ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. N 997
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования.
2. Установить, что включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., проводятся в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. N 997
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор).
2. Государственный контроль (надзор) осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) (далее - контрольный (надзорный) орган в сфере образования).
3. Контролируемыми лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, контролируемые лица).
4. Объектами государственного контроля (надзора) являются:
а) образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования;
б) образовательная деятельность российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
в) образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
г) образовательная деятельность иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
д) образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
а) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;
б) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
в) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
г) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
д) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
6. Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления государственного контроля (надзора) представлены в приложении N 1.
7. Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска. В случае поступления от контролируемого лица в контрольный (надзорный) орган в сфере образования сведений о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска иной категории риска контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
8. От имени контрольного (надзорного) органа в сфере образования государственный контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - должностные лица):
а) руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования;
б) должностное лицо контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
9. Должностное лицо, уполномоченное на проведение конкретного контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия, определяется решением контрольного (надзорного) органа в сфере образования о проведении контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия.
10. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
11. Не допускается проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов государственного контроля (надзора) должностными лицами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов, если со дня окончания таких профилактических мероприятий не истек один год.
12. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) установлены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
13. При осуществлении государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
14. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет"), через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
15. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа в сфере образования за предшествующий календарный год, и его размещение на официальном сайте для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя контрольного (надзорного) органа в сфере образования и размещается на официальном сайте не позднее 1 июня каждого года.
16. В случае наличия у контрольного (надзорного) органа в сфере образования сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган в сфере образования объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган в сфере образования возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.
В возражении в отношении предостережения указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;
дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения контрольный (надзорный) орган в сфере образования рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения контрольный (надзорный) орган в сфере образования принимает одно из следующих решений:
удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;
отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.
Контрольный (надзорный) орган в сфере образования информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).
17. Должностные лица контрольного (надзорного) органа в сфере образования осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей:
а) в виде устных разъяснений на личном приеме;
б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;
в) посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.
18. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с:
а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
19. Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в контрольном (надзорном) органе в сфере образования его руководителем (заместителем руководителя) и уполномоченными должностными лицами.
Контрольный (надзорный) орган в сфере образования информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на официальном сайте.
20. При консультировании контролируемых лиц на личном приеме контролируемое лицо предъявляет контрольному (надзорному) органу в сфере образования документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица.
21. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
22. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования предусматривает проведение обязательных профилактических визитов в отношении:
а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;
б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.
23. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования направляет контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется контролируемому лицу по почте и (или) электронной почте (при наличии).
24. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита указывает дату проведения профилактического визита.
25. Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.
26. При осуществлении государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
в) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
27. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования вправе привлекать к осуществлению экспертизы в рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятия экспертов и экспертные организации.
28. Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
29. Срок проведения документарной проверки составляет 10 рабочих дней.
30. Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе документарной проверки:
а) истребование документов;
б) получение письменных объяснений;
в) экспертиза.
31. Должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении документов (копий документов), необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также иных носителей информации с предоставлением доступа к ним (за исключением материалов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа в сфере образования и (или) размещенных на официальном сайте контролируемого лица в сети "Интернет"), с указанием срока представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов, который не может быть менее 2 рабочих дней.
Перечень документов, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом в сфере образования у контролируемого лица для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, указывается в решении контрольного (надзорного) органа в сфере образования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Контролируемое лицо в сроки, указанные в требовании о представлении документов, направляет истребуемые документы и материалы в контрольный (надзорный) орган в сфере образования. Документы и материалы, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, направляются контролируемым лицом с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
32. Должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, вправе запрашивать у контролируемого лица или его представителей письменные объяснения по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, с указанием срока представления письменных объяснений, который не может быть менее 2 рабочих дней.
Контролируемое лицо или его представитель представляют должностному лицу, уполномоченному на проведение документарной проверки, письменные объяснения в свободной форме в установленный для представления таких объяснений срок.
33. Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией непосредственно в ходе проведения документарной проверки по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.
Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
34. Должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, по окончании проведения документарной проверки составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт проверки). Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту проверки.
35. Оформление акта проверки производится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа в сфере образования в день окончания проведения документарной проверки. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня окончания документарной проверки направляет контролируемому лицу акт проверки посредством почтовой связи и (или) электронной почты (при наличии).
36. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов.
37. Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Срок проведения выездной проверки составляет 5 рабочих дней. В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, составляет 5 рабочих дней отдельно по каждому филиалу организации. Срок проведения выездной проверки в отношении каждого из производственных объектов, расположенных в разных субъектах Российской Федерации и принадлежащих индивидуальным предпринимателям, составляет 5 рабочих дней.
Срок проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, составляет 10 рабочих дней. В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, составляет 10 рабочих дней отдельно по каждому филиалу организации.
38. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования уведомляет контролируемое лицо о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала путем направления контролируемому лицу копии решения о проведении выездной проверки посредством почтовой связи и (или) по электронной почте (при наличии).
39. Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе выездной проверки:
а) осмотр;
б) опрос;
в) истребование документов;
г) получение письменных объяснений;
д) экспертиза.
40. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, проводит осмотр в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
По результатам осмотра должностным лицом, уполномоченным на проведение выездной проверки, составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
41. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, вправе проводить опрос контролируемого лица или его представителя, иных лиц, располагающих информацией, в том числе обучающихся, по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия. Протокол опроса приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
42. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия, вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении документов (копий документов), необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также иных носителей информации, с предоставлением доступа к ним (за исключением материалов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа в сфере образования и (или) размещенных на официальном сайте контролируемого лица в сети "Интернет"), с указанием срока представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов, который не может быть менее 2 рабочих дней.
Перечень документов, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом в сфере образования у контролируемого лица для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, указывается в решении контрольного (надзорного) органа в сфере образования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Контролируемое лицо в сроки, указанные в требовании о представлении документов, направляет истребуемые документы и материалы в контрольный (надзорный) орган в сфере образования. Документы и материалы, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, направляются контролируемым лицом с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
43. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, вправе запрашивать у контролируемого лица или его представителей письменные объяснения по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, с указанием срока представления письменных объяснений.
Контролируемое лицо или его представитель представляют должностному лицу, уполномоченному на проведение выездной проверки, письменные объяснения в свободной форме в установленный для представления таких объяснений срок.
44. Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией непосредственно в ходе проведения выездной проверки по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов. В случае проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.
Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
45. Заполненные при проведении выездной проверки проверочные листы должны быть приобщены к акту проверки.
46. При проведении выездной проверки в рамках контрольных (надзорных) действий (опрос, осмотр) в случае выявления нарушений обязательных требований должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований вправе использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Фиксация доказательств нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись для фиксации нарушений обязательных требований осуществляется в ходе проведения выездной проверки при необходимости.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте проверки.
47. Оформление акта проверки производится на месте проведения выездной проверки в день окончания проведения выездной проверки. Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту проверки.
48. В случае проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, акт проверки оформляется по месту нахождения контрольного (надзорного) органа в сфере образования в день окончания проведения выездной проверки.
49. Для проведении выездной или документарной проверки в отношении контролируемых лиц, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, контрольный (надзорный) орган в сфере образования привлекает экспертов, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, соответствующей формы, по представлению соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Контрольный (надзорный) орган в сфере образования до проведения выездной или документарной проверки направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится контролируемое лицо, указанное в настоящем пункте, запрос о возможности привлечения к экспертизе при проведении выездной или документарной проверки экспертов, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (далее - запрос).
В запросе по каждому эксперту указывается:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
место работы;
наличие и форма допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится контролируемое лицо, указанное в настоящем пункте, в течение 7 рабочих дней со дня получения запроса направляет в контрольный (надзорный) орган в сфере образования в письменной форме представление о возможности привлечения к экспертизе при проведении выездной или документарной проверки экспертов, выбранных из предложенного в запросе списка, с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии).
50. Индивидуальный предприниматель вправе представить в контрольный (надзорный) орган в сфере образования информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае его болезни или смерти близкого родственника (родителя, сына, дочери, дедушки, бабушки, внука), подтвержденных соответствующими документами.
51. Контролируемое лицо до истечения срока исполнения предписания вправе уведомить контрольный (надзорный) орган в сфере образования об исполнении предписания с приложением документов и сведений, подтверждающих устранение выявленных нарушений обязательных требований, по почте и (или) электронной почте.
52. Должностное лицо в течение 30 рабочих дней со дня поступления уведомления, представленного в соответствии с пунктом 51 настоящего Положения, рассматривает указанное уведомление в целях оценки исполнения выданного предписания и информирует руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования о результатах рассмотрения документов и сведений, представленных контролируемым лицом.
53. В случае исполнения контролируемым лицом предписания контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 7 рабочих дней со дня рассмотрения уведомления, представленного в соответствии с пунктом 51 настоящего Положения, направляет контролируемому лицу уведомление об исполнении предписания по почте и (или) электронной почте (при наличии).
54. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня введения в отношении контролируемого лица запрета приема на обучение, направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии).
55. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня лишения контролируемого лица государственной аккредитации направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии).
56. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в случае возобновления приема на обучение до истечения установленного срока в течение 5 рабочих дней направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии).
57. Контролируемое лицо до истечения срока исполнения вновь выданного в соответствии с частью 3 статьи 93.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предписания вправе уведомить контрольный (надзорный) орган в сфере образования об исполнении вновь выданного предписания с приложением документов и сведений, подтверждающих устранение выявленных нарушений обязательных требований, по почте и (или) электронной почте.
58. Должностное лицо в течение 30 рабочих дней со дня поступления уведомления, представленного в соответствии с пунктом 57 настоящего Положения, рассматривает указанное уведомление в целях оценки исполнения вновь выданного в соответствии с частью 3 статьи 93.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предписания и информирует руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования о результатах рассмотрения документов и сведений, представленных контролируемым лицом.
59. В случае исполнения контролируемым лицом выданного в соответствии с частью 3 статьи 93.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предписания контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 7 рабочих дней со дня рассмотрения уведомления, представленного в соответствии с пунктом 57 настоящего Положения, направляет контролируемому лицу уведомление об исполнении предписания по почте и (или) электронной почте (при наличии).
60. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня приостановления действия лицензии контролируемого лица на осуществление образовательной деятельности направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии).
61. Должностные лица проводят наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов государственного контроля (надзора) на основании задания руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
62. Контрольный (надзорный) орган в сфере образования при наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) проводит сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных:
данные мониторинга системы образования;
сведения из Единого государственного реестра недвижимости;
сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
сведения о наличии (отсутствии) лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при реализации образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);
сведения из федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
сведения из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
сведения из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет".
63. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом в сфере образования и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
64. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
65. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
66. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок.
67. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования, действие (бездействие) должностных лиц подается в соответствующий контрольный (надзорный) орган в сфере образования и рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа в сфере образования в рамках досудебного порядка подачи жалобы.
68. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
69. Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.
70. Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется руководителем контрольного (надзорного) органа в сфере образования без использования подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.
71. Решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования по итогам рассмотрения жалобы размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в течение одного рабочего дня со дня его принятия.
Решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования по итогам рассмотрения жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, направляется контролируемому лицу на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне в течение одного рабочего дня со дня его принятия.
72. Оценка соблюдения контролируемым лицом, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности, лицензионных требований проводится в рамках государственного контроля (надзора) посредством плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном настоящим Положением.
73. Ключевые показатели государственного контроля (надзора) и их целевые значения представлены в приложении N 2.
Приложение N 1
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
в сфере образования
КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ К КАТЕГОРИЯМ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ
ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ
Критерии отнесения объектов контроля
|
Категория риска
|
I. Критерий тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований
|
|
1. Деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц)
|
низкий риск
|
II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований
|
|
2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска
|
средний риск
|
3. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска
|
средний риск
|
4. Образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа
|
высокий риск
|
Приложение N 2
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
в сфере образования
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ЦЕЛЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
Наименование показателя
|
Целевые значения
|
||||
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2025 год
|
2026 год
|
|
Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, в отношении которых применялись меры, предусмотренные статьей 93.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", такие как лишение государственной аккредитации, аннулирование действия лицензии
|
не более 0,15
|
не более 0,13
|
не более 0,11
|
не более 0,09
|
не более 0,07
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области