ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 4 декабря 2018 г. N 5000-У
О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ
БАЗОВЫХ СТАВОК СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ
(ИХ МИНИМАЛЬНЫХ И МАКСИМАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ, ВЫРАЖЕННЫХ
В РУБЛЯХ), КОЭФФИЦИЕНТАХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, ТРЕБОВАНИЯХ
К СТРУКТУРЕ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ ИХ
ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ
ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1. Настоящее Указание на основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746; 2018, N 1, ст. 32) (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (приложение 1 к настоящему Указанию), коэффициенты страховых тарифов (приложение 2 к настоящему Указанию), требования к структуре страховых тарифов (приложение 3 к настоящему Указанию), а также порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) (приложение 4 к настоящему Указанию).
2. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию <1> и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 30 ноября 2018 года N 36) вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления их в силу.
--------------------------------
<1> Официально опубликовано на сайте Банка России 29.12.2018.
Пункт 2 приложения 2 к настоящему Указанию, пункты 5 - 8 приложения 4 к настоящему Указанию вступают в силу с 1 апреля 2020 года.
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования, на период до 1 апреля 2019 года применяется страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии с приложением 5 к настоящему Указанию.
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования, на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года применяется страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии с приложением 6 к настоящему Указанию.
5. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившими силу:
Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2014 года N 34187;
Указание Банка России от 20 марта 2015 года N 3604-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2015 года N 36541.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Приложение 1
к Указанию Банка России
от 4 декабря 2018 года N 5000-У
"О предельных размерах базовых
ставок страховых тарифов
(их минимальных и максимальных
значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке
их применения страховщиками
при определении страховой премии
по договору обязательного страхования
гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
БАЗОВЫХ СТАВОК СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ (ИХ МИНИМАЛЬНЫЕ
И МАКСИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ, ВЫРАЖЕННЫЕ В РУБЛЯХ) (ДАЛЕЕ - ТБ)
N
|
Тип (категория) и назначение транспортного средства
|
Базовая ставка страхового тарифа (рублей)
|
|
Минимальное значение ТБ
|
Максимальное значение ТБ
|
||
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории "A", "M") <1>
|
694
|
1 407
|
2
|
Транспортные средства категории "B", "BE" <1>
|
||
2.1
|
юридических лиц
|
2 058
|
2 911
|
2.2
|
физических лиц,
индивидуальных предпринимателей
|
2 746
|
4 942
|
2.3
|
используемые в качестве такси
|
4 110
|
7 399
|
3
|
Транспортные средства категорий "C" и "CE" <1>
|
||
3.1
|
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее
|
2 807
|
5 053
|
3.2
|
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн
|
4 227
|
7 609
|
4
|
Транспортные средства категорий "D" и "DE" <2>
|
||
4.1
|
с числом пассажирских мест до 16 включительно
|
2 246
|
4 044
|
4.2
|
с числом пассажирских мест более 16
|
2 807
|
5 053
|
4.3
|
используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок
|
4 110
|
7 399
|
5
|
Троллейбусы (транспортные средства категории "Tb") <2>
|
2 246
|
4 044
|
6
|
Трамваи (транспортные средства категории "Tm") <2>
|
1 401
|
2 521
|
7
|
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины <3>, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей
|
899
|
1 895
|
--------------------------------
<1> Категории транспортных средств, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6706, ст. 6723; 2016, N 15, ст. 2066; N 18, ст. 2502; N 27, ст. 4192; 2016, N 27, ст. 4229; 2017, N 31, ст. 4753; N 52, ст. 7921; 2018, N 1, ст. 27; N 45, ст. 6841) (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения").
<2> Категории транспортных средств, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
<3> Машины, на которые выдается паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Примечание.
Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в документе о регистрации транспортного средства, выданном органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы), с учетом информации, указанной страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базовой ставки страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.
Приложение 2
к Указанию Банка России
от 4 декабря 2018 года N 5000-У
"О предельных размерах базовых
ставок страховых тарифов
(их минимальных и максимальных
значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке
их применения страховщиками
при определении страховой премии
по договору обязательного страхования
гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
КОЭФФИЦИЕНТЫ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ
1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее - коэффициент КТ).
N
|
Территория преимущественного использования транспортного средства
|
Коэффициент КТ для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин <1>
|
Коэффициент КТ для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин <1>, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Республика Адыгея
|
1,3
|
1
|
2
|
Республика Алтай
|
||
2.1
|
Горно-Алтайск
|
1,3
|
0,8
|
2.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
3
|
Республика Башкортостан
|
||
3.1
|
Благовещенск, Октябрьский
|
1,2
|
0,8
|
3.2
|
Ишимбай, Кумертау, Салават
|
1,1
|
0,8
|
3.3
|
Стерлитамак, Туймазы
|
1,3
|
0,8
|
3.4
|
Уфа
|
1,8
|
1
|
3.5
|
Прочие города и населенные пункты
|
1
|
0,8
|
4
|
Республика Бурятия
|
||
4.1
|
Улан-Удэ
|
1,3
|
0,8
|
4.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
5
|
Республика Дагестан
|
||
5.1
|
Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт
|
0,7
|
0,5
|
5.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
6
|
Республика Ингушетия
|
||
6.1
|
Малгобек
|
0,8
|
0,5
|
6.2
|
Назрань
|
0,6
|
0,5
|
6.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
7
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
||
7.1
|
Нальчик, Прохладный
|
1
|
0,8
|
7.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
8
|
Республика Калмыкия
|
||
8.1
|
Элиста
|
1,3
|
0,8
|
8.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
9
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
1
|
0,8
|
10
|
Республика Карелия
|
||
10.1
|
Петрозаводск
|
1,3
|
0,8
|
10.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
11
|
Республика Коми
|
||
11.1
|
Сыктывкар
|
1,6
|
1
|
11.2
|
Ухта
|
1,3
|
0,8
|
11.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
1
|
0,8
|
12
|
Республика Крым
|
||
12.1
|
Симферополь
|
0,6
|
0,6
|
12.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,6
|
13
|
Республика Марий Эл
|
||
13.1
|
Волжск
|
1
|
0,8
|
13.2
|
Йошкар-Ола
|
1,4
|
0,8
|
13.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
14
|
Республика Мордовия
|
||
14.1
|
Рузаевка
|
1,2
|
1
|
14.2
|
Саранск
|
1,5
|
1
|
14.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,6
|
15
|
Республика Саха (Якутия)
|
||
15.1
|
Нерюнгри
|
0,8
|
0,5
|
15.2
|
Якутск
|
1,2
|
0,7
|
15.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
16
|
Республика Северная Осетия - Алания
|
||
16.1
|
Владикавказ
|
1
|
0,8
|
16.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
17
|
Республика Татарстан
|
||
17.1
|
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск
|
1,3
|
0,8
|
17.2
|
Бугульма, Лениногорск, Чистополь
|
1
|
0,8
|
17.3
|
Елабуга
|
1,2
|
0,8
|
17.4
|
Казань
|
2
|
1,2
|
17.5
|
Набережные Челны
|
1,7
|
1
|
17.6
|
Прочие города и населенные пункты
|
1,1
|
0,8
|
18
|
Республика Тыва
|
||
18.1
|
Кызыл
|
0,6
|
0,5
|
18.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
19
|
Удмуртская Республика
|
||
19.1
|
Воткинск
|
1,1
|
0,8
|
19.2
|
Глазов, Сарапул
|
1
|
0,8
|
19.3
|
Ижевск
|
1,6
|
1
|
19.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
20
|
Республика Хакасия
|
||
20.1
|
Абакан, Саяногорск, Черногорск
|
1
|
0,8
|
20.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
21
|
Чеченская Республика
|
0,6
|
0,5
|
22
|
Чувашская Республика
|
||
22.1
|
Канаш
|
1,1
|
0,8
|
22.2
|
Новочебоксарск
|
1,2
|
0,8
|
22.3
|
Чебоксары
|
1,7
|
1
|
22.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
23
|
Алтайский край
|
||
23.1
|
Барнаул
|
1,7
|
1
|
23.2
|
Бийск
|
1,2
|
0,8
|
23.3
|
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск
|
1,1
|
0,8
|
23.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
24
|
Забайкальский край
|
||
24.1
|
Краснокаменск
|
0,6
|
0,5
|
24.2
|
Чита
|
0,7
|
0,5
|
24.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
25
|
Камчатский край
|
||
25.1
|
Петропавловск-Камчатский
|
1,3
|
1
|
25.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
1
|
0,6
|
26
|
Краснодарский край
|
||
26.1
|
Анапа, Геленджик
|
1,3
|
0,8
|
26.2
|
Армавир, Сочи, Туапсе
|
1,2
|
0,8
|
26.3
|
Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк
|
1,1
|
0,8
|
26.4
|
Краснодар, Новороссийск
|
1,8
|
1
|
26.5
|
Прочие города и населенные пункты
|
1
|
0,8
|
27
|
Красноярский край
|
||
27.1
|
Ачинск, Зеленогорск
|
1,1
|
0,8
|
27.2
|
Железногорск, Норильск
|
1,3
|
0,8
|
27.3
|
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово
|
1
|
0,8
|
27.4
|
Красноярск
|
1,8
|
1
|
27.5
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
28
|
Пермский край
|
||
28.1
|
Березники, Краснокамск
|
1,3
|
0,8
|
28.2
|
Лысьва, Чайковский
|
1
|
0,8
|
28.3
|
Пермь
|
2
|
1,2
|
28.4
|
Соликамск
|
1,2
|
0,8
|
28.5
|
Прочие города и населенные пункты
|
1,1
|
0,8
|
29
|
Приморский край
|
||
29.1
|
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск
|
1
|
0,8
|
29.2
|
Владивосток
|
1,4
|
1
|
29.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
30
|
Ставропольский край
|
||
30.1
|
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск
|
1
|
0,8
|
30.2
|
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь
|
1,2
|
0,8
|
30.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
31
|
Хабаровский край
|
||
31.1
|
Амурск
|
1
|
0,8
|
31.2
|
Комсомольск-на-Амуре
|
1,3
|
0,8
|
31.3
|
Хабаровск
|
1,7
|
1
|
31.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
32
|
Амурская область
|
||
32.1
|
Белогорск, Свободный
|
1,1
|
0,9
|
32.2
|
Благовещенск
|
1,6
|
0,9
|
32.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
1
|
0,6
|
33
|
Архангельская область
|
||
33.1
|
Архангельск
|
1,8
|
1
|
33.2
|
Котлас
|
1,6
|
1
|
33.3
|
Северодвинск
|
1,7
|
1
|
33.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,85
|
0,5
|
34
|
Астраханская область
|
||
34.1
|
Астрахань
|
1,4
|
1
|
34.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
35
|
Белгородская область
|
||
35.1
|
Белгород
|
1,3
|
0,8
|
35.2
|
Губкин, Старый Оскол
|
1
|
0,8
|
35.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
36
|
Брянская область
|
||
36.1
|
Брянск
|
1,5
|
1
|
36.2
|
Клинцы
|
1
|
0,8
|
36.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
37
|
Владимирская область
|
||
37.1
|
Владимир
|
1,6
|
1
|
37.2
|
Гусь-Хрустальный
|
1,1
|
0,8
|
37.3
|
Муром
|
1,2
|
0,8
|
37.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
1
|
0,8
|
38
|
Волгоградская область
|
||
38.1
|
Волгоград
|
1,3
|
0,8
|
38.2
|
Волжский
|
1,1
|
0,8
|
38.3
|
Камышин, Михайловка
|
1
|
0,8
|
38.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
39
|
Вологодская область
|
||
39.1
|
Вологда
|
1,7
|
1
|
39.2
|
Череповец
|
1,8
|
1
|
39.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
40
|
Воронежская область
|
||
40.1
|
Борисоглебск, Лиски, Россошь
|
1,1
|
0,9
|
40.2
|
Воронеж
|
1,5
|
1,1
|
40.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,6
|
41
|
Ивановская область
|
||
41.1
|
Иваново
|
1,8
|
1
|
41.2
|
Кинешма
|
1,1
|
0,8
|
41.3
|
Шуя
|
1
|
0,8
|
41.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
42
|
Иркутская область
|
||
42.1
|
Ангарск
|
1,2
|
0,8
|
42.2
|
Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово
|
1
|
0,8
|
42.3
|
Иркутск
|
1,7
|
1
|
42.4
|
Усолье-Сибирское
|
1,1
|
0,8
|
42.5
|
Шелехов
|
1,3
|
0,8
|
42.6
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
43
|
Калининградская область
|
||
43.1
|
Калининград
|
1,1
|
0,8
|
43.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
44
|
Калужская область
|
||
44.1
|
Калуга
|
1,2
|
0,8
|
44.2
|
Обнинск
|
1,3
|
0,8
|
44.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
45
|
Кемеровская область
|
||
45.1
|
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга
|
1,2
|
0,8
|
45.2
|
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск
|
1,3
|
0,8
|
45.3
|
Кемерово
|
1,9
|
1
|
45.4
|
Новокузнецк
|
1,8
|
1
|
45.5
|
Прочие города и населенные пункты
|
1,1
|
0,8
|
46
|
Кировская область
|
||
46.1
|
Киров
|
1,4
|
1
|
46.2
|
Кирово-Чепецк
|
1,2
|
0,8
|
46.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
47
|
Костромская область
|
||
47.1
|
Кострома
|
1,3
|
0,8
|
47.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
48
|
Курганская область
|
||
48.1
|
Курган
|
1,4
|
0,8
|
48.2
|
Шадринск
|
1,1
|
0,8
|
48.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
49
|
Курская область
|
||
49.1
|
Железногорск
|
1
|
0,8
|
49.2
|
Курск
|
1,2
|
0,8
|
49.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
50
|
Ленинградская область
|
1,3
|
0,8
|
51
|
Липецкая область
|
||
51.1
|
Елец
|
1
|
0,8
|
51.2
|
Липецк
|
1,5
|
1
|
51.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
52
|
Магаданская область
|
||
52.1
|
Магадан
|
0,7
|
0,5
|
52.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
53
|
Московская область
|
1,7
|
1
|
54
|
Мурманская область
|
||
54.1
|
Апатиты, Мончегорск
|
1,3
|
1
|
54.2
|
Мурманск
|
2,1
|
1,2
|
54.3
|
Североморск
|
1,6
|
1
|
54.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
1,2
|
1
|
55
|
Нижегородская область
|
||
55.1
|
Арзамас, Выкса, Саров
|
1,1
|
0,8
|
55.2
|
Балахна, Бор, Дзержинск
|
1,3
|
0,8
|
55.3
|
Кстово
|
1,2
|
0,8
|
55.4
|
Нижний Новгород
|
1,8
|
1
|
55.5
|
Прочие города и населенные пункты
|
1
|
0,8
|
56
|
Новгородская область
|
||
56.1
|
Боровичи
|
1
|
0,8
|
56.2
|
Великий Новгород
|
1,3
|
0,8
|
56.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
57
|
Новосибирская область
|
||
57.1
|
Бердск
|
1,3
|
0,8
|
57.2
|
Искитим
|
1,2
|
0,8
|
57.3
|
Куйбышев
|
1
|
0,8
|
57.4
|
Новосибирск
|
1,7
|
1
|
57.5
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
58
|
Омская область
|
||
58.1
|
Омск
|
1,6
|
1
|
58.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
59
|
Оренбургская область
|
||
59.1
|
Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк
|
1
|
0,8
|
59.2
|
Оренбург
|
1,7
|
1
|
59.3
|
Орск
|
1,1
|
0,8
|
59.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
60
|
Орловская область
|
||
60.1
|
Ливны, Мценск
|
1
|
0,8
|
60.2
|
Орел
|
1,2
|
0,8
|
60.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
61
|
Пензенская область
|
||
61.1
|
Заречный
|
1,2
|
0,8
|
61.2
|
Кузнецк
|
1
|
0,8
|
61.3
|
Пенза
|
1,4
|
1
|
61.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
62
|
Псковская область
|
||
62.1
|
Великие Луки
|
1
|
0,8
|
62.2
|
Псков
|
1,2
|
0,8
|
62.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
63
|
Ростовская область
|
||
63.1
|
Азов
|
1,2
|
0,8
|
63.2
|
Батайск
|
1,3
|
0,8
|
63.3
|
Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог
|
1
|
0,8
|
63.4
|
Ростов-на-Дону
|
1,8
|
1
|
63.5
|
Шахты
|
1,1
|
0,8
|
63.6
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
64
|
Рязанская область
|
||
64.1
|
Рязань
|
1,4
|
1
|
64.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
65
|
Самарская область
|
||
65.1
|
Новокуйбышевск, Сызрань
|
1,1
|
0,8
|
65.2
|
Самара
|
1,6
|
1
|
65.3
|
Тольятти
|
1,5
|
1
|
65.4
|
Чапаевск
|
1,2
|
0,8
|
65.5
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
66
|
Саратовская область
|
||
66.1
|
Балаково, Балашов, Вольск
|
1
|
0,8
|
66.2
|
Саратов
|
1,6
|
1
|
66.3
|
Энгельс
|
1,2
|
0,8
|
66.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
67
|
Сахалинская область
|
||
67.1
|
Южно-Сахалинск
|
1,5
|
1
|
67.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
68
|
Свердловская область
|
||
68.1
|
Асбест, Ревда
|
1,1
|
0,8
|
68.2
|
Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск
|
1,3
|
0,8
|
68.3
|
Верхняя Салда, Полевской
|
1,2
|
0,8
|
68.4
|
Екатеринбург
|
1,8
|
1
|
68.5
|
Прочие города и населенные пункты
|
1
|
0,8
|
69
|
Смоленская область
|
||
69.1
|
Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево
|
1
|
0,8
|
69.2
|
Смоленск
|
1,2
|
0,8
|
69.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,7
|
0,5
|
70
|
Тамбовская область
|
||
70.1
|
Мичуринск
|
1
|
0,8
|
70.2
|
Тамбов
|
1,2
|
0,8
|
70.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
71
|
Тверская область
|
||
71.1
|
Вышний Волочек, Кимры, Ржев
|
1
|
0,8
|
71.2
|
Тверь
|
1,5
|
1
|
71.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,8
|
0,5
|
72
|
Томская область
|
||
72.1
|
Северск
|
1,2
|
0,8
|
72.2
|
Томск
|
1,6
|
1
|
72.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
73
|
Тульская область
|
||
73.1
|
Алексин, Ефремов, Новомосковск
|
1
|
0,8
|
73.2
|
Тула
|
1,5
|
1
|
73.3
|
Узловая, Щекино
|
1,2
|
0,8
|
73.4
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
74
|
Тюменская область
|
||
74.1
|
Тобольск
|
1,3
|
0,8
|
74.2
|
Тюмень
|
2
|
1,2
|
74.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
1,1
|
0,8
|
75
|
Ульяновская область
|
||
75.1
|
Димитровград
|
1,2
|
0,9
|
75.2
|
Ульяновск
|
1,5
|
1,1
|
75.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,6
|
76
|
Челябинская область
|
||
76.1
|
Златоуст, Миасс
|
1,4
|
0,8
|
76.2
|
Копейск
|
1,6
|
1
|
76.3
|
Магнитогорск
|
1,8
|
1
|
76.4
|
Сатка, Чебаркуль
|
1,2
|
0,8
|
76.5
|
Челябинск
|
2,1
|
1,3
|
76.6
|
Прочие города и населенные пункты
|
1
|
0,8
|
77
|
Ярославская область
|
||
77.1
|
Ярославль
|
1,5
|
1
|
77.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,9
|
0,5
|
78
|
Москва
|
2
|
1,2
|
79
|
Санкт-Петербург
|
1,8
|
1
|
80
|
Севастополь
|
0,6
|
0,6
|
81
|
Еврейская автономная область
|
||
81.1
|
Биробиджан
|
0,6
|
0,5
|
81.2
|
Прочие города и населенные пункты
|
0,6
|
0,5
|
82
|
Ненецкий автономный округ
|
0,8
|
0,5
|
83
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|
||
83.1
|
Когалым
|
1
|
0,8
|
83.2
|
Нефтеюганск, Нягань
|
1,3
|
0,8
|
83.3
|
Сургут
|
2
|
1,2
|
83.4
|
Нижневартовск
|
1,8
|
1
|
83.5
|
Ханты-Мансийск
|
1,5
|
1
|
83.6
|
Прочие города и населенные пункты
|
1,1
|
0,8
|
84
|
Чукотский автономный округ
|
0,6
|
0,5
|
85
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
||
85.1
|
Новый Уренгой
|
1
|
0,8
|
85.2
|
Ноябрьск
|
1,7
|
1
|
85.3
|
Прочие города и населенные пункты
|
1,1
|
0,8
|
86
|
Байконур
|
0,6
|
0,5
|
--------------------------------
<1> Машины, имеющие паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Примечания.
1. Территория преимущественного использования транспортного средства определяется в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.
2. При обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, применяется коэффициент КТ в размере 1,7.
2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования (далее - период КБМ, коэффициент КБМ соответственно).
N п/п
|
Коэффициент КБМ на период КБМ
|
Коэффициент КБМ
|
||||
0 страховых возмещений за период КБМ
|
1 страховое возмещение за период КБМ
|
2 страховых возмещения за период КБМ
|
3 страховых возмещения за период КБМ
|
Более 3 страховых возмещений за период КБМ
|
||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
2,45
|
2,3
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
2
|
2,3
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
3
|
1,55
|
1,4
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
4
|
1,4
|
1
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
5
|
1
|
0,95
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
6
|
0,95
|
0,9
|
1,4
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
7
|
0,9
|
0,85
|
1
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
8
|
0,85
|
0,8
|
0,95
|
1,4
|
2,45
|
2,45
|
9
|
0,8
|
0,75
|
0,95
|
1,4
|
2,45
|
2,45
|
10
|
0,75
|
0,7
|
0,9
|
1,4
|
2,45
|
2,45
|
11
|
0,7
|
0,65
|
0,9
|
1,4
|
1,55
|
2,45
|
12
|
0,65
|
0,6
|
0,85
|
1
|
1,55
|
2,45
|
13
|
0,6
|
0,55
|
0,85
|
1
|
1,55
|
2,45
|
14
|
0,55
|
0,5
|
0,85
|
1
|
1,55
|
2,45
|
15
|
0,5
|
0,5
|
0,8
|
1
|
1,55
|
2,45
|
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее - коэффициент КО).
N п/п
|
Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо
|
Коэффициент КО
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством
|
1
|
2
|
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством
|
1,87
|
Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством (далее - коэффициент КВС).
N
|
Стаж, лет\Возраст, лет
|
0
|
1
|
2
|
3 - 4
|
5 - 6
|
7 - 9
|
10 - 14
|
более 14
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
16 - 21
|
1,87
|
1,87
|
1,87
|
1,66
|
1,66
|
|||
2
|
22 - 24
|
1,77
|
1,77
|
1,77
|
1,04
|
1,04
|
1,04
|
||
3
|
25 - 29
|
1,77
|
1,69
|
1,63
|
1,04
|
1,04
|
1,04
|
1,01
|
|
4
|
30 - 34
|
1,63
|
1,63
|
1,63
|
1,04
|
1,04
|
1,01
|
0,96
|
0,96
|
5
|
35 - 39
|
1,63
|
1,63
|
1,63
|
0,99
|
0,96
|
0,96
|
0,96
|
0,96
|
6
|
40 - 49
|
1,63
|
1,63
|
1,63
|
0,96
|
0,96
|
0,96
|
0,96
|
0,96
|
7
|
50 - 59
|
1,63
|
1,63
|
1,63
|
0,96
|
0,96
|
0,96
|
0,96
|
0,96
|
8
|
старше 59
|
1,60
|
1,60
|
1,60
|
0,93
|
0,93
|
0,93
|
0,93
|
0,93
|
Примечание.
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:
1,7 - в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
1 - в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.
5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B", "BE") <1> (далее - коэффициент КМ).
--------------------------------
<1> Категории транспортных средств, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
N п/п
|
Мощность двигателя (лошадиных сил)
|
Коэффициент КМ
|
1
|
2
|
3
|
1
|
До 50 включительно
|
0,6
|
2
|
Свыше 50 до 70 включительно
|
1
|
3
|
Свыше 70 до 100 включительно
|
1,1
|
4
|
Свыше 100 до 120 включительно
|
1,2
|
5
|
Свыше 120 до 150 включительно
|
1,4
|
6
|
Свыше 150
|
1,6
|
Примечание.
При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. В случае если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 киловатт-час = 1,35962 лошадиной силы.
6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее - коэффициент КПр).
N п/п
|
Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства
|
Коэффициент КПр
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам
|
1,16
|
2
|
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски
|
1,40
|
3
|
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски
|
1,25
|
3
|
Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей
|
1,24
|
4
|
Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств
|
1
|
7. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от сезонного использования транспортного средства (далее - коэффициент КС).
N п/п
|
Период использования транспортного средства
|
Коэффициент КС
|
1
|
2
|
3
|
1
|
3 месяца
|
0,5
|
2
|
4 месяца
|
0,6
|
3
|
5 месяцев
|
0,65
|
4
|
6 месяцев
|
0,7
|
5
|
7 месяцев
|
0,8
|
6
|
8 месяцев
|
0,9
|
7
|
9 месяцев
|
0,95
|
8
|
10 месяцев и более
|
1
|
8. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (далее - коэффициент КП).
N п/п
|
Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации
|
Коэффициент КП
|
1
|
2
|
3
|
1
|
От 5 до 15 дней
|
0,2
|
2
|
От 16 дней до 1 месяца
|
0,3
|
3
|
2 месяца
|
0,4
|
4
|
3 месяца
|
0,5
|
5
|
4 месяца
|
0,6
|
6
|
5 месяцев
|
0,65
|
7
|
6 месяцев
|
0,7
|
8
|
7 месяцев
|
0,8
|
9
|
8 месяцев
|
0,9
|
10
|
9 месяцев
|
0,95
|
11
|
10 месяцев и более
|
1
|
9. Коэффициент, применяемый при наличии действий (бездействии) владельцев транспортных средств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - коэффициент КН).
Коэффициент КН равен 1,5.
Приложение 3
к Указанию Банка России
от 4 декабря 2018 года N 5000-У
"О предельных размерах базовых
ставок страховых тарифов
(их минимальных и максимальных
значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке
их применения страховщиками
при определении страховой премии
по договору обязательного страхования
гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ
N п/п
|
(процентов)
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Брутто-ставка (ставка страховой премии с единицы страховой суммы)
|
100
|
2
|
Нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых возмещений по договорам обязательного страхования)
|
77
|
3
|
Резервы компенсационных выплат - всего
|
3
|
в том числе:
|
||
4
|
резерв гарантий
|
2
|
5
|
резерв текущих компенсационных выплат
|
1
|
6
|
Расходы на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
|
20
|
Приложение 4
к Указанию Банка России
от 4 декабря 2018 года N 5000-У
"О предельных размерах базовых
ставок страховых тарифов
(их минимальных и максимальных
значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке
их применения страховщиками
при определении страховой премии
по договору обязательного страхования
гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
ПОРЯДОК
ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1. Размер базовой ставки страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к настоящему Указанию, и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства, установленной пунктом 1 приложения 2 к настоящему Указанию, и утверждается страховщиком.
Об утвержденных размерах базовой ставки страхового тарифа страховщик в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения должен уведомить в письменном виде Банк России с приложением документа об утверждении их размера и разместить информацию на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. В случае наличия нескольких владельцев транспортного средства применяются базовая ставка страхового тарифа, коэффициенты КО, КН и КБМ для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, установленные в отношении владельца - собственника транспортного средства.
3. Для городов и населенных пунктов, находящихся в административном подчинении города (района), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), в административном подчинении которого они находятся.
4. При определении размера коэффициента КБМ используются сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - АИС ОСАГО).
При определении размера коэффициента КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и компенсационная выплата, сведения о которых были зарегистрированы в течение периода КБМ в АИС ОСАГО.
Для определения коэффициента КБМ осуществленные страховщиком страховые возмещения или компенсационные выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
В случае установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, страховщик применяет скорректированный размер коэффициента КБМ за весь период действия договора обязательного страхования, в котором применялся несоответствующий размер КБМ.
5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
6. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства - физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее - КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.
Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, устанавливается равным 1.
Коэффициент КБМ водителя определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанном периоде времени.
7. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.
8. Коэффициент КБМ владельца транспортного средства - юридического лица (далее - КБМ юридического лица) определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.
Коэффициент КБМ юридического лица определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству по всем действующим договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо, и коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в период КБМ в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на следующий после периода КБМ день договоры обязательного страхования.
Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на период КБМ, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.
Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договора обязательного страхования определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на период КБМ, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.
При отсутствии в АИС ОСАГО сведений о договорах обязательного страхования, заключенных владельцем транспортного средства - юридическим лицом, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству устанавливается равным 1 по всем транспортным средствам, владельцем которых является данное юридическое лицо.
При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования данного юридического лица, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству устанавливается в размере коэффициента КБМ юридического лица с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.
Коэффициент КБМ юридического лица определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период времени в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.
9. Коэффициент КВС применяется для расчета страховой премии при заключении или внесении изменений в договор обязательного страхования, предусматривающий ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями.
10. Если в договоре обязательного страхования указано более 1 допущенного к управлению транспортным средством водителя, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении водителей, допущенных к управлению транспортным средством.
11. При определении водительского стажа используются данные водительского удостоверения о дате получения права управления транспортным средством соответствующей категории.
12. Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее - Т).
N п/п
|
Категория транспортного средства <1>
|
Определение размера страховой премии в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо или индивидуальный предприниматель
|
Определение размера страховой премии в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо
|
1
|
2
|
3
|
4
|
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства)
|
|||
1
|
Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси)
|
Т = ТБ x КТ x КБМ водителя <2> x КВС x КО x КМ x КС x КН
|
Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица <2> x КО x КМ x КС x КН x КПр
|
2
|
Транспортные средства категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей
|
Т = ТБ x КТ x КБМ водителя <2> x КВС x КО x КС x КН x КПр
|
Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица <2> x КО x КС x КН x КПр
|
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства
|
|||
3
|
Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси)
|
Т = ТБ x КБМ водителя <2> x КВС x КО x КМ x КП
|
Т = ТБ x КБМ юридического лица <2> x КО x КМ x КП x КПр
|
4
|
Транспортные средства категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей
|
Т = ТБ x КБМ водителя <2> x КВС x КО x КП x КПр
|
Т = ТБ x КБМ юридического лица <2> x КО x КП x КПр
|
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации
|
|||
5
|
Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси)
|
Т = ТБ x КТ x КБМ водителя <2> x КВС x КО x КМ x КП x КН
|
Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица <2> x КО x КМ x КП x КН x КПр
|
6
|
Транспортные средства категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей
|
Т = ТБ x КТ x КБМ водителя <2> x КВС x КО x КП x КН x КПр
|
Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица <2> x КО x КП x КН x КПр
|
--------------------------------
<1> Категории транспортных средств, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
<2> До 1 апреля 2019 года коэффициент КБМ в соответствии с приложением 5 к настоящему Указанию.
13. Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства и повторного технического осмотра транспортного средства, составляет до 20 дней включительно, и в этом случае применяется коэффициент КП - 0,2.
14. При определении размера страховой премии, дополнительно уплачиваемой либо подлежащей возврату в соответствии с пунктом 2.1 приложения 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204, 17 июня 2015 года N 37679, 29 декабря 2016 года N 45036, 28 апреля 2017 года N 46531, 15 ноября 2017 года N 48901, 5 марта 2018 года N 50253, 11 мая 2018 года N 51058, ее величина рассчитывается как разность страховой премии, рассчитанной по действующим на дату ее дополнительной уплаты (возврата) страховым тарифам и первоначально уплаченной страховой премии по договору. Полученная разность корректируется в размере ее доли, приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования, в течение которого действуют условия договора обязательного страхования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующим на дату уплаты дополнительной страховой премии (возврата части страховой премии).
15. Базовые ставки страхового тарифа и коэффициенты страховых тарифов, определенные в настоящем порядке, применяются страховщиками при определении размера страховой премии по договору обязательного страхования.
Приложение 5
к Указанию Банка России
от 4 декабря 2018 года N 5000-У
"О предельных размерах базовых
ставок страховых тарифов
(их минимальных и максимальных
значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке
их применения страховщиками
при определении страховой премии
по договору обязательного страхования
гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
КОЭФФИЦИЕНТ
СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ
СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕННОГО СТРАХОВЩИКАМИ
В ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПЕРИОДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ (КОЭФФИЦИЕНТ КБМ), И ПОРЯДОК ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПЕРИОД ПО 31 МАРТА 2019 ГОДА
N п/п
|
Класс на начало годового срока страхования
|
Коэффициент
|
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования
|
||||
0 страховых возмещений
|
1 страховое возмещение
|
2 страховых возмещения
|
3 страховых возмещения
|
Более 3 страховых возмещений
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
М
|
2,45
|
0
|
М
|
М
|
М
|
М
|
2
|
0
|
2,3
|
1
|
М
|
М
|
М
|
М
|
3
|
1
|
1,55
|
2
|
М
|
М
|
М
|
М
|
4
|
2
|
1,4
|
3
|
1
|
М
|
М
|
М
|
5
|
3
|
1
|
4
|
1
|
М
|
М
|
М
|
6
|
4
|
0,95
|
5
|
2
|
1
|
М
|
М
|
7
|
5
|
0,9
|
6
|
3
|
1
|
М
|
М
|
8
|
6
|
0,85
|
7
|
4
|
2
|
М
|
М
|
9
|
7
|
0,8
|
8
|
4
|
2
|
М
|
М
|
10
|
8
|
0,75
|
9
|
5
|
2
|
М
|
М
|
11
|
9
|
0,7
|
10
|
5
|
2
|
1
|
М
|
12
|
10
|
0,65
|
11
|
6
|
3
|
1
|
М
|
13
|
11
|
0,6
|
12
|
6
|
3
|
1
|
М
|
14
|
12
|
0,55
|
13
|
6
|
3
|
1
|
М
|
15
|
13
|
0,5
|
13
|
7
|
3
|
1
|
М
|
1. Коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.
2. Для определения класса владельца транспортного средства (водителя) (далее - класс) используются сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), содержащиеся в АИС ОСАГО.
3. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении владельца транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается владельцу транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении владельца транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, владельцу данного транспортного средства присваивается класс 3.
4. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений данным водителям присваивается класс 3. В случае если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, представленные сведения учитываются только в том случае, если водитель являлся владельцем транспортного средства.
5. При представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.
6. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
7. В случае если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, сведения о страховых возмещениях, осуществленных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.
8. В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен владельцу (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.
9. Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
Приложение 6
к Указанию Банка России
от 4 декабря 2018 года N 5000-У
"О предельных размерах базовых
ставок страховых тарифов
(их минимальных и максимальных
значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке
их применения страховщиками
при определении страховой премии
по договору обязательного страхования
гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
КОЭФФИЦИЕНТ
СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ
СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕННОГО СТРАХОВЩИКАМИ
В ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПЕРИОДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ (КОЭФФИЦИЕНТ КБМ), И ПОРЯДОК ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПЕРИОД С 1 АПРЕЛЯ 2019 ГОДА
ПО 31 МАРТА 2020 ГОДА
N п/п
|
Минимальный коэффициент КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 1 апреля 2019 года или прекратившим свое действие в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года
|
Коэффициент КБМ на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года в зависимости от количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования
|
||||
0 страховых возмещений
|
1 страховое возмещение
|
2 страховых возмещения
|
3 страховых возмещений
|
Более 3 страховых возмещений
|
||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
2,45
|
2,3
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
2
|
2,3
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
3
|
1,55
|
1,4
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
4
|
1,4
|
1
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
5
|
1
|
0,95
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
2,45
|
6
|
0,95
|
0,9
|
1,4
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
7
|
0,9
|
0,85
|
1
|
1,55
|
2,45
|
2,45
|
8
|
0,85
|
0,8
|
0,95
|
1,4
|
2,45
|
2,45
|
9
|
0,8
|
0,75
|
0,95
|
1,4
|
2,45
|
2,45
|
10
|
0,75
|
0,7
|
0,9
|
1,4
|
2,45
|
2,45
|
11
|
0,7
|
0,65
|
0,9
|
1,4
|
1,55
|
2,45
|
12
|
0,65
|
0,6
|
0,85
|
1
|
1,55
|
2,45
|
13
|
0,6
|
0,55
|
0,85
|
1
|
1,55
|
2,45
|
14
|
0,55
|
0,5
|
0,85
|
1
|
1,55
|
2,45
|
15
|
0,5
|
0,5
|
0,8
|
1
|
1,55
|
2,45
|
1. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
2. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства - физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее - КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, действующих на 1 апреля 2019 года или прекративших свое действие в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, определяется на основании минимального значения коэффициента КБМ из тех, которые были определены такому водителю по таким договорам обязательного страхования, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2019 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении данного минимального коэффициента КБМ указанного водителя.
Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого содержатся в АИС ОСАГО, но при этом сведения о котором отсутствуют в отношении договоров обязательного страхования, действующих на 1 апреля 2019 года или прекративших свое действие в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, устанавливается равным 1.
Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, устанавливается равным 1.
Коэффициент КБМ водителя определяется на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года, является неизменным в течение всего указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период времени.
3. Определение на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года коэффициента КБМ не является основанием для пересчета страховой премии по договорам обязательного страхования, заключенным до 1 апреля 2019 года.
4. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.
5. Коэффициент КБМ владельца транспортного средства - юридического лица (далее - КБМ юридического лица) на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных на указанный период времени для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.
Коэффициент КБМ юридического лица на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2019 года по всем действующим на 1 апреля 2019 года договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо, и коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на 1 апреля 2019 года договоры обязательного страхования.
Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству, в отношении которого содержатся сведения о договоре обязательного страхования, действующего на 1 апреля 2019 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на начало действия этого договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2019 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству.
Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договора обязательного страхования, прекратившего свое действие (в том числе досрочно прекращенного) в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на дату заключения указанного договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству.
При отсутствии в АИС ОСАГО сведений о договорах обязательного страхования, заключенных владельцем транспортного средства - юридическим лицом, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2019 года устанавливается равным 1 по всем транспортным средствам, владельцем которых является данное юридическое лицо.
При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо, и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования данного юридического лица, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2019 года устанавливается в размере коэффициента КБМ юридического лица с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.
Коэффициент КБМ юридического лица определяется на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года, является неизменным в течение всего указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период времени в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области