Постановление Правительства РФ от 22.08.2022 N 1478 (ред. от 17.10.2023) "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2022 г. N 1478

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОСТАВЕ
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМОМУ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ЗАКАЗЧИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ЗАКУПКИ
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ,
РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ),
НА ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТАХ КРИТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИЛ
СОГЛАСОВАНИЯ ЗАКУПОК ИНОСТРАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ В СОСТАВЕ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ,
В ЦЕЛЯХ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКАЗЧИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ЗАКУПКАХ
ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ),
НА ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТАХ КРИТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ
ЗАКУПОК УСЛУГ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТОГО
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ТАКИХ ОБЪЕКТАХ, И ПРАВИЛ
ПЕРЕХОДА НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОСТАВЕ
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ЗАКАЗЧИКАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ
ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ
С МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ), НА ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ЗНАЧИМЫХ
ОБЪЕКТАХ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

требования к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

Правила согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, согласованные с Центральным банком Российской Федерации;

Правила перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, согласованные с Центральным банком Российской Федерации.

2. Определить, что:

а) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" на согласование закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием) (далее - заказчики), за исключением заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, являются:

Министерство здравоохранения Российской Федерации - в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сфере здравоохранения;

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сфере науки;

Министерство транспорта Российской Федерации - в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сфере транспорта;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сфере связи;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 17.10.2023 N 1716;

Министерство энергетики Российской Федерации - в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сферах энергетики и топливно-энергетического комплекса;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в области горнодобывающей, металлургической, ракетно-космической, оборонной, химической промышленности и использования атомной энергии;

а(1)) согласование закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, осуществляется Центральным банком Российской Федерации в соответствии со статьями 57.5-1 и 76.4-3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

б) в целях реализации указанных в подпунктах "а" и "а(1)" настоящего пункта полномочий федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации могут привлекаться отраслевые центры компетенций по импортозамещению программного обеспечения, в том числе созданные на базе учреждений, подведомственных указанным федеральным органам исполнительной власти, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

в) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением заказчиками, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, утвержденных настоящим постановлением, и за соблюдением запрета на использование иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих органам государственной власти, заказчикам, не являющимся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

г) Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль и мониторинг за соблюдением заказчиками, являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, утвержденных настоящим постановлением, а также за соблюдением заказчиками, являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, планов мероприятий по переходу, предусмотренных Правилами перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденными настоящим постановлением.

3. В целях реализации указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего постановления полномочий Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации может привлекаться экспертная организация в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить методические рекомендации по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 августа 2022 г. N 1478

ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОСТАВЕ
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМОМУ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ЗАКАЗЧИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ЗАКУПКИ
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ,
РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ),
НА ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТАХ КРИТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемое органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.

2. Программное обеспечение, предназначенное для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также программное обеспечение, предназначенное для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и (или) обмена информацией о компьютерных инцидентах на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, должно соответствовать настоящим требованиям и требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и (или) Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах их полномочий, что должно быть подтверждено соответствующим документом (сертификатом).

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 августа 2022 г. N 1478

ПРАВИЛА
СОГЛАСОВАНИЯ ЗАКУПОК ИНОСТРАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ В СОСТАВЕ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ,
В ЦЕЛЯХ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКАЗЧИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ЗАКУПКАХ
ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ),
НА ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТАХ КРИТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
А ТАКЖЕ ЗАКУПОК УСЛУГ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭТОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ТАКИХ ОБЪЕКТАХ

1. Настоящие Правила определяют порядок согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее - иностранное программное обеспечение), в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием) (далее - заказчики), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования иностранного программного обеспечения на таких объектах (далее - необходимые услуги).

2. Для согласования закупок иностранного программного обеспечения в целях его использования заказчиками, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок необходимых услуг заказчик, не являющийся кредитной организацией и некредитной финансовой организацией, направляет в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" (далее соответственно - постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478, уполномоченный орган), заявку, содержащую сведения и информацию о такой закупке.

Для согласования закупок иностранного программного обеспечения в целях его использования заказчиками, являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок необходимых услуг заказчик, являющийся кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, направляет заявку, содержащую сведения и информацию о такой закупке, в Центральный банк Российской Федерации.

3. В случае планирования осуществления закупки иностранного программного обеспечения в заявке указываются (к заявке прилагаются):

а) наименование иностранного программного обеспечения;

б) обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное в соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

в) действующий документ (сертификат), подтверждающий соответствие иностранного программного обеспечения требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и (или) Федеральной службой безопасности Российской Федерации к такому программному обеспечению (в случае если осуществляется закупка иностранного программного обеспечения для целей обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также иностранного программного обеспечения, предназначенного для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и (или) обмена информацией о компьютерных инцидентах на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации);

г) предмет договора;

д) начальная (максимальная) цена договора;

е) планируемые сроки заключения и исполнения договора;

ж) характер осуществления закупки (регулярная, повторяющаяся или разовая);

з) сведения о месте (адресе) поставки иностранного программного обеспечения (месте, в котором будет использоваться программное обеспечение);

и) сведения об осуществлении закупки за пределами территории Российской Федерации;

к) информация об уполномоченном лице (фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица, телефон и адрес электронной почты) для осуществления взаимодействия по вопросам, связанным с согласованием закупки, а также направлением соответствующих уведомлений;

л) в случае если заявка представлена после утверждения плана перехода на преимущественное использование на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в соответствии с Правилами перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 (далее - план перехода), - информация о соответствии закупки такому плану перехода;

м) сведения о классе иностранного программного обеспечения согласно классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

н) наименование программно-аппаратного комплекса и его код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности в случае закупки иностранного программного обеспечения в составе программно-аппаратного комплекса;

о) информация о ранее полученных правах на использование закупаемого иностранного программного обеспечения.

4. В случае планирования осуществления закупки необходимых услуг или закупки иностранного программного обеспечения и необходимых услуг в заявке указываются (к заявке прилагаются):

а) предмет договора;

б) начальная (максимальная) цена договора;

в) планируемые сроки заключения и исполнения договора;

г) перечень планируемых к закупке необходимых услуг, а также требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), предъявляемых к указанным необходимым услугам;

д) предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил сведения и информация об иностранном программном обеспечении, осуществление закупки которого планируется, либо предусмотренные подпунктами "а", "б" (за исключением случаев, если такая информация представлялась ранее в ходе согласования закупки, носящей регулярный характер), "в" (при закупке иностранного программного обеспечения для целей обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также иностранного программного обеспечения, предназначенного для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и (или) обмена информацией о компьютерных инцидентах на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации), "г", "ж", "з", "м" и "н" пункта 3 настоящих Правил сведения и информация об иностранном программном обеспечении, закупленном ранее, для использования которого планируется осуществление закупки необходимых услуг, а также сведения о цене договора, заключенного на поставку такого иностранного программного обеспечения;

е) информация о наличии прав на использование иностранного программного обеспечения или о расширении ранее предоставленного объема прав на использование иностранного программного обеспечения в составе закупаемых услуг;

ж) информация об уполномоченном лице (фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица, телефон и адрес электронной почты) для осуществления взаимодействия по вопросам, связанным с согласованием закупки, а также направлением соответствующих уведомлений.

5. Уполномоченный орган, Центральный банк Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) при поступлении заявки:

а) рассматривает заявку в течение 5 рабочих дней со дня ее представления в части полноты представленных сведений в соответствии с пунктом 3 или 4 настоящих Правил;

б) направляет заказчику в течение одного рабочего дня со дня окончания рассмотрения заявки уведомление о соответствии заявки требованиям пункта 3 или 4 настоящих Правил или уведомление о несоответствии заявки требованиям пункта 3 или 4 настоящих Правил с одновременным отказом в дальнейшем рассмотрении заявки;

в) по результатам рассмотрения заявки принимает в течение 8 рабочих дней со дня направления заказчику уведомления о соответствии заявки требованиям пункта 3 или 4 настоящих Правил решение о согласовании закупки, либо об отказе в согласовании закупки, либо о необходимости рассмотрения такой закупки в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

6. Уполномоченный орган вправе осуществлять согласование закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг:

а) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 17.10.2023 N 1716;

б) в области атомной энергии - с учетом позиции Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

в) в области ракетно-космической промышленности - с учетом позиции Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";

г) в сфере здравоохранения - с учетом позиции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

7. Решение, принятое уполномоченным органом, Центральным банком Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 настоящих Правил, направляется заказчику в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

8. Заявка с начальной (максимальной) ценой договора, составляющей 100 млн. рублей и более, подлежит рассмотрению комиссией, формируемой при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в состав которой входят представители уполномоченных органов, иных федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, а также иных организаций (далее - комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

9. В целях рассмотрения заявки на заседании комиссии уполномоченный орган, Центральный банк Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) направляет в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в срок, указанный в подпункте "в" пункта 5 настоящих Правил, одновременно с такой заявкой проект своего решения.

Заявка подлежит рассмотрению комиссией в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления. Рассмотрение заявки может осуществляться путем проведения очного или заочного заседания. В заседании комиссии вправе принимать участие представители заказчика. О дате и времени заседания комиссии заказчик уведомляется в порядке, регламентирующем деятельность комиссии, не позднее 3 рабочих дней до начала заседания. По итогам рассмотрения комиссией принимается решение об одобрении закупки либо об отказе в одобрении закупки с указанием причин отказа. Решение комиссии оформляется протоколом, который в течение 3 рабочих дней направляется в уполномоченный орган, Центральный банк Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями).

10. Основанием для принятия решения комиссии об отказе в одобрении закупки или решения уполномоченного органа, Центрального банка Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) об отказе в согласовании закупки является:

а) установление факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с настоящими Правилами;

б) применение в отношении правообладателя иностранного программного обеспечения, указанного в заявке, специальных экономических мер в соответствии с Федеральным законом "О специальных экономических мерах и принудительных мерах";

в) отсутствие плана перехода, утвержденного заказчиком в соответствии с Правилами перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478;

г) несоответствие количества планируемого к закупке иностранного программного обеспечения с учетом текущего уровня использования заказчиком иностранного программного обеспечения соответствующего класса программного обеспечения количеству иностранного программного обеспечения, установленному в плане перехода на соответствующий год;

д) несоответствие обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Порядку подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

е) установление факта наличия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) в едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, одной или нескольких программ для электронных вычислительных машин и баз данных, соответствующих классу иностранного программного обеспечения, указанному в заявке заказчика, которые отдельно или в своей совокупности обеспечивают реализацию функциональных, технических и эксплуатационных требований, предъявляемых заказчиком;

ж) отсутствие действующего документа (сертификата), подтверждающего соответствие иностранного программного обеспечения требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и (или) Федеральной службой безопасности Российской Федерации к такому программному обеспечению (в случае если осуществляется закупка иностранного программного обеспечения для целей обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также иностранного программного обеспечения, предназначенного для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и (или) обмена информацией о компьютерных инцидентах на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации).

11. Решение о согласовании закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг с начальной (максимальной) ценой договора, составляющей 100 млн. рублей и более, принимает уполномоченный орган, Центральный банк Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями), руководствуясь решением комиссии об одобрении (отказе в одобрении) закупки, указанным в пункте 9 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления комиссией такого решения.

12. В случае устранения причин, послуживших основанием для принятия комиссией решения об отказе в одобрении закупки или уполномоченным органом, Центральным банком Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) решения об отказе в согласовании закупки, заказчик вправе направить повторную заявку в уполномоченный орган, Центральный банк Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями). Рассмотрение повторной заявки осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

13. Решение уполномоченного органа, Центрального банка Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) о согласовании закупки действительно для закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг, осуществляемой заказчиком в соответствии с заявкой, представленной заказчиком в уполномоченный орган, Центральный банк Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями).

14. Заказчик (за исключением заказчиков, владеющих значимыми объектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующими в сфере связи) в течение 10 рабочих дней со дня получения решения уполномоченного органа, Центрального банка Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) о согласовании закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг направляет сведения о согласовании такой закупки уполномоченным органом, Центральным банком Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

15. В случае несогласия заказчика с решением уполномоченного органа, Центрального банка Российской Федерации (для заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) об отказе в согласовании закупки заказчик вправе обжаловать такое решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 августа 2022 г. N 1478

ПРАВИЛА
ПЕРЕХОДА НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РОССИЙСКОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
В СОСТАВЕ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ЗАКАЗЧИКАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ
УЧАСТИЕМ), НА ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТАХ КРИТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила определяют порядок перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - заказчики).

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" на согласование закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования иностранного программного обеспечения на таких объектах (далее - уполномоченный орган), утверждает отраслевой план мероприятий по обеспечению готовности заказчиков, не являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, к преимущественному использованию российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее - отраслевой план), включающий в том числе целевые показатели, сроки перехода заказчиков, не являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (с разбивкой по классам программного обеспечения), и при необходимости перечень мероприятий в области организационного и нормативного обеспечения процесса указанного перехода.

Центральный банк Российской Федерации утверждает отраслевой план мероприятий по обеспечению готовности заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, к преимущественному использованию российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, включающий в том числе целевые показатели, сроки перехода заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (с разбивкой по классам программного обеспечения), и при необходимости перечень мероприятий в области организационного и нормативного обеспечения процесса указанного перехода.

3. Заказчики:

а) проводят анализ соответствия используемого на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации программного обеспечения требованиям к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";

б) по результатам анализа, проведенного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, а также руководствуясь методическими рекомендациями по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, и отраслевыми планами, в течение 2 месяцев со дня утверждения указанных методических рекомендаций разрабатывают и утверждают план перехода на преимущественное использование на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее - план перехода), составленный на период до 1 января 2025 г. (с разбивкой по годам) (за исключением заказчиков, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями);

в) в течение 10 рабочих дней со дня утверждения плана перехода направляют его копию в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также в уполномоченный орган.

3(1). Заказчики, являющиеся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, по результатам анализа, проведенного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, а также руководствуясь методическими рекомендациями по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, и отраслевым планом, утвержденным Центральным банком Российской Федерации, утверждают план мероприятий по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - план мероприятий по переходу), составленный на период до 1 января 2025 г. (с разбивкой по годам).

Заказчики, являющиеся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, до утверждения направляют проект плана мероприятий по переходу на согласование в Центральный банк Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации в течение 22 рабочих дней рассматривает проекты планов мероприятий по переходу, принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании проектов планов мероприятий по переходу, направляет решения заказчикам, являющимся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями.

Основанием для принятия решения Центральным банком Российской Федерации об отказе в согласовании проекта плана мероприятий по переходу является его несоответствие положениям настоящих Правил.

В случае получения отказа в согласовании проекта плана мероприятий по переходу заказчики, являющиеся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, в течение 10 рабочих дней устраняют причины, послужившие основанием для отказа, и направляют проект плана мероприятий по переходу на повторное согласование в Центральный банк Российской Федерации.

В случае согласования проекта плана мероприятий по переходу заказчики, являющиеся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, в течение 10 рабочих дней утверждают согласованный план мероприятий по переходу. План мероприятий по переходу должен утверждаться руководителем кредитной организации или некредитной финансовой организации.

В течение 10 рабочих дней со дня утверждения плана мероприятий по переходу заказчики, являющиеся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, направляют его копию в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также в Центральный банк Российской Федерации.

4. Переход заказчиков на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации осуществляется в соответствии с планом перехода или планом мероприятий по переходу.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области