Решение Верховного Суда РФ от 29.10.2003 N ГКПИ03-1114 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 36 Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС РФ от 06.05.2003 N 236>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1114

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                   Баенском А.А.,
    с участием прокурора                           Гончаровой Н.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нестеренко Александра Владимировича о признании недействующим пункта 36 Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 6 мая 2003 г. N 236, в части слов: "но не выше норм, предусмотренных настоящим Положением",

установил:

Нестеренко А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим п. 36 Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 6 мая 2003 г. N 236, в части слов: "но не выше норм, предусмотренных настоящим Положением".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству, т.к. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не содержит ограничений по оплате ни в зависимости от вида транспорта, ни по сумме произведенных расходов на проезд. Не содержит оно и указаний на делегирование таких полномочий Правительству РФ или федеральным министерствам. В результате издания нормативного правового акта нарушаются его права как сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно на личном транспорте.

Заявитель Нестеренко А.В. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц: МЧС России Ермаков Ю.И., Литвин Ю.А., Минюста России Обушенко Л.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы сотрудников МЧС России.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц МЧС России Ермакова Ю.И., Литвина Ю.А., Минюста России Обушенко Л.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 мая 2003 г. N 236 утверждено Положение о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МЧС России.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2003 г., регистрационный N 4562.

В силу пункта 5 настоящего Постановления МЧС России выдает воинские перевозочные документы сотрудникам на проезд железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом перед осуществлением проезда. При приобретении сотрудником проездных и перевозочных документов за свой счет понесенные им расходы возмещаются в порядке, установленном Министерством.

В пункте 36 Положения "О порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МЧС России" Министерство установило, что лицам, которые не получили или не использовали воинские перевозочные документы, расходы возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, предусмотренных настоящим Положением. Такие нормы приведены в пункте 37 Положения, и заявителем они не оспариваются.

Заявитель полагает, что действующее законодательство предоставляет ему право на оплату проезда на личном транспорте к месту проведения отпуска и обратно.

Между тем согласно статьям 45 и 46 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, сотруднику органов внутренних дел оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно. При этом законодатель не установил компенсаций для данной категории лиц в случае использования ими личного транспорта для этих целей в отличие от использования сотрудником органов внутренних дел в служебных целях личного транспорта (статья 54 настоящего Положения).

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и никаких дополнительных компенсационных выплат указанным категориям сотрудников не предусмотрено.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, заявление Нестеренко А.В. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Нестеренко Александра Владимировича о признании недействующим пункта 36 Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 6 мая 2003 г. N 236, в части слов: "но не выше норм, предусмотренных настоящим Постановлением", - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области