"Временные методические рекомендации по проведению контроля (надзора) на территории Российской Федерации за оборотом пиротехнической продукции" (утв. МЧС России)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Утверждаю
Главный государственный инспектор
Российской Федерации
по пожарному надзору
Г.Н.КИРИЛЛОВ
"__" __________ 2012 г.

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЗА ОБОРОТОМ ПИРОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

I. Введение

Методические рекомендации по проведению контроля (надзора) на территории Российской Федерации за оборотом пиротехнической продукции (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью оказания практической помощи должностным лицам федерального государственного пожарного надзора МЧС России при организации и проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности при обороте пиротехнической продукции.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

1. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий". Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

5. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 250 "О компетентном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий".

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий".

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации").

11. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. N 375 "Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".

12. ГОСТ Р 51270-99 "Изделия пиротехнические. Общие требования безопасности".

II. Термины и определения

декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

идентификация пиротехнических изделий - процедура отнесения пиротехнических изделий к области применения требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" и установления соответствия данных пиротехнических изделий технической документации (в том числе эксплуатационным документам) к ним;

конденсация - переход вещества из газообразного состояния в жидкое или твердое вследствие его охлаждения или сжатия;

маркировка - комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), ярлык (бирку) или этикетку, что обеспечивает право потребителя на осознанный выбор приобретаемого товара;

пиротехническое изделие - изделие, предназначенное для получения требуемого эффекта с помощью горения (взрыва) пиротехнического состава;

пиротехническое изделие бытового назначения - пиротехническое изделие, которое предназначено для применения населением и эксплуатация которого в соответствии с инструкцией по применению обеспечивает безопасность людей, имущества и окружающей среды;

пиротехническое изделие технического назначения - пиротехническое изделие, для применения которого требуются специальные знания и приспособления (устройства);

пиротехнический состав - смесь компонентов, обладающая способностью к самостоятельному горению или горению с участием окружающей среды, генерирующая (формирующая) в процессе горения газообразные и конденсированные продукты, тепловую, световую и механическую энергию и создающая различные оптические, электрические, барические и иные специальные эффекты;

подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

поставщик - сторона, ответственная за обеспечение того, что продукция соответствует и в случае ее применения продолжает соответствовать требованиям, по которым проведена сертификация;

продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

техническая документация - совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.

III. Общие положения

1. Обращение пиротехнических изделий на таможенной территории Таможенного союза возможно только после подтверждения их соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770 (далее - Технический регламент).

2. Перечень пиротехнических изделий приведен в приложении N 1.

3. Подтверждение соответствия осуществляется в форме декларирования соответствия и обязательной сертификации. Выбор формы подтверждения соответствия осуществляется в соответствии с приложением N 2. Схемы декларирования соответствия пиротехнических изделий приведены в приложении N 3, а также схемы сертификации пиротехнических изделий приведены в приложении N 5. Правила проведения сертификации пиротехнических изделий приведены в приложении N 4.

4. В сертификате соответствия (декларации о соответствии) указывается класс опасности пиротехнических изделий.

5. Пиротехнические изделия, соответствие которых требованиям Технического регламента не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение.

6. По степени потенциальной опасности при эксплуатации пиротехнические изделия должны соответствовать одному из следующих классов опасности:

а) I класс - пиротехнические изделия, у которых значение кинетической энергии движения составляет не более 0,5 Дж, отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки, акустическое излучение на расстоянии 0,25 м от пиротехнических изделий не превышает 125 дБ и радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 0,5 м;

б) II класс - пиротехнические изделия, у которых значение кинетической энергии движения составляет не более 5 Дж, отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки, акустическое излучение на расстоянии 2,5 м от пиротехнических изделий не превышает 140 дБ и радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 5 м;

в) III класс - пиротехнические изделия, у которых значение кинетической энергии при направленном движении составляет более 5 Дж, при ненаправленном движении - не более 20 Дж, отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки, акустическое излучение на расстоянии 5 м от пиротехнических изделий не превышает 140 дБ и радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 30 м для III класса и не более 20 м для подкласса IIIа;

г) IV класс - пиротехнические изделия, у которых отсутствует ударная волна и радиус опасной зоны хотя бы по одному из остальных факторов составляет более 30 м;

д) V класс - прочие пиротехнические изделия, не вошедшие в I - IV классы.

7. Розничная торговля пиротехническими изделиями осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых сведения об этом виде экономической деятельности содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

8. Розничная торговля пиротехническими изделиями бытового назначения производится в магазинах, отделах и секциях магазинов, павильонах и киосках, обеспечивающих сохранность продукции и отвечающих требованиям, изложенным в Техническом регламенте, постановлении Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий".

9. Хранение пиротехнических изделий должно осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в Техническом регламенте, постановлении Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий".

10. Пиротехнические изделия должны обеспечивать максимально допустимый уровень безопасности, в том числе должны иметь эксплуатационную документацию, содержащую специальную информацию, включающую перечень необходимых защитных средств потребителей, характеристики направленности и дальности полета, ограничения по условиям эксплуатации (видимость, скорость ветра, сила отдачи, характер поверхности, на которой должны эксплуатироваться данные изделия), а также предупреждение о недопустимости их эксплуатации вне специально оборудованного игрового поля (площадки) и без надзора инструктора.

11. На пиротехнические изделия оформляется конструкторская и технологическая документация, соблюдение которой обеспечивает соответствие разработанных пиротехнических изделий требованиям настоящего технического регламента на всех последующих этапах обращения. Указание в конструкторской документации технических требований, характеристик, определяющих безопасность пиротехнических изделий, без указания метода их контроля не допускается.

12. Для пиротехнических изделий определяются опасные факторы на всех этапах обращения с ними с учетом:

свойств используемых пиротехнических составов;

чувствительности пиротехнических изделий к воздействию внешних факторов;

особенностей конструкции пиротехнического изделия и его упаковки;

способов и условий эксплуатации пиротехнических изделий;

способов и методов утилизации пиротехнических изделий.

IV. Организация мероприятий по контролю (надзору)
за пиротехнической продукцией

13. Организация контроля за пиротехнической продукцией осуществляется на общих основаниях в соответствии с положениями федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в рамках плановых и внеплановых мероприятий по контролю (надзору) на объектах защиты.

14. В соответствии с частью 2 статьи 9 Технического регламента государственный контроль (надзор) за обращением пиротехнических изделий осуществляется при проведении надзорных мероприятий на объектах защиты на стадии их реализации в форме анализа (проверки) документации и визуального осмотра образца пиротехнических изделий.

15. При проведении проверок на объектах защиты соблюдения требований пожарной безопасности при обращении пиротехнических изделий должностные лица федерального государственного пожарного надзора осуществляют:

а) проверку соответствия маркировки пиротехнических изделий, указанной на изделии или потребительской таре, требованиям Технического регламента;

б) проверку целостности упаковки пиротехнических изделий;

в) проверку сроков годности пиротехнических изделий;

г) проверку наличия и достоверности документов о подтверждении соответствия пиротехнических изделий требованиям Технического регламента.

16. Пиротехнические изделия, не имеющие маркировки или имеющие маркировку, не соответствующую требованиям Технического регламента, а также имеющие нарушенную целостность упаковки и истекший срок годности, подлежат изъятию из обращения.

17. При непредставлении (отсутствии) документов, сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора), в ходе осуществления проверки органом федерального государственного пожарного надзора проводится административное расследование. Должностные лица органов федерального государственного пожарного надзора выдают предписание на приостановку реализуемой продукции.

18. Товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом), должны содержать по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

19. Сертификат или декларация проверяется в едином реестре сертификатов и деклараций, который размещен на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации.

20. При подтверждении информации о несоответствии пиротехнической продукции обязательным требованиям изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения получения такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом федерального государственного пожарного надзора.

Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям, в том числе потребителям, осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.

В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения вышеуказанных мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

На весь период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) за свой счет обязан обеспечить приобретателям, в том числе потребителям, возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.

V. Меры по результатам проверки

21. При выявлении в ходе мероприятий по контролю фактов нарушения обязательных требований к обращению пиротехнической продукции должностные лица федерального государственного пожарного надзора обязаны исполнить административные процедуры, предусмотренных приказом МЧС России от 28 июня 2012 г. N 375 "Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".

22. Основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении будет являться установление признаков совершения лицом административного правонарушения по составам правонарушений, подведомственных органам федерального государственного пожарного надзора.

23. Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) подлежит применению, если реализация пиротехнических изделий осуществляется с нарушением требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий".

24. Статья 14.44 КоАП РФ подлежит применению при выявлении факта недостоверного декларирования соответствия пиротехнической продукции.

25. Статья 14.46 КоАП РФ подлежит применению при нарушении порядка маркировки продукции, пиротехнических изделий.

26. Статья 19.33 КоАП РФ подлежит применению в случае непредставления либо уклонения изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

27. Выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции имеют право должностные лица государственного пожарного надзора, осуществляющие проверку.

28. В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в случае невыполнения предписания, предусмотренного нормативными правовыми документами, или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда должностные лица федерального государственного пожарного надзора, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции, а также в порядке, предусмотренном статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей, в том числе потребителей через средства массовой информации или иным способом.

В случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок исполнение решения суда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. При этом истец вправе информировать приобретателей, в том числе потребителей через средства массовой информации о принудительном отзыве продукции.

29. При возбуждении дела об административном правонарушении в качестве меры обеспечения по делу осуществляется арест и (или) изъятие предмета нарушения. В этом случае данную продукцию должностным лицам федерального государственного пожарного надзора следует направлять в аккредитованную испытательную лабораторию на экспертизу. Заключение экспертизы приобщается к делу в качестве доказательной базы.

30. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения осуществляется в присутствии двух понятых. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

31. Арест товаров, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Арест товаров осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об аресте товаров составляется протокол. В протоколе об аресте товаров указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

В случае необходимости товары, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

Копия протокола об аресте товаров вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

В случае отчуждения или сокрытия товаров, на которые наложен арест, лицо, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, или хранитель подлежит ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Организационно-разъяснительная работа по вопросам
надзора за пиротехнической продукцией

32. В целях улучшения состояния пожарной безопасности при обращении пиротехнической продукции должностным лицам федерального государственного пожарного надзора МЧС России необходимо:

при выявлении нарушений организовать обмен информацией с органами местного самоуправления, а также с правоохранительными органами и другими органами государственного контроля (надзора), в целях пресечения нарушений в отношении пиротехнической продукции;

в рамках программы служебной подготовки изучить вопросы, связанные с осуществлением мероприятий по надзору в отношении продукции, с изучением требований к пиротехнической продукции, а по окончании курса проводить зачет по знаниям;

в средствах массовой информации проводить разъяснительную работу, в целях информирования граждан о требованиях безопасности при обращении пиротехнической продукции;

организовать выступления по телевидению и радио, публикации в печатных средствах массовой информации, показы фильмов, лекции, беседы, консультации, инструктажи по вопросам соответствия и осуществления контроля за пиротехнической продукцией.

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
от "__" __________ 2012 г.

ПЕРЕЧЕНЬ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

1. Изделия пиротехнические бытового назначения развлекательного характера, в том числе пиротехнические изделия I, II, III классов.

2. Средства пиротехнические термитные, шнуры огнепроводные и стопиновые, в том числе спички пиротехнические.

3. Средства пиротехнические осветительные и фотоосветительные.

4. Средства пиротехнические сигнальные, в том числе:

общего назначения;

сигнальные средства и сигналы бедствия;

сигнальные средства и сигналы бедствия для маломерных судов;

охранные.

5. Средства (изделия) пиротехнические фейерверочные, в том числе:

высотные;

парковые;

испытательные;

концертные (специальные) пиротехнические изделия;

имитационные пиротехнические изделия, используемые при производстве кино- и видеопродукции.

6. Средства пиротехнические дымовые, в том числе:

бытового назначения;

технического назначения.

7. Средства пиротехнические пироавтоматики, помех и преодоления преград, в том числе:

пиротехнические источники тока и датчики;

замедлители;

пироболты, резаки и другие исполнительные устройства;

патроны для вытеснения жидкости и распыла порошков;

средства создания помех;

средства преодоления преград.

8. Средства пиротехнические промышленного назначения, в том числе:

газогенерирующие;

воздействия на добывающие скважины;

сварки, резки, наплавки;

средства уничтожения (утилизации) различных материалов;

средства для пожаротушения;

средства доставки (линеметы).

9. Средства пиротехнические воздействия на природу, в том числе:

средства активного воздействия на атмосферные явления;

противоградовые ракеты.

10. Средства пиротехнические имитационные, учебно-имитационные и прочие, в том числе:

средства учебно-имитационные;

средства для проведения групповых игр;

средства для развития технического творчества;

средства для обогрева и разогрева (грелки);

средства для дезинфекции и борьбы с насекомыми.

11. Заряды пиротехнические твердотопливные, в том числе:

заряды пиротехнические для двигателей промышленного назначения;

пиротехнические воспламенители зарядов твердотопливных.

12. Средства инициирования пиротехнические, в том числе:

механического действия (задействования);

электрического запуска;

теплового запуска.

13. Приборы и аппаратура пиротехнические для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

14. Изделия пиротехнические для туризма, в том числе средства обогрева людей, разогрева пищи и другие средства.

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
от "__" __________ 2012 г.

ФОРМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

Форма обязательного подтверждения соответствия
Перечень пиротехнических изделий
Декларирование по схемам согласно приложению N 3 к Методическим рекомендациям
средства пиротехнические воздействия на природу, в том числе: средства активного воздействия на атмосферные явления; противоградовые ракеты; заряды пиротехнические твердотопливные, в том числе: заряды пиротехнические для двигателей промышленного назначения; пиротехнические воспламенители зарядов твердотопливных; средства пиротехнические термитные; средства пиротехнические дымовые технического назначения; средства пиротехнические пироавтоматики, помех и преодоления преград, в том числе: пиротехнические источники тока и датчики; замедлители; пироболты, резаки и другие исполнительные устройства; патроны для вытеснения жидкости и распыла порошков; средства создания помех; средства преодоления преград; средства пиротехнические промышленного назначения, в том числе: газогенерирующие; воздействия на добывающие скважины; сварки, резки, наплавки; средства уничтожения (утилизации) различных материалов; средства для пожаротушения; средства доставки (линеметы); приборы и аппаратура пиротехнические для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации;
Сертификация по схемам согласно приложению 6 к Методическим рекомендациям
шнуры пиротехнические огнепроводные и стопиновые, спички пиротехнические; средства пиротехнические осветительные и фотоосветительные; средства пиротехнические сигнальные, в том числе: общего назначения; сигнальные средства и сигналы бедствия; сигнальные средства и сигналы бедствия для маломерных судов; охранные; средства (изделия) пиротехнические фейерверочные, в том числе: высотные; парковые; испытательные; концертные (специальные) пиротехнические изделия; имитационные пиротехнические изделия, используемые при производстве кино- и видеопродукции; средства пиротехнические дымовые бытового назначения; средства пиротехнические имитационные, учебно-имитационные и прочие, в том числе: средства учебно-имитационные; средства для проведения групповых игр; средства для развития технического творчества; средства для обогрева и разогрева (грелки); средства для дезинфекции, борьбы с насекомыми; средства инициирования пиротехнические, в том числе: механического действия (задействования); электрического запуска; теплового запуска; изделия пиротехнические бытового назначения развлекательного характера, в том числе пиротехнические изделия I, II, III классов; изделия пиротехнические для туризма, в том числе средства обогрева людей, разогрева пищи и другие средства.

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
от "__" __________ 2012 г.

СХЕМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Схема
Содержание схемы
при декларировании соответствия серийно выпускаемых пиротехнических изделий, выпуск которых осуществляется постоянно в течение не менее одного года, на основании собственных доказательств заявитель осуществляет: а) формирование комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) принятие (оформление и регистрация) декларации о соответствии; в) маркирование пиротехнических изделий знаком обращения на рынке;
при декларировании соответствия серийно выпускаемых пиротехнических изделий, выпуск которых осуществляется постоянно в течение не менее одного года, на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, осуществляется: а) идентификация и отбор пиротехнических изделий на испытания; б) проведение испытаний аккредитованной испытательной лабораторией <*>; в) формирование заявителем комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; г) принятие (оформление и регистрация) декларации о соответствии; д) маркирование заявителем пиротехнических изделий знаком обращения на рынке;
при декларировании соответствия серийно выпускаемых пиротехнических изделий, выпуск которых осуществляется в течение менее одного года отдельными партиями, на основании собственных доказательств и при наличии у заявителя системы качества на производство соответствующих пиротехнических изделий заявитель осуществляет: а) формирование комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) принятие (оформление и регистрация) декларации о соответствии; в) маркирование заявителем пиротехнических изделий знаком обращения на рынке;
при декларировании соответствия серийно выпускаемых пиротехнических изделий, выпуск которых осуществляется в течение менее одного года отдельными партиями, на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны (испытательной лаборатории), осуществляется: а) идентификация и отбор пиротехнических изделий на испытания; б) проведение испытаний аккредитованной испытательной лабораторией <*>; в) формирование заявителем комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; г) принятие (оформление и регистрация) декларации о соответствии; д) маркирование заявителем пиротехнических изделий знаком обращения на рынке;
для подтверждения соответствия отдельных партий (опытных, изготавливаемых по специальному заказу) пиротехнических изделий, на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны (испытательной лаборатории), осуществляется: а) идентификация и отбор пиротехнических изделий на испытания; б) проведение испытаний аккредитованной испытательной лабораторией <*>; в) формирование заявителем комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; г) принятие (оформление и регистрация) декларации о соответствии; д) маркирование заявителем пиротехнических изделий знаком обращения на рынке;
для подтверждения соответствия отдельных партий (опытных, изготавливаемых по специальному заказу) пиротехнических изделий с использованием собственных доказательств и системы качества на разработку соответствующих пиротехнических изделий осуществляется: а) формирование заявителем комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) принятие (оформление и регистрация) декларации о соответствии; в) маркирование заявителем пиротехнических изделий знаком обращения на рынке.

--------------------------------

<*> Программа испытаний согласовывается с испытательной лабораторией, отбор образцов производит испытательная лаборатория. Испытания и оформление их результатов проводятся в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 4 к Методическим рекомендациям.

Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
от "__" __________ 2012 г.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

1. Сертификация пиротехнических изделий бытового и технического назначения включает:

а) подачу заявки, к которой прилагаются документы на пиротехнические изделия, в том числе технические условия, чертежи изделия и упаковки, техническое описание и инструкция по эксплуатации или инструкция по применению (далее - заявка), в орган по сертификации;

б) принятие решения по заявке;

в) заключение договора (соглашения) о проведении сертификационных работ;

г) отбор, идентификацию образцов и их испытания;

д) анализ состояния производства (если предусмотрено выбранной схемой сертификации);

е) анализ полученных результатов испытаний и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

ж) осуществление инспекционного контроля за сертифицированными пиротехническими изделиями (если это предусмотрено схемой сертификации).

2. Для проведения сертификационных работ заявитель представляет в выбранный орган по сертификации соответствующую заявку. При рассмотрении заявки орган по сертификации вправе запрашивать дополнительные сведения, касающиеся производства пиротехнических изделий.

3. Орган по сертификации рассматривает заявку и сообщает заявителю о своем решении в течение одного месяца с даты ее получения. При рассмотрении заявки орган по сертификации:

а) проводит экспертизу заявки на предмет достаточности содержащейся в ней информации, соответствия требованиям настоящего технического регламента и взаимосвязанных с ним стандартов;

б) определяет на основе анализа представленных документов все опасные факторы сертифицируемых пиротехнических изделий, параметры и методы их определения при сертификационных испытаниях, разрабатывает программу сертификационных испытаний и согласовывает ее с выбранной испытательной лабораторией.

4. При положительных результатах экспертизы в решении органа по сертификации указываются условия проведения последующих этапов сертификационных работ и порядок (программа) сертификационных испытаний.

При отрицательных результатах экспертизы заявителю направляется решение об отказе в сертификации с аргументированным изложением причин.

5. Представитель органа по сертификации осуществляет отбор образцов для сертификационных испытаний из принятой пиротехнической продукции, соответствие которой требованиям нормативной документации подтверждено документом (сертификат качества, паспорт, формуляр и другие документы).

При отборе образцов производится их идентификация, а также контроль соответствия упаковки пиротехнического изделия и нанесенных на нее маркировочных обозначений, комплектности и условий хранения требованиям технической документации на изделие и материалам заявки.

6. Рекомендуемое количество отбираемых для испытаний образцов составляет 12 единиц, но не менее 2 минимальных потребительских упаковок (при наличии таковой). Заявитель упаковывает отобранные образцы в тару способом, обеспечивающим сохранность их свойств в процессе доставки, подготовки и проведения сертификационных испытаний, а также их идентификацию. Упаковки с отобранными образцами пломбируют представитель органа по сертификации и заявитель. При наличии программы сертификационных испытаний отбор и упаковку образцов производят в соответствии с ее требованиями.

7. Идентификация образцов для сертификационных испытаний производится в соответствии с пунктом 7 статьи 6 настоящего технического регламента. Результаты отбора образцов для сертификационных испытаний оформляются актом отбора по форме, установленной органом по сертификации.

8. Сертификационные испытания проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории в соответствии с программой сертификационных испытаний. В случае аккредитации испытательной лаборатории только на техническую компетентность сертификационные испытания проводятся с обязательным участием представителя органа по сертификации. Протокол испытаний подписывается руководителем испытательной лаборатории и представителем органа по сертификации.

9. Результаты сертификационных испытаний оформляются протоколом испытаний и направляются в орган по сертификации. В протоколе сертификационных испытаний указываются:

а) наименование пиротехнического изделия;

б) виды проведенных испытаний с указанием номера пункта программы сертификационных испытаний и результаты испытаний;

в) фактический режим испытаний;

г) условия проведения испытаний;

д) данные по использованному оборудованию и приборам.

10. Протокол сертификационных испытаний подписывается руководителем испытательной лаборатории.

11. Орган по сертификации проводит анализ результатов сертификационных испытаний и материалов проверок, предусмотренных выбранной схемой сертификации, и принимает решение о выдаче сертификата соответствия или об отказе в его выдаче.

В случае положительного решения орган по сертификации оформляет сертификат соответствия по установленной форме, производит его регистрацию в едином реестре сертификатов соответствия и выдает его заявителю.

В случае принятия отрицательного решения заявителю направляется решение об отказе в выдаче сертификата соответствия в течение 10 дней.

12. В случае если сертифицируемое пиротехническое изделие имеет несколько вариантов исполнения, в сертификате соответствия перечисляются только сертифицируемые варианты. При этом могут использоваться приложения к сертификату соответствия установленной формы.

В сертификате соответствия орган по сертификации указывает класс опасности пиротехнического изделия.

13. Пиротехнические изделия, прошедшие сертификацию, маркируются знаком обращения на рынке.

14. Инспекционный контроль за сертифицируемыми пиротехническими изделиями (если это предусмотрено схемой сертификации) проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме плановых и внеплановых проверок, включающих:

а) проверку выполнения требований настоящего технического регламента;

б) анализ внесенных в нормативную документацию на пиротехнические изделия изменений и оценку их влияния на безопасность пиротехнических изделий;

в) проведение выборочного контроля соответствия готовых пиротехнических изделий, принятых и подготовленных к отгрузке потребителям, требованиям нормативной документации;

г) проверку протоколов испытаний за весь период действия сертификата;

д) проверку наличия испытательного оборудования и средств измерений для проведения испытаний пиротехнических изделий в соответствии с техническими условиями;

е) проверку своевременности проведения поверок оборудования и средств измерения;

ж) проверку системы проведения изготовителем (продавцом) анализа рекламаций и претензий потребителей, а также принимаемые меры по исключению причин дефектов;

з) анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

и) проведение испытаний образцов пиротехнических изделий.

15. Инспекционный контроль осуществляется представителем органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.

Отбор, идентификация, испытания образцов и анализ состояния производства при инспекционном контроле проводятся в том же порядке, что и при первичных сертификационных испытаниях.

По результатам инспекционного контроля оформляется заключение органа по сертификации с указанием оценки результатов испытаний образцов и предложений по выявленным недостаткам, которое направляется заявителю.

При неудовлетворительных результатах контроля орган по сертификации оформляет решение о приостановлении (прекращении) действия сертификата соответствия.

Уклонение держателя сертификата соответствия от проведения инспекционного контроля служит основанием для приостановки действия сертификата.

16. Анализ состояния производства производится (если это предусмотрено схемой сертификации) представителем органа по сертификации.

Заявитель для выполнения данного вида работ назначает полномочного представителя (консультанта).

17. Порядок проведения работ по анализу состояния производства включает проверки и оформление заключения по их результатам. В ходе проведения проверки производится контроль:

а) наличия лицензии на право производства сертифицируемых пиротехнических изделий;

б) наличия нормативной документации на сертифицируемые пиротехнические изделия и их производство;

в) соответствия требований, изложенных в нормативной документации на сертифицируемые пиротехнические изделия, требованиям настоящего технического регламента;

г) достоверности и качества проведения операций контроля (испытаний) при производстве пиротехнических изделий;

д) наличия распределения ответственности персонала за обеспечение качества сертифицируемых пиротехнических изделий;

е) стабильности соответствия изготавливаемых пиротехнических изделий требованиям нормативных документов.

18. Результаты анализа производства оформляются в виде заключения при удовлетворительном состоянии производства или в виде решения о приостановке работ по сертификации до устранения выявленных несоответствий либо об отказе в выдаче сертификата соответствия.

Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
от "__" __________ 2012 г.

СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Схема
Содержание схемы
при сертификации серийно выпускаемых на таможенной территории Таможенного союза пиротехнических изделий, выпуск которых осуществляется постоянно в течение не менее одного года, осуществляются: а) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) экспертиза представленной документации органом по сертификации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения; в) идентификация и отбор пиротехнических изделий для проведения сертификационных испытаний; г) проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний отобранных образцов; д) анализ результатов испытаний и выдача (решение об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия;
при сертификации серийно выпускаемых на таможенной территории Таможенного союза пиротехнических изделий, выпуск которых осуществляется в течение менее одного года отдельными партиями, осуществляются: а) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) экспертиза представленной документации органом по сертификации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения; в) идентификация и отбор пиротехнических изделий для проведения сертификационных испытаний; г) проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний отобранных образцов; д) проведение органом по сертификации анализа состояния производства; е) обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства и выдача (решение об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия;
при сертификации новых вариантов серийно выпускаемых на таможенной территории Таможенного союза пиротехнических изделий осуществляются: а) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) экспертиза представленной документации органом по сертификации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения; в) идентификация и отбор пиротехнических изделий для проведения сертификационных испытаний; г) проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний отобранных образцов; д) анализ результатов испытаний и выдача (решение об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия; е) инспекционный контроль за сертифицированными пиротехническими изделиями;
при сертификации серийно выпускаемых на таможенной территории Таможенного союза отдельными партиями пиротехнических изделий и при внесении в них изменений, повлекших изменение характеристик, осуществляются: а) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) экспертиза представленной документации органом по сертификации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения; в) идентификация и отбор пиротехнических изделий для проведения сертификационных испытаний; г) проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний отобранных образцов; д) проведение органом по сертификации анализа состояния производства; е) обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства и выдача (решение об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия; ж) инспекционный контроль за сертифицированными пиротехническими изделиями;
при сертификации серийно выпускаемых на таможенной территории Таможенного союза отдельными партиями пиротехнических изделий и при внесении в них изменений, повлекших изменение характеристик, при наличии у заявителя сертификата соответствия системы качества осуществляются: а) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) экспертиза представленной документации органом по сертификации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения; в) идентификация и отбор пиротехнических изделий для проведения сертификационных испытаний; г) проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний отобранных образцов; д) анализ результатов испытаний и сертификации системы качества и выдача (решение об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия; е) инспекционный контроль за сертифицированными пиротехническими изделиями;
при сертификации партии пиротехнических изделий осуществляются: а) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) экспертиза представленной документации органом по сертификации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения; в) идентификация и отбор пиротехнических изделий для проведения сертификационных испытаний; г) проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний отобранных образцов; д) анализ результатов испытаний и выдача (решение об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия на партию пиротехнических изделий;
при повторяющихся поставках партий импортных (за исключением государств - членов Таможенного союза) пиротехнических изделий осуществляются: а) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента; б) экспертиза представленной документации органом по сертификации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения; в) выдача заявителю сертификата соответствия на основании заявки для ввоза партии пиротехнических изделий на таможенную территорию без права реализации; г) идентификация и отбор пиротехнических изделий для проведения сертификационных испытаний; д) проведение аккредитованной испытательной лабораторией при ввозе пиротехнических изделий на территорию стран - членов Таможенного союза сертификационных испытаний отобранных образцов от партии ввезенных изделий в целях инспекционного контроля; е) анализ результатов испытаний и выдача (решение об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия на основании результатов инспекционного контроля ввезенной партии пиротехнических изделий со ссылкой на протокол испытаний для ее дальнейшего обращения;
при первичных или разовых поставках партий импортных (за исключением государств - членов Таможенного союза) пиротехнических изделий осуществляются: а) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 6 статьи 6 настоящего технического регламента <*>; б) экспертиза представленной документации органом по сертификации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения; в) выдача заявителю сертификата соответствия на часть партии, достаточную для проведения сертификационных испытаний, на основании заявки; г) идентификация пиротехнических изделий, ввезенных для проведения сертификационных испытаний; д) проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний ввезенных образцов из партии пиротехнических изделий; е) анализ результатов испытаний и выдача (решение об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия для ввоза пиротехнических изделий на таможенную территорию стран - членов Таможенного союза на основании результатов испытаний без права реализации; ж) проведение инспекционного контроля ввезенной партии пиротехнических изделий с проведением испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории; з) анализ результатов испытаний и выдача (решение об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия на партию пиротехнических изделий на основании результатов инспекционного контроля для ее дальнейшего обращения.

--------------------------------

<*> Документы, предъявляемые импортером, представляются на языке оригинала с переводом на русский язык, заверяются подписью и печатью заявителя.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области