Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 N 1189-р "Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожную карту") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июня 2019 г. N 1189-р

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию создания и функционирования национальной системы управления данными;

план мероприятий ("дорожную карту") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы.

2. Минкомсвязи России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" обеспечить реализацию Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы, утвержденных настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 2019 г. N 1189-р

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ

I. Общие положения

Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными (далее - Концепция) разработана в целях реализации мероприятий федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - федеральный проект).

Концепция определяет цели, задачи и принципы создания и функционирования национальной системы управления данными (далее - Система), порядок ее создания, основные составляющие ее элементы, а также общую оценку ожидаемого социально-экономического эффекта от ее создания.

Понятия, используемые в Концепции, означают следующее:

"национальная система управления данными" - система, состоящая из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера и обеспечивающая достижение целей и выполнение задач, обозначенных в Концепции;

"государственные данные" - информация, содержащаяся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора, а также в информационных ресурсах, созданных в целях реализации полномочий органов и организаций государственного сектора;

"управление государственными данными" - совокупность процессов сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения и уничтожения государственных данных, обеспечения качества государственных данных, включая их систематизацию и гармонизацию;

"модель государственных данных" - совокупность описаний государственных данных, организационных и технологических правил и стандартов, используемых в целях управления государственными данными, включая описание связей между видами данных, а также между определяемыми ими объектами, в том числе в целях межведомственного обмена (взаимодействия);

"органы и организации государственного сектора" - органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании и иные организации, наделенные в соответствии с федеральными законами полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации государственного управления в установленной сфере деятельности;

"единые требования к управлению данными" - совокупность обязательных и (или) рекомендательных для исполнения органами и организациями государственного сектора правил к управлению государственными данными на каждом из этапов их жизненного цикла;

"оператор данных" - органы и организации государственного сектора, иные организации, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на формирование и ведение информационных ресурсов, содержащих государственные данные.

Положения Концепции также распространяются на информацию, не являющуюся государственными данными, при ее предоставлении для включения в информационные ресурсы органов и организаций государственного сектора, а также при ее участии в информационном обмене между органами и организациями государственного сектора с учетом требований законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав и законных интересов владельцев данных, не являющихся государственными данными, а также соблюдения принципов невмешательства в их хозяйственную деятельность.

Система состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, регулирующих отношения органов и организаций государственного сектора, юридических и физических лиц в сфере управления государственными данными, а также обеспечивающих деятельность участников Системы, определенных в разделе VII Концепции, в обозначенной сфере;

федеральная государственная информационная система "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа) и иные информационно-технологические элементы Системы;

цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных.

II. Цели и задачи создания и обеспечения
функционирования Системы

Основной целью создания и обеспечения функционирования Системы является повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.

Достижение указанной цели будет осуществляться за счет нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов посредством:

повышения доступности государственных данных;

обеспечения полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности государственных данных;

обеспечения информационной безопасности.

Основные задачи создания и обеспечения функционирования Системы в части развития нормативной правовой и методологической базы, включая формирование единых требований к управлению данными:

формирование правовых основ создания и обеспечения функционирования Системы, в том числе в сфере управления государственными данными;

разработка положения о единой информационной платформе, определяющего в том числе порядок информационного взаимодействия единой информационной платформы с иными информационными системами;

законодательная регламентация порядка и критериев определения операторов данных, их полномочий и обязанностей;

утверждение порядка и критериев определения эталонных данных, информационных ресурсов, содержащих эталонные данные, а также органов и организаций государственного сектора, обеспечивающих полноту, достоверность и актуальность государственных данных;

установление требований по управлению государственными данными, включая обеспечение качества государственных данных, систематизацию и гармонизацию государственных данных, установление требований к порядку доступа к государственным данным, а также формирование реестра видов государственных данных;

установление правил создания модели государственных данных, основанной на принципах постоянного развития, постепенного наполнения, консистентности и непротиворечивости, включая разработку описаний, взаимосвязей сущностей и форматов;

приведение государственных данных в соответствие с едиными требованиями к управлению данными, в том числе на основе анализа и исследования государственных данных;

установление требований к созданию и (или) управлению сервисами предоставления государственных данных в целях предоставления к ним доступа широкого круга потребителей на безвозмездной и на возмездной основе.

Формирование нормативных правовых и методологических основ создания и обеспечения функционирования Системы будет обеспечено в том числе посредством принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также предусмотренных им подзаконных актов, регламентирующих вопросы систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации.

Основные задачи создания и обеспечения функционирования Системы в части развития информационно-технологического обеспечения:

проведение аудита информационных систем органов и организаций государственного сектора, обеспечение их развития (модернизации) в части внедрения единых требований к управлению данными;

создание и обеспечение функционирования единой информационной платформы на принципах использования отечественного общесистемного, прикладного программного обеспечения, отечественных средств защиты информации и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также обеспечение интеграции с информационными системами органов и организаций государственного сектора, существующими и разрабатываемыми компонентами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - инфраструктура электронного правительства), и с другими информационными системами в целях реализации Концепции;

создание цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных;

создание инструментов эффективного информационно-технологического обеспечения процессов управления государственными данными на всех этапах жизненного цикла государственных данных;

реализация требований по обеспечению информационной безопасности на всех этапах жизненного цикла Системы;

реализация требований к защите информации, в том числе к разграничению прав доступа к защищаемой информации, включая персональные данные;

реализация требований по обеспечению доступности, целостности и конфиденциальности обрабатываемых государственных данных, в том числе за счет использования отечественного общесистемного, прикладного программного обеспечения, отечественных средств защиты информации и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Основные задачи создания и обеспечения функционирования Системы в части организационного обеспечения:

формирование организационной структуры для управления процессами создания и обеспечения функционирования Системы;

разработка процессной модели управления государственными данными;

определение и реализация способов финансовой поддержки деятельности, направленной на создание и функционирование Системы, включая коммерциализацию сервисов предоставления государственных данных.

Основные задачи создания и обеспечения функционирования Системы в части кадрового обеспечения:

формирование необходимых научно-исследовательских компетенций и технологических практик в сфере управления государственными данными, включая оценку кадровых потребностей в сфере управления и анализа государственных данных;

разработка специализированных программ повышения квалификации, переподготовки в области управления государственными данными;

подготовка (повышение квалификации, переподготовка) лиц, задействованных в создании и обеспечении функционирования Системы;

расширение возможностей привлечения специалистов в сфере обработки государственных данных для работы в органах и организациях государственного сектора;

проведение информационно-разъяснительной работы на протяжении всего процесса создания и функционирования Системы.

III. Основные принципы создания и обеспечения
функционирования Системы

Создание и обеспечение функционирования Системы основывается на следующих принципах:

единство механизмов взаимодействия участников Системы в сфере обработки государственных данных;

персональная ответственность за предоставление качественных государственных данных, в том числе на основе контрактов по распространению государственных данных;

реализация однократного предоставления государственных данных для их дальнейшего многократного использования;

обеспечение доступа к государственным данным на основе "механизма запроса" (с обязательной аутентификацией пользователей, определением средств доступа и применением системы фиксации действий пользователей);

возможность участника Системы временно приостановить распространение данных в случае возникновения угроз их утраты или нарушения конфиденциальности;

унификация требований к управлению государственными данными, обеспечению соблюдения прав обладателей государственных данных, прав доступа к государственным данным, ограничений на доступ к государственным данным, обеспечению защиты данных посредством формирования единой доверенной среды для работы с государственными данными;

обязанность участников Системы обеспечивать защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

соответствие порядка использования государственных данных этическим нормам;

контроль качества данных в части внедрения эффективных механизмов мониторинга изменений и непрерывной сверки государственных данных из различных источников;

обеспечение онтологического единства государственных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора;

надежность и непрерывность предоставления сервисов Системы для конечного потребителя с учетом доступности баз поставщиков государственных данных;

преемственность и совместимость со всеми запускаемыми проектами национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", а также с существующими программно-техническими средствами, включая существующую инфраструктуру электронного правительства;

рациональность выбора источников и подходов к сбору государственных данных, обеспечивающих их качество;

сбалансированность требований к государственным данным и затратам на удовлетворение этих требований;

доступность работы с государственными данными для широкого круга пользователей за счет формирования единой "экосистемы", обеспечивающей взаимовыгодное сотрудничество с органами и организациями государственного сектора и с иными заинтересованными органами и организациями, за счет внедрения механизмов по развитию сервисов в области обработки, аналитики данных, постоянного обучения пользователей государственных данных, развития культуры хранения и использования государственных данных, а также обеспечивающей возможность участия представителей органов и организаций государственного сектора и иных заинтересованных органов и организаций в проверке согласованности и качества государственных данных, очистке и обогащении государственных данных, доступных посредством Системы.

IV. Основные требования к единой информационной платформе

Единая информационная платформа должна обеспечивать выполнение следующих функций в отношении государственных данных:

ведение модели государственных данных, включая описание состава, структуры и взаимосвязей государственных данных, их поставщиков и пользователей, обеспечение историчности и версионности модели;

ведение реестра государственных данных, включая их метаописание;

обеспечение обработки запросов на получение государственных данных, ведение подписки на обновления и рассылку уведомлений об их изменениях, отложенные запросы, другие формы и режимы обработки запросов и предоставления государственных данных;

управление доступом к государственным данным и сервисам, включая разграничение доступа к отдельным массивам, наборам записей и (или) атрибутам, соблюдение иных ограничений, обусловленных политикой обеспечения информационной безопасности в соответствии с уровнем доступа участника Системы;

мониторинг качества, распространения и использования государственных данных и сервисов, включая фиксацию (журналирование) всех значимых событий, связанных с обработкой государственных данных, управлением их жизненным циклом, выполнением юридически значимых операций с государственными данными, наличие инструментов диагностики проблем и анализа качества государственных данных;

обеспечение качества государственных данных и сервисов, включая инструменты настройки сервисов обработки государственных данных, описания и исполнения правил проверки государственных данных (форматно-логический контроль, иные виды контролей), инструменты фиксации проблем, связанных с государственными данными, процессы автоматизированного и автоматического устранения противоречий между государственными данными на основе накопленных инцидентов, системной работы по разрешению противоречий и наличия механизмов обратной связи;

управление сервисами предоставления государственных данных, включая инструменты формирования и тестирования таких сервисов, управления ими, предоставление к ним доступа широкому кругу потребителей на безвозмездной и на возмездной основе, тарификацию и ведение денежных балансов, обеспечение работы соответствующей электронной площадки-концентратора.

Обработка сведений, составляющих государственную тайну, в единой информационной платформе не допускается. Исчерпывающий перечень сведений ограниченного доступа, доступ к которым предоставляется посредством единой информационной платформы, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Обеспечение информационной безопасности единой
информационной платформы

При создании единой информационной платформы должно быть обеспечено выполнение требований по обеспечению информационной безопасности, в том числе сформированы требования для каждого вида информации (государственных данных), которая будет собираться, храниться и обрабатываться в Системе.

Применяемая система защиты информации должна обеспечивать целостность, конфиденциальность и доступность информации, хранящейся и обрабатываемой в единой информационной платформе.

Обеспечение информационной безопасности в Системе заключается в реализации следующих принципов:

реализация требований законодательства Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности в единой информационной платформе на всех этапах ее жизненного цикла;

принятие технических и организационных мер по обеспечению информационной безопасности в единой информационной платформе всеми участниками Системы;

регулярная оценка угроз информационной безопасности, выработка и реализация мер по минимизации их последствий;

реализация требований по защите информации подключаемых информационных систем;

обеспечение отказоустойчивости единой информационной платформы;

создание системы защиты информации на основании согласованных с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, моделей угроз безопасности обрабатываемой информации и действий нарушителя;

актуализация действующих моделей угроз безопасности обрабатываемой информации и действий нарушителя при последующем изменении архитектуры Системы и (или) технологии обработки информации с последующим согласованием с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

защита от несанкционированного доступа к единой информационной платформе;

обеспечение возможности восстановления информации (государственных данных) в единой информационной платформе при нарушениях информационной безопасности;

выполнение превентивных и корректирующих действий, направленных на устранение причин несоответствия требованиям информационной безопасности.

Единая информационная платформа должна обеспечивать выполнение требований по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Цифровая аналитическая платформа предоставления
статистических данных

Цифровизация предоставления статистических данных должна осуществляться посредством создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных и предусматривать следующие мероприятия:

создание адекватного целям, прозрачного процесса формирования, ведения и мониторинга исполнения федерального плана статистических работ;

создание единого реестра объектов статистического наблюдения, единого реестра форм статистического наблюдения и статистических показателей и соответствующих информационных ресурсов;

организация сбора статистических данных и административных государственных данных (необходимых для сбора статистических данных) по единой технологии и единой статистической методологии;

создание объединенного хранилища (включая агрегированные и первичные статистические данные) и совершенствование распространения статистических данных;

организация обработки статистических данных по единой технологии на основе общей методологической базы;

обеспечение применения для целей статистики альтернативных источников государственных данных, в том числе проходящих через единую информационную платформу.

VII. Участники Системы

В целях обеспечения комплексного подхода к реализации задач, связанных с созданием и обеспечением функционирования Системы, должна быть реализована организационная структура управления процессом ее создания и обеспечения функционирования, включающая в себя разные уровни управления государственными данными, в том числе уровень стратегического управления, федеральный и региональный уровни.

Координационным (совещательным) органом, уполномоченным на осуществление функций куратора, обеспечивающего координационную и экспертную поддержку принятия решений по вопросам создания и функционирования Системы, является Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций регулятора и координатора создания и функционирования Системы, обеспечивающего организацию деятельности участников Системы по вопросам создания и функционирования Системы, реорганизацию процессов управления государственными данными, координацию доработки и технологический аудит информационных систем органов и организаций государственного сектора на предмет соответствия единым требованиям к управлению данными, включая принятие решений в пределах своей компетенции, создание и обеспечение функционирования единой информационной платформы, внедрение единых требований к управлению данными, обеспечению контроля за их реализацией, является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое осуществляет в том числе организацию реализации экспериментов по управлению данными на территории Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере реализации методологического обеспечения создания и функционирования Системы в части реорганизации административных процессов в целях обеспечения функционирования Системы и управления государственными данными в Российской Федерации, является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций в сфере реализации нормативного правового и методологического обеспечения создания и функционирования Системы в части регламентации вопросов систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации, являются Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций в сфере реализации нормативного правового и методологического обеспечения создания и функционирования Системы по остальным вопросам, являются Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Центром компетенции управления данными является автономная некоммерческая организация "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", осуществляющая:

разработку предложений по формированию единых требований к управлению данными, функциональных требований к единой информационной платформе, модели государственных данных, методологии управления различными типами государственных данных, а также координацию их внедрения;

формирование необходимых исследовательских компетенций, разработку специализированных программ обучения в области управления данными, проведение информационно-разъяснительной работы на протяжении всего процесса создания и функционирования Системы;

формирование и ведение реестра видов государственных данных;

мониторинг и аудит качества государственных данных;

организацию работы по проведению анализа, прогнозирования, мониторинга, экспертиз и экспертно-аналитических работ в области управления государственными данными, в том числе мониторинг и анализ инцидентов, возникающих в ходе создания и обеспечения функционирования Системы;

иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Оператором единой информационной платформы (исключая цифровую аналитическую платформу предоставления статистических данных), осуществляющим деятельность по ее созданию, эксплуатации и развитию (модернизации), является федеральный орган исполнительной власти или организация, уполномоченные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Функции координации деятельности по обеспечению качества государственных данных, передаваемых в Систему, в отношении государственных данных, содержащихся в отраслевых информационных ресурсах, на основании единых требований к управлению данными осуществляют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по регулированию соответствующей отрасли.

Субъектом Российской Федерации должны быть определены органы и (или) организации, уполномоченные на координацию деятельности по обеспечению качества государственных данных, передаваемых в Систему в отношении государственных данных, содержащихся в региональных информационных ресурсах, на основании единых требований к управлению данными.

Участниками, осуществляющими передачу государственных данных в Систему, являются операторы данных.

Участниками, обеспечивающими актуальность и достоверность государственных данных, передаваемых в Систему, являются операторы данных, из информационных ресурсов которых данные передаются в Систему, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы функционирования отдельных информационных ресурсов, не установлено, что актуальность и (или) достоверность содержащейся в них информации, на базе которой формируются государственные данные, передаваемые в Систему, обеспечивают иные лица.

Участниками, осуществляющими использование государственных данных, содержащихся в Системе, являются лица, обладающие правом доступа к таким государственным данным в соответствии с их полномочиями.

Федеральным исполнительным органом власти, обеспечивающим создание цифровой аналитической платформы статистических данных, является Федеральная служба государственной статистики.

VIII. Порядок создания Системы

Первоочередной задачей создания Системы является разработка основ методологии управления различными типами государственных данных.

На следующем этапе создания Системы должно быть организовано проведение экспериментов по управлению государственными данными на территории Российской Федерации. Предметом эксперимента может выступать как улучшение качества государственных данных, обеспечение их доступности и защиты, так и способ решения одной из задач создания и обеспечения функционирования Системы.

Результаты проведения экспериментов должны подтвердить правильность определения основ методологии управления различными типами государственных данных и стать основной для разработки базового нормативного обеспечения и первоочередных компонентов единой информационной платформы. По результатам проведенных экспериментов также должна быть осуществлена корректировка (уточнение) моделей угроз безопасности обрабатываемой информации и действий нарушителя, уточнение требований к системе защиты информации и при необходимости уточнение отдельных положений Концепции.

На следующем этапе создания Системы должно быть обеспечено развитие методологии и создание компонентов единой информационной платформы, внедрение единых требований к управлению данными, проведение аудита и подключение информационных ресурсов органов и организаций государственного сектора к Системе в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") создания национальной системы управления данными.

IX. Механизмы и источники финансирования

Основным источником финансирования создания Системы являются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках реализации мероприятий федерального проекта.

При необходимости доработки и развития информационных систем участников Системы необходимо предусмотреть следующий порядок их финансирования:

федеральные государственные информационные системы и иные информационные системы федеральных органов исполнительной власти, введенные в эксплуатацию до ввода в эксплуатацию единой информационной платформы, в части интеграции с единой информационной платформой - за счет средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий федерального проекта;

федеральные государственные информационные системы, введенные в эксплуатацию до ввода в эксплуатацию единой информационной платформы, в части иных доработок, необходимых для реализации Системы, - за счет средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации мероприятий федерального проекта;

региональные государственные информационные системы - за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, выделяемых в рамках реализации федерального проекта;

иные информационные системы - за счет средств собственников таких систем, а также за счет иных источников финансирования.

Создание, эксплуатация и развитие (модернизация) Системы может осуществляться с использованием средств государственных институтов развития, внебюджетных источников финансирования, механизмов концессионных соглашений и государственно-частного партнерства.

X. Ожидаемый социально-экономический эффект

Ожидаемый социально-экономический эффект от внедрения Системы для граждан:

повышение качества и доступности государственных услуг и муниципальных услуг в цифровом виде за счет их персонализации и унификации интерфейсов межведомственного информационного взаимодействия;

сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет внедрения единых требований к управлению данными;

повышение удобства получения государственных услуг и муниципальных услуг для граждан благодаря снижению количества документов личного хранения за счет упрощения доступа к государственным данным, имеющим юридическую значимость.

Ожидаемый эффект от внедрения Системы для представителей бизнеса и различных отраслей экономики:

повышение производительности и эффективности деятельности за счет использования дополнительных источников государственных данных и сервисов предоставления государственных данных;

повышение управляемости бизнеса за счет использования оперативных, актуальных и достоверных государственных данных;

снижение неоправданной и избыточной административной (отчетной) нагрузки на представителей бизнеса и некоммерческого сектора.

Ожидаемый эффект от внедрения Системы для органов и организаций государственного сектора:

повышение эффективности исполнения государственных и муниципальных функций и решения государственных задач вследствие снижения количества ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности государственных данных в информационных системах организаций государственного сектора;

повышение достоверности собираемых государственных данных и широты их охвата в рамках информационного взаимодействия с юридическими лицами и физическими лицами;

увеличение точности планирования и прогнозирования, скорости и качества принимаемых управленческих решений в рамках задач государственного управления благодаря использованию инструментов "больших данных" и технологий машинного обучения, в том числе за счет обеспечения связности государственных данных в различных информационных системах;

повышение эффективности расходов на создание, эксплуатацию и развитие (модернизацию) информационных систем органов и организаций государственного сектора благодаря внедрению единых требований к управлению данными, отказу от сложной интеграции участников взаимодействия;

повышение возможностей для развития цифровой экономики благодаря созданию электронной площадки-концентратора и обеспечению доступа посредством Системы к сервисами предоставления государственных данных как на возмездной, так и безвозмездной основе.

Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 2019 г. N 1189-р

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ НА 2019 - 2021 ГОДЫ

Наименование мероприятия
Вид документа
Ответственные исполнители
Сроки исполнения
Ожидаемый результат
1.
Разработка Концепции цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных
проект акта Правительства Российской Федерации
Росстат
Минэкономразвития России
Минкомсвязь России
до 29 июня 2019 г.
проект акта Правительства Российской Федерации рассмотрен на заседании Президиума <1>
2.
Проведение эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах (далее - эксперимент)
доклад в Правительство Российской Федерации
участники эксперимента, определенные актом Правительства Российской Федерации
по отдельному акту Правительства Российской Федерации
доклад о результатах эксперимента представлен в Правительство Российской Федерации
3.
Разработка и введение в опытную эксплуатацию информационно-технологических компонентов национальной системы управления данными, включая систему защиты информации, необходимых для проведения эксперимента (единая информационная платформа первой очереди)
доклад на заседании Президиума <1>
Минкомсвязь России
Минэкономразвития России
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
по отдельному акту Правительства Российской Федерации
доклад о разработке и введении в опытную эксплуатацию первой очереди единой информационной платформы представлен на заседании Президиума <1>
4.
Разработка проекта федерального закона о национальной системе управления данными
проект федерального закона
Минкомсвязь России
Минэкономразвития России
Минфин России
до 30 сентября 2019 г.
проект федерального закона внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
5.
Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
проект федерального закона
Минкомсвязь России
Минфин России
Минэкономразвития России
до 30 сентября 2019 г.
проект федерального закона внесен в Правительство Российской Федерации
6.
Разработка нормативных правовых актов, предусмотренных в рамках федеральных законов, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящего плана
проекты актов Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты
Минкомсвязь России
Минэкономразвития России
Минфин России
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
в соответствии с утвержденными графиками
проекты актов Правительства Российской Федерации внесены в Правительство Российской Федерации, утверждены ведомственные нормативные правовые акты
7.
Формирование проекта единых требований к управлению данными
доклад на заседании Президиума <1>
Минкомсвязь России
Минэкономразвития России
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
до 30 ноября 2019 г.
проект единых требований к управлению данными одобрен на заседании Президиума <1>
8.
Формирование плана проведения экспертизы информационных систем органов власти в части управления данными и внедрения единых требований к управлению данными на очередной год
доклад на заседании подкомиссии <2>
Минкомсвязь России
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
до 30 декабря 2019 г.
далее - ежегодно
план проведения экспертизы информационных систем органов власти в части управления данными и внедрения единых требований к управлению данными на очередной год одобрен подкомиссией <2>
9.
Разработка модели угроз безопасности и действий нарушителя единой информационной платформы
проект актуализированной модели угроз безопасности и действий нарушителя единой информационной платформы
Минкомсвязь России
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
ФСБ России
ФСТЭК России
до 30 декабря 2019 г.
далее - ежегодно
модель угроз безопасности и действий нарушителя единой информационной платформы согласована между ответственными исполнителями
10.
Разработка частных моделей угроз и технических заданий на создание (доработку) систем защиты информации, подключаемых к единой информационной платформе информационных систем
проекты частных моделей угроз и технических заданий на создание (доработку) систем защиты информации, подключаемых к единой информационной платформе информационных систем
Минкомсвязь России
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
ФСБ России
ФСТЭК России
по отдельному графику
частные модели угроз и технические задания на создание (доработку) систем защиты информации подключаемых к единой информационной платформе информационных систем согласованы участниками Системы
11.
Разработка исчерпывающего перечня сведений ограниченного доступа, доступ к которым предоставляется посредством единой информационной платформы
проект перечня сведений ограниченного доступа, доступ к которым предоставляется посредством единой информационной платформы
Минкомсвязь России
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
ФСБ России
ФСТЭК России
до 30 декабря 2019 г.
далее - ежегодно
перечень сведений ограниченного доступа, доступ к которым предоставляется посредством единой информационной платформы, согласован между ответственными исполнителями
12.
Подготовка доклада о реализации плана проведения экспертизы и внедрения единых требований к управлению данными
доклад на заседании подкомиссии <2>
Минкомсвязь России
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
до 30 декабря 2020 г.
далее - ежегодно
доклад о реализации плана проведения экспертизы и внедрения единых требований к данным рассмотрен на заседании подкомиссии <2>
13.
Доработка цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных
доклад на заседании подкомиссии <2>
Росстат
Минэкономразвития России
Минкомсвязь России
до 30 декабря 2020 г.
доработана цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных
14.
Обеспечение взаимного соответствия и нормализации данных, используемых при межведомственном электронном взаимодействии, в пилотных информационных ресурсах государственных органов власти
доклад на заседании подкомиссии <2>
Минкомсвязь России
Минэкономразвития России
Минфин России
до 30 апреля 2021 г.
обеспечено взаимное соответствие и нормализация данных, используемых при межведомственном электронном взаимодействии, в пилотных информационных ресурсах государственных органов власти
15.
Проектирование и разработка компонентов единой информационной платформы второй очереди, включая компоненты подсистемы защиты информации второй очереди
доклад на заседании подкомиссии <2>
Минкомсвязь России
до 30 июня 2021 г.
созданы компоненты единой информационной платформы второй очереди, включая компоненты подсистемы защиты информации второй очереди
16.
Создание отказоустойчивой централизованной информационно-технологической инфраструктуры первой и второй очередей с учетом требований информационной безопасности для единой информационной платформы
доклад на заседании подкомиссии <2>
Минкомсвязь России
до 30 июня 2021 г.
создана отказоустойчивая централизованная информационно-технологическая инфраструктура первой и второй очередей для единой информационной платформы
17.
Подключение единой информационной платформы к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме
доклад на заседании подкомиссии <2>
Минкомсвязь России
до 30 июня 2021 г.
обеспечено подключение единой информационной платформы к инфраструктуре взаимодействия
18.
Перевод в промышленную эксплуатацию цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных (включая единое окно для представления отчетности), развитие и сопровождение указанной платформы
доклад на заседании подкомиссии <2>
Росстат
Минэкономразвития России
Минкомсвязь России
до 31 декабря 2021 г.
цифровая аналитическая платформа введена в промышленную эксплуатацию

--------------------------------

<1> Президиум - Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

<2> Подкомиссия - подкомиссия по цифровой экономике Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области