ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 сентября 2021 г. N 2613-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года.
2. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработать проект плана мероприятий по реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года и представить его в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2022 г.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации:
разработать комплекс мер, направленных на развитие креативных (творческих) индустрий;
учитывать положения Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года при разработке региональных стратегий социально-экономического развития.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 сентября 2021 г. N 2613-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ (ТВОРЧЕСКИХ) ИНДУСТРИЙ И МЕХАНИЗМОВ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Концепция развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи, приоритеты, принципы, направления и механизмы государственной поддержки креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации.
Концепция разработана с учетом положений Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", и направлена на достижение целей, задач и приоритетов пространственного развития Российской Федерации, определенных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.
Реализация Концепции будет способствовать достижению следующих национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
возможность для самореализации и развития талантов;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
цифровая трансформация.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство в сфере культуры, поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
"креативная экономика" - тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности - научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности. Ядром креативной экономики являются креативные (творческие) индустрии;
"креативный кластер" - взаимосвязанные организации и предприятия, размещенные на территории компактно расположенных объектов недвижимости. Креативные кластеры развиваются управляющей компанией под единым брендом и объединяют резидентов (арендаторов) из секторов креативных (творческих) индустрий, субъектов креативного (творческого) предпринимательства в целом, имеют необходимую инфраструктуру для творческой и (или) предпринимательской деятельности, являются центром для создателей и потребителей творческого продукта и позитивно воздействуют на территорию своего присутствия;
"креативные (творческие) индустрии" - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность, а также способствующие формированию гармонично развитой личности и росту качества жизни российского общества.
К креативным (творческим) индустриям относятся в том числе:
индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность);
индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.);
современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.);
прикладные креативные (творческие) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.).
С точки зрения территориальной привязки субъектов креативных (творческих) индустрий можно выделить:
"локальные креативные (творческие) индустрии" - совокупность субъектов, деятельность которых направлена преимущественно на создание рабочих мест, обустройство и достижение привлекательности, в том числе туристской, конкретных территорий;
"инвестиционные креативные (творческие) индустрии" - совокупность субъектов, деятельность которых направлена на создание и (или) использование результатов творческой деятельности, преимущественно не связанных с конкретной местностью или способом производства. Консолидированным показателем развития субъектов в таких индустриях является объем инвестиций в основной капитал и формирование нематериальных активов, а влияние на другие сектора экономики обусловлено мультипликативным эффектом от использования принадлежащей им интеллектуальной собственности;
"креативный (творческий) инкубатор" - отдельный вид бизнес-инкубатора, специализирующегося на поддержке и развитии креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства в целом. Задачи креативного (творческого) инкубатора заключаются в содействии и оказании услуг, необходимых для формирования устойчивого бизнеса, доработке и актуализации творческой идеи для соответствующего вида предпринимательской деятельности;
"креативное (творческое) предпринимательство" - экономическая деятельность, направленная на получение прибыли за счет создания и (или) использования результатов интеллектуальной деятельности и являющаяся необходимой платформой и ресурсом для формирования и развития креативных (творческих) индустрий;
"экосистема креативных (творческих) индустрий" - совокупность институциональных условий и механизмов взаимодействия субъектов, участвующих в формировании и развитии креативных (творческих) индустрий, включая производство, дистрибуцию и популяризацию креативных (творческих) товаров и услуг, а также подготовку кадров.
II. Основные тенденции развития креативных
(творческих) индустрий
В соответствии с подходами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) креативные (творческие) индустрии сочетают создание, производство и коммерциализацию товаров и услуг, которые преимущественно основаны на использовании результатов интеллектуальной деятельности.
По состоянию на 2020 год ярко прослеживается ряд глобальных трендов:
основную долю добавленной стоимости различных товаров и услуг во все большем количестве секторов экономики обеспечивают именно результаты интеллектуальной, творческой деятельности;
во всех видах творческой деятельности активно распространяются дистанционные формы работы, а доступность результатов такой работы для создания новых товаров и услуг крайне высока вследствие масштабного внедрения информационно-телекоммуникационных технологий;
распространение и воспроизводство многих товаров и услуг происходит исключительно в цифровой среде, а унификация материальных производств и развитая транспортная система сделали рынки глобальными.
Кризис, связанный с пандемией и сопутствующими ей экономическими, технологическими и социальными процессами, определил ряд структурных изменений, которые делают своевременным принятие Концепции. Так, форсированная цифровизация и трансформация структуры занятости населения в целом способствуют росту сектора креативной экономики и увеличению его доли в национальной экономике даже в кризисных условиях.
Согласно прогнозам в среднесрочном периоде развитие цифровых технологий (в том числе технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, современных технологий производств) приведет к сокращению до половины существующих рабочих мест.
Одним из наиболее перспективных направлений сохранения рабочих мест и создания новых являются креативные (творческие) индустрии, неразрывно связанные с творческой деятельностью человека, которая не может быть автоматизирована. Кроме того, сектор креативных (творческих) индустрий открывает широкие возможности для альтернативной занятости, в том числе для женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально в период кризисных явлений в экономике.
Сектор креативных (творческих) индустрий обладает потенциалом создания высокой добавленной стоимости, что делает его привлекательным как для предпринимателей, так и для инвесторов. Для многих направлений сектора характерен относительно низкий барьер входа на рынок, что дает возможность развития своего дела широким слоям населения (в том числе женщинам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, людям, проживающим в сельской местности и в малых городах), позволяет преодолеть ограничения развития, связанные с недостаточным объемом локального рынка и удаленностью места проживания предпринимателя, сохранять человеческий капитал в регионах и муниципальных образованиях, обеспечить сбалансированное территориальное развитие.
Таким образом, креативные (творческие) индустрии можно отнести к гуманитарным секторам экономики.
Сектор креативных (творческих) индустрий обеспечивает значимый вклад в мировую экономику: средняя доля сектора креативных (творческих) индустрий в мировом ВВП составляет 6,6 процента, в развитых странах эта доля достигает 8 - 12 процентов при среднегодовом росте в 15 процентов, что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики (прогнозируется сохранение этой тенденции в среднесрочном периоде).
Однако в Российской Федерации, несмотря на высокий уровень образованности, развития науки и богатое историческое, культурное наследие, потенциал сектора креативной экономики недостаточно реализован - доля креативных (творческих) индустрий в экономике Российской Федерации составляет лишь 2,23 процента.
Вместе с тем сектор креативных (творческих) индустрий в силу отсутствия привязки к локальному рынку, и обладая существенным экспортным потенциалом, растет.
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года одной из основных проблем пространственного развития Российской Федерации является недостаточное количество центров экономического роста для обеспечения ускорения экономического роста Российской Федерации.
К числу основных проблем пространственного развития Российской Федерации также отнесены высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре экономик субъектов Российской Федерации, а также низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупных и крупнейших городских агломераций.
С учетом этих тенденций при реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года необходимо фокусироваться и выбирать в качестве приоритетов поддержки виды предпринимательства, базирующиеся на использовании результатов творческой, интеллектуальной деятельности, вне зависимости от конкретных видов экономической деятельности, отраслей экономики и (или) доли материальной (производственной) составляющей в итоговом товаре и услуге.
Приоритетами деятельности органов государственной власти всех уровней должно стать увеличение доли такого предпринимательства во всех секторах экономики и особенно в тех, которые определены как перспективные экономические специализации субъектов Российской Федерации, а также поэтапное включение креативных (творческих) индустрий в число таких специализаций.
Развитие креативных (творческих) индустрий как в стоимостном плане, так и в объеме влечет за собой мультипликативный экономический эффект, выражающийся в том числе в:
расширении налогооблагаемой базы за счет выхода более качественной, клиент-ориентированной продукции и услуг с большей добавленной стоимостью на местные, региональные и международные рынки;
создании новых рабочих мест как в локальных креативных (творческих) индустриях, так и в инвестиционных креативных (творческих) индустриях и росте вклада креативных (творческих) индустрий в экономику страны в целом;
сокращении диспропорций социально-экономического развития, в том числе отставания уровня жизни населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов, повышении уровня комфортности городской среды, в том числе в крупных и крупнейших городских агломерациях, за счет использования потенциала креативных (творческих) индустрий;
повышении туристической привлекательности территорий субъектов Российской Федерации, содействии узнаваемости отечественных брендов, создании позитивного имиджа страны за рубежом, росте туристического и инвестиционного потенциала как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов.
III. Проблемы и барьеры развития креативных
(творческих) индустрий
Понятие креативных (творческих) индустрий непосредственно связано с региональной и национальной спецификой, отличается от страны к стране, универсального прикладного понимания креативных (творческих) индустрий в мире не существует. В результате простые, очевидные и сквозные для всех отраслей экономики критерии распознавания компаний, которые относятся к сектору креативной экономики, отсутствуют.
Меры государственной поддержки (малого и среднего бизнеса, промышленности, экспорта) сформированы для приоритетных отраслей индустриальной экономики и не учитывают специфику развития креативных (творческих) индустрий.
В частности, на всех уровнях государственной власти стимулируется приобретение основных средств и оборудования (субсидируются процентные ставки и пр.), но не субсидируется оплата труда, что составляет основу затрат сектора креативной экономики. Создание экосистем поддержки инноваций при всей схожести ориентировано исключительно на технологические проекты (IT-сектор, медицина, фармацевтика, энергетический кластер и пр.).
Федеральные, региональные и муниципальные программы, за счет которых возможна поддержка, разрознены и не скоординированы. Ведомственный характер финансовых инструментов приводит к тому, что большинство перспективных компаний, создающих продукты на стыке культуры, цифровых технологий, промышленности, оказываются "вне контура" внимания государства.
Налоговое законодательство Российской Федерации и система налогового администрирования не в полной мере учитывают специфику креативного (творческого) предпринимательства - особые механизмы поощрения авторов, а также то, что оборот интеллектуальных прав на стадии создания товара и (или) услуги не создает добавленной стоимости, а монетизация результатов творческого труда происходит, как правило, в момент потребления конечного продукта.
Креативные (творческие) индустрии сталкиваются с невозможностью однозначно определить оптимальный режим налогообложения создаваемых продуктов и услуг, у предпринимателей возрастают риски переквалификации сделок, административных штрафов и других санкций.
Креативные (творческие) индустрии критически зависят от защищенности и эффективности управления интеллектуальной собственностью. Однако существующие режимы оборота интеллектуальных прав, государственной регистрации сделок с такими правами и механизмы их защиты не позволяют многократно увеличить количество оборачиваемых результатов.
Недостаточно развиты современные инструменты контрактации и заключения лицензионных договоров, механизмы отслеживания нарушений исключительных прав как в онлайн (незаконное использование товарных знаков, распространение копий авторских моделей одежды или цифрового контента), так и в офлайн ("материальный" контрафакт и ввоз продукции, нарушающей интеллектуальные права российских компаний, с других территорий). Недостаточно развита судебная практика в части использования доказательной базы, особенно в цифровой среде, объективного и обоснованного определения размера ущерба.
Инфраструктура для развития креативного (творческого) предпринимательства и формирования устойчивых креативных (творческих) индустрий в регионах недостаточно развита. Креативные кластеры, несмотря на высокие риски этого вида предпринимательства, ставятся в один ряд с бизнес- и торговыми центрами.
Объем средств, как грантовых, так и возвратных (венчурных, инвестиционных) недостаточен для ускоренного развития креативного (творческого) предпринимательства. По данным рейтинга банков за 2018 год и Бюллетеня о текущих экономических тенденциях российской экономики N 43, инвестиции в создание нематериальных активов за счет кредитов банков не превышают 0,05 процента. Основным источником квазиинвестиций в развитие креативного (творческого) предпринимательства и поддержки креативных (творческих) индустрий по-прежнему остаются государственные программы, однако их доля в общем потоке инвестиций в экономику составляет не более 0,1 процента (23,4 и 26,8 млрд. рублей в 2018 году и 2019 году соответственно).
Регионы и города Российской Федерации крайне неравномерно включены в процесс развития креативных (творческих) индустрий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, зачастую конкурируют между собой вместо развития уникальной специализации и кооперации с учетом сильных сторон друг друга, а подавляющая наблюдаемая статистикой часть результатов интеллектуальной деятельности создается в г. Москве.
Крайняя степень неравномерности в оформлении прав на результаты интеллектуальной деятельности и извлечения коммерческого эффекта ведет к негативным последствиям - переезду людей в столичные регионы, расслоению и угрозе потери единого культурно-образовательного пространства, утраты возможностей экономического развития ряда территорий.
Глобальный характер сектора креативной экономики имеет в качестве оборотной стороны масштабный характер конкуренции за творческие и (или) предпринимательские кадры. Недостаточное внимание развитию и усилению присутствия российских товаров и услуг с высокой долей творческой, интеллектуальной составляющей на глобальных рынках создает риски оттока капитала и наиболее талантливой мобильной молодежи.
Креативные (творческие) индустрии в России не обеспечивают в полной мере потребности внутреннего рынка, чья емкость превышает возможности отечественных креативных (творческих) индустрий. Дефицит предложения покрывается за счет импорта, который незначительно сократился с 2015 года преимущественно за счет неблагоприятного изменения курса валют.
Значительные расстояния и рассредоточенность людей, обладающих необходимыми творческими, исследовательскими, инженерными и предпринимательскими компетенциями, препятствуют созданию целостного, устойчивого и успешного бизнеса (необходимая "критическая масса" специалистов во многих регионах отсутствует).
Этот же вызов создает препятствия для распространения успешного опыта и практик по всей территории страны - расширению рынка культурных практик, технологическому трансферу.
IV. Цели, задачи, приоритеты и принципы государственной
политики развития креативных (творческих) индустрий
и креативного (творческого) предпринимательства
Целью Концепции является развитие национальной креативной экономики, основанной на человеческом капитале и историко-культурном наследии народов Российской Федерации.
Концепция определяет необходимый и достаточный набор механизмов для государственной поддержки креативного (творческого) предпринимательства в целом, а также создания необходимых условий для формирования и устойчивого развития креативных (творческих) индустрий с учетом "умной" специализации территорий.
Механизмы, определенные Концепцией, в равной степени реализуются не только в крупных и крупнейших городских агломерациях, но и в малых городах, и на сельских территориях с учетом присущих таким городам и территориям историко-культурных традиций, материального и нематериального наследия.
Для достижения указанной цели необходимо решить в том числе следующие задачи:
определить ключевые параметры развития экосистемы креативных (творческих) индустрий, в том числе:
исследовать сектор креативных (творческих) индустрий и оценить состояние креативной экономики в Российской Федерации в целом;
определить приоритетные креативные (творческие) индустрии в каждом субъекте Российской Федерации с учетом особенностей и народных традиций, присущих конкретной территории (локальной идентичности), а также создать условия для развития таких креативных (творческих) индустрий;
проанализировать и систематизировать действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях меры поддержки креативных (творческих) индустрий, определить наиболее эффективные решения и пробелы в таких мерах;
создать условия для производства, распространения и популяризации товаров и услуг отечественных креативных (творческих) индустрий, в том числе:
определить подходы к совершенствованию нормативно-правового регулирования и финансового обеспечения креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства;
определить правовые параметры использования и коммерциализации неиспользуемых объектов организаций народных художественных промыслов и объектов культурного наследия для ведения предпринимательской деятельности;
создать доступную и территориально равномерную инфраструктуру для креативных (творческих) индустрий, включающую креативные кластеры, креативные (творческие) инкубаторы, центры коллективного пользования специальным оборудованием;
создать инклюзивную институциональную среду и инфраструктуру, обеспечивающую творческую самореализацию и трудоустройство в секторе креативных (творческих) индустрий женщин, молодежи, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья;
стимулировать рост числа предпринимателей, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, а также увеличение количества рабочих мест в креативных (творческих) индустриях;
содействовать созданию и внедрению современных цифровых технологий для создания (производства) и распространения товаров и услуг отечественными креативными (творческими) индустриями;
разработать меры по развитию системы образования и развития компетенций, необходимых для креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства, в том числе созданию благоприятных условий для самореализации женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
развивать международное сотрудничество в области креативных (творческих) индустрий, включая развитие приграничного сотрудничества в секторе креативной экономики, содействовать экспорту товаров и услуг отечественных креативных (творческих) индустрий.
Приоритетами государственной политики в сфере развития креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства являются:
создание благоприятной среды (экосистемы) для креативного (творческого) предпринимательства, включая:
создание условий для производства современного оборудования и материалов для креативных (творческих) индустрий, а также информационных систем, сервисов и платформ;
создание условий для развития креативных (творческих) профессий в индустриях, не относящихся к креативным (творческим);
создание условий, облегчающих доступ товаров и услуг отечественных креативных (творческих) индустрий на рынок, в том числе международный, обеспечивающих их продвижение и популяризацию;
формирование инклюзивной среды и инфраструктуры для творческой самореализации женщин, молодежи, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование системы образования и развития компетенций в сфере креативных (творческих) индустрий;
создание новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, обусловленной использованием результатов творческой, интеллектуальной деятельности, повышение капитализации нематериальных активов российского бизнеса;
увеличение экспорта (расширение рынков) таких продуктов и (или) интеллектуальных прав;
ускоренный переход к новым направлениям "умной специализации" регионов, своевременное формирование адекватных тенденциям культурного и научно-технологического развития социально-экономических специализаций;
изменение структуры занятости на территориях субъектов Российской Федерации, обеспечение устойчивости такой занятости и рост налогооблагаемой базы;
повышение уровня экономической связанности и кооперации субъектов Российской Федерации, использование "сильных" сторон (ориентир на "умную специализацию") специализации регионов;
сохранение исторического, культурного наследия, айдентики, традиционных рецептов, включая локальный культурный контекст и сырье, возрождение и развитие народных художественных промыслов, их делокализация и масштабирование, воспроизводство в современных товарах и услугах;
повышение уровня культурной связности посредством воссоздания в исторических поселениях памятников истории и культуры, исторически ценных градоформирующих объектов, развитие сети историко-культурных заповедников и обеспечение роста циркуляции туристов и представителей креативных (творческих) индустрий между территориями;
инициирование и (или) встраивание в национальные и международные творческие, технологические, производственно-экономические сети и платформы, в том числе совместно с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и международной сетью креативных регионов DC Network;
инициирование совместно с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создания проекта в сфере поддержки креативных (творческих) индустрий, направленных на развитие и создание сети территорий сохранения и развития традиций и уклада бытования, с учетом опыта стран, входящих в состав Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
предотвращение оттока талантов и переход к положительному миграционному и туристическому "сальдо".
Государственная политика в сфере развития креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства базируется на следующих принципах:
принцип "баланса" - обеспечение государственной поддержки как инициативного креативного (творческого) предпринимательства, так и предпринимательства, соответствующего приоритетам перспективной экономической специализации субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом (отдельных индустрий), а также баланса при развитии необходимой инфраструктуры;
принцип "экосистемного подхода" - обеспечение полноты и доступности всех механизмов поддержки креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства на территориях субъектов Российской Федерации, включая не только культурную и экономическую составляющую, но все области и аспекты деятельности;
принцип "инвариантности поддержки" - обеспечение доступности механизмов поддержки для всех типов организаций - как коммерческих, так и некоммерческих, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан;
принцип "координации" - синхронизация деятельности по поддержке и "бесшовная" стыковка механизмов поддержки креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства органами всех ветвей государственной власти;
принцип "стимулирования роста инвестиций" - обеспечение изменений экономических показателей, в первую очередь объемов инвестиции в основной капитал креативных (творческих) индустрий и стимулирование в случаях, когда это возможно, их перехода из категории локальных креативных (творческих) индустрий в категорию инвестиционных креативных (творческих) индустрий;
принцип "преемственности и инноваций" - опора на этнокультурные, исторические особенности и традиции, включая гарантии прав коренных малочисленных народов, в том числе при создании и масштабировании современных товаров и услуг;
принцип "локализации" - сохранение регионального размещения креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства при глобализации и расширении рынка, в том числе выхода на сетевые и (или) международные платформы.
V. Основные направления государственной поддержки
развития креативных (творческих) индустрий и креативного
(творческого) предпринимательства
Основой всех механизмов государственной поддержки развития креативных (творческих) индустрий является закрепление в законодательстве Российской Федерации понятий, необходимых для развития института креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства.
Для ускоренного формирования креативного (творческого) предпринимательства на базе имеющихся учреждений культуры целесообразно закрепить право таких учреждений на создание малых инновационных предприятий по аналогии с механизмом создания таких предприятий в сферах образования и науки.
Это позволит усилить роль существующих учреждений культуры для развития новой креативной (творческой) предпринимательской деятельности, при этом не подменяя ее, а также снизить нагрузку на бюджетную систему.
Государственная поддержка развития креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
создание территориальной инфраструктуры креативного (творческого) предпринимательства как общего назначения, включая социальную, так и специальной (профессиональной) инфраструктуры, ориентированной на конкретные виды творческой и (или) предпринимательской деятельности;
развитие системы знаний и компетенций как творческого, так и предпринимательского характера, включая приглашение специалистов как из России, так и из-за рубежа, для передачи неформализованных знаний и навыков;
формирование системы информационного обеспечения, включающей в том числе возможность коммерческого и некоммерческого использования элементов историко-культурного, нематериального наследия;
формирование финансовой инфраструктуры, ориентированной на различные стадии зрелости креативного (творческого) предпринимательства, включая "посевную стадию" (малые гранты), стадию обеспечения устойчивости (венчурную) и стадию масштабирования (выхода на новые рынки);
проработка предложений по уточнению механизмов налогообложения, в том числе совместно с субъектами Российской Федерации, по региональным и местным налогам и налогового администрирования с учетом специфики креативного (творческого) предпринимательства в части создания, распространения продуктов с высокой долей творческого труда, создания специализированной инфраструктуры;
развитие системы сервисного обеспечения правовой охраны сделок с интеллектуальными правами и защиты прав результатов интеллектуальной деятельности в онлайн- и офлайн-средах, иных необходимых правовых и финансовых услуг;
создание экосистем, привлекательных для концентрации талантов, реализации амбициозных общественно-государственных проектов, требующих активной коммуникации и взаимодействия различных людей, территорий, институтов;
развитие экспортной инфраструктуры - сервисное сопровождение экспансии товаров и услуг, содействие экспорту интеллектуальных прав на глобальные рынки.
Создание территориальной инфраструктуры осуществляется посредством реализации в формате государственно-частного партнерства проектов реновации существующих городских жилых районов, скоординированного планирования и развития зеленых насаждений, образующих в том числе рекреационные зоны крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, а также развитие локальных мультимодальных транспортных систем.
Специализированная (профессиональная) инфраструктура для креативного (творческого) предпринимательства формируется за счет:
содействия выводу крупных устаревших промышленных предприятий, находящихся в историческом фонде, из центральных частей городов и переводу освободившихся объектов в статус креативных кластеров как определенного типа (кино, анимация, архитектура, дизайн и т.д.), так и кросс-дисциплинарных;
содействия построению полных цепочек создания и дистрибуции товаров и услуг с высокой долей творческого труда;
оснащения специальных объектов современным, в том числе высокотехнологичным, оборудованием (съемочных и (или) выставочных павильонов, звукозаписывающих студий, дата-центров, помещений для деловой коммуникации и образования), получающих статус центров коллективного пользования;
обеспечения полноценного доступа к цифровой инфраструктуре, соответствующей специфическим потребностям креативных секторов (сервисы в сфере интеллектуальной собственности, платформы монетизации творческих продуктов, краудинвестинговые платформы, сервисы консультационной, в том числе правовой и бухгалтерской, поддержки стартапов в соответствующей сфере предпринимательства).
Соответствующая инфраструктура должна включать специализированные центры, решающие логистические, продюсерские и дистрибьюторские задачи, задачи управления коллективными товарными знаками, брендами территорий, включая наименования мест происхождения товаров и географические указания, информационно-рекламную поддержку.
При формировании территориальной инфраструктуры целесообразно предусмотреть инклюзивную среду и специализированные решения для творческой самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Система развития знаний и компетенций как творческих, так и предпринимательских, включает:
развитие креативности, творческого мышления как навыка, а также знакомство с практиками креативных (творческих) индустрий в рамках основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных общеобразовательных программ;
внедрение практикоориентированных курсов по созданию и (или) продюсированию творческих продуктов, осуществлению предпринимательской деятельности в образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, расширение перечня таких образовательных программ и увеличение контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям в сфере креативных (творческих) индустрий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
увеличение объемов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей в сфере креативных (творческих) индустрий, а также инклюзивного трека и доступной образовательной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение общественно-профессиональной аккредитации дополнительных профессиональных программ для преподавателей среднего профессионального образования и педагогов дополнительного образования детей в сфере культуры и креативных (творческих) индустрий, формирование реестра таких программ;
содействие прохождению преподавателями в сфере креативных (творческих) индустрий раз в 3 года стажировок в ведущих креативных компаниях;
реализацию просветительских и образовательных проектов по основам предпринимательства, в том числе навыкам защиты и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности;
субсидирование приглашения специалистов-практиков как из Российской Федерации, так и из-за рубежа для участия в креативных (творческих) предпринимательских проектах, в том числе для непосредственной передачи актуальных навыков и знаний, необходимых для работы на глобальном рынке;
субсидирование "креативных стажировок" - программ, по которым молодые специалисты проходят стажировку и (или) практику в успешных российских и зарубежных организациях, инфраструктурных площадках сектора креативной экономики, а также в специализированных образовательных организациях и у конкретных мастеров-наставников;
создание креативных (творческих) инкубаторов на базе как творческих, так и иных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Система информационного обеспечения, включающая возможность коммерческого и некоммерческого использования элементов историко-культурного, нематериального наследия, формируется за счет создания цифровых копий широкого круга архивных, музейных коллекций, объектов нематериального наследия и закрепления прав на такие цифровые копии за хранителями соответствующих ценностей, а также их использования для создания современных товаров и услуг.
Финансовая инфраструктура образуется региональными и федеральными фондами и институтами развития. "Бесшовная" поддержка креативного (творческого) предпринимательства и безбарьерный переход между различными источниками поддержки обеспечивается за счет общей системы критериев отнесения к креативному (творческому) предпринимательству (вне зависимости от той или иной индустрии) и коллективного договора о взаимном признании экспертизы и оценки эффективности проекта на предыдущей стадии.
Особенностью финансовой инфраструктуры, ориентированной на креативные секторы, должна стать интеграция финансовых организаций, частных инвесторов и региональных органов власти для разработки новых моделей инвестирования и инвестиционных продуктов (специальные инвестиционные фонды, краудфандинг и краудинвестинг, опционные модели и т.д.).
Кроме того, необходимо обеспечить информационный обмен между креативным (творческим) предпринимательством и инвесторами (например, создание питчинг-площадок креативных стартапов и развивающегося бизнеса).
Стадию масштабирования креативного (творческого) предпринимательства обеспечивает институт залога исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для его реализации необходимы:
внесение изменений в законодательство Российской Федерации, определяющих механизмы регистрации такого залога;
проработка вопроса, предусматривающего уточнение положений нормативных и методических документов, позволяющее банкам гибко оценивать качество залога интеллектуальных прав;
создание государственных, в том числе региональных гарантийных фондов, обеспечивающих резервы на покрытие возможных рисков невозврата кредитов.
Необходимым элементом финансовой инфраструктуры является поддержка саморегулируемых организаций, вырабатывающих стандарты работы креативных (творческих) индустрий, системы обеспечения качества и оценки стоимости креативных (творческих) товаров, услуг, а также интеллектуальных прав.
Поддержка креативного (творческого) предпринимательства предполагает работу в следующих направлениях:
регулирование сделок с интеллектуальными правами для креативных (творческих) индустрий на основе подходов, апробированных в отдельных отраслях (кинопроизводстве, разработке программного обеспечения, изобретательстве);
выплаты "справедливых вознаграждений" (компенсационных вознаграждений) авторам, включая изобретателей;
содействие экспорту интеллектуальной собственности при условии несения экспортером затрат на надлежащую правовую охрану в странах экспорта;
стимулирование внебюджетных инвестиций, в том числе через краудинвестинговые платформы в креативные (творческие) индустрии и снижение их зависимости от бюджетной поддержки.
Система сервисного обеспечения охраны прав интеллектуальной деятельности и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности может развиваться за счет реализации проектов в форме государственно-частного партнерства, в том числе на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры управления правами на результаты творческой деятельности, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 378 "О создании Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2021 г. N 1644 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности".
В качестве ключевых сервисов различными компаниями развиваются и предоставляются сервисы депонирования, фиксации авторских и смежных прав, цифровые сервисы по защите и охране прав на результаты интеллектуальной деятельности на территории Евразийского экономического союза и в других странах, сервисы формирования "портфелей прав", сделок с ними, включая коммерческую концессию, франчайзинг.
Списки лицензиатов используются для проактивного удаления и (или) блокировки нелегального контента и сведений о промышленных товарах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с участием операторов поисковых систем, органов судебной власти и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Аналогичные сервисы строятся для товарных рынков с участием Федеральной таможенной службы, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Для случаев, когда управление интеллектуальными правами затруднено или когда оценить потенциал дохода продукта на стадии формирования творческого результата, лежащего в его основе, невозможно, расширяются механизмы "справедливых вознаграждений" - поощрительных стимулирующих выплат авторам, создателям наиболее востребованных произведений и иных результатов.
Формирование экосистем для концентрации талантов осуществляется посредством реализации амбициозных сетевых общественно-государственных проектов в следующих направлениях:
архитектура, современное градостроительство и "умный" город (поселок);
цифровые продукты и технологии для получения нового культурного опыта - путешествий, доступа к музейным коллекциям, выставкам, архитектурным и ландшафтным памятникам как в режиме виртуальной, так и дополненной реальности (задача - сбалансировать рынки услуг, доступные в реальной среде, а также виртуальной и дополненной реальности для обеспечения устойчивости креативной экономики в ситуациях, аналогичных локдауну 2020 года);
разработки "человекоцентричных" продуктов - функционального питания (гастрономия, "дизайн еды"), современной одежды, средств мониторинга здоровья и здоровьесбережения, медиаконтента и развлечений, включая разнообразные события и фестивали.
Соответствующие проекты реализуются посредством сочетания креативного (творческого) и технологического предпринимательства в симбиозе с реализацией Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Национальной технологической инициативы.
Сервисное сопровождение экспансии товаров и услуг, экспорта интеллектуальных прав на глобальном рынке создается в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" и включает:
поддержку участия в профессиональных выставках и международных конкурсах, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
содействие в охране и защите интеллектуальных прав на зарубежных рынках, распространении (дистрибуции) продуктов на международных и зарубежных платформах;
содействие международному франчайзингу, образованию экспортных консорциумов;
взаимодействие с деловыми акселераторами и объединениями, международным инвестиционным сообществом.
Перечисленные меры могут применяться как к широкому кругу креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства, так и адресно с учетом следующих критериев:
определенной группы креативных (творческих) индустрий с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД);
видов результатов интеллектуальной деятельности, которые используются при создании продукта (товара, услуги);
определенной стадии развития бизнеса в соответствии с международной классификацией стадий бизнеса GEM;
конкретного социального портрета предпринимателя (социальное, женское, молодежное предпринимательство и пр.).
VI. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечивается согласованными действиями федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, предпринимательского и профессионального сообществ.
Основным механизмом реализации Концепции является план ее реализации, разрабатываемый Министерством культуры Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, организациями, предусматривающий конкретные мероприятия, в том числе по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации и национальные проекты, а также порядок координации деятельности и взаимодействия в сфере креативных (творческих) индустрий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Для эффективной реализации Концепции необходима проработка возможности корректировки отдельных мероприятий национальных проектов и государственных программ, в том числе:
развитие территориальной инфраструктуры креативных (творческих) индустрий осуществляется в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", федерального проекта "Дорожная сеть" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", государственных программ Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и "Комплексное развитие сельских территорий";
развитие финансовой инфраструктуры обеспечивается в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", федерального проекта "Системные меры по повышению производительности труда" национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", а также государственных программ Российской Федерации "Содействие занятости населения" и "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
реализация необходимого сервисного обеспечения для управления и защиты прав интеллектуальной собственности в рамках федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", государственной программы Российской Федерации "Информационное общество";
поддержка кооперации и экспорта в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт", государственных программ Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и "Развитие внешнеэкономической деятельности".
Для формирования полноценной институциональной среды для развития креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства необходимо задействовать в том числе следующие программы и организационные инструменты:
развитие системы налогообложения и налогового администрирования - федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", механизм управления системными изменениями предпринимательской среды "Трансформация делового климата";
обеспечение доступа к информации, включая нематериальное и историко-культурное наследие, - национальные проекты "Наука и университеты", "Культура", а также государственные программы Российской Федерации "Развитие культуры" и "Реализация государственной национальной политики";
развитие знаний и компетенций - национальный проект "Образование", государственная программа Российской Федерации "Развитие образования";
обеспечение условий для концентрации талантов в субъектах Российской Федерации, крупнейших и крупных городских агломерациях - национальные проекты "Наука и университеты" и "Культура", приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды", государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Мероприятия по реализации Концепции учитываются при формировании и корректировке национальных проектов и государственных программ Российской Федерации. Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, выделения специального направления грантовой поддержки, а также за счет внебюджетных источников.
VII. Сценарии развития креативных (творческих) индустрий
и этапы реализации Концепции
С учетом положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года при реализации Концепции возможны два альтернативных сценария развития креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации - инерционный или форсированный (целевой).
Инерционный сценарий развития креативных (творческих) индустрий предполагает сохранение текущих тенденций и слабый, естественный рост сектора креативной экономики.
Форсированный (целевой) сценарий предполагает скоординированную реализацию мероприятий в рамках направлений и с учетом принципов и механизмов, определенных Концепцией, и предусматривает существенное увеличение вклада креативных (творческих) индустрий в национальный ВВП, рост экспорта креативных (творческих) товаров и услуг, рост числа рабочих мест в секторе креативной экономики и количества субъектов, относящихся к креативному (творческому) предпринимательству, их широкое сотрудничество с организациями культуры любой ведомственной принадлежности и форм собственности, хозяйственное освоение и вовлечение в оборот объектов материального и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, развитие всех направлений культурной деятельности.
Реализация Концепции осуществляется в два этапа. На первом этапе предполагается введение необходимых критериев креативного (творческого) предпринимательства, реализация аналитических, проектных и организационных мероприятий. На втором - реализация крупных сетевых общественно-государственных проектов, способствующих концентрации и реализации талантов, достижению мультипликативного эффекта от создаваемых результатов интеллектуальной деятельности и статистически заметное увеличение показателей инвестиций в основной капитал.
VIII. Ожидаемые результаты и мониторинг реализации Концепции
Мониторинг реализации Концепции осуществляется в рамках общего мониторинга реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, в том числе:
при оценке объемов нематериальных активов и динамики налоговой базы по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
по показателям инвестиций в основной капитал по экономике субъектов Российской Федерации в целом, а также в соответствии с их перспективными экономическими специализациями;
исходя из динамики валового регионального продукта.
Применяются существующие подходы к оценке прибыли и доходов субъектов креативного (творческого) предпринимательства, торговли творческими товарами и услугами, а также занятости в креативном (творческом) предпринимательстве. Для полноты представления об изменении структуры экономики оценивается "креативная интенсивность" традиционных секторов экономики (инвестиции в нематериальные активы, доля работников творческого труда).
С учетом формирования унифицированных критериев креативного (творческого) предпринимательства и креативной (творческой) индустрии разрабатывается и реализуется новая модель статистического наблюдения, в том числе основанная на анализе больших массивов данных Федеральной налоговой службы, сведений о сделках с интеллектуальными правами и иных данных. С учетом международного опыта также формируется система статистического сопоставления, позволяющего репрезентативно сравнивать российские показатели с аналогичными показателями других стран.
Для оценки качества государственного регулирования и сервисного обеспечения креативного (творческого) предпринимательства и условий формирования и роста соответствующих креативных (творческих) индустрий разрабатывается индекс креативного потенциала территорий (возможности экономического роста креативных (творческих) индустрий в конкретной локации), индекс наличия (полноты, доступности, эффективности) механизмов государственной поддержки.
Системная государственная поддержка креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации должна обеспечить:
увеличение доли креативных (творческих) индустрий в экономике Российской Федерации с 2,21 процента до 3 процентов к 2024 году, до 6 процентов - к 2030 году;
изменение структуры занятости населения - увеличение доли занятости в креативных (творческих) профессиях, в том числе женщин, молодежи, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья с 4,67 процента до 12 процентов - к 2024 году, до 15 процентов - к 2030 году;
импортозамещение креативных (творческих) продуктов и услуг: снижение отрицательного сальдо экспорта-импорта на 50 процентов в 2024 году к уровню 2023 года и достижение положительного сальдо экспорта-импорта к 2030 году (в настоящий момент экспорт креативных услуг составляет 7,4 млрд. долларов США, импорт - 10,4 млрд. долларов США; креативных товаров - 1,7 и 5,7 млрд. долларов США соответственно);
рост доли креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства в Российской Федерации в целом в структуре мирового экспорта до 2,3 процента к 2024 году и до 3,5 процента к 2030 году.
Реализация Концепции в субъектах Российской Федерации должна обеспечить:
конкурентоспособность экономик субъектов Российской Федерации и миграционную привлекательность для квалифицированных творческих кадров, в том числе международных кадров, предотвратить отток талантливой молодежи;
рост налогооблагаемой базы за счет смещения производственных затрат на выплаты персоналу.
Для граждан основным результатом реализации Концепции должно стать изменение качества жизни, возможность вовлечения талантов в национальную экономику, получение экономических выгод от инвестиций в человеческий капитал и творческий труд.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области