ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 1994 г. N 809
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ
В целях снижения облучения населения в быту и на производстве от природных источников ионизирующего излучения, совершенствования обеспечения охраны здоровья людей Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую федеральную целевую программу снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994 - 1996 годы, представленную Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (далее именуется - программа "Радон").
2. Определить государственными заказчиками программы "Радон" Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации предусматривать в 1994 - 1996 годах соответствующие ассигнования, необходимые для финансирования программы "Радон".
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, руководствуясь программой "Радон", разработать и утвердить региональные программы неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1995 - 1996 годы и осуществлять их финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 июля 1994 г. N 809
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ
ИСТОЧНИКОВ НА 1994 - 1996 ГОДЫ (ПРОГРАММА "РАДОН")
Федеральная целевая программа снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на 1994 - 1996 годы разработана в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и основывается на анализе состояния здоровья населения, фактов накопления естественных радионуклидов (ЕРН) на местности, создающих дополнительную радиационную опасность для людей.
Природные источники ионизирующего излучения создают около 70% суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации. Коллективная доза для населения Российской Федерации от природных источников составляет около 50 млн. чел.-бэр/год, что в 300 раз больше дозы, получаемой вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Ожидаемые медицинские последствия облучения населения (прирост онкологических заболеваний и генетических эффектов) пропорциональны величине коллективной дозы.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольшую долю в облучение населения вносят радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе помещений. По предварительной оценке, около 1% населения (1,5 млн. человек) получает от радона эффективную эквивалентную дозу облучения 6 - 12 мЗв/год. По данным Научного комитета ООН по действию атомной радиации, около 20% всех заболеваний раком легкого может быть обусловлено воздействием радона и его дочерних продуктов.
Проведенные к настоящему времени в небольшом объеме отечественные исследования свидетельствуют о наличии в Российской Федерации ряда районов, опасных по природным источникам ионизирующего излучения (Краснокаменск, Белокуриха, Пятигорск, Выборг и др.). Содержание радона и продуктов его распада в жилых и общественных зданиях этих районов в десятки и сотни раз превышает действующие гигиенические нормативы.
Основным источником проникновения радона в воздух помещений является геологическое пространство под зданием. Концентрации и потоки радона крайне неравномерны и зависят как от геолого - геофизических характеристик природной среды и климатических условий, так и от конструкций зданий и системы их вентиляции. Учет этих факторов при строительстве позволит значительно снизить облучение людей в жилых домах.
Свыше 70% из обследованных к настоящему времени 150 неурановых рудников и шахт являются радиационно опасными. Дозы облучения на этих предприятиях могут превышать уровни, допустимые для урановых рудников. Воздействию ионизирующего излучения за счет пылерадиационного фактора и загрязнения оборудования подвергаются также работники предприятий по переработке минерального (неуранового) сырья, характеризующегося естественными повышенными концентрациями природных радиоактивных элементов. Выявлены факты неблагополучной радиационной обстановки в местах добычи и переработки нефти и газа.
Для населения могут представлять опасность естественные радионуклиды, содержащиеся в строительных материалах, а также поступление ЕРН с питьевой водой.
Основной целью программы "Радон" является предотвращение техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации.
Выполнение программы "Радон" предполагается осуществить силами производственных и научно-исследовательских организаций различных министерств и ведомств Российской Федерации с привлечением общественных организаций и других негосударственных структур. Предусмотрено участие предприятий и организаций в реализации мероприятий на территориях с выявленными высокими уровнями радиационного воздействия природных радионуклидов на население путем финансирования работ по программе "Радон" из собственных средств предприятий и организаций, деятельность которых послужила причиной радиационного загрязнения природной среды, а также непосредственного проведения этих работ и внедрения разработанных по программе "Радон" соответствующих норм и правил.
Реализация программы "Радон" будет способствовать решению одной из наиболее важных проблем обеспечения радиационной безопасности населения, практических задач горнодобывающих, перерабатывающих минеральное сырье и топливно-энергетических отраслей народного хозяйства и строительной индустрии в части, касающейся радиационной защиты населения и предотвращения техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами.
1. Технико-экономическое обоснование
В программе "Радон" предусматривается осуществление комплекса медико-биологических, радиационно-экологических, геолого - геофизических, дозиметрических, санитарно-гигиенических обследований и строительных изысканий, разработка аппаратурно - методических вопросов и системы мер по ограничению облучения населения Российской Федерации и лиц, работающих с природными радионуклидами.
В первую очередь должны быть защищены группы риска, подвергающиеся чрезвычайно высокому облучению. Выявление таких групп планируется осуществлять на основе радиационно - экологического районирования территории России по степени опасности от ЕРН и первоочередного радиационного обследования жилья и производственных объектов в потенциально опасных районах.
Воздействию природных источников ионизирующего излучения подвергаются работники разведочных, горно- и нефтедобывающих предприятий, а также перерабатывающих минеральное сырье производств. Основным радиационным фактором на таких объектах является поступление долгоживущих естественных радионуклидов с производственной пылью, а на нефтегазовых - с растворами солей радия. Высокотемпературные и другие производственные процессы приводят к выбросу радионуклидов во внешнюю среду и их накоплению на технологическом оборудовании.
Разработка и промышленный выпуск отсутствующей в настоящее время аппаратуры позволят оснастить основных исполнителей программы "Радон", большое количество центров Госкомсанэпиднадзора России, других специализированных учреждений, в первую очередь межведомственных региональных центров.
Радиогеохимическое районирование территории России по степени потенциальной радиационной опасности от ЕРН и радона даст возможность выделить территории с разной степенью опасности, наметить первоочередные районы для экспрессного радиоэкологического и радиологического обследования, позволит осуществлять генеральную планировку строительства.
Эманационные съемки в радоноопасных районах до начала строительства помогут оконтурить участки с высокими концентрациями радона в почвенном воздухе, что позволит предотвратить появление радоноопасных ситуаций во вновь возводимых зданиях и сократить затраты на защитные мероприятия.
Контроль и регламентация радиационных характеристик строительных материалов и изделий, а также внедрение эффективных технических средств противорадоновой защиты позволят снизить радиационный фон в зданиях и затраты на их переустройство.
Накопление сведений о фактических дозах облучения различных групп населения от естественных источников излучения, обучение граждан основам радиоэкологии, ознакомление их с фактическим вкладом естественных и искусственных источников излучения в формирование доз облучения человека и осуществление других санитарно-просветительских мероприятий даст возможность осуществлять рациональную стратегию защиты населения в зависимости от типа облучения и направлять средства на снижение доз от тех источников, где достигается максимальное снижение суммарной дозы при минимальных затратах, а также уменьшить неоправданную миграцию людей.
Широкомасштабные медико-биологические и санитарно - гигиенические исследования позволят развить существующие представления о воздействии ионизирующих излучений на население. Выделение групп риска и проведение медицинской профилактики должны снизить вероятность онкологических заболеваний.
В целом реализация программы "Радон" должна обеспечить в перспективе снижение средней дозы облучения населения на 20 - 25%, что равнозначно сохранению многих человеческих жизней в одном поколении.
2. Основные направления программы "Радон"
В 1994 - 1996 годах выполняются следующие основные направления научных исследований и практических мероприятий согласно Приложению:
1. Радиационно-гигиеническое обследование населения, территорий и народнохозяйственных объектов, выявление групп риска, доза облучения которых природными источниками ионизирующего излучения превышает установленные гигиенические нормативы. Разработка концептуальных основ снижения радиационного риска от природных источников ионизирующего излучения.
2. Клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья населения и производственного персонала, подвергающихся воздействию природных источников ионизирующего излучения, разработка прогноза и медицинских мер профилактики отдаленных последствий.
3. Методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение - создание аппаратуры, методической и метрологической базы для проведения разноплановых широкомасштабных работ и исследований по оценке доз облучения населения и персонала природными источниками ионизирующих излучений. Оснащение ведущих НИИ и исполнителей программы "Радон" необходимыми приборами и оборудованием.
4. Радиационно-геологическое обследование (съемка) и районирование территории Российской Федерации, районов и населенных пунктов с целью выявления и оконтуривания радоноопасных площадей и участков.
5. Разработка нормативно-методической базы для проектирования и строительства радиационно безопасных зданий и сооружений.
6. Информационное обеспечение - разработка структур и формирование банков данных по уровням, факторам и последствиям облучения персонала и населения природными источниками ионизирующего излучения.
3. Механизм реализации и конечные результаты
программы "Радон"
С целью организации работ по реализации программы "Радон" создается дирекция, куда войдут представители заинтересованных министерств и ведомств, ведущие специалисты по главным направлениям программы "Радон". Дирекция программы "Радон" осуществляет общую координацию работ, организует конкурсный отбор исполнителей заданий программы "Радон", контролирует ее выполнение, организует экспертизу и проводит приемку завершенных работ. Деятельность, структура и персональный состав дирекции определяются Положением, утверждаемым государственными заказчиками.
Реализация программы "Радон" потребует ассигнований на проведение необходимых мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
За счет федерального бюджета выполняются работы межотраслевого характера: разработка концептуальных вопросов, подготовка методик, стандартов и других нормативных документов, разработка комплекса аппаратуры, метрологическое обеспечение измерений, районирование территории России по уровням радиационной опасности и разработка методов прогнозирования и средств снижения облучения населения.
Использование средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов планируется с 1995 г. (по согласованию с органами управления субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления). За счет этих бюджетов осуществляются: оценка радиационной обстановки в конкретных населенных пунктах, медицинское обследование населения, реконструкция и строительство, связанные с радиационной реабилитацией жилого фонда, осуществление других защитных мероприятий.
За счет внебюджетных источников, включая собственные средства предприятий, оснащаются региональные центры, создаваемые на базе существующих служб Госкомсанэпиднадзора России, Минприроды России и других ведомств, производятся обследования объектов и разработка необходимых рекомендаций для этих объектов.
На территориях, где обнаружен высокий уровень влияния природных радиоактивных источников на здоровье населения:
составляются отраслевые и региональные программы по снижению уровней облучения персонала и населения, которые согласовываются государственными заказчиками и утверждаются органами исполнительной власти;
финансирование мероприятий по снижению облучения населения и персонала, связанного с техногенными источниками ионизирующего излучения, осуществляется за счет средств предприятий, ответственных за радиоактивное загрязнение окружающей среды;
финансирование мероприятий по снижению дозы облучения населения от природных радиоактивных источников осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
С начала 1995 года финансирование работ по программе "Радон" из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и собственных средств предприятий будет проводиться на основании специальных договоров между дирекцией программы "Радон" и заинтересованными организациями.
В ходе реализации программы "Радон" предусматривается поэтапное решение широкого круга как взаимосвязанных, так и самостоятельных задач, приоритетность которых в целом делает необходимым одновременное выполнение приведенных выше направлений программы "Радон".
В 1994 - 1995 годах будет завершен подготовительный этап работ по программе "Радон":
разработана аппаратурно-методическая база проведения исследований, изготовлены и метрологически аттестованы опытные партии приборов для оснащения ведущих организаций - исполнителей программы;
разработана методология районирования территории по радоноопасности и составлен макет карты;
созданы стандарты на методы определения удельной активности строительных материалов, разработаны рекомендации по радиогеофизическим инженерным изысканиям на территории застройки и по проектированию защиты от радона в жилых и общественных зданиях;
сформулированы научно обоснованные критерии для отнесения взрослого и детского населения к группам повышенного риска;
разработана структура информационного обеспечения банка данных.
В 1996 году будут выпущены промышленные партии приборов для определения содержания природных радионуклидов в различных средах и объектах, проведены первоочередные широкомасштабные обследования жилого фонда и радиационно опасных промышленных объектов, а также состояния здоровья населения в группах риска. Кроме того, будут:
составлена карта районирования территории России в масштабе 1 : 2500000 с выделением радоноопасных регионов;
созданы полигоны для обеспечения радиационно-геологических работ;
разработаны рецептура, а также технологии производства и применения радоноизолирующих материалов в строительстве, разработана система радиационного контроля в строительной отрасли;
разработаны требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, являющихся источниками повышенного воздействия природных радионуклидов на организм человека, предложены и осуществлены меры по уменьшению выбросов радионуклидов угольными тепловыми электростанциями, снижению облучения персонала рудников;
получены эпидемиологические данные о распространении рака легкого среди населения радоноопасных районов.
В результате выполнения мероприятий, намеченных программой "Радон" на 1994 - 1996 годы, будут:
завершены работы по районированию территории России с оконтуриванием радиационно опасных районов и сельхозугодий;
выявлены контингенты лиц, подвергающихся сверхнормативному облучению, и намечены меры по снижению этого облучения;
оценены дозы облучения населения за счет природных радионуклидов и разработаны необходимые защитные меры;
составлены типовые макеты разномасштабных карт районирования территорий, разработана технология радиогеохимических исследований при инженерно-геологической подготовке участков под строительство;
изготовлены установочные партии (от 100 до 1000 шт.) всех необходимых типов приборов и подготовлена техническая документация для их серийного выпуска, разработаны система, аппаратура и средства градуировки и поверки приборов, серийно подготовлены стандартные образцы и эталоны;
сформирована единая система банков данных, объединяющая дозиметрическую, медицинскую, эколого-геофизическую и строительную информацию.
Намеченные программой "Радон" мероприятия учитывают следующие практические интересы отраслей народного хозяйства:
в здравоохранении - снижение онкологической заболеваемости населения, увеличение средней продолжительности жизни;
в строительстве - освоение технологии сооружения радонобезопасных зданий;
в горнодобывающей промышленности - снижение профессиональной заболеваемости персонала, сертификация выпускаемой продукции по радиационным характеристикам;
в энергетике - уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду, безопасная утилизация отходов.
Выполнение программы "Радон" позволит создать основу для организации систематического мониторинга природных радионуклидов и внедрения научно обоснованной системы защитных мер, направленных на ограничение облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения в Российской Федерации, обеспечить условия для значительного снижения коллективной дозы и наиболее облучаемых групп персонала горнодобывающих предприятий и населения.
Будут также созданы социально-психологические условия для правильного восприятия населением деятельности государственных учреждений по выполнению программы "Радон" и получаемых результатов.
Приложение
к федеральной целевой программе
снижения уровня облучения
населения России и производственного
персонала от природных радиоактивных
источников на 1994 - 1996 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ (ПРОГРАММА "РАДОН")
Мероприятия по радиационно-гигиеническому обследованию
населения, территорий и народно-хозяйственных объектов
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │ │ Затраты (млн. руб.) <*> │ │ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤ │ Наименование │всего, в том│ │ │ │ │ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │ │ │точникам фи-│ │ │ │ │ │нансирования│ │ │ │ ├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤ │ ------------------------------- │ │ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │ │ │ │Разработка концеп-│ 591 │ 151 │ 280 │ 160 │ │туальных основ│ А 591 │ 151 │ 280 │ 160 │ │снижения риска от│ │ │ │ │ │природных источни-│ │ │ │ │ │ков, совершенство-│ │ │ │ │ │вание гигиеничес-│ │ │ │ │ │кой нормативной│ │ │ │ │ │базы, дозиметри-│ │ │ │ │ │ческих моделей и│ │ │ │ │ │систем мониторинга│ │ │ │ │ │ЕРН в помещениях│ │ │ │ │ │жилых и производ-│ │ │ │ │ │ственных зданий, в│ │ │ │ │ │окружающей природ-│ │ │ │ │ │ной среде │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Выявление крити-│ 8531 │ 300 │ 3300 │ 4931 │ │ческих групп на-│ А 2863 │ 300 │ 932 │ 1631 │ │селения на терри-│ Б 5668 │ - │ 2368 │ 3300 │ │ториях с установ-│ │ │ │ │ │ленными высокими│ │ │ │ │ │уровнями содержа-│ │ │ │ │ │ния природных│ │ │ │ │ │радионуклидов (Ал-│ │ │ │ │ │тайский край, │ │ │ │ │ │Ставропольский │ │ │ │ │ │край, Читинская │ │ │ │ │ │область и др.) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Обследование ра-│ 7508 │ 116 │ 2900 │ 4492 │ │диационной обста-│ А 1503 │ 116 │ 525 │ 862 │ │новки на предприя-│ В 6005 │ - │ 2375 │ 3630 │ │тиях горнодобываю-│ │ │ │ │ │щих, перерабаты-│ │ │ │ │ │вающих и энергети-│ │ │ │ │ │ческих отраслей,│ │ │ │ │ │решение вопросов│ │ │ │ │ │радиационно безо-│ │ │ │ │ │пасного использо-│ │ │ │ │ │вания минерально-│ │ │ │ │ │го сырья, продук-│ │ │ │ │ │ции и отходов│ │ │ │ │ │производства с по-│ │ │ │ │ │вышенным содержа-│ │ │ │ │ │нием ЕРН │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка комп-│ 1121 │ 65 │ 406 │ 650 │ │лекса мероприятий│ А 601 │ 65 │ 186 │ 350 │ │по снижению радио-│ В 520 │ - │ 220 │ 300 │ │нуклидного загряз-│ │ │ │ │ │нения окружающей│ │ │ │ │ │природной среды и│ │ │ │ │ │доз облучения на-│ │ │ │ │ │селения за счет│ │ │ │ │ │выбросов и сбросов│ │ │ │ │ │предприятий топли-│ │ │ │ │ │вно-энергетическо-│ │ │ │ │ │го комплекса │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого: │ 17751 │ 632 │ 6886 │ 10253 │ │ │ А 5558 │ 632 │ 1923 │ 3003 │ │ │ Б 5668 │ - │ 2368 │ 3300 │ │ │ В 6525 │ - │ 2595 │ 3930 │ └──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по клинико-эпидемиологическим исследованиям
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │ │ Затраты (млн. руб.) <*> │ │ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤ │ Наименование │всего, в том│ │ │ │ │ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │ │ │точникам фи-│ │ │ │ │ │нансирования│ │ │ │ ├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤ │ ------------------------------- │ │ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │ │ │ │Организация и про-│ 4950 │ 256 │ 1509 │ 3185 │ │ведение специали-│ А 2190 │ 256 │ 769 │ 1165 │ │зированных профи-│ Б 1540 │ - │ 520 │ 1020 │ │лактических осмот-│ В 1220 │ - │ 220 │ 1000 │ │ров граждан, отно-│ │ │ │ │ │сящихся к группам│ │ │ │ │ │риска │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Расчетная и радиа-│ 542 │ 58 │ 232 │ 252 │ │ционно-эпидемиоло-│ А 542 │ 58 │ 232 │ 252 │ │гическая оценка│ │ │ │ │ │отдаленных послед-│ │ │ │ │ │ствий воздействия│ │ │ │ │ │радона и его до-│ │ │ │ │ │черних продуктов│ │ │ │ │ │на большие контин-│ │ │ │ │ │генты населения и│ │ │ │ │ │на персонал рудни-│ │ │ │ │ │ков │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка системы│ 260 │ 28 │ 116 │ 116 │ │профилактических │ А 260 │ 28 │ 116 │ 116 │ │мероприятий для│ │ │ │ │ │защиты органов ды-│ │ │ │ │ │хания │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого: │ 5752 │ 342 │ 1857 │ 3553 │ │ │ А 2992 │ 342 │ 1117 │ 1533 │ │ │ Б 1540 │ - │ 520 │ 1020 │ │ │ В 1220 │ - │ 220 │ 1000 │ └──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по методическому, метрологическому
и аппаратурному обеспечению работ
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │ │ Затраты (млн. руб.) <*> │ │ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤ │ Наименование │всего, в том│ │ │ │ │ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │ │ │точникам фи-│ │ │ │ │ │нансирования│ │ │ │ ├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤ │ ------------------------------- │ │ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │ │ │ │Доработка и подго-│ 5400 │ 606 │ 2779 │ 2015 │ │товка к серийному│ А 2470 │ 606 │ 909 │ 955 │ │выпуску комплексов│ В 2930 │ - │ 1870 │ 1060 │ │аппаратуры для│ │ │ │ │ │оценочных, инспек-│ │ │ │ │ │ционных и инте-│ │ │ │ │ │гральных измере-│ │ │ │ │ │ний активности│ │ │ │ │ │природных радио-│ │ │ │ │ │нуклидов в жилых│ │ │ │ │ │и общественных│ │ │ │ │ │зданиях, произ-│ │ │ │ │ │водственных поме-│ │ │ │ │ │щениях и окружаю-│ │ │ │ │ │щей среде │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка перс-│ 557 │ 91 │ 230 │ 236 │ │пективных образцов│ А 417 │ 91 │ 140 │ 186 │ │радиометрической и│ В 140 │ - │ 90 │ 50 │ │спектрометрической│ │ │ │ │ │аппаратуры │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка методи-│ 220 │ 60 │ 80 │ 80 │ │ческой базы систе-│ А 220 │ 60 │ 80 │ 80 │ │мы радиационного│ │ │ │ │ │контроля природных│ │ │ │ │ │источников излуче-│ │ │ │ │ │ния │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Метрологическое │ 1610 │ 124 │ 740 │ 746 │ │обеспечение изме-│ А 940 │ 124 │ 350 │ 466 │ │рений. Разработка│ В 670 │ - │ 390 │ 280 │ │государственных │ │ │ │ │ │эталонов и стан- │ │ │ │ │ │дартов, сличение │ │ │ │ │ │методов и аппа- │ │ │ │ │ │ратуры │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Аттестация и ак- │ 1000 │ - │ 500 │ 500 │ │кредитация межве- │ Б 1000 │ - │ 500 │ 500 │ │домственных регио-│ │ │ │ │ │нальных центров │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого: │ 8787 │ 881 │ 4329 │ 3577 │ │ │ А 4047 │ 881 │ 1479 │ 1687 │ │ │ Б 1000 │ - │ 500 │ 500 │ │ │ В 3740 │ - │ 2350 │ 1390 │ └──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по радиационно-геологическому обследованию
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │ │ Затраты (млн. руб.) <*> │ │ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤ │ Наименование │всего, в том│ │ │ │ │ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │ │ │точникам фи-│ │ │ │ │ │нансирования│ │ │ │ ├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤ │ ------------------------------- │ │ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │ │ │ │Районирование тер-│ 1030 │ 182 │ 405 │ 443 │ │ритории России по│ А 930 │ 182 │ 355 │ 393 │ │степени радиацион-│ Б 100 │ - │ 50 │ 50 │ │ной опасности от│ │ │ │ │ │естественных исто-│ │ │ │ │ │чников ионизирую-│ │ │ │ │ │щих излучений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Создание натураль-│ 1179 │ 184 │ 445 │ 550 │ │ных комплексных│ А 904 │ 184 │ 360 │ 360 │ │радиационно - │ │ │ │ │ │экологических │ │ │ │ │ │полигонов для│ Б 150 │ - │ 50 │ 100 │ │методического и│ В 125 │ - │ 35 │ 90 │ │метрологического │ │ │ │ │ │обеспечения работ│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка норма-│ 1706 │ 40 │ 823 │ 843 │ │тивно-методической│ А 386 │ 40 │ 163 │ 183 │ │базы инженерных │ Б 600 │ - │ 300 │ 300 │ │радиационно-эколо-│ В 720 │ - │ 360 │ 360 │ │гических изысканий│ │ │ │ │ │на территории за-│ │ │ │ │ │стройки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого: │ 3915 │ 406 │ 1673 │ 1836 │ │ │ А 2220 │ 406 │ 878 │ 936 │ │ │ Б 850 │ - │ 400 │ 450 │ │ │ В 845 │ - │ 395 │ 450 │ └──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по разработке нормативно-методической базы
для проектирования и строительства радиационно безопасных
зданий и сооружений
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │ │ Затраты (млн. руб.) <*> │ │ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤ │ Наименование │всего, в том│ │ │ │ │ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │ │ │точникам фи-│ │ │ │ │ │нансирования│ │ │ │ ├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤ │ ------------------------------- │ │ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │ │ │ │Разработка норма-│ 547 │ 93 │ 215 │ 239 │ │тивной базы сис-│ А 497 │ 93 │ 195 │ 209 │ │темы контроля, а│ В 50 │ - │ 20 │ 30 │ │также методов и│ │ │ │ │ │средств определе-│ │ │ │ │ │ния радиационных│ │ │ │ │ │параметров строи-│ │ │ │ │ │тельных материа-│ │ │ │ │ │лов, конструкций│ │ │ │ │ │и сооружений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка методи-│ 499 │ 86 │ 210 │ 203 │ │ческой базы для│ А 451 │ 86 │ 182 │ 183 │ │проектирования и │ В 48 │ - │ 28 │ 20 │ │строительства ра-│ │ │ │ │ │диационно безопас-│ │ │ │ │ │ных зданий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка экс-│ 489 │ 19 │ 176 │ 294 │ │периментальных и│ А 447 │ 19 │ 154 │ 274 │ │типовых техничес-│ В 42 │ - │ 22 │ 20 │ │ких решений для│ │ │ │ │ │реконструкции су-│ │ │ │ │ │ществующих и│ │ │ │ │ │строительства но-│ │ │ │ │ │вых радонозащитных│ │ │ │ │ │зданий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка техно-│ 228 │ 58 │ 120 │ 50 │ │логий производства│ А 228 │ 58 │ 120 │ 50 │ │и применения │ │ │ │ │ │радиоизолирующих │ │ │ │ │ │материалов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого: │ │ │ │ │ │ │ 1763 │ 256 │ 721 │ 786 │ │ │ А 1623 │ 256 │ 651 │ 716 │ │ │ В 140 │ - │ 70 │ 70 │ └──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по информационному обеспечению
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐ │ │ Затраты (млн. руб.) <*> │ │ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤ │ Наименование │всего, в том│ │ │ │ │ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │ │ │точникам фи-│ │ │ │ │ │нансирования│ │ │ │ ├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤ │ ------------------------------- │ │ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │ │ │ │Разработка концеп-│ 1566 │ 66 │ 600 │ 900 │ │ции, структуры,│ А 1566 │ 66 │ 600 │ 900 │ │техническое и про-│ │ │ │ │ │граммное обеспече-│ │ │ │ │ │ние федерального│ │ │ │ │ │банка данных по│ │ │ │ │ │природным источ-│ │ │ │ │ │никам ионизирующе-│ │ │ │ │ │го излучения, об-│ │ │ │ │ │лучения персонала│ │ │ │ │ │и населения от ес-│ │ │ │ │ │тественных радио-│ │ │ │ │ │нуклидов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Создание баз дан-│ 1300 │ - │ 500 │ 800 │ │ных, обработка│ А 1300 │ - │ 500 │ 800 │ │результатов иссле-│ │ │ │ │ │дований и анализ│ │ │ │ │ │накопленной инфор-│ │ │ │ │ │мации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Обеспечение на-│ 500 │ - │ 300 │ 200 │ │учно-методического│ А 500 │ - │ 300 │ 200 │ │руководства и про-│ │ │ │ │ │ведение научно - │ │ │ │ │ │методических семи-│ │ │ │ │ │наров, конференций│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Формирование сис-│ 240 │ 50 │ 90 │ 100 │ │темы распростране-│ А 240 │ 50 │ 90 │ 100 │ │ния среди населе-│ │ │ │ │ │ния основ радио-│ │ │ │ │ │экологических зна-│ │ │ │ │ │ний, информации о│ │ │ │ │ │рисках от воздей-│ │ │ │ │ │ствия природных│ │ │ │ │ │радионуклидов и│ │ │ │ │ │мерах по их сниже-│ │ │ │ │ │нию │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Участие в междуна-│ 90 │ 30 │ 30 │ 30 │ │родном обмене ин-│ А 90 │ 30 │ 30 │ 30 │ │формацией │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого: │ 3696 │ 146 │ 1520 │ 2030 │ │ │ А 3696 │ 146 │ 1520 │ 2030 │ └──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ (ПРОГРАММА "РАДОН")
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐ │ │ Затраты (млн. руб.) │ │ Наименование разделов программы ├─────────┬───────────────────┼─ │ "Радон" │1994 год │ 1995 год │ │ ├─────────┼────┬─────────┬────┼─ │ │ А │ А │ Б │ В │ ├─────────────────────────────────┼─────────┼────┼─────────┼────┼─ │Радиационно-гигиеническое обсле-│ 632 <*> │ │ 6886 <*>│ │ │дование населения, территорий и│ 632 │1923│ 2368 │2595│ │народно-хозяйственных объектов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Клинико-эпидемиологические иссле-│ 342 <*> │ │ 1857 <*>│ │ │дования │ 342 │1117│ 520 │ 220│ │ │ │ │ │ │ │Методическое, метрологическое и │ 881 <*> │ │ 4329 <*>│ │ │аппаратурное обеспечение работ │ 881 │1479│ 500 │2350│ │ │ │ │ │ │ │Радиационно-геологическое │ 406 <*> │ │ 1673 <*>│ │ │обследование │ 406 │ 878│ 400 │ 395│ │ │ │ │ │ │ │Разработка нормативно-методичес- │ 256 <*> │ │ 721 <*>│ │ │кой базы для проектирования │ 256 │ 651│ - │ 70│ │и строительства радиационно │ │ │ │ │ │безопасных зданий и сооружений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Информационное обеспечение │ 146 <*> │ │ 1520 <*>│ │ │ │ 146 │1520│ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ВСЕГО по Программе "Радон" │2663 <*> │ │16986 <*>│ │ │ │2663 │7568│ 3788 │5630│ └─────────────────────────────────┴─────────┴────┴─────────┴────┴─
--------------------------------
<*> Сумма по всем источникам финансирования.
──────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ ────────────────────────┬─────────────────────────────┤ 1996 год │ Всего по заданию │ ──────┬─────────┬───────┼────────┬──────────┬─────────┤ А │ Б │ В │ А │ Б │ В │ ──────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┼─────────┤ │10233 <*>│ │ │ 17751 <*>│ │ 3003 │ 3300 │ 3930 │ 5558 │ 5668 │ 6525 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 3553 <*>│ │ │ 5752 <*>│ │ 1533 │ 1020 │ 1000 │ 2992 │ 1540 │ 1220 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 3577 <*>│ │ │ 8787 <*>│ │ 1687 │ 500 │ 1390 │ 4047 │ 1000 │ 3740 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 1836 <*>│ │ │ 3915 <*>│ │ 936 │ 450 │ 450 │ 2220 │ 850 │ 845 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 786 <*>│ │ │ 1763 <*>│ │ 716 │ - │ 70 │ 1623 │ - │ 140 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 2030 <*>│ │ │ 3696 <*>│ │ 2030 │ - │ - │ 3696 │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │22015 <*>│ │ │ 41664 <*>│ │ 9905 │ 5270 │ 6840 │ 20136 │ 9058 │ 12470 │ │ │ │ │ │ │ ──────┴─────────┴───────┴────────┴──────────┴─────────┘
--------------------------------
<*> Сумма по всем источникам финансирования.
Примечание.
А - федеральный бюджет.
Б - бюджеты субъектов Российской Федерации и местный бюджет.
В - собственные средства предприятий.
1. Объемы финансирования по позиции А уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год.
2. Объемы финансирования по позициям Б и В будут определяться на основе региональных программ.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области