ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2018 г. N 1781
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК" НАУЧНОГО И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
РУКОВОДСТВА НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ЭКСПЕРТИЗЫ НАУЧНЫХ
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
ЭТИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 6.1 части 2 статьи 7 Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные правовые акты по вопросам осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении, с учетом положений настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2018 г. N 1781
ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК"
НАУЧНОГО И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА НАУЧНОЙ
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
А ТАКЖЕ ЭКСПЕРТИЗЫ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ЭТИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - Российская академия наук) научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета (далее - научное и научно-методическое руководство), а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями по указанным исследованиям (далее - экспертиза научных и научно-технических результатов).
Действие настоящих Правил не распространяется на научные исследования, проводимые организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний и Федеральной службе охраны Российской Федерации, а также на экспертизу научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями по указанным исследованиям.
2. Научное и научно-методическое руководство осуществляется Российской академией наук в целях:
а) оценки актуальности и обоснованности научных исследований (разработок), проводимых и (или) планируемых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, их объема и сроков, обоснованности трудозатрат, необходимых для выполнения научной темы научного исследования, а также результативности научных исследований (разработок), проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования;
б) анализа состояния научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования;
в) интеграции научного потенциала научных организаций и образовательных организаций высшего образования при осуществлении научной и научно-технической деятельности.
3. В рамках научного и научно-методического руководства, а также экспертизы научных и научно-технических результатов Российская академия наук:
а) проводит оценку и дает заключения в части научной и научно-технической деятельности в отношении проектов научных тем научных исследований (разработок), включаемых в проекты планов научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее соответственно - проекты научных тем, проекты планов), проектов планов, проектов программ развития этих организаций и отдельных проектов в составе таких программ (далее - проекты программ развития), за исключением исследований в рамках государственного оборонного заказа, а также проводит оценку и дает заключения в части обоснованности трудозатрат, необходимых для выполнения научной темы научного исследования;
б) осуществляет экспертизу научных и научно-технических результатов в рамках отчетов научных организаций и образовательных организаций высшего образования о проведенных научных исследованиях, полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год, а также дает по ним заключения, за исключением исследований в рамках государственного оборонного заказа;
в) осуществляет мониторинг и оценку результатов деятельности государственных научных организаций;
г) осуществляет подготовку предложений для научных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях интеграции их научного потенциала, развития научных исследований и поддержки инновационной деятельности.
д) осуществляет в рамках доклада о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации подготовку предложений о реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации научными организациями и образовательными организациями высшего образования, в том числе на основании проведенного мониторинга, анализа состояния мировой науки и приоритетных направлений ее развития.
4. Формы проекта научной темы, проекта плана, отчета и заключений Российской академии наук по проектам научных тем, проектам планов и указанным в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил отчетам, порядок проведения оценки и подготовки указанных заключений, критерии и показатели, используемые при проведении оценки и подготовке указанных заключений, а также порядок и критерии проведения мониторинга и оценки результатов деятельности государственных научных организаций утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Российской академией наук.
5. Проекты научных тем, проекты планов и указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил отчеты научных организаций и образовательных организаций высшего образования представляются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные научные организации и образовательные организации высшего образования, в Российскую академию наук путем их размещения в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" (далее - информационная система), в порядке и сроки, которые установлены Положением о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденным указанным постановлением (далее - Положение).
Проекты научных тем, проекты планов и указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил отчеты научных организаций и образовательных организаций высшего образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иных организаций, не указанных в настоящем пункте, представляются такими организациями путем их размещения в информационной системе в порядке и сроки, которые установлены Положением.
Сведения о проекте научной темы, планируемой к выполнению научными организациями и образовательными организациями высшего образования за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), должны содержать сведения о трудозатратах, необходимых для выполнения научной темы научного исследования.
5(1). Проекты научных тем, проекты планов и указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил отчеты научных организаций и образовательных организаций высшего образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, за исключением федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", представляются в Российскую академию наук по решению таких организаций.
6. Проекты программ развития направляются в Российскую академию наук в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 718 "Об утверждении Правил направления научно-технических программ и проектов на экспертизу в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" для подготовки заключений Российской академии наук по проектам программ развития.
7. Экспертиза научных и научно-технических результатов осуществляется Российской академией наук путем рассмотрения отчетов о проведенных научных исследованиях, полученных научных и (или) научно-технических результатах, размещенных в информационной системе или в едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 г. N 1705 "О едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации".
Оценка актуальности и обоснованности научных исследований, планируемых научными организациями и образовательными организациями высшего образования к проведению за счет средств федерального бюджета, их объема и сроков осуществляется Российской академией наук путем рассмотрения проектов научных тем, проектов планов и указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил отчетов, размещенных в информационной системе.
8. Оценка, подготовка и размещение в информационной системе заключений Российской академии наук, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, осуществляются в сроки, установленные Положением.
8(1). Для проведения оценки научных тем, включенных в указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил отчеты, проектов научных тем, а также экспертизы научных и научно-технических результатов Российская академия наук может привлекать экспертов в порядке, устанавливаемом локальным нормативным актом Российской академии наук.
9. Организация подготовки заключений Российской академии наук, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и заключений Российской академии наук по проектам программ развития осуществляется в порядке, устанавливаемом локальными нормативными актами Российской академии наук. Указанные заключения подписываются вице-президентом Российской академии наук в соответствии с распределением обязанностей между вице-президентами Российской академии наук.
Заключения Российской академии наук, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, представляются Российской академией наук в порядке и сроки, которые установлены Положением.
Российская академия наук проводит оценку проектов программ развития в течение 35 рабочих дней со дня их получения. Заключения Российской академии наук по проектам программ развития направляются в научную организацию или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится образовательная организация высшего образования, для учета при разработке и (или) утверждении планов научных работ, государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ) и программ развития этих организаций, а в отношении организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иных организаций, не указанных в настоящем пункте, - в эти организации.
При формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период предложения главных распорядителей средств федерального бюджета о предоставлении дополнительных бюджетных ассигнований на проведение научных исследований или перераспределении бюджетных ассигнований на проведение научных исследований формируются в установленном порядке с учетом представленных заключений Российской академии наук на такие проекты научных тем, размещенные в информационной системе.
Заключения Российской академии наук по проектам научных тем, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, размещаются в информационной системе в течение 10 календарных дней со дня размещения таких проектов научных тем в информационной системе.
Заключения Российской академии наук, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, в отношении научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, направляются также в межведомственную комиссию по оценке результативности деятельности научных организаций, образованную Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, для учета при проведении оценки результативности деятельности научных организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения".
10. В заключении Российской академии наук, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил, наряду с оценкой научной составляющей научных тем, включенных в проекты научных тем, проекты планов и указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил отчеты, содержится вывод о целесообразности (нецелесообразности) финансирования научных тем за счет средств федерального бюджета.
В случае если в заключении Российской академии наук, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил, содержится вывод о нецелесообразности финансирования научных тем, включенных в проекты научных тем, проекты планов и указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил отчеты, за счет средств федерального бюджета, такие научные темы могут быть скорректированы с учетом указанного заключения и повторно представлены в Российскую академию наук. Если указанные научные темы не были скорректированы или после их корректировки по ним повторно получено указанное заключение, содержащее вывод о нецелесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета, такие научные темы не подлежат финансированию на следующий финансовый год за счет средств федерального бюджета и не являются основанием для формирования и утверждения государственного задания научным организациям и образовательным организациям высшего образования, созданным в форме бюджетных и автономных учреждений.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1659.
10(1). Для научных организаций и образовательных организаций высшего образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в заключении Российской академии наук, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил, наряду с оценкой научной составляющей научных тем, включенных в проекты научных тем, проекты планов и указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил отчеты, содержится вывод о целесообразности (нецелесообразности) реализации таких научных тем.
Заключение Российской академии наук, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, носит рекомендательный характер и при наличии вывода о нецелесообразности реализации научных тем подлежит рассмотрению научным советом (ученым советом) или иным, уполномоченным на решение таких вопросов коллегиальным органом научной организации или образовательной организации высшего образования, функции и полномочия учредителя которой осуществляет Правительство Российской Федерации, в целях принятия решения о целесообразности (нецелесообразности) проведения научных исследований по таким научным темам.
Действие абзаца второго настоящего пункта не распространяется на заключения Российской академии наук по проектам научных тем, проектам планов федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" и предусмотренным подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил отчетам, представляемым указанным учреждением.
11. Особенности взаимодействия Российской академии наук с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в отношении подведомственных им научных организаций и образовательных организаций высшего образования научного и научно-методического руководства, а также экспертизы научных и научно-технических результатов устанавливаются правовыми актами указанных органов по согласованию с Российской академией наук.
Особенности взаимодействия Российской академии наук с научными организациями и образовательными организациями высшего образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иными организациями, не указанными в настоящем пункте, при осуществлении в отношении указанных организаций научного и научно-методического руководства, а также экспертизы научных и научно-технических результатов устанавливаются соглашениями между этими организациями и Российской академией наук.
12. При осуществлении Российской академией наук научного и научно-методического руководства, а также экспертизы научных и научно-технических результатов Российская академия наук обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также конфиденциальность полученной информации.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2018 г. N 1781
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. В Правилах оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1841; 2013, N 45, ст. 5815; 2017, N 2, ст. 366; 2018, N 41, ст. 6247):
а) дополнить пунктом 16(1) следующего содержания:
"16(1). При проведении оценки результативности деятельности научных организаций ведомственная комиссия учитывает заключение федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" по результатам экспертизы научных и научно-технических результатов научных организаций, которое направляется федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся научные организации, и в межведомственную комиссию.";
б) в абзаце первом пункта 19:
после слова "рассматривает" дополнить словами "заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" по результатам экспертизы научных и научно-технических результатов научных организаций и";
слово "распределение" заменить словом "распределения".
2. В Правилах направления научно-технических программ и проектов на экспертизу в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 718 "Об утверждении Правил направления научно-технических программ и проектов на экспертизу в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 32, ст. 4491):
а) подпункт "д" пункта 2 изложить в следующей редакции:
"д) проекты программ развития образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета, и отдельные проекты в составе таких программ (для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, порядок направления на экспертизу устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Российской академией наук).";
б) в пункте 3 слова "пункта 1" заменить словами "пункта 2";
в) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Проекты программ, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, представляются разработчиком на экспертизу в Российскую академию наук не позднее чем за 60 календарных дней до даты их предполагаемого утверждения.".
3. Правила представления научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 47, ст. 6555; 2018, N 41, ст. 6260), дополнить пунктом 3(1) следующего содержания:
"3(1). Научные и образовательные организации составляют также отчеты о работах по форме, утвержденной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Российской академией наук.
Отчеты о работах научных и образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, представляются в Российскую академию наук этими федеральными органами исполнительной власти, а отчеты о работах научных и образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иных научных и образовательных организаций, не указанных в настоящем пункте, представляются в Российскую академию наук научными и образовательными организациями самостоятельно в порядке, предусмотренном Правилами осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 "Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".".
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области