Постановление Правительства РФ от 10.08.1998 N 917 (ред. от 05.10.1999) "О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 1998 г. N 917

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года (прилагается).

2. Утвердить прилагаемый План мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении социально - экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО

Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г. N 917

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.

1. Характеристика состояния в области здорового питания населения

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.

Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем в большинстве развитых стран и странах СНГ. Увеличение сердечно - сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с питанием. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.

Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья и антропометрические характеристики детей.

Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной способности большей части населения страны. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В стране нет единой государственной политики в области здорового питания.

Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности страны и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспечения страны продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания.

2. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики

Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.

Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:

производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;

доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;

высокое качество и безопасность пищевых продуктов;

пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;

постоянный контроль за состоянием питания населения.

На первом этапе реализации Концепции (1998 - 1999 годы) совершенствуется нормативная база в сфере производства и реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке региональных программ здорового питания.

В качестве неотложных мер по реализации Концепции осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе на 20 - 30 процентов продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30 - 40 процентов свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок.

Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная организация).

На втором этапе (2000 - 2002 годы) будет увеличено производство витаминов, биологически активных добавок к пище и других микроэлементов и разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов.

В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по созданию новейших технологий производства, переработки, хранения и транспортирования продовольственного сырья и пищевых продуктов.

На третьем этапе (2003 - 2005 годы) предусматривается совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья нации, улучшение структуры потребления пищевых продуктов, в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, улучшение антропометрических показателей детей и подростков, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий дефицита фтора и йода.

В последующий период будет стабилизироваться производство и потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и биологически активных добавок на основе укрепления экономики страны, повышения покупательной способности и культуры питания населения, создания новых, научно обоснованных рецептур продуктов для различных социальных и возрастных групп населения.

3. Основные принципы государственной политики в области здорового питания

Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:

а) здоровье человека - важнейший приоритет государства;

б) пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека;

в) питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;

г) рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства;

д) питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.

Государственная политика в области здорового питания населения строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и здоровья и прогнозов развития науки и техники в области производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов. Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях, расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую основу для совершенствования процессов производства продовольствия и являются важнейшим фактором государственной политики.

4. Основные направления государственной политики в области здорового питания

Определены следующие направления государственной политики в области здорового питания населения:

1) в области формирования нормативной базы предусматривается совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение, транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей заинтересованность отечественных предприятий в увеличении объемов производства и повышении качества продовольствия;

2) в области производства продовольственного сырья необходимо осуществить меры по:

развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;

проведению исследований в области трансгенных форм растений и животных и созданию на их основе новых сортов и гибридов, пород и линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды, обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для нужд человека;

разработке нового поколения диагностических и лечебных препаратов для борьбы с распространенными болезнями сельскохозяйственных животных, в том числе и вирусного происхождения;

разработке новых технологий и технических средств для увеличения производства сбалансированных кормов для животноводства;

выделению экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов;

совершенствованию экономического механизма природопользования, направленного на экологическое оздоровление природной среды и сельскохозяйственных угодий;

3) в области производства пищевых продуктов предусматривается:

а) совершенствование биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, включая:

получение новых видов пищевых продуктов общего и специального назначения с использованием ферментных препаратов и биологически активных веществ;

использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животноводства;

б) создание технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующим потребностям организма человека, в том числе:

продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения;

продуктов лечебно - профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе для населения, проживающего в зонах экологически неблагополучных по различным видам загрязнений;

продуктов питания для военнослужащих и групп населения, находящихся в экстремальных условиях;

в) создание отечественного производства витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и других пищевых веществ в объемах, достаточных для полного обеспечения населения, в частности путем обогащения ими пищевых продуктов массового потребления;

г) организация крупнотоннажного производства пищевого белка и белковых препаратов, предназначенных для обогащения пищевых продуктов;

д) совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции;

4) в области профилактики алиментарно - зависимых состояний и заболеваний требуется разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих:

ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.) в первую очередь в экологически неблагополучных регионах;

профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и др.);

повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации;

расширение производства биологически активных добавок к пище;

5) в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья намечается:

максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения;

совершенствование нормативно - методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции;

осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва, вода, воздух);

создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;

6) в области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются меры по:

ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания и разработке программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов;

созданию образовательных программ для населения;

внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и обмена информацией, включая использование глобальных сетей;

созданию информационно - издательских программ;

7) в области рационализации детского питания намечается решение следующих задач:

разработка и реализация комплексной программы поддержки грудного вскармливания;

обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами;

обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания;

организация в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования;

8) в области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры:

осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно - зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в регионах Российской Федерации;

уточнение потребностей различных возрастных групп населения в пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций по питанию;

подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях медицинского и пищевого профиля;

9) в области обеспечения доступности пищевых продуктов для малоимущих слоев населения важно создать систему выявления нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми факторами и биологически активными добавками, а также механизм и методические подходы ее реализации.

5. Механизм реализации государственной политики в области здорового питания

Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания населения являются следующие:

государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники в сфере производства и потребления продовольствия, формирование федеральных и региональных целевых, научно - технических и других программ, предусматривающих научно - технические и технологические решения по приоритетным проблемам питания, разработку принципиально новых техники и технологий, способных коренным образом повлиять на структурные изменения в сфере производства продовольствия, витаминов и пищевых добавок;

опережающее развитие фундаментальных исследований в перспективных направлениях производства и потребления продовольствия;

проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки;

совершенствование государственной системы стандартизации и сертификации продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок и производств, приведение ее в соответствие с требованиями международной практики;

создание системы анализа и оценки информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники в области здорового питания и производства качественных пищевых продуктов и добавок, подготовки прогнозно - аналитических материалов, используемых для формирования и эффективного проведения государственной политики;

развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий и гигиены питания.

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г. N 917

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

┌───┬──────────────┬──────────────┬──────────┬───────────────────┐
│ N │ Мероприятия  │ Наименование │   Срок   │   Ответственные   │
│п/п│              │  документов  │исполнения│    исполнители    │
├───┼──────────────┼──────────────┼──────────┼───────────────────┤
│1. │Определение на│доклад в Пра- │I квартал │Минздрав России,   │
│   │основе соци-  │вительство    │1999 г.   │Минсельхозпрод     │
│   │ально - гиги- │Российской Фе-│          │России,            │
│   │енического мо-│дерации об    │          │Минэкономики       │
│   │ниторинга здо-│уровне дефици-│          │России,            │
│   │ровья и пита- │та пищевых ве-│          │Минобразование     │
│   │ния населения │ществ и эконо-│          │России,            │
│   │Российской Фе-│мическом обос-│          │Госкомстат России, │
│   │дерации уровня│новании мер по│          │другие заинтересо- │
│   │дефицита пище-│его преодоле- │          │ванные федеральные │
│   │вых веществ и │нию           │          │органы исполнитель-│
│   │экономическое │              │          │ной власти,        │
│   │обоснование   │              │          │органы исполнитель-│
│   │мер по его    │              │          │ной власти субъек- │
│   │преодолению   │              │          │тов Российской     │
│   │              │              │          │Федерации          │
│   │              │              │          │                   │
│2. │Разработка    │проект Поста- │II квартал│Минэкономики       │
│   │системы эконо-│новления Пра- │1999 г.   │России,            │
│   │мического сти-│вительства    │          │Минфин России,     │
│   │мулирования   │Российской Фе-│          │Минздрав России,   │
│   │отечественных │дерации о ме- │          │другие заинтересо- │
│   │производителей│рах по эконо- │          │ванные федеральные │
│   │витаминов и   │мическому сти-│          │органы             │
│   │других микро- │мулированию   │          │исполнительной     │
│   │нутриентов    │отечественных │          │власти             │
│   │              │производителей│          │                   │
│   │              │витаминов и   │          │                   │
│   │              │других микро- │          │                   │
│   │              │нутриентов    │          │                   │
│   │              │              │          │                   │
│3. │Разработка    │проект Поста- │III квар- │Миннауки России,   │
│   │приоритетных  │новления Пра- │тал       │Минэкономики       │
│   │направлений   │вительства    │1999 г.   │России,            │
│   │развития науки│Российской Фе-│          │Минздрав России,   │
│   │и техники в   │дерации о при-│          │Минсельхозпрод     │
│   │сфере произ-  │оритетных нап-│          │России,            │
│   │водства сель- │равлениях раз-│          │Минобразование     │
│   │скохозяйствен-│вития науки и │          │России,            │
│   │ного сырья и  │техники в сфе-│          │другие заинтересо- │
│   │пищевых про-  │ре производс- │          │ванные федеральные │
│   │дуктов на пе- │тва сельскохо-│          │органы исполнитель-│
│   │риод до       │зяйственного  │          │ной власти,        │
│   │2005 года     │сырья и пище- │          │Российская академия│
│   │              │вых продуктов │          │медицинских наук,  │
│   │              │до 2005 года  │          │Российская академия│
│   │              │              │          │сельскохозяйствен- │
│   │              │              │          │ных наук           │
│   │              │              │          │                   │
│4. │Совершенство- │проекты Зако- │III квар- │Минсельхозпрод     │
│   │вание законо- │нов Российской│тал       │России,            │
│   │дательной базы│Федерации:    │1999 г.   │Минздрав России,   │
│   │в сфере произ-│"Об этикетиро-│IV квартал│другие заинтересо- │
│   │водства и реа-│вании пищевых │1999 г.   │ванные федеральные │
│   │лизации пище- │продуктов";   │          │органы исполнитель-│
│   │вых продуктов,│"Об обогащении│          │ной власти         │
│   │направленное  │пищевых про-  │          │                   │
│   │на обеспечение│дуктов незаме-│          │                   │
│   │их качества и │нимыми пищевы-│          │                   │
│   │безопасности  │ми веществами"│          │                   │
│   │              │              │          │                   │
│5. │Разработка    │региональные  │IV квартал│органы исполнитель-│
│   │субъектами    │программы здо-│1999 г.   │ной власти субъек- │
│   │Российской Фе-│рового питания│          │тов Российской Фе- │
│   │дерации регио-│              │          │дерации,           │
│   │нальных прог- │              │          │Минздрав России,   │
│   │рамм по реали-│              │          │заинтересованные   │
│   │зации Концеп- │              │          │федеральные органы │
│   │ции государ-  │              │          │исполнительной     │
│   │ственной поли-│              │          │власти             │
│   │тики в области│              │          │                   │
│   │здорового пи- │              │          │                   │
│   │тания населе- │              │          │                   │
│   │ния Российской│              │          │                   │
│   │Федерации на  │              │          │                   │
│   │период до     │              │          │                   │
│   │2005 года     │              │          │                   │
│   │              │              │          │                   │
│6. │Организация и │решение Прави-│IV квартал│Минздрав России,   │
│   │обеспечение   │тельства Рос- │1998 г.   │Миннауки России,   │
│   │деятельности  │сийской Феде- │          │Минсельхозпрод     │
│   │органов испол-│рации о возло-│          │России,            │
│   │нительной     │жении вопросов│          │другие заинтересо- │
│   │власти в об-  │координации в │          │ванные федеральные │
│   │ласти здорово-│области здоро-│          │органы исполнитель-│
│   │го питания на-│вого питания  │          │ной власти         │
│   │селения Рос-  │населения на  │          │                   │
│   │сийской Феде- │Межведомствен-│          │                   │
│   │рации         │ную комиссию  │          │                   │
│   │              │по охране здо-│          │                   │
│   │              │ровья граждан │          │                   │
│   │              │              │          │                   │
│7. │Организация   │нормативные   │I квартал │Минздрав России,   │
│   │наблюдения за │правовые акты │2000 г.   │Российская академия│
│   │содержанием   │по осуществле-│          │медицинских наук   │
│   │йода и других │нию мониторин-│          │                   │
│   │микронутриен- │га и оценке   │          │                   │
│   │тов в пищевых │состояния здо-│          │                   │
│   │продуктах и   │ровья различ- │          │                   │
│   │биосредах че- │ных групп на- │          │                   │
│   │ловека и оцен-│селения       │          │                   │
│   │ка их влияния │              │          │                   │
│   │на состояние  │              │          │                   │
│   │здоровья раз- │              │          │                   │
│   │личных групп  │              │          │                   │
│   │населения     │              │          │                   │
│(п. 7   введен  Постановлением  Правительства РФ  от  05.10.1999│
│N 1119)                                                         │
│   │              │              │          │                   │
│8. │Разработка и  │форма феде-   │I квартал │Минздрав России,   │
│   │утверждение   │рального госу-│2000 г.   │Российское стати-  │
│   │формы феде-   │дарственного  │          │стическое агентство│
│   │рального госу-│статистичес-  │          │                   │
│   │дарственного  │кого наблюде- │          │                   │
│   │статистическо-│ния           │          │                   │
│   │го наблюдения │              │          │                   │
│   │за заболевае- │              │          │                   │
│   │мостью, свя-  │              │          │                   │
│   │занной с дефи-│              │          │                   │
│   │цитом йода и  │              │          │                   │
│   │других микро- │              │          │                   │
│   │нутриентов    │              │          │                   │
│(п. 8   введен  Постановлением  Правительства РФ  от  05.10.1999│
│N 1119)                                                         │
│   │              │              │          │                   │
│9. │Разработка и  │государствен- │I квартал │Госстандарт России,│
│   │утверждение   │ные стандарты │2000 г.   │Минздрав России    │
│   │государствен- │на поваренную │          │                   │
│   │ных стандартов│пищевую соль  │          │                   │
│   │на поваренную │              │          │                   │
│   │пищевую соль и│              │          │                   │
│   │на методы ее  │              │          │                   │
│   │испытания     │              │          │                   │
│(п. 9   введен  Постановлением  Правительства РФ  от  05.10.1999│
│N 1119)                                                         │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области