Решение Высшего Евразийского экономического совета от 25.12.2023 N 26 "Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы"

ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2023 г. N 26

ОБ ОСНОВНЫХ ОРИЕНТИРАХ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2024 - 2025 ГОДЫ

Высший Евразийский экономический совет решил:

1. Утвердить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы.

2. Рекомендовать правительствам и национальным (центральным) банкам государств - членов Евразийского экономического союза учитывать при проведении макроэкономической политики утвержденные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы.

3. Евразийской экономической комиссии проводить анализ мер, реализуемых государствами - членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики, и оценивать соответствие таких мер основным ориентирам макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы, утвержденным настоящим Решением.

4. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации

Утверждены
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 25 декабря 2023 г. N 26

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2024 - 2025 ГОДЫ

Настоящий документ разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и определяет наиболее важные для экономик государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) кратко- и среднесрочные задачи, а также содержит рекомендации по их решению.

Настоящий документ ориентирован на достижение основных целей Союза, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и целей, установленных Основными направлениями экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28, а также на реализацию Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12.

I. Основные тенденции развития мировой экономики

Экономическое развитие государств-членов в 2022 - 2023 годах происходило в условиях резких изменений состояния мировой экономики. Восстановительный рост после пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 оказался кратковременным и неустойчивым. Важным фактором, повлиявшим на изменение динамики развития мировой экономики, стало усиление влияния геополитических аспектов на глобальные экономические процессы.

Введение в отношении некоторых стран экономических санкций и ограничений, создающих ущерб для всей системы международной торговли, повлияло на усиление несбалансированности торговых и финансовых связей в мировой экономике. В свою очередь, разбалансировка международных производственно-логистических цепочек и перенаправление инвестиционных и производственных потоков снизили для многих стран возможность доступа к товарам, услугам, финансам и технологиям и усилили диспропорции экономического развития в глобальном масштабе.

В результате прирост мирового ВВП, показав оптимистичную восстановительную динамику в 2021 году, снизился в 2022 году до 3,4 процента, а в 2023 году, по оценкам международных организаций, замедлится до 2,8 процента с дальнейшей стабилизацией значения этого показателя на уровне 3 процентов.

Разбалансировка геоэкономических процессов сопровождалась глобальным ростом цен. В 2022 году, по данным международных организаций, инфляция в мире достигла 8,7 процента, что стало самым высоким значением с начала XXI века. Перебои в цепочках поставок, глобальные изменения в структуре мировых энергетических рынков и рост трансакционных и логистических издержек оказали сдерживающее влияние на объемы производства и привели к повышению стоимости товаров и услуг, в то время как окончание периода действия коронавирусных ограничений вызвало динамичное восстановление спроса. В совокупности с формированием избыточной ликвидности вследствие продолжавшегося длительное время количественного смягчения денежно-кредитной политики ведущих национальных (центральных) банков мира и стимулирующих бюджетных мер в большинстве крупнейших экономик это создало условия для критического усиления дисбалансов спроса и предложения как на мировых, так и на локальных рынках и роста инфляции до рекордно высоких значений. Во второй половине года на фоне снижения объемов стимулирования и принятия антиинфляционных мер динамика потребительских цен замедлилась. По итогам 2023 года ожидается снижение глобального роста потребительских цен до 7 процентов.

Рынки сырьевых ресурсов и продовольствия были отмечены высокой волатильностью и рекордными ценами, что было особенно характерно для энергетических ресурсов. Пик роста цен на них пришелся на середину 2022 года и был связан с переформатированием сырьевых рынков под воздействием геополитических шоков и санкционных ограничений. В дальнейшем на фоне формирования новых торговых связей и переориентации потоков энергетических ресурсов цены на них снизились и стали менее волатильными. Поддержанию цен на энергетические ресурсы способствовали снижение рисков рецессии в мировой экономике, рост деловой активности в Китайской Народной Республике (Китай), а также достигнутые договоренности о снижении добычи нефти в рамках ОПЕК+.

Продовольственные цены в течение 2 последних лет находятся выше долгосрочного тренда. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, цены на продовольствие достигли пика в марте 2022 г., начав затем постепенное снижение. Наряду с ростом производственных и логистических издержек значительное влияние на цены оказала ограниченность доступности ряда продовольственных товаров на фоне воздействия геополитических шоков. Рынок продовольствия, как и ряд других сырьевых рынков, столкнулся с применением некоторыми странами ограничительных и протекционистских мер в международной торговле, что дополнительно снижает продовольственную безопасность в наиболее нуждающихся странах.

Основным драйвером роста мировой экономики по-прежнему остаются страны Юго-Восточной Азии. В 2022 году китайская экономика под действием продолжающихся коронавирусных ограничений не достигла запланированных темпов роста, ограничившись 3 процентами, однако уже с начала 2023 года рост ВВП Китая ускорился под влиянием реализации отложенного спроса, динамичного ускорения сферы услуг и целевой государственной поддержки строительного сектора и высокотехнологичных производственных компаний. На 2023 год Народный банк Китая прогнозирует прирост ВВП на уровне 5 процентов, что соответствует поставленной Правительством Китайской Народной Республики цели. Индийская экономика, показав в 2021 году темп роста, близкий к двузначному, в 2022 году замедлилась до 7,2 процента, однако ВВП этой страны по-прежнему растет темпами, существенно превышающими среднемировое значение. Этому способствуют целевое стимулирование ключевых отраслей производства и реализация масштабных инфраструктурных проектов. На 2023 - 2024 финансовый год Резервный банк Индии прогнозирует рост ВВП на уровне 6,5 процента.

В отличие от азиатских стран, темпы роста экономик европейских и североамериканских стран оказались ниже среднемировых значений. Во II квартале 2023 г. экономика Европейского союза показала нулевой рост, что вызвано снижением чистого экспорта на фоне слабой динамики государственных расходов и расходов домохозяйств. В экономике Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии так же, как и в предыдущем квартале, наблюдался рост, близкий к нулевому значению, поддержанный положительным вкладом от потребления домохозяйств и государственных расходов. В этот же период положительный темп роста экономики Соединенных Штатов Америки поддерживался в основном за счет потребительских расходов. Сокращение бюджетных стимулов и повышение процентных ставок ведущими национальными (центральными) банками значительно охладили глобальный спрос и оказали сдерживающее влияние на темпы экономического роста как в крупнейших европейских и североамериканских странах, так и в развивающихся странах.

По оценкам международных организаций, экономический рост в развивающихся странах в среднесрочной перспективе стабилизируется на уровне около 4 процентов. В 2022 году инфляция в группе этих стран выросла до 9,8 процента, что стало максимальным значением за последние 2 десятилетия. Высокая доля импортных товаров на рынках развивающихся стран в совокупности с нестабильностью их национальных валют привели к повышению уровня потребительских цен по причине импорта инфляции как через ввоз товаров конечного потребления, так и через использование в национальном производстве импортных компонентов. При этом ужесточение условий кредитования в крупнейших экономиках мира ведет к росту стоимости внешнего финансирования для развивающихся экономик и оттоку капитала, создавая в наиболее уязвимых странах экономическую ситуацию, характеризующуюся одновременно высокой инфляцией, снижением устойчивости долга и медленным ростом ВВП.

По мере развития нового технологического уклада во всем мире возрастает роль высокотехнологичных производств, основанных на применении нано-, биоинженерных, информационных, цифровых и аддитивных технологий. Если период пандемии был отмечен ускоренным ростом фармацевтической и медицинской промышленности, телекоммуникационных услуг, видео- и компьютерной техники, систем управления базами данных, электронной торговли и удаленной занятости, то в 2022 - 2023 годах особую значимость стало приобретать широкое внедрение искусственного интеллекта, беспилотных транспортных средств, робототехнических устройств, аэрокосмических систем, развитие средств и способов передачи данных, а также медиатехнологий. Переход к новому технологическому укладу и активизация "зеленой" повестки ведут к изменению структуры энергопотребления в пользу возобновляемых источников энергии и повышают востребованность технологий энергосбережения и энергоэффективности. Снижение климатических рисков и экологизация экономики становятся важной составляющей стратегий развития большинства стран мира и международных организаций.

Таким образом, в последние годы мировая экономика развивалась в условиях действия ряда взаимоусиливающихся шоков: пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, нарастание геополитической напряженности, продовольственный и энергетический кризисы, резкий рост инфляции. В этих условиях замедление темпов глобального роста наряду с повышенной инфляцией и ростом долговой уязвимости осложняют для многих стран достижение Целей устойчивого развития ООН, снижая потенциал инвестирования в стратегически важные сферы, способные стать основой для дальнейшего устойчивого экономического развития в мировом масштабе. Это требует усиления международного сотрудничества и совместных усилий правительств, национальных институтов и международных организаций для обеспечения экономического благополучия в средне- и долгосрочной перспективе.

II. Развитие экономик государств-членов в 2022 - 2023 годах

В 2022 - 2023 годах экономическая динамика в государствах-членах была разнонаправленной. Рост геополитической напряженности и усиление санкционного давления в отношении отдельных государств-членов привели к снижению ВВП в целом по Союзу по итогам 2022 года на 1,6 процента. В 2022 году в Республике Армения темпы экономического роста увеличились с 5,8 до 12,6 процента, в Кыргызской Республике - с 5,5 до 6,3 процента, замедлился рост в Республике Казахстан с 4,3 до 3,2 процента. Спад экономической активности зафиксирован в Республике Беларусь - на 4,7 процента и в Российской Федерации - на 2,1 процента. В I полугодии 2023 г. экономическая динамика в Республике Армения и Кыргызской Республике несколько замедлилась (до 10,5 и 3,9 процента соответственно), в Республике Казахстан - ускорилась до 5 процентов. Экономики Республики Беларусь и Российской Федерации имеют тенденцию к восстановлению, динамика ВВП в этих государствах-членах в I полугодии 2023 г. вышла в область положительных значений и составила 2,0 и 1,6 процента соответственно.

Производство продукции сельского хозяйства в рамках Союза в 2022 году увеличилось на 9,4 процента за счет позитивной динамики во всех государствах-членах. Объем выполненных строительных работ вырос на 5,1 процента, пассажирооборот - на 4,1 процента. В то же время выпуск промышленной продукции в Союзе сократился на 0,6 процента, а грузооборот - на 2,7 процента за счет снижения этих показателей в ряде государств-членов, обусловленного внешними факторами.

За I полугодие 2023 г. промышленное производство в целом по Союзу выросло на 2,4 процента, в первую очередь за счет позитивной динамики в обрабатывающем секторе. На фоне формирования новых производственных связей, расширения альтернативных каналов поставок и развития импортозамещающих производств активизировалось производство пищевых продуктов, одежды и обуви, машин и оборудования, компьютеров, электрического оборудования, транспортных средств.

Инфляционный фон в государствах-членах в 2022 году оставался повышенным. Основной вклад в рост цен в большинстве государств-членов, за исключением Российской Федерации, внесла продовольственная инфляция. Во всех государствах-членах в периоды пиков инфляция достигала двузначных уровней. Для сдерживания динамики роста потребительских цен государства-члены принимали меры, направленные на его ограничение, а также на смягчение воздействия инфляции на уровень благосостояния населения. Принятые меры способствовали макроэкономической стабилизации, сдерживанию последствий распространения внешних шоков и защите сбережений населения. В результате принятых мер в I полугодии 2023 г. инфляционные процессы во всех государствах-членах существенно замедлились.

Инвестиции в основной капитал в 2022 году в рамках Союза выросли на 4,3 процента в годовом выражении, что почти в 2 раза меньше, чем годом ранее. Это произошло в условиях нарастающего оттока финансовых средств. По оценке Евразийской экономической комиссии, вывоз капитала частным сектором из Союза по итогам 2022 года вырос более чем в 2,5 раза в сравнении с 2021 годом и превысил 200 млрд долл. США.

Динамика инвестиций в основной капитал в государствах-членах была разнонаправленной. Рост инвестиционной активности в 2022 году наблюдался в Республике Армения, Республике Казахстан и Кыргызской Республике, что преимущественно обеспечивалось за счет внутренних источников финансирования. Позитивная динамика в этих государствах-членах сохраняется и в 2023 году. В Российской Федерации в 2022 году зафиксировано замедление годового прироста инвестиций с 8,6 до 4,6 процента, а в Республике Беларусь сокращение инвестиций в основной капитал достигло 19,1 процента от объема предыдущего года. Вместе с тем выбывшие финансовые средства из иностранных источников в указанных государствах-членах были в основном замещены за счет внутренних ресурсов и взаимных инвестиций из других государств-членов. В I полугодии 2023 г. в Республике Беларусь инвестиционная активность перешла в область положительных значений, составив 7,1 процента, а в Российской Федерации ускорилась до 7,6 процента.

Масштабное влияние финансовых и экономических ограничений потребовало от государств-членов, затронутых их воздействием, увеличения размера бюджетного импульса для поддержки экономической активности, а также объемов финансирования, направленных на содействие структурной перестройке экономик. Миграция капитала и рабочей силы из Российской Федерации и Республики Беларусь внесла вклад в улучшение макроэкономических показателей в других государствах-членах, поскольку это положительно сказалось на повышении деловой активности и динамике налоговых поступлений. Несмотря на избежание негативного развития ситуации в бюджетном секторе, в 2023 году риски в бюджетной сфере отдельных государств-членов продолжают сохраняться. Во всех государствах-членах бюджет на 2023 год запланирован дефицитным. Приоритетами бюджетной политики государств-членов остаются социальная сфера, инфраструктурные проекты, поддержка малого и среднего предпринимательства, инновационное и технологическое развитие.

По итогам 2022 года в большинстве государств-членов, за исключением Кыргызской Республики, улучшилось состояние счета текущих операций в условиях высоких цен на экспортируемые товары. Благоприятная ценовая конъюнктура компенсировала негативное воздействие на показатели внешней торговли государств-членов от замедления роста мировой экономики, а также от введения торговых и ограничительных мер в отношении Республики Беларусь и Российской Федерации. В I полугодии 2023 г. профицит торгового баланса в Республике Казахстан и Российской Федерации снизился относительно сопоставимого периода 2022 года. В Республике Беларусь сальдо торгового баланса перешло к дефициту, а в Республике Армения и Кыргызской Республике его дефицит расширился. Решающий вклад в динамику внесло увеличение импорта товаров во всех государствах-членах, поддерживаемое ростом экономической активности в Союзе. Дополнительным фактором в Республике Казахстан и Российской Федерации было снижение мировых цен на биржевые товары, экспортируемые этими государствами-членами. В части географической структуры внешней торговли наблюдается переориентация отдельных торговых потоков из государств-членов на перспективные быстрорастущие рынки стран Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока. Прирост поставок товаров государств-членов на рынки Китая и Республики Индии практически компенсировал сокращение товарооборота с западными странами.

Положительная динамика взаимной торговли была обеспечена перенаправлением торговых потоков на внутренний рынок Союза. В январе - июне 2023 г. объем взаимной торговли между государствами-членами увеличился более чем на 13 процентов. Доля оборота взаимной торговли во внешнеторговом обороте Союза за год увеличилась с 13 до 18 процентов, что отражает рост значимости внутреннего рынка Союза.

Государства-члены в 2022 - 2023 годах столкнулись с рядом беспрецедентных внешних шоков, оказавших влияние на их экономическое развитие. Макроэкономическая политика государств-членов в этот период была направлена на обеспечение ценовой, бюджетной и финансовой стабильности и адаптацию экономик к изменившимся условиям. В среднесрочной перспективе основные риски для экономического развития государств-членов связаны с нарастанием технологического отставания государств-членов от ведущих стран мира на фоне недостаточных темпов роста инвестиций в основной капитал, высокой доли импорта технологий и недостаточных объемов капиталовложений в сферу исследований, разработок и инноваций.

III. Основные ориентиры макроэкономической политики
государств-членов на 2024 - 2025 годы и рекомендуемые меры
по их достижению

По оценкам международных организаций, глобальная экономическая динамика в среднесрочной перспективе будет сдержанной. Согласно данным международных организаций, мировой экономический рост в 2024 - 2025 годах составит около 3 процентов ежегодно.

В Союзе с учетом постепенного снижения влияния внешних шоков на экономики государств-членов, адаптации населения и бизнеса к новым условиям хозяйствования, нормализации инфляционных процессов и восстановления внутреннего спроса, а также исходя из прогнозируемых данных государств-членов ожидается постепенное повышение темпов экономического роста до 2,4 процента в 2024 году и 3,0 процента в 2025 году. Экономический рост в Республике Армения и Кыргызской Республике несколько замедлится с учетом постепенного снижения влияния положительных трансграничных эффектов, связанных с миграционным притоком и увеличением объема денежных переводов. В Республике Армения рост экономики в среднесрочном периоде прогнозируется на уровне 7 процентов, в Кыргызской Республике - 4,7 - 5,0 процента. В Республике Казахстан на фоне снижения инфляции, смягчения денежно-кредитных условий и положительной динамики инвестиций ожидается повышение темпов экономического роста, который в 2024 - 2025 годах составит 5,0 - 5,6 процента. По мере структурной трансформации финансовых и торговых связей в Республике Беларусь и Российской Федерации идет процесс поступательного восстановления деловой и потребительской активности, однако снижение стоимости и объемов экспорта, умеренная динамика доходов населения и риски ужесточения санкций могут оказать понижательное давление на экономические перспективы в среднесрочном периоде. Согласно прогнозным данным, в Республике Беларусь рост экономики ускорится до 3,8 процента в 2024 году и 6,0 процента в 2025 году, в Российской Федерации составит 2,3 процента ежегодно. В результате экономическое развитие в рамках Союза в 2024 - 2025 годах будет достаточно сдержанным и подверженным влиянию внешних факторов.

В среднесрочном периоде ожидается постепенная нормализация мировых инфляционных процессов. Предполагается, что глобальный рост цен в 2024 году составит 4,9 процента, а в 2025 году - 3,9 процента. В силу опасений относительно финансовой стабильности ведущие национальные (центральные) банки перешли к более осторожному пересмотру процентных ставок. При этом базовая инфляция в большинстве стран мира все еще остается на повышенном уровне.

В сфере глобальных финансов основные риски связаны с наращиванием объемов заимствований в сочетании с ужесточением доступа к финансированию и высокими процентными ставками, что усилит факторы макроэкономической уязвимости и может оказать негативное влияние на бюджетную и долговую устойчивость в странах с высоким уровнем долга. В государствах-членах в случае реализации рисков усиления давления на доходную составляющую государственного бюджета при сохранении высокого уровня расходов и ухудшении конъюнктуры долгового рынка может потребоваться принятие мер в сфере поддержания бюджетной сбалансированности и управления долгом, направленных в том числе на снижение стоимости заимствований.

Обеспечение макроэкономической устойчивости является важнейшим условием для бесперебойной и эффективной работы экономической системы. Для активизации процессов экономического развития государств-членов критически важно ориентировать макроэкономическую политику на создание благоприятных условий для укрепления экономического потенциала, роста инвестиций и расширения производства товаров и услуг, что в свою очередь станет основой для достижения долгосрочной макроэкономической стабильности.

Важнейшим фактором, который будет влиять на динамику экономических процессов в Союзе в среднесрочной перспективе, станет масштаб притока инвестиций в производственный сектор экономики. На фоне значительного оттока капитала из Союза, а также снижения доступности внешних финансовых ресурсов особую значимость приобретают внутренние источники финансирования экономики и взаимные инвестиции государств-членов. В последние годы поддержку инвестициям в основном обеспечивает сохранение позитивного бюджетного импульса в отдельных государствах-членах, однако возможности для дальнейшего наращивания государственных расходов ограничены. Дальнейшие перспективы использования бюджетных средств находятся в плоскости повышения эффективности и результативности государственных инвестиций.

Снижению зависимости национальных финансовых систем от негативных внешних факторов будет способствовать сохранение тенденции к увеличению расчетов между субъектами государств-членов в национальных валютах.

В условиях возрастания демографических рисков важно и далее способствовать развитию единого рынка трудовых ресурсов в рамках Союза, формируя комфортные условия для сохранения и притока в государства-члены инновационно мыслящих, высококвалифицированных кадров.

Государствам-членам необходимо объединить усилия по укреплению своей производственной базы и развитию реального сектора экономики. Во всех государствах-членах степень износа основных фондов находится на уровне около 40 процентов и выше и продолжает увеличиваться, при этом в государствах-членах имеется существенный потенциал развития, связанный с обновлением и дозагрузкой производственных мощностей. Первостепенной задачей должно стать налаживание изготовления собственного технологического оборудования, на базе которого станут возможными обновление, расширение и модернизация производства в ключевых сферах, что позволит повысить производительность труда и создаст значимый мультипликативный эффект для экономик государств-членов.

Развитие кооперационных связей в промышленной, агропромышленной, инфраструктурной сферах должно обеспечить государства-члены высокотехнологичной и современной продукцией, производимой в рамках Союза. В настоящее время в Союзе создается механизм, предусматривающий поддержку промышленных инициатив и оказание финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности. Предполагается, что данный механизм начнет действовать в 2024 году. Вместе с тем после апробации разработанного механизма предлагается рассмотреть возможность более широкого внедрения его в практику, увеличивая количество совместных производств и качество производимой в рамках Союза продукции.

Использование преимуществ кооперации и внедрение новых технологических решений на основе консолидации усилий государств-членов позволят сделать продукцию, производимую в рамках Союза, конкурентоспособной и востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Учитывая возросшую значимость обеспечения функционирования внутреннего рынка Союза, важно направить усилия на его динамичное развитие, устранение барьеров и максимальное сокращение ограничений и изъятий, выстраивание новых логистических схем и ликвидацию "узких мест" в инфраструктуре. Необходимо развивать различные формы продажи и доставки товаров от производителя к потребителю для расширения рынков сбыта, включая электронную и организованную (биржевую) торговлю, оптовые и логистические центры, позволяющие сократить время доставки и оптимизировать цены на внутреннем товарном рынке. Представляется особо актуальным задействовать потенциал развития единого рынка услуг в рамках Союза, который позволит сократить издержки бизнеса, снизить стоимость и повысить качество услуг для населения государств-членов.

На международном уровне необходимо выстраивать новые производственные, логистические и торговые связи, используя благоприятное географическое положение государств-членов и возможности налаживания и укрепления равноправных и взаимовыгодных отношений с третьими странами по перспективным направлениям.

В 2024 - 2025 годах решение задач по улучшению макроэкономической среды, наращиванию инвестиций в развитие производства, повышению научно-технологического и производственного потенциала, реализации евразийских кооперационных проектов, а также по расширению возможностей внутреннего рынка Союза и развитию международного экономического сотрудничества создаст условия для выхода в перспективе на траекторию ежегодного прироста ВВП Союза темпами, превышающими темпы развития мировой экономики.

В предстоящий период государствам-членам для решения поставленных задач рекомендуется направить усилия на реализацию следующих мер.

Создание благоприятных макроэкономических условий для наращивания объемов инвестиций, в том числе:

поддержание стабильности цен;

развитие использования национальных валют государств-членов для осуществления расчетов во взаимной торговле;

обеспечение прямых взаимных котировок национальных валют и повышение ликвидности биржевых валютных рынков государств-членов;

проведение бюджетной консолидации, в том числе путем оптимизации бюджетных расходов и направления бюджетных средств в пользу расходов с наибольшим социально-экономическим эффектом;

привлечение для финансирования бюджетного дефицита средств в национальной валюте государств-членов для минимизации валютных рисков;

развитие кооперации путем реализации совместных кооперационных проектов, в том числе модернизации и (или) расширения существующего производства, посредством использования инструментов финансирования, предусмотренных правом Союза;

продолжение работы по развитию механизмов снижения рисков для розничных инвесторов и потребителей финансовых услуг, в том числе путем повышения финансовой грамотности и развития информационного взаимодействия между финансовыми организациями, операторами связи и органами государственной власти.

Развитие научно-технологического потенциала Союза, в том числе:

проведение совместных исследований государств-членов в сфере научно-технологического и инновационного развития на основе совместно определяемых приоритетов научно-технического прогресса;

разработка и реализация стратегической программы научно-технического развития Союза, имеющей рамочный характер;

создание и реализация государствами-членами совместных масштабных высокотехнологичных проектов, способных стать символами евразийской интеграции;

объединение усилий по локализации высокотехнологичных производств на территориях государств-членов в приоритетных для государств-членов направлениях;

развитие цифровых технологий в отраслях экономик государств-членов, цифровой трансформации рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

реализация программы повышения квалификации исследователей (включая магистрантов, аспирантов) посредством взаимных стажировок в научных организациях и вузах государств-членов в соответствии с Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 августа 2023 г. N 18;

проработка вопросов, касающихся сближения квалификационных требований по наиболее востребованным профессиям на рынке труда Союза и порядка подтверждения профессиональных квалификаций.

Укрепление производственной базы государств-членов и развитие кооперации в реальном секторе, в том числе:

создание условий для развития промышленного сотрудничества между государствами-членами в соответствии с основными направлениями промышленного сотрудничества, утверждаемыми Евразийским межправительственным советом;

развитие кооперационных связей промышленных комплексов государств-членов, формирование евразийских производственных цепочек, расширение участия в них малых и средних промышленных компаний;

развитие сотрудничества с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями в части применения в рамках Союза наилучших мировых практик, развития международной производственной и научно-технической кооперации, создания условий для продвижения промышленных товаров на рынки третьих стран;

содействие установлению деловых связей между научно-исследовательскими организациями, институтами развития и промышленными предприятиями государств-членов;

развитие сотрудничества государств-членов в сфере цифровой трансформации промышленности;

развитие высокотехнологичных секторов агропромышленного комплекса, существенно снижающих зависимость от поставок из третьих стран;

унификация законодательства государств-членов в сферах испытания сортов и семеноводства сельскохозяйственных растений в соответствии с перечнем мер, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 21 мая 2021 г. N 7;

продолжение работы по развитию взаимодействия государств-членов в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии по направлениям, представляющим взаимный интерес;

реализация мероприятий, направленных на эффективное использование транзитного потенциала и координацию развития транспортной инфраструктуры евразийских транспортных коридоров;

продолжение работы по установлению в технических регламентах Союза требований к продукции, основанных на передовых международных и региональных стандартах (с учетом достаточных переходных периодов, необходимых для подготовки промышленности к переходу на такие требования, и особенностей государств-членов), создающих условия и возможности для производства конкурентоспособной, высокотехнологичной и инновационной продукции.

Развитие внутреннего рынка Союза и расширение экспортных возможностей, в том числе:

устранение барьеров, сокращение изъятий и ограничений, а также недопущение возникновения новых барьеров на внутреннем рынке Союза;

подготовка и согласование проекта положения о разработке, финансировании и реализации совместных проектов Союза;

продолжение формирования общего биржевого (организованного) рынка товаров в рамках Союза;

формирование общего электроэнергетического рынка, общего рынка газа, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

продолжение работы по созданию общего рынка транспортных услуг и формированию единого транспортного пространства в рамках Союза;

проработка вопроса определения целесообразности расширения номенклатуры товаров для формирования индикативных балансов спроса и предложения по отдельным сельскохозяйственным товарам и продовольствию;

активизация формирования в рамках Союза единого рынка услуг;

создание благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Союза;

продолжение работы по интенсификации торгово-экономического сотрудничества с третьими сторонами с целью расширения экспортных возможностей;

обеспечение функционирования Евразийской перестраховочной компании;

проработка возможности участия государств - наблюдателей при Союзе в отдельных инициативах в рамках Союза;

выстраивание системного диалога с ключевыми региональными экономическими объединениями, международными и региональными организациями в целях налаживания взаимовыгодного сотрудничества и продвижения интересов Союза на мировом рынке.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области