Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 N 33 (ред. от 23.03.2024) "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг" (вместе с "Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг")

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2013 г. N 33

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ПРОСТОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с частью 1 статьи 21.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг;

изменения, которые вносятся в требования к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269).

2. Установить, что:

до утверждения требований к формам заявлений, предусмотренных пунктом 17 Правил, утвержденных настоящим постановлением, заявление может быть подано в свободной форме при условии выполнения положений абзацев первого или второго указанного пункта;

лица, прошедшие регистрацию в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" до вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением, вправе использовать для обращения за получением государственных и муниципальных услуг в качестве ключа простой электронной подписи страховой номер индивидуального лицевого счета и пароль, сформированный при указанной регистрации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 января 2013 г. N 33

ПРАВИЛА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ ПРИ ОКАЗАНИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок использования простой электронной подписи любыми лицами (далее - заявители) при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за получением услуг, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг (далее соответственно - услуги, исполнители услуг).

2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования ключа простой электронной подписи (далее - ключ) подтверждает факт формирования электронной подписи конкретным заявителем.

3. Ключом является сочетание 2 элементов - идентификатора и пароля ключа. Идентификатором является страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя - физического лица либо руководителя или уполномоченного им иного должностного лица заявителя - юридического лица (далее - уполномоченное лицо), а паролем ключа - последовательность символов, созданная в соответствии с настоящими Правилами.

В случае использования простой электронной подписи при оформлении персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования идентификаторами заявителя - физического лица являются абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (для иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии), и адрес электронной почты.

4. Использование заявителем простой электронной подписи, в том числе посредством абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, для получения государственной или муниципальной услуги и распоряжения результатом предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе для передачи результата услуги третьим лицам, допускается, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не установлено использование в этих целях иного вида электронной подписи.

Использование простой электронной подписи для получения государственной или муниципальной услуги и распоряжения результатом такой услуги осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

В случае применения абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи для использования простой электронной подписи абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи, должен быть подтвержден пользователем в соответствующем регистре федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).

4(1). Подписание заявителем информации в электронной форме с использованием ключа простой электронной подписи для получения государственной и муниципальной услуги и (или) передачи ее результата третьим лицам посредством абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи осуществляется путем направления с использованием указанного устройства ответов заявителя на запросы о совершенных действиях, сформированные и направленные оператором федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Подписание заявителем информации в электронной форме с использованием ключа простой электронной подписи для совершения с использованием единой системы идентификации и аутентификации значимых действий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 14 статьи 46 Федерального закона "О связи", осуществляется по выбору заявителя путем использования заявителем кода подтверждения совершения значимого действия, направленного ему на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), имеющее в своем составе идентификационный модуль, в том числе в виде короткого текстового сообщения, или путем использования единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.

5. Обращение заявителей - юридических лиц за получением государственных и муниципальных услуг осуществляется путем подписания обращения уполномоченным лицом с использованием простой электронной подписи.

6. Для использования простой электронной подписи заявитель в соответствии с настоящими Правилами должен быть зарегистрирован в единой системе идентификации и аутентификации, за исключением использования простой электронной подписи при оформлении персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования, при условии внесения таким заявителем в единую систему идентификации и аутентификации сведений о своих фамилии, имени, отчестве (при наличии), а также абонентского номера, выделенного оператором подвижной радиотелефонной связи (для иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии), и адреса электронной почты.

II. Правила создания и выдачи ключей

7. Правом создания (замены) и выдачи ключа в целях оказания государственных и муниципальных услуг обладают органы и организации, подключенные к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - операторы выдачи ключа), в том числе:

а) органы, указанные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предоставляющие государственные услуги, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

б) органы, предоставляющие муниципальные услуги, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

в) организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

г) организации, организующие предоставление государственных и муниципальных услуг, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

д) банки;

е) иные органы и организации в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации.

8. Создание (замена) ключа осуществляется с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации. Сервис генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации создает пароль ключа с использованием шифровального (криптографического) средства, прошедшего процедуру оценки соответствия в Федеральной службе безопасности Российской Федерации по классу не ниже чем КС2.

Заявитель вправе самостоятельно произвести замену своего ключа с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также с использованием региональных порталов государственных или муниципальных услуг при наличии технической возможности выполнения таких операций в указанных информационных системах.

В случае использования простой электронной подписи при оформлении персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования заявитель вправе самостоятельно создать ключ с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

9. Создаваемый пароль ключа должен соответствовать следующим требованиям:

а) содержать не менее 8 символов;

б) содержать буквенные и (или) цифровые символы;

в) не содержать символы "*" или "#".

10. Создание (замена) и выдача ключа для использования в целях получения государственных и муниципальных услуг осуществляется безвозмездно.

11. Операторы выдачи ключа обязаны обеспечивать конфиденциальность ключа.

12. При использовании простой электронной подписи заявитель должен быть ознакомлен оператором выдачи ключа с правилами использования простой электронной подписи.

13. Заявитель - владелец ключа обязан:

а) хранить в тайне ключ, принимать все возможные меры, предотвращающие нарушение его конфиденциальности;

б) формировать простую электронную подпись с использованием ключа, полученного в порядке, установленном настоящими Правилами;

в) в случае нарушения конфиденциальности ключа или его утери незамедлительно уведомить об этом оператора выдачи ключа или оператора единой системы идентификации и аутентификации.

14. Гражданско-правовую ответственность за негативные последствия, наступившие в результате несоблюдения заявителем обязанностей, установленных пунктом 13 настоящих Правил, несет заявитель.

15. Заявитель самостоятельно осуществляет выбор оператора выдачи ключа, к которому он обращается для создания (замены) и выдачи ключа.

Операторы выдачи ключа, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 7 настоящих Правил, а также многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны обеспечить заявителю подачу заявления при личном приеме.

При обращении заявителя к иным операторам выдачи ключа указанный абзацем вторым настоящего пункта способ обращения может быть использован только в случае, если организационно-технические особенности деятельности оператора выдачи ключа могут обеспечить его реализацию. Сведения о таких возможностях или их отсутствии оператор выдачи ключа размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на едином портале.

Заявитель вправе подать заявление в электронной форме при обращении к любому оператору выдачи ключа, указанному в настоящих Правилах.

16. При явке заявителя на личный прием создание (замена) и выдача ключа осуществляются оператором выдачи ключа в день обращения на основании письменного заявления при предъявлении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, или документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, а для уполномоченного лица - кроме того, документа, подтверждающего его право действовать от имени юридического лица.

16(1). При явке заявителя на личный прием создание (замена) и выдача ключа простой электронной подписи на основании письменного заявления осуществляются оператором выдачи ключа после получения от заявителя - физического лица ответа, направляемого с использованием абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, на запрос, направляемый оператором единой системы идентификации и аутентификации в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи, указанный в заявлении на выдачу простой электронной подписи, поданном оператору выдачи ключа.

17. В заявлении, подаваемом заявителем - физическим лицом, должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, пол, дата рождения, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, или документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, сведения о гражданстве (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес места жительства (регистрации), абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (для иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии), адрес электронной почты, согласие на обработку персональных данных.

В заявлении, подаваемом заявителем - юридическим лицом или аккредитованным филиалом, представительством иностранных юридических лиц, должны быть указаны предусмотренные абзацем первым настоящего пункта сведения о лице, являющемся единоличным исполнительным органом юридического лица или руководителем аккредитованного филиала, представительства иностранного юридического лица, наименование и место нахождения юридического лица или аккредитованного филиала, представительства иностранного юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица или аккредитованного филиала, представительства иностранного юридического лица, основной государственный регистрационный номер юридического лица или номер записи об аккредитации аккредитованного филиала, представительства иностранного юридического лица.

18. Оператор выдачи ключа не вправе уполномочить иное юридическое лицо на создание (замену) и выдачу ключа.

В случае если в процессе выдачи ключа оператор выдачи ключа допустил ошибку при установлении личности заявителя, то гражданско-правовую ответственность, а в случаях, установленных федеральными законами, иную ответственность за неблагоприятные последствия, наступившие для участников отношений в результате допущенной ошибки, несет оператор выдачи ключа, допустивший такую ошибку.

19. При получении ключа путем подачи заявления в электронной форме оператор выдачи ключа обеспечивает заявителю возможность осуществления самостоятельной регистрации в единой системе идентификации и аутентификации с использованием соответствующего сервиса единой системы идентификации и аутентификации.

20. Самостоятельная регистрация заявителя в единой системе идентификации и аутентификации осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Ключ простой электронной подписи выдается заявителю способами и с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 21 и 22 настоящих Правил, после регистрации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Заявление может быть подано с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

21. При подаче заявления в электронной форме заявитель вправе указать в нем один из следующих доступных у операторов выдачи ключа способов получения ключа:

а) непосредственно у оператора выдачи ключа;

б) путем направления оператором выдачи ключа регистрируемого почтового отправления с уведомлением о вручении;

в) путем использования индивидуальных средств коммуникации заявителя, предусматривающих возможность получения ключа посредством электронной почты заявителя или с помощью короткого текстового сообщения на абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи, заявителя.

В случае если организационно-технические особенности деятельности оператора выдачи ключа не позволяют ему осуществить выдачу ключа заявителю непосредственно у оператора выдачи ключа и (или) путем направления оператором выдачи ключа регистрируемого почтового отправления с уведомлением о вручении, оператор выдачи ключа размещает информацию об этом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на едином портале, и в местах выдачи ключа (при их наличии).

21(1). Формы заявлений, предусмотренных настоящими Правилами, утверждаются операторами выдачи ключа в соответствии с требованиями, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

22. Оператор выдачи ключа в случае получения ключа непосредственно у него обязан установить личность заявителя - физического лица или уполномоченного лица, обратившегося за получением ключа.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 N 789.

Установление личности заявителя может быть осуществлено одним их следующих способов:

предъявление заявителем основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, или документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, а уполномоченным лицом - также документа, подтверждающего его право действовать от имени юридического лица (в случае подачи заявления при личном приеме);

подтверждение сведений, представленных заявителем путем использования индивидуальных средств коммуникации заявителя (электронной почты или устройства подвижной радиотелефонной связи заявителя). В этом случае установление личности заявителя производится оператором выдачи ключа путем сопоставления информации, представленной заявителем, с информацией, содержащейся в государственных и (или) муниципальных информационных системах, и получения положительного результата такого сопоставления.

Оператор выдачи ключа вносит в единую систему идентификации и аутентификации сведения о способе установления личности заявителя в соответствии с положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

23. Проверка подлинности простой электронной подписи, которой подписано обращение, осуществляется исполнителем услуги с использованием соответствующего сервиса единой системы идентификации и аутентификации.

24. Оператор единой системы идентификации и аутентификации предоставляет органам (организациям), указанным в статье 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", автоматический доступ к информации, содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации, в целях проверки подлинности простой электронной подписи.

Порядок доступа к информации, содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации, для указанных целей устанавливает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

25. Лицо, чье право было нарушено, вправе обратиться лично к оператору выдачи ключа с заявлением о факте использования простой электронной подписи указанного лица ненадлежащим лицом для восстановления нарушенного права лично либо через уполномоченное лицо.

В случае обращения заявителя (уполномоченного лица) оператор выдачи ключа аннулирует пароль простой электронной подписи в течение одного дня со дня получения указанного заявления.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 января 2013 г. N 33

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ТРЕБОВАНИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ
И АУТЕНТИФИКАЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ"

1. Пункт 5 дополнить подпунктами "д" и "е" следующего содержания:

"д) создание пароля ключа простой электронной подписи на основе исходной ключевой информации, предоставляемой Федеральной службой безопасности Российской Федерации, для физических и юридических лиц в целях обращения за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также за получением услуг, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг;

е) автоматическое предоставление по запросу органов и организаций, имеющих право на создание (замену) и выдачу ключей простой электронной подписи в целях оказания государственных и муниципальных услуг, пароля ключа простой электронной подписи для физического или юридического лица.".

2. Пункт 6 дополнить подпунктом "е" следующего содержания:

"е) регистр органов и организаций, имеющих право создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи в целях оказания государственных и муниципальных услуг.".

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области