ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июня 2022 г. N 1704-р
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст. 702; N 36, ст. 5082; 2021, N 13, ст. 2304; N 52, ст. 9215).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2022 г. N 1704-р
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В СТРАТЕГИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. В разделе I:
а) после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"городская агломерация" - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 250 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями;";
б) абзац девятый после слов "населенный пункт," дополнить словами "расположенный вне границ городских агломераций,".
2. В абзаце втором раздела II слова "около 40 крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций" заменить словами "более 40 крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, а также городских агломераций".
3. В разделе III:
а) в абзаце восьмом слова "в большинстве крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций" заменить словами "в крупных городских агломерациях, крупнейших городских агломерациях и городских агломерациях";
б) после абзаца одиннадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"низкая транспортная доступность сельских территорий;";
в) в абзаце тринадцатом слова "развитие крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций" заменить словами "развитие крупных городских агломераций, крупнейших городских агломераций и городских агломераций".
4. В разделе IV:
а) в абзаце третьем слово "ликвидация" заменить словом "преодоление";
б) после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"за счет улучшения транспортной доступности сельских территорий;";
в) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"за счет совершенствования территориальной системы организации оказания услуг социальной сферы, обеспечивающей ее оптимальную доступность с учетом современных технологий предоставления услуг;";
г) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"обеспечение национальной безопасности Российской Федерации:";
д) после абзаца одиннадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении N 4, в том числе за счет опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока, и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе;
за счет углубления сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия на двусторонней основе и в рамках интеграционных объединений, а также развития многостороннего сотрудничества в рамках большого евразийского партнерства;
создание и развитие на территории Российской Федерации сети научных установок класса "мегасайенс", крупных исследовательских инфраструктур, центров коллективного пользования научным оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга;
обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата;";
е) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"обеспечение транспортной доступности, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста.".
5. В разделе VI:
а) в абзаце втором слово "ликвидация" заменить словом "преодоление";
б) абзац четвертый дополнить словами "и сбалансированного пространственного развития за счет обеспечения социально-экономического развития городских агломераций, малых и средних городов, а также сельских территорий с целью снижения концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях";
в) абзац шестой после слов "субъектами Российской Федерации," дополнить словами "в том числе городскими агломерациями,";
г) в абзаце одиннадцатом слова "в том числе строительства участков высокоскоростных магистралей Москва - Казань и Екатеринбург - Челябинск" заменить словами "в том числе строительства участков высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва - Казань";
д) абзац двадцать первый дополнить словами ", а также обеспечения транспортной доступности и улучшения транспортного обслуживания сельских территорий";
е) абзац пятьдесят пятый изложить в следующей редакции:
"содействия развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов, в первую очередь опорных населенных пунктов, как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отрасли социальной сферы, торгового и бытового обслуживания населения, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационные услуги, услуги в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и другие);";
ж) абзац шестьдесят пятый изложить в следующей редакции:
"на малонаселенных территориях - формирование на базе опорных населенных пунктов базовой социальной инфраструктуры, а также использование населением выездных (мобильных) форм оказания услуг в сфере культуры, здравоохранения и социального обслуживания;";
з) после абзаца семьдесят третьего дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, развития минерально-сырьевой базы;";
и) абзац семьдесят седьмой после слов "координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации" дополнить словами ", в том числе";
к) абзац девяносто первый изложить в следующей редакции:
"за счет содействия кооперации научных организаций и образовательных организаций высшего образования с бизнесом, в том числе в результате формирования не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня, объединяющих ведущие в Российской Федерации образовательные организации высшего образования и научные организации, научных центров (в том числе математических и геномных), центров компетенций Национальной технологической инициативы, инновационных научно-технологических центров, а также создания и развития передовой исследовательской и инновационной инфраструктуры центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок (в том числе уникальных научных установок класса "мегасайенс");";
л) после абзаца сто сорокового дополнить абзацем следующего содержания:
"решение экологических проблем и рациональное использование природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации.".
6. В разделе VII:
а) в абзаце втором слова "на 2019 - 2024 годы" заменить словами "на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов";
б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"Реализация мер по социально-экономическому развитию территорий, повышение доступности услуг отраслей социальной сферы, в том числе за счет развития современных способов оказания услуг, улучшения транспортной доступности и положительных изменений в территориальной организации оказания услуг социальной сферы, а также повышение связанности центров экономического роста с малыми и средними городами, сельскими территориями, расположенными за пределами городских агломераций, будут способствовать сохранению и развитию человеческого капитала.".
7. Раздел VIII изложить в следующей редакции:
"VIII. Механизмы реализации Стратегии
Основным механизмом реализации Стратегии является план ее реализации, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях координации, контроля и мониторинга реализации Стратегии федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, наделяется следующими полномочиями:
координация и контроль деятельности субъектов естественных монополий, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием по комплексному социально-экономическому развитию территорий;
методологическое обеспечение пространственного развития;
мониторинг и оценка реализации Стратегии;
обобщение и продвижение лучших практик реализации проектов развития территорий;
формирование и обеспечение функционирования на постоянной основе центра анализа и мониторинга пространственного развития.
Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития территорий осуществляется в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р (далее - комплексный план), национальных и федеральных проектов Российской Федерации, в том числе с использованием инструментов поддержки развития инфраструктуры, определенных Правительством Российской Федерации.
Процедура отбора проектов, предлагаемых к включению в комплексный план, должна учитывать параметры долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части отраслевых и региональных прогнозов, прогнозов пассажиро- и грузопотоков по транспортной сети Российской Федерации, результаты анализа социально-экономических эффектов от реализации каждого проекта.
В целях обеспечения синхронизации во времени и пространстве строительства или модернизации магистральной транспортной инфраструктуры со строительством или модернизацией объектов транспортной инфраструктуры регионального и местного значения Правительство Российской Федерации определяет соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и порядок координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по утверждению (корректировке) субъектами Российской Федерации комплексных планов развития инфраструктуры регионального значения.
В целях обязательного включения мероприятий комплексного плана и комплексных планов развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации в инвестиционные программы субъектов естественных монополий Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок согласования и утверждения инвестиционных программ (планов) субъектов естественных монополий, предусматривающий в том числе участие в таком согласовании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация Стратегии потребует от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти уточнения порядков планирования размещения новых или модернизации существующих объектов отраслей социальной сферы с учетом потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов, наличия квалифицированных кадров и сопутствующей инфраструктуры.
В целях обеспечения создания, развития и обновления систем пространственных данных, создания комплексной основы для повышения эффективности использования и оборота земельных ресурсов и обеспечения гарантий прав на недвижимость необходимо создать национальную систему пространственных данных, которая включает мероприятия по созданию единой цифровой платформы пространственных данных, а также мероприятия, направленные на повышение капитализации территории страны.
Для достижения целей и реализации задач пространственного развития, определенных в Стратегии, с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления могут разрабатываться долгосрочные планы социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций. Приоритетные области социально-экономического развития таких территорий определяются в соответствующих стратегиях социально-экономического развития.
Состав мероприятий долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций дифференцируется в зависимости от наличия особого статуса (монопрофильное муниципальное образование (моногород), наукоград, историческое поселение), численности населения и роли крупных и крупнейших городских агломераций в системе расселения. По представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в планы могут включаться мероприятия, осуществляемые ими в пределах собственных полномочий в целях комплексного развития соответствующих территорий.
Кроме того, стимулирование инфраструктурного развития регионов и наращивание экономического потенциала их территорий может осуществляться посредством применения следующих механизмов:
предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на осуществление расходов инвестиционного характера, включая строительство (реконструкцию) объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктуры, инвестиции в общественный транспорт, с учетом результатов проводимой ими ранее долговой политики;
использование облигаций специализированных обществ проектного финансирования для целей финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве;
реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом в целях высвобождения средств на поддержку развития инфраструктуры, в частности объектов транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, необходимых для реализации нового инвестиционного проекта;
разработка и реализация индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в целях создания дополнительного стимула к развитию потенциала ряда субъектов Российской Федерации и снижения межрегиональной дифференциации.
Механизмами реализации Стратегии являются в том числе государственные программы Российской Федерации.
В рамках реализации Стратегии предполагаются разработка и утверждение комплекса мер по привлечению населения на территории со значительным экономическим потенциалом, характеризующиеся неблагоприятной демографической ситуацией, посредством стимулирования внутренней и внешней миграции с учетом параметров демографического прогноза Российской Федерации, в том числе по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям:
за счет организационной и финансовой поддержки социально-бытового обустройства граждан, включая предоставление налоговых льгот, а также за счет опережающего развития рынка доступного арендного жилья;
за счет содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Предусмотренное Стратегией стимулирование развития перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации будет осуществляться посредством:
проведения инвентаризации отраслевых правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) хозяйствующим субъектам субсидий и иных целевых трансфертов из федерального бюджета для федеральной государственной поддержки отраслей экономики и внесения в них изменений в части обязательного учета перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации и параметров демографического прогноза Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
учета федеральными органами государственной власти при осуществлении государственной поддержки отраслей экономики каждого конкретного субъекта Российской Федерации перспективных экономических специализаций граничащих с ним субъектов Российской Федерации и (или) входящих с ним в состав одного макрорегиона в целях исключения дублирования мер государственной поддержки;
разработки и утверждения методических рекомендаций по определению субъектами Российской Федерации приоритетов инновационного развития отраслей перспективных экономических специализаций ("умная специализация").
В рамках реализации Стратегии предусмотрена возможность:
разработки и утверждения стратегий социально-экономического развития макрорегионов, расположенных на приоритетных геостратегических территориях (и иных макрорегионов), а также планов их реализации, которые должны обеспечить синхронизацию во времени и пространстве исполнения мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации, схемами территориального планирования Российской Федерации, инвестиционными программами развития субъектов естественных монополий;
утверждения критериев отнесения населенных пунктов к опорным населенным пунктам;
разработки и утверждения комплекса мер по социально-экономическому и инфраструктурному развитию опорных населенных пунктов;
формирования комплексного подхода при планировании расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, непрограммных направлений деятельности, программ компаний с государственным участием в части консолидации расходов на мероприятия по развитию социальной, транспортной, инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры в городских агломерациях и опорных населенных пунктах, а также в прилегающих населенных пунктах (в части транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры).
Стратегия предусматривает разработку (корректировку) механизмов социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации посредством:
разработки и утверждения комплекса мер по стимулированию сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами;
совершенствования механизма реализации государственных программ социально-экономического развития приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации, в том числе посредством реализации национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года;
субсидирования организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажирам, проживающим в Калининградской области, Дальневосточном макрорегионе, Арктической зоне Российской Федерации, по маршрутам из указанных территорий на другие территории Российской Федерации и в обратном направлении, а также по маршрутам в границах Дальневосточного макрорегиона, пассажирам из других территорий Российской Федерации в Республику Крым и г. Севастополь и в обратном направлении, пассажирам, проживающим на удаленных и труднодоступных территориях, по маршрутам в пределах субъектов Российской Федерации.
Положения Стратегии учитываются при разработке и внесении изменений в национальные и федеральные проекты (программы) Российской Федерации.".
8. В приложении N 1 к указанной Стратегии:
а) раздел, касающийся Республики Тыва, дополнить абзацем следующего содержания:
"туризм - деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма).";
б) в разделе, касающемся Чеченской Республики:
в абзаце втором слова "(кроме производства автотранспортных средств)" исключить;
после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"производство компьютеров, электронных и оптических изделий;";
после абзаца тринадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"производство электрического оборудования;";
в) в разделе, касающемся Хабаровского края:
после абзаца одиннадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"производство прочей неметаллической минеральной продукции;";
абзац двадцать третий исключить.
9. В приложении N 3 к указанной Стратегии:
а) в разделе II:
наименование подраздела "Города и прилегающие к ним муниципальные образования с общей численностью населения более 500 тыс. человек, образующие крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации" изложить в следующей редакции:
"Перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации - города, образующие городские агломерации с численностью населения более 500 тыс. человек";
в подразделе "Города с общей численностью населения менее 500 тыс. человек":
наименование изложить в следующей редакции:
"Перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации, в том числе образующие городские агломерации с численностью населения менее 500 тыс. человек";
после позиции, касающейся г. Пскова, дополнить позицией следующего содержания:
"г. Саранск - г. Рузаевка";
б) в разделе III:
наименование изложить в следующей редакции:
"III. Города, являющиеся административными центрами
субъектов Российской Федерации, и прилегающие к ним
муниципальные образования, которые обеспечат вклад
в экономический рост Российской Федерации
до 0,2 процента ежегодно"
наименование подраздела исключить;
в) раздел V изложить в следующей редакции:
"V. Перспективные центры экономического роста, в которых
сложились условия для формирования научно-образовательных
центров мирового уровня
г. Москва и города Московской области с высоким научно-производственным потенциалом, входящие в состав Московской агломерации, в том числе наукограды
г. Санкт-Петербург - г. Гатчина
г. Новосибирск - г. Кольцово
г. Казань
г. Томск
г. Воронеж
г. Обнинск
г. Саратов
Субъекты Российской Федерации, в которых созданы научно-образовательные центры мирового уровня, определяются актами Правительства Российской Федерации";
г) сноску 1 исключить.
10. Приложение N 5 к указанной Стратегии изложить в следующей редакции:
"Приложение N 5
к Стратегии пространственного
развития Российской Федерации
на период до 2025 года
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 25 июня 2022 г. N 1704-р)
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Целевые показатели
|
2017 год
|
Сценарии
|
|
инерционный
|
целевой
|
||
2025 год
|
2025 год
|
||
1. Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, в которых располагаются перспективные крупные центры экономического роста Российской Федерации, процентов
|
101
|
102,6
|
103,7
|
2. Отношение среднедушевого валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям (кроме Арктической зоны), к среднероссийскому значению
|
0,64
|
0,66
|
0,7
|
3. Транспортная мобильность (подвижность) населения на 1 человека в год по видам транспорта, всего, пасс.-км на 1 человека в год
|
8200
|
9400
|
9700".
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области