерации, устанавливающими порядок осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности (функции).

При этом в случае, если в рамках реализации полномочия, являющегося контрольно-надзорной функцией, осуществляется предоставление государственной услуги (государственных услуг), указанные контрольно-надзорная функция и государственная услуга (государственные услуги) подлежат включению в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций в качестве отдельных позиций.

В Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций не должны включаться сведения:

об услугах, необходимых и обязательных для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов государственных услуг, в соответствии со статьей 9 Закона N 210-ФЗ;

об услугах, оказываемых федеральными государственными учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, указанных в части 3 статьи 1 Закона N 210-ФЗ;

о полномочиях по контролю (надзору), при реализации которых не осуществляется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

1.2. Целью формирования Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций является создание информационного ресурса, содержащего актуальные и достоверные сведения о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях, и подлежащего использованию для разработки административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения контрольно-надзорных функций) и раскрытия информации о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях, в том числе на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

1.3. Задачами формирования Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций являются:

- систематизация и учет сведений о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях;

- обеспечение актуальности и достоверности сведений о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях;

- обеспечение доступности информации о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях.

1.4. Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций является:

- источником сведений о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях для Федерального реестра;

- классификатором государственных услуг и контрольно-надзорных функций в рамках Федерального реестра;

- источником сведений о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях для разработки административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций.

II. Порядок формирования и ведение Перечня
государственных услуг и контрольно-надзорных функций

2.1. Формирование и ведение Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций осуществляется Минэкономразвития России на основании сведений, направляемых в качестве предложений федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - предложения по актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций), в том числе:

предложений о включении в Перечень новых государственных услуг и контрольно-надзорных функций;

предложений об исключении из Перечня отдельных государственных услуг и контрольно-надзорных функций;

предложений об изменении содержащейся в Перечне государственных услуг и контрольно-надзорных функций информации об отдельных государственных услугах и контрольно-надзорных функциях.

2.2. Предложения о необходимости включения сведений в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций должны содержать сведения о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях, которые указаны в разделах IV и V настоящих Методических рекомендаций.

Предложения об исключении из Перечня отдельных государственных услуг и контрольно-надзорных функций должны содержать следующие сведения:

- наименование предлагаемой для исключения из Перечня государственной услуги (контрольно-надзорной функции), наименование органа, предоставляющего государственную услугу (исполняющего контрольно-надзорную функцию);

- ссылка на нормативный правовой акт (акты), конкретные нормы которого являются основанием для исключения.

При этом в качестве оснований для исключения могут выступать в том числе случаи, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующее полномочие упразднено, более не осуществляется соответствующим органом, предоставляющим государственную услугу (исполняющим контрольно-надзорную функцию), объединено с другим полномочием, а также ввиду изменений в нормативные правовые акты более высокой юридической силы не может более рассматриваться в качестве государственной услуги или контрольно-надзорной функции и т.д.;

Предложения об изменении сведений, содержащихся в Перечне государственных услуг и контрольно-надзорных функций, должны содержать:

- содержание предлагаемых изменений;

- основания для внесения предлагаемых изменений (с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты).

2.3. В случае если актом законодательства Российской Федерации, устанавливающим полномочие органа, предоставляющего государственную услугу (исполняющего контрольно-надзорную функцию) при осуществлении которого предоставляется государственная услуга либо исполняется контрольно-надзорная функция, предусмотрено утверждение отдельным нормативным правовым актом порядка осуществления такого полномочия (правил, положения и т.п.), то наряду с разработкой указанного нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления государственной услуги или исполнения контрольно-надзорной функции соответственно.

В рассматриваемом случае в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций подлежит включению соответствующее полномочие в части, подразумевающей непосредственное взаимодействие с юридическими и физическими лицами в соответствии с пунктом 1.1 раздела I настоящих Методических рекомендаций. При этом иные аспекты реализации соответствующего полномочия, имеющие процедурно-технический характер и (или) связанные с межведомственным взаимодействием, не подлежат отражению в Перечне государственных услуг и контрольно-надзорных функций и соответственно урегулированию в рамках административных регламентов.

2.4. Ответственность за своевременность предоставления сведений, необходимых для актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций, несет орган, предоставляющий соответствующую государственную услугу (исполняющий контрольно-надзорную функцию).

2.5. Предложения по актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций в отношении сведений о государственных услугах (контрольно-надзорных функциях), представляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении федерального министерства (за исключением случаев, когда такой федеральный орган исполнительной власти самостоятельно разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности), и (или) органами государственных внебюджетных фондов, координацию деятельности которых осуществляют федеральные министерства, подлежат согласованию с соответствующими федеральными министерствами.

2.6. Руководители и ответственные лица органов, предоставляющих государственные услуги (исполняющих контрольно-надзорные функции), несут ответственность за актуальность и достоверность сведений о государственных услугах и контрольно-надзорных функциях, направляемых в качестве предложений по актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций, предоставляемых (исполняемых) ими, а также за соблюдение порядка и сроков их актуализации.

2.7. Минэкономразвития России осуществляет экспертизу сведений, представленных органами, предоставляющими государственные услуги (исполняющими контрольно-надзорные функции), и принимает решение о включении сведений в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций, исключении или внесении изменений в сведения о государственных услугах (контрольно-надзорных функциях), содержащихся в Перечне государственных услуг и контрольно-надзорных функций.

В случае положительного заключения экспертизы соответствующие изменения вносятся в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций, который размещается ответственным сотрудником Минэкономразвития России на портале административной реформы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.ar.gov.ru.

Минэкономразвития России осуществляет актуализацию Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций на портале административной реформы и в качестве классификатора Федерального реестра в сроки, установленные пунктом 3.2 раздела III настоящих Методических рекомендаций.

В случае отрицательного заключения экспертизы Минэкономразвития России направляет в орган, предоставляющий государственную услугу (исполняющий государственную функцию), представивший соответствующие предложения, уведомление с указанием причин отказа в актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций.

2.8. В случае несогласия органа, предоставляющего государственную услугу (исполняющего контрольно-надзорную функцию) с отрицательным заключением экспертизы Минэкономразвития России, он вправе обратиться в подкомиссию по вопросам повышения качества оказания государственных услуг и мониторинга реализации поэтапных планов выполнения мероприятий, содержащих ежегодные индикаторы, обеспечивающие достижение целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее - Подкомиссия) с инициативой по рассмотрению соответствующих разногласий на заседании Подкомиссии.

III. Сроки формирования и актуализации Перечня
государственных услуг и контрольно-надзорных функций

3.1. Ответственный орган, предоставляющий государственную услугу (исполняющий контрольно-надзорную функцию), направляет предложения по актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций в Минэкономразвития России (включению, исключению, изменению сведений о государственной услуге (контрольно-надзорной функции) в месячный срок со дня вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего или упраздняющего полномочие по предоставлению государственной услуги (исполнению контрольно-надзорной функции), а также изменяющего указанное полномочие, либо в течение 10 (десяти) дней со дня утверждения административного регламента предоставления государственной услуги или исполнения контрольно-надзорной функции (изменений, вносимых в административный регламент).

Отсутствие административного регламента предоставления государственной услуги (исполнения контрольно-надзорной функции) либо соответствующих положений в нем при наличии необходимых норм в нормативных правовых актах более высокой юридической силы не препятствует актуализации сведений в Перечне государственных услуг и функций.

3.2. Минэкономразвития России в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня представления органами, предоставляющими государственные услуги (исполняющими контрольно-надзорные функции), сведений, необходимых для актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций, осуществляет экспертизу указанных сведений, проверяет их достоверность, принимает решение по результатам экспертизы в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Методических рекомендаций.

3.3. В отношении полномочий упраздненных федеральных органов исполнительной власти, органов внебюджетных фондов предложения по актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций направляются в Минэкономразвития России органом, являющимся правопреемником упраздненного органа.

3.4. Актуализация Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций осуществляется:

- на портале административной реформы - раз в два месяца,

- в Федеральном реестре - в течение одного календарного дня со дня принятия решения по предложениям, представленным органами, предоставляющими государственные услуги (исполняющими контрольно-надзорные функции).

IV. Требования к содержанию сведений о государственных
услугах, подлежащих включению в Перечень государственных
услуг и контрольно-надзорных функций

4.1. При направлении предложений в целях включения государственной услуги в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций представляются следующие сведения:

1) наименование предлагаемой для включения в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций государственной услуги, наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

При этом наименование предлагаемой для включения в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций государственной услуги должно быть сформулировано исходя из требований нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие полномочия, включая положения о федеральных органах исполнительной власти.

В случае если при осуществлении соответствующего полномочия может предоставляться несколько различных государственных услуг (например, регистрация права, выдача сведений из реестра зарегистрированных прав, выдача дубликатов документов и проч.), в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций указанные государственные услуги могут быть включены в качестве отдельных позиций.

2) указание на положение нормативного правового акта (законодательного акта, акта Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации), устанавливающего данное полномочие;

3) перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;

4) наименование административного регламента с указанием реквизитов утвердившего его нормативного правового акта и источников его официального опубликования либо проекта административного регламента (если проект административного регламента еще не разработан, то необходимо указать стадию и сроки разработки);

5) описание результатов предоставления государственной услуги;

6) категория заявителей, которым предоставляется государственная услуга;

7) наличие очередности при предоставлении государственной услуги, при наличии - максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги;

8) перечень документов, подлежащих представлению заявителем для получения государственной услуги, способы получения документов заявителем и порядок представления документов с указанием услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы;

9) список форм заявлений и иных документов, заполнение которых заявителем необходимо для обращения в орган власти для получения государственной услуги;

10) сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления государственной услуги, нормативных правовых основаниях и размерах платы, взимаемой с заявителя, если государственная услуга предоставляется на возмездной основе, ссылка на методику расчета платы за предоставление государственной услуги с указанием нормативного правого акта, которым она утверждена;

11) сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления услуги иного органа или организации, в случае, если ее получение необходимо и обязательно для предоставления государственной услуги, нормативных правовых основаниях и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга предоставляется на возмездной основе, ссылка на методику расчета такой платы с указанием нормативного правового акта, которым она утверждена.

4.2. Сведения о государственных услугах, указанные в пункте 4.1 раздела IV настоящих Методических рекомендаций, формируются органами, предоставляющими данные государственные услуги, и предоставляются в Минэкономразвития России в составе предложений по актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций в порядке, предусмотренном разделом II настоящих Методических рекомендаций.

V. Требования к содержанию сведений о контрольно-надзорных
функциях, подлежащих включению в Перечень государственных
услуг и контрольно-надзорных функций

5.1. При направлении предложений в целях включения контрольно-надзорной функции в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций представляются следующие сведения:

1) наименование предлагаемой для включения в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций контрольно-надзорной функции, наименование органа, исполняющего контрольно-надзорную функцию;

При этом наименование предлагаемой для включения в Перечень государственных услуг и контрольно-надзорных функций контрольно-надзорной функции должно быть сформулировано исходя из требований нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие полномочия, включая положения о федеральных органах исполнительной власти.

2) указание на положение нормативного правового акта (законодательного акта, акта Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации), устанавливающего данное полномочие;

3) наименование органов власти, без привлечения которых не может быть исполнена контрольно-надзорная функция;

4) перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих исполнение контрольно-надзорной функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;

5) наименование административного регламента с указанием реквизитов утвердившего его нормативного правового акта и источников его официального опубликования либо проекта административного регламента (если проект административного регламента еще не разработан, то следует указать стадию и сроки разработки);

6) категории лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю (надзору);

7) описание результатов исполнения контрольно-надзорной функции.

5.2. Сведения о контрольно-надзорных функциях, указанные в пункте 5.1 раздела V настоящих Методических рекомендаций, формируются органами, исполняющими данные контрольно-надзорные функции, и предоставляются в Минэкономразвития России в составе предложений по актуализации Перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций в порядке, предусмотренном разделом II настоящих Методических рекомендаций.