Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 N 1272 (ред. от 30.09.2019) "Об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. N 1272

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ
УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 4.1 Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2016 г. N 1272

ПРАВИЛА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ
УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Настоящие Правила определяют порядок исполнения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях (далее - Национальный центр) следующих функций:

а) обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система), в том числе управления силами и средствами единой системы, и органов управления гражданской обороной, в том числе управления силами и средствами гражданской обороны;

б) организация информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее - информационное взаимодействие).

2. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы, органов управления гражданской обороной и организация информационного взаимодействия осуществляются в целях:

а) снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заблаговременной подготовки к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

б) поддержания в готовности к действиям органов повседневного управления единой системы, органов управления гражданской обороной, предназначенных (выделяемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, решения задач в области гражданской обороны;

в) достижения согласованных действий органов повседневного управления единой системы при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и органов управления гражданской обороной при подготовке к ведению и ведении гражданской обороны;

г) осуществления мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также оценки их социально-экономических последствий;

д) своевременного информирования и оповещения координационных органов единой системы, постоянно действующих органов управления единой системы, органов повседневного управления единой системы, органов управления гражданской обороной, населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также обмена в установленном порядке информацией в области гражданской обороны.

3. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной, организация информационного взаимодействия осуществляются в следующих формах:

а) разработка и утверждение в рамках своей компетенции методических рекомендаций по организации деятельности органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной. Методические рекомендации утверждаются начальником Национального центра и корректируются при изменении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны;

б) проведение учений и тренировок с органами повседневного управления единой системы и органами управления гражданской обороной по выполнению возложенных на них задач в порядке и сроки, которые определяются ежегодными организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой системы;

в) разработка и доведение до федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой системы, рекомендаций о введении соответствующих режимов функционирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о привлечении сил и средств единой системы и гражданской обороны федерального уровня для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) осуществление контроля за выполнением органами повседневного управления единой системы и органами управления гражданской обороной мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при подготовке к ведению и ведении гражданской обороны;

д) информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

е) внедрение единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

ж) сбор, обработка и обмен в установленном порядке между органами повседневного управления единой системы и органами управления гражданской обороной информацией о соблюдении требований и выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

4. Национальный центр при обеспечении координации деятельности органов повседневного управления единой системы, органов управления гражданской обороной и организации информационного взаимодействия:

а) в режиме повседневной деятельности и при подготовке к ведению гражданской обороны:

руководит деятельностью органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной;

обеспечивает функционирование автоматизированной информационно-управляющей системы единой системы, ведение баз данных статистической и плановой информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

обеспечивает устойчивое функционирование средств оповещения органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной на федеральном уровне;

организует взаимодействие с организациями, входящими в состав функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой системы, а также с действующими специализированными учреждениями, подразделениями и службами сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения по вопросам сбора, обработки и анализа информации об источниках чрезвычайных ситуаций, о показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, об обнаружении и идентификации различных видов заражения и загрязнения;

доводит до органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной в установленном порядке соответствующие прогнозы об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

б) при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций:

разрабатывает и доводит до федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой системы, рекомендации о введении режима повышенной готовности, порядке организации и выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, привлечении сил и средств единой системы и гражданской обороны федерального уровня. Рекомендации доводятся до федеральных органов исполнительной власти через соответствующие органы повседневного управления единой системы старшим оперативным дежурным Национального центра в течение одного часа после получения информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера или при принятии соответствующего решения Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

осуществляет постоянный контроль за выполнением органами повседневного управления единой системы, органами управления гражданской обороной мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

в) при возникновении чрезвычайной ситуации и ведении гражданской обороны:

разрабатывает и доводит до федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой системы, рекомендации о введении режима чрезвычайной ситуации, а также о привлечении сил и средств единой системы и гражданской обороны федерального уровня. Рекомендации доводятся до федеральных органов исполнительной власти через соответствующие органы повседневного управления единой системы старшим оперативным дежурным Национального центра в течение одного часа после получения информации о возникновении чрезвычайной ситуации федерального характера или при принятии соответствующего решения Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

оповещает в установленном порядке федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, создающие функциональные подсистемы единой системы, органы управления гражданской обороной о возникновении чрезвычайных ситуаций по соответствующим сигналам оповещения;

оценивает обстановку в зонах чрезвычайных ситуаций и проводит расчеты последствий чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов для принятия решения руководителями органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной, председателем Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации;

осуществляет непрерывный сбор, обработку и передачу органам повседневного управления единой системы, органам управления гражданской обороной данных о чрезвычайных ситуациях, опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и выполняемых мероприятиях.

5. Национальный центр при обеспечении координации деятельности органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия имеет право запрашивать и получать в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, в том числе об исполнении решений, принятых Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в целях обеспечения контроля.

6. Федеральные органы исполнительной власти в целях взаимодействия с Национальным центром:

а) вводят для подведомственных органов повседневного управления единой системы соответствующие режимы функционирования с учетом рекомендаций Национального центра;

б) организуют информационный обмен с Национальным центром, в том числе автоматизированный, путем конвергенции ведомственных информационных ресурсов и систем с информационными ресурсами и системами Национального центра в соответствии с соглашениями и регламентами на безвозмездной основе, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Органы повседневного управления единой системы и органы управления гражданской обороной:

а) участвуют в учениях и тренировках по выполнению возложенных задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, по обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, проводимых Национальным центром в порядке и сроки, которые определяются ежегодными организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой системы;

б) представляют в Национальный центр информацию о составе сил и средств функциональных подсистем единой системы, в том числе о составе сил и средств постоянной готовности, о силах и средствах гражданской обороны, об их оснащении, а также информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в соответствии с перечнем, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, участвующими в обмене информацией;

в) обеспечивают доведение до руководителей федеральных органов исполнительной власти рекомендаций Национального центра о введении соответствующих режимов функционирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также о привлечении для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств единой системы и гражданской обороны федерального уровня.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области