ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 декабря 2024 г. N 3875-р
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Алтайского края на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа).
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется Минэкономразвития России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Минэкономразвития России:
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить взаимодействие с Правительством Алтайского края по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Минфину России представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России данные по целевому показателю "Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации", предусмотренному приложением N 1 к индивидуальной программе.
6. Рекомендовать Правительству Алтайского края:
предусматривать в бюджете Алтайского края необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;
средства, предусмотренные на реализацию мероприятий индивидуальной программы, направлять на поддержку инвестиционных проектов, у получателей средств которых отсутствует возможность получать иные федеральные меры поддержки;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить совместно с территориальными органами Казначейства России казначейское сопровождение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий индивидуальной программы, в том числе доведение средств федерального бюджета до конечного получателя субсидий (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 декабря 2024 г. N 3875-р
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА 2025 - 2030 ГОДЫ
I. Общие положения
Алтайский край - субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа.
В Алтайском крае проживает 2,1 млн. человек (22-е место в Российской Федерации и 5-е место в Сибирском федеральном округе), из них 41,5 процента - сельское население.
В регионе имеются запасы разнообразных природных ресурсов и уникальные месторождения яшмы, малахита, порфиров, мрамора, гранита, строительных материалов. При этом доля добывающей промышленности по итогам 2022 года составляла 0,7 процента (по Российской Федерации - 14,5 процента).
Экономика Алтайского края диверсифицирована. В структуре валового регионального продукта по итогам 2022 года промышленность занимала 22,6 процента, сельское хозяйство - 15,8 процента.
Валовой региональный продукт на душу населения в 2022 году составлял 440,9 тыс. рублей (69-е место среди субъектов Российской Федерации).
Основными социально-экономическими показателями Алтайского края за 2020 - 2024 годы являются:
темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, за 2024 год - 111,6 процента к 2020 году;
темп роста реального среднедушевого денежного дохода населения за 2024 год - 111,5 процента к 2020 году;
уровень бедности сократился с 17,6 процента в 2019 году до 13,6 процента в 2024 году;
уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, не превысил 5,7 процента.
II. Ключевые проблемы социально-экономического развития
Алтайского края
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Алтайском крае в 2023 году составила 13,3 процента, что в 1,6 раза превышает значение указанного показателя по Российской Федерации. По уровню номинальной заработной платы по итогам 2023 года регион занимает 75-е место в Российской Федерации, уровень бедности по итогам 2023 года в 1,5 раза ниже среднероссийского показателя.
В Алтайском крае отмечается естественная убыль населения, которая в 2023 году составила 6,5 человека на 1 тыс. человек при среднероссийском показателе 3,3 человека на 1 тыс. человек. Миграционный отток населения за последние 5 лет составил 19,6 тыс. человек, в том числе трудоспособного населения 14,5 тыс. человек.
Объем внебюджетных инвестиций в основной капитал на душу населения находится на низком уровне (73-е место в Российской Федерации). Производительность труда в обрабатывающей промышленности в 2 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации, изменение ее уровня с 2017 года незначительно.
В Алтайском крае самая высокая в стране протяженность автомобильных дорог общего пользования (53340 километров), 52 процента которых не соответствуют нормативным требованиям.
Состояние дорожной сети влияет на рост транспортных издержек, доступность туристских объектов и использование международного транзитного потенциала.
Сдерживающим фактором развития туристского потенциала в Алтайском крае является недостаточно развитая транспортная инфраструктура в регионе и удаленность г. Барнаула от главных туристских объектов.
III. Цели и направления социально-экономического развития
Алтайского края
Стратегической целью социально-экономического развития Алтайского края является развитие человеческого капитала путем создания комфортной среды для жизни, творчества и самореализации на базе устойчивого экономического роста.
Целью индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа) является создание условий для обеспечения опережающего социально-экономического развития Алтайского края на основе эффективного использования его экономического потенциала, расширения экономических перспектив и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Достижению целевых показателей социально-экономического развития Алтайского края согласно приложению N 1 будет содействовать реализация мероприятий индивидуальной программы по перечню согласно приложению N 2 (далее - мероприятия). Указанные целевые показатели имеют аналитическое отражение в индивидуальной программе.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития Алтайского края, предусмотренными индивидуальной программой, являются:
создание условий для реализации инвестиционных проектов;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
создание условий для развития туризма.
Реализация инвестиционных проектов, снятие инфраструктурных ограничений будут стимулировать создание новых высокопроизводительных рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, что будет способствовать росту уровня жизни населения.
IV. Мероприятия в рамках выделенных направлений
социально-экономического развития Алтайского края
Финансирование мероприятий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета - ответственным исполнителем мероприятий Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках федерального проекта "Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Средства федерального бюджета направлены на реализацию мероприятий, исключающих дублирование существующих федеральных мер поддержки в рамках отраслевых направлений.
Докапитализация Фонда развития Алтайского края будет способствовать реализации не менее 6 инвестиционных проектов в сфере промышленности, что приведет к повышению производительности труда, снижению уровня износа основных фондов предприятий региона, обеспечит другие отрасли в регионе и за его пределами востребованной продукцией.
В Алтайском крае отмечается повышенный интерес к реализации новых инвестиционных проектов, при этом в регионе существует дефицит свободных земельных участков, обеспеченных инфраструктурой для их реализации. В связи с этим в индивидуальную программу включено мероприятие, предусматривающее создание производственной площадки, в том числе в форме особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
В целях расширения экономических перспектив и повышения конкурентоспособности экономики региона в индивидуальной программе предусматриваются мероприятия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по развитию туризма.
Приложение N 1
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Алтайского края на 2025 - 2030 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
|
Целевой показатель
|
2020 год (базовый период)
|
2025 год
|
2026 год
|
2027 год
|
2028 год
|
2029 год
|
2030 год
|
|
|
1.
|
Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, к 2020 году, процентов
|
100
|
116,9
|
122,4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
2.
|
Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения к 2020 году, процентов
|
100
|
116,3
|
119,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
3.
|
Уровень бедности, процентов
|
16,8
|
12,7
|
12
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
4.
|
Уровень безработицы, процентов
|
5,9
|
3,8
|
3,8
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
5.
|
Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, процентов
|
12,4 <*>
|
> среднего значения по группе субъектов Российской Федерации <**>
|
|||||
--------------------------------
<*> Средний темп роста в 2020 - 2023 годах.
<**> Субъекты Российской Федерации - получатели дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Фактические данные о средних значениях по группе субъектов Российской Федерации определяются исходя из информации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, представляемой Казначейством России.
Приложение N 2
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Алтайского края на 2025 - 2030 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА 2025 - 2030 ГОДЫ
|
Наименование мероприятия
|
Срок реализации
|
Ответственный исполнитель, финансовое обеспечение (федеральный бюджет (ФБ), консолидированный бюджет Алтайского края (КРБ))
|
Целевые показатели эффективности, единица измерения (влияние на мероприятие - прямое или косвенное)
|
Значения целевых показателей эффективности (нарастающим итогом)
|
|||||||||
|
2025 год
|
2026 год
|
2027 год
|
2028 год
|
2029 год
|
2030 год
|
||||||||
|
Создание условий для реализации инвестиционных проектов
|
|||||||||||||
|
1.
|
Докапитализация Фонда развития Алтайского края
|
2025 - 2030 годы
|
Минэкономразвития России,
Правительство Алтайского края
|
||||||||||
|
Годы
|
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
количество инвестиционных проектов, единиц (прямое)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|||||
|
всего
|
ФБ
|
КРБ
|
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
|
20
|
49
|
80
|
107
|
132
|
177
|
||||
|
2025 - 2030
|
1515,14
|
1500
|
15,14
|
объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое)
|
400
|
910,2
|
1010,4
|
2103,8
|
3196,7
|
5380,1
|
|||
|
2025
|
252,53
|
250
|
2,53
|
||||||||||
|
2026
|
252,52
|
250
|
2,52
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
|
108,1
|
407,8
|
716,5
|
911,5
|
1518,9
|
1911,4
|
|||
|
2027
|
252,52
|
250
|
2,52
|
||||||||||
|
2028
|
252,52
|
250
|
2,52
|
||||||||||
|
2029
|
252,52
|
250
|
2,52
|
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное)
|
0,8
|
1,5
|
1,9
|
11,9
|
20,9
|
28,9
|
|||
|
2030
|
252,53
|
250
|
2,53
|
||||||||||
|
2.
|
Устранение инфраструктурных ограничений в муниципальных образованиях Алтайского края с целью формирования подготовленных для реализации инвестиционных проектов земельных участков
|
2025 - 2027 годы
|
Минэкономразвития России,
Правительство Алтайского края
|
||||||||||
|
Годы
|
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
количество инвестиционных проектов, единиц (прямое)
|
1
|
1
|
4
|
5
|
7
|
8
|
|||||
|
всего
|
ФБ
|
КРБ
|
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
|
0
|
60
|
70
|
230
|
263
|
306
|
||||
|
2025 - 2027
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое)
|
100,1
|
550,1
|
870
|
1237
|
1914
|
2650
|
|||
|
2025
|
439,39
|
435
|
4,39
|
||||||||||
|
2026
|
368,69
|
365
|
3,69
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
|
13,7
|
28,6
|
54,7
|
330,5
|
565,9
|
868,4
|
|||
|
2027
|
202,02
|
200
|
2,02
|
||||||||||
|
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное)
|
1,2
|
1,2
|
2,1
|
2,4
|
3,1
|
3,3
|
|||||||
|
3.
|
Создание производственной площадки, в том числе в форме особой экономической зоны промышленно-производственного типа, на земельных участках, расположенных в северо-западном направлении от пересечения улицы Просторной и Павловского тракта в г. Барнауле Алтайского края и переданных акционерному обществу "ДОМ.РФ" для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации, включая проработку вопроса о передаче указанных земельных участков из федеральной собственности в собственность Алтайского края
|
2025 - 2030 годы
|
Минэкономразвития России,
Правительство Алтайского края
|
создание площадки для промышленного производства в форме особой экономической зоны, единиц (прямое)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
|||
|
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства
|
|||||||||||||
|
4.
|
Субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства
|
2025 - 2030 годы
|
Минэкономразвития России,
Правительство Алтайского края
|
||||||||||
|
Годы
|
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
количество получателей поддержки, единиц (прямое)
|
57
|
114
|
180
|
208
|
226
|
263
|
|||||
|
всего
|
ФБ
|
КРБ
|
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
|
86
|
172
|
273
|
316
|
345
|
403
|
||||
|
2025 - 2030
|
1414,15
|
1400
|
14,15
|
объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое)
|
606
|
1212
|
1919
|
2222
|
2424
|
2800
|
|||
|
2025
|
303,03
|
300
|
3,03
|
||||||||||
|
2026
|
303,03
|
300
|
3,03
|
||||||||||
|
2027
|
353,54
|
350
|
3,54
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
|
175
|
350
|
554
|
641
|
699
|
815
|
|||
|
2028
|
151,52
|
150
|
1,52
|
||||||||||
|
2029
|
101,01
|
100
|
1,01
|
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное)
|
0,6
|
1,2
|
1,9
|
2,2
|
2,4
|
2,8
|
|||
|
2030
|
202,02
|
200
|
2,02
|
||||||||||
|
Создание условий для развития туризма
|
|||||||||||||
|
5.
|
Строительство автомобильной дороги "Обход г. Бийска в Бийском районе Алтайского края"
|
2027 - 2030 годы
|
Минэкономразвития России,
Правительство Алтайского края
|
||||||||||
|
Годы
|
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
акт ввода объекта в эксплуатацию, единиц (прямое)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
|||||
|
всего
|
ФБ
|
КРБ
|
количество инвестиционных проектов, единиц (прямое)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
||||
|
2027 - 2030
|
2020,2
|
2000
|
20,2
|
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
250
|
340
|
|||
|
2027
|
202,02
|
200
|
2,02
|
||||||||||
|
объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое)
|
0
|
706,1
|
1868,6
|
3100,4
|
3100,4
|
3100,4
|
|||||||
|
2028
|
606,06
|
600
|
6,06
|
||||||||||
|
2029
|
656,57
|
650
|
6,57
|
||||||||||
|
2030
|
555,55
|
550
|
5,55
|
ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, км (прямое)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
7
|
|||
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (косвенное)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
36,8
|
120
|
|||||||
|
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное)
|
0
|
0,7
|
1,9
|
3,1
|
3,1
|
3,1
|
|||||||
|
6.
|
Строительство объекта "Пожарное депо, совмещенное с помещениями иного назначения (фельдшерско-акушерский пункт, пункт полиции)" на туристской территории "Белокуриха Горная"
|
2025 - 2026 годы
|
Минэкономразвития России,
Правительство Алтайского края
|
||||||||||
|
Годы
|
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
акт ввода объекта в эксплуатацию, единиц (прямое)
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|||||
|
всего
|
ФБ
|
КРБ
|
количество инвестиционных проектов, единиц (прямое)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
||||
|
2025 - 2026
|
101,01
|
100
|
1,01
|
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
130
|
130
|
|||
|
2025
|
15,15
|
15
|
0,15
|
||||||||||
|
2026
|
85,86
|
85
|
0,86
|
объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое)
|
0
|
322,5
|
862,1
|
1402,2
|
1402,2
|
1402,2
|
|||
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (косвенное)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
14,6
|
44,8
|
|||||||
|
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное)
|
0
|
0,3
|
0,9
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
|||||||
|
Итого по индивидуальной программе
|
2025 - 2030 годы
|
Годы
|
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
количество инвестиционных проектов, единиц (прямое)
|
2
|
3
|
7
|
9
|
14
|
16
|
|||
|
всего
|
ФБ
|
КРБ
|
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
|
106
|
281
|
423
|
653
|
1120
|
1356
|
||||
|
2025 - 2030
|
6060,6
|
6000
|
60,6
|
объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое)
|
1106,1
|
3700,9
|
6530,1
|
10065,4
|
12037,3
|
15332,7
|
|||
|
2025
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
||||||||||
|
2026
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
создание площадки для промышленного производства в форме особой экономической зоны, единиц (прямое)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
|||
|
2027
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
||||||||||
|
2028
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
||||||||||
|
2029
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
количество получателей поддержки, единиц (прямое)
|
57
|
114
|
180
|
208
|
226
|
263
|
|||
|
2030
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, км (прямое)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
7
|
|||
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
|
296,8
|
786,4
|
1325,2
|
1883
|
2783,8
|
3594,8
|
|||||||
|
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное)
|
2,64
|
4,93
|
8,7
|
21
|
30,9
|
39,5
|
|||||||
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (косвенное)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
51,4
|
164,8
|
|||||||
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области