ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИММУНИЗАЦИИ ВО ВРЕМЯ
ПАНДЕМИИ COVID-19
Из-за глобального распространения вируса, вызывающего COVID-19, и нынешней пандемии существует риск срыва рутинных мероприятий по иммунизации как из-за нагрузки, связанной с COVID-19, на систему здравоохранения, так и из-за снижения спроса на вакцинацию из-за необходимости физического дистанцирования или неприятия сообществом. Нарушение схем иммунизации, даже в течение коротких периодов, приведет к увеличению числа восприимчивых людей и повысит вероятность возникновения болезней вспышечного характера, предупреждаемых с помощью вакцин (БПВ), таких как корь <1>. Такие вспышки БПВ могут приводить к увеличению заболеваемости и смертности преимущественно среди детей раннего возраста и других уязвимых групп, которые могут стать более тяжелым бременем для систем здравоохранения, уже нагруженных мероприятиями по реагированию на COVID-19. Высокий потенциал вспышек БПВ заставляет страны поддерживать непрерывность схем иммунизации там, где эти услуги могут проводиться в безопасных условиях. Предыдущие вспышки болезней и чрезвычайные гуманитарные ситуации подчеркивали важность поддержания обеспечения основных медицинских услуг, таких как иммунизация, и эффективное вовлечение сообщества в планирование и оказание услуг <2>, <3>. Тем не менее, сложность и глобальный охват ответных мер на COVID-19 с учетом обязательного физического дистанцирования (также называемого социальным дистанцированием) и экономического воздействия на домохозяйства беспрецедентны для общественного здравоохранения.
--------------------------------
<1> Suk et al. Вспышка кори после Эболы в Лоле, Гвинея, январь - июнь 2015 г. Emerging Infectious Diseases. 2016; 22 (6): 1106 - 1108.
<2> http://www.jogh.org/documents/issue201802/jogh-08 020601.htm.
<3> Вакцинация при острых гуманитарных чрезвычайных ситуациях: основа для принятия решений https://www.who.int/immunization/documents/who_ivb_17.03/en/.
Этот документ содержит руководящие принципы и рекомендации для поддержки стран в принятии ими решений относительно предоставления услуг по иммунизации во время пандемии COVID-19 и одобрен Стратегической консультативной группой экспертов ВОЗ по иммунизации. Он дополняется целым рядом технических материалов ВОЗ по мерам реагирования и смягчения последствий COVID-19 <4>. Каждой стране необходимо будет проводить индивидуальные оценки риска на основе локальной динамики передачи COVID-19, характере системы иммунизации и здравоохранения, а также текущей эпидемиологии БПВ в ее условиях.
--------------------------------
<4> https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/technical-guidance.
Руководящие принципы
1. Иммунизация является основной услугой здравоохранения, которой следует уделять первоочередное внимание в целях профилактики инфекционных заболеваний и обеспечивать ее непрерывность во время пандемии COVID-19, где это возможно <5>. Возможно, потребуется адаптировать стратегии иммунизации и проводить их в безопасных условиях без нежелательного вреда для работников здравоохранения, лиц, обеспечивающих уход, и сообщества <6>.
--------------------------------
<5> COVID-19: Стратегическое планирование и оперативные указания по поддержанию основных услуг здравоохранения во время вспышки. 20 марта 2020 г. https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/technical-guidance.
<6> https://www.who.int/publications-detail/infection-prevention-and-control-during-health-care-when-novel-coronavirus-(ncov)-infection-is-suspected-20200125.
2. Надзор за БПВ следует поддерживать и усиливать, чтобы обеспечить раннее выявление и ведение случаев БПВ, а также, где это возможно, способствовать эпиднадзору за COVID-19.
3. Национальные органы должны будут постоянно отслеживать динамику COVID-19 в своей стране или в своем регионе. Национальные технические консультативные группы по иммунизации (НТКГИ) играют важную роль в предоставлении рекомендаций относительно поддержания непрерывности, адаптации, приостановления и / или восстановления услуг по иммунизации.
4. Если COVID-19 окажет негативное влияние на оказание услуг по иммунизации, странам необходимо будет разработать стратегии наверстывающей (догоняющего типа) вакцинации на период после вспышки COVID-19 и составить планы, предусматривающие постепенное восстановление. Реализация наверстывания потребует стратегий для отслеживания и наблюдения за лицами, которые пропустили вакцинацию, оценки пробелов в иммунной прослойке и восстановления спроса в сообществе. Потребуются инновации и креативность.
5. Исходя из существующего понимания путей передачи вируса COVID-19 и рекомендаций по физическому дистанцированию, кампании по массовой вакцинации должны быть временно приостановлены. Странам следует регулярно отслеживать и переоценивать необходимость отсрочки проведения кампаний по массовой вакцинации.
6. Проведение кампаний по массовой вакцинации в ответ на вспышку потребует тщательного анализа рисков и выгод в каждом конкретном случае, оценивая риски замедленного реагирования в сравнении с рисками, связанными с немедленным ответом, как с точки зрения заболеваемости, так и смертности от БПВ и потенциальное влияние дальнейшей передачи вируса COVID-19.
7. По возможности рекомендуется вакцинация работников здравоохранения, пожилых людей и беременных женщин против гриппа <7>.
--------------------------------
<7> WER, 23 ноября 2012 года, 23 N 47, 2012, 87, 461 - 476 https://www.who.int/wer/2012/wer8747.pdf?ua=1.
Рекомендации по поводу плановой иммунизации и эпиднадзора за БПВ
Решение о поддержания обеспечения услуг по иммунизации будет зависеть от местных предписаний по физическому дистанцированию и руководствоваться контекстом системы здравоохранения, локальной нагрузкой в отношении БПВ, состоянием и ожидаемым статусом локальной передачи COVID-19 (классифицируется как отсутствие случаев, спорадические, кластерные, или трансмиссия в сообществе), и таких факторов как демография населения и модели миграции.
В тех случаях, когда возможности и мощности системы здравоохранения сохранены, а основные службы здравоохранения функционируют (например, достаточные кадровые ресурсы, адекватное снабжение вакцинами), следует предоставлять услуги по иммунизации и надзору за БПВ на стационарных участках, сохраняя при этом меры физического дистанцирования и соответствующие меры предосторожности по инфекционному контролю, оснащенных необходимыми ресурсами для соблюдения этих мер предосторожности <8>.
--------------------------------
<8> https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/technical-guidance/infection-prevention-and-control.
Целесообразность реализации альтернативных стратегий (например, выездное или мобильное обслуживание), а также мероприятий, требующих взаимодействия с сообществом для надзора за БПВ, должна оцениваться в местном контексте и должна быть адаптирована для обеспечения безопасности работников здравоохранения и сообщества. Инновационные методы доставки вакцин должны быть изучены для оптимизации предоставления услуг.
В тех случаях, когда возможно предоставление ограниченных услуг, иммунизация уязвимых групп населения с повышенным риском заболеваемости и смертности от БПВ должна быть приоритетной для вакцинации против заболеваний вспышечного характера, таких как корь, полиомиелит, дифтерия и желтая лихорадка.
Рекомендации для кампаний по массовой вакцинации
Исходя из существующего понимания способов передачи вируса COVID-19 и рекомендуемых мер профилактики физического дистанцирования, рекомендуется временно приостановить проведение кампаний массовой вакцинации в связи с повышенным риском развития циркуляции в сообществе. Странам следует регулярно отслеживать и повторно оценивать необходимость отсрочки проведения кампаний по массовой вакцинации.
В условиях вспышки БПВ решение о проведении кампаний массовой вакцинации в ответ на вспышку потребует оценки рисков и выгод в каждом конкретном случае и должно учитывать способность системы здравоохранения эффективно проводить безопасную и качественную массовую кампанию в контексте пандемии COVID-19. Оценка должна рассматривать риски отсроченного ответа по сравнению с рисками, связанными с немедленным ответом, как с точки зрения заболеваемости и смертности от БПВ, так и потенциального воздействия дальнейшей передачи вируса COVID-19.
В случае проведения кампании по вакцинации в ответ на вспышку БПВ требуются строгие меры для обеспечения соблюдения стандартных и специфических в отношении COVID-19 мер профилактики и борьбы с инфекциями, адекватного обращения с отходами после инъекций, защиты работников здравоохранения и защиты населения.
В случае отсрочки кампании по вакцинации в ответ на вспышку потребуется периодическая оценка, основанная на заболеваемости и смертности от БПВ, а также региональной и международной эпидемиологии для оценки риска дальнейшей отсрочки.
Рассмотрение вопроса о восстановлении услуг по иммунизации
- В тех случаях, когда услуги по иммунизации должны быть сокращены или приостановлены, страны должны восстановить и активизировать службы иммунизации при первой же возможности, чтобы закрыть пробелы в необходимой иммунной прослойке среди населения, как только сокращение местной передачи вируса COVID-19 позволит возобновить работу служб первичной медико-санитарной помощи.
- Если ресурсы для догоняющей иммунизации ограничены, мероприятия по иммунизации должны уделять первоочередное внимание БПВ вспышечного характера, таким как корь, полиомиелит, дифтерия и желтая лихорадка.
- Странам следует внедрять эффективные коммуникационные стратегии и взаимодействовать с сообществом, чтобы ослабить обеспокоенность, укрепить связи между общинами и восстановить потребность сообщества в вакцинации.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области