Решение Верховного Суда РФ от 31.05.2023 N АКПИ23-274 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании не действующим в части подпункта "б" пункта 3.3 Типового договора аренды лесного участка (лесных участков) для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2023 г. N АКПИ23-274

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иркутской региональной природоохранной и правозащитной общественной организации "Сохраним природу вместе" о признании не действующим в части подпункта "б" пункта 3.3 Типового договора аренды лесного участка (лесных участков) для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 542,

установил:

приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 542 (далее также - Приказ) утверждены типовые договоры аренды лесных участков согласно приложениям 1 - 16 к Приказу, в том числе Типовой договор аренды лесного участка (лесных участков) для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее также - Типовой договор). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 7 декабря 2020 г., регистрационный номер N 61320, и размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2020 г.

Подпунктом "б" пункта 3.3 Типового договора предусмотрено, что арендатор имеет право осуществлять на лесном участке (лесных участках) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создание лесной инфраструктуры.

Иркутская региональная природоохранная и правозащитная общественная организация "Сохраним природу вместе", осуществляющая деятельность в области охраны окружающей среды в целях защиты прав граждан, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании подпункта "б" пункта 3.3 Типового договора не действующим в части, в которой он допускает создание арендатором на лесном участке (лесных участках) лесных дорог, предназначенных для перевозки заготовленной древесины и проезда к арендованным для заготовки древесины лесным участкам, ссылаясь на его противоречие положениям части 4 статьи 12, части 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ). Полагает, что данный подпункт позволяет предоставлять лесные участки для целей строительства лесных лесовозных дорог без проведения торгов и с возможностью проведения выборочных и сплошных рубок лесных насаждений в защитных лесах, что противоречит их целевому назначению, нарушает права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

Административный ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) в письменных возражениях на административный иск и заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административный иск указали, что Приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, оспариваемое положение Типового договора не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права административного истца.

Представитель административного истца П. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Минприроды России Н. поддержала изложенную в письменных возражениях правовую позицию, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Минюст России письменно заявил ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.

Выслушав представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью 7 статьи 73.1 ЛК РФ типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 данного кодекса.

Согласно подпункту 5.2.144(1) пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, Минприроды России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Типовой договор, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2021 г. N АКПИ21-747.

Оспариваемое положение Типового договора предусматривает право арендатора лесного участка, предоставленного для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществлять на таком участке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создание лесной инфраструктуры и нормам Лесного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается административный истец, не противоречит.

Линейными объектами в силу пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов являются самостоятельными видами использования лесов, которые осуществляются в соответствии со статьей 21 названного кодекса.

Статьей 45 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 данного кодекса для строительства линейных объектов (часть 2); лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 этого кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3).

В соответствии со статьей 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (часть 1). Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (часть 4). Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

Следовательно, действующим законодательством допускается создание объектов лесной инфраструктуры при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, с чем согласуется предоставляемое арендатору подпунктом "б" пункта 3.3 Типового договора право на создание лесной инфраструктуры.

Указанное положение Типового договора исходя из его буквального содержания обусловливает реализацию указанного права необходимостью соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка создания объектов лесной инфраструктуры, что исключает предполагаемую административным истцом возможность проведения противоречащих целевому назначению защитных лесов выборочных и сплошных рубок в них.

При этом использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (статья 88 ЛК РФ) и после подачи лесной декларации (статья 26 ЛК РФ), порядок заполнения и подачи которой, утвержденный приказом Минприроды России от 29 апреля 2021 г. N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме", предусматривает необходимость указания сведений о создании (сносе) объектов лесной инфраструктуры.

В связи с этим доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений законодательству, имеющему большую юридическую силу, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

С учетом того, что подпункт "б" пункта 3.3 Типового договора не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Иркутской региональной природоохранной и правозащитной общественной организации "Сохраним природу вместе" о признании не действующим в части подпункта "б" пункта 3.3 Типового договора аренды лесного участка (лесных участков) для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 542, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области