Решение Верховного Суда РФ от 30.03.2011 N ВКГПИ11-13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично незаконным Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2011 г. N ВКГПИ11-13

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н., при секретаре А., с участием представителя Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - В., а также старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры Богданова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании противоречащим действующему законодательству распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 года N 1330-р, в части отнесения территории городка N 49 (г. Архангельск), на которой расположен дом по адресу ул. Дежневцев, д. 15, корп. 1, к закрытым военным городкам,

установила:

заявитель обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать незаконным вышеуказанное распоряжение Правительства Российской Федерации в части отнесения к закрытым военным городкам территории городка N 49 (г. Архангельск), на которой расположен дом по адресу ул. Дежневцев, д. 15, корп. 1.

В обоснование заявления заявитель указала, что включение в перечень военных городков территории, на которой расположен указанный дом, противоречит требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Устава внутренней службы, в соответствии с которыми на территории закрытого военного городка действует пропускной режим, а также она огораживается. Территория, на которой находится указанный жилой дом, не огорожена, к дому имеется свободный доступ, воинская часть, к которой он относился, расформирована. Отнесение указанной территории к закрытым военным городкам препятствует приватизации занимаемого ею жилого помещения.

Заявитель Г. своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания извещена, однако в суд не явилась и просила рассмотреть заявление без ее участия.

В возражении на заявление представитель Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации В., полагая, что указанное в заявлении распоряжение Правительства Российской Федерации, как в целом, так и в оспариваемой части, не противоречит действующему законодательству, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий, просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

Выслушав объяснения представителя Правительства и Министерства обороны Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 114 и части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статьями 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет, в том числе, возложенные на него федеральными законами полномочия, на основании и во исполнение которых издает акты в форме постановлений и распоряжений, которые подписываются председателем Правительства Российской Федерации и обязательны для исполнения в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.

Изложенное указывает на то, что обязанность по утверждению Перечня закрытых военных городков возложена на Правительство Российской Федерации путем включения их в соответствующий Перечень.

На основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации 1 июня 2000 года издало распоряжение N 752-р, утвердившее Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1330-р от 15 сентября 2009 года в распоряжение Правительства Российской Федерации N 752-р от 1 июня 2000 года были внесены изменения и дополнения.

В частности, в перечень закрытых военных городков включен городок N 49 (г. Архангельск).

Таким образом, оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации утверждено уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вопреки мнению заявителя, вышеуказанное распоряжение Правительства Российской Федерации в оспариваемой части прав заявителя не нарушает.

Утверждения в заявлении о том, что решением суда установлено то обстоятельство, что указанная территория не огорожена, а также в указанном городке отсутствует пропускной режим, а воинская часть расформирована, на правомерность принятого Правительством Российской Федерации распоряжения не влияют.

Кроме того, в решении суда, на которое ссылается заявитель, содержится вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении воинскими должностными лицами своих обязанностей, что не означает неправомерность определения Правительством Российской Федерации статуса указанной территории.

Не могут быть признаны свидетельством нарушения прав заявителя и отказ в приватизации занимаемого ею жилья со ссылкой на статус военного городка, поскольку на Правительство Российской Федерации в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации возложена обязанность осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а вопросы приватизации жилых помещений, находящихся в закрытых военных городках, регулируются Законом РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

В удовлетворении заявления Г. о признании противоречащим действующему законодательству распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 года N 1330-р, в части отнесения территории городка N 49 (г. Архангельск), на которой расположен дом по адресу ул. Дежневцев, д. 15, корп. 1, к закрытым военным городкам, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий:
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.КОРОНЕЦ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области