ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 марта 2017 г. N 520-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года;
план мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и планом мероприятий, утвержденными настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при решении задач в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также при разработке и утверждении региональных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2017 г. N 520-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
I. Общие положения
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей определены ключевыми задачами Десятилетия детства, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленные на достижение основных задач в этой сфере.
Концепция разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В Концепции также учитываются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", относящей создание единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), к мерам, способствующим обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу, а также Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, ориентированной на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Концепция призвана служить основой для принятия органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в области правоприменительной деятельности, касающихся повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создания условий для их успешной социализации (ресоциализации).
II. Состояние системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Криминогенная ситуация обусловливает необходимость интенсивного развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства.
Численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, по состоянию на 1 января 2020 г. составила 30370 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2016 г. - 29014 тыс. человек).
Участниками преступлений в 2019 году стали 37,9 тыс. несовершеннолетних (в 2016 году - 48,6 тыс. человек, в 2017 году - 42,5 тыс. человек, в 2018 году - 40,8 тыс. человек), в том числе 28,5 тыс. несовершеннолетних, являвшихся учащимися, студентами (в 2016 году - 35 тыс. человек, в 2017 году - 31,5 тыс. человек, в 2018 году - 30,6 тыс. человек). Несовершеннолетними и при их соучастии в 2019 году совершено 41,5 тыс. преступлений (в 2016 году - 53,7 тыс. преступлений, в 2017 году - 45,3 тыс. преступлений, в 2018 году - 43,5 тыс. преступлений). В конце 2019 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - подразделения по делам несовершеннолетних) состояли 126,8 тыс. несовершеннолетних (в 2016 году - 142,8 тыс. человек, в 2017 году - 140,2 тыс. человек, в 2018 году - 131 тыс. человек).
Снизилась численность несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (в 2016 году - 6,7 тыс. человек, в 2017 году - 5,4 тыс. человек, в 2018 году - 4,8 тыс. человек, в 2019 году - 4,4 тыс. человек), а также численность несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (в 2016 году - 0,5 тыс. человек, в 2017 году - 0,3 тыс. человек, в 2018 году - 0,2 тыс. человек, в 2019 году - 0,1 тыс. человек).
Не теряет актуальности проблема повторной преступности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
В 2019 году 2,8 тыс. человек (17,9 процента) из числа несовершеннолетних, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, ранее привлекались к уголовной ответственности (в 2016 году - 3,1 тыс. человек (15,5 процента), в 2017 году - 2,9 тыс. человек (16,2 процента), в 2018 году - 2,8 тыс. человек (16,6 процента), 3,9 тыс. человек (25 процентов) осуждены за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления (в 2016 году - 5,5 тыс. человек (27,7 процента), в 2017 году - 4,7 тыс. человек (26,2 процента), в 2018 году - 4,2 тыс. человек (24,9 процента).
На протяжении ряда лет сохраняется криминальная активность подростков младших возрастных групп.
Так, в 2019 году на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних было поставлено 18,8 тыс. несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности вследствие недостижения возраста привлечения к уголовной ответственности. По сравнению с показателем 2016 года их количество снизилось на 34,3 процента (28,6 тыс. человек).
Особого внимания требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля (буллинг) ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма не только детьми, совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения.
Имеют место случаи размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков, что значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт распространения в информационно-телекоммуникационных сетях подобных видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки.
Особенно остро в условиях психологического и социального неблагополучия несовершеннолетних воспринимаются проблемы в сфере их обеспечения психологической и социальной помощью.
В 2019/20 учебном году педагоги-психологи имелись в штате 65,6 процента общеобразовательных организаций (в 2016/17 учебном году - 55,1 процента, в 2017/18 учебном году - 58 процентов, в 2018/19 учебном году - 61,8 процента общеобразовательных организаций).
Несмотря на увеличение за последние 3 года на 12,3 процента численности педагогов-психологов в общеобразовательных организациях, в 2019/20 учебном году на каждого из специалистов приходилось примерно 619 обучающихся (в 2016/17 учебном году - 648 обучающихся, в 2017/18 учебном году - 646 обучающихся, в 2018/19 учебном году - 631 обучающийся).
Возросла нагрузка на социальных педагогов в общеобразовательных организациях - в 2016/17 учебном году на каждого из специалистов приходилось примерно 849 обучающихся, в 2017/18 учебном году - 873 обучающихся, в 2018/19 учебном году - 883 обучающихся, в 2019/20 учебном году - 892 обучающихся.
Сохраняет свою актуальность проблема развития в каждом субъекте Российской Федерации необходимой инфраструктуры для обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и коррекции девиантного поведения.
В 2019 году помощь несовершеннолетним с девиантным поведением оказывалась центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в 83 субъектах Российской Федерации. В 2015 году этот вид помощи предоставлялся указанными центрами в 65 субъектах Российской Федерации.
Недостаточно используются ресурсы специальных учреждений регионального подчинения в реабилитации и ресоциализации детей и подростков с девиантным поведением.
По состоянию на 1 января 2020 г. в 44 регионах функционировали 60 образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа) (далее - специальные учреждения) (по состоянию на 1 января 2016 г. - 68 специальных учреждений в 48 субъектах Российской Федерации).
В 2020 году в 18 воспитательных колониях содержалось 0,8 тыс. человек, осужденных к лишению свободы (в 2016 году - 1,7 тыс. человек в 23 воспитательных колониях).
Положительная динамика в сфере профилактики подростковой преступности, при которой наблюдается снижение количества преступлений среди несовершеннолетних, численности детей, совершивших преступления, а также иных показателей свидетельствует об эффективности проводимых различными органами и организациями профилактических мероприятий при реализации Концепции.
Вместе с тем требуется совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры должны быть направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
III. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции являются создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни, воспитание личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку.
Для достижения цели Концепции необходимо решение следующих задач:
снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;
реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи;
защита прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;
совершенствование механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая повышение эффективности межведомственного взаимодействия;
совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации;
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
IV. Основные принципы развития системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах:
интеграция - объединение действий различных ведомств и организаций на основе создания единого понятийного, информационного пространства, реализация задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом ресурсов всех субъектов системы и их взаимосвязи;
актуальность и практическая направленность - направленность на решение актуальных вопросов и применение эффективных механизмов их решения, учет региональных особенностей в разработке и реализации программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
индивидуальная направленность - обеспечение доступности профессиональной, качественной, адресной, своевременной и эффективной помощи для несовершеннолетних, учет социальных, психологических, возрастных и физиологических характеристик ребенка в выборе методов диагностики и коррекции негативных отклонений в поведении несовершеннолетних, в выборе средств реабилитационной работы, стратегии жизненного пути несовершеннолетнего;
оптимальность - эффективное распределение сфер ответственности, соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого результата, мониторинг результатов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
V. Основные направления развития системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основными направлениями развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
информационно-методическое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
развитие кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает:
разработку, актуализацию региональных (муниципальных) программ и планов мероприятий по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом Концепции;
совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в части конкретизации требований к планируемым результатам воспитания обучающихся;
совершенствование мониторинга системы образования и статистического учета по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Современные эффективные модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основываются на личностно ориентированном и системном подходах. Профилактическая работа должна быть направлена прежде всего на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, развитие программ профилактики семейного неблагополучия, повышение уровня жизни.
Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р.
Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно обеспечивать создание благоприятных условий для их социального развития, раскрытие и усиление их положительных личностных ресурсов до возникновения реальной угрозы совершения ими правонарушений.
Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних предполагает усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи, развитие единой образовательной (воспитывающей) среды, а также меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи предполагает:
разработку основных направлений информационной политики в сфере распространения семейных ценностей и реализацию мероприятий по повышению ценности семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
повышение эффективности и доступности социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической помощи детям из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, дезадаптированным детям, в том числе путем развития сети кабинетов бесплатной правовой помощи для детей и подростков, их семей на базе образовательных организаций высшего образования, осуществляющих обучение по специальности и (или) направлению подготовки высшего образования "юриспруденция".
Развитие единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает:
совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся;
разработку и реализацию программ поддержки молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерского движения, программ по трудоустройству несовершеннолетних, развитию условий для занятия физической культурой и спортом, пропаганде здорового образа жизни, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;
реализацию региональных комплексов мер по организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;
совершенствование деятельности образовательных организаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;
обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях.
Меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних предполагают:
реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних (алкоголизм, табакокурение, потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, токсикомания, сниффинг, суицидальное поведение, интернет-зависимость, агрессивное и опасное для жизни и здоровья поведение);
распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), способствующих формированию ответственного отношения к своему здоровью, снижению факторов риска зависимого поведения;
создание условий для формирования здорового образа жизни (занятия спортом, туризмом), включение несовершеннолетних в досуговую, развивающую деятельность;
организацию правового просвещения;
проведение комплекса мероприятий по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, навыков в реализации прав и свобод;
вовлечение несовершеннолетних в добровольческую деятельность, социальные и экологические проекты;
проведение профилактики правонарушений несовершеннолетних в период каникул с привлечением организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей;
развитие системы профессиональной ориентации несовершеннолетних, разработку и внедрение эффективных механизмов временного трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет.
Непосредственное предупреждение правонарушений и предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетних предполагает организацию работы с несовершеннолетними, уже нарушившими предписания закона, оказание помощи несовершеннолетним в позитивном изменении социальной микросреды, в которой они находятся, и их самих.
Непосредственное предупреждение правонарушений и предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетних включает в себя:
совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
реализацию комплексных социально-психологических программ, направленных на реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей, а также работу по внедрению новых технологий и методов по профилактике правонарушений, в том числе повторных, среди несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения (ограничения) свободы;
организацию деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания;
обеспечение права на образование осужденного несовершеннолетнего, в том числе путем реализации программ профессионального обучения, образовательных программ среднего профессионального образования, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда.
Следует обращать внимание на повышение доступности услуг для семей с детьми за счет развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций.
Важно обеспечить своевременное оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе разработку эффективных моделей деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.
Требуется совершенствование системы межведомственного взаимодействия между образовательными организациями, медицинскими организациями и иными субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Необходимы преобразования в сферах массовой информации, рекламной и издательской деятельности, формирование информационного пространства, обеспечивающего развитие нравственных ценностей, законопослушного поведения.
При разработке программ и планов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо учитывать социально-экономические, нравственно-этические и этнические особенности условий, обычаев и традиций в субъектах Российской Федерации.
Совершенствование деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает организацию региональных ресурсных центров, обеспечивающих обобщение и тиражирование эффективного опыта, современных технологий профилактической работы, повышение профессионального уровня специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе на базе специальных учреждений.
Необходимо совершенствовать деятельность центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, специальных учреждений, в том числе в части развития и внедрения современных реабилитационных технологий.
Важно совершенствовать деятельность специальных учреждений, осуществлять меры по их развитию.
Информационно-методическое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает:
анализ и распространение лучшей практики, технологий и методов профилактики, используемых в сфере правонарушений несовершеннолетних, включая анализ и обобщение опыта формирования единого межведомственного учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, посредством создания регионального банка данных;
просвещение родителей (законных представителей) по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устранения факторов, им способствующих;
разработку и использование методов воздействия на несовершеннолетних, не связанных с применением наказания, на основе проведения научных исследований в области психологии девиантного поведения несовершеннолетних.
Развитие кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает:
организацию мероприятий по повышению профессионального уровня, приобретению новых компетенций руководителями и специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
распространение эффективного опыта профессионального образования и дополнительного профессионального образования специалистов, работающих в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
развитие деятельности педагогических сообществ (методические объединения, сетевые сообщества, ассоциации, лаборатории и др.) по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Итогом реализации Концепции станет сформированная система дополнительных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Оценка эффективности реализации Концепции проводится на основе данных постоянного мониторинга. По результатам реализации Концепции к 2025 году будут достигнуты следующие целевые показатели (индикаторы):
снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет;
снижение доли осужденных несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, в общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;
повышение до 100 процентов доли несовершеннолетних, приступивших к обучению в общеобразовательных организациях, в общей численности несовершеннолетних, подлежащих обучению;
увеличение количества несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, получивших социально-психологическую и иную помощь, по отношению к общей численности несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в ней, до 90 процентов в 2025 году;
снижение доли несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, в общей численности несовершеннолетних участников преступлений;
снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления, административные правонарушения и иные антиобщественные действия, в период проведения с ними различными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы, в общей численности лиц этой возрастной категории, с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа.
VII. Реализация Концепции и ее финансовое обеспечение
Ответственными за реализацию Концепции являются Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Планируются разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции, формирование принципа обратной связи по актуальным профильным тенденциям в среде несовершеннолетних, а также создание программы мониторинга реализации Концепции.
В субъектах Российской Федерации предусматривается проведение работы по совершенствованию региональных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом социально-экономических, нравственно-этических и этнических особенностей, условий, обычаев и традиций.
Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов будут оцениваться на основе данных постоянного мониторинга.
Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им на соответствующий финансовый год.
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2017 г. N 520-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
НА 2021 - 2025 ГОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Наименование мероприятия
|
Срок реализации
|
Форма реализации
|
Ответственные исполнители
|
|
I. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
||||
1.
|
Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в части регулирования вопросов электронного обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
I квартал 2022 г.
|
внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона
|
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
2.
|
Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях регулирования оборота товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ, использование которых не по назначению может представлять угрозу для жизни и (или) здоровья несовершеннолетних
|
II квартал 2021 г.
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минпросвещения России,
Минпромторг России,
заинтересованные федеральные органы власти
|
3.
|
Актуализация формы федерального статистического наблюдения N 1-НД "Сведения о численности детей и подростков в возрасте с 7 - 18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях"
|
IV квартал 2021 г.
|
приказ Росстата
|
Минпросвещения России,
Росстат,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
II. Развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
||||
4.
|
Подготовка предложений по расширению категорий несовершеннолетних, подлежащих помещению в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в связи с совершением неоднократных самовольных уходов из дома и специализированных учреждений и административных правонарушений, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность
|
IV квартал 2021 г.
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
МВД России,
Минпросвещения России,
Минтруд России,
Роспотребнадзор,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
5.
|
Проработка вопроса о создании на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних стационарных отделений для организации работы с несовершеннолетними, совершившими систематические самовольные уходы из дома и специализированных учреждений, а также с несовершеннолетними, совершившими административное правонарушение, не достигшими возраста наступления административной ответственности
|
IV квартал 2021 г.
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтруд России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
|
6.
|
Организация и проведение Всероссийского дня правовой помощи детям
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
отчет о реализации, направленный в Минюст России
|
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
Минюст России
|
7.
|
Обеспечение обобщения и тиражирования эффективного опыта, современных технологий профилактической работы, в том числе в рамках создания региональных ресурсных центров, повышение профессионального уровня специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе на базе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
обновленный реестр ресурсных центров, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет")
|
Минпросвещения России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
8.
|
Мероприятия по популяризации и информированию населения о возможностях получения экстренной психологической помощи, организация деятельности групп мобильной помощи специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов Российской Федерации
|
III квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
отчет о реализации мероприятий, направленный в Минпросвещения России
|
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
9.
|
Организация и обеспечение мониторинга новых социально негативных явлений в детско-молодежной среде
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
информационно-профилактические материалы, направленные в субъекты Российской Федерации
|
Росмолодежь,
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
10.
|
Разработка методических рекомендаций для несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, наглядных информационных материалов по безопасному использованию сети "Интернет" в целях предотвращения преступлений, совершаемых с ее использованием как самими несовершеннолетними, так и в отношении них
|
IV квартал 2021 г.
|
методические рекомендации, наглядные информационные материалы, размещенные на сайте Минпросвещения России в сети "Интернет"
|
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
11.
|
Разработка методических рекомендаций для несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, информационно-наглядных материалов, памяток для обучающихся по предотвращению вовлечения в зависимое (аддиктивное) поведение, профилактике рискованного, деструктивного и аутодеструктивного поведения несовершеннолетних
|
II квартал 2022 г.
|
методические рекомендации, информационно-наглядные материалы, размещенные на сайте Минпросвещения России в сети "Интернет"
|
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
12.
|
Формирование системы мониторинга профилактики правонарушений несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях высшего образования
|
IV квартал 2022 г.
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минобрнауки России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
13.
|
Разработка информационно-методических материалов для профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по профилактике травли (буллинга)
|
IV квартал 2022 г.
|
информационно-методические материалы, размещенные в сети "Интернет"
|
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
14.
|
Предоставление социальных услуг семьям с детьми, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в кризисных центрах (отделениях)
|
III квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
Минтруд России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
15.
|
Обеспечение поддержки детских и молодежных социально ориентированных объединений, реализующих мероприятия в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
отчет о реализации мероприятий, направленный в Минпросвещения России
|
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
16.
|
Разработка и реализация программ поддержки молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерского движения, программ по трудоустройству несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении, развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
отчет о реализации программ, направленный в Минпросвещения России
|
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
17.
|
Разработка и реализация комплексных социально-психологических программ, направленных на реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей, в том числе состоящих на учете в учреждениях уголовно-исполнительной системы
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
отчет о реализации программ, направленный в Минпросвещения России
|
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
ФСИН России,
Минпросвещения России
|
18.
|
Разработка и реализация региональных программ по развитию системы внешкольной работы с несовершеннолетними, сети учреждений дополнительного образования и организаций отдыха и оздоровления детей, направленных на обеспечение занятости несовершеннолетних, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, а также состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
региональные программы, направленные в Минпросвещения России
|
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
Минпросвещения России
|
19.
|
Обеспечение методического сопровождения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по координации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях
|
IV квартал 2022 г.
|
информационно-аналитические материалы, направленные в субъекты Российской Федерации
|
Минпросвещения России,
ФСИН России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
20.
|
Организация работы по оказанию содействия в получении социально-психологической и иной помощи несовершеннолетним осужденным, состоящим на учете в уголовно-исполнительных инспекциях
|
IV квартал 2022 г.,
далее - ежегодно
|
отчет в Минпросвещения России об увеличении численности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, получивших социально-психологическую и иную помощь, по отношению к общей численности несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в ней
|
ФСИН России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
|
21.
|
Экспертно-методическое сопровождение общеобразовательных организаций в части деятельности социальных педагогов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
III квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
информационно-методические материалы, направленные в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации
|
Минпросвещения России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
22.
|
Разработка и реализация мер, обеспечивающих социально значимую деятельность несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
отчет о реализации мер, направленный в Минпросвещения России
|
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
23.
|
Разработка и реализация мер, обеспечивающих развитие региональных систем безопасного детства, снижение агрессивности в подростковой среде
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
отчет о реализации мер, направленный в Минпросвещения России
|
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
24.
|
Обеспечение условий для оказания психолого-педагогической и медицинской помощи в субъектах Российской Федерации детям и подросткам, имеющим психологические травмы, пострадавшим от насилия либо жестокого обращения или ставшим свидетелями таких противоправных действий, в том числе для реализации задач расследования преступлений, связанных с несовершеннолетними, различных процессуальных статусов
|
III квартал 2022 г.,
далее - ежегодно
|
отчет о реализации мероприятия, направленный в Минпросвещения России
|
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
Минпросвещения России
|
III. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
||||
25.
|
Обеспечение проведения всероссийских совещаний по вопросам организации и обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
программы мероприятий и отчет об их реализации, размещенные в сети "Интернет"
|
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации
|
26.
|
Обеспечение проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов и организации дискуссионных площадок для специалистов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по актуальным вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
программы мероприятий и отчет об их реализации, размещенные в сети "Интернет"
|
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
27.
|
Проведение мероприятий профилактической направленности по пропаганде здорового образа жизни, ответственного родительства через средства массовой информации, сеть "Интернет"
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
отчет о реализации, мероприятий, направленный в Минпросвещения России
|
Минздрав России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
28.
|
Обеспечение проведения обучающих вебинаров для руководителей и специалистов (психологов, социальных педагогов и воспитателей) специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа
|
III квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
программы мероприятий и отчет об их реализации, размещенные в сети "Интернет"
|
Минпросвещения России,
автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов",
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
29.
|
Организация мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня, приобретение новой квалификации руководителями и специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе обеспечение проведения межведомственных обучающих семинаров с участием профильных некоммерческих организаций
|
IV квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
|
отчеты о реализации мероприятий, размещенные в сети "Интернет"
|
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
30.
|
Организация проведения всероссийского конкурса региональных моделей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
2022 год, 2024 год
|
программа мероприятия и отчет о его реализации, размещенные в сети "Интернет"
|
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
IV. Управление реализацией Концепции
|
||||
31.
|
Организация и обеспечение мониторинга реализации Концепции
|
I квартал 2022 г.,
далее - ежегодно
|
аналитическая информация за истекший период, размещенная в сети "Интернет"
|
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
32.
|
Организация и обеспечение мониторинга эффективности реализации региональных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и планов их реализации
|
II квартал 2022 г.,
далее - ежегодно
|
аналитическая информация, размещенная в сети "Интернет"
|
Минпросвещения России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
33.
|
Подготовка доклада о реализации утвержденных распоряжением от 22 марта 2017 г. N 520-р Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и плана мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года
|
I квартал 2022 г.,
далее - ежегодно
|
доклад в Правительство Российской Федерации, отчет, направленный Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
|
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области