ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2021 г. N 1604
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ
ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО
И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3224; 2017, N 15, ст. 2208; 2018, N 15, ст. 2132; 2019, N 13, ст. 1431; 2020, N 1, ст. 43; 2021, N 2, ст. 469).
2. Министерству финансов Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. N 1604
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЗДАНИЕ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ"
Государственную программу Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2016 г. N 445
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. N 1604)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ"
Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Российской Федерации "Развитие
федеративных отношений и создание условий для эффективного
и ответственного управления региональными
и муниципальными финансами"
I. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
Вопросы укрепления финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации и создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов остаются приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений.
Система межбюджетных отношений в Российской Федерации функционирует в условиях значительной межрегиональной дифференциации по уровню социально-экономического развития, а значит и налоговой базы, которая неравномерно распределена по регионам. Дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню налоговой базы велика. Так, по налогу на доходы физических лиц на 10 регионов приходится 56 процентов поступлений, 60 процентов налога на прибыль организаций поступает в бюджеты 10 регионов. В связи с этим часть поступающих в федеральный бюджет средств распределяется между регионами в виде межбюджетных трансфертов, направленных на выравнивание несбалансированности распределения налогов.
Основным инструментом финансового выравнивания субъектов Российской Федерации является предоставление из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, позволяющее сокращать разрывы в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными регионами. В целях сокращения разрывов в уровне бюджетной обеспеченности осуществляется:
централизация с 2017 года в федеральном бюджете 1 процентного пункта налога на прибыль организаций с последующим предоставлением бюджетам субъектов Российской Федерации нецелевой финансовой поддержки (объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2021 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 203,7 млрд. рублей, или на 40 процентов);
учет с 2017 года расчетных расходных обязательств ("модельных" бюджетов) при распределении 30 процентов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для учета дифференциации расходов на предоставление бюджетных услуг в зависимости от объективных условий (климатических, географических, транспортных, экономических и др.);
включение в методику распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации механизмов стимулирования регионов к экономическому росту и увеличению поступления налогов, в том числе неснижение дотации региону по сравнению с уже утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете объемами на соответствующий год, использование в расчете данных о налоговых поступлениях за 3 предыдущие периода, что позволяет плавно снижать дотацию при существенном увеличении налогового потенциала, а также учет налоговых льгот, признанных эффективными в установленном порядке.
В целях дальнейшего сокращения разрывов в уровне бюджетной обеспеченности:
с 2022 года уменьшен критерий выравнивания, при котором предоставляется дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, с 1 до 0,9 для направления высвобождающихся объемов дотации на увеличение поддержки наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации и частичного сокращения отклонения бюджетной обеспеченности между менее и более обеспеченными субъектами Российской Федерации;
планируется совершенствование методики распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе в целях повышения точности прогнозирования налогового потенциала субъектов Российской Федерации.
Предоставление целевой поддержки увязано с достижением конкретных и измеримых результатов и является дополнительной финансовой поддержкой на осуществление собственных полномочий регионов и муниципальных образований, а также позволяет создать необходимые стимулы для социально-экономического развития территорий. Увеличение доли целевых межбюджетных трансфертов в общем объеме межбюджетных трансфертов (с 55 процентов в 2017 году до 67 процентов в 2021 году) обусловлено предоставлением поддержки из федерального бюджета на реализацию национальных проектов (в 2021 году на реализацию национальных проектов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрено 684 млрд. рублей, их доля в общем объеме межбюджетных трансфертов составляет 22 процента). В целях повышения эффективности и предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов законодательно закреплено:
с 2021 года обязательное принятие "отраслевых" правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, их распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации, а также заключения соглашений об их предоставлении до начала текущего финансового года;
предоставление целевых межбюджетных трансфертов по единым стандартизованным правилам, содержащим требования к методикам распределения межбюджетных трансфертов, результатам их предоставления, положениям соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, мерам ответственности за неисполнение установленных соглашениями обязательств;
утверждение на очередной финансовый год и плановый период предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. При этом ранее утвержденные предельные уровни не подлежат изменению, что позволяет повысить прозрачность и предсказуемость планирования расходов регионами и не дестимулировать регионы при росте налогового потенциала и повышении уровня расчетной бюджетной обеспеченности;
установление на весь срок реализации национальных проектов более высоких предельных уровней софинансирования из федерального бюджета (до 99 процентов) расходных обязательств, возникших при реализации национальных проектов.
В целях дальнейшего совершенствования механизма предоставления целевых межбюджетных трансфертов планируется:
перевести иные межбюджетные трансферты в субсидии как более прозрачный механизм государственной поддержки или в иные виды поддержки;
продолжить работу по сокращению сроков доведения межбюджетных трансфертов до бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными направлениями повышения самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов являются экономическое развитие регионов и увеличение собственного налогового потенциала. В настоящее время реализуются механизмы стимулирования регионов к развитию инфраструктуры и наращиванию экономического потенциала своих территорий посредством:
предоставления дотаций (грантов) за достижение показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития;
осуществления компенсации из федерального бюджета снижения поступления доходов субъектов Российской Федерации при применении инвестиционного налогового вычета;
проведения реструктуризации бюджетных кредитов с направлением регионами высвобождающихся средств на бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, а также с возможностью списания кредитов за счет увеличения поступлений доходов от таких проектов в федеральный бюджет.
Для поддержания бюджетной устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и стимулирования инфраструктурного развития планируется:
проведение реструктуризации предоставленных в декабре 2020 г. для покрытия расходов на реализацию задач социального и экономического значения регионов бюджетных кредитов с возможностью списания задолженности по ним при направлении средств на реализацию новых инвестиционных проектов;
предоставление в течение 2021 - 2023 годов "инфраструктурных" бюджетных кредитов;
предоставление бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по рыночным заимствованиям.
В целях повышения самостоятельности и финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов также проводится следующая работа:
уточнение разграничения полномочий между уровнями публичной власти;
исключение (минимизация) установления на федеральном уровне требований (правил, норм, нормативов, стандартов), предопределяющих объемы расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на реализацию расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
совершенствование механизмов и условий передачи (делегирования) полномочий публично-правовых образований и организация эффективного контроля за их осуществлением;
обеспечение надлежащих институциональных условий осуществления органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации Программы
К приоритетам государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами относятся:
совершенствование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
содействие сбалансированному исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
сокращение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и принятие мер по ограничению роста государственного долга;
создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития;
повышение качества управления финансами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
поощрение субъектов Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации, а также совершенствование механизма указанной оценки;
поощрение и распространение применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований;
проведение оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов и оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, в целях устранения избыточного регулирования деятельности по осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также недостаточности финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
совершенствование системы разграничения полномочий между органами публичной власти.
Совершенствование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях осуществляется путем:
обеспечения стабильности и предсказуемости системы межбюджетных отношений, а также повышения ее открытости и прозрачности;
ускорения доведения межбюджетных трансфертов до бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
повышения гибкости предоставления межбюджетных трансфертов путем обеспечения возможности оперативного перераспределения межбюджетных трансфертов в течение всего срока реализации национальных проектов, а также возможности осуществлять за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации дополнительные расходы на финансовое обеспечение мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета, в целях их опережающей реализации с правом на возмещение указанных расходов в последующих периодах;
исключения при предоставлении целевых и нецелевых межбюджетных трансфертов факторов, которые могут оказать дестимулирующее влияние в случае активизации деятельности субъектов Российской Федерации по наращиванию регионального налогового потенциала;
совершенствования подходов к выравниванию субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности;
совершенствования подходов к формированию и предоставлению единой субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью повышения эффективности ее предоставления и использования;
совершенствования подходов к формированию, распределению и предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью повышения эффективности их предоставления и использования;
перевода иных межбюджетных трансфертов в субсидии как более прозрачный механизм государственной поддержки или в иные виды поддержки;
учета при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных экономических специализаций регионов, предусмотренных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
координации достижения целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Содействие сбалансированному исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется за счет:
выравнивания субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности;
сокращения разрывов дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности с учетом общего объема финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию собственных полномочий субъектов Российской Федерации;
сохранения до 2024 года механизма централизации 1 процентного пункта налога на прибыль организаций в качестве источника увеличения объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации;
оказания нецелевой финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации в течение текущего финансового года в целях содействия сбалансированному исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
обеспечения исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию;
обеспечения компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования.
Сокращение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и принятие мер по ограничению роста государственного долга включают в себя:
списание задолженности по бюджетным кредитам за счет дополнительного поступления налогов от реализации новых инвестиционных проектов;
выполнение субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в части снижения объема дефицита и государственного долга субъектов Российской Федерации.
Создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития осуществляются посредством:
запуска механизма финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры за счет средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов;
стимулирования субъектов Российской Федерации к предоставлению инвестиционного налогового вычета через механизм частичной компенсации из федерального бюджета соответствующих выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
предоставления бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Деятельность субъектов Российской Федерации оказывает влияние на результаты реализации государственной программы "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (далее - Программа). Субъекты Российской Федерации реализуют политику в сфере управления региональными и муниципальными финансами в соответствии со следующими требованиями:
обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе обеспечение достоверного прогнозирования доходов и принятие обеспеченных финансовыми источниками расходных обязательств, а также оптимизация неэффективных бюджетных расходов;
своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности, в том числе по оплате труда;
соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
выполнение условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, в том числе соглашений о предоставлении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета с учетом дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов и соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации;
достижение значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию;
достижение показателей эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, учитывающих национальные цели развития Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации обеспечивают реализацию мероприятий по формированию эффективной системы межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, в том числе по:
проведению эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
созданию стимулов для роста доходного потенциала и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
повышению предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации;
повышению эффективности реализации переданных полномочий Российской Федерации и контроля за их исполнением;
проведению работы по сокращению просроченной кредиторской задолженности в случае ее возникновения;
выполнению обязательств по снижению уровня долговой нагрузки, принятых в рамках программы реструктуризации;
повышению качества управления региональными финансами и эффективности бюджетных расходов;
наращиванию собственного экономического (налогового) потенциала территорий субъектов Российской Федерации, в том числе с применением механизмов стимулирования из федерального бюджета;
направлению средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов, на финансирование бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
распространению применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований;
обеспечению формирования сбалансированных бюджетов закрытых административно-территориальных образований, обеспечению устойчивого и своевременного финансирования социально значимых расходных обязательств закрытых административно-территориальных образований, выполнению обязательств по развитию и поддержке социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований, на финансирование которой привлекаются средства из федерального бюджета и местных бюджетов;
совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также по вопросам организации местного самоуправления.
III. Задачи государственного управления и способы
их эффективного решения
Цель 1. Сокращение отклонения в уровнях бюджетной
обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными
субъектами Российской Федерации до 2,4 раза к 2030 году
Цель 2. Увеличение количества субъектов
Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной
обеспеченности, превышающий критерий выравнивания,
до 18 к 2030 году
К основным направлениям деятельности в сфере реализации целей 1 и 2 относятся:
актуализация форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
повышение эффективности предоставления субсидий;
повышение эффективности предоставления и использования единой субвенции;
выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
создание условий для устойчивого исполнения бюджетов закрытых административно-территориальных образований.
В рамках реализации целей 1 и 2 запланированы следующие мероприятия:
подготовка предложений по совершенствованию механизмов предоставления межбюджетных трансфертов;
распределение и предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований;
распределение и предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура;
мониторинг эффективности предоставления субсидий, достижения значений результатов использования субсидий субъектами Российской Федерации;
заключение соглашений с субъектами Российской Федерации, получающими дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также мониторинг выполнения условий соответствующих соглашений.
Ожидаемым результатом является сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации до 2,4 раза к 2030 году, а также увеличение количества субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания, до 18 к 2030 году.
Цель 3. Сокращение уровня долговой нагрузки
субъектов Российской Федерации до 27 процентов от налоговых
и неналоговых доходов консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации к 2030 году
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 3 относятся:
совершенствование механизмов предоставления бюджетных кредитов, направленных на стимулирование сокращения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации;
обеспечение контроля за выполнением субъектами Российской Федерации условий заключенных соглашений о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов.
В рамках реализации цели 3 запланированы следующие мероприятия:
мониторинг выполнения субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в части снижения объема дефицита и государственного долга субъектов Российской Федерации;
применение мер ответственности, предусмотренных в случае нарушения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
Ожидаемым результатом является сокращение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации до 27 процентов от налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации к 2030 году.
Цель 4. Увеличение доли расходов инвестиционного
характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации до 15,6 процента к 2024 году
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 4 относятся:
стимулирование субъектов Российской Федерации к реализации инвестиционных проектов;
стимулирование субъектов Российской Федерации к предоставлению инвестиционного налогового вычета;
обеспечение контроля за выполнением субъектами Российской Федерации условий заключенных соглашений о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов.
В рамках реализации цели 4 запланированы следующие мероприятия:
предоставление бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
списание задолженности по бюджетным кредитам на суммы поступлений в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации инфраструктурных проектов;
проведение мониторинга направления регионами высвобождаемых средств от проведенной реструктуризации бюджетных кредитов на финансирование бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
частичная компенсация из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникших в результате применения инвестиционного налогового вычета.
Ожидаемым результатом является увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,6 процента к 2024 году.
Цель 5. Увеличение доли субъектов Российской
Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления
региональными финансами, в общем количестве субъектов
Российской Федерации до 84 процентов к 2030 году
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 5 относятся:
создание стимулов к улучшению качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.
В рамках реализации цели 5 запланированы следующие мероприятия:
составление рейтинга субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными и муниципальными финансами, подготовка обзорного доклада, содержащего рекомендации по применению лучших практик и выявленных недостатков управления региональными финансами;
проведение мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях;
проведение мониторинга выполнения высокодотационными субъектами Российской Федерации целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации;
разработка методических рекомендаций, оказание консультационной помощи субъектам Российской Федерации.
Ожидаемым результатом является увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 84 процентов к 2030 году.
Цель 6. Увеличение доли субъектов Российской
Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга
по достижению установленных целевых значений показателей
для оценки эффективности деятельности высших должностных
лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, в общем количестве субъектов Российской
Федерации до 45 процентов к 2030 году
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 6 относятся:
поощрение субъектов Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
совершенствование методики оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации цели 6 запланированы следующие мероприятия:
распределение и предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций (грантов) за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
подготовка предложений по совершенствованию механизмов оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Ожидаемым результатом является увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2030 году.
Цель 7. Поощрение 50 муниципальных
образований - победителей Всероссийского конкурса
"Лучшая муниципальная практика" ежегодно
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 7 относятся:
координация проведения Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика";
стимулирование применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления, выявленных на указанном конкурсе.
В рамках реализации цели 7 запланированы следующие мероприятия:
проведение и определение победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика";
распределение и предоставление дотаций на премирование победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
Ожидаемым результатом является ежегодное поощрение 50 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
IV. Задачи, определенные в соответствии
с национальными целями
В рамках Программы в целях достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" предусматривается реализация следующих мероприятий:
предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели в целях повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, включая поддержание соотношений средней заработной платы работников бюджетной сферы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;
обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в целях обеспечения макроэкономической стабильности;
запуск усовершенствованного механизма инвестиционного налогового вычета в целях поддержки региональных инвестиционных проектов и зон развития.
V. Задачи обеспечения достижения показателей
социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации, входящих в состав приоритетных территорий
В рамках Программы субъектам Российской Федерации, входящим в состав приоритетных территорий, предоставляются межбюджетные трансферты в форме субвенций, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, дотаций (грантов) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дотаций на премирование победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика", а также дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.
При этом в Программе отсутствуют мероприятия, направленные непосредственно на рост показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, поскольку показатели Программы характеризуют эффективность работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации осуществляется исходя из установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации равноправия субъектов бюджетных правоотношений на основании единых и формализованных методик. При этом подходы к распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации учитывают социально-экономические, природно-климатические и иные объективные факторы, влияющие на стоимость предоставления государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации, в том числе входящих в состав приоритетных территорий. Учет специфики приоритетных территорий при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации обеспечивается в том числе посредством использования повышающих коэффициентов и территориальных надбавок к заработной плате, коэффициентов, учитывающих транспортную доступность в регионе, и других показателей.
Министерством финансов Российской Федерации в отношении 5 субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, осуществляется проведение ежеквартального мониторинга исполнения высокодотационными субъектами Российской Федерации соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, в частности мониторинга выполнения субъектами Российской Федерации обязательств по соблюдению требований бюджетного законодательства Российской Федерации, по осуществлению мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, по осуществлению мер в рамках формирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, а также по осуществлению мер в рамках повышения качества управления региональными финансами.
С 2019 года при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ответственные исполнители государственных программ Российской Федерации обеспечивают предоставление не менее 7,2 процента общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) на финансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также осуществление не менее 7,2 процента общего объема бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых одному или нескольким субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа, и бюджетных инвестиций, осуществляемых в объекты государственной собственности Российской Федерации на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа) на территории Дальневосточного федерального округа.
Таким образом, в рамках реализации Программы обеспечивается приоритетное финансирование задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий.".
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области