Статья 1142 ГК РФ. Наследники первой очереди

1. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

2. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.


Комментарии к ст. 1142 ГК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Авторы: С.П. Гришаев
Издание: 2018 год

1. В качестве наследников по закону выступают исключительно физические лица, которые разделены на несколько очередей.

В комментируемой статье говорится о наследниках первой очереди, к числу которых относятся наиболее близкие наследодателю люди: дети, супруг и родители.

Дети призываются к наследованию независимо от возраста и трудоспособности. Наследником признается также ребенок наследодателя, родившийся после его смерти, но зачатый при его жизни (см. комментарий к п. 1 ст. 1116 ГК). Основанием возникновения наследственных прав детей является родство с наследодателем, удостоверенное в установленном законом порядке. Для того чтобы наследование по закону детей после родителей или родителей после детей стало возможным, необходимо документально подтвердить происхождение детей от родителей в установленном законом порядке.

Законодатель в комментируемой статье имел в виду в первую очередь сыновей и дочерей наследодателя, родившихся в зарегистрированном или приравненном к нему браке. Материнство (то есть происхождение ребенка от матери) устанавливается органом загса на основании документов, подтверждающих рождение ребенка от данной матери (они выдаются медицинскими учреждениями). При рождении ребенка вне медицинского учреждения запись может производиться на основании других документов, а также свидетельских показаний или иных доказательств.

Если ребенок родился от лиц, состоявших в браке, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака (признания брака недействительным, смерти супруга матери ребенка), отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное.

Признание брака между родителями ребенка недействительным не влияет на права ребенка (в том числе и на наследственные), если ребенок рожден в таком браке либо в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным (п. 3 ст. 30 СК). Таким образом, дети, рожденные от брака, признанного впоследствии недействительным, не утрачивают права наследовать после смерти родителей.

Что касается детей, рожденных вне брака, то после матери они наследуют всегда, а после отца - лишь в тех случаях, когда отцовство подтверждено в установленном законом порядке. В частности, отцовство может быть установлено в добровольном порядке и судебном.

Добровольное установление отцовства производится органами загса в следующих случаях:

1) если заявление о регистрации рождения ребенка подается совместно отцом и матерью ребенка;

2) если получить согласие матери невозможно (в случае ее смерти, признания недееспособной, лишения родительских прав, невозможности установления ее места нахождения и т.д.) - по заявлению отца ребенка (с согласия органа опеки и попечительства либо по решению суда);

3) если отцовство признано в добровольном порядке до рождения ребенка (при наличии обстоятельств, дающих основания полагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться невозможной или затруднительной.

Установление отцовства производится по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия - по решению суда (п. 3 ст. 48 СК РФ).

Не призываются к наследованию родители, лишенные родительских прав и не восстановленные в них к моменту открытия наследства. С точки зрения наследственного права они считаются недостойным наследниками (ст. 1117 ГК РФ, см. комментарий к ней).

Наследниками по закону являются также усыновленные и усыновители. Это прямо следует из п. 1 ст. 1147 ГК (см. комментарий к нему), в соответствии с которым при наследовании по закону усыновленный и его потомство, с одной стороны, и усыновитель и его родственники - с другой, приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам). Таким образом, при усыновлении усыновитель принимает на себя по отношению к ребенку, который не является его сыном или дочерью, все те обязанности, которые законом возложены на его родителей, и приобретает все права, которыми пользуется родитель.

Таким образом, у родных детей и усыновленных имеются одинаковые права на наследственное имущество, оставшееся после смерти наследодателя. При этом одновременно прекращается правовая связь усыновленного с его кровными родителями и другими родственниками. В связи с этим в соответствии с п. 2 ст. 1147 ГК (см. комментарий к нему) усыновленный и его потомство по общему правилу не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства.

Однако из этого правила есть исключения. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1147 ГК (см. комментарий к нему) в случаях, когда в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновленный по решению суда сохраняет отношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению, усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства.

Семейным кодексом РФ предусмотрено два таких случая. Так, в соответствии с п. 3 ст. 137 СК при усыновлении ребенка одним лицом личные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина. Кроме того, если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка (п. 4 ст. 137 СК).

Бывают случаи, когда на наследство претендует лицо, утверждающее, что оно было фактически принято в семью и проживало на положении усыновленного. При отсутствии юридически оформленного усыновления на наследство такие лица претендовать не могут.

Пережившим супругом как наследником по закону может считаться лицо, которое состояло с умершим в зарегистрированном браке (в органах загса). Документом, подтверждающим нахождение супругов в браке, является свидетельство о заключении брака (гл. III ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Исключение из этого правила - случаи, когда переживший супруг находился в фактических, но признанных в судебном порядке брачных отношениях, возникших до 8 июля 1944 г. и продолжавшихся после 8 июля 1944 г. до смерти одного из супругов. Это обстоятельство должно быть подтверждено в судебном порядке.

К зарегистрированным бракам приравниваются браки, заключенные по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния (п. 6 ст. 169 СК). Состояние в фактических брачных отношениях (так называемый гражданский брак) не дает права на получение наследства.

Признание брака недействительным влечет исключение лица, состоявшего в браке с наследодателем (в том числе добросовестного супруга), из числа наследников первой очереди по закону и в случае вступления в законную силу соответствующего решения суда после открытия наследства (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").

В указанном Постановлении также было отмечено, что при разрешении вопросов об определении круга наследников первой очереди по закону судам надлежит учитывать, что в случае расторжения брака в судебном порядке бывший супруг наследодателя лишается права наследовать в указанном качестве, если соответствующее решение суда вступило в законную силу до дня открытия наследства.

Право на наследство супруга не связывается ни с совместным проживанием, ни с ведением общего хозяйства. В частности, они могут проживать в разных квартирах, городах, а иногда и в разных странах. При этом судебная практика исходит из того, что, пока брак не расторгнут, переживший супруг является наследником. В случае расторжения брака в судебном порядке бывший супруг наследодателя лишается права наследовать в указанном качестве при условии, что соответствующее решение суда вступило в законную силу до дня открытия наследства.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об особенностях наследования по праву представления. В качестве наследников в данном случае выступают внуки и их потомки.

При наследовании по праву представления потомки наследодателя наследуют в том случае, если ко времени открытия наследства нет в живых того из восходящих по прямой линии родственников, который был бы наследником. В данном случае потомки представляют своего предка, который мог бы наследовать, если был бы в живых.

Наследование по праву представления применяется только при наследовании по закону. Право представления распространяется и на потомство усыновленных, умерших ранее усыновителя. В тех случаях, когда потомков, призываемых к наследованию по праву представления, окажется несколько, они делят между собой поровну ту часть наследственного имущества, которая причиталась бы тому лицу, которое они представляют, если бы оно не умерло до открытия наследства.

Когда внуки и правнуки призываются к наследованию по закону, они выступают как непосредственные и самостоятельные наследники в имуществе наследодателя, а не как наследники тех лиц, которых они представляют. Поэтому они отвечают по долгам самого наследодателя. По долгам же своих родителей, умерших до открытия наследства, они отвечают только в том случае, если самостоятельно приняли оставшееся после родителей наследство.

Не наследуют по праву представления потомки наследника по закону, лишенного наследодателем наследства. Не наследуют по праву представления потомки наследника, который умер до открытия наследства или одновременно с наследодателем и который не имел бы права наследовать в соответствии с п. 1 ст. 1117 ГК (см. комментарий к нему).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области