Постановление Правительства РФ от 23.05.2020 N 741 "Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2020 г. N 741

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА АВТОБУСОВ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения технического осмотра автобусов.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2020 г. N 741

ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА АВТОБУСОВ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения технического осмотра автобусов.

2. В настоящих Правилах под автобусами понимаются транспортные средства категорий М2 и М3, подлежащие государственной регистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Настоящие Правила не применяются к отношениям, связанным с проведением технического осмотра автобусов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеющих особенности конструкции и (или) специально оборудованных для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

4. Технический осмотр автобусов проводится в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" (далее - Правила проведения технического осмотра), с учетом требований настоящих Правил.

5. Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М2 и М3 (далее - оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее - уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно - график, заявка).

6. Владелец автобуса посредством телефонной связи и (или) по электронной почте обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации автобуса и представляет заявку, содержащую информацию о желаемой дате прохождения технического осмотра, сведения о марке, модели, идентификационном номере (номере кузова или шасси - в случае отсутствия идентификационного номера) и государственном регистрационном номере (при наличии) автобуса, а также сведения о номерах телефонов и (или) адресах электронной почты для информирования владельца автобуса о принятом в отношении заявки решении (далее - заявитель).

7. Решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения в график и информирование заявителя о принятом в отношении заявки решении осуществляется оператором технического осмотра в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки к оператору технического осмотра.

Решение о невозможности включения заявки в график принимается в случае непредставления заявителем в полном объеме сведений, указанных в пункте 6 настоящих Правил, и (или) отсутствия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке.

8. Проведение технического осмотра автобусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в отношении которой принято решение о ее включении в график.

9. Уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов, осуществляет предусмотренные настоящими Правилами действия в пунктах технического осмотра (на передвижных диагностических линиях), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором проходит службу, в день, предусмотренный графиком, и в пределах продолжительности его рабочего времени.

10. Оператор технического осмотра обеспечивает доступ уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, в пункт технического осмотра (на передвижную диагностическую линию), а также к показаниям средств технического диагностирования линии технического осмотра (передвижной диагностической линии) оператора технического осмотра.

11. При проведении технического осмотра автобусов техническим экспертом оператора технического осмотра в присутствии уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, проводится техническое диагностирование с использованием средств технического диагностирования утвержденного типа, внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и прошедших поверку в установленном порядке.

Результаты технического диагностирования технический эксперт вносит в сформированную им в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту согласно приложению.

12. В ходе проведения технического осмотра автобусов уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра проверяет:

а) соответствие результатов технического диагностирования требованиям к транспортным средствам категории М2 или М3, указанным в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра;

б) соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства), а также в государственном реестре транспортных средств.

13. После осуществления действий, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящих Правил, уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, вносит в сформированную техническим экспертом оператора технического осмотра в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) и удостоверяет запись усиленной квалифицированной электронной подписью.

14. Автобус, в отношении которого оформлена диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии его обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуск к участию в дорожном движении), подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра, с учетом требований настоящих Правил, а также с учетом особенностей, установленных статьей 18 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приложение
к Правилам организации и проведения
технического осмотра автобусов

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Certificate of periodic technical inspection

Регистрационный номер
Срок действия до
Оператор технического осмотра:
Пункт технического осмотра (передвижная диагностическая линия):
Первичная проверка
Повторная проверка
Регистрационный знак ТС
Марка, модель ТС
VIN
Категория ТС
Номер рамы
Год выпуска ТС
Номер кузова
СРТС или ПТС (ЭПТС) (серия, номер, выдан кем, когда)
Тахограф или контрольное устройство (тахограф)
(марка, модель, серийный номер)
N <*>
Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра
N <*>
Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра
N <*>
Параметры и требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра
I. Тормозные системы
22.
Наличие и расположение фар и сигнальных фонарей в местах, предусмотренных конструкцией
44.
Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки
23.
Соответствие источника света в фарах
1.
Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения
IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели
45.
Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы
2.
Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям
24.
Наличие стеклоочистителя и форсунки стеклоомывателя ветрового стекла
46.
Наличие работоспособного звукового сигнального прибора
3.
Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения
25.
Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла
47.
Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам
4.
Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер
26.
Работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей
52.
Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача
5.
Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе
V. Шины и колеса
54.
Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям
6.
Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением
27.
Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям
55.
Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности
7.
Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов
28.
Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации
56.
Наличие знака аварийной остановки
8.
Отсутствие трещин остаточной деформации деталей тормозного привода
29.
Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес
57.
Наличие не менее 2 противооткатных упоров
9.
Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем
30.
Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес
58.
Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям
10.
Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания
31.
Отсутствие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес
59.
Надежное крепление поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки
11.
Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов
32.
Установка шин на транспортное средство в соответствии с требованиями
60.
Работоспособность механизмов регулировки сидений
II. Рулевое управление
VI. Двигатель и его системы
12.
Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса
33.
Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям
63.
Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса
13.
Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе
34.
Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания
65.
Соответствие каплепадения масел и рабочих жидкостей нормам
14.
Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении
35.
Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива
66.
Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с требованиями
15.
Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма
36.
Герметичность системы питания транспортных средств, работающих на газе. Соответствие газовых баллонов установленным требованиям
67.
Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб
16.
Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе
37.
Соответствие нормам уровня шума выпускной системы
68.
Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований
17.
Отсутствие устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией
VII. Прочие элементы конструкции
69.
Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям
III. Внешние световые приборы
38.
Наличие зеркал заднего вида в соответствии с требованиями
70.
Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа)
18.
Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям
39.
Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям
19.
Отсутствие разрушений рассеивателей световых приборов
40.
Соответствие норме светопропускания ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей
20.
Работоспособность и режим работы сигналов торможения
41.
Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя
21.
Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям
42.
Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства

"Оборотная сторона"

Результаты диагностирования
Параметры, по которым установлено несоответствие
Пункт диагностической карты
Нижняя граница
Результат проверки
Верхняя граница
Наименование параметра
Невыполненные требования
Предмет проверки (узел, деталь, агрегат)
Содержание невыполненного требования (с указанием нормативного источника)
Примечания:
Данные транспортного средства
Масса без нагрузки
Разрешенная максимальная масса
Тип топлива
Пробег ТС
Тип тормозной системы
Марка шин
Заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) Results of the roadworthiness inspection
соответствует
Passed
не соответствует
Failed
Пункты диагностической карты, требующие повторной проверки
Дата
Повторный осмотр провести до
(день, месяц, год)
ф.и.о. технического эксперта
Подпись
Signature
ф.и.о. сотрудника Госавтоинспекции
Подпись
Signature

--------------------------------

<*> Нумерация строк соответствует нумерации требований, предъявляемых при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, указанных в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств".

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области