"Временное положение о взаимодействии Федерального агентства воздушного транспорта и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (Независимых инспекций) на предприятиях и в организациях промышленности Российской Федерации при сертификации авиационной техники гражданского назначения, ее разработке и производстве" (утв. Минобороны России 25.04.2017, Росавиацией 17.04.2017) (ред. от 26.08.2019) (вместе с "Инструкцией о порядке делегирования полномочий Независимой инспекции", "Инструкцией по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, отделов (групп) военных представительств в качестве Независимых инспекций", "Инструкцией по организации и проведению проверок Комиссиями Росавиации и УВП МО РФ деятельности ВП МО РФ и их подразделений, осуществляющих контроль в качестве Независимых инспекций в организациях и на предприятиях промышленности Российской Федерации")

Утверждаю

Заместитель Министра обороны
Российской Федерации
Ю.И.БОРИСОВ
25 апреля 2017 г.

Руководитель Федерального агентства
воздушного транспорта
А.В.НЕРАДЬКО

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО
ТРАНСПОРТА И ВОЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НЕЗАВИСИМЫХ ИНСПЕКЦИЙ)
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ АВИАЦИОННОЙ
ТЕХНИКИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ЕЕ РАЗРАБОТКЕ
И ПРОИЗВОДСТВЕ

Введение

1 Настоящее "Временное положение о взаимодействии Федерального агентства воздушного транспорта и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (Независимых инспекций) на предприятиях и в организациях промышленности Российской Федерации при сертификации авиационной техники гражданского назначения, ее разработке и производстве" (в дальнейшем - Временное положение) разработано для реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. N 1283 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2016 г. N 1011 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" и на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 1300р, действующих авиационных правил и направлено на обеспечение высокого уровня безопасности полетов, а также выполнения международных обязательств в области летной годности и годности к эксплуатации авиационной техники гражданского назначения (в дальнейшем - АТ).

2 В настоящем Временном положении под АТ понимаются воздушные суда (в дальнейшем - ВС), двигатели, воздушные винты, бортовое оборудование и агрегаты, авиационные средства спасения и тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, средства наземного обслуживания летательных аппаратов, а также метеорологическое оборудование, используемое в интересах гражданской авиации.

3 Настоящее Временное положение действует до введения новой редакции Авиационных правил (или заменяющих документов) по сертификации авиационной техники гражданского назначения при условии их обязательного согласования с Министерством обороны Российской Федерации, но не позднее 31 августа 2020 года.

4 В случае введения в действие новых Авиационных правил (или документов их заменяющих) без согласования с Министерством обороны Российской Федерации, действие Временного положения прекращается.

5 Настоящее Временное положение вступает в действие с момента его утверждения.

Временное положение
о взаимодействии Федерального агентства воздушного
транспорта и военных представительств Министерства
обороны Российской Федерации (Независимых инспекций)
на предприятиях и в организациях промышленности
Российской Федерации при сертификации авиационной
техники гражданского назначения, ее разработке
и производстве

1. Временное положение устанавливает порядок взаимодействия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация) и военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВП МО РФ) в качестве Независимых инспекций (далее - НИ) при осуществлении независимого контроля при разработке АТ, ее производстве и участии в процессе сертификации АТ.

2. Порядок передачи ВП МО РФ функций НИ определяется "Инструкцией о порядке делегирования полномочий Независимой инспекции" (Приложение N 1 к настоящему Временному положению).

3. ВП МО РФ, которым Росавиация делегировала полномочия НИ в соответствии с "Решением о делегировании полномочий..." (Приложение N 2 к настоящему Временному положению), оформляются "Свидетельства о делегировании полномочий" (Приложение N 3 к настоящему Временному положению). При делегировании функций НИ отделам (группам) военных представительств Минобороны России, контролируемые предприятия и организации указываются в приложении к "Свидетельству о делегировании полномочий" (Приложение N 3.1 к настоящему Временному положению).

4. Подготовку делегирования полномочий НИ ВП МО РФ в Росавиации осуществляет Управление поддержания летной годности воздушных судов (далее - УПЛГВС) и Управление аэропортовой деятельности (далее - УАД).

5. Регистрация в реестре выдаваемых Росавиацией "Свидетельств о делегировании полномочий Независимой инспекции" осуществляется УПЛГВС и УАД в зависимости от направления деятельности организации, в которой аккредитовано ВП МО РФ - НИ (часть 1 - УПЛГВС; часть 2 - УАД).

6. ВП МО РФ и их структурные подразделения, признанные Росавиацией в качестве НИ, руководствуются требованиями Положения о военных представительствах МО РФ, Инструкции по работе военных представительств МО РФ, Авиационными правилами, документами Росавиации, согласованными с Минобороны России, и настоящим Временным положением.

7. Штатные сотрудники НИ имеют статус представителей Росавиации.

8. Допускается усиление НИ полномочными представителями Росавиации в соответствии с действующими регламентирующими документами. При этом общее и функциональное руководство возлагается на Руководителя НИ. Полномочия и функции, назначенных Росавиацией представителей определяются совместным документом. Заявки предприятий на усиление НИ, подаваемые в Росавиацию для назначения представителей, подлежат обязательному согласованию с Руководителем НИ.

9. ВП МО РФ, которому делегированы полномочия НИ в организациях Разработчика и предприятиях Изготовителя АТ, осуществляют:

- контроль за соблюдением Разработчиком и Изготовителем процедур сертификации в процессе разработки, испытаний, изготовления АТ и внесения изменений в типовую конструкцию;

- контроль соответствия рабочей конструкторской документации (далее - РКД) требованиям нормативной документации (далее - НД), а также контроль корректировки РКД и организации хранения контрольного и текущего комплектов РКД и эксплуатационной документации (далее - ЭД);

- контроль качества изготовления, проведения испытаний АТ на предприятиях и в организациях;

- приемку опытных и серийных изделий АТ;

- выдачу первичных Сертификатов летной годности или других эквивалентных документов, предусмотренных действующими Авиационными правилами;

- надзор за сертифицированным производством;

- контроль работ, проводимых Разработчиком, Изготовителем по поддержанию летной годности и годности к эксплуатации АТ;

- согласование направляемых в УПЛГВС и УАД полугодовых отчетов о результатах деятельности сертифицированных предприятий и организаций.

10. Инструкция по работе ВП МО РФ в качестве НИ приведена в Приложении N 4 к настоящему Временному положению.

11. НИ обеспечиваются АП и документами Росавиации по вопросам сертификации, разработки и производства АТ предприятиями, на которых они дислоцируются.

12. Руководитель НИ имеет право приостановить приемку продукции в следующих случаях:

- при установлении несоответствий или отклонений изготовленной продукции от типовой конструкции;

- при отрицательных результатах испытаний АТ;

- при обнаружении в процессе эксплуатации АТ дефектов (недостатков), влияющих на безопасность полетов, если эти дефекты (недостатки) имеются также в АТ, находящейся в производстве;

- при невыполнении в срок совместно принятых решений по обеспечению летной годности ВС, и годности к эксплуатации АТ, а также улучшения качества производства АТ.

13. О приостановке приемки АТ руководитель НИ ставит в известность руководителя предприятия и УПЛГВС и УАД (в зависимости от направления деятельности организации) с изложением причин приостановки.

14. Приемка возобновляется после проведения руководством предприятия согласованных с руководителем НИ мероприятий по устранению выявленных недостатков и направления НИ уведомления в УПЛГВС или УАД.

15. Руководитель НИ у Разработчика или Изготовителя АТ направляет в УПЛГВС или УАД годовой отчет по форме, определенной указанием Росавиации и Управлением военных представительств Минобороны России (в дальнейшем - УВП МО РФ).

16. УПЛГВС и УАД по согласованию с УВП МО РФ организуют плановые и внеплановые проверки работы ВП МО РФ (структурных подразделений ВП МО РФ) по выполнению ими функций НИ, в том числе при проведении очередных аудитов предприятий и организаций.

17. Порядок проведения проверок определяется "Инструкцией по организации и проведению проверок комиссиями Росавиации и УВП МО РФ деятельности ВП МО РФ, осуществляющих контроль в качестве НИ на предприятиях и в организациях промышленности Российской Федерации" (Приложение N 5 к настоящему Временному положению). Перечень основных вопросов, подлежащих проверке в НИ, приведен в Приложении N 6 к настоящему Временному положению. При выявлении недостатков УПЛГВС или УАД совместно с УВП МО РФ принимают меры по улучшению работы ВП МО РФ в качестве НИ.

18. Росавиация с уведомлением УВП МО РФ вправе отозвать выданное ВП МО РФ "Свидетельство о делегировании полномочий" НИ в случаях невыполнения или существенных нарушений возложенных на нее функций.

19. В случае невозможности ВП МО РФ выполнять функции НИ, УВП МО РФ сообщает об этом в Росавиацию (УПЛГВС или УАД) для принятия соответствующих мер по организации независимого контроля при сертификации АТ и ее сертифицированном производстве.

Начальник Управления
военных представительств
Министерства обороны
Российской Федерации
О.Н.СТЕПАНОВ
25.04.2017 г.

Заместитель руководителя
Федерального агентства
воздушного транспорта
(Росавиации)
М.В.БУЛАНОВ
17.04.2017 г.

Приложение N 1

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НЕЗАВИСИМОЙ ИНСПЕКЦИИ

Настоящей инструкцией устанавливается порядок проведения работ по делегированию полномочий НИ ВП МО РФ у Разработчика и Изготовителя гражданской АТ:

1 На этапе проектирования АТ гражданского назначения ВП МО РФ руководствуются "Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации", Инструкцией по организации деятельности военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2017 г. N 135);

2 После подачи Заявки на сертификацию типа АТ и получения от Росавиации (УПЛГВС или УАД) уведомления о ее принятии, Заявитель, совместно с ВП МО РФ, оформляет Решение (Приложение N 2) о делегировании ВП МО РФ полномочий НИ по контролю за соблюдением Разработчиком и Изготовителем процедур сертификационных работ, указанных в Заявке.

К решению прикладываются перечень НД, которым будут руководствоваться Заявитель и НИ при сертификации типа, разработке и производстве АТ.

В случае отсутствия аккредитованного ВП МО РФ в организации или на предприятии, подавших Заявку на сертификацию АТ, выполнение функций НИ для контроля процедур сертификации по Решению УВП МО РФ может быть поручено ВП МО РФ (отделу, группе), дислоцированному на другом предприятии или организации.

3 ВП МО РФ, либо его структурные подразделения (отдел, группа ВП МО РФ), выполняет функции НИ, начиная с этапа макета и постановки изделий АТ на производство.

4 В соответствии с утвержденным Решением о делегировании полномочий НИ, УПЛГВС или УАД проводит оценку работы ВП МО РФ (в объеме "Инструкции по проверке Независимых инспекций в организациях и на предприятиях промышленности Российской Федерации"). При положительных результатах проверки оформляется "Свидетельство о делегировании полномочий Независимой инспекции" (Приложение N 3) и "Перечень контролируемых предприятий и организаций" (Приложение N 3.1).

5 Свидетельство о делегировании ВП МО РФ полномочий НИ позволяет ему контролировать у разработчика (изготовителя) и последующие сертификационные работы, разработку, изготовление новых образцов АТ.

6 "Свидетельство о делегировании полномочий..." и "Перечень..." выдается Росавиацией ВП МО РФ. В аккредитованных в качестве НИ подразделениях ВП МО РФ должны находиться копии данных документов.

Копия "Свидетельства..." в подразделении ВП МО РФ - подтверждение того, что Росавиация делегировала права и полномочия руководителя НИ - начальнику отдела (группы) ВП МО РФ, аккредитованного на конкретном предприятии в соответствие с "Перечнем...".

Приложение N 2

      "УТВЕРЖДАЮ"                                        "УТВЕРЖДАЮ"
  Начальник Управления                             Заместитель руководителя
военных представительств                            Федерального агентства
  Министерства обороны                              воздушного транспорта
  Российской Федерации                                   (Росавиации)
________________________                           ________________________
"__" ___________ 20   г.                           "__" ___________ 20   г.

                                  РЕШЕНИЕ
             о делегировании полномочий Независимой инспекции
            ___ военному представительству Министерства обороны
                           Российской Федерации

    1 В связи с принятием Росавиацией заявки от "__" _________ 20__ г. исх.
N ___ от __________________________________________________________________
                         (полное наименование организации)
на   сертификацию   типа   АТ,   одобрения   его   производства,   поручить
(отделу/группе) N ____ ВП МО РФ осуществлять контрольные функции в качестве
Независимой    инспекции    в    соответствии   с   "Временным   положением
о  взаимодействии  Федерального  агентства  воздушного транспорта и военных
представительств  Министерства  обороны  Российской  Федерации (Независимых
инспекций)  на  предприятиях  и  в  организациях  промышленности Российской
Федерации  при  сертификации  авиационной  техники гражданского назначения,
ее разработке и производстве" от "__" ______ 2017 г.
    2 ____________________________________ до начала сертификационных работ
           (наименование организации)
обеспечить (отдел/группу) _____ ВП МО РФ необходимой нормативно-технической
документацией, в том числе:
      а) _________________________________________________________________;
      б) _________________________________________________________________;
      в) __________________________________________________________________
         и так далее.
    3 _______________ ВП МО РФ (отделу/группе) изучить "Временное положение
о  взаимодействии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации)
и   военных  представительств  Министерства  обороны  Российской  Федерации
(Независимых  инспекций)  на  предприятиях  и в организациях промышленности
Российской  Федерации  при  сертификации  авиационной  техники гражданского
назначения, ее разработке и производстве" от "__" ____ 2017 г., подготовить
необходимые   документы   для   выполнения  функций  НИ  на  подконтрольном
предприятии в соответствии с "Инструкцией по работе территориальных военных
представительств Министерства обороны Российской Федерации, самостоятельных
военных представительств, отделов (групп)  территориальных представительств
в качестве Независимых инспекций".
    4 Росавиации  провести  аттестационную проверку ВП МО РФ (подразделения
территориального  ВП)  заявленного  на  аккредитацию в качестве Независимой
инспекции.
    5 По  результатам  проверки Росавиации оформить в установленном порядке
Свидетельство о делегировании полномочий Независимой инспекции.
    6 При   разработке   новой   НД   и  учетной  документации  (стандартов
предприятия,  организации,  положений,  инструкций  и т.д.), при разработке
и производстве гражданской авиационной техники на предприятии (организации)
ввести подпись Начальника (отдела/группы) _________ ВП МО РФ - Руководитель
Независимой инспекции.
    7 ____________________________________ в установленном порядке оформить
           (наименование организации)
договорные  обязательства  с  Министерством  обороны  Российской  Федерации
на  оказание  услуг  по  контролю за разработкой, производством авиационной
техники гражданского назначения, выполняемых отделом/группой N __ ВП МО РФ.

        От УВП МО РФ                                От Росавиации
____________________________               ________________________________
   "__" _________ 20   г.                      "__" __________ 20   г.

      От ____ ВП МО РФ                     От Разработчика или Изготовителя

Приложение N 3

                           РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                            RUSSIAN FEDERATION

               МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
              MINISTRY OF TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
                       FEDERAL AIR TRANSPORT AGENCY

                               СВИДЕТЕЛЬСТВО
                        О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ
                        CERTIFICATE OF DESIGNATION

                                   N ___

                НАСТОЯЩЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЫДАНО ___ ВОЕННОМУ
        ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВУ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         THIS CERTIFICATE IS ISSUED TO RUSSIAN FEDERATION MILITARY
                              ACCEPTANCE UNIT
                                NUMBER ___

                ДЕРЖАТЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ПРИЗНАН
                     В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМОЙ ИНСПЕКЦИИ
            IT IS HEREBY CERTIFIED THAT THIS CERTIFICATE HOLDER
                  IS RECOGNIZED AS INDEPENDENT INSPECTION

           И УПОЛНОМОЧЕН ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПРАВИЛАМИ
           И ПРОЦЕДУРАМИ, СОГЛАСОВАННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ
               ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА И МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДАННОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
                AND IS AUTHORIZED TO ACT IN ACCORDANCE WITH
          THE REGULATIONS AND PROCEDURES APPROVED BY FEDERAL AIR
        TRANSPORT AGENCY AND RUSSIAN FEDERATION MINISTRY OF DEFENSE
                       RELATING TO THIS DESIGNATION

             (Перечень контролируемых организаций прилагается)
               (The list of verify organization is attached)

                                                                   ПОДПИСЬ
                                                                  SIGNATURE
                                                                  ДОЛЖНОСТЬ
                                                                    TITLE
                            ПЕЧАТЬ
    ДАТА И МЕСТО ВЫДАЧИ
      DATE AND PLACE
        OF ISSUANCE

    "__" ______ 20__ г.

Приложение N 3А

                                  ГЕРБ РФ

                           РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                            RUSSIAN FEDERATION

               МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
              MINISTRY OF TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
                       FEDERAL AIR TRANSPORT AGENCY

                                ПРИЛОЖЕНИЕ
                К СВИДЕТЕЛЬСТВУ О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ
                                   N ___
                 ATTACHMENT TO CERTIFICATE OF DESIGNATION

                    ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
                       LIST OF VERIFY ORGANIZATIONS
ВП (отдел, группа) МО РФ
Military acceptance unit N
Наименование контролируемой организации, место дислокации
Verify organization name and location
Статус организации
Organization status
Сертификаты организации
Organization's certificates
                                                        ПОДПИСЬ
                                                       SIGNATURE
                                                       ДОЛЖНОСТЬ
                                                         TITLE
                                       ПЕЧАТЬ
       ДАТА И МЕСТО ВЫДАЧИ
    DATE AND PLACE OF ISSUANCE

    "__" ______ 20__ г.

Приложение N 4

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАБОТЕ ВОЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТДЕЛОВ (ГРУПП) ВОЕННЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ИНСПЕКЦИЙ

Общие положения.

Настоящая инструкция устанавливает функции ВП МО РФ в качестве НИ по контролю за соблюдением Разработчиком (Изготовителем) процедур сертификации, качества производства изделий АТ, поддержанием летной годности в эксплуатации, а также по выдаче документов, удостоверяющих летную годность экземпляра и надзору за сертифицированным производством АТ гражданского назначения.

Функции НИ

1 Сертификация типа авиационной техники

НИ на предприятиях - разработчиках образца гражданской АТ и компонентов III касса осуществляют контроль за соблюдением процедур сертификации, рассматривают и согласовывают следующие документы перед представлением их в Росавиацию.

1.1. Сертификация типа ВС, авиационного маршевого двигателя и воздушного винта.

А. Макет образца авиационной техники

1) проект плана сертификационных работ по ВС, его компонентам, системам и комплектующим изделиям (в дальнейшем КИ);

2) положение по этапу макета;

3) протокол макетной комиссии;

4) мероприятия по результатам работы макетной комиссии и отчет об их выполнении;

5) перечни отечественных и импортируемых КИ, предназначенных для установки на образец АТ, с классификацией этих изделий по категориям А и Б;

6) комплексный план постановки образца на серийное производство и решение о выборе завода-изготовителя;

7) перечень конструкторской документации, подлежащей согласованию с НИ в соответствии с действующей нормативной и технической документацией (в дальнейшем - НТД);

8) перечень основных деталей для двигателя и особо ответственных элементов конструкции образцов АТ.

Б. Сертификационные заводские испытания (СЗИ)

1) технические условия (ТУ) на опытный образец АТ;

2) план и программу сертификационных заводских испытаний, включая стендовые, наземные, летные и квалификационные испытания;

Примечание: До начала проведения сертификационных (наземных, летных, квалификационных, стендовых) испытаний образца АТ Разработчик и НИ в организациях Разработчика для каждого экземпляра образца АТ, предназначенного для проведения конкретного вида испытаний, оформляют разработанные в установленном порядке документы (формуляр, паспорт), удостоверяющие соответствие данного экземпляра образца АТ конструкторской документации. Сертификационные испытания образца АТ могут быть начаты только при наличии оформленных указанных документов.

3) уведомление Заявителя о готовности образца АТ, его компонентов и систем к проведению конкретных видов СЗИ с перечнем отличий, предъявляемых на испытания образцов АТ от заявленной конструкции (если они имеются);

4) акты и отчеты по результатам СЗИ, стендовых и специальных испытаний;

5) мероприятия по устранению недостатков, выявленных в процессе СЗИ, стендовых и специальных испытаний;

6) уведомление Заявителя о том, что комплект рабочей конструкторской документации (указывается номер комплекта) образца АТ, прошедшего СЗИ откорректирован по результатам СЗИ и отражает его типовую конструкцию.

В. Сертификационные контрольные испытания (СКИ)

1) предъявление Заявителя образца АТ на СКИ;

2) решение комиссии о присвоении литеры "О1" РКД;

3) ТУ на контроль и приемку изделия АТ;

4) уведомление Заявителя (Изготовителя) о том, что комплекты контрольной и текущей РКД литеры "О1" (указываются номера комплектов) образца АТ, прошедшего сертификацию, откорректированы по результатам изготовления, сертификационных работ, отражают типовую конструкцию образца, пригодны для изготовления установочной партии образца данного типа, утверждены в установленном порядке и хранятся у Разработчика или Изготовителя;

5) представление Заявителя на получение Сертификата типа образца АТ;

6) акт передачи РКД на серийный завод.

Г. Модификация сертифицированной типовой конструкции

1) инструкцию по оценке и классификации модификаций типовой конструкции;

2) классификацию модификаций типовой конструкции образца АТ для одобрения ее Росавиацией;

3) описание главного, акустического или эмиссионного изменения типовой конструкции образца АТ и перечни второстепенных изменений.

Д. Дополнительные сертификационные испытания

1) план дополнительных сертификационных работ, обеспечивающих подтверждение летной годности образца типовой конструкции с внесенным главным изменением и программа дополнительных сертификационных испытаний;

2) уведомление о готовности образца АТ, его компонентов и систем к проведению дополнительных сертификационных испытаний;

3) акт по результатам дополнительных сертификационных работ (проверок);

4) представление Держателя сертификата типа на получение Дополнения к сертификату типа;

5) уведомление Росавиации Держателем Сертификата типа о том, что соответствующее изменение текущего комплекта РКД, отражающее типовую конструкцию образца, прошедшего дополнительную сертификацию, пригодно для внедрения этого изменения в серийное производство образца, утверждено в установленном порядке и хранится у Держателя Сертификата типа (или Изготовителя).

Росавиация принимает к рассмотрению указанные выше документы от Заявителя или Держателя Сертификата типа только при наличии на них согласующей подписи НИ на предприятиях - разработчиках образца гражданской АТ.

1.2. На предприятиях - Разработчиках компонентов III класса образца АТ

А. Компоненты (комплектующие изделия - (КИ) III класса категории А

1) план квалификационных испытаний КИ;

2) акт квалификационных испытаний КИ;

3) декларацию о конструкции и характеристиках КИ:

4) совместное уведомление Заявителя и Изготовителя о том, что контрольные и текущие комплекты РКД (указываются номера комплектов) откорректированы по результатам изготовления, квалификационных испытаний, отражают типовую конструкцию КИ, пригодны для серийного производства, утверждены в установленном порядке и хранятся у Заявителя (или Изготовителя).

5) представление Заявителем в Росавиацию заявки на получение Свидетельства о годности изделия (Одобрительного письма Росавиации).

Б. Компоненты III (комплектующие изделия - (КИ) III класса категории Б.

1) программы испытаний, акты, отчеты по результатам испытаний;

2) одобрение на установку КИ категории Б, представляемого Разработчиком образца Росавиации.

1.3. Сертификация типа оборудования аэродромов и воздушных трасс

А. При первичной сертификации типа оборудования

1) проект технических условий на сертифицируемое оборудование;

2) оформленные в установленном порядке эксплуатационные документы (формуляр, паспорт), удостоверяющие соответствие данного экземпляра образца оборудования его РКД;

3) уведомление Заявителя о готовности образца оборудования к проведению сертификационных испытаний;

4) материалы по результатам заводских (приемочных) испытаний;

5) акт по устранению недостатков (при наличии), выявленных в процессе заводских (приемочных) испытаний;

6) уведомление о том, что комплект РКД образца оборудования, прошедшего заводские (приемочные) испытания, откорректирован по результатам этих испытаний.

Б. При оценке изменений, вносимых в типовую конструкцию

1) откорректированные технические условия на модернизируемый образец;

2) эксплуатационные документы (формуляр, паспорт), удостоверяющие соответствие модернизируемого образца оборудования его конструкторской документации;

3) уведомление Заявителя о готовности образца оборудования к проведению сертификационных испытаний;

4) материалы по результатам типовых испытаний;

5) акт по устранению недостатков (при наличии), выявленных в процессе типовых испытаний;

6) уведомление о том, что комплект РКД модернизируемого образца оборудования, прошедшего типовые испытания, откорректирован по результатам этих испытаний.

2 Постановка изделия АТ на серийное производство

НИ на предприятии-изготовителе на этапе сопровождения постановки изделия на производство осуществляет контроль проведения работ и согласовывает следующие документы:

1. комплексный план постановки образца АТ на серийное производство;

2. ТУ на опытные экземпляры АТ, изготавливаемые на серийном заводе для проведения сертификационных испытаний;

3. Решение комиссии о присвоении литеры "О1" РКД изделия АТ;

4. план-график корректировки техпроцессов на соответствие РКД с литерой "О1";

5. акт о выполнении Комплексного плана постановки образца на серийное производство;

6. ТУ на серийные изделия АТ;

7. акт передачи РКД для серийного производства АТ;

8. руководство по качеству;

9. СТП (СТО) системы качества предприятия (организации) - изготовителя.

3 Серийное изготовления АТ

3.1. Организация контроля качества АТ

3.1.1. При организации контроля качества гражданской АТ в процессе серийного изготовления при наличии действующего Сертификата типа на выпускаемые изделия АТ и Свидетельства об одобрении производства (Сертификата на производство) представители НИ осуществляют:

- контроль технической документации;

- контроль качества изготовления продукции;

- приемку и оформление документации на продукцию;

- выдачу документов подтверждения летной годности экземпляра АТ.

3.1.2 При контроле технической документации:

- участвуют в работе комиссии по проверке откорректированной по результатам сертификационных испытаний РКД, проверяют выполнение работ, предусмотренных в решении по акту комиссии;

- рассматривают и согласовывают изменения текущего комплекта РКД (копия контрольного), по которому ведется изготовление продукции, а также контролируют своевременность и полноту внедрения изменений в производство;

- не реже одного раза в год проверяют работу предприятия по ведению контрольного и текущего экземпляров РКД и ЭД, условия, правила их хранения и учета в установленном порядке;

- контролируют своевременность разработки бюллетеней, издания и рассылки изменений эксплуатационной и ремонтной документации.

3.1.3 При передаче текущего комплекта РКД для серийного производства:

- согласовывает приемо-сдаточный акт.

3.1.4 НИ контролирует качество изготовления опытных и серийных изделий гражданской АТ на любой стадии ее производства.

При изготовлении продукции представители НИ контролируют соответствие требованиям конструкторской, технологической и НТД в объеме требований ТУ, а именно:

- особо ответственных деталей, сборочных единиц, составных частей и комплектов, обеспечение их взаимозаменяемости;

- материалов, полуфабрикатов и КИ (выборочно);

- технологических процессов (исходя из условий стабильности производства);

- средств измерений и контроля;

- технологической оснастки контрольного и испытательного оборудования (выборочно);

- состояние рабочих мест, участков производства, складов;

- технологической дисциплины на предприятии;

- реализацию в серийном производстве указаний Росавиации.

3.1.5. Независимая инспекция организует постоянный контроль или выборочный контроль качества изготовления продукции непосредственно в цехах, на участках и рабочих местах группами или отдельными специалистами согласно разработанному Перечню предъявлений составных частей, операций, монтажей и технологических процессов (исходя из условий стабильности производства).

3.1.6. Составные части, операции, монтажи и технологические процессы на любой стадии производства и испытаний, которые НИ не принимаются по Перечню предъявлений, представители могут проверять летучим контролем, осуществляемым по годовым и месячным планам, которые утверждаются Руководителем НИ (заместителем руководителя, начальником отдела, группы). В случае необходимости проводятся внеплановые (оперативные) летучие контроли.

3.1.7 Представители Независимой инспекции контролируют выполнение Изготовителем процедур входного контроля материалов, полуфабрикатов и КИ. Взаимодействуют с НИ в организациях-поставщиках по вопросам качества, надежности и рекламационной работы. В необходимых случаях представители НИ осуществляют проверки на входном контроле наиболее ответственных и сложных КИ, для чего включают их в Перечень предъявлений.

3.1.8. Об отказах КИ, выявленных на входном контроле, в процессе изготовления изделий АТ, при проведении приемо-сдаточных испытаний (в дальнейшем - ПСИ) и в эксплуатации НИ на предприятии - изготовителе основного изделия АТ сообщает НИ на предприятии - изготовителе КИ. НИ на предприятии - поставщике КИ на основании учета и анализа результатов исследований причин отказов КИ сообщает НИ на предприятии - изготовителе основного изделия АТ о принятых мерах у поставщика.

3.1.9 Независимая инспекция на серийном предприятии контролирует проведение контрольных сборок и разборок сборочных единиц и экземпляров АТ (если это предусмотрено РКД).

3.1.10 Представители НИ осуществляют контроль за своевременным проведением государственных и ведомственных метрологических поверок средств измерений, а также за аттестацией испытательного оборудования и контрольно-проверочной аппаратуры, используемых при изготовлении, приемке и испытаниях продукции.

3.2 Проведение работ с КИ иностранного производства

3.2.1 НИ проверяет реализацию головным изготовителем системы контроля иностранных поставщиков и их продукции, обеспечивающую выполнение требований авиационных правил, в том числе АП-21 (разделы F и O) и Директивных писем Росавиации.

3.2.2 НИ согласовывает полный перечень иностранных поставщиков и соответствующую номенклатуру материалов и КИ иностранного производства, представляемые организацией-разработчиком и предприятием-изготовителем на этапе серийного производства по установленной форме.

3.2.3 НИ согласовывает условия поставки импортируемых КИ, оговоренные в контракте на поставку, и допускает установку КИ иностранного производства на образец АТ только при наличии документов поставщика, свидетельствующих об их годности к эксплуатации.

3.3 Проведение испытаний

3.3.1 С целью оценки качества изделий гражданской АТ представители НИ проводят ПСИ и контролируют проведение периодических испытаний (далее ПИ) этих изделий в соответствии с утвержденными ТУ, другой НТД и дают заключения по результатам этих испытаний.

3.3.2. Сборочные единицы, монтажи, образцы, ТУ которых предусматривают проведение ПСИ, по решению Руководителя НИ включаются в перечень предъявлений НИ, исходя из условий стабильности производства.

3.3.3. ПСИ проводятся на экземплярах, принятых ОТК и выдержавших предъявительские испытания, силами и аттестованными средствами организации в объеме, последовательности и по методикам, установленным ТУ или другой НТД с оформлением результатов.

3.3.4 При отсутствии летного состава в штате НИ допускается по согласованию с Росавиацией и УВП МО РФ определять готовность экземпляра ВС к эксплуатации на основании летных ПСИ, проведенных уполномоченными представителями Росавиации в соответствии с действующей регламентирующей документацией и анализа средств объективного контроля (СОК).

3.3.5. Объем и порядок проведения ПИ определяются требованиями ТУ на контроль и приемку изделия АТ.

3.3.6. Отбор экземпляров на ПИ производится из числа изделий, входящих в установочную партию или изготовленных в контролируемом периоде и выдержавших ПСИ представителем НИ в присутствии представителя ОТК.

3.3.7. НИ в организации, выполняющей серийное изготовление изделий АТ, ежегодно согласовывает с организацией план-график проведения ПИ всех принимаемых экземпляров АТ, составных частей и сборочных единиц, ТУ которых предусматривают проведение ПИ. В план-графике указываются сроки начала и окончания испытаний каждого наименования изделий, а также оформление результатов.

3.3.8. ПИ экземпляров АТ включают:

- наземные проверки и испытания,

- летные испытания ВС (этап изготовителя).

Наземные проверки и испытания АТ на соответствие требованиям ТУ проводит Изготовитель под контролем представителя НИ, для ВС - с оформлением акта готовности экземпляра к летным испытаниям.

Летные испытания ВС в объеме ТУ выполняются экипажем Изготовителя (после положительных результатов наземных ПСИ), который дает заключение в полетном листе по результатам проведенных ПИ.

3.4 Приемка и оформление продукции

3.4.1 Окончательной приемке представителем НИ подлежат экземпляры АТ, полностью соответствующие действующей документации, выдержавшие предъявительские испытания и ПСИ, прошедшие проверку полноты и качества оформления сопроводительной документации, укомплектованные необходимой эксплуатационной документацией, запасными частями, инструментом и принадлежностями.

3.4.2 Для приемки деталей, сборочных единиц и операций техпроцесса по каждой позиции перечня предъявлений НИ указывает технические условия, производственные инструкции, чертежи и другие конструкторские документы, определяющие параметры и характеристики проверки, методики проверки, используемые средства измерения, вид контроля и другие указания для качественного выполнения проверки.

Указанные позиции НИ принимает по предъявительским извещением, подписанным начальником цеха и начальником бюро цехового контроля и принятые ОТК. Приемка осуществляется по правилам, установленным в ТУ на образец.

3.4.3 В случае выявления отклонений от требований РКД, НТД, технологической документации на изготовление, испытания, контроль и приемку образцов АТ Независимая инспекция принимает необходимые меры, вплоть до приостановки приемки готовой продукции (см. п. 12 Временного положения).

3.4.4 Окончательная приемка образцов АТ по п. 3.4.1 осуществляется представителем НИ по Генеральным извещениям о предъявлении изделия на приемку, подписанным Руководителем (Главным инженером) предприятия и Начальником ОТК по установленной форме.

3.4.5 На каждый принятый экземпляр образца АТ НИ оформляются следующие документы, удостоверяющие годность образца к эксплуатации:

- первичный сертификат летной годности для ВС;

- раздел "Свидетельство о приемке" формуляра или паспорта для компонентов ВС и для оборудования аэродромов и воздушных трасс;

- экспортное одобрение летной годности в виде "Талона одобрения летной годности" для компонентов II и III классов, изготовленных в государствах - участниках Минского соглашения по авиации и использованию воздушного пространства и экспортируемых за пределы этих государств.

3.4.6 Документация, прикладываемая к принятому образцу АТ, оформляется в соответствии с установленными требованиями в ТУ и подписывается Руководителем НИ или исполняющим его обязанности.

3.5 Контроль поддержания летной годности эксплуатируемой авиационной техники

3.5.1. НИ на предприятии - изготовителе (разработчике) образца АТ контролирует проведение работ по поддержанию летной годности на изделиях, находящихся в эксплуатации, путем систематического учета выполнения работ по директивам летной годности, бюллетеням на основании технических актов эксплуатирующих организаций и отчетов руководителей бригад предприятия, участвовавших в этих работах.

3.5.2. Для контроля за установленными в ТЗ (ТУ) показателями надежности по результатам изготовления и эксплуатации НИ ведет накопительный учет и анализ поступающей информации от эксплуатантов АТ и использует эти материалы при контроле программ повышения качества и надежности продукции, оценки достаточности реализуемых в производстве мероприятий и доработок в эксплуатации.

3.5.3. Для надлежащей организации проведения доработок, контроля и своевременного принятия мер по их выполнению в установленные сроки НИ контролирует выполнение согласованного с ней план-графика проведения работ по директивам летной годности и бюллетеням.

3.5.4. Информация о проводимых работах по контролю качества, надежности и поддержанию требований летной годности эксплуатируемой АТ представляется в соответствии с п. 15 настоящего Временного положения в Росавиацию один раз в год.

3.6. Надзор за сертифицированным производством АТ

3.6.1. Основными процедурами надзора за производством со стороны НИ у Изготовителя образца АТ и его компонентов после выдачи Документа об одобрении производства (Сертификата на производство) являются:

1) надзор за поддержанием (сохранением) утвержденной системы контроля производства (п. 21.123(3) и п. 21.125 АП-21, Раздел "F") или созданной системой обеспечения качества (п. 21.139 АП-21, Раздел "G"), одобренных Росавиацией по результатам сертификации производства;

2) контроль за изменениями в утвержденной (созданной) системе качества и организации производства, которые могут повлиять на уровень летной годности образца, установленный при сертификационных испытаниях;

3) участие в проверках Росавиацией системы качества и организации производства. Руководитель НИ назначается заместителем Председателя комиссии;

4) летучий контроль отдельных систем и элементов производства, проводимый НИ в плановом или оперативном порядке в соответствии с ее полномочиями;

5) контроль за своевременным выполнением разработанных организацией и согласованных с Росавиацией мероприятий по результатам обследования предприятия Изготовителя при сертификации производства.

3.6.2. Программы и порядок обследования производства при плановых и внеплановых проверках определяются руководящими документами Росавиации, при этом Изготовитель обеспечивает Росавиации (НИ) возможность проведения любых проверок и испытаний для установления соответствия требованиям АП-21, Раздел "G".

3.6.3. Летучий контроль отдельных систем и элементов производства проводиться по планам, утвержденным Руководителем НИ. При необходимости Руководитель НИ представляет в Росавиацию рекомендации по проведению внеплановых проверок или другим мерам воздействия на Изготовителя.

3.6.4. НИ осуществляет контроль за выполнением плана мероприятий, сформированного при выдаче Документа об одобрении производства (Сертификата на производство), и информирует Росавиацию о его реализации.

Приложение N 5

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК КОМИССИЯМИ
РОСАВИАЦИИ И УВП МО РФ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВП МО РФ И ИХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНТРОЛЬ В КАЧЕСТВЕ
НЕЗАВИСИМЫХ ИНСПЕКЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Общие положения.

1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с п. 17 настоящего Временного положения.

1.1. Инструкция определяет порядок проведения проверок деятельности ВП МО РФ, аккредитованных в качестве НИ в организациях и на предприятиях промышленности Российской Федерации.

1.2. Проверки НИ проводятся с целью объективной оценки деятельности, оказания методической и практической помощи в работе при контроле соблюдения процедур сертификации и производства авиационной техники и надзоре за сертифицированным производством.

2. Проверки работы НИ проводятся, как правило, совместными комиссиями Росавиации и УВП МО РФ один раз в 3 - 4 года.

2.1. При проведении проверки работы аккредитованного Росавиацией в качестве НИ подразделения ВП МО РФ в состав комиссии может включатся представитель данного ВП МО РФ (по согласованию).

2.2 При проверке работы НИ, которой в качестве усиления контроля сертифицированного производства Росавиация в соответствии с действующими регламентирующими документами назначила полномочных представителей, комиссия также проверяет совместные документы, определяющие порядок и организацию взаимодействия НИ с назначенными представителями Росавиации (в соответствии с п. 8 настоящего Временного Положения).

3. Проверки могут быть плановые и внеплановые.

3.1. Плановые проверки проводятся, в том числе, и при проверках с целью продления ранее выданного сертификата одобрения производства организаций, Росавиацией по совместному годовому графику проверок ВП МО РФ (НИ), утвержденному УВП МО РФ. Выписки из графика проверок Росавиация направляет Руководителям проверяемых НИ.

3.2. Необходимость внеплановых проверок, их цель, сроки и объем определяются Росавиацией и согласовываются с УВП МО РФ.

4. Продолжительность плановых проверок не должна превышать 6, а внеплановых 4 рабочих дней.

5. При проверке работы НИ должен быть проведен анализ и дана оценка деятельности по результатам выполнения работ, определенных "Инструкцией по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, самостоятельных военных представительств, отделов (групп) военных представительств в качестве Независимых инспекций" (приложение N 4 к настоящему Положению), при этом основное внимание должно уделяться оценке результатов работы в обеспечении:

5.1. контроля соблюдения процедур сертификации;

5.2. участия в проведении сертификационных работ и согласования их результатов;

5.3. контроля работ на этапе постановки нового образца АТ и его компонентов на производство;

5.4. контроля качества изготовления и проведения испытаний опытных и серийных изделий АТ;

5.5. своевременной и качественной приемки и надлежащего оформления документации на продукцию;

5.6. контроля выполнения директив по поддержанию летной годности АТ;

5.7. надзора за поддержанием (сохранением) утвержденной системы качества, одобренной Росавиацией по результатам сертификации производства;

5.8. контроля своевременного выполнения разработанных организацией и согласованных Росавиацией мероприятий по результатам обследования системы качества и организации производства организацией-изготовителем и информирования Росавиации об их реализации;

5.9. участия в проверках Росавиацией системы качества и организации производства;

5.10. наличия и поддержания связи с Росавиацией;

5.11. наличия и достаточности нормативных документов по вопросам организации и проведения работ в области сертификации АТ и ее производства;

5.12. документального отражения работ по надзору и контролю, а также хранению информации в делах НИ.

Б. Организация проверок

- При проведении совместной плановой проверки работы ВП МО РФ - НИ комиссия назначается Заместителем руководителя Росавиации.

По согласованию с УВП МО РФ в состав комиссии включаются его представители.

- При проведении плановой проверки работы аккредитованного в качестве НИ структурного подразделения территориального ВП МО РФ комиссия назначается Заместителем руководителя Росавиации. В состав комиссии по согласованию с УВП МО РФ и начальником ВП МО РФ включаются их представители.

Председателем комиссии назначается представитель Росавиации, заместителем председателя представитель УВП МО РФ, либо ВП МО РФ.

- При проведении внеплановой проверки НИ комиссия назначается распоряжением Заместителем руководителя Росавиации по согласованию с Начальником УВП МО РФ.

Председателем комиссии назначается представитель Росавиации, заместителем председателя - представитель УВП МО РФ (представитель территориального ВП МО РФ).

- Внеплановые проверки проводятся в НИ, в работе которых ранее были выявлены недостатки по настоящей Инструкции.

- Состав комиссии определяется с учетом особенностей производства, состояния проводимых (проведенных) сертификационных работ и характера выполняемых НИ функций.

Члены комиссии должны знать специфику работы проверяемого ВП МО РФ, требования Положения и Инструкции по работе ВП МО РФ в качестве Независимой инспекции, действующей НТД, директивных документов и писем Росавиации по вопросам качества и процедур сертификации АТ и производства.

В. Порядок проведения проверок

- Проверка деятельности НИ проводится в соответствии с примерным перечнем основных вопросов, изложенных в настоящей Инструкции.

- Председатель комиссии несет ответственность за организацию и проведение проверки в установленные сроки, объективный анализ и оценку состояния дел в проверяемой НИ.

- Начальник НИ представляет комиссии все материалы и документы, необходимые в ходе проверки, обеспечивает ее работу и несет ответственность за объективность представленных материалов.

- После завершения проверки председатель комиссии знакомит начальника НИ с материалами проверки и при необходимости руководство организации, проводит разбор итогов проверки с персоналом НИ.

- Результаты проверки оформляются актом с изложением результатов проверки и оценки работы НИ. Акт составляется в 2-х экземплярах. Примерные формы акта проверки, протоколов проверки с перечнями проверяемых вопросов представлены в Приложениях N 5А - N 5Е к настоящему Положению. Акт подписывается председателем и членами комиссии. Начальник НИ ознакамливается с материалами акта под роспись.

- Акт по результатам проверки (приложение N 5А к настоящему Положению) утверждается должностным лицом, подписавшим приказ о назначении комиссии на проведение проверки и начальником УВП МО РФ. После утверждения акта один экземпляр направляется начальнику НИ.

- В месячный срок после получения утвержденного акта начальник НИ разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и направляет его на утверждение в Росавиацию. Копии утвержденных планов мероприятий начальник НИ рассылает в адреса в соответствии с настоящей Инструкции.

- Контроль устранения недостатков в работе НИ в соответствии с планом мероприятий осуществляется Росавиацией и УВП МО РФ по докладам начальника ВП МО РФ, в которое входят проверяемые подразделения (отделы и группы). Начальник НИ ежеквартально представляет в вышеуказанные адреса отчеты о выполнении плана мероприятий. Отчеты представляются до окончательного выполнения плана мероприятий.

Приложение N 5А

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ
В НЕЗАВИСИМОЙ ИНСПЕКЦИИ

А. По персоналу НИ.

1. Распределение персонала по направлениям работ, связанным с:

1.1. контролем соблюдения процедур сертификации;

1.2. согласованием результатов сертификационных работ;

1.3. рассмотрением и согласованием доказательных документов организации перед представлением их в Росавиацию;

1.4. контролем проведения работ на этапе сопровождения постановки образца АТ и его компонентов на производство;

1.5. контролем качества изготовления и проведения испытаний опытных и серийных образцов АТ;

1.6. надзором за сертифицированным производством.

- Наличие в функциональных обязанностях персонала НИ работ, связанных с сертификацией АТ и производства. Распределение и допуск персонала с учетом контроля сертификационных работ, проводимых организацией.

- Оценка выполнения требований Авиационных правил и настоящего Временного Положения.

- Проверка знания и умения контролировать:

1. корректировку конструкторской документации по результатам сертификационных работ, производства и опыта эксплуатации;

2. выполнение требований директивных документов по вопросам качества, Руководства по качеству предприятия, стандартов организаций и предприятий (СТО, СТП);

3. выполнение процедур сертификации АТ и производства;

4. поддержание требований летной годности образцов АТ, установленных при их сертификации;

5. выполнение требований НТД на изготовление, испытания и приемку АТ, ремонт;

6. правильность оформления результатов испытаний, приемки образца АТ и его компонентов, документации, удостоверяющей годность образца к эксплуатации;

7. своевременность разработки и реализации мероприятий по повышению качества принимаемых изделий при производстве и ремонте АТ.

Б. По работе НИ в организациях - разработчиках образца АТ и его компонентов

1. Оценка эффективности контроля при выполнении этапа макета образца АТ и его компонентов:

1.1 контроль разработки, согласование и проверка выполнения методик и программ испытаний на этапах разработки и изготовления опытного образца АТ и его компонентов;

1.2 участие в работах по проведению этапа макета образца АТ и его компонентов;

1.3 согласование применения покупных КИ и взаимодействие с ВП МО РФ - НИ в организациях - разработчиках компонентов III класса категорий А и Б;

1.4 согласование и контроль выполнения мероприятий по результатам работы макетной комиссии;

1.5 организация контроля разработки конструкторской документации в соответствии с ГОСТ, ЕСКД, НТД, наличие перечня КД, подлежащей согласованию с НИ;

1.6 согласование плана и программы СЗИ образца АТ и его компонентов;

1.7 порядок и эффективность контроля опытного производства при изготовлении образца АТ и его компонентов в соответствии с КД (летучий, технологический, пооперационный контроль, техническая приемка) для испытаний;

1.8 порядок приемки образца (изделия) на сертификационные заводские (квалификационные) испытания, контроль полноты испытаний и участие в проведении испытаний, согласование их результатов;

1.9 контроль выполнения мероприятий и корректировки конструкторской и эксплуатационной документации, своевременность выполнения доработок образца (изделия) по результатам испытаний;

1.10 участие в работе комиссии по присвоению литеры РКД;

1.11 организация контроля разработки директивных технологических процессов;

1.12 организация взаимодействия ВП МО РФ - НИ в организации-разработчике и организации-изготовителе по согласованию технологии серийного производства.

2. Соблюдение установленного порядка предъявления к приемке и приемка образца, проведения этапа СКИ:

2.1 контроль подготовки образцов и технической документации к СКИ, степень участия в них НИ;

2.2 участие в проведении испытаний;

2.3 эффективность контроля своевременности выполнения работ, подготовки, согласования и представления в Росавиацию доказательной документации;

2.4 выявление недостатков, и контроль их устранения;

2.5 организация контроля своевременной корректировки РКД и доработкой образца по результатам испытаний;

2.6 участие в согласовании плана мероприятий по устранению недостатков и контроль выполнения предложений, отраженных в акте СКИ;

2.7 контроль своевременности и полноты выполнения плана мероприятий и корректировки документации по результатам СКИ;

2.8 своевременность и обоснованность присвоения РКД соответствующей литеры;

2.9 порядок передачи РКД изготовителю серийных изделий;

2.10 качество отработки технических условий на серийное изготовление образца АТ и его компонентов в соответствии с Сертификатом типа, Свидетельством о годности изделия, Одобрительным письмом Росавиации, Одобрением на установку КИ;

2.11 контроль работ по внедрению главных и второстепенных изменений типовой конструкции образца АТ и его компонента.

3. Проверяется устранение недостатков, отмеченных в акте предыдущей проверки НИ.

В. По работе НИ в организациях-разработчиках и организациях-изготовителях на этапе постановки образца АТ и его компонентов на производство

1. Оценка эффективности контроля при проведении организационно-технических мероприятий на этапе постановки образца АТ и его компонентов на производство:

1.1 организация контроля разработки и реализации Комплексного плана постановки образца и его компонентов на производство;

1.2 работа в комиссии по присвоению литеры "О1" РКД изделия АТ;

1.3 работа в комиссии по передаче РКД для серийного производства;

1.4 организация контроля реализации план-графика корректировки техпроцессов на соответствие РКД с литерой "О1";

1.5 организация работы по рассмотрению и согласованию Руководства по качеству и стандартов организации и/или предприятия (СТО или СТП);

1.6 качество отработки и согласование ТУ на серийное изделие АТ.

2. Проверяется устранение недостатков, выявленных предыдущей проверкой НИ.

Г. По работе НИ в организациях - серийных изготовителях образца АТ и его компонентов

1. Оценка эффективности контроля и организация работы НИ по обеспечению выполнения требований руководящих, нормативных и технических документов при изготовлении, испытаниях, приемке, поставках, поддержании требований летной годности и годности к эксплуатации АТ, надзоре за сертифицированным производством.

Проверяется и оценивается:

1.1 наличие Перечня предъявлений изделий, составных частей, операций и техпроцессов;

1.2 соответствие предъявительской документации требованиям НТД;

1.3 порядок осуществления предъявления и приемки образца АТ и его компонентов;

1.4 достаточность контроля качества изготовления и проведения испытаний продукции;

1.5 порядок отклонения изделий, предъявляемых для приемки и организация повторной приемки;

1.6 состояние РКД и технологической документации на изготовление, испытания и приемку образца АТ и его компонентов, находящихся под контролем НИ, их комплектность. Соответствие документации требованиям ГОСТ, ЕСКД;

1.7 порядок согласования изменений и обеспечение своевременного внесения их в РКД и внедрения в производство;

1.8 участие в периодической проверке хранения и учета подлинников РКД;

1.9 участие в работе комиссии по переводу РКД в соответствующую литеру;

1.10 наличие ТУ и их соответствие требованиям руководящих документов, своевременность их корректировки;

1.11 организация входного контроля и его эффективность;

1.12 наличие согласованной с НИ номенклатуры материалов, полуфабрикатов и покупных КИ, подлежащих входному контролю;

1.13 степень участия НИ во входном контроле и наличие согласованной документации на проведение входного контроля;

1.14 наличие учета и анализа отказов и неисправностей покупных КИ, порядок предъявления рекламаций, принимаемые меры по устранению недостатков и повышению качества покупных КИ;

1.15 организация взаимодействия с НИ в организациях - поставщиках покупных КИ;

xvi) контроль соответствия требованиям директивных документов материалов и покупных КИ иностранного производства, применяемых в изделиях АТ;

1.16 организация летучего контроля, его эффективность, наличие планов;

1.17 наличие планов проверок технологических процессов;

1.18 наличие согласованного перечня особо ответственных техпроцессов;

1.19 наличие согласованного перечня особо ответственных деталей, узлов, агрегатов, монтажей и порядок их контроля;

1.20 участие в проведении выборочных контрольных проверок, разборок и испытании продукции;

1.21 проведение ПСИ в производственных цехах и участках окончательной сборки;

1.22 наличие согласованных программ, методик и технологической документации на проведение ПСИ, полнота их проведения и порядок оформления;

1.23 учет и анализ отказов и результатов испытаний, порядок ПСИ при повторных предъявлениях;

1.24 состояние испытательной базы и ее соответствие требованиям по обеспечению проведения испытаний;

1.25 организация проведения (порядок, полнота оформления) ПИ;

1.26 наличие согласованных план-графиков проведения ПИ и соответствие их установленным требованиям, выдача заключений и их обоснованность;

1.27 наличие согласованных программ и методик, технологической документации и соответствие их требованиям НТД;

1.28 учет недостатков и анализ результатов испытаний;

1.29 порядок окончательной приемки продукции, соответствие порядка приемки ТУ, НТД, выдача первичного сертификата летной годности;

1.30 обеспечение требуемой надежности изделий, наличие системы сбора, учета и анализа информации из эксплуатации;

1.31 контроль рекламационной работы;

1.32 контроль отработки мероприятий по качеству и надежности;

1.33 контроль доработок в эксплуатации с целью оценки их влияния на эксплуатационную надежность образца АТ и его компонентов;

1.34 контроль разработки, издания и поставки эксплуатационной документации, обеспечение ее соответствия действующей серийной документации;

1.35 наличие программы и планов работ по надзору за сертифицированным производством;

1.36 контроль отчетности организации о работе по тематике и надзору за сертифицированным производством.

2. В НИ у Головного изготовителя ВС проверяется организация летно-испытательной работы:

2.1 уровень подготовки и порядок оформления допуска летного состава НИ для проведения работ по оценке ВС на соответствие требованиям ТУ;

2.2 порядок приемки ВС на испытательную станцию, наличие акта приемки ВС и его готовности к летным испытаниям;

2.3 наличие и полнота выполнения согласованных программ, методик, профилей полетов на все виды испытаний;

2.4 порядок оформления документации на подготовку и проведение испытательных полетов, объективность заключений по выполненным полетным заданиям;

2.5 учет и анализ выявленных недостатков;

2.6 учет и анализ предпосылок к летным происшествиям;

2.5 порядок контроля проведения работ на изделиях АТ, находящихся на ответственном хранении.

3. Проверяется устранение недостатков, выявленных предыдущей проверкой НИ.

Приложение N 5Б

      "УТВЕРЖДАЮ"                                        "УТВЕРЖДАЮ"
  Начальник Управления                             Заместитель руководителя
военных представительств                            Федерального агентства
  Министерства обороны                              воздушного транспорта
  Российской Федерации                                   (Росавиации)
________________________                           ________________________
"__" ___________ 20   г.                           "__" ___________ 20   г.

                                    АКТ
                по результатам проверки работ ___ ВП МО РФ,
                       (отдела, группы ___ ВП МО РФ)
               в качестве Независимой инспекции по контролю
               разработки и изготовления __________________
               ____________________________________________
               ____________________________________________

"__" ______ 20__ г.                                       _________________
                                                               (город)

    В  соответствии  с  распоряжением  заместителя руководителя Росавиации,
а также план-графиком проверки комиссией в составе:
    Председатель комиссии: ________________________________________________
    Члены комиссии:        ________________________________________________
                           ________________________________________________
                           ________________________________________________
    Произведена проверка работы ________ (отдела, группы) ________ ВП МО РФ
в  качестве  Независимой  инспекции  по  контролю  разработки  и  испытаний
___________________________________________________________________________
воздушных судов типа (оборудования типа) __________________________________
на ________________________________________________________________________
    Начальник независимой инспекции _______________________________________
    При  проверке  комиссией было рассмотрено выполнение следующих разделов
"Инструкции  по организации и проведению проверок Комиссии Росавиации и УВП
МО  РФ  деятельности  ВП  МО РФ и их подразделений, осуществляющих контроль
в   качестве   Независимых  инспекций  в  организациях  и  на  предприятиях
промышленности Российской Федерации":
    1 организационная  структура  и  функциональные  обязанности  персонала
Независимой  инспекции  при контроле сертификационных работ в  организации-
разработчике/организации - изготовителе    образца    авиационной   техники
и выполнение требований руководящих документов;
    2 контроль    соблюдения    процедур    сертификации    и    проведения
сертификационных работ;
    3 контроль   качества   изготовления  и  проведения  испытаний  опытных
образцов авиационной техники;
    4 корректировка    конструкторской    документации    по    результатам
сертификационных работ, производства и опыта эксплуатации;
    5 контроль   качества  изготовления  и  проведения  испытаний  серийных
образцов авиационной техники.
    Все  несоответствия  и  замечания  изложены  в приложении к акту в виде
перечня несоответствий к протоколам оценки вопросов N ________________
    и перечней замечаний к протоколам оценки N ________________
    На основании выполненной комиссией проверки работы ___________ ВП МО РФ
(отдела (группы __________ территориального ВП МО РФ), выполняющего функции
Независимой инспекции по контролю разработки (производства) воздушных судов
типа (оборудования типа) __________________________________________________
    на ___________________________________________________________________,
                            (наименование организации)
    признать работу ВП МО РФ

                 УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ/НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ
                 ----------------------------------------

    После получения ____________ ВП МО РФ (отделом, группой _____ ВП МО РФ)
утвержденного  акта  по  отмеченным  несоответствиям и замечаниям в течение
месяца должны быть отработаны мероприятия по их устранению.

    Председатель комиссии: ________________________________________________

    Члены комиссии:        ________________________________________________
                           ________________________________________________
                           ________________________________________________

              С актом ознакомлен:
________________________________________________
               Начальник ВП МО РФ
           (отдела, группы ВП МО РФ)
       Руководитель Независимой инспекции

            ________________________
              "__" ______ 20__ г.

Приложение N 5В

                               Протокол N 1

    Оценки вопросов, подлежащих проверке в НИ (ВП МО РФ)
    Проверяемая Независимая инспекция: ____________________________________
    Дата проведения проверки: _____________________________________________
    Основание для проведения проверки: ____________________________________
    Оцениваемая функция: "Организационная структура и обязанности персонала
ВП МО РФ - НИ при контроле сертификационных работ".
N п/п
Проверяемый вопрос, процедура
Соответствие
N несоответствия
N замечания
1
Распределение персонала по направлениям сертификационных работ (закрепление за ведущими инженерами по специальностям контролируемой тематики).
2
Наличие функциональных обязанностей персонала НИ и соответствие их контролируемому объему.
3
Наличие в планах командирской подготовки и технической учебы (годовых и месячных) тематики по изучению основных руководящих документов по сертификации АТ и работы НИ. Изучение конструкции контролируемых изделий, агрегатов и узлов: ВС, двигателя, системы управления, кондиционирования и т.д. авиационного, радиоэлектронного, связного, навигационного и др. оборудования, КИ.
4
Знание и выполнение требований основных руководящих документов по работе ВП МО РФ в качестве НИ.
5
Наличие в планах персонала НИ вопросов контроля работ по надзору за сертифицированным производством (летучий контроль, выполнение мероприятий по результатам аудита Росавиации, контроль внедрения в производство изменений).
    Приложение:    Перечень несоответствий на ___ листах.
                   Замечания к Протоколу N 1 на ___ листах.

    Председатель комиссии: ________________________________________________

    Члены комиссии:        ________________________________________________
                           ________________________________________________
                           ________________________________________________

Приложение N 5Г

                               Протокол N 2

    Оценки вопросов, подлежащих проверке в НИ (ВП МО РФ)
    Проверяемая Независимая инспекция: ____________________________________
    Дата проведения проверки: _____________________________________________
    Основание для проведения проверки: ____________________________________
    Оцениваемая функция: "Проверка  работы  НИ в организации - разработчике
ВС и его компонентов".
N п/п
Проверяемый вопрос, процедура
Соответствие
N несоответствия
N замечания
1
Участие в работе по формированию типовой конструкции ВС (компонентов) и в подготовке сертификационных работ.
2
Участие в работах по проведению этапа макета ВС и его компонентов, контроль реализации мероприятий по результатам макета.
3
Контроль разработки комплексного плана постановки образца на серийное производство.
4
Организация контроля разработки РКД, наличие перечня РКД подлежащей согласованию с НИ, перечня особо ответственных элементов и частей конструкции
5
Наличие ТУ на опытный образец АТ и для серийного производства.
6
Контроль согласования программ и методик испытаний на этапах разработки и изготовления опытного экземпляра.
7
Порядок контроля опытного производства при изготовлении образца и его компонентов в соответствии с КД (летучий, технологический, пооперационный контроль, техническая приемка).
8
Порядок приемки образца на СЗИ (квалификационные) испытания, контроль полноты и участие в проведении испытаний, согласование их результатов, контроль выполнения мероприятий и корректировки РКД, своевременность выполнения доработок образца по результатам испытаний.
9
Порядок предъявления, приемки и передачи опытного образца на СКИ.
10
Участие в работе комиссии по присвоению литеры РКД на этапах СЗИ и СКИ.
11
Организация контроля своевременности корректировки РКД, доработкой образца по результатам СКИ. Участие в согласовании плана мероприятий по устранению недостатков и выполнение предложений в соответствии с актом СКИ.
12
Контроль передачи РКД изготовителю.
13
Контроль внедрения главных и второстепенных изменений типовой конструкции образца АТ и его компонентов.
    Приложение:    Перечень несоответствий на ___ листах.
                   Замечания к Протоколу N 1 на ___ листах.

    Председатель комиссии: ________________________________________________

    Члены комиссии:        ________________________________________________
                           ________________________________________________
                           ________________________________________________

Приложение N 5Д

                               Протокол N 3

    Оценки вопросов, подлежащих проверке в НИ (ВП МО РФ)
    Проверяемая Независимая инспекция: ____________________________________
    Дата проведения проверки: _____________________________________________
    Основание для проведения проверки: ____________________________________
    Оцениваемая  функция: "Проверка  работы  НИ  в организации-изготовителе
на этапе постановки образца АТ и его компонентов на серийное производство".
N п/п
Проверяемый вопрос, процедура
Соответствие
N несоответствия
N замечания
1
Организация контроля реализации комплексного плана мероприятий по постановке образца АТ и его компонентов на серийное производство.
2
Работа в комиссии по присвоению соответствующей литеры РКД образца и его компонентов.
3
Работа в комиссии по передаче РКД для серийного производства.
4
Организация контроля реализации план-графика корректировки техпроцессов.
5
Участие в отработке руководящих документов по системе качества предприятия (согласование руководства по качеству, стандартов организации и предприятия).
6
Согласование технических условий на первые серийные изделия.
7
Участие в отработке доказательной документации на этапе завершения освоения производства.
    Приложение:    Перечень несоответствий на ___ листах.
                   Замечания к Протоколу N 1 на ___ листах.

    Председатель комиссии: ________________________________________________

    Члены комиссии:        ________________________________________________
                           ________________________________________________
                           ________________________________________________

Приложение N 5Е

                               Протокол N 4

    Оценки вопросов, подлежащих проверке в НИ (ВП МО РФ)
    Проверяемая Независимая инспекция: ____________________________________
    Дата проведения проверки: _____________________________________________
    Основание для проведения проверки: ____________________________________
    Оцениваемая  функция: "Проверка  работы  НИ  при контроле изготовления,
приемке,  испытаниях и оформлении изделий АТ и надзоре за сертифицированным
производством".
N п/п
Проверяемый вопрос, процедура
Соответствие
N несоответствия
N замечания
1
Наличие установленного порядка предъявления продукции для контроля качества изготовления, испытаний и приемки.
2
Соответствие предъявительской документации требованиям НТД. Учет и анализ результатов контроля.
3
Порядок согласования и обеспечение своевременного внесения изменений в текущий комплект РКД и внедрение их в производство.
4
Участие в работе по проверке откорректированной РКД по результатам сертификационных испытаний, по передаче и приемке комплекта РКД для серийного производства.
5
Контроль состояния РКД (контрольного и текущего комплекта) на изготовление и приемку, ее комплектность.
6
Хранение и учет подлинников РКД, участие в периодической проверке РКД. Участие в работе комиссии.
7
Наличие ТУ и их соответствие стандартам, своевременность их корректировки и переутверждения.
8
Наличие установленного порядка проведения летучего контроля (выдача задания и его закрытие). Наличие годовых и месячных планов.
9
Участие персонала НИ в проведении входного контроля. Наличие согласованной с НИ номенклатуры материалов, полуфабрикатов, покупных КИ и документации при входном контроле.
10
Оснащенность рабочих мест представителей НИ в производстве и на участке входного контроля.
11
Наличие учета и анализа отказов и неисправностей покупных КИ.
12
Порядок предъявления рекламаций и меры, принимаемые по устранению недостатков и повышению качества покупных КИ.
13
Наличие планов проверок технологических процессов, наличие согласованного перечня особо ответственных техпроцессов.
14
Участие в работе по контролю проведения метрологических проверок контрольно-испытательной аппаратуры, оборудования, приборов, инструмента и испытательного оборудования. Контроль установки на АТ КИ иностранного производства.
15
Наличие перечня особоответственных деталей, узлов, агрегатов и монтажей. Порядок их контроля.
16
Участие НИ в проведении ПСИ.
17
Участие НИ в проведении ПИ. Учет и анализ результатов испытаний
18
Участие в проведении типовых и специальных испытаний на надежность и ресурс, учет и анализ результатов испытаний.
19
Порядок проведения окончательной приемки и оформления готовой продукции.
20
Организация работ по надзору за сертифицированным производством:
а) наличие системы сбора, учета и анализа информации из эксплуатации,
контроль отработки мероприятий по качеству и надежности,
контроль доработок в эксплуатации по бюллетеням,
контроль качества разрабатываемых бюллетеней,
рассылка изменений, вносимых в эксплуатационную и ремонтную документации.
б) контроль НИ за своевременным выполнением мероприятий по недостаткам, выявленных по результатам предыдущей сертификации производства.
в) согласование полугодового отчета предприятия по качеству и надежности выпускаемых изделий в соответствии с действующими ГОСТами, а также о всех недостатках, связанных с производством и эксплуатацией, влияющих на летную годность, годность к эксплуатации и безопасность полетов.
21
Организация и проведение летно-испытательной работы:
а) уровень подготовки и порядок оформления допуска летного состава НИ;
б) порядок приемки ВС на КИС (ЛИС);
в) наличие и полнота выполнения согласованных программ, методик, профилей полета на все виды испытаний, маршрутных карт осмотра техники, порядок оформления документации;
г) учет и анализ выявленных недостатков, принимаемые меры по их устранению;
д) порядок контроля проведения работ на изделиях АТ, находящихся на ответственном хранении.
    Приложение:    Перечень несоответствий на ___ листах.
                   Замечания к Протоколу N 1 на ___ листах.

    Председатель комиссии: ________________________________________________

    Члены комиссии:        ________________________________________________
                           ________________________________________________
                           ________________________________________________
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области