Решение Верховного Суда РФ от 29.11.2000 N ГКПИ2000-1313 <О признании недействительными частей 3 и 4 п. 6 "Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров", утвержденного ГТК России 28.07.1995, 22.08.1995 N 01-20/11927>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2000 г. N ГКПИ 2000-1313

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                     Дончило В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью "БФК плюс" о признании недействительными ч. 3 и 4 п. 6 "Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров", утвержденного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 28 июля 1995 г., по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации,

установил:

ООО "БФК плюс" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительными ч. 3 и 4 п. 6 "Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров", утвержденного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 28 июля 1995 г., по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, т.к. положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему законодательству.

ГТК России установил новую обязанность, не предусмотренную ни Таможенным кодексом РФ, ни каким-либо иным федеральным законом для граждан и юридических лиц по уплате суммы процентов за фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров в режиме временного ввоза (вывоза), в результате чего существенно нарушены права заявителя.

В судебном заседании представитель ООО "БФК плюс" Шевелев А.А. поддержал заявленные требования, уточнив, что положения оспариваемого акта противоречат ст. 72 ТК РФ.

В связи с тем, что ООО "БФК плюс" обращалось за защитой своих прав в арбитражный суд и в Конституционный Суд РФ, заявитель просил восстановить пропущенный срок для подачи жалобы.

Представители ГТК России Храмова У.Ю. и Минфина России Блажко Д.В. возражали против удовлетворения жалобы, т.к. нормативный акт принят в пределах полномочий ГТК России, положения пункта 6 Порядка регулируют правоотношения декларанта и государства при смене одного режима на другой и не нарушает прав заявителя.

Представитель Минюста России Соловьева Л.В. жалобу признала обоснованной.

Выслушав объяснения представителя ООО "БФК плюс" Шевелева А.А., представителей заинтересованных лиц ГТК России Храмовой У.Ю., Минфина России Блажко Д.В., Минюста России Соловьевой Л.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации 28 июля 1995 г. по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утвердил "Порядок уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров".

Указанный нормативный акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 1995 г., регистрационный номер 927.

Согласно частям 3 и 4 пункта 6 "Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров" за фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов за время нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза (вывоза) взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам.

Порядок взимания процентов применяется тот же, как если бы по товару была предоставлена отсрочка либо рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов.

Данные положения Порядка регулируют правоотношения декларанта и государства при смене одного режима на другой.

Из объяснений представителя ГТК России Храмовой У.Ю. в суде следует, что законодатель в Таможенном кодексе РФ не установил, при каких условиях возможна смена одного режима на другой. ГТК России, руководствуясь ст. 24 ТК России, утвердил "Порядок уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров".

Указанный порядок регулирует процедуру уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе, а также предусматривает экономические барьеры в целях предотвращения использования таможенного режима временного ввоза для уклонения от уплаты таможенных платежей.

Таможенным кодексом РФ установлен такой вид таможенного режима, как временный ввоз (вывоз).

Содержание данного вида таможенного режима предусматривает пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Таможенный режим временного ввоза допускает уплату таможенных платежей периодически (за каждый месяц 3% общей суммы).

В силу частей 4 и 5 ст. 72 ТК России общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

В случае, если указанные суммы станут равными, то товар считается выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии с таможенным режимом экспорта при условии, что в отношении этого товара не применяются меры экономической политики.

Частью 1 пункта 6 Порядка установлена обязанность по уплате процентов за фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов за время нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза (вывоза). Между тем ТК России не предусматривает такую ответственность при изменении таможенного режима временного ввоза на таможенный режим выпуска для свободного обращения.

Ссылки представителя ГТК России на то, что ТК России предусматривает возможность взимания процентов в случаях нарушения или изменения декларантом ранее заявленных намерений, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Таможенный кодекс РФ устанавливает уплату процентов: при неосуществлении фактического ввоза товаров в установленные сроки при помещении товара под режим таможенного склада; при таможенных режимах свободной таможенной зоны и свободного склада; реэкспорта товаров (ст. ст. 45, 84, 101 ТК России).

Статьей 121 ТК России предусмотрено предоставление плательщику в исключительных случаях отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым этим банком кредитам.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации согласно ст. 24 ТК России вправе в пределах своей компетенции впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Таможенный режим - есть совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.

Возможность взимания процентов при изменении таможенного режима временного ввоза на таможенный режим выпуска для свободного обращения по своей правовой природе является ответственностью плательщика при изменении им таможенного режима.

В соответствии со ст. 25 ТК России лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.

Ответственность плательщика в виде взимания процентов за фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов за время нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза (вывоза) Таможенным кодексом РФ не предусмотрена.

Взимание не предусмотренных законом процентов при уплате таможенных пошлин, налогов нарушает имущественные права юридического лица.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему таможенному законодательству, приняты государственным органом с превышением его полномочий и нарушают права юридического лица, жалоба подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу ООО "БФК плюс" о признании недействительными ч. 3 и 4 п. 6 "Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров", утвержденного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 28 июля 1995 г., по согласованию с Министерством финансов России - удовлетворить: признать недействительными части 3 и 4 п. 6 "Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров", утвержденного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 28 июля 1995 г., по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и не порождающим правовых последствий со дня его издания.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области