Указание Генпрокуратуры России от 01.02.2016 N 67/36 (ред. от 20.05.2019) "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований законов при назначении и производстве судебно-психиатрической экспертизы"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 1 февраля 2016 г. N 67/36

ОБ УСИЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОВ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОИЗВОДСТВЕ
СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В целях обеспечения надлежащей организации надзора за исполнением органами предварительного расследования и медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Российской Федерации требований законов при назначении и производстве судебно-психиатрической экспертизы, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур:

1.1. Обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при назначении органами предварительного расследования судебно-психиатрических экспертиз, а также при их производстве медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Российской Федерации.

1.2. В ходе реализации надзорных полномочий остро реагировать на случаи неознакомления следователем (дознавателем) с постановлением о назначении судебной экспертизы до начала ее производства лица, в отношении которого она назначена, а также его защитника и законного представителя, если имеются основания для их привлечения.

1.3. Проверяя соблюдение требований закона при назначении и проведении судебно-психиатрической экспертизы, учитывать, что до возбуждения уголовного дела данное экспертное исследование может быть назначено и произведено только с согласия лица либо его законного представителя.

При установлении фактов назначения и проведения принудительных экспертных исследований в ходе проверки сообщения о преступлении принимать меры прокурорского реагирования, добиваясь признания указанных действий (решений) незаконными.

Требуя устранения нарушения федерального законодательства, исходить из того, что статья 28 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", определяя круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, отсылает к процессуальному законодательству Российской Федерации и допускает производство данного экспертного исследования только в том случае, если в процессуальном законодательстве содержится прямое указание на такую возможность. Между тем статья 196 УПК РФ не содержит положений, позволяющих распространить ее требования на лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство при проверке сообщения о преступлении и не имеющих процессуального положения обвиняемого (подозреваемого) и потерпевшего.

1.4. Осуществляя надзор на стадии возбуждения уголовного дела, каждый факт назначения судебно-психиатрической экспертизы оценивать с позиции соблюдения прав лица на доступ к правосудию в разумный срок, который в соответствии с частью 3.1 статьи 6.1 УПК РФ исчисляется со дня подачи заявления, сообщения о преступлении.

При этом исходить из того, что выявление психического расстройства, лишающего возможности лицо, деяние которого составляет предмет проверки, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не относится к правовым основаниям, влияющим на принятие решения о наличии либо об отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Вопросы о вменяемости и применении принудительных мер медицинского характера согласно главе 51 УПК РФ разрешаются только в ходе производства по возбужденному уголовному делу.

Абзац исключен. - Приказ Генпрокуратуры России от 20.05.2019 N 349.

1.5. В ходе организации прокурорского надзора особое внимание уделять соблюдению прав граждан, помещаемых в учреждения здравоохранения для проведения судебно-психиатрической экспертизы. В случае выявления незаконного содержания лица в указанных учреждениях незамедлительно принимать меры к его освобождению.

При проверке законности помещения обвиняемого (подозреваемого), не находящегося под стражей, в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы учитывать, что суд первой инстанции не вправе принимать окончательное решение по такому ходатайству следователя (дознавателя) без предоставления обвиняемому (подозреваемому) и (или) его защитнику, а также при наличии оснований для привлечения к участию в деле законному представителю возможности ознакомиться с ходатайством и изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу <1>.

--------------------------------

<1> Правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 18 июня 2004 г. N 206-О по жалобе Корковидова Артура Константиновича на нарушение его конституционных прав статьями 195, 198 и 203 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательной.

1.6. При оценке обоснованности поручения производства судебно-психиатрических экспертиз конкретному учреждению (организации) либо эксперту иметь в виду, что в отношении лиц, не содержащихся под стражей, такие экспертизы проводятся судебно-психиатрическими экспертными медицинскими организациями и иными медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь в стационарных условиях, относящимися к государственной системе здравоохранения Российской Федерации.

Судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лиц, содержащихся под стражей, вправе осуществлять только те судебно-психиатрические экспертные медицинские организации государственной системы здравоохранения Российской Федерации, которые специально предназначены для содержания в них указанных лиц.

1.7. В ходе надзора за исполнением законов в данной сфере правоотношений учитывать, что Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает осуществление медицинской деятельности лишь при наличии лицензии (за исключением медицинских и других организаций, входящих в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Порядок выдачи лицензий медицинским организациям установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291. В перечне медицинских услуг, подлежащих лицензированию, в том числе указаны психиатрическое освидетельствование, психиатрия и психиатрия-наркология, поэтому судебно-психиатрические экспертизы вправе производить только медицинские организации, имеющие соответствующую лицензию.

1.8. При назначении и производстве судебной экспертизы для определения психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в случаях, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией, исходить из того, что статьей 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды медицинских экспертиз, которой проведение судебно-наркологических экспертиз не предусмотрено, в связи с чем состояние обвиняемых (подозреваемых) при наличии повода, обозначенного в пункте 3.2 статьи 196 УПК РФ, исследуется только в ходе судебно-психиатрической экспертизы.

1.9. Принимать во внимание, что при обжаловании в апелляционном порядке решения суда о помещении лиц для производства судебной экспертизы в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, его действие не приостанавливается <1>.

<1> Правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19.07.2016 N 1686-О по жалобе Голофаста Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 203, пунктом 11 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

1.10. Реализуя надзорные функции, добиваться соблюдения принципа независимости эксперта. В случае установления указанных в статье 70 УПК РФ обстоятельств, свидетельствующих о его заинтересованности в исходе дела, требовать отвода и исключать заключение экспертизы из числа доказательств путем признания его недопустимым.

При изучении материалов экспертного исследования также следует исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных норм, содержащихся в статьях 61, 62, 70 УПК РФ и статье 18 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в производстве судебной экспертизы не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал лицу медицинскую помощь.

Данное ограничение действует также при производстве судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица, в том числе посмертной.

2. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области