Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О российском движении детей и молодежи"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РОССИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Принят
Государственной Думой
6 июля 2022 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2022 года

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности российского движения детей и молодежи (далее - Движение).

Статья 2. Правовое положение Движения

1. Движение является добровольным, самоуправляемым общероссийским общественно-государственным движением, преследующим следующие цели:

1) содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;

2) содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;

3) создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;

4) подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, иные общественно полезные цели.

2. Правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности Движения, в том числе порядок реорганизации и ликвидации Движения, определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Движения.

3. Учредительным документом Движения является его устав. В порядке, предусмотренном уставом Движения, могут быть приняты внутренние документы Движения, обязательные для всех участников Движения. Устав и внутренние документы Движения должны соответствовать настоящему Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

4. Движение вправе участвовать в создании иных некоммерческих организаций, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 настоящей статьи.

5. Имущество Движения принадлежит ему на праве собственности. Движение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация или участники Движения не отвечают по обязательствам Движения, а Движение не отвечает по обязательствам Российской Федерации или участников Движения.

6. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" применяются к деятельности Движения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Основные принципы деятельности Движения

Движение руководствуется в своей деятельности следующими основными принципами:

1) добровольность участия в Движении;

2) равенство прав участников Движения;

3) учет индивидуальных особенностей участников Движения;

4) непрерывность и систематичность деятельности Движения;

5) преемственность деятельности Движения по отношению к участникам Движения разных возрастов;

6) открытость деятельности Движения.

Статья 4. Правоспособность Движения

1. Для достижения целей своей деятельности Движение в порядке, предусмотренном уставом Движения, вправе:

1) организовывать и проводить конкурсы, форумы и иные мероприятия для участников Движения и иных граждан, реализовывать проекты Движения;

2) осуществлять финансирование деятельности региональных отделений Движения, коллективных участников Движения, а также иных организаций, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществлять контроль за эффективностью использования денежных средств, предоставленных региональным отделениям Движения, коллективным участникам Движения и иным организациям;

3) осуществлять сотрудничество с международными общественными организациями, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

4) осуществлять в соответствии с законодательством об образовании реализацию дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программу воспитательной работы Движения и программы иной работы Движения с детьми и молодежью;

5) в целях реализации настоящего Федерального закона создавать свои информационные системы;

6) разрабатывать и утверждать внутренние документы Движения;

7) создавать филиалы и прекращать их деятельность, открывать и закрывать представительства Движения, в том числе за рубежом;

8) иметь символику Движения (гимн, эмблемы, флаги, вымпелы и иную символику);

9) заниматься иной деятельностью в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом Движения.

2. Движение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено его уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и соответствует этим целям. Прибыль, полученная по результатам предпринимательской деятельности Движения, может быть использована исключительно для достижения целей, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

3. Движение в целях привлечения участников Движения к обсуждению вопросов управления Движением и программной деятельности Движения в соответствии с уставом Движения может создавать рабочие, экспертные и иные совещательные органы (советы, комиссии, группы), состоящие из участников Движения, в том числе несовершеннолетних, и иных приглашенных лиц.

4. Движение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.

Статья 5. Осуществление основной деятельности Движения

1. Для обеспечения достижения целей своей деятельности Движение реализует программу воспитательной работы Движения, программы иной работы Движения с детьми и молодежью (далее также - программы работы Движения).

2. Программа воспитательной работы Движения, связанные с этой программой методические и иные материалы разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с Правлением Движения на основе примерной рабочей программы воспитания и в соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также утвержденной Правительством Российской Федерации стратегией развития воспитания в Российской Федерации и утверждаются Наблюдательным советом Движения.

3. Программы иной работы Движения с детьми и молодежью, связанные с этими программами методические и иные материалы разрабатываются Правлением Движения совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующей программой, и утверждаются Координационным советом Движения. Указанные программы до начала их реализации подлежат направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, для определения их соответствия законодательству Российской Федерации, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующей программой.

4. К разработке и реализации программ работы Движения, а также связанных с этими программами методических и иных материалов могут привлекаться научные, образовательные организации, а также некоммерческие организации, цели которых соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. Иностранные агенты, лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, иностранные организации, включенные в перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, не могут привлекаться к разработке и реализации программ работы Движения, а также связанных с этими программами методических и иных материалов.

5. Движение реализует проекты Движения, организовывает и проводит конкурсы, форумы и иные мероприятия для участников Движения и иных граждан с учетом их возрастных особенностей в порядке, предусмотренном внутренними документами Движения.

6. Движение для обеспечения своей деятельности, в том числе взаимодействия между участниками Движения, создает автоматизированную информационную систему Движения. Порядок функционирования указанной системы, включая требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ее использования, порядку включения в нее сведений и составу включаемых в нее сведений, условиям и порядку предоставления доступа к информации, содержащейся в такой системе, определяется внутренними документами Движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Поддержка Движения органами публичной власти

1. Органы публичной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации оказывают Движению поддержку и содействие.

2. Правительство Российской Федерации:

1) утверждает порядок предоставления Движению субсидий из федерального бюджета и порядок передачи Движению имущества, находящегося в федеральной собственности, в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

2) утверждает порядок осуществления полномочий представителей федеральных органов исполнительной власти в органах Движения;

3) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по поддержке Движения и оказанию ему содействия, в том числе в вопросах профессиональной ориентации участников-обучающихся.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет следующие полномочия:

1) координация деятельности Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, в организациях отдыха детей и их оздоровления;

2) участие в пределах своей компетенции в деятельности органов Движения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) оказание содействия Движению по вопросам реализации программы воспитательной работы Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, и обеспечение взаимодействия Движения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данным вопросам;

4) проведение экспертизы дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки специалистов, реализующих программы работы Движения, определение совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, порядка проведения такой экспертизы, а также оказание совместно с данным федеральным органом исполнительной власти содействия Движению в подготовке указанных специалистов;

5) направление в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации программы воспитательной работы Движения и связанных с этой программой методических и иных материалов, а также методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам деятельности Движения, в том числе по вопросам реализации программы воспитательной работы Движения;

6) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, осуществляет следующие полномочия:

1) координация деятельности Движения, осуществляемой вне организаций отдыха детей и их оздоровления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе в организациях, образующих инфраструктуру молодежной политики, организациях в области культуры и спорта, иных организациях, осуществляющих работу с детьми и молодежью;

2) участие в пределах своей компетенции в деятельности органов Движения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) оказание содействия Движению по вопросам реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью и обеспечение взаимодействия Движения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данным вопросам;

4) направление в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации программ иной работы Движения с детьми и молодежью (за исключением программы воспитательной работы Движения) и связанных с этими программами методических и иных материалов, а также методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам деятельности Движения, в том числе по вопросам реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью (за исключением программы воспитательной работы Движения);

5) оказание содействия Движению в подготовке специалистов, принимающих участие в работе Движения;

6) проведение экспертизы программ подготовки специалистов, принимающих участие в реализации программ иной работы Движения с детьми и молодежью, определение порядка проведения такой экспертизы;

7) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, осуществляет следующие полномочия:

1) координация деятельности Движения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования;

2) оказание Движению методической, материально-технической и иной поддержки и содействия, а также участие в воспитании участников-обучающихся, их профессиональной ориентации, организации их досуга;

3) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристической деятельности, и иные федеральные органы исполнительной власти оказывают методическую, материально-техническую и иную поддержку и содействие Движению, участвуют в воспитании участников-обучающихся, их профессиональной ориентации, организации их досуга.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:

1) разработку и реализацию мероприятий по поддержке Движения (его региональных отделений);

2) оказание поддержки региональным отделениям Движения, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями;

3) методическое сопровождение органов местного самоуправления по вопросам содействия Движению, его региональным, местным и первичным отделениям;

4) поддержку Движения в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. При высшем должностном лице субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации с учетом предложений Правления Движения, создается координационный (совещательный) орган по взаимодействию с Движением, его региональными, местными и первичными отделениями.

8. Органы местного самоуправления осуществляют:

1) разработку и реализацию мероприятий по поддержке Движения;

2) оказание поддержки первичным и местным отделениям Движения, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями;

3) поддержку Движения в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Глава 2. Участие в Движении

Статья 7. Участие граждан в Движении

1. Участниками Движения могут быть несовершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, высшего образования, и иные лица, определенные уставом Движения (участники-обучающиеся), а также совершеннолетние лица, имеющие образование не ниже среднего общего и (или) среднего профессионального образования и участвующие в воспитании и организации досуга участников-обучающихся (участники-наставники).

2. Участниками-наставниками не могут являться лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не допускаются к педагогической деятельности, лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, иностранные агенты.

3. Порядок приема в Движение, а также основания и порядок исключения из Движения указанных в части 1 настоящей статьи лиц определяются уставом Движения.

4. Участники-наставники могут выполнять в Движении функции вожатых, добровольцев. Участниками-наставниками также могут быть родители и иные законные представители участников-обучающихся. Порядок выполнения функций участника-наставника определяется внутренними документами Движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Участие в Движении юридических лиц

1. Общественные объединения, прошедшие в установленном законом порядке государственную регистрацию, в том числе общероссийские молодежные и детские общественные объединения и иные некоммерческие организации (за исключением политических партий, религиозных организаций, территориальных общественных самоуправлений), вправе стать участниками Движения (коллективные участники Движения), если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Коллективными участниками Движения не могут являться лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, иностранные агенты.

3. Решение о приеме указанных в части 1 настоящей статьи юридических лиц в Движение или об их исключении из Движения принимается в порядке, предусмотренном уставом Движения, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 9. Права и обязанности участников-обучающихся, участников-наставников и коллективных участников Движения

1. Участники-обучающиеся имеют право на равные условия для всестороннего духовного, нравственного, культурного, интеллектуального, профессионального, социального, физического развития и самореализации, для выявления и развития своих талантов.

2. Участники-обучающиеся и участники-наставники имеют право:

1) на равный доступ к участию в деятельности Движения;

2) избирать и быть избранными на выборные должности в первичных, местных и региональных отделениях Движения и органах Движения в порядке, предусмотренном уставом Движения и внутренними документами Движения;

3) участвовать в уставной деятельности Движения, в том числе в мероприятиях, проводимых Движением;

4) использовать символику Движения в соответствии с уставом Движения;

5) реализовывать иные права, предусмотренные уставом Движения и внутренними документами Движения.

3. За активное участие в деятельности Движения и в реализации программ работы Движения участники-обучающиеся, участники-наставники в порядке, определенном внутренними документами Движения, и за счет средств Движения имеют право на освоение дополнительных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с которыми Движением заключены соглашения о сотрудничестве, на предоставление путевок в организации отдыха детей и их оздоровления и (или) на иные формы поощрения, определенные внутренними документами Движения.

4. Коллективные участники Движения имеют право:

1) принимать участие в реализации программ работы Движения;

2) принимать участие в организации и проведении мероприятий для других участников Движения и иных лиц;

3) получать финансирование в порядке, предусмотренном уставом Движения и внутренними документами Движения;

4) финансировать деятельность Движения и его региональных отделений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также уставом Движения и внутренними документами Движения.

5. Участники Движения обязаны соблюдать требования устава Движения и внутренних документов Движения, а также способствовать своими действиями достижению целей Движения и его развитию.

6. Участники-наставники участвуют в воспитании участников-обучающихся. Порядок допуска участников-наставников к воспитательной работе Движения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок деятельности участников-наставников, в том числе порядок прохождения ими подготовки, переподготовки и повышения квалификации в сфере деятельности Движения, определяется внутренними документами Движения, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Статья 10. Учет участников Движения

1. Учет участников Движения осуществляется в соответствии с правилами учета участников Движения, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации уставом Движения или внутренними документами Движения.

2. Учет участников-обучающихся осуществляется в первичных отделениях Движения, создаваемых в общеобразовательных организациях и (или) профессиональных образовательных организациях, с использованием федеральной государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации.

Глава 3. Структура Движения

Статья 11. Структурные подразделения Движения

1. Структурными подразделениями Движения являются:

1) региональные отделения Движения, создаваемые в каждом субъекте Российской Федерации;

2) местные отделения Движения, создаваемые в муниципальных образованиях;

3) первичные отделения Движения, создаваемые в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного образования, а также в организациях, образующих инфраструктуру молодежной политики, организациях в области культуры и спорта, иных организациях, осуществляющих работу с детьми и молодежью. Первичные отделения также могут создаваться в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Региональные, местные и первичные отделения Движения создаются и осуществляют деятельность в порядке, предусмотренном уставом Движения и внутренними документами Движения.

Статья 12. Региональные отделения Движения

1. Движение создает региональные отделения Движения в каждом субъекте Российской Федерации. Решения о создании региональных отделений Движения принимает Координационный совет Движения.

2. Региональные отделения Движения осуществляют свою деятельность в качестве юридических лиц с момента их государственной регистрации.

3. Региональные отделения Движения действуют на основании устава Движения и внутренних документов Движения.

4. Высшим органом регионального отделения Движения является конференция регионального отделения Движения.

5. Коллегиальным исполнительным органом регионального отделения Движения является совет регионального отделения Движения.

6. Единоличным исполнительным органом регионального отделения Движения является председатель совета регионального отделения Движения.

7. Порядок формирования и деятельности органов регионального отделения Движения устанавливается уставом Движения и внутренними документами Движения.

8. Случаи и способы проведения заочного голосования при принятии решений коллегиальными органами регионального отделения Движения, а также способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее дистанционное участие в очном заседании этих органов, и участвовать такому лицу в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать, устанавливаются уставом Движения и внутренними документами Движения.

9. В целях осуществления уставной деятельности Движения региональное отделение Движения вправе:

1) получать от Движения финансирование в порядке, предусмотренном уставом Движения и внутренними документами Движения;

2) получать финансирование за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) в порядке, предусмотренном уставом Движения и внутренними документами Движения, осуществлять финансирование первичных и местных отделений Движения;

4) осуществлять контроль за эффективностью использования денежных средств, предоставленных первичным и местным отделениям Движения.

10. В целях осуществления уставной деятельности Движения региональное отделение Движения обязано:

1) принимать участие в реализации программ работы Движения;

2) организовывать и проводить мероприятия для участников Движения и иных граждан в соответствии с внутренними документами Движения;

3) предоставлять органам Движения отчет о работе и об использовании денежных средств, предоставленных региональному отделению Движения.

Статья 13. Местные отделения Движения

1. По решению регионального отделения Движения, принятому в соответствии с уставом Движения, первичные отделения Движения могут объединяться в местные отделения Движения.

2. Местные отделения Движения создаются региональными отделениями Движения, как правило, если на территории соответствующего муниципального образования действуют не менее пяти первичных отделений Движения. По решению регионального отделения Движения местное отделение Движения может быть создано с меньшим количеством первичных отделений Движения.

3. Структура органов местного отделения Движения, их компетенция, порядок формирования и деятельности определяются уставом Движения и внутренними документами Движения.

Статья 14. Первичные отделения Движения

1. Первичные отделения Движения состоят из участников-обучающихся и участников-наставников (участники первичных отделений Движения).

2. Представители, выбранные первичными отделениями Движения, входят в составы создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" советов обучающихся и студенческих советов соответствующих образовательных организаций.

3. Участники первичных отделений Движения, находящихся в одном муниципальном образовании, на территории которого создано местное отделение Движения, являются участниками этого местного отделения.

4. Участники первичных отделений Движения, находящихся в одном субъекте Российской Федерации, являются участниками соответствующего регионального отделения Движения.

5. Участники первичных отделений Движения являются участниками Движения.

6. Первичные отделения Движения создаются решением местного отделения Движения, согласованным с региональным отделением Движения, а при отсутствии местного отделения Движения - решением регионального отделения Движения в порядке, предусмотренном уставом Движения.

7. Структура органов первичного отделения Движения, их компетенция, порядок формирования и деятельности определяются уставом Движения и внутренними документами Движения.

Глава 4. Органы Движения

Статья 15. Общие положения об органах Движения

1. Органами Движения являются:

1) Съезд Движения;

2) Наблюдательный совет Движения;

3) Координационный совет Движения;

4) Правление Движения;

5) Председатель Правления Движения.

2. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, порядок создания и деятельности органов Движения, в том числе случаи и способы проведения заочного голосования при принятии решений коллегиальными органами Движения, а также способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее дистанционное участие в очном заседании этих органов, и участвовать такому лицу в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать, определяются уставом Движения.

3. В порядке, установленном уставом Движения и внутренними документами Движения, наряду с органами Движения, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, Движение может создавать иные органы Движения.

Статья 16. Съезд Движения

1. Съезд Движения является высшим руководящим органом Движения.

2. К исключительной компетенции Съезда Движения относится решение следующих вопросов:

1) утверждение устава Движения и внутренних документов Движения, определенных уставом Движения, внесение изменений в устав Движения;

2) определение основных направлений деятельности Движения и утверждение программы развития Движения на очередной период.

3. Уставом Движения к компетенции Съезда Движения может быть отнесено решение иных вопросов.

4. Съезд Движения созывается по решению Правления Движения, согласованному с Координационным советом Движения, не реже чем один раз в два года.

5. В заседании Съезда Движения принимают участие делегаты, порядок выдвижения которых устанавливается уставом и (или) внутренними документами Движения.

6. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов от более половины региональных отделений Движения.

7. Каждому делегату Съезда Движения принадлежит один голос.

Статья 17. Наблюдательный совет Движения

1. Наблюдательный совет Движения является наблюдательным органом Движения.

2. Наблюдательный совет Движения возглавляет Президент Российской Федерации.

3. Состав Наблюдательного совета Движения утверждается и изменяется Президентом Российской Федерации. Член Наблюдательного совета Движения вправе совмещать членство в Наблюдательном совете Движения с замещением государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы.

4. К исключительной компетенции Наблюдательного совета Движения относится решение следующих вопросов:

1) рассмотрение предлагаемых для утверждения на Съезде Движения основных направлений деятельности Движения и программы развития Движения на очередной период;

2) определение приоритетных направлений использования денежных средств и иного имущества Движения;

3) утверждение повестки дня заседания Съезда Движения;

4) разработка рекомендаций органам Движения по вопросам деятельности Движения;

5) определение состава Координационного совета Движения;

6) утверждение программы воспитательной работы Движения.

5. Уставом Движения к компетенции Наблюдательного совета Движения может быть отнесено решение иных вопросов.

6. По решению Наблюдательного совета Движения решения по отдельным вопросам, отнесенным к компетенции Наблюдательного совета Движения, могут приниматься Координационным советом Движения.

Статья 18. Координационный совет Движения

1. Координационный совет Движения формируется Наблюдательным советом Движения.

2. Координационный совет Движения:

1) утверждает внутренние документы Движения, за исключением определенных уставом Движения внутренних документов, утверждаемых Съездом Движения;

2) принимает решения о создании и ликвидации региональных отделений Движения, определяет состав советов региональных отделений Движения и назначает их председателей;

3) определяет персональный состав Правления Движения;

4) утверждает программы иной работы Движения с детьми и молодежью;

5) согласовывает проект решения Правления Движения о созыве Съезда Движения;

6) рассматривает и одобряет ежегодные отчеты Правления Движения и Председателя Правления Движения;

7) утверждает единую символику Движения;

8) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Наблюдательного совета Движения;

9) контролирует реализацию решений Наблюдательного совета Движения;

10) согласовывает направляемые в Правительство Российской Федерации предложения Правления Движения о мерах государственной поддержки Движения на очередной финансовый год и плановый период;

11) разрабатывает рекомендации по основным направлениям деятельности Движения и программе развития Движения на очередной период;

12) направляет Правлению Движения рекомендации о созыве Съезда Движения;

13) создает рабочие, экспертные и иные совещательные органы (советы, комиссии, группы).

3. Уставом Движения, решениями Наблюдательного совета Движения к компетенции Координационного совета Движения может быть отнесено решение иных вопросов.

4. По решению Координационного совета Движения решения по отдельным вопросам, отнесенным к компетенции Координационного совета Движения, могут приниматься Правлением Движения.

5. Председателем Координационного совета Движения является заместитель председателя Наблюдательного совета Движения.

Статья 19. Правление Движения

1. Правление Движения является коллегиальным исполнительным органом Движения.

2. Правление Движения подотчетно Наблюдательному совету Движения, Координационному совету Движения и Съезду Движения.

3. К исключительной компетенции Правления Движения относится решение следующих вопросов:

1) созыв Съезда Движения и формирование предложений по его повестке дня;

2) обеспечение реализации основных направлений деятельности Движения и программы развития Движения на очередной период, других решений, принятых Съездом Движения, Наблюдательным советом Движения и Координационным советом Движения;

3) участие в разработке программы воспитательной работы Движения и представление ее в Наблюдательный совет Движения для утверждения, разработка программ иной работы Движения с детьми и молодежью и представление их в Координационный совет Движения для утверждения, обеспечение реализации указанных программ;

4) подготовка и направление в Правительство Российской Федерации согласованных с Координационным советом Движения предложений о мерах государственной поддержки Движения на очередной финансовый год и плановый период;

5) утверждение по представлению Председателя Правления Движения плана финансирования деятельности региональных отделений Движения на очередной финансовый год и плановый период, а также при необходимости финансирования деятельности коллективных участников Движения на очередной финансовый год и плановый период;

6) принятие решений о создании и прекращении деятельности филиалов, открытии и закрытии представительств Движения, в том числе за рубежом;

7) принятие решений об участии Движения в создании иных некоммерческих организаций или участии Движения в этих организациях;

8) принятие решения об одобрении сделок или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения Движением имущества, балансовая стоимость которого составляет 10 процентов и более размера собственных средств Движения, определенного на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности Движения за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения об одобрении таких сделок.

4. Уставом Движения, решениями Координационного совета Движения к компетенции Правления Движения может быть отнесено решение иных вопросов.

Статья 20. Председатель Правления Движения

1. Председатель Правления Движения является единоличным исполнительным органом Движения и осуществляет руководство текущей деятельностью Движения.

2. Председатель Правления Движения назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению председателя Координационного совета Движения. Председатель Правления Движения является лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации. Виды и объем гарантий осуществления полномочий Председателя Правления Движения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Председатель Правления Движения присутствует на заседаниях Правительства Российской Федерации, приглашается на заседания федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления.

4. К компетенции Председателя Правления Движения относятся вопросы, определенные уставом Движения и не относящиеся к компетенции иных органов Движения.

5. Председатель Правления Движения входит в состав Координационного совета Движения по должности.

Глава 5. Имущество Движения

Статья 21. Распределение субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление деятельности Движения

1. Движению могут быть предоставлены субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. Движение в качестве главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации вправе предоставлять субсидии региональным отделениям Движения, а также гранты в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, если их цели соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Статья 22. Формирование имущества Движения

1. Имущество Движения формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

2. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации вправе передавать Движению в качестве имущественного взноса недвижимое и движимое имущество в собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3. Движение вправе принимать в собственность денежные средства и иное имущество от организаций и граждан в порядке, предусмотренном уставом Движения.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 23. Создание Движения

1. Движение создается на учредительном собрании, которое созывается по инициативе одной или нескольких общественных, общественно-государственных или иных некоммерческих организаций (далее - учредители Движения), цели которых соответствуют целям, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. На учредительном собрании принимаются решения о создании Движения и об утверждении его устава. С момента принятия указанных решений Движение считается созданным.

3. Наименованием Движения является наименование, указанное в уставе Движения.

4. Не позднее одного месяца после дня учредительного собрания, проведенного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Президент Российской Федерации утверждает состав Наблюдательного совета Движения.

5. Иные указанные в части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона органы Движения должны быть сформированы не позднее одного месяца со дня утверждения состава Наблюдательного совета Движения.

6. Правоспособность Движения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации Движения. Для государственной регистрации Движения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений, подаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 - 6 части шестой статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", выписка из протокола заседания учредительного собрания Движения, содержащая сведения о создании Движения и утверждении его устава, а также решения о формировании органов Движения, протоколы заседаний и решения Координационного совета Движения о создании на территориях более половины субъектов Российской Федерации региональных отделений Движения и формировании органов этих региональных отделений. Указанные в настоящей части документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного собрания Движения. Для государственной регистрации региональных отделений Движения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений, подаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 - 6 части шестой статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", протокол заседания и решения Координационного совета Движения о создании регионального отделения Движения, о формировании органов регионального отделения Движения, а также уведомление Правления Движения, содержащее информацию о создании регионального отделения Движения в субъекте Российской Федерации, месте его нахождения и сведения о руководящих органах регионального отделения Движения.

7. Учредители Движения, как и иные общественные организации, свободны в своем праве принять решение о реорганизации в форме присоединения к Движению в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми ими на основании уставных документов решениями.

8. Члены или участники организаций, выступивших учредителями Движения, вправе стать участниками Движения.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
14 июля 2022 года
N 261-ФЗ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области