ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 1998 г. N 917
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года (прилагается).
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении социально - экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г. N 917
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.
1. Характеристика состояния в области здорового питания населения
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.
Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем в большинстве развитых стран и странах СНГ. Увеличение сердечно - сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с питанием. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.
Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья и антропометрические характеристики детей.
Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной способности большей части населения страны. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В стране нет единой государственной политики в области здорового питания.
Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности страны и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспечения страны продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания.
2. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики
Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:
производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;
доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;
высокое качество и безопасность пищевых продуктов;
пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;
постоянный контроль за состоянием питания населения.
На первом этапе реализации Концепции (1998 - 1999 годы) совершенствуется нормативная база в сфере производства и реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке региональных программ здорового питания.
В качестве неотложных мер по реализации Концепции осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе на 20 - 30 процентов продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30 - 40 процентов свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок.
Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная организация).
На втором этапе (2000 - 2002 годы) будет увеличено производство витаминов, биологически активных добавок к пище и других микроэлементов и разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов.
В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по созданию новейших технологий производства, переработки, хранения и транспортирования продовольственного сырья и пищевых продуктов.
На третьем этапе (2003 - 2005 годы) предусматривается совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья нации, улучшение структуры потребления пищевых продуктов, в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, улучшение антропометрических показателей детей и подростков, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий дефицита фтора и йода.
В последующий период будет стабилизироваться производство и потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и биологически активных добавок на основе укрепления экономики страны, повышения покупательной способности и культуры питания населения, создания новых, научно обоснованных рецептур продуктов для различных социальных и возрастных групп населения.
3. Основные принципы государственной политики в области здорового питания
Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:
а) здоровье человека - важнейший приоритет государства;
б) пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека;
в) питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;
г) рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства;
д) питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.
Государственная политика в области здорового питания населения строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и здоровья и прогнозов развития науки и техники в области производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов. Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях, расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую основу для совершенствования процессов производства продовольствия и являются важнейшим фактором государственной политики.
4. Основные направления государственной политики в области здорового питания
Определены следующие направления государственной политики в области здорового питания населения:
1) в области формирования нормативной базы предусматривается совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение, транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей заинтересованность отечественных предприятий в увеличении объемов производства и повышении качества продовольствия;
2) в области производства продовольственного сырья необходимо осуществить меры по:
развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
проведению исследований в области трансгенных форм растений и животных и созданию на их основе новых сортов и гибридов, пород и линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды, обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для нужд человека;
разработке нового поколения диагностических и лечебных препаратов для борьбы с распространенными болезнями сельскохозяйственных животных, в том числе и вирусного происхождения;
разработке новых технологий и технических средств для увеличения производства сбалансированных кормов для животноводства;
выделению экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов;
совершенствованию экономического механизма природопользования, направленного на экологическое оздоровление природной среды и сельскохозяйственных угодий;
3) в области производства пищевых продуктов предусматривается:
а) совершенствование биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, включая:
получение новых видов пищевых продуктов общего и специального назначения с использованием ферментных препаратов и биологически активных веществ;
использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животноводства;
б) создание технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующим потребностям организма человека, в том числе:
продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения;
продуктов лечебно - профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе для населения, проживающего в зонах экологически неблагополучных по различным видам загрязнений;
продуктов питания для военнослужащих и групп населения, находящихся в экстремальных условиях;
в) создание отечественного производства витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и других пищевых веществ в объемах, достаточных для полного обеспечения населения, в частности путем обогащения ими пищевых продуктов массового потребления;
г) организация крупнотоннажного производства пищевого белка и белковых препаратов, предназначенных для обогащения пищевых продуктов;
д) совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции;
4) в области профилактики алиментарно - зависимых состояний и заболеваний требуется разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих:
ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.) в первую очередь в экологически неблагополучных регионах;
профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и др.);
повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации;
расширение производства биологически активных добавок к пище;
5) в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья намечается:
максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения;
совершенствование нормативно - методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции;
осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва, вода, воздух);
создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;
6) в области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются меры по:
ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания и разработке программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов;
созданию образовательных программ для населения;
внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и обмена информацией, включая использование глобальных сетей;
созданию информационно - издательских программ;
7) в области рационализации детского питания намечается решение следующих задач:
разработка и реализация комплексной программы поддержки грудного вскармливания;
обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами;
обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания;
организация в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования;
8) в области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры:
осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно - зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в регионах Российской Федерации;
уточнение потребностей различных возрастных групп населения в пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций по питанию;
подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях медицинского и пищевого профиля;
9) в области обеспечения доступности пищевых продуктов для малоимущих слоев населения важно создать систему выявления нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми факторами и биологически активными добавками, а также механизм и методические подходы ее реализации.
5. Механизм реализации государственной политики в области здорового питания
Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания населения являются следующие:
государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники в сфере производства и потребления продовольствия, формирование федеральных и региональных целевых, научно - технических и других программ, предусматривающих научно - технические и технологические решения по приоритетным проблемам питания, разработку принципиально новых техники и технологий, способных коренным образом повлиять на структурные изменения в сфере производства продовольствия, витаминов и пищевых добавок;
опережающее развитие фундаментальных исследований в перспективных направлениях производства и потребления продовольствия;
проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки;
совершенствование государственной системы стандартизации и сертификации продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок и производств, приведение ее в соответствие с требованиями международной практики;
создание системы анализа и оценки информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники в области здорового питания и производства качественных пищевых продуктов и добавок, подготовки прогнозно - аналитических материалов, используемых для формирования и эффективного проведения государственной политики;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий и гигиены питания.
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г. N 917
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
┌───┬──────────────┬──────────────┬──────────┬───────────────────┐ │ N │ Мероприятия │ Наименование │ Срок │ Ответственные │ │п/п│ │ документов │исполнения│ исполнители │ ├───┼──────────────┼──────────────┼──────────┼───────────────────┤ │1. │Определение на│доклад в Пра- │I квартал │Минздрав России, │ │ │основе соци- │вительство │1999 г. │Минсельхозпрод │ │ │ально - гиги- │Российской Фе-│ │России, │ │ │енического мо-│дерации об │ │Минэкономики │ │ │ниторинга здо-│уровне дефици-│ │России, │ │ │ровья и пита- │та пищевых ве-│ │Минобразование │ │ │ния населения │ществ и эконо-│ │России, │ │ │Российской Фе-│мическом обос-│ │Госкомстат России, │ │ │дерации уровня│новании мер по│ │другие заинтересо- │ │ │дефицита пище-│его преодоле- │ │ванные федеральные │ │ │вых веществ и │нию │ │органы исполнитель-│ │ │экономическое │ │ │ной власти, │ │ │обоснование │ │ │органы исполнитель-│ │ │мер по его │ │ │ной власти субъек- │ │ │преодолению │ │ │тов Российской │ │ │ │ │ │Федерации │ │ │ │ │ │ │ │2. │Разработка │проект Поста- │II квартал│Минэкономики │ │ │системы эконо-│новления Пра- │1999 г. │России, │ │ │мического сти-│вительства │ │Минфин России, │ │ │мулирования │Российской Фе-│ │Минздрав России, │ │ │отечественных │дерации о ме- │ │другие заинтересо- │ │ │производителей│рах по эконо- │ │ванные федеральные │ │ │витаминов и │мическому сти-│ │органы │ │ │других микро- │мулированию │ │исполнительной │ │ │нутриентов │отечественных │ │власти │ │ │ │производителей│ │ │ │ │ │витаминов и │ │ │ │ │ │других микро- │ │ │ │ │ │нутриентов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3. │Разработка │проект Поста- │III квар- │Миннауки России, │ │ │приоритетных │новления Пра- │тал │Минэкономики │ │ │направлений │вительства │1999 г. │России, │ │ │развития науки│Российской Фе-│ │Минздрав России, │ │ │и техники в │дерации о при-│ │Минсельхозпрод │ │ │сфере произ- │оритетных нап-│ │России, │ │ │водства сель- │равлениях раз-│ │Минобразование │ │ │скохозяйствен-│вития науки и │ │России, │ │ │ного сырья и │техники в сфе-│ │другие заинтересо- │ │ │пищевых про- │ре производс- │ │ванные федеральные │ │ │дуктов на пе- │тва сельскохо-│ │органы исполнитель-│ │ │риод до │зяйственного │ │ной власти, │ │ │2005 года │сырья и пище- │ │Российская академия│ │ │ │вых продуктов │ │медицинских наук, │ │ │ │до 2005 года │ │Российская академия│ │ │ │ │ │сельскохозяйствен- │ │ │ │ │ │ных наук │ │ │ │ │ │ │ │4. │Совершенство- │проекты Зако- │III квар- │Минсельхозпрод │ │ │вание законо- │нов Российской│тал │России, │ │ │дательной базы│Федерации: │1999 г. │Минздрав России, │ │ │в сфере произ-│"Об этикетиро-│IV квартал│другие заинтересо- │ │ │водства и реа-│вании пищевых │1999 г. │ванные федеральные │ │ │лизации пище- │продуктов"; │ │органы исполнитель-│ │ │вых продуктов,│"Об обогащении│ │ной власти │ │ │направленное │пищевых про- │ │ │ │ │на обеспечение│дуктов незаме-│ │ │ │ │их качества и │нимыми пищевы-│ │ │ │ │безопасности │ми веществами"│ │ │ │ │ │ │ │ │ │5. │Разработка │региональные │IV квартал│органы исполнитель-│ │ │субъектами │программы здо-│1999 г. │ной власти субъек- │ │ │Российской Фе-│рового питания│ │тов Российской Фе- │ │ │дерации регио-│ │ │дерации, │ │ │нальных прог- │ │ │Минздрав России, │ │ │рамм по реали-│ │ │заинтересованные │ │ │зации Концеп- │ │ │федеральные органы │ │ │ции государ- │ │ │исполнительной │ │ │ственной поли-│ │ │власти │ │ │тики в области│ │ │ │ │ │здорового пи- │ │ │ │ │ │тания населе- │ │ │ │ │ │ния Российской│ │ │ │ │ │Федерации на │ │ │ │ │ │период до │ │ │ │ │ │2005 года │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │6. │Организация и │решение Прави-│IV квартал│Минздрав России, │ │ │обеспечение │тельства Рос- │1998 г. │Миннауки России, │ │ │деятельности │сийской Феде- │ │Минсельхозпрод │ │ │органов испол-│рации о возло-│ │России, │ │ │нительной │жении вопросов│ │другие заинтересо- │ │ │власти в об- │координации в │ │ванные федеральные │ │ │ласти здорово-│области здоро-│ │органы исполнитель-│ │ │го питания на-│вого питания │ │ной власти │ │ │селения Рос- │населения на │ │ │ │ │сийской Феде- │Межведомствен-│ │ │ │ │рации │ную комиссию │ │ │ │ │ │по охране здо-│ │ │ │ │ │ровья граждан │ │ │ │ │ │ │ │ │ │7. │Организация │нормативные │I квартал │Минздрав России, │ │ │наблюдения за │правовые акты │2000 г. │Российская академия│ │ │содержанием │по осуществле-│ │медицинских наук │ │ │йода и других │нию мониторин-│ │ │ │ │микронутриен- │га и оценке │ │ │ │ │тов в пищевых │состояния здо-│ │ │ │ │продуктах и │ровья различ- │ │ │ │ │биосредах че- │ных групп на- │ │ │ │ │ловека и оцен-│селения │ │ │ │ │ка их влияния │ │ │ │ │ │на состояние │ │ │ │ │ │здоровья раз- │ │ │ │ │ │личных групп │ │ │ │ │ │населения │ │ │ │ │(п. 7 введен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999│ │N 1119) │ │ │ │ │ │ │ │8. │Разработка и │форма феде- │I квартал │Минздрав России, │ │ │утверждение │рального госу-│2000 г. │Российское стати- │ │ │формы феде- │дарственного │ │стическое агентство│ │ │рального госу-│статистичес- │ │ │ │ │дарственного │кого наблюде- │ │ │ │ │статистическо-│ния │ │ │ │ │го наблюдения │ │ │ │ │ │за заболевае- │ │ │ │ │ │мостью, свя- │ │ │ │ │ │занной с дефи-│ │ │ │ │ │цитом йода и │ │ │ │ │ │других микро- │ │ │ │ │ │нутриентов │ │ │ │ │(п. 8 введен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999│ │N 1119) │ │ │ │ │ │ │ │9. │Разработка и │государствен- │I квартал │Госстандарт России,│ │ │утверждение │ные стандарты │2000 г. │Минздрав России │ │ │государствен- │на поваренную │ │ │ │ │ных стандартов│пищевую соль │ │ │ │ │на поваренную │ │ │ │ │ │пищевую соль и│ │ │ │ │ │на методы ее │ │ │ │ │ │испытания │ │ │ │ │(п. 9 введен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999│ │N 1119) │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области