ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2015 г. N 2193-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - Концепция).
2. Минвостокразвития России:
создать межведомственную рабочую группу по развитию приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, учитывать положения Концепции при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
4. Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации, национальных проектов (программ) и иных документов стратегического планирования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 октября 2015 г. N 2193-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
I. Общие положения
В настоящее время возрастающее значение приобретает укрепление экономических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обусловлено принадлежностью Российской Федерации к этому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" достижение целей внешней политики Российской Федерации осуществляется путем решения в том числе задачи по созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе надежных механизмов обеспечения региональной стабильности и безопасности на внеблоковой основе.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определено активное участие России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, в создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества.
Используемые в настоящей Концепции термины означают следующее:
"дальневосточные приграничные территории" - территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа, прилегающих к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой и Монголией;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2019 N 797-р;
"приграничные муниципальные образования" - городское или сельское поселение (населенный пункт), муниципальный район, городской округ, расположенные в пределах дальневосточных приграничных территорий;
"приграничные населенные пункты" - населенные пункты, расположенные на территории приграничного муниципального образования;
"точки роста" приграничного муниципального образования" - специальные проекты (площадки, зоны), реализация которых использует возможный потенциал приграничного муниципального образования и оказывает положительное социально-экономическое влияние как на приграничное муниципальное образование, так и на дальневосточные приграничные территории в целом.
Приграничные территории являются важнейшим ресурсом страны, развитие которого связано не только с внутриполитическим курсом Российской Федерации, но и с особым геополитическим положением этих территорий, спецификой международных связей и приграничного сотрудничества.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, механизмы и основные направления государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий.
Необходимость разработки и реализации настоящей Концепции обусловлена Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также поставленными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задачами по ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока и иными решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере развития приграничных территорий.
Разработка и реализация настоящей Концепции направлены на устойчивое развитие экономики и обеспечение социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, а также на формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств. В условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры настоящая Концепция направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа.
Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах приграничного сотрудничества", Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. N 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2577-р, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социально-экономического развития, демографической политики, внешней политики и национальной безопасности.
II. Современное состояние дальневосточных
приграничных территорий
К субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, на территориях которых расположены дальневосточные приграничные территории, относятся Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область.
К дальневосточным приграничным территориям относятся следующие муниципальные районы, муниципальные округа и городские округа:
в Республике Бурятия - Окинский, Тункинский, Закаменский, Джидинский и Кяхтинский районы;
в Забайкальском крае - Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский, Газимуро-Заводский и Могочинский районы;
в Приморском крае - Дальнереченский, Кировский, Спасский, Черниговский муниципальные районы, Пожарский, Октябрьский, Пограничный, Ханкайский, Хасанский, Хорольский муниципальные округа, а также Дальнереченский, Лесозаводский и Уссурийский городские округа;
в Хабаровском крае - Бикинский, Вяземский и Хабаровский районы, район имени Лазо, а также городской округ Хабаровск;
в Амурской области - Архаринский, Благовещенский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Свободненский, Сковородинский, Тамбовский и Шимановский районы, Бурейский муниципальный округ, а также городские округа Благовещенск, Шимановск и Свободный;
в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский и Смидовичский районы.
На дальневосточных приграничных территориях расположено 1329 населенных пунктов, в том числе 17 городов, 45 поселков городского типа и 1144 сельских поселения.
Численность населения дальневосточных приграничных территорий составляет 2183 тыс. человек, или 27 процентов численности населения округа и 36 процентов численности населения соответствующих субъектов Российской Федерации.
Демографическое положение дальневосточных приграничных территорий характеризуется следующим:
ежегодное сокращение численности населения, за исключением крупных экономических и административных центров и районов (г. Хабаровск и Хабаровский район Хабаровского края, г. Благовещенск и Благовещенский район Амурской области). Формирование миграционного оттока существенно замедлилось (в 2015 году миграционный отток населения с приграничных территорий составил более 8 тыс. человек, по итогам 2021 года этот показатель составил не более 850 человек, показатели миграционного оттока значительно снизились по приграничным территориям Республики Бурятия, Еврейской автономной области, в целом по приграничным территориям Хабаровского края в 4 раза увеличился миграционный прирост населения);
на протяжении 2021 года сохранялась естественная убыль населения во всех приграничных регионах, значимое влияние на динамику демографических показателей, как и страны в целом, оказывает повышенная смертность, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции;
за последние годы наблюдалось превышение коэффициента рождаемости над среднероссийским показателем в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Еврейской автономной области и незначительное отставание от среднероссийского показателя в Приморском крае;
уровень смертности по всем приграничным регионам, за исключением Республики Бурятия, выше среднего по округу.
Определенное влияние на снижение численности населения ввиду миграционной или естественной убыли оказывают особенности проживания на этой территории, в том числе сложные природно-климатические факторы, снижение доступности медицинской помощи, отсталость и неразвитость экономики приграничных территорий, низкий уровень жизни, отсутствие либо неудовлетворительное состояние социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Исходя из анализа основных показателей качества жизни ряд приграничных муниципальных образований отстает не только от среднероссийских показателей, но и показателей в целом по федеральному округу и соответствующему субъекту Российской Федерации по уровню смертности населения от всех причин, доступности дошкольного образования и объектов физической культуры и спорта, наличию второй смены в общеобразовательных организациях, доле учреждений культурно-досугового типа, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
В отдельных приграничных населенных пунктах отсутствует сотовая связь.
Проблемой остается высокий износ сетей жилищно-коммунального хозяйства, который достигает 70 процентов, либо отсутствие благоустроенного жилья. За последние 3 года в приграничных регионах расселено из непригодного для проживания жилищного фонда более 12,86 тыс. человек, до 2025 года остается потребность в обеспечении жильем более 20,46 тыс. человек, что составляет 32 процента общей потребности по округу.
Основной причиной сложившегося положения является низкая ресурсная самообеспеченность муниципальных районов в средствах на развитие социальной сферы, неразвитость института государственно-частного партнерства в социальной сфере для привлечения внебюджетных средств.
Для экономики дальневосточных приграничных территорий характерны:
значительная доля участия ряда приграничных муниципальных образований в инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации;
инвестиционная привлекательность приграничных территорий для формирования особых режимов предпринимательской деятельности и развития внешнеэкономического сотрудничества.
Общий плановый инвестиционный портфель приграничных территорий до 2035 года составляет свыше 2250 млрд. рублей. Это перспективные проекты в области добычи и переработки полезных ископаемых, сельского хозяйства, туризма, обрабатывающего производства, логистики. По ряду проектов уже начата реализация, в том числе в рамках особых правовых режимов.
Доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Амурской области значительно увеличилась за последние годы и достигает 90 процентов, в Хабаровском крае и Еврейской автономной области - до 50 процентов общего объема инвестиций в основной капитал. Значительно ниже доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Республики Бурятия, Забайкальского и Приморского краев (менее 20 процентов).
С вводом новых производственных мощностей и установления особых режимов предпринимательской деятельности на приграничных территориях наметился рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
Приграничные территории являются главными производителями сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе, на них приходится треть производимой продукции сельского хозяйства, более половины всех посевных площадей Дальневосточного федерального округа.
С 2020 года отмечается тенденция к росту сельскохозяйственного производства во всех приграничных регионах, за исключением Забайкальского края.
Туристическая деятельность на дальневосточных приграничных территориях преимущественно остается ориентированной на выездной туризм ввиду значительного физического износа объектов туристической инфраструктуры и санаторно-курортного комплекса, а также ввиду недостаточности квалифицированных кадров в области туризма и недостаточного уровня развитости обеспечивающей инфраструктуры.
Остается низкой доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике дальневосточных приграничных территорий, 77 процентов которых расположены в крупных приграничных городских округах. Количество предприятий продолжает снижаться, за 5 лет их численность сократилась на 3127 единиц.
Основными проблемами развития субъектов малого и среднего предпринимательства являются высокие транспортные и логистические расходы, высокая стоимость энергоресурсов, слабое развитие транспортной, инженерной инфраструктуры и коммуникаций, обеспечивающих общие условия для осуществления предпринимательской деятельности.
На дальневосточных приграничных территориях в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р расположено 9 монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), социально-экономическое положение которых требует повышенного внимания и контроля со стороны органов государственной власти и организаций, на которые возложены полномочия по управлению на территориях соответствующих моногородов.
В целом преимущества экономики большинства дальневосточных приграничных территорий, сложившиеся по причине их геостратегического положения и природно-ресурсного потенциала, не используются в полной мере в связи с отсутствием эффективных комплексных мер по использованию указанных преимуществ, в том числе в рамках интеграции дальневосточных приграничных территорий в международное приграничное сотрудничество и кооперацию, что, в свою очередь, обусловливает низкий уровень качества жизни населения.
В сфере занятости населения высокий уровень безработицы отмечается в большинстве приграничных муниципальных образований и значительно превышает средний показатель по субъекту Российской Федерации, что создает риски вовлечения местного населения в преступную деятельность, в том числе связанную с контрабандой.
На дальневосточных приграничных территориях расположено 43 пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе 29 пунктов пропуска расположено на российско-китайской государственной границе (10 смешанных пунктов пропуска, 9 автомобильных пунктов пропуска, 4 железнодорожных пункта пропуска, 1 речной пункт пропуска, 1 временный пункт пропуска Кани-Курган - Чанфатунь), 13 на российско-монгольской государственной границе (11 автомобильных пунктов пропуска, 2 железнодорожных), 1 железнодорожный пункт пропуска на российско-северокорейской государственной границе. По оценке контрольных органов только 3 пункта пропуска находятся в хорошем состоянии (воздушный пункт пропуска Хабаровск, смешанный пункт пропуска Благовещенск и железнодорожный пункт пропуска Забайкальск).
Отсутствие современной инфраструктуры пунктов пропуска и прилегающих к ним приграничных автомобильных дорог не позволяет в полной мере реализовать туристский и транзитный транспортный потенциалы дальневосточных приграничных территорий.
Исходя из анализа социально-экономического положения дальневосточных приграничных территорий их можно распределить на 4 основные группы:
приграничные городские округа с высокой концентрацией населения и экономики, с положительным миграционным сальдо - городские округа Хабаровск в Хабаровском крае и Благовещенск в Амурской области, Уссурийский городской округ в Приморском крае;
экономически активные (центры роста) муниципальные образования, где отмечается ежегодный отток населения и значительное отставание социальных показателей от среднего уровня по России и округу:
в Республике Бурятия - Тункинский, Закаменский, Окинский районы;
в Приморском крае - Хасанский муниципальный округ, Спасский, Кировский муниципальные районы;
в Хабаровском крае - район им. Лазо;
в Амурской области - Свободненский, Сковородинский, Магдагачинский районы, Бурейский муниципальный округ, г. Свободный;
в Еврейской автономной области - Ленинский и Смидовичский районы;
районы, не обладающие значительным экономическим потенциалом, где отмечается ежегодный отток населения и значительное отставание социальных показателей от среднего уровня по России, округу и региону в целом:
в Республике Бурятия - Джидинский район;
в Забайкальском крае - Норчинско-Заводский, Акшинский, Ононский, Калганский, Кыринский районы;
в Приморском крае - Хорольский, Ханкайский муниципальные округа, Дальнереченский муниципальный район;
в Хабаровском крае - Вяземский район;
в Амурской области - Шимановский, Архаринский, Михайловский районы;
в Еврейской автономной области - Октябрьский район;
районы средней экономической активности, требующие точечного решения вопросов социальной сферы в целях снижения оттока и закрепления населения:
в Республике Бурятия - Кяхтинский район;
в Забайкальском крае - Красночикойский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Газимуро-Заводский, Могочинский районы;
в Приморском крае - Октябрьский, Пограничный, Пожарский муниципальные округа, Черниговский муниципальный район, а также Дальнереченский и Лесозаводский городские округа;
в Хабаровском крае - Бикинский и Хабаровский районы;
в Амурской области - Благовещенский, Константиновский, Тамбовский районы, городской округ Шимановск;
в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Облученский районы.
II(1). Современное состояние байкальских
приграничных территорий
Утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2019 N 797-р.
III. Цели и задачи государственной политики в сфере развития
дальневосточных приграничных территорий
Основными целями в сфере развития дальневосточных приграничных территорий являются:
комплексное и устойчивое развитие дальневосточных приграничных территорий;
обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности населения на дальневосточных приграничных территориях;
формирование и удержание конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств;
формирование условий для развития кооперационных связей с хозяйствующими субъектами приграничных территорий сопредельных государств.
Достижение поставленных целей обеспечивается путем решения следующих основных задач:
определение приграничных муниципальных образований в качестве территорий с особым статусом, выявление потребностей и "точек роста" дальневосточных приграничных территорий исходя из их социально-экономического положения;
создание условий для закрепления и привлечения населения, улучшения демографической ситуации и приоритетного использования внутренних трудовых ресурсов;
создание условий для развития инфраструктуры в приграничных населенных пунктах и повышение качества услуг в социальной сфере;
обеспечение защиты дальневосточных приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных в том числе наводнениями, а также обеспечение эпизоотического благополучия по особо опасным и карантинным болезням животных;
создание условий для развития экономики, в том числе развития малого и среднего предпринимательства;
развитие потенциала сельскохозяйственного землепользования и устойчивое развитие сельскохозяйственного производства;
реализация туристско-рекреационного потенциала;
развитие приграничного сотрудничества и реализация инвестиционных проектов, в том числе создание экспортно-ориентированных производств, а также развитие производственной инфраструктуры;
создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через дальневосточные приграничные территории, включая развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации, для развития транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков;
создание системы мотивации органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций для развития дальневосточных приграничных территорий.
IV. Приоритетные направления государственной политики в сфере
развития дальневосточных приграничных территорий
1. Основные документы стратегического
и программного планирования
Государственная политика в сфере развития дальневосточных приграничных территорий реализуется с учетом основных направлений социально-экономического и отраслевого развития, установленных документами стратегического и программного планирования Российской Федерации.
С учетом специфики социального и территориального положения дальневосточных приграничных территорий, типологии приграничных населенных пунктов и экономического потенциала дальневосточных приграничных территорий особо важное значение имеет реализация на этих территориях Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", а также Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.
Реализация основных задач развития дальневосточных приграничных территорий обеспечивается в рамках реализации основных направлений и мероприятий, определенных для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в рамках Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока", Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р (далее - Национальная программа), Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
Особое значение для развития дальневосточных приграничных территорий имеет реализация и совершенствование уже запущенных механизмов развития Дальнего Востока, включая особые льготные режимы предпринимательской деятельности в рамках Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федерального закона "О свободном порте Владивосток", инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, а также субсидирование процентных ставок по кредитам инвесторов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, льготное финансирование крупных инвестиционных проектов и субъектов малого и среднего предпринимательства, механизм бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации в рамках Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (программа "Дальневосточный гектар"), реализация планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, льготное ипотечное кредитование по программе "Дальневосточная ипотека" по ставке 2 процента годовых для молодых семей и участников программы "Дальневосточный гектар", электронная виза для иностранных граждан, прибывающих в свободный порт Владивосток.
Важное значение для достижения целей развития дальневосточных приграничных территорий имеет повышение качественных и количественных показателей реализации на таких территориях мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации и национальными проектами (программами).
2. Определение особого статуса территорий приграничных
муниципальных образований
В целях реализации государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий на региональном уровне проведен анализ социально-экономического состояния дальневосточных приграничных территорий с учетом их стратегического значения, существующего уровня и потенциала социально-экономического развития, сформированы перечни конкурентоспособных "точек роста" дальневосточных приграничных территорий, обеспечивающих опережающий рост инвестиционной и предпринимательской активности.
В целях определения особого статуса территорий приграничных муниципальных образований на площадках Кяхтинского, Окинского районов Республики Бурятия, Краснокаменского, Акшинского, Борзинского, Газимуро-Заводского, Забайкальского, Калганского, Красночикойского, Могочинского, Нерчинско-Заводского, Приаргунского районов Забайкальского края, Спасского, Черниговского муниципальных районов и Хорольского муниципального округа Приморского края, г. Хабаровска, Вяземского и Хабаровского районов, района имени Лазо Хабаровского края, гг. Благовещенска, Свободного и Сковородино, Свободненского, Благовещенского, Тамбовского районов, Бурейского муниципального округа Амурской области, Ленинского, Облученского, Октябрьского районов Еврейской автономной области созданы территории опережающего социально-экономического развития с особым правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности создан в связи с установлением режима свободного порта Владивосток, в границы которого вошли в том числе Уссурийский городской округ, Октябрьский, Пограничный, Хасанский и Ханкайский муниципальные округа Приморского края.
На приграничных территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, развиваются центры экономического роста в сфере приграничного сотрудничества в Республике Бурятия и Забайкальском крае, агропромышленного и промышленного комплексов в Приморском крае, транспортной и коммерческой логистики в Хабаровском крае, газохимической промышленности и энергетики, развития туристско-рекреационного потенциала в Амурской области.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г. N 1566-р утвержден долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Свободного Амурской области, который направлен на обеспечение сбалансированного пространственного развития городского округа, развития городской среды и создания комфортных условий для жизни горожан и приезжающих работников, а также привлечения на указанные цели средств федерального бюджета для своевременного строительства и развития социальной, инженерной и производственной сфер.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2021 г. N 2282-р утверждена Комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, предусматривающая мероприятия по развитию приграничных муниципальных образований.
В целях дальнейшего формирования особого статуса дальневосточных приграничных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
систематизированно проводить работу по анализу социально-экономического состояния дальневосточных приграничных территорий и выявлению новых "точек роста" с целью проработки вопроса установления на их территории особых правовых режимов;
в рамках инициативы "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения" определить перечень приграничных опорных населенных пунктов, имея в виду, что к ним относятся населенные пункты на территории приграничного муниципального образования, расположенные вне границ городских агломераций, на базе которых осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований, а также перечень прилегающих к таким опорным пунктам территорий, которые являются населенными пунктами или совокупностью населенных пунктов, население которых имеет возможность получения медицинской помощи, услуг в сфере образования и культуры и реализации иных потребностей на базе инфраструктуры опорного населенного пункта;
сформировать планы развития инфраструктуры приграничных городских агломераций и приграничных опорных населенных пунктов с целью включения объектов и мероприятий в государственные программы субъектов Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации и национальные проекты (программы), инвестиционные программы государственных компаний.
3. Улучшение демографической ситуации и приоритетное
использование внутренних трудовых ресурсов
В целях закрепления проживания граждан на дальневосточных приграничных территориях и привлечения трудовых мигрантов рекомендуется приоритизация таких уже реализуемых в Дальневосточном федеральном округе мероприятий демографической и социальной политики Российской Федерации в рамках полномочий субъектов Российской Федерации, как:
обеспечение доступным жильем граждан, постоянно проживающих в приграничных населенных пунктах либо прибывших в приграничные населенные пункты на постоянное место жительства, в том числе молодых семей, семей с детьми и молодых специалистов;
поддержка специалистов, прибывших в приграничные сельские населенные пункты на постоянное место жительства, включая единовременные пособия на компенсацию транспортных расходов, расходов на приобретение предметов первой необходимости на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
содействие формированию для лиц с ограниченными возможностями здоровья безбарьерной среды в приграничных муниципальных образованиях, а также оказанию доступных транспортных услуг инвалидам и организации мероприятий по оздоровлению лиц с ограниченными возможностями здоровья в профилакториях;
повышение эффективности региональных мер, направленных на развитие института семьи и рост рождаемости, для населения, постоянно проживающего в приграничных муниципальных районах.
В дополнение к мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренным федеральным законодательством, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, реализуются следующие меры поддержки рождаемости:
единовременная выплата при рождении первого ребенка в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации;
региональный материнский (семейный) капитал при рождении второго ребенка в размере 30 процентов размера материнского семейного капитала, установленного Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей независимо от текущей величины суммарного коэффициента рождаемости в дальневосточных регионах.
Механизм включает в себя комплекс мер, направленных на усиление материальной поддержки семей с детьми, дифференцированных в зависимости от очередности рождения ребенка: ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, программа материнского (семейного) капитала, ежемесячные денежные выплаты, назначаемые в случае рождения третьего ребенка или последующих детей.
Для улучшения жилищных условий населения дальневосточных приграничных территорий продолжится предоставление ипотечных (жилищных) кредитов под 2 процента годовых для молодых семей и участников программы "Дальневосточный гектар" (программа "Дальневосточная ипотека"), ипотечных (жилищных) кредитов (займов) под 5 процентов годовых для граждан, имеющих детей, а также предоставление ипотечных кредитов для приобретения жилья на сельских территориях под процентную ставку от 0,1 до 3 процентов
Около 68 процентов или свыше 26 тыс. заключенных ипотечных договоров по программе "Дальневосточная ипотека" приходится на приграничные территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
В качестве одного из инструментов привлечения людей к заселению малоосвоенных территорий применяется механизм бесплатного предоставления земельных участков в рамках программы "Дальневосточный гектар". Более 60 процентов всех выданных земельных участков приходится на приграничные территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Основными видами использования земельных участков являются индивидуальное жилищное строительство, ведение сельского хозяйства, туризм и рекреация, предпринимательская деятельность.
Гражданам, получившим земельные участки, оказываются меры государственной поддержки.
В целях совершенствования мер, направленных на предоставление гражданам Российской Федерации земельных участков в границах приграничных территорий, рассматриваются вопросы увеличения площади предоставленных земельных участков и сокращение "буферных зон" вокруг крупных приграничных городов.
В рамках Национальной программы начиная с 2025 года планируется строительство объектов инфраструктуры для населенных пунктов, сформированных на основе земельных участков, полученных гражданами по программе "Дальневосточный гектар", до 2025 года такие меры поддержки получат приграничные территории Хабаровского края (село Кругликово в районе имени Лазо, села Свечино, Елабуга, Краснознаменка в Хабаровском районе).
В целях развития кадрового потенциала сферы общего образования и здравоохранения в приграничных сельских населенных пунктах в рамках программ "Земский доктор" и "Земский учитель" реализуются мероприятия по осуществлению единовременных компенсационных выплат гражданам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек. Единовременные выплаты для Дальневосточного федерального округа составляют 2 млн. рублей. За 2016 - 2021 годы в приграничные сельские населенные пункты переехало 249 врачей и фельдшеров, 84 учителя.
В качестве "точек роста" приграничных муниципальных образований также рассматриваются иные проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест гражданам Российской Федерации, развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
С учетом профиля создаваемых предприятий на территориях опережающего социально-экономического развития, а также в рамках режима свободного порта Владивосток и иных инвестиционных проектов кадровая потребность приграничных регионов до 2027 года может составить более 72 тыс. человек. Наибольшая кадровая потребность прогнозируется в отраслях: добыча угля, металлических руд и золота, строительство и производство строительных материалов, транспорт и логистика, машиностроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность.
В рамках содействия привлечению трудовых ресурсов на предприятия рассматриваются меры, направленные на развитие системы высшего и среднего профессионального образования Дальневосточного федерального округа, включающие открытие новых направлений подготовки (специальностей) и увеличение контрольных цифр приема на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований, на востребованные направления подготовки (специальности) с условием трудоустройства выпускников на предприятия, осуществляющие деятельность на приграничных территориях, на период не менее 5 лет, а также на организацию дополнительного образования граждан.
В целях создания благоприятных условий для привлечения трудовых ресурсов на дальневосточные приграничные территории дополнительно предлагается внедрение на базе официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет" информационно-поисковой системы информирования населения об имеющихся вакансиях и условиях приема на работу в организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на дальневосточных приграничных территориях.
4. Развитие инфраструктуры в приграничных населенных
пунктах, повышение качества услуг в социальной сфере
При решении вопросов о реализации мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, дальневосточные приграничные территории являются перспективными центрами экономического роста, требующими приоритетной государственной поддержки.
В рамках указанных планов на дальневосточных приграничных территориях в 2018 - 2021 годах построено (реконструировано) 15 медицинских учреждений, включая фельдшерско-акушерские пункты, 4 объекта образования, 31 спортивное сооружение, 5 домов культуры, 16 объектов жилищно-коммунального хозяйства, отремонтировано 120 социальных и инженерных объектов, приобретено медицинское оборудование для 41 медицинского учреждения, модернизирована материально-техническая база 30 учреждений профессионального образования, школ, спортивных организаций и домов культуры, благоустроено 20 общественных территорий.
В г. Хабаровске Хабаровского края построен Краевой дворец единоборств "Самбо", в г. Свободном Амурской области осуществлена реконструкция и замена коммунальных городских сетей, построен физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом, в г. Благовещенске Амурской области выполнена часть работ по берегоукреплению и реконструкции набережной р. Амур, в г. Уссурийске Приморского края построен крытый тренировочный каток, в п. Волочаевка-2 Еврейской автономной области построен социально-культурный центр, отремонтирована краевая больница в г. Краснокаменске Забайкальского края, отремонтирована и оснащена курортная бальнеологическая лечебница "Нилова-Пустынь" в Республике Бурятия.
Всего в рамках государственных программ Российской Федерации, национальных проектов (программ), государственных программ субъектов Российской Федерации на дальневосточных приграничных территориях в 2016 - 2021 годах построено (реконструировано) порядка 220 объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, 570 объектов отремонтировано, для 2038 социально значимых объектов обеспечено подключение к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обеспечение потребности населения приграничных населенных пунктов в объектах социальной, транспортной, инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры предусматривает смещение приоритетов в расходах, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, национальными проектами (программами), государственными программами субъектов Российской Федерации и непрограммными направлениями деятельности, на реализацию мероприятий в приграничных городских агломерациях, приграничных опорных населенных пунктах и прилегающих к ним территориях. С учетом нужд приграничных населенных пунктов планируется дальнейшее развитие:
объектов коммунального хозяйства (строительство и реконструкция тепловых сетей, сетей водоснабжения, канализационных сооружений и очистных сооружений, реализация региональных программ газификации, модернизация электрических сетей);
объектов транспортной инфраструктуры (развитие в сельской местности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, обеспечивающих приграничные населенные пункты постоянной круглогодичной связью с административными центрами);
объектов социальной инфраструктуры (модернизация материально-технической базы образовательных организаций, учреждений культуры, спортивных объектов, медицинских учреждений, в том числе в приоритетном порядке модернизация первичного звена здравоохранения, включающая обеспечение дальневосточных приграничных территорий объектами фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, отделениями (центрами) общей врачебной (семейной) практики, поликлиниками (детскими, взрослыми), стационарами);
подвижной радиотелефонной связи, широкополосного доступа (в том числе мобильного) к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры на дальневосточных приграничных территориях за счет средств государственных программ Российской Федерации, национальных проектов (программ), государственных программ субъектов Российской Федерации учитываются при реализации Национальной программы. В рамках первого этапа реализации Национальной программы до 2024 года на дальневосточных приграничных территориях планируется строительство (реконструкция) и капитальный ремонт социальных объектов в сфере здравоохранения, включая фельдшерско-акушерские пункты, в сфере культуры, образования, физической культуры и спорта.
Продолжаются мероприятия по оказанию образовательным организациям, реализующим образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования услуг по предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В приграничных регионах к единой сети передачи данных уже подключено свыше 2006 объектов, планируется подключение еще 502 объектов в 2022 году.
В целях обеспечения доступных и качественных услуг почтовой связи на дальневосточных приграничных территориях будут проведены работы по модернизации и приведению в нормативное состояние до 2025 года отделений и иных объектов почтовой связи, расположенных в сельской местности, а также в труднодоступных местностях.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется уделять особое внимание созданию новых возможностей для творческой самоорганизации, духовного обогащения и культурного развития населения, воспитания гражданственности и патриотизма в целях снижения рисков асоциального поведения населения приграничных населенных пунктов.
Сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) предполагается осуществить путем организации методического обеспечения реализации общественно-исторических проектов с участием негосударственных институтов в социальной сфере. Всего на дальневосточных приграничных территориях расположено 2540 объектов культурного наследия, будет продолжена работа по определению границ их территории, зон и предметов охраны, включению таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их паспортизации.
5. Защита дальневосточных приграничных территорий
от возникновения чрезвычайных ситуаций
Обеспечение защиты дальневосточных приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных в том числе наводнениями, а также обеспечение эпизоотического благополучия в отношении карантинных и особо опасных болезней животных предполагает:
обустройство профилактической полосы, строительство, реконструкцию пограничных заграждений для зон повышенного риска на участке российско-монгольской границы, проведение берегоукрепительных работ, строительство, реконструкцию сооружений инженерной защиты и очистных сооружений приграничных населенных пунктов, расположенных в трансграничных бассейнах;
реализацию совместного с Китайской Народной Республикой комплекса научно-исследовательских мероприятий и инженерно-технических мер по защите дальневосточных приграничных территорий от наводнений;
проведение комплекса мер по экологическому мониторингу водных ресурсов трансграничных водных объектов и прогнозированию состояния окружающей среды на дальневосточных приграничных территориях;
разработку мер по предотвращению и сокращению сбросов загрязняющих веществ;
обеспечение системами оповещения приграничных населенных пунктов;
обеспечение потребности дальневосточных приграничных территорий в объектах ветеринарного профиля, в том числе в ветеринарных лабораториях и ветеринарных лечебницах;
установление карантинной полосы вдоль государственной границы Российской Федерации, проходящей по дальневосточным приграничным территориям;
обеспечение профилактики природных пожаров и противопожарного обустройства дальневосточных приграничных территорий в целях предупреждения переходов лесных пожаров через государственную границу Российской Федерации в пределах Республики Бурятия и Забайкальского края и Монголии. Указанное направление защиты приграничных территорий является актуальным для Республики Бурятия и Забайкальского края, которые имеют сухопутную (не речную) границу с Монголией и Китайской Народной Республикой, при этом дальневосточные приграничные территории относятся к районам повышенного риска возникновения лесных пожаров и их перехода через государственную границу Российской Федерации.
До 2024 года планируется строительство сооружений инженерной защиты в пгт. Наушки Республики Бурятия, Лесозаводском городском округе и Уссурийском городском округе Приморского края, в селах Гродеково, Усть-Ивановка, Владимировка Амурской области, селах Доброе, Квашнино, Куклево, Новое, Дежнево и Ленинское Еврейской автономной области.
6. Создание условий для развития экономики
Создание условий для развития экономики на дальневосточных приграничных территориях, в том числе для развития малого и среднего предпринимательства, основывается на решении общих задач по обеспечению темпов экономического роста и показателей экономического развития Дальневосточного федерального округа, превышающих среднее значение по Российской Федерации, установленных Национальной программой.
Важными направлениями Национальной программы является создание конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности ключевых отраслей экономики, развитие магистральной инфраструктуры и реализация крупнейших инфраструктурных проектов, трансграничной инфраструктуры и конкурентного таможенного регулирования, поддержка экспорта, создание инфраструктуры для реализации новых инвестиционных проектов, развитие малого и среднего предпринимательства и развитие инфраструктуры поддержки высокотехнологичных проектов.
В целях создания конкурентоспособных условий инвестирования на дальневосточных приграничных территориях созданы территории опережающего социально-экономического развития "Бурятия" в Республике Бурятия, "Забайкалье" и "Краснокаменск" в Забайкальском крае, "Михайловский" в Приморском крае, "Хабаровск" в Хабаровском крае, "Приамурская" и "Свободный" в Амурской области, "Амуро-Хинганская" в Еврейской автономной области.
Реализуются такие крупные проекты, как Амурский газоперерабатывающий завод, Амурский газохимический комплекс в Амурской области, освоение Удоканского месторождения меди в Забайкальском крае, строительство свиноводческих комплексов, комплекса по производству комбикормов, элеватора в Приморском крае, строительство птицеводческого предприятия с родительским стадом мощностью 30 тыс. тонн мяса бройлеров и развитие курорта "Горячинск" в Республике Бурятия, строительство молокозавода производительностью до 21 тыс. тонн молочной продукции в год, строительство нового пассажирского терминала международных воздушных линий в международном аэропорте Хабаровск (Новый) в Хабаровском крае, разработка Тополихинского участка Союзного месторождения графита в Еврейской автономной области.
В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства внесены изменения в критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток, предусматривающие снижение до 500 тыс. рублей минимального объема инвестиций, который необходим для получения статуса резидента свободного порта Владивосток, что позволит применять субъектам малого и среднего предпринимательства пониженные тарифы страховых взносов.
Дальнейшее развитие экономики дальневосточных приграничных территорий, в том числе для развития малого и среднего предпринимательства, предполагается в рамках следующих мер:
участие институтов развития и финансовых институтов в развитии дальневосточных приграничных территорий, включая реализацию региональных инвестиционных программ, создание территориальных подразделений институтов развития;
реализация мер государственной поддержки предпринимательства, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, в отношении организаций, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях;
развитие на дальневосточных приграничных территориях территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, индустриальных парков и технопарков, бизнес-инкубаторов;
государственная поддержка резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток в целях развития инфраструктуры и льготного кредитования на реализацию инвестиционных проектов;
разработка дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, в том числе льготного финансирования и лизинга специализированного оборудования;
обеспечение доступа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" к каталогу предприятий, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, перечню их продукции и услуг, перечню инвестиционных предложений по развитию дальневосточных приграничных территорий и реестру мер государственной и муниципальной поддержки предпринимательской деятельности;
сопровождение средствами массовой информации реализации проектов экономической деятельности на дальневосточных приграничных территориях, а также их популяризация и мотивация граждан и субъектов предпринимательства к вовлечению в экономические процессы на дальневосточных приграничных территориях.
7. Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства
В рамках настоящей Концепции предполагается выполнение следующих мероприятий:
стимулирование увеличения производства зерновых и масличных культур;
реализация мер государственной поддержки по созданию (модернизации) тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте в Дальневосточном федеральном округе, в том числе на приграничных территориях;
предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в пользование на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства для развития инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса;
проведение комплекса мероприятий по предотвращению выбытия земель сельскохозяйственного назначения и вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот, включая мероприятия по сокращению срока неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения, по истечении которого земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят;
проведение анализа в отношении импорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, формирование мер стимулирования создания производств на приграничных территориях, обеспечивающих импортозамещение сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;
поддержка экспортоориентированных сельскохозяйственных производителей;
увеличение доли налоговых сборов, поступающих в региональные бюджеты приграничных территорий.
Перспективными проектами по развитию сельскохозяйственного потенциала приграничных муниципальных образований и развитию производств по выпуску импортозамещающей продукции являются:
создание агропромышленных парков и организация на их базе современного тепличного хозяйства по выращиванию овощной продукции (томаты, огурцы, листовой салат, зеленые культуры), производственных цехов по их переработке и хранению, а также производств по глубокой переработке сои и зерна;
создание кооперативов по заготовке и переработке дикоросов, продукции пчеловодства, ягод и грибов;
развитие животноводства, в том числе строительство животноводческих комплексов, молочных заводов и модульных комплексов по переработке молока и производству сыров;
развитие рыбохозяйственной деятельности в пресноводных водных объектах;
кооперация действующих в бассейне озера Ханка рыбохозяйственных предприятий;
организация на дальневосточных приграничных территориях деятельности оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции, осуществляющих сбор сельскохозяйственной продукции, в том числе произведенной крестьянскими фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами, ее хранение и сбыт (в перспективе возможно создание на базе этих центров перерабатывающих площадок с выпуском готовой пищевой продукции);
развитие современных направлений аквакультуры (в том числе марикультуры) - воспроизводство популяций рыб осетровых и лососевых пород (в бассейнах озера Ханки и р. Амур) и выращивание наиболее ценных, востребованных на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона гидробионтов (в акватории Японского моря).
8. Реализация туристско-рекреационного потенциала
Реализация туристско-рекреационного потенциала предполагает осуществление следующих мероприятий:
разработка дополнительных мер государственной поддержки, направленных на развитие туристической инфраструктуры на дальневосточных приграничных территориях, включая субсидирование строительства и реконструкцию транспортной и инженерной инфраструктуры, подготовку кадров и обеспечение кредитных лимитов;
формирование туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования на территории ключевых центров туристского притяжения;
разработка мер по ускорению сроков согласования и размещения объектов туристской инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства при создании и развитии туристско-рекреационных и культурно-просветительских зон международного сотрудничества на дальневосточных приграничных территориях, что подразумевает в том числе формирование и развитие регионального законодательства о государственно-частном партнерстве, устанавливающего приоритетные направления инвестиционной деятельности, объекты инвестиционных соглашений и иных договоров, а также формы участия в нем субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
дополнение перечня портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки;
размещение сведений в средствах массовой информации (телевидение, радио, сеть "Интернет"), разработка системы фестивалей, конкурсов и других массовых мероприятий, направленных на популяризацию туристических маршрутов на дальневосточных приграничных территориях, информирование населения о расположенных на них природных, культурно-исторических, религиозных и национальных памятниках и объектах (в том числе в зарубежных средствах массовой информации);
создание экологических, культурно-познавательных туристических маршрутов, ориентированных в том числе на развитие круизного и яхтенного туризма, а также на осуществление любительского и спортивного рыболовства.
"Точками роста" приграничных муниципальных образований в развитии их туристско-рекреационного потенциала станет создание крупных туристско-рекреационных территорий и культурно-просветительских зон приграничного сотрудничества на территории российской части о. Большой Уссурийский в Хабаровском крае, г. Благовещенска в Амурской области, Хасанского муниципального округа в Приморском крае, пгт Забайкальск и г. Краснокаменск в Забайкальском крае, г. Кяхта в Республике Бурятия.
Для повышения инвестиционной привлекательности туристской отрасли рассматриваются действующие меры государственной поддержки, направленные на создание инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров, развитие модульных некапитальных средств размещения, субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию проектов по строительству новых гостиниц и многофункциональных гостиничных комплексов.
Планируется развитие объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров "Амур-Хабаровск" в Хабаровском крае, "Приморье" в Приморском крае и "На Великом Чайном пути" в Республике Бурятия, "Восточные ворота России "Забайкальск - Маньчжурия" и "Русская деревня" в Забайкальском крае.
9. Развитие приграничного сотрудничества
Развитие приграничного сотрудничества в реализации инвестиционных проектов, в том числе создание экспортно ориентированных производств, а также производственной инфраструктуры предполагает:
применение особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности на дальневосточных приграничных территориях, включая налоговые, таможенные и тарифные меры регулирования, особые режимы осуществления внешнеэкономической деятельности, осуществления приграничной торговли при реализации совместных инвестиционных проектов;
обеспечение условий, закрепленных международными договорами и соглашениями Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой в сфере приграничного сотрудничества;
создание крупных туристско-рекреационных территорий и культурно-просветительских зон приграничного сотрудничества на территории российской части о. Большой Уссурийский в Хабаровском крае, г. Благовещенска в Амурской области, Хасанского муниципального округа в Приморском крае, пгт Забайкальска и г. Краснокаменска в Забайкальском крае, г. Кяхта в Республике Бурятия;
формирование каналов взаимодействия с профильными регулирующими органами в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и развитие новых каналов сбыта продукции и услуг;
обеспечение сокращения времени прохождения грузов и пассажиров через пограничные пункты пропуска;
содействие межрегиональному сотрудничеству с приграничными регионами сопредельных стран в научно-технической, социальной, экологической сферах, туризме, регулировании рынка труда, развитии инфраструктур, предупреждении чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, борьбе с эпидемиями и ликвидации их последствий.
Дальнейшее развитие приграничного сотрудничества возможно в сфере установления кооперационных связей и наращивания объемов приграничной торговли, развития транспортной сети и логистической инфраструктуры, развития международного туризма, сотрудничества в сфере образования, науки и культуры, охраны окружающей среды.
Перспективными направлениями приграничного сотрудничества в Приморском крае являются:
содействие развитию международных транспортных коридоров, интеграции с транспортной сетью Северо-Восточной Азии, созданию благоприятной инвестиционной и деловой среды для увеличения спроса на транзитные перевозки и развитию соответствующей транспортной инфраструктуры;
кооперация действующих и создание новых сельскохозяйственных предприятий по производству риса, кукурузы и комбикормов, а также развитие животноводства, производства и переработки мяса;
улучшение использования древесного сырья на основе создания предприятий по переработке низкотоварной древесины;
создание предприятий по производству медикаментов и пищевых добавок на основе биологически активных веществ;
развитие туризма, санаторно-курортного лечения, строительство объектов туристической инфраструктуры;
научное сотрудничество в сфере изучения экологических проблем озера Ханка и повышение воспроизводственного рыбохозяйственного потенциала трансграничных озерно-речных комплексов.
Перспективными направлениями приграничного сотрудничества в Хабаровском крае являются:
производственная кооперация, направленная на переработку сырья;
совместное производство различных видов машиностроительной продукции;
развитие транспортных коридоров и обеспечение выхода предприятий северо-восточных районов Китая к морским портам Хабаровского края;
строительство Хабаровского логистического почтового центра;
научное сотрудничество в сфере изучения экологических проблем рек Амура, Уссури, Аргун и Селенги, повышение воспроизводственного рыбохозяйственного потенциала трансграничных озерно-речных и морских комплексов, воспроизводства лесных ресурсов и лесов.
В Еврейской автономной области основу приграничного сотрудничества могут составить:
научные исследования по повышению эффективности использования пахотных земель для производства пшеницы, ячменя, кукурузы, сои, овощей и продовольственной бахчи;
организация совместных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания из сои, зерна, картофеля, овощей и продукции животноводства.
Важными направлениями приграничного сотрудничества для Амурской области являются выращивание и переработка сои, развитие туризма, санаторно-курортного лечения, а также строительство объектов туристической инфраструктуры.
В Забайкальском крае и Республике Бурятия основными направлениями приграничного сотрудничества являются:
создание предприятий по добыче и переработке природных ресурсов (лесных, минерально-сырьевых) и сельскохозяйственной продукции;
строительство объектов трансграничной, приграничной, транспортной и туристической инфраструктуры;
развитие транспортных коридоров для реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала Забайкальского края и Республики Бурятия с последующим выходом к транспортной инфраструктуре Китайской Народной Республики (центральная часть), а также к международным морским портам;
развитие туризма и трансграничных международных туристических маршрутов, санаторно-курортного лечения и формирование доступной и комфортной туристической среды приграничных территорий;
сотрудничество в сферах изучения экологических проблем трансграничных озерно-речных комплексов (р. Селенга, р. Амур, р. Аргунь, оз. Байкал, оз. Хугсугул), воспроизводства лесных ресурсов, защиты приграничных территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций трансграничного характера;
сотрудничество в сфере образования, совместной подготовки переводческих кадров для крупных российско-китайских и российско-монгольских проектов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности дальневосточных приграничных территорий планируется проведение комплекса мер, направленных на создание и развитие системы брендов дальневосточных приграничных территорий, участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в работе совместных органов по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества с Китайской Народной Республикой, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой, проведение форумов, осуществление выставочной и ярмарочной деятельности, презентация экспортного и инвестиционного потенциала приграничных территорий на площадках дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и за рубежом, а также в рамках выставочных и конгрессных мероприятий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
10. Создание условий, способствующих
прохождению экспортных и импортных товаров через
дальневосточные приграничные территории
Создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через дальневосточные приграничные территории, включая развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации и развитие транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков, предполагает:
обеспечение оборудования и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Дальневосточного федерального округа;
создание лабораторно-сертификационного центра для прохождения сертификации российской продукции на соответствие стандартам зарубежной страны (со специалистами из этой страны), оформляющего сертификаты соответствия, разрешающие ввоз продукции в указанную зарубежную страну;
развитие международных транспортных коридоров между Российской Федерацией в пределах Дальневосточного федерального округа, Китайской Народной Республикой, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства при создании и модернизации трансграничных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, создание современной сервисной, инженерной и транспортной инфраструктуры пунктов пропуска.
В целях интеграции с международной транспортной системой и повышения торгово-экономического сотрудничества с сопредельными странами предполагается строительство и развитие трансграничной инфраструктуры, включая развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", модернизацию и развитие Центрального железнодорожного коридора Республики Бурятия (Улан-Удэ - Наушки - Сухэ-Батор - Улан-Батор - Замын-Удэ - Эрлянь - Уланчаб - Чжнцзякоу - Пекин - Тяньцзинь), пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, железной дороги от пгт Хасан (Приморский край) до станции Раджин (Корейская Народно-Демократическая Республика), 3 мостовых переходов через р. Амур в районе г. Благовещенска (Амурская область) и г. Хэйхэ (Китайская Народная Республика) и в районе населенного пункта Нижнеленинское (Еврейская автономная область) к г. Тунцзян (Китайская Народная Республика) и в районе населенного пункта Покровка (Забайкальский край) к населенному пункту Логухэ (Китайская Народная Республика), создание первого зернового железнодорожного терминала Забайкальск-Манчжурия.
До конца 2024 года завершится строительство (обустройство) следующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации:
железнодорожные пункты пропуска Нижнеленинское, Мохалино, Наушки, Пограничный;
автомобильные пункты пропуска Марково, Кани-Курган, Краскино, Турий Рог, Монды, Пограничный, Забайкальск, Староцурухайтуйский;
морской пункт пропуска Ванино;
пешеходный пункт пропуска Благовещенск.
Перспективными для дальнейшего развития в случае определения источника финансирования являются морской пункт пропуска Владивосток и воздушный пункт пропуска Владивосток (Кневичи).
В рамках настоящей Концепции органам государственной власти предлагается проработать решения о развитии железнодорожных пунктов пропуска Соловьевск и Приаргунский, автомобильных пунктов пропуска Большой Уссурийский, Олочи, Желтура и Соловьевск, смешанных пунктов пропуска Амурзет и Пашково.
В рамках работы Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой рассматривается вопрос реализации проекта строительства автомобильного мостового перехода через реку Туманная (Туманган) между населенными пунктами Хасан (Приморский край) и Туманган (Корейская Народно-Демократическая Республика). Строительство автомобильного мостового перехода обеспечит совершенствование транспортных связей Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики путем развития автомобильных перевозок.
11. Новое качество работы управленческих команд
Создание эффективной системы мотивации органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций к развитию дальневосточных приграничных территорий, а также повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на дальневосточных приграничных территориях предполагает:
проведение социологических исследований и опросов граждан, проживающих на дальневосточных приграничных территориях, а также представителей предприятий, осуществляющих свою деятельность на этих территориях;
мониторинг социально-экономического положения дальневосточных приграничных территорий;
внедрение лучших практик в сфере развития дальневосточных приграничных территорий;
подготовку методических рекомендаций по привлечению федерального финансирования, средств региональных инвестиционных программ, финансовых институтов и инструментов развития на реализацию проектов в сфере развития дальневосточных приграничных территорий;
организацию системы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, субъектов предпринимательской деятельности и общественных организаций, в том числе создание в рамках статьи 32 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" некоммерческих организаций, по вопросам развития дальневосточных приграничных территорий.
Одним из эффективных решений может стать создание некоммерческой организации, объединяющей различные органы публично-правовой власти и бизнеса дальневосточных приграничных территорий. Такая организация могла бы решать процедурные вопросы при осуществлении хозяйственной деятельности на дальневосточных приграничных территориях, вопросы рационального использования местных производственных, трудовых и сырьевых ресурсов, осуществлять обмен опытом в решении задач развития указанных территорий.
V. Реализация Концепции
Основными механизмами реализации настоящей Концепции являются план реализации Концепции, разрабатываемый не менее чем на 3-летний период, Национальная программа, государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", а также иные государственные программы Российской Федерации, национальные проекты (программы), государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы.
Реализация основных направлений настоящей Концепции осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями.
Для реализации определенных в настоящей Концепции целей и задач рекомендуется уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать планы развития инфраструктуры приграничных городских агломераций, приграничных опорных населенных пунктов и иных приграничных территорий с целью включения объектов и мероприятий в государственные программы субъектов Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации и национальные проекты (программы), инвестиционные программы государственных компаний.
На федеральном уровне в целях оказания государственной поддержки следует определить критерии отбора приграничных муниципальных образований с учетом их стратегического значения, существующего уровня и потенциала социально-экономического развития, а также определить в рамках документов стратегического планирования механизмы решения задач социально-экономического развития приграничных муниципальных образований.
Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных источников финансирования (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
VI. Риски реализации Концепции
1. Административные риски
Административные риски могут возникнуть в случае отсутствия координации между разными уровнями государственной власти, а также в случае разрозненности мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что может привести к невыполнению цели и задач настоящей Концепции.
В целях минимизации административных рисков необходимо создать межведомственную рабочую группу по развитию дальневосточных приграничных территорий и разработать согласованный план мероприятий по реализации настоящей Концепции.
2. Финансовые риски
К финансовым рискам относятся такие риски, как отсутствие финансирования или недофинансирование мероприятий государственных программ Российской Федерации или государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие дальневосточных приграничных территорий, включая недостаточность бюджетных средств.
В целях минимизации финансовых рисков необходимо выполнить следующие мероприятия:
разработать согласованный план мероприятий по реализации настоящей Концепции;
рассмотреть при разработке плана мероприятий по реализации настоящей Концепции в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, и на основании принятых Правительством Российской Федерации решений возможность включения мероприятий, направленных на развитие дальневосточных приграничных территорий, в отдельные государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, а также в государственные программы субъектов Российской Федерации;
предусмотреть в плане мероприятий по реализации настоящей Концепции широкое применение на уровне субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, инструментов государственно-частного партнерства;
предусмотреть привлечение к реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов институтов развития и финансовых институтов, в том числе международных.
3. Экологические риски
К экологическим рискам реализации настоящей Концепции относятся риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и нарушения экосистемы дальневосточных приграничных территорий под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Восточная российско-китайская граница на протяжении 4300 километров полностью (кроме сухопутного участка от озера Ханка до р. Туманная) проходит по р. Амуру и его главным притокам (реки Аргунь, Уссури). Бассейн р. Амура занимает чуть больше 2 млн. кв. километров. Российская часть занимает 49 процентов площади бассейна р. Амура, а регионы Китайской Народной Республики (провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, автономный район Внутренняя Монголия) - 42 процента бассейна этой реки, остальное приходится на Монголию.
Водный режим р. Амура характеризуется сравнительно слабо выраженным весенним половодьем, высокими летними паводками, следующими один за другим и создающими общее высокое летне-осеннее половодье. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера достаточно высок.
В результате крупномасштабного наводнения, произошедшего в августе 2013 г., была подтоплена значительная площадь приграничных территорий, включая сельскохозяйственные земли и производственные площадки.
Предотвращение рисков повторного возникновения чрезвычайных ситуаций и создание нормальных условий для осуществления предпринимательской деятельности обусловливает необходимость проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, проведению берегоукрепительных работ, строительство, реконструкцию сооружений инженерной защиты, очистных сооружений приграничных населенных пунктов, расположенных в бассейне р. Амура, а также создание системы мониторинга, прогнозирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.
VII. Этапы реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции осуществляется в 2015 - 2025 годах в 3 этапа.
На I этапе (2015 - 2016 годы) реализации настоящей Концепции проведен комплекс мероприятий, направленных на создание механизмов ее реализации:
разработан и утвержден план мероприятий по реализации настоящей Концепции;
приграничные муниципальные образования определены как территории с особым статусом с указанием конкретного вида режима таких территорий (территория опережающего социально-экономического развития, зона территориального развития, особая экономическая зона);
определены "точки роста" приграничных муниципальных образований исходя из уровня их социально-экономического развития;
сформированы перечни (реестр) первоочередных мероприятий до 2020 года и на перспективный период до 2025 года по развитию дальневосточных приграничных территорий и утверждены региональные программы развития дальневосточных приграничных территорий по муниципальным образованиям.
На II этапе (2017 - 2021 годы):
реализованы региональные программы развития дальневосточных приграничных территорий;
реализованы мероприятия в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий;
учтены приоритетные направления государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий при подготовке Национальной программы.
На III этапе (2022 - 2025 годы) реализации настоящей Концепции планируется продолжить плановую работу по ее реализации с учетом актуализированных приоритетных направлений государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий.
С учетом достижения заявленных целей и задач, а также в соответствии с перспективами реализации Национальной программы положения настоящей Концепции могут быть скорректированы, дополнены и пролонгированы на плановый период до 2035 года.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
По итогам реализации настоящей Концепции будут достигнуты следующие ожидаемые результаты:
повышение качества жизни населения дальневосточных приграничных территорий;
экономическое развитие приграничных территорий, основанное на формировании и удержании конкурентных преимуществ;
создание условий для роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях;
создание условий для эффективного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего потребности населения дальневосточных приграничных территорий в продуктах питания;
создание условий для эффективного использования туристско-рекреационного потенциала, обеспечение имиджа и сохранение культурно-исторических ценностей Российской Федерации;
создание новых экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств (в том числе в рамках приграничного сотрудничества), обеспечивающих диверсификацию экономики дальневосточных приграничных территорий;
модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей качество жизни на дальневосточных приграничных территориях;
повышение качества состояния водных ресурсов трансграничных водных объектов, минимизация рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
достижение социальной устойчивости дальневосточных приграничных территорий, а также развитие человеческого потенциала;
улучшение демографических показателей на дальневосточных приграничных территориях, включая повышение рождаемости, снижение показателей смертности населения и снижение миграционного оттока населения;
привлечение дополнительных трудовых ресурсов на дальневосточные приграничные территории;
создание трансграничных объектов транспортной инфраструктуры в целях увеличения скорости и объемов транспортного сообщения с сопредельными государствами и развития транзитного потенциала дальневосточных приграничных территорий;
повышение качества государственного и муниципального управления.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области