Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 N 1264-р "Об утверждении Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации" (вместе с "Планом мероприятий по реализации Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года")

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 мая 2025 г. N 1264-р

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция);

план мероприятий по реализации Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - план мероприятий).

2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации плана мероприятий:

обеспечить реализацию Концепции и плана мероприятий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять в Минпросвещения России отчеты о ходе реализации плана мероприятий.

3. Минпросвещения России осуществлять координацию деятельности по выполнению плана мероприятий и контроль за ходом его реализации.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере развития наставничества.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 мая 2025 г. N 1264-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

Настоящая Концепция является документом планирования, определяющим цели, задачи и приоритетные направления развития наставничества на период до 2030 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Настоящая Концепция разработана во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника 27 декабря 2023 г. (N Пр-251ГС от 12 февраля 2024 г.), а также с учетом:

Трудового кодекса Российской Федерации;

Гражданского кодекса Российской Федерации;

федеральных законов "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О молодежной политике в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "О саморегулируемых организациях", "Об образовании в Российской Федерации", "О российском движении детей и молодежи", "О занятости населения в Российской Федерации", "О некоммерческих организациях";

указов Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 2 марта 2018 г. N 94 "Об учреждении знака отличия "За наставничество", от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", от 7 октября 2019 г. N 1296 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации";

распоряжений Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р, от 1 июля 2024 г. N 1734-р, от 11 сентября 2024 г. N 2501-р.

II. Цель и задачи настоящей Концепции

Настоящая Концепция разработана в целях определения государственной политики развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года.

Задачами настоящей Концепции являются:

определение единой терминологии в сфере наставничества в Российской Федерации;

обобщение реализуемых в Российской Федерации наставнических практик;

формирование единых подходов к реализации наставничества в Российской Федерации в соответствии с целями и задачами экономического и социального развития общества;

совершенствование механизмов деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов экономической деятельности, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций социальной сферы, направленной на развитие наставничества в Российской Федерации.

В настоящей Концепции используются следующие понятия:

"наставничество" - социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, формирования у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

"наставник" - носитель значимого опыта, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, осуществляющий наставничество в отношении наставляемого;

"наставляемый" - человек, в отношении которого осуществляется наставничество;

"молодежный и детско-взрослый коллектив" - сообщество обучающихся и работников отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность, совокупность членов и участников детских и молодежных общественных объединений, участников Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых", совокупность участников иных форм и видов коллективов, создание которых не противоречит нормам законодательства Российской Федерации.

Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, употребляются в значениях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

III. Цель, задачи и формы наставничества

Целью наставничества является развитие личности наставляемого, формирование у него трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, передача знаний, умений, навыков, формирование у наставляемого позитивного отношения и приверженности традиционным ценностям многонационального российского народа, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Наставничество является институтом развития гражданского общества и направлено на развитие его человеческого капитала.

Настоящая Концепция описывает подходы к организации и реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе и в сфере труда, а также к реализации иных видов наставничества, которые предполагают регулирование отдельными нормативными правовыми или локальными актами.

К задачам наставничества относятся:

создание условий для самоопределения и социализации наставляемого на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирования гармоничной, всесторонне развитой личности;

выявление и актуализация у наставляемого устойчивой внутренней мотивации к созидательной деятельности;

непрерывная поддержка наставляемого в процессе получения им новых компетенций, в том числе профессиональной деятельности;

создание условий освоения деятельности, направленных на формирование самостоятельности и ответственности наставляемого;

повышение как у наставляемых, так и у наставников уровня удовлетворенности своей деятельностью;

создание условий для привлечения в качестве наставников и наставляемых ветеранов боевых действий, в том числе лиц, принимавших участие в специальной военной операции.

Наставничество реализуется в следующих формах:

индивидуальная форма ("наставник - наставляемый");

коллективная форма ("наставник - коллектив наставляемых", "коллектив наставников - наставляемый", "коллектив наставников - коллектив наставляемых").

IV. Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе

Целью наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе является разносторонняя поддержка наставляемого, помощь в профессиональной ориентации и социальной адаптации, получении общего и профессионального образования, опыта участия в созидательном труде, а также формирование у наставляемого традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе осуществляется на основе следующих принципов:

индивидуальный подход, в том числе учет особенностей личности, потребностей и обстоятельств жизни каждого наставляемого;

добровольность, в том числе участие наставников наставляемых на добровольной основе;

конфиденциальность, в том числе соблюдение прав наставляемых на защиту их личной информации;

профессионализм, в том числе обеспечение наставников необходимыми знаниями и навыками для работы с наставляемыми;

гуманность и уважение, в том числе отношение к наставляемому как к личности, уважение его прав, достоинства и интересов;

системность, в том числе взаимодействие всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для достижения максимального эффекта;

профилактическая направленность, в том числе акцент на предотвращение правонарушений и антисоциального поведения, а не только на реагирование на уже возникшие проблемы.

При реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе в качестве наставников привлекаются следующие граждане Российской Федерации:

участники молодежного и детско-взрослого коллектива в целях получения наставляемыми актуальной информации, необходимой для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства;

представители общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лица, принимавшие участие в специальной военной операции, физкультурно-спортивных организаций, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям, и иных организаций, деятельность которых основывается на традиционных российских духовно-нравственных ценностях;

педагогические и социальные работники, а также иные лица, включенные в формируемый в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, которые состоят на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Одной из ключевых целей развития наставничества для несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа, является создание эффективных механизмов взаимодействия всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая наставников, организации, осуществляющие образовательную деятельность, некоммерческие организации, организации, участвующие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также других участников, задействованных в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Такое взаимодействие направлено на обеспечение комплексного подхода к решению проблем несовершеннолетних, объединение усилий всех заинтересованных сторон и создание единого пространства поддержки, способствующего успешной социализации, реабилитации и интеграции подростков в общество, в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В наставничество в отношении детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, вовлечен ряд институтов гражданского общества, но важны прежде всего позитивный образ и ролевая модель самого наставника, гражданина и патриота России, человека, имеющего опыт, достижения и заслуги.

В связи с этим значимой задачей является создание условий для привлечения в качестве наставников (в том числе для несовершеннолетних) ветеранов боевых действий, а также лиц, принимавших участие в специальной военной операции.

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть реализовано как с наставником из числа участников молодежного и детско-взрослого коллектива, так и с наставником, не являющимся участником молодежного и детско-взрослого коллектива.

V. Наставничество в сфере труда

Наставничество в сфере труда - выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности) на основании трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору.

Наставничество в сфере труда регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.

При внедрении наставничества на государственной гражданской службе действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Наставничество на государственной гражданской службе Российской Федерации регулируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1296 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации".

С учетом многообразия форм и разнообразия практик наставничества, сложившихся в сфере труда, их обобщение осуществляется в том числе на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и отражается в рекомендациях по вопросам организации наставничества в сфере труда.

VI. Иные виды наставничества

К иным видам наставничества относятся:

лидерское наставничество;

социальное наставничество;

другие виды наставничества.

Лидерское наставничество связано с развитием лидеров коллективов, лидерских команд при помощи лидеров-наставников и их сообществ.

Социальное наставничество направлено на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности и обмен ведущим опытом между организациями (не включая наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе) и может быть реализовано в таких сферах, как общественная сфера и некоммерческий сектор, образование, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, военное дело и др.

Иные виды наставничества могут регулироваться отдельными нормативными правовыми и локальными актами.

VII. Направления содействия развитию наставничества

Направлениями содействия развитию наставничества со стороны федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются:

принятие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях правовых актов, определяющих меры поддержки наставничества;

популяризация наставничества, наиболее успешных наставнических практик посредством средств массовой информации и ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

проведение конкурсов, направленных на выявление лучших наставников и наставнических практик;

поддержка разработки и реализации образовательных программ, направленных на развитие наставнических компетенций у наставников;

поддержка развития и наполнения цифровой платформы, отражающей потребности в наставнической поддержке и наставниках в сферах общественной деятельности и молодежной политики, единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) (цифровая платформа "НАСТАВНИК.РФ");

приоритетное привлечение к наставнической деятельности в сфере образования и воспитания, в молодежном и детско-взрослом коллективе представителей общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лиц, принимавших участие в специальной военной операции, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям;

поддержка некоммерческих организаций и проектов, реализуемых некоммерческими организациями, в целях обмена лучшими практиками и повышения устойчивости некоммерческих организаций путем привлечения их в качестве наставников;

развитие наставничества между некоммерческими организациями;

развитие мер государственной поддержки некоммерческих организаций, осуществляющих наставническую деятельность, в том числе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях";

поддержка разработки и издания методических и научно-популярных материалов, направленных на популяризацию наставничества, продвижение лучших наставнических практик, а также развитие наставнических компетенций у наставников;

принятие мер по оказанию разносторонней поддержки гражданам, включенным в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и организациям, включенным в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формируемые в соответствии с пунктом 2 статьи 8.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

VIII. Целевые ориентиры реализации настоящей Концепции

Для наставничества целевыми ориентирами, достижение которых необходимо обеспечить к 2030 году, выступают:

доля государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих наставничество в соответствии с настоящей Концепцией, в общем количестве государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (не менее 70 процентов);

доля несовершеннолетних, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа, которые имеют наставников, в общем количестве указанных несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа (не менее 10 процентов).

IX. Риски реализации настоящей Концепции

Ключевые риски реализации настоящей Концепции:

трансляция через наставничество деструктивных идей, противоречащих традиционным российским духовно-нравственным ценностям;

представление государственными и муниципальными организациями в Министерство просвещения Российской Федерации недостоверной информации о достижении целевых ориентиров настоящей Концепции;

формирование избыточной отчетности;

снижение трудовой эффективности наставника по основному виду трудовой деятельности;

нечеткое распределение функционала наставников в организациях и (или) на предприятиях.

Для нивелирования рисков реализации настоящей Концепции при осуществлении мониторинга реализации настоящей Концепции следует прибегать к широкому спектру методик, в том числе проведению социологических исследований среди целевых групп работников организаций, членов молодежных и детско-взрослых коллективов.

Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 мая 2025 г. N 1264-р

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Наименование мероприятия
Ответственный исполнитель
Отчетный документ
Срок
1.
Формирование реестра наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и реестра организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с пунктом 2 статьи 8.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Минпросвещения России
доклад в Правительство Российской Федерации
31 марта 2026 г.,
далее - ежегодно
2.
Развитие и наполнение цифровой платформы, отражающей потребности в наставнической поддержке и наставниках в сферах общественной деятельности и молодежной политики, единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) (далее - цифровая платформа "НАСТАВНИК.РФ")
Росмолодежь,
Ассоциация волонтерских центров, некоммерческих организаций и институтов общественного развития "Добро.рф",
Минпросвещения России,
Минздрав России,
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых",
Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи "НАСТАВНИКИ РОССИИ",
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"
доклад в Правительство Российской Федерации
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
3.
Разработка и размещение на цифровой платформе "НАСТАВНИК.РФ" онлайн-курсов по различным направлениям наставничества
Ассоциация волонтерских центров, некоммерческих организаций и институтов общественного развития "Добро.рф",
Росмолодежь,
Минпросвещения России,
Общероссийская общественно-государственная просветительская организация "Российское общество "Знание",
автономная некоммерческая организация "Россия - страна возможностей"
доклад в Правительство Российской Федерации
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
4.
Освещение деятельности наставников и развития наставничества в сетевом издании dobro.press и на цифровой платформе "НАСТАВНИК.РФ"
Ассоциация волонтерских центров, некоммерческих организаций и институтов общественного развития "Добро.рф"
доклад в Правительство Российской Федерации
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
5.
Развитие и реализация Всероссийского проекта "Значимый взрослый" в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа, а также лучших региональных практик наставничества, размещенных на цифровой платформе региональных практик устойчивого развития "Смартека"
Минпросвещения России,
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых",
Ассоциация волонтерских центров, некоммерческих организаций и институтов общественного развития "Добро.рф",
Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи "НАСТАВНИКИ РОССИИ"
доклад в Правительство Российской Федерации
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
6.
Реализация образовательных программ для родителей, связанных с современными технологиями наставничества, в целях решения воспитательных задач и продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Минпросвещения России,
Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи "НАСТАВНИКИ РОССИИ"
доклад в Правительство Российской Федерации
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
7.
Проведение ежегодного Всероссийского конкурса "Наставничество"
Минпросвещения России,
Росмолодежь,
Общероссийская общественно-государственная просветительская организация "Российское общество "Знание",
Ассоциация волонтерских центров, некоммерческих организаций и институтов общественного развития "Добро.рф",
автономная некоммерческая организация "Центр знаний "Машук",
молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды",
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ",
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых"
информационные материалы об итогах Всероссийского конкурса "Наставничество", размещенные на официальном сайте Минпросвещения России
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
8.
Организация и проведение Международной Премии #МЫВМЕСТЕ в номинации "Наставник года"
Росмолодежь,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Ассоциация волонтерских центров, некоммерческих организаций и институтов общественного развития "Добро.рф"
информационные материалы об итогах Международной Премии #МЫВМЕСТЕ в номинации "Наставник года", размещенные на официальном сайте Росмолодежи
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
9.
Реализация курсов, дисциплин (модулей), направленных на развитие компетенций у наставников, необходимых для осуществления наставничества, в том числе работы по формированию приверженности у наставляемых традиционным российским духовно-нравственным ценностям, в целях
их включения в программы повышения квалификации руководителей и работников организаций социальной сферы и реального сектора экономики
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Росмолодежь,
Общероссийская общественно-государственная просветительская организация "Российское общество "Знание",
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых",
молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды",
Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи "НАСТАВНИКИ РОССИИ",
автономная некоммерческая организация "Россия - страна возможностей",
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", заинтересованные государственные корпорации
доклад в Правительство Российской Федерации
1 декабря 2026 г.,
далее - ежегодно
10.
Разработка и издание методических и научно-популярных материалов, направленных на развитие наставнических компетенций у наставников
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
автономная некоммерческая организация "Центр знаний "Машук"
методические и научно-популярные материалы, направленные на развитие наставнических компетенций у наставников
1 декабря 2025 г.
11.
Проведение фестиваля наставников студенческих отрядов и трудовых отрядов подростков "Труд Крут"
молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды",
Минтруд России,
Минпросвещения России
информационные материалы об итогах фестиваля наставников студенческих отрядов и трудовых отрядов подростков "Труд Крут", размещенные на официальном сайте молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды"
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
12.
Повышение уровня вовлеченности лиц, принимавших участие в специальной военной операции, иных вооруженных конфликтах и боевых действиях, в качестве наставников
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Росмолодежь,
Общероссийская общественно-государственная просветительская организация "Российское общество "Знание",
Ассоциация волонтерских центров, некоммерческих организаций и институтов общественного развития "Добро.рф",
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых", молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды",
Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи "НАСТАВНИКИ РОССИИ",
автономная некоммерческая организация "Россия - страна возможностей",
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"
доклад в Правительство Российской Федерации
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
13.
Развитие и реализация в общеобразовательных организациях системы наставничества в сфере технологий искусственного интеллекта, в том числе с привлечением представителей организаций, применяющих такие технологии
Минпросвещения России,
Минцифры России
доклад в Правительство Российской Федерации
3 июня 2025 г.,
далее - один раз в полгода
14.
Проведение ежегодной Всероссийской премии общественного признания наставников "Первый среди равных"
Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи "НАСТАВНИКИ РОССИИ",
Минпросвещения России
информационные материалы об итогах Всероссийской премии общественного признания наставников "Первый среди равных", размещенные на официальном сайте Всероссийского общественного движения наставников детей и молодежи "НАСТАВНИКИ РОССИИ"
1 декабря 2025 г.,
далее - ежегодно
15.
Принятие на региональном уровне правовых актов, определяющих меры поддержки наставничества
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
Минпросвещения России
доклад высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в Минпросвещения России
30 декабря 2026 г.
16.
Принятие мер по оказанию поддержки гражданам, включенным в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и организациям, включенным в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формируемые в соответствии с пунктом 2 статьи 8.2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
Минпросвещения России
доклад высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в Минпросвещения России
30 декабря 2026 г.
17.
Разработка при участии объединений работодателей методических рекомендаций по расширению практик наставничества на предприятиях, включая международные практики наставничества
Минпромторг России,
Минпросвещения России,
Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей",
заинтересованные государственные корпорации,
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"
методические рекомендации по расширению практик наставничества на предприятиях, направленные в субъекты Российской Федерации
30 декабря 2025 г.
18.
Разработка методических рекомендаций по реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе
Минпросвещения России,
Росмолодежь,
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых"
методические рекомендации по реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе, направленные в субъекты Российской Федерации
1 декабря 2025 г.
19.
Подготовка рекомендаций по регулированию социально-трудовых отношений по организации наставничества в сфере труда
Минтруд России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей",
Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России",
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
рекомендации по регулированию социально-трудовых отношений
по организации наставничества в сфере труда
1 декабря 2025 г.
20.
Поддержка проектов, направленных на развитие практик наставничества ветеранов специальной военной операции по отношению к детям и молодежи, в том числе детям из социально уязвимых категорий граждан
Росмолодежь,
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых",
Фонд президентских грантов
доклад в Правительство Российской Федерации
1 декабря 2025 г.
21.
Разработка и утверждение образовательной программы для военнослужащих, желающих стать наставниками для детей и молодежи, и опубликование ее на цифровой платформе "НАСТАВНИК.РФ"
Росмолодежь,
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых"
доклад в Правительство Российской Федерации
1 декабря 2025 г.
22.
Поддержка проектов в сфере культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, связанных с повышением престижа профессии педагога и наставника, а также с поддержкой и развитием творческих способностей, талантов детей и молодежи через формы наставничества, в том числе с привлечением к наставнической деятельности ветеранов специальной военной операции
Минпросвещения России,
Президентский фонд культурных инициатив
доклад в Правительство Российской Федерации
1 ноября 2025 г.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области